Научная статья на тему 'Состояние и проблемы устойчивого развития предприятий экономики региона'

Состояние и проблемы устойчивого развития предприятий экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / СФЕРА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / ОБОРОТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / MANAGEMENT / ENTREPRENEURSHIP / ENTERPRISE DEVELOPMENT FACTORS / THE SCOPE OF SERVICES / TURNOVER / GOVERNMENT SUPPORT / INVESTMENT / EFFICIENCY OF OPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов М. А.

В статье рассмотрены вопросы устойчивого развития предприятий в регионе. При этом особое внимание уделено социально-экономическим параметрам функционирования предпринимательства. Приводится анализ деятельности объектов и повышения эффективности развития бизнеса в данной сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES ECONOMIC REGION

The article considers issues of sustainable development of enterprises in the region. With special attention paid to socio-economic parameters of the functioning of business. We give an analysis of facilities and enhancing the efficiency of business development in this sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы устойчивого развития предприятий экономики региона»

Таблица 8. Взаимозависимость инструментов управления и угроз корпорации

Внутре нние угрозы Внешние угрозы

Угрозы в сфере управления Угрозы ресурсного обеспечения Угрозы производственной деятельности Мотивационные Технологические Рыночные Научно- технические Политические Социальные Финансовые

Диверсификация • • • • •

Страхование • • • •

Хеджирование • • • • •

Охрана • • •

Информационная

безопасность

Кадровая • • • • •

политика

Финансовый

мониторинг

Контроллинг и

управленческий • • • • • •

учет

Бюджетирование • • • • •

функцией от трех основных составляющих:

Ц = f (У, И, Р),

где

У - перечень текущих и прогнозируемых угроз;

И - имеющиеся у корпорации инструменты обеспечения экономической безопасности;

Р - ресурсы, которые корпорация выделяет на создание системы экономической безопасности.

Исходя из вышесказанного любая выбранная стратегия обеспечения экономической безопасности должна включать характеристику внешних и внутренних угроз; определение и мониторинг факторов, укрепляющих или разрушающих устойчивость его производственноэкономического положения на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу; определение критериев и пороговых значений показателей, характеризующих интересы корпорации и отвечающих требованиям ее экономической безопасности. Для достижения поставленной перед системой экономической безопасности корпорации цели

- обеспечения ее экономической безопасности необходимо решение системой следующего комплекса задач:

• выявление круга объектов системы экономической безопасности корпорации, функциональных связей между ними и значимости каждого для экономической безопасности корпорации;

• определение состояния защищенности экономической безопасности корпорации путем реализации модели экономической безопасности, включающей комплекс параметров деятельности корпорации, ее дочерних обществ с использованием пороговых значений;

• оценка и мониторинг уровня защищенности и обеспеченности экономической безопасности корпорации и эффективности менеджмента по ее обеспечению;

• разработка, внедрение и контроль функционирования системы внутренней правовой защиты, придающей легитимность системе экономической безопасности корпорации и являющейся ее инструментарием;

• прогнозирование экономической безопасности корпорации и планирование системы ее экономической безопасности с целью определения будущего состояния дочерних обществ, определяющих уровень экономической безопасности корпорации и мероприятий по управлению их экономической защищенностью.

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Гасанов М.А., д.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭИДНЦ РАН, профессор

В статье рассмотрены вопросы устойчивого развития предприятий в регионе. При этом особое внимание уделено социально-экономическим параметрам функционирования предпринимательства. Приводится анализ деятельности объектов и повышения эффективности развития бизнеса в данной сфере экономики.

Ключевые слова: управление, предпринимательство, факторы развития предприятий, сфера оказания услуг, оборот, государственная поддержка, инвестиций, эффективность функционирования.

STATUS AND PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES ECONOMIC REGION

Gasanov M., Doctor of Economic Sciences, a leading researcher, Professor ISEIDNZ RAN

The article considers issues of sustainable development of enterprises in the region. With special attention paid to socio-economic parameters of the functioning of business. We give an analysis offacilities and enhancing the efficiency of business development in this sector of the economy

Keywords: management, entrepreneurship, enterprise development factors, the scope of services, turnover, government support, investment, efficiency of operation.

