УДК: 334.012
малое и среднее предпринимательство в сфере услуг в специфических условиях
юга России
М. Б. БАсИРОВ, аспирант кафедры прикладной экономики E-mail: 89633000577@mail. ru Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
В статье анализируется роль малого и среднего предпринимательства в сфере услуг в специфических условиях республик Северного Кавказа. Данная сфера деятельности является одним из самых перспективных направлений российского бизнеса. Развитие предпринимательства в сфере услуг во многом ассоциируется с «неупорядоченной» торговлей и теневым бизнесом. Активизируя политику помощи малому и среднему предпринимательству, государство обязано максимально учитывать региональную специфику.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, сфера услуг, семейные предприятия, туристский кластер, региональная специфика.
Одним из факторов позитивных изменений, связанных с переходом на рыночные отношения, является ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), которое имеет существенные резервы для улучшения производственных показателей национальной экономики за счет реформирования систем организации и управления,
повышения занятости, роста конкурентоспособности предприятий и т. д.
Хотя «лицо» наиболее развитых государств с рыночной экономикой и формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое и среднее предпринимательство, которое характеризуется массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни. Именно в данном секторе создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для крупного бизнеса (табл. 1).
Являясь специфическим способом ведения деятельности, малые формы бизнеса, по сравнению с крупными предприятиями, не только в большей мере обеспечивают рост занятости и развитие конкурентоспособной среды, но и лучше способствуют эффективному использованию финансовых,
Таблица 1
Основные показатели сектора малого и среднего предпринимательства РФ и некоторых стран ЕС в 2010 г.
Показатель Российская Федерация Германия Франция Италия Великобритания Польша Нидерланды Эстония
Количество 3,2 1,9 2,6 3,8 1,7 1,6 0,6 0,05
МСП, млн ед.
Занятость на 19 13,6 8,8 12,3 9,8 5,9 3,6 0,3
МСП, млн чел.
Выручка 0,8 2,2 1,9 1,9 2,2 0,5 0,8 0,02
сектора МСП,
трлн евро
Источник: [5].
материальных и природных ресурсов, увеличению пополнения бюджетов всех уровней и т. д. В функциональном отношении малое предпринимательство различается дуалистической природой: с одной стороны, оно представляет собой экономическое отношение, с другой - особую подсистему экономического развития, благодаря которой появляется возможность более эффективного использования всех производственных факторов в конкретном территориально-хозяйственном контексте.
Особую роль малое предпринимательство играет в сфере услуг - одном из самых перспективных направлений российского бизнеса, которое обеспечивает рабочими местами миллионы людей. Необходимо также отметить, что сфера услуг является одним из основных бюджетообразующих секторов во многих субъектах РФ. Это направление экономической деятельности объемлет совокупность секторов экономики, предоставляющих услуги населению: культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь, рекреационные услуги, общественное питание и др. Услуги могут носить характер финансовых, информационных (ИТ-консалтинг), торговых, жилищно-коммунальных, бытовых, туристических, охранных, гостиничных и др. При этом услуги могут быть обращены как к коллективному, так и к индивидуальному потребителю (к таким услугам, например, относятся медицинские или развлекательные). Услуги по архитектурному проектированию, компьютерному обеспечению, проектно-конструкторскому или юридическому обслуживанию предоставляются в сфере бизнеса. некоторые услуги, такие как ресторанные, являются комбинацией необходимых товаров и услуг и т. д.
Повышение эффективности регулирования рынка услуг, определение его функций и приоритетных направлений развития, увеличение вклада сферы услуг в создание валового внутреннего продукта страны и его доли в расходах и занятости населения, инвестициях и других макроэкономических показателях, темпы сервисизации региональной экономики, роль малых форм бизнеса в его становлении - все эти вопросы нуждаются в теоретическом и практическом осмыслении.
