Научная статья на тему 'Ключевой приоритет в системе маркетинговых исследований'

Ключевой приоритет в системе маркетинговых исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевой приоритет в системе маркетинговых исследований»

Гасанов М.А.

Ключевой приоритет в системе маркетинговых исследований.

В условиях ориентации экономики на рыночные отношения особое значение приобретает предпринимательство как ключевой фактор социально-экономического развития региона и приоритет проведения маркетинговых исследований.

Развитие предпринимательской структуры предполагается финансирование инвестиционных проектов в таких приоритетных отраслях, как: аграрно-промышленный комплекс, промышленное производство, строительная индустрия, информатизационный ресурс и средства связи и инфраструктурные услуги. Следовательно, предпринимательство в системе маркетинговых структур относится к числу приоритетных направлений развития экономики региона.

Анализ опыта показывает что, там, где развивается предпринимательский бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности - таковы результаты сравнительного сегмента предпринимательства. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет расти средний класс и тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Таким образом, будет развиваться инициатива, а граждане, в частности, население Дагестана будут все больше брать ответственности на себя за результаты своего практического труда.

Надо иметь в виду, что сдерживающими факторами развития бизнеса в регионах являются: ограниченность доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам из-за требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования бизнеса, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы. Важно учитывать и такие проблемы, как: административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов бизнеса, что является причиной недостаточного уровня развития предпринимательства. В сфере транспортной инфраструктуры он вообще не соответствует современным требованиям, из-за этого существенно ухудшаются практика использования концепции маркетинга, показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства. Поэтому в современных условиях функционирования рынка очень важными для развития предпринимательства являются: производственно-технологическая кооперация субъектов бизнеса с крупным производством; малое инновационное предпринимательство; создание условий для функционирования высокотехнологичных организаций; организация республиканского технопарка, совершенствование методов проведения маркетинговых исследований.

Конкуренция и предпринимательство, основанные на реальной реформе собственности, представляют собой одно из стратегических приоритетных направлений реструктуризации рыночного реформирования экономики. Многообразие форм собственности должно быть основным условием становления и развития рыночных отношений. Противостояние монополиям, создание новых объектов и предприятий, поддержка и защита предпринимательства являются

новыми и приоритетными направлениями экономической политики страны и её регионов.

Обследование показало, что малым предприятиям приходится сталкиваться с различными негативными вопросами, мешающими их эффективному и устойчивому развитию. К их числу можно отнести те, о которых уже говорилось: административные барьеры, несовершенство нормативно-правовой базы и законодательства, слабая государственная поддержка, недостаточное финансирование и кредитование, неразвитость инфраструктуры рынка, проблема подготовки и переподготовки кадров.

Для ликвидации негативных явлений целесообразно разработать в системе маркетинговых исследований ряд законодательных актов с указанием назначенных ответственных за поддержку малого предпринимательства в каждом районе Дагестана. Необходимо законодательно закрепить меры по преодолению административных барьеров на пути функционирования предпринимательства, упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов бизнеса в республике путём регистрации всякого рода проверок.

Предпринимательство нуждается в улучшении информации среди населения, в том числе в области регистрации и лицензирования, сертификации и арендных отношений. Средствам массовой информации желательно чаще публиковать материалы, касающиеся не только ведения бизнеса, но и желательно давать конкретные практические рекомендации по выходу из той или иной критической ситуации. Так можно не только ослабить, но и полностью ликвидировать административные барьеры, последовательно создавать и развивать устойчивые объекты инфраструктуры, постепенно расширяя сферу более сложных и новых услуг предприятиям бизнеса.

Проведенные исследования позволили установить, что предпринимательство оказывает существенное влияние на устойчивое и ускоренное развитие региональной экономики, снижение уровня безработицы и решение ключевых социальных проблем. Анализ практического опыта свидетельствует, что по численности работающих и по объему производимых товаров, оказываемых услуг объекты малого бизнеса в развитых странах занимают ведущее место.

