ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО И РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
В.Х. Атаева,
доцент кафедры аудита и финансового контроля Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук
Н.А. Гаджиева,
доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала), кандидат экономических наук;
О.К. Цапиева,
заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук,
доктор экономических наук, профессор [email protected]
В статье рассматриваются проблемы экономического развития сельских территорий как основного фактора обеспечения устойчивого развития Республики Дагестан. Определены основные ресурсы развития сельских территорий региона. Дана характеристика кластеров агробизнеса и туристической индустрии. Показаны их точки роста.
Ключевые слова: устойчивость, сельская территория, устойчивое развитие, кластер, агробизнес, туризм.
ББК 60.546 УДК 316.334
Сельские муниципальные районы в Республике Дагестан являются развивающимися территориальными социально-экономическими системами с нестабильной устойчивостью [1].
Основными проблемами развития сельских районов, требующих решения являются [1]:
— низкий уровень жизни населения по сравнению с г. Махачкалой — столицей Республики Дагестан и среднероссийским уровнем;
— нерациональное использование ресурсов территории;
— отсутствие системы партнерства между властью, бизнесом и населением в период институциональных преобразований
В Республике Дагестан в сельских районах, особенно горных, возникла критическая проблема закрепления населения. Появился стереотип, согласно которому, лишь уехав из сельского района, можно приобщиться к «нормальным» стандартам образования, отдыха, лечения, культуры, коммунальных и других услуг. Достаточное количество дагестанской молодежи, увлеченное идеей «больших денег» переезжает минуя Махачкалу в другие регионы России, не получив навыки проживания в городах, и вносит понимание псевдолиберализма в повседневную жизнь [4,5].
Поэтому, важнейшим направлением экономического развития Дагестана является политика обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
Основополагающими ресурсами, способствующими реализации устойчивого развития сельской территории, должны стать:
— природно-ресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внутреннего и внешнего спроса на территориальный продукт;
— принципы размещения населения должны быть неизменными, а тип производства и освоения природных ресурсов может быть изменен. Это позволит увеличить эффективность и комфортность освоения ресурсов и снизить социальную и коммунальную нагрузку сельских муниципальных поселений;
— формирование эффективной системы самоорганизации местного сообщества через укрепление местного самоуправления и формирование гражданских институтов.
— обеспечение энергетической безопасности территории за счет местных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии;
— рациональное использование природных богатств территории, соблюдение экологического императива;
— формирование и развитие транспортной инфраструктуры, усиливающей геополитический и экономический статус территории;
— развитие сферы услуг за счет привлечения и поддержки среднего и малого предпринимательства;
— рассмотрение сельскохозяйственного производства как фактора эндогенного потенциального развития экономики территории, обеспечивающего и удовлетворяющего как ее потребности, так и нужды мегаполисов;
— сочетание природных ландшафтов сельских территорий, их уникальные природные, исторические памятники и культурное наследие должны стать визитной карточкой и основой для развития рекреации, как доходной индустрии экономики. [2,3]
Ключевым условием успеха развития сельских территорий Дагестана является становление «новой экономики» районов, способной существенно повысить конкурентоспособность территории в т.ч. и в аспекте социальных стандартов жизнедеятельности.
В соответствии с контекстом вышеизложенного принципиальной отличительной особенностью стратегического варианта развития сельских территорий является подход к развитию территории районов через кластерные сети. [2]. Технологическая цепочка может носить локальный характер и быть не полной (усеченной) или увязанной в систему цепочек.
Развитие кластеров в сельских территориях Республики Дагестан сдерживается низким уровнем образования и квалификации рабочей силы, устаревшими технологиями, нехваткой доступного капитала и слабым развитием общественных институтов.
Необходимо отметить, что однозначного варианта кластерной структуры не существует. Ее содержание зависит непосредственно от определенного местоположения, ресурсов и их качественной и количественной характеристики, информационной и транспортной инфраструктуры и других факторов.
Миссия сельской территории — достижение новых стандартов качества жизни людей при эффективном сочетании экологически чистых производств с уникальным природным комплексом. В данной формулировке миссии, ставшей результатом множества обсуждений и уточнений, зафиксированы следующие установки [2,3].
Ключевой ценностью развития территории является качество жизни людей, которое напрямую связано с эффективностью экономики, основанной на использовании природных и рекреационных местных ресурсов, и поэтому сельские тер-
ритории Дагестана можно представить как зону профильного промышленного и сельскохозяйственного производства с глубокой переработкой природных ресурсов, комплексной туристско-культурной зоной, выгодным и удобным пространством для инвестиций и комфортного места для жизни [3].
