Научная статья на тему 'Малое предпринимательство в субъектах Северо-Кавказского федерального округа: оценка состояния, особенности и перспективы развития'

Малое предпринимательство в субъектах Северо-Кавказского федерального округа: оценка состояния, особенности и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1049
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОН / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджикова А. С.

Проанализированы проблемы развития малого бизнеса в субъектах Северо-Кавказского федерального округа с учетом специфики рыночных отношений и региональных особенностей, выявлены направления осуществления государственной поддержки предприятий малых форм. Проведено ранжирование субъектов СКФО по степени развития сектора малого бизнеса. Определены перспективы малого бизнеса в целях максимизации использования возможностей малого предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство в субъектах Северо-Кавказского федерального округа: оценка состояния, особенности и перспективы развития»

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

А. С. АДЖИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-таМ: [email protected] Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия

Проанализированы проблемы развития малого бизнеса в субъектах Северо-Кавказского федерального округа с учетом специфики рыночных отношений и региональных особенностей, выявлены направления осуществления государственной поддержки предприятий малых форм. Проведено ранжирование субъектов СКФО по степени развития сектора малого бизнеса. Определены перспективы малого бизнеса в целях максимизации использования возможностей малого предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, регион, агропромышленный комплекс, государственная политика, туристско-рекреационный комплекс, модернизация.

Малое предпринимательство обладает большей, чем крупные предприятия, мобильностью и играет все более заметную роль в социально-экономическом развитии Юга России с точки зрения увеличения производства, обеспечения занятости населения, развития сферы торговли и услуг. В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) численность занятых на малых предприятиях (включая микропредприятия) оценивается в 276,2 тыс. человек. Формирующийся малый бизнес представляет собой заметный сектор развивающегося хозяйства.

В СКФО наибольшее количество предприятий малого бизнеса сосредоточено в Ставропольском крае (40,8 % от общего числа в 2008 г.), наименьшее — в Республике Ингушетия (5,5 %). Такая неравно-

мерность в распределении малых предприятий связана как с экономическими и социально-политическими проблемами в республиках, так и с размещением населения и хозяйства Юга России.

По количеству предприятий в сфере малого предпринимательства СКФО имеет место преобладание торговли и общественного питания (его доля 53,9 %). Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Наращивается производственный потенциал малого бизнеса.

Для оценки развития малого бизнеса можно проанализировать следующие показатели, с различных позиций характеризующие его роль и значимость в региональной экономике: число малых предприятий; среднесписочная численность работников малых предприятий; оборот малых предприятий; число малых предприятий в расчете на 10 000 чел. населения; среднесписочная численность занятых на малых предприятиях на 1 тыс. экономически активного населения; оборот малых предприятий на 1 занятого (табл. 1—9; рис. 1—4).

Цель анализа с использованием этих показателей — ранжирование регионов СКФО по каждому из них, а затем и по всей их совокупности.

Вышеприведенные критериальные показатели можно условно разделить на две группы: группу «абсолютных» составляют показатели 1—3 — они отражают вклад малого бизнеса в экономику регионов. Показатели 4—6 можно назвать группой

Таблица 1

Число малых предприятий субъектов СКФО, тыс. ед.

№ п/п Субъект СКФО Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Республика Дагестан 2,0 2,0 1,4 3,6 4,2 4,9 4,4 3,7 4,0

2 Республика Ингушетия 0,3 0,1 0,8 1,0 0,9 0,5 0,6 1,3 1,7

3 Кабардино-Балкарская Республика 2,2 2,2 3,4 2,3 2,2 2,3 2,4 2,7 3,8

4 Карачаево-Черкесская Республика 1,8 1,9 1,4 1,2 1,5 1,7 1,7 2,0 2,1

5 Республика Северная Осетия — Алания 3,7 3,7 2,1 1,3 2,2 1,9 1,6 2,0 2,5

6 Чеченская Республика - - - - - 0,1 0,2 0,4 4,3

7 Ставропольский край 7,1 7,1 7,4 12,7 12,7 12,6 12,5 12,1 12,7

Таблица 2 Среднесписочная численность работников малых предприятий субъектов СКФО, тыс. чел.