Анализ публикаций, близких по проблематике, свидетельствует о том, что чаще в центре внимания оказываются исследования по влиянию сферы услуг на динамику региональной экономики, в то время как обратный процесс - влияние уровня и специфики региональной экономики, а также социально-политической обстановки на развитие сферы
услуг - часто выпадает из поля зрения. Между тем глубокое осмысление подобного процесса могло бы помочь более детально разобраться в вопросах:
- самой сущности и характеристики малого предпринимательства в сфере услуг с учетом локальной специфики реформирования российской экономики;
- эффективности системы взаимосвязей между предпринимательским сектором и представителями государства в процессе создания и предоставления услуг;
- определения основных факторов, которые способствуют развитию сервисизации экономики с учетом региональных условий рыночной трансформации;
- содержания механизма регулирования регионального рынка услуг;
- особенностей территориального размещения малых форм бизнеса в сфере услуг с учетом требований эффективной организации экономического пространства;
- способов совершенствования механизма регулирования малого предпринимательства в сфере услуг (в частности в специфических условиях Юга России).
Яркой специфичностью развитие малого предпринимательства в сфере услуг ралличается в условиях Юга России - в пределах национальных республик Северного Кавказа. Здесь особенно отчетливо осознается тот факт, что проведение массовой приватизации в стране автоматически не привело к созданию саморегулирующейся рыночной системы. Причин этого много: слабость материально-технической базы, недостаток финансовых средств, чудовищные масштабы теневой экономики и др. некоторые авторы полагают, что особенностью структурных преобразований в условиях СкФо является то, что здесь должны быть сохранены под преимущественным управлением государства отдаленные горные регионы, где нет достаточно развитых промышленных и аграрных структур, которые могли бы обеспечить стабильность доходов местного населения, где высокие транспортные издержки служат серьезным лимитирующим фактором развития экономики [2].
Важно учитывать тот факт, что малое предпринимательство в республиках Юга России способно не только быстро реагировать на конъюнктурные колебания рынка, но и использовать традиционные родовые отношения, свойственные менталитету кавказских народов. это обстоятельство благоприятствует развитию на Кавказе преимущественно семейных пред-
приятии. Эти особенности нашли свое отражение в складывающейся секторальной структуре малого бизнеса в республиках. Характерной особенностью малого бизнеса в этом регионе является то, что наряду с принципиально новыми, инновационными секторами экономики здесь могут возникать направления развития, возрожденные на основе традиционных для тех или иных этносов видов хозяйственной деятельности, т. е. этноэкономики.
Существенное влияние на формирование рынка услуг оказывают уровень и структура местной экономики, ее отсталость. Официальные данные свидетельствуют о том, что производство валового регионального продукта на душу населения во всех республиках в несколько раз ниже, чем в среднем по РФ (табл. 2). Специфика субъектов состоит в заметно более высокой доле в ВРП секторов, оказывающих нерыночные услуги, деятельность которых финансируется из федерального и регионального бюджетов (наука, здравоохранение, образование, культура, управление и др.). Проявляется явная тенденция увеличения доли нерыночных услуг в структуре ВРП, что свидетельствует о неэффективном использовании рыночных механизмов по созданию добавленной стоимости в базовых секторах экономики республик. Складывается ситуация, когда ВРП увеличивается не за счет роста производства товаров и рыночных услуг, а за счет увеличения финансирования текущих расходов из бюджета (заработная плата и начисления на нее).
Существующие трудности малого и среднего предпринимательства связаны главным образом:
- с дефицитом начального капитала и собственных оборотных средств;
- с проблемами получения банковских кредитов, с ограниченными возможностями по получению лизинговых услуг;
- с жестким налоговым прессингом и сложностью системы налогообложения (особенно в прежние годы.);
- с высокой арендной платой;
- с усилением давления на бизнес криминальных структур и т. д.
Региональная специфика состоит и в том, что малый бизнес использует почти исключительно местные ресурсы: природно-климатические, материально-технические, трудовые, минерально-сырьевые. Для малого предпринимательства характерен отчетливо выраженный многоукладный характер этноэкономики, где большинство видов продукции и услуг массового потребительского спроса производится в секторах АПК, торговле и на рынке услуг. Занимая определенную нишу на рынке, удовлетворяя спрос и специфические потребности в определенной продукции и услугах, создавая рабочие места, малые предприятия быстро адаптируются к меняющимся требованиям рынка и открывают широкие возможности для развития индивидуального предпринимательства в сфере туризма, пищевой промышленности, строительстве, информационно-коммуникационном секторе и т. п.