В соответствии с миссией, целями и задачами социальноэкономического развития сельских территорий определились основные стратегические направления и кластеры их развития.
Кластер — развитие агробизнеса.
Цель — создание необходимой базы на территории для организации агробизнессистемы саморазвития с элементами внешних возможностей, повышение уровня жизни в сельских поселениях на основе развития конкурентоспособных сельскохозяйственных производств с использованием инновационных технологий.
Площадь сельхозугодий республики составляет 3349,8 тыс. га (66.6% от общей площади республики), в том числе пашня — 524,8 тыс. га (10,4%), многолетние насаждения — 67,5 тыс. га (1,3%), залежи — 4,8 тыс. га (0,1%), сенокосы и пастбища — 2752,7 тыс. га (54,8%). Более половины пашни и многолетних насаждений, а также 63% орошаемых земель приходится на равнинную зону. Здесь возделываются практически все виды культур, и производится свыше 66% зерна, 78% овощей, 80% подсолнечника, 84% винограда. В равнинной части развито также птицеводство (свыше 83% яиц).
Вместе с тем, в предгорной и горной зонах имеется большой потенциал для животноводства, так как здесь расположены 85% пастбищ и сенокосов. Именно поэтому в этих зонах производится свыше 53% мяса, 55% молока и 68% шерсти.
Реализация стратегической цели развития агробизнеса осуществляется посредством решения следующих задач:
1. Создание районной сельскохозяйственной информационно-консультационной службы, обучение и повышение квалификации кадров администраций муниципальных образований.
2. Осуществление функционального зонирования территорий на основе бонитировки земель с определением приоритетного режима сохранения плодородия и рекомендаций по получению набора продукции в интересах территории.
3. Создание единого объединения (агро-производственного холдинга) хозяйствующих субъектов с целью взаимовыгодной кооперации по производству, переработке и сбыту продукции.
4. Активное вхождение и участие в национальном проекте «Развитие АПК» и инвестиционных региональных проектах.
5. Развитие предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и сфере услуг.
6. Полное техническое перевооружение имеющихся сельскохозяйственных средств производства, внедрение инновационных проектов по переработке сельхозпродукции.
7. Создание устойчивой кормовой базы.
8. Производство высококачественных товаров, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках при стабильных поставках.
9. Решение проблемы бедности и достижения обеспеченности сельского населения общественными услугами в среднесрочный период.
10. Формирование гражданского самосознания в сельских сообществах.
Проблемы, осложняющие эффективное развитие агробизнеса:
— отсутствие районной сельскохозяйственной информационно — консультационной службы, слабая обратная связь с республиканскими и федеральными учреждениями и службами;
— отсутствие системы подготовки кадров и закрепления их в поселениях (национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе»);
— неразвитость рынка земель сельскохозяйственного назначения;
— неразвитость банковской и страховой инфраструктуры;
— недостаточная степень информированности сельского населения об имеющихся для него возможностях и порядке получения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам; отсутствие консультационной помощи по выдаче и порядку оформления кредитов, содействию в предо-
ставлении залогов (поручительства) на уровне муниципальных поселений (национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»);
— отсутствие инфраструктурной сети заготовительных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке продукции и потребительских кредитных кооперативов (национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»);
— отсутствие реестра фермерских хозяйств в соответствии с процедурами регистрации принадлежащих фермерам земельных участков, имущества и принадлежащих им хозяйственных построек;
— отсутствие оборудованных современных рынков для реализации местными сельхозпроизводителями продукции;
— слабое развитие организационно-институциональной инфраструктуры местных сельских сообществ. В дореформенной экономике селообразующие функции выполняли сельскохозяйственные предприятия, многофункциональная роль которых в процессе рыночных трансформаций не была учтена. Все свелось к приватизации земли и имущества, передаче инфраструктурных объектов на баланс местных администраций, не располагающих достаточными ресурсами и отработанными организационно-экономическими механизмами для их содержания;
— слабое развитие в поселениях сферы услуг и несельскохозяйственного бизнеса, в том числе посредством малого предпринимательства в использовании рекреационного и культурно-исторического потенциала территорий.