№ п/п Субъект СКФО Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Республика Дагестан 33,6 35,9 36,7 34,5 37,5 41,4 50,8 54,3 56,1

2 Республика Ингушетия 1,5 0,7 2,5 2,6 1,3 1,8 2,0 3,8 3,0

3 Кабардино-Балкарская Республика 14,0 10,0 15,9 17,2 19,6 18,5 22,3 22,7 16,0

4 Карачаево-Черкесская Республика 10,5 9,5 10,8 8,8 8,9 10,0 10,9 11,8 15,4

5 Республика Северная Осетия — Алания 11,7 10,8 15,9 17,3 22,1 13,8 9,6 9,8 21,6

6 Чеченская Республика - - - - - 1,5 1,5 2,0 5,6

7 Ставропольский край 85,3 63,8 87,4 121,4 121,4 108,7 134,9 153,2 158,5

Таблица 3 Оборот малых предприятий субъектов СКФО, млрд руб.

№ п/п Субъект СКФО Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Республика Дагестан 2,1 4,7 3,4 7,3 10,9 40,5 39,3 64,3 72,6

2 Республика Ингушетия 0,2 0,1 0,2 0,3 0,8 1,0 1,1 2,9 1,6

3 Кабардино-Балкарская Республика 0,7 1,0 1,6 2,3 3,3 5,2 5,3 6,1 14,6

4 Карачаево-Черкесская Республика 0,5 0,6 1,0 1,0 1,5 5,1 6,3 8,2 13,0

5 Республика Северная Осетия — Алания 0,9 2,0 3,6 6,5 4,9 7,4 15,0 10,0 19,0

6 Чеченская Республика - - - - - 0,8 2,3 3,6 9,3

7 Ставропольский край 6,7 7,1 12,2 20,8 27,5 77,3 97,3 143,6 184,6

Таблица 4 Численность населения субъектов СКФО, тыс. чел.

№ п/п Субъект СКФО Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Республика Дагестан 2 443 2 486 2 536 2 581 2 602 2 622 2 647 2 659 2 688

2 Республика Ингушетия 340 446 456 469 476 482 487 493 499

3 Кабардино-Балкарская Республика 879 887 894 901 899 897 894 891 891

4 Карачаево-Черкесская Республика 440 441 440 439 437 435 431 429 427

5 Республика Северная Осетия — Алания 694 704 709 710 707 704 702 701 702

6 Чеченская Республика 1 110 997 1 073 1 105 1 121 1 141 1 163 1 184 1 209

7 Ставропольский край 2 741 2 741 2 736 2 733 2 726 2 718 2 710 2 701 2 705

Численность экономически активного населения субъектов СКФО, тыс. ед.

Таблица 5

№ п/п Субъект СКФО Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Республика Дагестан 962 969 1 078 1 031 1 090 1 175 1 206 1 233 1 291

2 Республика Ингушетия 102 154 152 123 140 196 133 175 184

3 Кабардино-Балкарская Республика 403 371 375 396 386 392 443 427 405

4 Карачаево-Черкесская Республика 189 189 195 191 185 205 198 210 199

5 Республика Северная Осетия - Алания 338 356 347 341 330 330 311 316 353

6 Чеченская Республика - - - - - - 460 485 473

7 Ставропольский край 1 279 1 236 1 197 1 271 1 267 1 290 1 300 1 364 1 374

Таблица 6

Число малых предприятий в расчете на 10 000 чел. населения субъектов СКФО, ед. /10 тыс. чел.

№ п/п Субъект СКФО Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Республика Дагестан 8,2 8,0 5,5 13,9 16,1 18,7 16,7 13,9 14,8

2 Республика Ингушетия 8,8 2,2 17,5 21,3 18,9 10,4 12,3 26,4 34,1

3 Кабардино-Балкарская Республика 25,0 24,8 38,0 25,5 24,5 25,6 26,8 30,3 42,7

4 Карачаево-Черкесская Республика 40,9 43,1 31,8 27,3 34,3 39,1 39,4 46,6 49,2

5 Республика Северная Осетия — Алания 53,3 52,6 29,6 18,3 31,1 27,0 22,8 28,5 35,6

6 Чеченская Республика - - - - - 0,9 1,7 3,4 35,6

7 Ставропольский край 25,9 25,9 27,0 46,5 46,6 46,4 46,1 44,8 47,0

Таблица 7

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях на 1 тыс. экономически активного населения субъектов СКФО, чел. /1 тыс. чел.