В современных условиях, когда экономика ориентируется на ны, Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагес-

рыночные отношения, отмечаются её стабильность и подъём, осо- тан.

бое значение приобретает малое предпринимательство как ключе- Сейчас, когда речь идёт о развитии малого предприниматель-

вой фактор и приоритет социально-экономического развития стра- ства в условиях рынка, предполагается в первую очередь финанси-

рование инвестиционных проектов в таких приоритетных отраслях, как: аграрно-промышленный комплекс, малое промышленное производство, малая строительная индустрия, информатизацион-ный ресурс и средства связи, инфраструктурные услуги и т.д. Таким образом, малое предпринимательство относится к числу приоритетных направлений развития экономики РФ, её регионов и РД.

В первую очередь необходимо обратить внимание на ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, призванных обеспечивать доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, а также на развитие эффективной инфраструктурной составляющей поддержки малого бизнеса. Задача заключается в совершенствовании и обеспечении информатизаци-онного, образовательного, консультативного, правового аспектов предпринимательства, в оказании имущественной поддержки субъектов малого бизнеса, создании институтов и механизмов страхования деятельности в этой сфере экономики, размещении государственных и муниципальных заказов, развитии финансового лизинга как одной из основ устойчивого развития предпринимательства.

Анализ опыта показывает что, там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности - таковы результаты сравнительного сегмента предпринимательства. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет расти средний класс и тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Таким образом, будет развиваться инициатива, а граждане, в частности, население региона будут все больше брать ответственности на себя за результаты своего практического труда.

При этом надо иметь в виду, что сдерживающими факторами развития бизнеса в регионах являются: ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам из-за требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования малого бизнеса, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы. Кроме того надо учитывать отсутствие достоверной отчетности, включая статистическую, по основным видам деятельности субъектов малого предпринимательства.

Нельзя сбрасывать со счетов и такие проблемы, как: административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса, что является причиной недостаточного уровня развития малого предпринимательства. А в сфере транспортной инфраструктуры он вообще не соответствует современным требованиям. Из-за этого существенно ухудшаются показатели безопасности и

экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства. Поэтому в современных условиях функционирования рынка очень важными для развития являются: производственно-технологическая кооперация субъектов малого бизнеса с крупным производством; малое инновационное предпринимательство; создание условий для функционирования высокотехнологичных организаций; организация республиканского технопарка, а также бизнес-инкубаторов.

Следует учитывать мобильность сектора малых предприятий, их гибкость в условиях изменения конкурентной среды и принятие решений в сфере действия факторов рыночной экономики в связи с возникновением конфликтных ситуаций во взаимодействии малого сектора с функционированием крупных структур. Очевидно, что малому бизнесу нужна государственная поддержка. Должна быть и отдача от этой поддержки. Большие надежды возлагаются на социально-экономические реформы, осуществляемые в регионе, связанные с радикальной реструктуризацией, а также с формированием новых предпринимательских структур.

Конкуренции и предпринимательство, основанные на реальной реформе собственности, представляют собой одно из стратегических приоритетных направлений реструктуризации рыночного реформирования экономики. Многообразие форм собственности должно быть основным условием становления и развития рыночных отношений. Противостояние монополиям, создание новых объектов и предприятий, поддержка и защита предпринимательства являются новыми и приоритетными направлениями экономической политики страны и её регионов.

В высокоразвитых государствах основная масса валового продукта создается малыми и средними предприятиями, которые являются гарантами динамичности и гибкости развития экономики, одним из основных факторов постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения региона в заработной плате, социальных услугах. Следует учитывать, что деятельность средних и малых предприятий и объектов ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, решение социально-экономических проблем на местах, а также на развитие всего региона.