Точки роста кластера агробизнеса:
— создание системы сельскохозяйственного производства, в котором все звенья движения продукта к прилавку будут находиться внутри нее, т.е. создание единых районных агропро-изводственных холдингов, в которые войдут на добровольной основе товаропроизводители, сервисные структуры, переработчики, сбытовики и другие структуры;
— развитие различных форм и видов сельскохозяйственной кооперации;
— усиление специализации в растениеводстве — производство картофеля, овощей, растительных кормов; в животноводстве — мясное, молочно-товарное, мясомолочное;
— реализация малозатратных быстроокупаемых инновационных проектов;
— создание инвестиционных фондов;
— создание районных крестьянских банков и кредитование среднезатратных проектов;
— развитие подсобных промыслов, в том числе сбор продукции садов и дикорастущих ягод;
— малоэтажное жилищное строительство, развитие местной стройиндустрии;
— развитие конструктивного диалога власти с бизнесом и гражданскими институтами сельского сообщества;
— развитие несельскохозяйственных форм бизнеса (сфера услуг, рекреация, туризм);
— развитие местной теплоэнергетики.
Основные социально-экономические результаты развития агробизнеса:
— становление многоукладного эффективного агробизнеса, в том числе повышение товарности подворий;
— наращивание темпов в развитии производства растениеводческой и животноводческой продукции;
— создание современной социальной и информационной инфраструктуры жизнедеятельности в сельских поселениях;
— самодостаточное развивающееся сельское сообщество.
Эффективность работы аграрно-промышленного производства будет определяться уровнем профессиональной подготовки сельских товаропроизводителей, их информированностью о новых технологиях в растениеводстве, животноводстве, промышленной переработке сельскохозяйственного сырья, высокоурожайных сортах растений и плодоовощных культур, высокопродуктивных породах скота, возможностях их приобретения, ценах, о состоянии рынка и др. сфер коммерческой деятельности (партнерах в производстве, хранении и реализации продукции, кредитах и т.п.). Квалифицированную помощь специалистов предполагается оказывать через систе-
му информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей всех форм собственности. Реализация информационных возможностей будет осуществляться в рамках сельскохозяйственного кооперирования различных видов и форм участия между производителями сельскохозяйственной продукции, ее переработчиками, организациями общественного питания и др. участниками данного сегмента экономической деятельности.
Проект создания районных агропроизводственных холдингов основан на мобильной системе управления с претворением в жизнь принципов «производство — переработка — реализация» и максимальным вовлечением всех возможных потенциальных субъектов муниципальных сельских и городских поселений в его деятельность.
Индустриально-аграрный характер организации ведения сельского хозяйства и перерабатывающих на его базе производств с последующей сбытовой деятельностью позволит решить не только проблему продовольственной безопасности, но и ряд социальных аспектов развития сельских территорий.
Кластер — развитие туристской индустрии.
Цель — разработка проектных направлений в сфере туризма и создание необходимой базы для реализации конкретных инвестиционных проектов, создание конкурентоспособной туристской индустрии на основе многофункционального туристско-рекреационных центров [6].
Основными предпосылками развития курортно-рекреационного комплекса являются сложившиеся условия в республике: природно-климатические, историко-этнографические, социально-экономические, а также культурные традиции.
Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие большого числа объектов историко-культурного наследия при активной государственной (хотя бы информационной) поддержке могут обеспечить быстрое развитие туристско-рекреационной сферы и стать существенным фактором конкурентоспособности республики.
Помимо весьма разнообразных предгорных и горных ландшафтов, а также теплого Каспийского моря с его песчаными пляжами, территория Дагестана выгодно отличается своими климатическими условиями, ценными минеральными водами и лечебными грязями различного химического и газового состава. В республике имеется 300 источников минеральных вод, большинство из них на сегодня остается невостребованным.
Уникальность Дагестана как перспективного рекреационного региона состоит именно в сочетании «Горы — Море», что позволяет организовать разнообразные виды отдыха. Морское побережье, горные и предгорные районы Республики Дагестан являются уникальным регионом России, который по составу и качеству своих климатобальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте.
Дагестан — район резких природных контрастов, представляет большой интерес для туризма. Чрезвычайно интересен Центральный или Горный Дагестан, который состоит из малодоступных отрогов Главного Кавказского хребта, Андийского хребта и узких, глубоко врезанных речных долин. На территории Южного Дагестана расположен уникальный горный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов (Шалбуздаг — 4149 м; Базардюзи — 4466 м; Ярыдаг — 4100 м. над уровнем моря), где могут проводиться чемпионаты России по всем категориям сложности. Большое будущее имеет охотничий туризм в высокогорном Дагестане и в Аграханском и Кизлярском заливах.