№ Субъект СКФО Год

п/п 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Республика Дагестан 34,9 37,0 34,0 33,5 34,4 35,2 42,1 44,0 43,5

2 Республика Ингушетия 14,7 4,5 16,4 21,1 9,3 9,2 15,0 21,7 16,3

3 Кабардино-Балкарская Республика 34,7 27,0 42,4 43,4 50,8 47,2 50,3 53,2 39,5

4 Карачаево-Черкесская Республика 55,5 50,3 55,4 46,1 48,1 48,8 55,1 56,2 77,4

5 Республика Северная Осетия - Алания 34,6 30,3 45,8 50,7 67,0 41,8 30,9 31,0 61,2

6 Чеченская Республика - - - - - - 3,3 4,1 11,8

7 Ставропольский край 66,7 51,6 73,0 95,5 95,8 84,3 103,8 112,3 115,4

Оборот малых предприятий на 1 занятого в субъектах СКФО, тыс. руб. /чел. Таблица 8

№ Субъект СКФО Год

п/п 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Республика Дагестан 63,6 130,0 93,1 212,5 291,6 978,1 773,7 1 184,2 1 294,1

2 Республика Ингушетия 101,3 161,6 95,6 108,8 639,5 563,9 543,4 763,2 533,3

3 Кабардино-Балкарская Республика 51,3 102,6 101,1 131,1 169,4 281,7 236,6 268,7 912,5

4 Карачаево-Черкесская Республика 51,9 61,9 89,9 117,6 166,3 508,4 577,3 694,9 844,2

5 Республика Северная Осетия - Алания 79,7 188,6 227,5 376,2 22,7 538 1565,9 1020,4 879,6

6 Чеченская Республика - - - - - 564,7 1 522,5 1 800 1 660,7

7 Ставропольский край 78,6 111,0 139,5 171,5 226,9 711,1 721,5 937,3 1 164,7

Таблица 9

Число малых предприятий в расчете на 10 000 чел. населения, ед. /10 тыс. чел. (по сумме мест)

№ п/п Год

Субъект СКФО 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 X мест Результаты ранжирования

1 Республика Дагестан 6 5 6 6 6 5 5 6 6 5 6

2 Республика Ингушетия 5 6 5 4 5 6 6 5 5 17 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 КБР 4 4 1 3 4 4 3 3 3 29 4

4 Карачаево-Черкесская Республика 2 2 2 2 2 2 2 1 1 16 1

5 Республика Северная Осетия - Алания 1 1 3 5 3 3 4 4 4 28 3

6 Чеченская Республика - - - - - - - - - - -

7 Ставропольский край 3 3 4 1 1 1 1 2 2 18 2

Таблица 10

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях на 1 тыс. экономически активного населения, чел. /1 тыс. чел. (по сумме мест)

№ п/п Год

Субъект СКФО 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 X мест Результаты ранжирования

1 Республика Дагестан 3 3 5 5 5 5 4 4 4 38 4

2 Республика Ингушетия 6 6 6 6 6 6 6 6 6 54 6

Окончание табл. 10

№ п/п Субъект СКФО Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 X мест Результаты ранжирования

3 КБР 4 5 5 4 3 3 3 3 5 42 5

4 Карачаево-Черкесская Республика 2 2 2 3 4 2 2 2 2 21 2

5 Республика Северная Осетия — Алания 5 4 4 2 2 4 5 5 3 33 3

6 Чеченская Республика — — — — — — — — — — —

7 Ставропольский край 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1

Таблица 11

Оборот малых предприятий на 1 занятого, млн руб. / чел. (по сумме мест)

№ п/п Субъект СКФО Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 X мест Результаты ранжирования

1 Республика Дагестан 4 3 5 2 2 1 2 1 1 21 2

2 Республика Ингушетия 1 2 4 6 1 3 5 4 6 32 4

3 КБР 6 5 3 4 5 6 6 6 3 44 5

4 Карачаево-Черкесская Республика 5 6 6 5 6 5 4 5 5 47 6

5 Республика Северная Осетия — Алания 2 1 1 1 4 4 1 2 4 20 1

6 Чеченская Республика — — — — — — — — — — —

7 Ставропольский край 3 4 2 3 3 2 3 3 2 25 3

Таблица 12

Обобщение результатов распределения мест по удельным показателям развития малого бизнеса в субъектах СКФО

№ п/п Субъект СКФО Число малых предприятий в расчете на 10 тыс. чел., мест Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях на 1 тыс. экономически активного населения, мест Оборот малых предприятии на 1 занятого, мест X мест Конечное распределение мест

1 Республика Дагестан 51 38 21 110 IV

2 Республика Ингушетия 47 54 21 133 VI

3 КБР 29 42 44 115 V

4 Карачаево-Черкесская Республика 16 21 47 84 III

5 Республика Северная Осетия — Алания 28 33 20 81 II

6 Чеченская Республика — — — — -

7 Ставропольский край 18 9 25 52 I

Сумма мест, ед.