Рассмотрим более детально проблему развития МСП на примере крупнейшего по территории и численности населения региона СКФО - Республики Дагестан. Среди локальных причин беспрецедентного спада экономики этого субъекта в 1990-е гг. можно отметить дефицит инвестиций, незавершенность институциональных преобразований (псевдорынок), некомплексность развития видов экономической деятельности, экономическую «блокаду» республики из-за ее местоположения в связи с чеченским кризисом, несовершенство системы налогообложения, неадекватный региональным условиям механизм управления, недостатки кругооборота составляющих
Таблица 2
Валовой региональный продукт на душу населения по республикам Северного Кавказа, тыс. руб.
Субъект 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2005 г. 2008 г.
Республика Дагестан 3,59 8,48 16,20 34,39 78,25
Чеченская Республика 19,88 53,62
Республика Ингушетия 3,43 6,68 7,76 15,32 38,11
Республика Северная Осетия - Алания 5,73 11,96 22,54 44,36 38,11
Кабардино-Балкарская Республика 6,61 15,94 22,54 41,36 65,73
Карачаево-Черкесская Республика 6,39 12,41 23,29 38,63 82,54
Республика Адыгея 6,91 12,31 17,70 38,39 84,25
В среднем по РФ 15,37 39,54 60,61 126,01 241,77
Источник: данные Росстата [4].
экономики региона и особенно беспрецедентное развитие теневой экономики.
Власти Республики Дагестан отдают себе отчет в том, что малые формы бизнеса, и прежде всего в сфере услуг, представляют колоссальный ресурс для улучшения производственно-экономических показателей экономики региона. Наметившаяся положительная динамика роста объемов предоставляемых услуг в инновационных секторах экономики уже привела к увеличению числа рабочих мест, и это, кстати, происходит заметно быстрее, чем в других секторах. При этом временной промежуток между ростом спроса на оказываемые услуги и появлением новых рабочих мест минимален.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, на конец 2008 г. было зарегистрировано 3 755 малых предприятий (табл. 3) и 70 589 индивидуальных предпринимателей (при этом к сектору услуг относится более половины зарегистрированных МСП).
К сожалению, структура сектора сферы услуг по видам экономической деятельности не отличается
оптимальностью: в ней более 2/3 занимают оптовая и розничная торговля, различного рода ремонтные мастерские, в то время как, например, туристско-рекреационный комплекс приморского субъекта Федерации (за исключением гостиниц) фактически не представлен. Последний факт свидетельствует о наличии серьезных лимитирующих факторов в развитии рекреационно-оздоровительного кластера в регионе. К ним можно отнести:
- неразвитость системы инфраструктурного обустройства территории (транспортной, эффективных систем связи, низкий уровень оказания гостиничных и других услуг);
- слаборазвитую пищевую промышленность;
- неэффективное и неустойчивое агропромышленное производство (отсутствуют производства экологически безопасных продуктов питания).
В регионе нет системы подготовки квалифицированных специалистов сферы обслуживания и, самое главное, не обеспечены условия для решения проблемы безопасности на Северном Кавказе. Однако если бы обстановка даже и улучшилась, местные туроператоры даже по российским меркам пока не в
Таблица 3
Сфера услуг Республики Дагестан в сравнении с другими видами экономической деятельности
Агрегированная группа Количество МСП 2008 г., %
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Агропромышленный сектор
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1 077 420 339 9,03
Рыболовство, рыбоводство 4 13 21 0,56
Всего по группе 1 081 433 360 9,59
Промышленный сектор
Добыча ископаемых 43 32 25 0,67
Обрабатывающие производства 346 515 680 18,11
Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 1 16 24 0,64
Строительство 646 584 588 15,66
Всего по группе 1 036 1 147 1 317 35,07
Услуги
Оптовая и розничная торговля, ремонтные мастерские 1 652 1 400 1 281 34,11
Гостиницы и рестораны 57 65 105 2,80
Транспорт и связь 115 129 153 4,07
Финансовая деятельность 79 71 97 2,58
Операции с недвижимым имуществом, аренда услуг 195 319 308 8,20
Госуправление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 2 3 4 0,11
Образование 57 13 19 0,51
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 24 28 35 0,93
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 83 72 79 0,01
Всего по группе 2 264 2 100 2 002 53,32
Всего... 4 381 3 680 3 755 100
Источник: [1, с. 49-50].