Ниже рассматривается региональный прогноз общего количества малых предприятий, включая сферу производственной инфраструктуры (табл. 1). Основной информацией для исследования являются данные о деятельности предприятий и объектов инфраструктуры РФ, ЮФО и РД. При этом проводится логический и экономический анализ рассматриваемых параметров.

Таблица 1. Состояние и теоретический региональный прогноз общего количества малых предприятий, в том числе в сфере инфраструктуры экономики

Количество малых предприятий, тыс. МП

Средняя за три года доля на начало года

Название региона кол-ва малых предприятий на 1 янв. 2007 г., % 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Российская Федерация 100,0 1061,2 1099,2 1137,1

Южный федеральный округ 11,07 117,49 121,70 125,90

Республика Адыгея 0,22 2,36 2,45 2,53

Республика Дагестан 0,46 4,83 5,00 5,18

Республика Ингушетия 0,07 0,72 0,74 0,77

Кабардино-Балкарская Республика 0,23 2,47 2,56 2,65

Республика Калмыкия 0,05 0,54 0,56 0,58

Карачаево-Черкесская Республика 0,17 1,75 1,82 1,88

Республика Северная Осетия - Алания 0,19 2,04 2,11 2,19

Чеченская Республика 0,01 0,14 0,15 0,15

Краснодарский край 3,62 38,40 39,78 41,15

Ставропольский край 1,27 13,53 14,01 14,50

Астраханская область 0,44 4,62 4,78 4,95

Волгоградская область 1,44 15,25 15,79 16,34

Ростовская область 2,91 30,85 31,95 33,06

Центральная федеральный округ 34,42 365,22 378,30 391,34

Северо-Западный федеральный округ 16,18 171,68 177,82 183,96

Приволжский федеральный округ 16,58 175,94 182,24 188,52

Уральский федеральный округ 6,84 72,58 75,18 77,77

Сибирский федеральный округ 10,80 114,63 118,74 122,83

Дальневосточный федеральный округ 4,12 43,73 45,30 46,86

Источник: Национальный Институт исследований проблем предпринимательства

Таблица 2. Приоритетные факторы предпринимательства в регионе

Число малых предприятий Оборот малых предприятий Средн.списоч. числен. МБ

един. в % к итогу млн. руб. в% к итогу кол- во в% к итогу

Всего 687 100 4770,6 100 11006 100

в том числе:

добыча полезных ископаемых 25 3,6 121,3 2,5 395 3,6

обрабатывающие производства 640 93,2 4415,8 92,6 9920 90,1

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды 22 3,2 233,5 4,9 691 6,3

Выполненный научно-практический анализ показал, что малым предприятиям приходится сталкиваться с различными негативными вопросами, мешающими их эффективному и устойчивому развитию. К их числу можно отнести те, о которых уже говорилось: административные барьеры, несовершенство нормативно-правовой базы и законодательства, слабая государственная поддержка, недостаточное финансирование и кредитование, неразвитость инфраструктуры рынка, проблема подготовки и переподготовки кадров.

В целях ликвидации негативных барьеров целесообразно было бы разработать ряд законодательных актов с указанием назначенных ответственных за поддержку малого предпринимательства в каждом районе Дагестана. Необходимо законодательно закрепить меры по преодолению административных барьеров при функционировании малого предпринимательства, упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого бизнеса в республике путём регистрации всякого рода проверок.

Малое предпринимательство нуждается в улучшении информации среди населения, в том числе в области регистрации и лицензирования, сертификации и арендных отношений. Средствам массовой информации необходимо чаще публиковать материалы, касающиеся не только ведения бизнеса, но и желательно давать конкретные практические рекомендации по выходу из той или иной критической ситуации. Так можно не только ослабить, но и полностью ликвидировать административные барьеры, последовательно создавать и развивать устойчивые объекты инфраструктуры, постепенно расширяя сферу более сложных и новых услуг предприятиям малого бизнеса.