1 2 3 4 5 6

Рис. 1. Итоговое распределение мест по совокупности удельных показателей развития малого бизнеса

в субъектах СКФО за 2000-2008 гг.: 1 — Ставропольский край, 2 — Республика Северная Осетия — Алания, 3 — Карачаево-Черкесская Республика, 4 — Республика Дагестан, 5 — Кабардино-Балкарская Республика, 7 — Республика Ингушетия

Республика Дагестан

Ста вропольский край

Чеченская Республика

Республика Северна Осетия - Ала ния

Республика Ингушетия ,1

,7 Кабардино-Балкарская Республика

,2 Карачаево-Черкесская Республика

Рис. 2. Число малых предприятий СКФО в 2008 г. в расчете на 10 тыс. человек населения, ед. /10 тыс. чел.

Республика Дагестан

150

Ставропольский край

Чеченская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Рис. 3. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях СКФО в 2008 г. в расчете на 1 тыс. экономически активного населения,

чел./1 тыс. чел.

Республика Дагестан

Ставропольский край 1

Чеченская Республика 1661

Республика Северна Осетия - Алания

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Рис. 4. Оборот малых предприятий СКФО на 1 занятого в 2008 г., тыс. руб. /чел.

«относительных», так как они представляют собой удельные величины.

Анализ удельных количественных и стоимостных показателей во временном промежутке с 2000 по 2008 г. позволяет выделить относительно преуспевающих субъектов и аутсайдеров [1, 4, 5]. Стабильно высокие места в Северо-Кавказском федеральном округе по усредненным показателям

количества малых предприятий, занятых на них работников, обороту с большим отрывом занимает Ставропольский край. 2-е место согласно итоговому ранжированию занимает Республика Северная Осетия - Алания, замыкает семерку субъектов региона Республика Ингушетия с минимальными результатами. Минимальные объемы малого производства на душу населения имеют те субъекты, где отмечаются низкий платежеспособный спрос населения, стагнация промышленности, отставание в структурных преобразованиях. Вероятно, свою роль играет неблагоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, социально-политическая напряженность, поскольку большинство этих регионов являются аутсайдерами и по другим показателям регионального развития.

Следует отметить, что анализ количественных параметров развития малого бизнеса в Карачаево-Черкесии выводит республику на 1-2 места стабильно в течение всего рассматриваемого периода, а анализ стоимостного показателя -на 5-6 места. Это свидетельствует о низкой отдаче функционирующих предприятий малых форм, хотя их количество в расчете на 100 000 чел. населения соответствует среднероссийскому уровню и на 40 % превышает соответствующий показатель по СКФО.

В настоящее время в республике осуществляют деятельность 2,1 тыс. субъектов малого предпринимательства (включая микропредприятия), на них заняты 15,4 тыс. человек. Доля занятых в малом бизнесе составляет 9,2 % от общего числа занятых в экономике. В Карачаево-Черкесской Республике в среднем на каждые 100 тыс. жителей приходится около 500 ед. зарегистрированных малых предприятий (включая микропредприятия). На фоне существенного роста числа малых предприятий в РФ (на 210 тыс. ед., или 18,5 % в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом) в СКФО наблюдался прирост на 6,9 тыс. ед.

3

Малое предпринимательство в Карачаево-Черкесии развивается преимущественно в нефондоемких отраслях. Меньшая капиталозатратность и относительно быстрая оборачиваемость в таких отраслях позволяет малым предприятиям мобильнее обновлять свои основные фонды. Эти особенности нашли свое отражение и в складывавшейся с начала 1990-х годов отраслевой структуре малого бизнеса, и в главных индикаторах его развития. К малым предприятиям обрабатывающей отрасли промышленности республики можно отнести 15,3 %, строительства — 23,2 %, а наибольший удельный вес субъектов малого предпринимательства — в торговле и общественном питании (61,5 %). Годовой оборот малых предприятий в общем объеме валового регионального продукта КЧР оценивается в 30 %. В 2008 г. оборот субъектов малого предпринимательства составил 13 млрд руб., что на 58,5 % выше результата 2007 г.

