как седой дятел, пухляк, обыкновенная пищуха, овсянка-ремез, кедровка, сибирская чечевица, неоднократно наблюдались во время кормёжки на каменистых склонах гор, на скалистых выходах и по снежным выдувам на земле. Почти все эти птицы, кроме бекаса-отшельника, щура, сибирской завирушки, оляпки и воробьиного сыча, во время кочёвок заходят в Каблинский Алтай, а некоторые, видимо, выходят на юго-запад за его пределы. Так, 25 декабря 1972 сибирские чечевицы были встречены в пограничной части южных предгорий Калбы (село Самарка) и Зайсанской котловины.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 889: 1619-1621
Характер пролёта водоплавающих птиц через Белое море
В.В.Бианки
Второе издание. Первая публикация в 1975*
Через район Белого моря в разных направлениях мигрирует большое количество водоплавающих птиц, которые обитают летом от Кольского полуострова до Таймыра, а зимуют в Северной Атлантике, Западной и Южной Европе.
Вдоль северных побережий Европы через Печорское и Баренцево моря летят полярная гагара Gavia adamsii, хохлатый баклан Phala-crocorax aristotelis, гаги - обыкновенная Somateria mollissima, гребе-нушка Somateria spectabilis и малая Polysticta stelleri, средний поморник Stercorarius pomarinus, моевка Rissa tridactyla, бургомистр Larus hyperboreus, полярная крачка Sterna paradisaea, чистиковые и некоторые другие. Одни из них совершают дальние миграции (крачка, поморник), другие — местные кочёвки (гаги, чистик Cepphus grylle). Все эти морские птицы мигрируют морем, поднимаясь над водой обычно не более, чем на несколько десятков метров. Белое море для них является «миграционным тупиком». И хотя небольшое число их заходит в него при кочёвках, с наступлением зимы они вынуждены возвращаться в Баренцево море. Гнездящиеся тут обыкновенные гаги в большинстве своём остаются здесь же зимовать, а гагарки Alca torda и линяющие малые гаги мигрируют через Воронку и Горло Белого моря. Только не-
* Бианки В.В. 1975. Характер пролёта водоплавающих птиц через Белое море // Материалы Всесоюз. конф. по миграциям птиц. М., 1: 178-180.
большое число полярных крачек перелетает в вершину Кандалакшского залива через основание Кольского полуострова.
Мощный поток мигрантов, пролетающих осенью через районы Белого моря на юго-запад, составляют гагары, лебеди, гуси, казарки и утки, которые гнездятся в тундре и лесотундре, восточнее его. За осень здесь отмечали визуально до 130-170 тыс. водоплавающих птиц. Они летят двумя основными потоками, огибая Онежский полуостров с северо-запада или пересекая его через Унскую губу. Таким образом, общее число птиц, пролетающих низко в светлое время суток, можно оценить в 300-500 тысяч. В Финском заливе, лежащем на этом же пролётном пути, визуально отмечали такое же количество водоплавающих птиц (Иыги 1963).
Однако визуально удаётся наблюдать только 10-50% от числа птиц, которое отмечают с помощью радара (Rabol 1967 - цит. по: Якоби, Иыги 1972). Следовательно, через Белое море должно пролетать всего 0.65.0 млн. водоплавающих. И действительно, судя по радарным данным, Беломорско-Балтийским путём мигрирует осенью до 5 млн. уток и гусей (Bergrfian, Donner 1964). Но такого обилия птиц не удаётся увидеть ни на воде, ни в полёте. Следовательно, большинство мигрантов пролетает район Белого моря транзитом. К такому же выводу мы пришли, анализируя материалы по летней миграции синьги Melanitta nigra к местам линьки (Бианки, Краснов 1974).
Наиболее концентрированно мигрируют через Белое море белощёкая Branta leucopsis и чёрная B. bernicla казарки, летящие с северо-востока. Они останавливаются здесь на отдых и кормёжку, почти не встречаясь на пресных водоёмах в стороне от него. Значительной концентрации и численности достигают осенью в Онежском заливе чернозобая Gavia arctica и краснозобая G. stellata гагары, морянка Clangula hyemalis, несколько меньшей — синьга и турпан Melanitta fusca и ещё меньшей — морская чернеть Aythya marila и свиязь Anas penelope. Через Белое море пролетают части географический популяций этих видов, обитающих к востоку до бассейнов Оби, Енисея и Пясины (Тугаринов 1937; Шеварева 1974). Все они обычны или многочисленны на гнездовании в европейской тундре и лесотундре (Дмоховский 1933; Михеев 1939; Семёнов 1939, Успенский 1965). На пресных водоёмах из названных видов только морская чернеть и свиязь образуют значительные скопления (Немцев 1956).
Хохлатая чернеть Aythya fuligula, тоже образующая, по-видимому, одну географическую популяцию от Прибалтики до бассейна Оби (Ми-хельсон, Меднис 1974), мигрирует над материком, мало показываясь на море. Кряква Anas platyrhynchos, чирок-свистунок A. crecca, шилохвость A. acuta и гоголь Bucephala clangula образуют в Европейской части СССР по 2-4 географических популяции (Шеварева 1968а,б; Ле-
бедева, Шеварева 1969; Исаков 1969; Бианки, Коханов, Скокова, в печати). Через район Белого моря пролетает сравнительно небольшое количество особей этих видов с территории, достигающей на востоке бассейна реки Печоры. Эти утки не концентрируются на море, останавливаясь на многочисленных пресных водоёмах. В поперечном сечении широкий поток этих мигрантов наиболее равномерен.
Мест, подходящих для остановок гусей: гуменника Anser fabalis, белолобого A. albifrons и серого A. anser,— значительно меньше, чем для пресноводных уток. Поэтому на удобных приморских лугах Бело-морья они образуют заметные скопления. На материке немало их останавливается в поймах рек и на обширных болотах (Хорев 1965; Лебедева 1968а,б). Лебеди летят, видимо, сходным с гусями образом. Район Белого моря они минуют широким потоком, собираясь на подходящих мелководьях по нескольку десятков — более сотни особей.
В этом же направлении летят осенью гнездящиеся на Белом море североевропейская серебристая Larus argentatus и сизая Ь. canus чайки, большинство полярных крачек, а также значительное количество куликов. Все водоплавающие птицы, мигрирующие от Белого моря на
о
юго-запад, летят преимущественно на высоте 500-3500 м (Якоби, Иыги 1972), многие из них стаями по несколько сотен особей.
В южном направлении пролетают через Белое море только длинноносый крохаль Mergus serrator, клуша Ьагш fuscus, западносибирская серебристая чайка Ьагш heuglini, небольшое число больших морских чаек Ьагш шагтш и беломорских шилохвостей (Бианки 1967; Татаринкова 1970). После остановок на реках и озёрах эти мигранты достигают районов Каспийского, Чёрного, а некоторые и Средиземного морей. Над сушей они пролетают на значительной высоте, не образуя больших стай.