Проведенные исследования позволили установить, что малое предпринимательство оказывает существенное влияние на устойчивое и ускоренное развитие региональной экономики, снижение уровня безработицы и решение ключевых социальных проблем. Анализ практического опыта свидетельствует, что по численности работающих и по объему производимых товаров, оказываемых услуг объекты малого бизнеса в развитых странах занимают ведущее место.

Определение приоритетных путей, способов и направлений развития экономики посредством активизации влияния организационно-управленческих параметров предполагает научно-практическое изучение отечественного и зарубежного опыта. В этом аспекте представляет теоретический и практический интерес анализ функционирования малого предпринимательства в регионе.

В годы рыночных преобразований возникли и функционируют новые объекты инфраструктуры по поддержке малого бизнеса. Несмотря на это, без поддержки государства, региональных и местных органов власти комплексная и эффективная производственная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать практически не может. Данные о количестве и обороте малых предприятий Республики Дагестан на начало 2009 года приведены в таблице 2.

Практика подтверждает, что не в каждом муниципальном образовании Дагестана следует создавать все объекты инфраструктуры экономики, хотя развитию малых объектов и предприятий в стране и ее регионах способствуют экономическая и социальная стабильность, создание благоприятной правовой и инфраструктурной среды. Субъекты Федерации могут проводить независимую политику в этой сфере экономики на основе установленной федеральным законодательством системы приоритетов развития экономики и с учетом региональных особенностей. В связи с этим в развитии бизнеса объективно повышается роль региональных

органов управления и местных органов самоуправления регионов, в том числе и вновь образованного Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагестан, которая входит в этот округ.

Определение приоритетных макроэкономических и региональных факторов и направлений, способствующих или тормозящих развитие малого бизнеса, позволит разработать факторные схемы развития малого предпринимательства. С другой стороны, моделирование тормозится из-за уровня информационного обеспечения государственного регулирования и организации менеджмента малого бизнеса. Решение этой проблемы может быть полезным в частности в социальной сфере экономики. Необходима выработка методических подходов к определению доли продукции и услуг, создаваемых субъектами малого бизнеса в суммарном объеме валового внутреннего продукта Дагестана, а также оценка оборота в малом бизнесе.

Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений развития всей экономики нашей республики. В 2009 году в республиканском (РД) бюджете на поддержку малого бизнеса было выделено 116 млн рублей, что в 6 раз больше, чем в 2008 году. Программы помощи утверждены во всех 52 муниципальных образованиях. Создана система государственной и частной поддержки малых предприятий и отдельных предпринимателей. Определенную роль в решении этого вопроса играет Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. В качестве финансового обеспечения такой поддержки предлагаются: гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование как факторы решения проблем в данной сфере.

Значение, роль и место малого бизнеса в экономике Дагестана отмечены в Послании Президента республики Народному Собранию РД, а также в Программе экономического и социального развития РД на период до 2010 года. Объём выпуска товаров и оказания услуг субъектами малого предпринимательства в ВРП республики увеличится примерно до 45%. В Дагестане зарегистрировано более 5,0 тыс. малых предприятий, свыше 4,0 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и около 3,2 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Проведенный научно-практический анализ показал, что малые предприятия, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в совокупности создают свыше 48,0% валового регионального продукта республики. Доля малого бизнеса в валовой добавленной стоимости за последние три года увеличилась на 8,4 %.

Наибольшее распространение малого предпринимательства отмечается в оптовой и розничной торговле, общественном питании, сфере услуг населению. В республике функционирует 39,4% из общего числа малых предприятий, где занято 36,4% работающих и выпускается почти 43,0% объема продукции, произведенной малыми предприятиями. Второе место по числу малых предприятий принадлежит сельскому и лесному хозяйству, хотя по численности работающих и производительности труда в этом секторе малый бизнес отстает.