Среди основных трудностей, проблем малого бизнеса выделяются высокие налоги, административные барьеры, произвол чиновников, контролирующих органов, давление криминала, неурегулированность арендных отношений, постоянная смена форм и сложность отчетности. Уровень рейтинга чиновничьего произвола в несколько раз превосходит негативную значимость для малого бизнеса криминального рэкета. К административным барьерам, вызывающим коррупцию, предприниматели относят следующие процедуры: получения земельного участка для строительства; кадастрового учета земельного участка; государственной регистрации права собственности (аренды) на объект недвижимости; аренды муниципального имущества; получения исходно-разрешительной документации, технических условий, архитек-турно-планирочного задания; согласования и экспертизы проектной документации; получения разрешения на строительство и т. д.

Во всех без исключения регионах РФ малый бизнес в основном использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и удовлетворяет потребности местного рынка. Для малых предприятий характерны: редкое использование начального заемного капитала; высокие административно-управленческие издержки; слабое задействование преимуществ быстрого перепрофилирования; исключительно сильная зависимость от местной власти и от местного рынка; особые «теневые» стороны деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений).

Экономика Юга России имеет отчетливо выраженный многоукладный характер. От 30 до 80 %

отдельных видов продукции и услуг массового потребительского спроса производится в секторе этноэкономики, значительная часть которой находится «в тени» [2].

Предприниматели вынуждены обращаться к посредникам, чтобы ускорить прохождение административных барьеров. Следует учитывать, что среди них встречаются как добросовестные фирмы и консультанты, оказывающие своим клиентам ценные профессиональные услуги, так и откровенные проходимцы — «однодневки», а также посредники, сочетающие профессиональное консультирование с коррупционным «сопровождением». Такая стратификация сектора посреднических услуг позволяет говорить о его «белом», «сером» и «черном» сегментах [3].

Проблемами экономики Карачаево-Черкесской Республики являются: отсутствие инфраструктуры и навыков сбыта продукции и обслуживания; слабая трудовая дисциплина, низкий уровень организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами в частном секторе экономики; отсутствие развитой сети эффективных малых предприятий; наличие предприятий с узкой предметной специализацией, не обладающих необходимой гибкостью для быстрой реакции на требования рынка; упорное нежелание банковского сектора кредитовать этот сегмент экономики и, как следствие, дефицит финансовых и инвестиционных ресурсов, сказывающийся, прежде всего, на инвестиционной активности в реальном секторе экономики.

Отмеченные тенденции развития предпринимательства республики требуют коренного изменения экономической политики поддержки и развития малого бизнеса. Если раньше основной задачей малого бизнеса было обеспечение самозанятости и выживаемости, то сегодня следует отводить одно из приоритетных мест в дальнейшей реструктуризации — формированию конкурентоспособной экономики.

Преимущества КЧР перед конкурентами в настоящее время составляют: богатые природные ресурсы, прежде всего туристско-рекреационные, водные и развитая минерально-сырьевая база; наличие значительного производственно-технического потенциала в химической и нефтехимической отрасли, в отрасли производства строительных материалов, позволяющего в относительно короткие сроки добиться освоения продукции, конкурентоспособной на федеральном рынке; наличие производств по изготовлению массовой, относительно дешевой продукции (в том числе трикотажных

- 67

изделий), способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также рынках стран СНГ; наличие пастбищ, а также традиций и опыта по выращиванию уникальных пород скота; благоприятные почвы, климатические условия для выращивании сахарной свеклы, картофеля и других видов овощной продукции уникального по экологическим показателям качества; удовлетворительно квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила.

Одним из основных преимуществ Карачаево-Черкесии, отличающих эту республику не только среди регионов России, но и среди ведущих европейских стран, является уникальный природный туристско-рекреационный и санаторно-курортный комплекс. Поэтому туристический бизнес должен и может стать одним из основных факторов модернизации экономики республики.