состоянии удовлетворить потенциальных клиентов качеством туристских продуктов и проектов. Более успешно функционируют турфирмы, занимающиеся направлением местных граждан за рубеж.
Объективно Республика Дагестан обладает потенциальными возможностями для того, чтобы туристический сектор стал реальной бюджетообразующей частью ее экономики. Местные власти (равно как и федеральные) обязаны помнить не только о том, что фундаментальная основа мирового туризма эволюционирует от трех букв S (sun, sea, send - солнце, море, песок) к трем буквам L (landscape, lore, leisure -пейзаж, традиции, досуг), но и о том, что без налаживания обстановки лояльного отношения местного населения к приезжим-иноверцам, без стабилизации социально-политической атмосферы в регионе никакие благодушные намерения по увеличению количества въезжающих в республику туристов и созданию новых рабочих мест не увенчаются успехом.
По мнению руководителя республиканского агентства по туризму А. Ш. Карибова, Республика Дагестан обладает огромным и самобытным культурным наследием, состоящим более чем из 6 тыс. памятников истории, архитектуры и природы. «Красота Дагестана неоспорима, великолепные пейзажи, ремесла и промыслы, экологическая чистота, гостеприимство людей дадут новый толчок к развитию туризма, подъему экономики. Дагестан как аграрная республика имеет также все перспективы для развития сельского и экологического туризма, что поможет решать многие проблемы (снижение уровня безработицы, улучшение жизни сельского населения, приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры горных районов)» [3].
В 2010 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 J№ 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея». В рамках проекта по строительству горнолыжных комплексов «Чиндирчеро» и проекта «Высота 5642» было намечено строительство горнолыжной базы «Матлас» в Хунзахском районе. Основная специализация базы - горные лыжи и сноубординг, оздоровительный отдых, но в рамках комплекса будут развиваться и другие экстремальные виды спорта: скалолазание, спортинг, спелеотуризм и др. За счет средств федерального бюджета будет осуществляться финансирование создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны (ОЭЗ).
Другой «точкой роста» туристской индустрии являются приморские районы республики, где будут сосредоточены центры по оказанию услуг оздоровительного туризма. Планируется строительство туристско-рекреационного комплекса «Дарваг-Чай» в Дербентском районе, а также туристско-рекреа-ционного комплекса «Новокаякент» в Каякентском районе. Правительством Республики Дагестан подписан договор о намерениях с итальянской компанией «Париджи Эквити Партнерз» по созданию инвестиционного фонда для дальнейшего развития и финансирования инвестиционных проектов туризма, в который вошел ряд местных компаний (объединив свои финансовые активы) [4]. Однако следует отметить, что местные предприниматели, трезво оценивая ситуацию, не спешат присоединиться к этому проекту
В целом роль малого предпринимательства в экономике Республики Дагестан постоянно возрастает. Малые предприятия, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в совокупности создают уже более половины валового регионального продукта республики. Доля малого бизнеса в валовой добавленной стоимости во всех секторах экономики в последние годы имела тенденцию роста и в целом в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2003 г. примерно на 30 %. За это же время инвестиции в основной капитал малых предприятий возросли примерно в 10 раз и составили около 15 % всех инвестиций в основной капитал по республике.
Развитие предпринимательства в сфере услуг Республики Дагестан во многом ассоциируется с «неупорядоченной» торговлей и теневым бизнесом. Торговля давно уже стала одним из главных видов хозяйственной деятельности, включающей в себя контрабанду, икорный и нефтяной бизнес. В этой связи традиционная методика подсчета ВРП оказывается далеко несовершенной (при мизерном ВРП на душу населения в республике трудно увидеть нищих или бомжей, хотя бедные люди, «сидящие на хлебе с водой», безусловно, есть).