Сравнительный анализ показывает, что перспективным в Дагестане является малое предпринимательство в сфере строительства. В этой отрасли экономики функционируют свыше 13% малых предприятий, работают 15,7% занятых на малых предприятиях, производится более 18% общего объема продукции. С учетом высоких темпов строительства в республике эта отрасль является весьма привлекательной и эффективной для развития малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенно отстаёт развитие малого бизнеса в промышленности Дагестана. На начало 2009 года в основных профилирую-

Таблица 3. Сравнительный анализ зарплаты за 2009 год, включая малые предприятия Республики Дагестан и Северо-Кавказский федеральный округ

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника Реальная заработная плата в % к 2008 г.

рублей в % к 2008 г.

Южный федеральный округ

Республика Адыгея 11017,9 113,4 101,4

Республика Калмыкия 10628,4 119,2 106,9

Краснодарский край 14778,9 110,7 98,8

Астраханская область 13841,4 114,8 102,4

Волгоградская область 12640,1 108,5 97,3

Ростовская область 13691,6 112,3 99,9

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан 8648,6 119,7 104,9

Республика Ингушетия 10957,0 118,8 106,1

Кабардино-Балкарская Республика 10602,6 115,6 101,4

Карачаево-Черкесская Республика 10276,2 109,4 96,9

Республика Северная Осетия-Алания 10511,7 117,8 104,8

Чеченская Республика 13019,1 109,2 94,1

Ставропольский край 12578,8 114,0 101,3

щих подотраслях функционировало всего 687 субъектов малого бизнеса, из них в добывающей промышленности - 25 и обрабатывающих производствах - 640 предприятий, а производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 22 единицы.

Территориально в республике малое предпринимательство развивается неравномерно. Из общего числа в городах расположено чуть более половины, а в районах - 48,8% малых предприятий. Значительная дифференциация отмечается также по городам и районам региона. Не достигнуто должного развития малого предпринимательства в районах, особенно в горных и предгорных зонах.

Результаты финансовой деятельности малых предприятий в последние годы улучшаются медленно. Число убыточных предприятий малого бизнеса уменьшились до 18,8%. Убыток (сальдированный финансовый результат) деятельности малых предприятий сократился. В целом же финансовое состояние предприятий малого бизнеса можно оценить как очень сложное.

Число крестьянских (фермерских) хозяйств в республике увеличилось за последние десять лет в 3 раза, а за пять лет - в 1,6 раза. Соответственно увеличилась земельная площадь, переданная крестьянским (фермерским) хозяйствам. Но при этом средний размер земельного участка одного фермерского хозяйства составлял лишь 4,6 га, то есть меньше по сравнению со средним по России в 16,3 раза, ЮФО - в 13,3 раза.

Выполненный анализ свидетельствует, что доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства продукции сельского хозяйства растет, но растет медленно и составляет 10,1%, в том числе продукции растениеводства - 10,6% и животноводства

- 9,6%. Это подтверждает то, что потенциал крестьянских (фермерских) хозяйств в республике используется недостаточно эффективно.

Из общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей функционируют лишь 69,8%, которые играют значительную роль в удовлетворении потребностей экономики и населения в товарах и услугах. Доля индивидуальных предпринимателей в общем обороте розничной торговли республики составляет 28,3%, в общем объеме грузооборота - 6,0%, а пассажирооборота -51,8%. Они производят обувь, ювелирные изделия, пиломатериалы, хлеб и хлебобулочные изделия, разнообразную мебель, рыбу копченую, колбасные изделия и т.д.

Следует отметить роль индивидуального предпринимательства в обеспечении занятости населения, пополнении доходной части местных бюджетов, увеличении доходов и повышении уровня жизни населения республики. Однако, несмотря на имеющиеся позитивные тенденции, в целом потенциал малого предпринимательства все еще используется недостаточно, неудовлетворительно поставлен учет малых предприятий, значительная часть которых находится в тени и уходит от налогообложения.

Проведенный научно-практический анализ показывает, что среди факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства

и повышение эффективности малого бизнеса, следует отметить слабую материально-техническую базу и недостаток финансовых средств. Отсутствие достаточного производственного и финансового потенциала не позволяет малым предприятиям расширять свой бизнес, создавать новые рабочие места, более полно удовлетворять потребности экономики, населения в товарах и услугах. Тормозится развитие малого бизнеса и из-за слабости инфраструктуры государственной поддержки, высокого уровня налогов, административных барьеров, произвола контролирующих органов.