Определение приоритетных путей, способов и направлений развития экономики посредством активизации влияния организационно-управленческих параметров предполагает научно-практическое изучение отечественного и зарубежного опыта. В этом аспекте представляет теоретический и практический интерес анализ функционирования предпринимательства в регионе.

В годы рыночных преобразований возникли и функционируют новые объекты инфраструктуры по поддержке малого бизнеса. Несмотря на это, без помощи государства, региональных и местных органов власти комплексная и эффективная производственная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать практически не может.

Практика подтверждает, что не в каждом муниципальном образовании Дагестана следует создавать все объекты инфраструктуры экономики, хотя развитию малых объектов и предприятий в стране и ее регионах способствуют экономическая и социальная стабильность, создание благоприятной правовой и

инфраструктурной среды. Субъекты Федерации могут проводить независимую политику в этой сфере экономики на основе установленной федеральным законодательством системы приоритетов развития экономики и с учетом региональных особенностей. В связи с этим в развитии бизнеса объективно повышается роль субъектов управления и местных органов самоуправления регионов, в том числе и вновь образованного Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагестан, которая входит в этот округ.

Устойчивое развитие предпринимательства является одним из приоритетных путей функционирования всей экономики республики. В 2009 году на поддержку малого бизнеса было выделено почти в 6 раз больше ресурсов, чем в 2008 году. Программы помощи утверждены во всех 52 муниципальных образованиях. Создана система государственной и частной поддержки малых предприятий и отдельных предпринимателей. Определенную роль в решении этого вопроса играет Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. В качестве финансового обеспечения такой поддержки предлагаются: гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование как факторы решения проблем в данной сфере.

Значение, роль и место малого бизнеса в экономике Дагестана отмечены в Послании Президента республики Народному Собранию РД, а также в Программе экономического и социального развития РД на период до 2010 года. Объём выпуска товаров и оказания услуг субъектами малого предпринимательства в ВРП республики увеличится примерно до 45%. В Дагестане зарегистрировано более 5,0 тыс. малых объектов, свыше 4,0 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и более 3,0 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Проведенный научно-практический анализ показал, что малые предприятия, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в совокупности создают свыше 48,0% валового регионального продукта республики. Доля бизнеса в валовой добавленной стоимости за последние три года увеличилась на 8,4 %.

Наибольшее распространение предпринимательства отмечается в оптовой и розничной торговле, общественном питании, сфере услуг населению. В республике функционирует 39,4% из общего числа малых предприятий, где занято 36,4% работающих и выпускается почти 43,0% объема произведенной продукции. Второе место по числу этих предприятий принадлежит сельскому и лесному хозяйству, хотя по численности работающих и производительности труда в этом секторе малый бизнес отстает.

Проведенный сравнительный анализ показывает, что перспективным в Дагестане является предпринимательство в сфере строительства. В этой отрасли экономики функционируют свыше 13% малых предприятий, работают 15,7% занятых на этих предприятиях, производится более 18% общего объема продукции. С учетом высоких темпов строительства в республике эта отрасль является весьма привлекательной и эффективной для развития предпринимательства.

Территориально в республике малый бизнес развивается неравномерно. Из общего числа в городах расположено чуть более половины, а в районах - 48,8% малых предприятий. Значительная дифференциация отмечается также по городам и

районам региона. Не достигнуто должного развития предпринимательства в районах, особенно в горных и предгорных зонах.

Результаты финансовой деятельности малых предприятий в последние годы улучшаются медленно. Число убыточных предприятий бизнеса уменьшились до 18,8%. Убыток (сальдированный финансовый результат) деятельности малых предприятий сократился. В целом же финансовое состояние этих предприятий можно оценить как сложное.

Выполненный анализ свидетельствует, что доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства продукции сельского хозяйства растет, но растет медленно и составляет 10,1%, в том числе продукции растениеводства -10,6% и животноводства - 9,6%. Это подтверждается тем, что потенциал крестьянских (фермерских) хозяйств в республике используется недостаточно эффективно.