Существует немало перспективных направлений формирования «эффективных» экономик субъектов СКФО. В конце февраля 2010 г. в г. Кисловодске на Южно-Российском курортном форуме «Кавказская здравница - 2010» на уровне руководителей субъектов СКФО обсуждалась возможность создания единого курортного «кольца», объединяющего бальнеологические курорты Ставропольского края и горные курорты КЧР и КБР, с восстановлением и включением Военно-Сухумской дороги с выходом к Черному морю, расстояние до которого не превышает 250 км. Поскольку именно г. Пятигорск (центр Кавминводской группы) определен центром СКФО, можно предположить, что стратегическим направлением модернизации экономик округа будет развитие туристско-рекре-ационного комплекса, что послужит активизации интеграционных процессов в регионе.

Природно-климатические условия, топология склонов, площади возможного освоения для горнолыжных трасс в горных районах республики превосходят аналогичные возможности лучших европейских горнолыжных центров. Карачаево-Черкесия, безусловно, имеет наиболее благоприятные условия в России для создания туристических горнолыжных центров мирового класса. В связи с изложенным, туристско-рекреационный потенциал Карачаево-Черкесии является важнейшим модернизационным ресурсом республики.

Не менее важной отраслью, которая может стать структурообразующей, является производство строительных материалов. Отрасль строительных материалов Карачаево-Черкесской Республики -одна из ведущих по объемам продаж и занятости. Доля произведенной предприятиями строительной индустрии продукции в общем объеме промышлен-

68 -

ного производства республики в 2009 г. составила около 8 %. В настоящее время на территории КЧР функционирует более 239 предприятий - производителей строительных материалов, на них заняты более 4,3 тыс. чел. Указанные предприятия производят различные виды строительных материалов. В связи с жесткой конкуренцией на рынке строительных материалов республики их качество не уступает среднероссийскому при ценах, более низких, чем в центральных регионах России и на Северном Кавказе. При наличии производственных мощностей по изготовлению железобетонных изделий и конструкций республика, к сожалению, завозит их из соседних регионов. Необходимо восстановить производство железобетонных изделий, стеновых материалов. В настоящее время позитивные сдвиги в этом направлении уже наметились; так, полностью переоборудован завод силикатного кирпича и некоторые другие предприятия.

Республика располагает рядом месторождений полезных ископаемых федерального значения, к которым относятся: Тебердинское месторождение вольфрама, Урупское и Быковское месторождения медно-цинковых руд. Развитие добычи и обогащения руд на данных месторождениях возможно лишь при участии стратегического инвестора.

Еще одним значимым конкурентным преимуществом КЧР, отличающим республику от российских регионов, является богатство и разнообразие минеральных вод, а также неисчерпаемые запасы талых вод. И в этом она является бесспорным лидером в Российской Федерации. В республике уже изучены более 200 минеральных источников и хорошо известны запасы питьевой воды. При этом возможности источников минеральных и питьевых вод КЧР используются не более чем на 1,5 %. На сегодняшний день россиянами потребляется около 7 л бутилированной воды на человека в год, а в США, например, 30 л на человека, в Италии - более 100 л на человека. На основании изложенного можно предположить, что рынок бутилированной воды России имеет огромный потенциал. В 2008 г. в КЧР произведено около 841,7 млн полулитров минеральной воды и 0,7 млн дкл безалкогольных напитков. Для развития этой отрасли целесообразно создать производственный кластер по добыче, бутилированию и реализации воды.

Модернизация региональной экономики связана с повышением роли промышленных малых предприятий. Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в СКФО являются производственная и перерабатывающая промышленность (преимущественно в сфере АПК),