В горах Дагестана разбросаны остатки многочисленных крепостей. Одно из наиболее достопримечательных мест Северного Кавказа — аул Гуниб — бывшая крепость Шамиля. Великая Кавказская стена «Дагбары» с остатками башен (VI век), древние сооружения в окрестностях Кала-Корейш Даха-даевского района (IX—X века) и другие представляют большой интерес для туристов.
Дагестан имеет определенную материальную базу туристского комплекса, с довольно развитыми транспортными и торговыми сетями, средствами коммуникации, традиционными центрами народных промыслов, наличием резервов трудовых ресурсов. Имеющаяся на сегодня структура туристско-рекреа-
ционного комплекса позволяет принять более 25 тыс. туристов и отдыхающих, обеспечить отдых и оздоровление свыше 70 тысяч детей и подростков.
Реализация главной стратегической цели туристского кластера может осуществляться посредством решения следующих задач:
1. Осуществление функционального зонирования территории с выделением туристско-рекреационных зон с определением приоритетного режима землепользования и хозяйственной нагрузки на них.
2. Определение ключевых объектов туристского показа и разработка предложений по их включению в состав туристских маршрутов и инвестиционных проектов.
3. Привлечение внешних инвестиций в развитие объектов инфраструктуры туризма, подготовка инвестиционных площадок, концентрация финансовых ресурсов за счет развития резидентных лизинговых и страховых компаний.
4. Разработка предложений по созданию локальных туристских комплексов и отдельных объектов туристской инфраструктуры с определением их специализации. Оценка инвестиционной емкости создания локальных туристских комплексов и экономической эффективности, подготовка проектной, технической и инвестиционной документации.
5. Оценка объемов капитальных вложений в реконструкцию, ремонт и развитие объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктур.
6. Строительство инфраструктурной базы туристско-рекреационного комплекса.
7. Организация образовательных услуг для подготовки кадров для сферы туризма, в том числе — переобучение населения выделенных туристских центров.
8. Привлечение и создание транспортных компаний, обеспечение транспортными средствами в целях эффективного трансферта туристов.
9. Формирование каналов реализации туров по территориям через внешние франчайзинговые и турагентские сети.
10. Обеспечение информационно-маркетингового сопровождения турпродуктов и раскручивание туристических брэндов.
11. Встраивание продуктовых брэндов в региональный туристский брэнд.
12. Повышение эффективности управления объектами природного и культурного наследия, находящимися в государственной собственности.
13. Развитие сопутствующих туризму видов экономической деятельности (народно-художественные промыслы) и услуг в муниципальных поселениях.
Факторы, осложняющие использование туристско-рекреационного потенциала:
— количественный недостаток и низкое качество существующей туристской инфраструктуры;
— деградация объектов индустрии отдыха и развлечений;
— недостаточная проработка туристского продукта, использующего все возможности природного, культурно-исторического потенциала территорий, доминирование точечных тур-продуктов и нехватка комплексных туров;
— неразвитость инфраструктуры всех видов туризма;
— отсутствие комфортной информационной среды;
— недостаточность квалифицированных научных, управленческих и производственных кадров, способных обеспечить эффективное функционирование объектов инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений;
— правовые риски, связанные с несовершенством законодательства в сфере туризма, сложностями в выделении земельных участков под инвестиционные площадки;
— отсутствие сформированной системы подготовки и переобучения кадров в сфере деятельности туризма и повышения квалификации персонала в сфере гостеприимства;
— муссирование негативной информации в Центральных СМИ о террористической деятельности в Республике Дагестан;
— негативное отношение к Дагестану и дагестанцам в центральной России, возникшее в результате криминального поведения отдельных лиц дагестанской молодежи в преимущественно русских регионах России.
Точки роста кластера туристической индустрии:
— создание современной инфраструктурной базы туристкой деятельности в соответствии с имеющимися рекреационными ресурсами и объектами показа, в том числе инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой;
— строительство дорог;
— создание природных парков;
— развитие видов туризма — историко-мемориального, гостевого сельского, экологического (треккинга, велосипедного), рыболовного, спортивного (скалолазание, лыжные гонки), познавательного, изыскательского, ярмарочного, фестивального (военно-исторические и приключенческие игры) и др.