Из общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей функционируют лишь 69,8%, которые играют значительную роль в удовлетворении потребностей экономики и населения в товарах и услугах. Доля индивидуальных предпринимателей в общем обороте розничной торговли республики составляет 28,3%, в общем объеме грузооборота - 6,0%, а пассажирооборота - 51,8%. Они производят обувь, ювелирные изделия, пиломатериалы, хлеб и хлебобулочные изделия, разнообразную мебель, рыбу копченую, колбасные изделия и т.д.

Следует отметить роль индивидуального предпринимательства в обеспечении занятости населения, пополнении доходной части местных бюджетов, увеличении доходов и повышении уровня жизни населения республики. Однако, несмотря на имеющиеся позитивные тенденции, в целом потенциал предпринимательства все еще используется недостаточно, неудовлетворительно поставлен учет малых предприятий, значительная часть которых находится в тени и уходит от налогообложения.

Проведенный научно-практический анализ показывает, что среди факторов, сдерживающих развитие предпринимательства и повышение эффективности малого бизнеса, следует отметить слабую материально-техническую базу и недостаток финансовых средств. Отсутствие достаточного производственного и финансового потенциала не позволяет этим предприятиям расширять свой бизнес, создавать новые рабочие места, более полно удовлетворять потребности экономики, населения в товарах и услугах. Тормозится развитие малого бизнеса и из-за слабости инфраструктуры государственной поддержки, высокого уровня налогов, административных барьеров, влияния контролирующих органов.

В Дагестане разработана Концепция государственной поддержки развития малого предпринимательства и на ее основе принята стратегия развития бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В целях реализации Концепции и стратегии разработана и реализуется Программа развития малого предпринимательства в Республике Дагестан на период 2012 гг. В этих документах поставлена задача создания необходимых правовых и экономических условий для масштабного и устойчивого развития предпринимательства во всех отраслях и

сферах экономики, повышения эффективности функционирования бизнеса и зарплаты.

Номинальная начисленная и реальная среднемесячная заработная плата одного работника, включая малые предприятия, приведена в таблице:

Таблица

Сравнительный анализ зарплаты за 2009 год, включая малые предприятия Республики Дагестан, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

Номинальная начисленная Реальная

среднемесячная заработная плата одного работника заработная плата в % к 2008 г.

рублей в % к 2008 г.

Южный федеральный округ

Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область 11017,9 10628,4 14778,9 13841,4 12640,1 13691,6 113.4 119.2 110.7 114.8 108.5 112.3 101,4 106,9 98.8 102,4 97,3 99.9

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия-Алания 8648,6 10957,0 10602,6 10276,2 10511,7 119.7 118.8 115,6 109,4 117,8 104,9 106,1 101,4 96,9 104,8

Чеченская Республика Ставропольский край 13019,1 12578,8 109,2 114,0 94,1 101,3

Благодаря активизации инвестиционного процесса обеспечен рост объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» на 26,1%. Высокими темпами в республике развивалось жилищное строительство, объемы которого увеличились на 12,2%, превышая рост предыдущего года (на 8,7%).

Развитость транспортного и топливно-энергетического комплексов объектов малого бизнеса предопределила структуру инвестиций в основной капитал, которые направляются в эти отрасли. В объекты непроизводственного назначения в республике направлялось 13,2%. С учетом малых предприятий инвестиции в сельское хозяйство увеличились в результате реализации национального проекта «Развитие АПК».

В период реализации инвестиционных программ создана соответствующая нормативно-правовая база, выявлены направления строительства объектов, а также определена методика распределения средств по районам и городам республики. На наш взгляд, следует постепенно создавать и развивать устойчивые объекты производственной и социальной инфраструктуры, последовательно охватывать все более сложные и новые инфраструктурные услуги малым предприятиям.

Повышение эффективности функционирования предпринимательства является одной из важнейших экономических проблем, от решения которых зависит рост уровня жизни населения региона, его продовольственный аспект, внедрение в практику инновационных разработок науки будет способствовать

повышению эффективности малого и среднего предпринимательства в системе маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.