В Дагестане разработана Концепция государственной поддержки развития малого предпринимательства и на ее основе принята стратегия развития малого бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В целях реализации Концепции и стратегии разработана и реализуется Программа развития малого предпринимательства в Республике Дагестан на период 2012 гг. В этих документах поставлена задача создания необходимых правовых и экономических условий для масштабного и устойчивого развития малого предпринимательства во всех отраслях и сферах экономики, повышения эффективности функционирования малого бизнеса.

Номинальная начисленная и реальная среднемесячная заработная плата одного работника, включая малые предприятия, приведена в табл. 3.

В последние годы в регионе отмечается тенденция активизации инвестиционной деятельности и роста инвестиций в основной капитал, объем которых на начало 2007 г. составил 39,4 млрд.руб. и увеличился к уровню предыдущего года на 23,1% против 41,4% в 2006 году.

Благодаря активизации инвестиционного процесса обеспечен рост объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» на 26,1%. Высокими темпами в республике развивалось жилищное строительство, объемы которого увеличились на 12,2%, превышая рост предыдущего года (на 8,7%).

Развитость транспортного и топливно-энергетического комплексов объектов малого бизнеса предопределила структуру инвестиций в основной капитал, которые направляются в эти отрасли. В объекты непроизводственного назначения в республике направлялось 13,2%. С учетом малых предприятий инвестиции в сельское хозяйство увеличились в результате реализации национального проекта «Развитие АПК».

Важную роль в создании благоприятной инвестиционной среды и развитии инвестиционной деятельности малых предприятий играет Республиканская инвестиционная программа, которая как отдельный блок республиканского бюджета реализуется с 1999 года. Эта программа имеет социальную направленность, особое внимание в ней уделяется созданию соответствующей устойчивой инженерной инфраструктуры социальной сферы и объектов малого предпринимательства.

В период реализации инвестиционных программ создана соответствующая нормативно-правовая база, выявлены направления

строительства объектов, а также определена методика распределения средств по районам и городам республики. На наш взгляд, следует постепенно создавать и развивать устойчивые объекты производственной и социальной инфраструктуры, последовательно охватывать все более сложные и новые инфраструктурные услуги малым предприятиям.

Основным инструментом поддержки предпринимательства является создание специальной устойчивой инфраструктуры. Именно в этих целях в регионе создан и успешно функционирует Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства. В настоящее время действуют маркетинговый, учетный, консалтин-

говый центры. Предоставляемые средства расходуются по четырём приоритетным направлениям, а именно: на развитие фонда микрофинансирования, фонда содействия кредитованию; на поддержку начинающих и молодых предпринимателей; на субсидирование процентной ставки привлечённым кредитам.

Следовательно, повышение эффективности функционирования малого бизнеса - одна из важнейших экономических проблем, от решения которых зависит рост уровня жизни населения региона, его продовольственный аспект, внедрение в практику инновационных разработок науки будет способствовать повышению эффективности малого и среднего предпринимательства.

ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Полевая М.В., к.пс.н., доц., заведующая кафедрой психологии управления, Московский государственный институт индустрии туризма

В статье рассмотрены проблемы современной подготовки кадров для индустрии туризма в г.Москве. Предлагается разработанная автором отраслевая система подготовки кадров; выделены основные особенности системы и требования к ней.

Ключевые слова: система, концепция, подготовка кадров, индустрия туризма

BRANCH SYSTEM OF TRAINING OF PERSONNEL’S FOR INDUSTRY OF TOURISM

Polevaya M., andidate of psychological sciences, an assistant professor, The Moscow State Institute for the Industry of Tourism

In the article the problems of the modern training of personnel’s are considered for industry of tourism in to Moscow. The branch system of training ofpersonnel’s worked out by an author is offered; the basic features of the system and requirement are distinguished to her.