— развитие локальных туристических зон с высоким уровнем концентрации увязанных между собой объектов туристского показа, позволяющих за счет их комбинирования в составе различных комплексных туров создавать значительную добавленную стоимость;
— развитие разветвленных кооперационных связей туристских компаний и организаций в сфере туристской инфраструктуры с усилением внутренней конкурентной среды;
— развитие международных интеграционных туристических связей по проекту «Граница. Взаимоотношения Дагестана, Азербайджана, Ирана в Южном Дагестане»;
— развитие малого и среднего предпринимательства в сфере народных промыслов и производства сувенирной продукции из серебра, развитие сферы проведения досуга и развлечений.
К основным социально-экономическим результатам развития туризма на сельских территориях Дагестана, могут быть отнесены:
— создание на территории современной конкурентоспособной инфраструктуры туризма, обеспечивающей соответствующими услугами растущие потоки въездных туристов;
— существенное увеличение числа прибывающих в район туристов;
— увеличение количества дней пребывания туристов на территории;
— увеличение числа туристов, повторно посещающих территорию;
— высокие стандарты качества обслуживания туристов с расширенным спектром предоставляемых услуг;
— значительное увеличение доходов туристских предприятий, бюджетов муниципальных поселений и населения;
— повышение эффективности работы предприятий других отраслей, расположенных на территории муниципальных образований;
— рост числа новых рабочих мест;
— привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу территории;
— развитие малого предпринимательства;
— улучшение качества жизни (в том числе улучшение здоровья) населения за счет обеспечения благоприятных условий для активного, разнообразного и полноценного отдыха;
— сохранение и возрождение историко-культурного наследия территорий, рациональное использование его природнорекреационного потенциала.
Создание сетевой инфраструктуры многофункционального туристско-рекреационного комплекса с опорными центрами в районных центрах и сельских поселениях.
Основной экономический потенциал сельских территорий для развития туристического кластера сохраняется в полосе системообразующей инфраструктуры — автотранспортных и железнодорожных магистралей, линий электропередач. Все они рассматриваются как реальные полюсы экономического роста и концентрации населения, центры сосредоточения возможных производств и других видов экономической деятельности для обеспечения туристических услуг на сельской территории.
Стратегический сценарий развития сельских территорий опирается на современный постулат экономического развития о том, что недостаточно только просто владеть ресурсами. Продуктивное использование ресурсов составляет основу кон-
курентоспособности. Компании могут повышать производительность ресурсов за счет более эффективного производства уже существующей продукции или за счет изготовления продукции, имеющей большую потребительскую ценность. Самыми конкурентными становятся не те территории и компании, которые имеют доступ к дешевым факторам производства, а те, которые применяют наиболее совершенные технологии и эффективные методы использования своих факторов производства. Данная постановка вопроса весьма актуальна, так как новая парадигма отвечает на вопрос организации рационального природопользования с точки зрения защиты окружающей среды и конкурентоспособности предприятий. Очень важно, чтобы использование ресурсов было эффективным и чтобы внедряемые инновации повышали их производительность. Необходимо создавать имидж территории как успешной для компаний, строящих свою деятельность на основе экономической логики, которая устанавливает четкую взаимосвязь между окружающей средой, производительностью, инновациями и конкурентоспособностью.
Главным аспектом стратегии является развитие муниципального сообщества на основе гражданского самосознания жителей сельских территорий, формирования эффективной системы социальной поддержки, совершенствования системы образования и управления. Эволюционное развитие территориального сообщества зависит от человеческого капитала, суть которого состоит в социальном воспроизводстве населения в различных проявлениях, таких как вопросы демографии, квалификации и компетенции, духовной сферы и культуры, социальных институтов.
В условиях сельских территорий демографическая политика должна быть направлена на:
— стабилизацию численности населения;
— увеличение средней продолжительности жизни;
— создание условий для повышения рождаемости;
— снижение смертности населения;
— модернизацию и развитие системы образования;
— модернизацию и развитие системы здравоохранения;
— пропаганду и формирование здорового образа жизни;
— обеспечение доступности гарантированных социальных услуг и качественного социального обслуживания населения;
— обеспечение социальной поддержки граждан, имеющих на то право, и оказание адресной социальной помощи остро нуждающимся жителям района.
Инвестиции в образование являются ключевым фактором конкурентоспособности и развития экономики территорий. Несмотря на то, что в сфере образования они имеют более длительный срок окупаемости, переход на новую траекторию развития невозможен без создания современной образовательной среды, подготовки высококвалифицированных кадров и формирования соответствующей предпринимательской культуры.
Необходимо сохранить и приумножить историческое и духовно-культурное наследие территорий, повысить роль культуры в процессах социальных и экономических преобразований, в силу того, что земля Дагестана — уникальная территория с древней историей и пересечением культур.