сфера услуг. В пореформенное время в Карачаево-Черкесии возникло немало конкурентоспособных и динамично развивающихся субъектов малого предпринимательства. Многие из них впоследствии составили фундамент среднего и крупного бизнеса в республике. В первую очередь, это фирма «Меркурий» — пионер малого бизнеса в КЧР. В настоящее время она включает: ООО «Фирма «Меркурий» (производство минеральной воды, безалкогольных напитков, экологически чистой питьевой воды); ООО «Фирма «Меркурий-2» (производство водки); ООО «Фирма «Меркурий-3» (переработка мяса, производство колбасных изделий). Кроме того, можно выделить еще ряд преуспевающих предприятий, занявших свою нишу на региональном и российском рынках: компания «Висма» (добыча и бутилирование природной питьевой воды); ООО «Бумфа Групп» (производство санитарно-гигиенических и косметических изделий); ИП «Смирнов-Мебель» (производство корпусной мебели); ОАО «Корпорация КАМОС» (производство водки, воды минеральной, спирта); ОАО «Флора Кавказа» (производство лекарственных препаратов, заготовка трав); ООО «Кондитерская фабрика «Даханаго» (кондитерское производство); ООО Фермерское хозяйство «Фирма «Сатурн» (производство молочных продуктов); ОАО «Фирма «Юг-Молоко» (переработка молока, производство молочных продуктов). Отдельные предприятия вышли со своей продукцией на мировой рынок. К примеру, продукция ЗАО «Висма» поставляется в Германию, Францию, Израиль, Кипр. Компания «Висма» входит в четверку крупнейших производителей воды в России с долей рынка 4,3 % и активно конкурирует с транснациональными компаниями. Продукция компании прошла евросертификацию и допущена к продаже на всей территории Евросоюза.

Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе, особенно в республиках Северного Кавказа, вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение, производя в ряде регионов до 80 % объема всей сельхозпродукции. Они имеют ключевое значение для сокращения безработицы и обеспечения социальной стабильности в сельских территориях. В связи с этим поддержка сельскохозяйственного сектора экономики региона, в том числе, развитие потребительской кооперации, перерабатывающих производств является одной из первостепенных задач модернизации экономики региона.

Агропромышленный комплекс республики не имеет межрегионального и, тем более, федерального значения, что, прежде всего, связано с трудностями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«входа» на указанные рынки, организации сбыта, поэтому на сегодня главной задачей для него является выход на конкурентоспособный уровень местного рынка. Только в этом случае республиканские предприятия будут иметь относительно дешевое и качественное сырье (конкурентное преимущество), а население — занятость и доходы. И это важная стратегическая задача, поскольку в сельскохозяйственном производстве занята значительная часть населения республики и от результатов работы предприятий агропромышленного комплекса зависит их уровень жизни. Российская практика последних лет показала, что восстановление сельскохозяйственного производства возможно при финансовой поддержке перерабатывающих производств, производящих продукцию конечного спроса. Платежеспособный спрос этих предприятий и их инвестиционный потенциал формирует структуру сельскохозяйственного производства. Очевидно, такая схема вывода сельского хозяйства из затянувшегося кризиса должна быть реализована и в КЧР.

С учетом состояния производства и особенностей природно-климатических условий республики можно сформулировать главные направления развития АПК КЧР. Во-первых, производство и переработка сахарной свеклы. Республика традиционно занималась этой культурой и, вероятно, необходимо в ближайшие время восстановить площади под выращивание свеклы. Инвестирование в восстановление технологии выращивания свеклы позволит повысить производство сахара-песка в республике. Во-вторых, восстановление поголовья овец. Это направление также потребует создания и укрепления эффективной сбытовой и перерабатывающей системы. В-третьих, выращивание и, в последующем, переработка картофеля.

Перспективной мерой развития АПК является развитие внутреннего потребления за счет увеличения доли размещения государственных заказов у субъектов предпринимательства, особенно малого и среднего.

В целях повышения прозрачности и доступнос -ти механизмов государственной поддержки малого бизнеса, а также повышения уровня доверия между бизнес-сообществом и органами государственной власти необходимо более активное привлечение бизнеса к подготовке мер по минимизации влияния кризиса на экономику региона.

Таким образом, главным направлением развития экономики республики является повышение эффективности и конкурентоспособности ведущих, структурообразующих отраслей республиканской экономики на внутреннем и внешнем рынках,

- 69

перевод их на этой основе в стадию подъема и интенсивного роста. Необходимость решения задачи повышения конкурентоспособности обусловлена тем, что большинство республиканских предприятий всех отраслей экономики не могут на равных конкурировать как на рынках продукции и услуг, так и на рынках ресурсов со многими российскими товаропроизводителями не только из-за своего недостаточно высокого технологического уровня, но вследствие неблагоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в республике, а также по причине неудовлетворительной организации и управления. Для повышения конкурентоспособности республики необходимо обеспечить:

• развитие и использование относительных конкурентных преимуществ структурообразующих отраслей и предприятий республиканской экономики;

• сохранение наиболее ценных элементов накопленного производственно-технического потенциала на базе активизации малого бизнеса и использования его в целях развития экономики;

• создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;

• создание благоприятного имиджа республики за счет активизации информационной политики и др.