В условиях развала системы государственной торговли и системы бытового обслуживания малое предпринимательство объективно востребуется населением. Этому способствует и высокий уровень безработицы, особенно в сельской местности. Учитывая существенные трудности выхода на региональный рынок малого предпринимательства (низкая платежеспособность покупателей, ограни-
ченность первоначального капитала, «мытарства» с лицензированием, квотированием, регистрацией предприятий, отсутствие в республике разработанного финансово-кредитного механизма регулирования малого предпринимательства и т. д.), в Республике Дагестан еще в 1996 г. были образованы департамент по поддержке и развитию малого предпринимательства минэкономики республики и фонд поддержки малого предпринимательства (в соответствии с федеральными и республиканскими законодательными актами).
Конечно, многие трудности функционирования малого предпринимательства в Республике Дагестан носят общероссийский характер, но их роль меняется от региона к региону. Основные проблемы, испытываемые субъектами малого предпринимательства республики (согласно проведенному опросу [3, с. 11]) по значимости расположились следующим образом, %:
1) ограниченность финансовых средств - 17,7;
2) высокая налоговая нагрузка - 15,3;
3) проверки контрольно-надзорных органов -12,5;
4) высокие ставки арендной платы - 10,1;
5) трудности с получением кредита - 9,4;
6) нестабильность законодательства - 7,5;
7) сложность регистрации - 6,1;
8) коррупция в органах власти и управления -6,1;
9) лицензирование - 4,9;
10) сертификация - 2,9;
11) доступ к материальным ресурсам и инфраструктуре - 2,6;
12) низкая квалификация персонала - 1,5;
13) доступ к информации государственных и муниципальных органов - 1,3;
14) криминальная обстановка - 1,3.
Есть основания считать, что роль криминальной обстановки в регионе опросом выявлена неточно (на самом деле она явно выше), при этом неучтенными остались, например, следующие проблемы:
1) клановость, куначество, родственные и этнические отношения между представителями органов управления и предпринимателями;
2) непрозрачность трудовых отношений между работодателями и наемными работниками, затрудняющих выявление и решение социальных конфликтов на правовой основе;
3) сохранение на практике неравного отношения органов власти и их должностных лиц к пред-
приятиям различных форм собственности и размеров (что проявляется при регистрации, лицензировании, сертификации, контроле) и т. д.
Благодаря усилиям департамента по поддержке и развитию малого предпринимательства в республике разработана Стратегия развития малого предпринимательства на среднесрочную и долгосрочную перспективу, принята и реализуется Программа развития малого предпринимательства в Республике Дагестан на период с 2005 по 2012 г. В этих документах поставлена задача решить существующие проблемы и создать необходимые условия для масштабного развития малого предпринимательства и повышения эффективности малого бизнеса, прежде всего в сфере услуг. К сожалению, несмотря на разработку стратегии, концепции и механизмов реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионе, реальный вклад этого сектора экономики пока не столь существен, как планировалось авторами указанных документов.
В заключение подчеркнем, что специфика переходного периода, характеризующаяся сочетанием элементов отмирающей и нарождающейся экономики, оказывает разновекторное влияние на трансформацию рынка услуг, что служит дополнительным аргументом в пользу регулирования потребностей и предложения, включая фактор активизации государственной политики. Последняя обязана учитывать региональную специфику, особенно когда речь идет о национальных республиках Юга России.
Список литературы
1. Гасангусейнова Ю. М., Газалиева Н. И. Готов ли малый бизнес к ВТО? // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 1. С. 49-50.
2. Далгатов И. Г. Республики Северного Кавказа в системе российского федерализма. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН. 2003. 274 с.
3. Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан / межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан -Москва». Махачкала: Лотос. 2006. С. 11.
4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
5. European Commission. Small and medium-sized enterprise (SMEs). URL: http://ec. europa. eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/ performance - review/index_en. htm#h2-3.