Социальная сфера является важнейшей составляющей, определяющей духовно-нравственное развитие общества. Ее развитие зависит от вовлечения жителей в процесс управления территорией на основе формирования коммуникаций и социальных сетей, формирования гражданских институтов и развития института местного самоуправления.
Для реализации заявленной цели — достижения высокого качества жизни населения необходимо существенно повысить производительность труда и капитала. Это невозможно сделать без концентрации ресурсов в тех областях, где улучшение принесет наиболее значимые результаты по ключевым позициям бизнеса или отношениям с другими субъектами, а также без соответствующих структурных изменений в экономике сельских территорий без концентрации усилий на ключевых источниках развития.
Литература
1. Цапиева О.К. Устойчивое развитие региона: теоретические основы и модель // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 2.
2. Чепурных Н.В., Мерзлов А.В., Антипов А.Н. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации.
— Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2000.
3. Парциорковский В.В. Сельская Россия: 1991-2001 г. — М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Гимбатов Ш.М. Трансформация социодемографического поведения в регионе // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества». — М.: Ин-т стратегических исследований, 2010.
5. Гимбатов Ш.М. Этнорегиональные особенности трудовой миграции в Республике Дагестан // Труд и социальные отношения. — 2010. — № 12.
6. Мерзлов А.В. Значение туризма для устойчивого развития сельской местности // Матер. Первой Всерос. конф. «Рекреационная география Азиатской России: современное состояние и перспективы развития» Иркутск, 5-7 сентября 2000. — Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2000.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПЕРЕХОД К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НДТ)
О.И. Сергиенко,
заведующий кафедрой промышленной экологии Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий,
кандидат технических наук [email protected]
В статье анализируются особенности современного состояния продовольственного сектора с позиций устойчивого развития и с учетом необходимости преодоления технологических рисков, вызванных отставанием уровня технического развития отечественной производственной базы от западных стран. Стабильное обеспечение продовольственной безопасности во многом определяется инновационной и инвестиционной активностью, которая должна быть направлена на экологизацию продуктовой цепочки продовольствия. Этому способствует процесс перехода к технологическому нормированию на основе наилучших доступных технологий (НДТ), который осуществляется в рамках реформы государственного регулирования природопользования и планируется завершить в 2020 г.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, экологическая безопасность, продуктовая цепочка.
УДК 338.439.02 ББК 65.32
Важным условием повышения экологической безопасности и эффективности производства на основе экологически ориентированной перестройки технико-технологического базиса инноваций в продуктовой цепочке является применение наилучших доступных технологий (НДТ). Этой задаче служит реформирование российской системы нормирования экологических воздействий, призванное существенно повысить уровень экологической безопасности производственных процессов, привести их в соответствие лучшим международным практикам. Под наилучшими доступными технологиями понимают «...совокупность технологических процессов, оборудования, технических методов, способов, приемов и средств, основанных на современных достижениях науки и техники, обладающих наилучшим сочетанием показателей достижения целей охраны окружающей среды и экономической эффективности, при условии технической возможности их применения»1 [1].
Применение НДТ для модернизации продовольственного сектора, с охватом всей продуктовой цепочки продовольствия является и необходимым условием обеспечения продовольственной безопасности страны, поскольку высокий износ основных производственных фондов и неразвитая производственная инфраструктура, недостаточность инвестиций создают серьезную угрозу технологических рисков и невыполнения целевых ориентиров развития АПК.
В статье анализируются перспективы применения НДТ для управления безопасностью продовольствия, существующие ограничения, а также условия, обеспечивающие устойчивое функционирование продовольственного сектора. Сделан вывод о возможности обеспечения продовольственной безопасности на основе соблюдения новых принципов экологического нормирования и усиления экологических приоритетов.
1. Проблемы устойчивости в производстве продовольствия
Стабильная продовольственная безопасность невозможна без обеспечения устойчивого развития АПК, особенно, когда аграрный сектор находится в сложной финансово-экономической ситуации и проходит период реформирования. Проблемы устойчивости продовольственного сектора можно рассматривать с точки зрения традиционной триады устойчивого развития с учетом его экологической, экономической и социальной составляющих. Такой подход представляется уместным с точки зрения продуктовой цепочки продовольствия, поскольку начальное ее звено — производство сельскохозяйственной продукции существенно зависит от качества окружающей среды, а вся цепочка в целом оказывает негативное влияние на природу и нуждается в экологизации.
Анализируя проблему экологической устойчивости с позиции усиления глобальных процессов следует отметить такие