Реализация этих мероприятий на основе развития сети малых предприятий способствует обеспечению занятости населения республики, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

В республике необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности; обучение и подготовку кадров для предпринимательских структур; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

70 -

Планируется осуществление мероприятий по совершенствованию уровня предоставляемых информационных услуг; для этих целей на базе Центра развития предпринимательства открыт и функционирует информационно-аналитический ресурсный центр, сформирована база данных по действующим предприятиям республики, продукции, выпускаемой на территории КЧР. На базе информационно-аналитического ресурсного центра проводится аналитическая работа по составлению сравнительного анализа различных схем налогообложения и совершенствования льгот для субъектов малого предпринимательства; разрабатываются механизмы льготного кредитования и страхования малых предприятий (в том числе взаимного). Разрабатывается механизм предоставления льготного доступа к информационным ресурсам и продвижения товаров малых предприятий республики на межрегиональный и международный рынки. Планируется создание и участие в общероссийской сети специализированных веб-сайтов для малого бизнеса, создание унифицированных программно-технологических систем информационной поддержки малого предпринимательства. Разрабатываются механизмы развития информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием интернет-ресурсов.

С началом функционирования Центра развития предпринимательства в КЧР активизировалась работа информационного характера: проводятся семинары, конференции для работников малых предприятий и структур поддержки малого бизнеса со специалистами соответствующего профиля. Как отдельное направление разработан и реализуется проект по возрождению, производству, реализации товаров народно-художественного промысла и сувенирной продукции. Целью данного проекта является возрождение культуры и самобытности народов, населяющих КЧР, а также решение проблем занятости.

Кроме того, в КЧР в рамках осуществления мероприятий по развитию кредитно-финансовых механизмов необходимо включить: кредитование приоритетных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства; систему микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках; создание межрегиональных и региональных гарантийных систем; развитие финансового лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования (кредитные кооперативы), венчурного финансирования.

Наряду с другими мерами поддержки планируется осуществление мероприятий по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий и научно-технических институтов, незавершенных объектов производственного назначения.

Также необходимо предусмотреть дальнейшее развитие и эффективное использование сети инфраструктуры на базе системы районных фондов поддержки малого предпринимательства; проведение мониторинга деятельности сети фондов поддержки малого предпринимательства.

Государственная политика в области конструктивного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики. Стратегию поддержки малого бизнеса необходимо строить исходя из того, что развитие частного предпринимательства является важным условием выхода страны из экономического кризиса и достижения экономического роста. Основными задачами органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства в стране должны являться:

• сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе уменьшение количества государственных органов, осуществляющих регламентирование деятельности малых предприятий;

• адекватность целей, задач и конкретных мер по поддержке малого предпринимательства реальным потребностям малого бизнеса, состоянию экономики территории;

• формирование партнерских отношений между исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры по поддержке малого бизнеса;

• поддержка жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера;

• развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;

• продвижение продукции малых предприятий на общероссийские и международные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;

• усиление муниципального аспекта в политике поддержки малого бизнеса с постепенным переносом конкретной поддержки на уровень территорий.

Ключевым звеном в дальнейшей реструктуризации экономики и обеспечении устойчивого экономического роста в Карачаево-Черкесской Республике должно стать создание и всемерная поддержка эффективных малых предприятий, способных оптимально использовать новейшие достижения науки и техники, а также преимущества географической и отраслевой специализации и возможности межрегиональных интеграционных процессов. Таким образом, переход экономики регионов России от восстановительного к инвестиционному росту, к ее широкомасштабной модернизации в значительной степени связан с максимизацией использования возможностей малого предпринимательства.

Список литературы

1. Карачаево-Черкесская Республика. 2009: Стат. сб. / Карачаево-Черкесскстат. Черкесск, 2009.

2. Колесников Ю. С., Дармилова Ж. Д. Ресурсы модернизации многоукладной экономики Юга России // Проблемы прогнозирования, 2009, № 1.

3. Полищук Л. и др. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции? // Вопросы экономики, 2008, № 3.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009 г.: Стат. сб. / Росстат. М., 2009.

5. Российский статистический ежегодник, 2009: Стат. сб. / Росстат России. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.