Keywords: system, conception, training of personnel’s, industry of tourism

Сегодня индустрия туризма - одна из самых быстро развивающихся отраслей во всем мире. Однако, одной из проблем является то, что уровень подготовки кадров для сферы туризма еще не отвечает мировым стандартам.

На основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существующая система подготовки кадров не отвечает требованиям рынка труда ни по количественному, ни по качественному составу работников отрасли. [8; 9.]. В Москве подготовку специалистов с начальным и средним профессиональном образованием осуществляют более 50 образовательных учреждений. Анализ динамики выпуска этих заведений за 2008 г. показал, что количество выпускников составляет около 20-30% от спроса рынка труда. Подготовку кадров с высшим профессиональным образованием осуществляют более 100 вузов по 10 специальностям, при этом, только 10% вузов являются отраслевыми, что, несомненно, влияет на качество подготовки выпускников и их дальнейшее трудоустройство.

Существующая система дополнительного профессионального образования не совсем отвечает требованиям работодателей. Значительная текучесть молодых специалистов часто связана с тем, что работодатели избавляются от слабо квалифицированных работников, вместо того, чтобы повысить их квалификацию, используя курсы повышения квалификации. Одной из важных проблем отраслевой системы подготовки кадров является отсутствие тренинговых отраслевых предприятий (гостиниц, турфирм, ресторанов) где студенты получали бы практические умения, а также чрезвычайно низкую долю часов в учебных планах, отводимых на практические занятия (15-20% по сравнению с 50-70% за рубежом). [1; 2; 3; 6; 7; 10].

Существующее положение позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время подготовка кадров для индустрии туризма оторвана от потребностей отрасли, отсутствует единая отраслевая система непрерывной подготовки кадров. На сегодняшний день система подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса г.Москва объективно нуждается в теоретическом осмыслении системной связи между идеями современной педагогической и экономической науками, концепциями теории и практики туризма.

На наш взгляд, отраслевая система подготовки кадров должна отвечать требованиями, предъявляемыми к ней со стороны государства, общества (предприятий и организаций отрасли) и обучающихся. Государство заинтересовано в создании системы непрерывной профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма, способной осуществлять подготовку специалистов, которые смогут эффективно решать государственные задачи в процессе по-

вышения роли туризма в формировании эффективной экономики страны.

Общество (макросреда) - заинтересовано в том, чтобы в процессе профессионального образования осуществлялась подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, хорошо владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. [4; 5].

Обучающиеся (микросреда) - заинтересованы в практической реализации идей демократизации и гуманизации профессиональной подготовки, в создании в процессе подготовки условий для максимального раскрытия творческого потенциала личности, для формирования профессиональных и личностных компетенций.

При формировании отраслевой системы подготовки кадров (далее - ОСПК) следует акцентировать внимание на три принципиальные особенности, а именно:

Необходимость формирования единой интеллектуальной среды индустрии туризма.

Обеспечение тесной интеграции обучения со всеми производственными процессами.

Повышение интеллектуально-креативного потенциала, управленческой составляющей образовательных учреждений.

ОСПК для индустрии туризма будет эффективно выполнять свои функции, если она, как минимум будет удовлетворять следующим требованиям:

- полноты состава действий (необходимых и достаточных для достижения поставленных целей);

- целостности, скоординированности, синхронизации отдельных элементов. ОСПК должна функционировать как целостная система, органично увязывающая спрос населения и рынка труда на образовательные услуги по профессиональному обучению, организацию обучения через сеть образовательных учреждений.

- сбалансированности по всем ресурсам (финансовым, учебнометодическим, кадровым, научным, материально-техническим и т.д.)

- контролируемости (определяемой операциональностью промежуточных целей);

- чувствительности к сбоям (определяемой свойством своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного, представляющие угрозы для достижения поставленных целей);

- преемственность уровней, этапов, модулей обучения в рам-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.