Научная статья на тему 'Маркетинг как основа развития предпринимательства'

Маркетинг как основа развития предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как основа развития предпринимательства»

Гасанов М.А.

Маркетинг как основа развития предпринимательства

Региональная экономическая политика играет ведущую роль в развитии экономики страны и укреплении российской государственности. Она направлена на формирование и укрепление основы для самостоятельного социально-экономического развития регионов, а также использование концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами. Когда отмечаются стабильность и подъём региональной экономики, важную роль играет предпринимательство как важная составляющая социально-экономического развития страны и её регионов.

Предпринимательство в условиях рынка предполагает в первую очередь финансирование инвестиционных проектов в приоритетных отраслях: в аграрно-промышленном комплексе, промышленном производстве, строительной индустрии, информатизации и связи, инфраструктуре услуг, народных художественных промыслах, туризме.

Предпринимательство является рыночным сектором экономики, призванным активно воздействовать на формирование рыночной среды, рыночной инфраструктуры, оказывать оперативное влияние на изменение потребительского спроса и насыщение рынка товарами и услугами, обеспечивать новые рабочие места, что способствует установлению стабильности в обществе.

Деятельность по малому предпринимательству регулируется законодательством, которое закрепляет понятие субъекта малого предпринимательства - не только малого предприятия, но и индивидуальных предпринимателей. Предпринимательская структура как коммерческая организация обладает двумя признаками.

Первый из них заключается в том, что численность работников не должна превышать установленный законом предел. При этом предусматривается порядок определения численности работников, в т.ч. работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству - с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений юридических лиц.

Второй признак заключается в том, что в уставном капитале доля участия государства, общественных и религиозных организаций, а также других организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов. В многопрофильных предприятиях, осуществляющих несколько видов деятельности, предприятие относится к числу субъектов малого предпринимательства по преобладающему виду деятельности в годовом объёме оборота или прибыли. Данные о численности занятых и обороте малых предприятий Дагестана на начало 2006 г. приведены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Численность работавших на малых предприятиях по видам _экономической деятельности_

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) Средняя численность внешних совместителей Средняя численность, работавших по договорам гражданско-правового характера

человек в % к итогу человек в % к итогу человек в % к итогу

Всего в экономике 41421 100 2013 100 1901 100

из нее по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2714 6,6 69 3,6

рыболовство, рыбоводство 156 0,4 - - - -

добыча полезных ископаемых 1221 2,9 21 1,0 - -

обрабатывающие производства 8002 19,3 168 8,3 142 7,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10 0,0 - - - -

строительство 5758 13,9 500 24,8 840 44,2

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 7819 18,9 621 30,8 14 0,7

гостиницы и рестораны 447 1,1 - - - -

транспорт и связь 2965 7,2 52 2,6 392 20,6

финансовая деятельность 2300 5,6 187 9,3 53 2,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2972 7,2 169 8,4 137 7,2

образование 283 0,7 208 10,3 2 0,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг 1290 3,1 10 0,5 - -

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5474 13,2 77 3,8 252 13,3

Основное внимание необходимо обратить на ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, которые обеспечили бы доступ предпринимателей к финансовым ресурсам, а также на развитие эффективной инфраструктуры поддержки. Необходимо со-

вершенствовать информатизационное, образовательное, консультативное, правовое обеспечение предпринимательства, оказание ему имущественной поддержки, создание институтов и механизмов страхования деятельности в этой сфере, размещение государственных и муниципальных заказов среди предпринимателей.

Таблица 2

Параметры оборота малых предприятий

млн. руб. на начало года в среднем на одно предприятие тыс. руб.

на начало года

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.

Российская Федерация 2273878,0 9650742,9 2386 9854

Южный федеральный округ 222538,2 806020,1 2082 7368

Республика Адыгея 1936,3 5634,5 842 2561

Республика Дагестан 10933,3 40493,4 2603 9642

Республика Ингушетия 831,3 1015,1 924 2030

Кабардино- Балкарская Республика 3320,2 5210,8 1509 2265

Республика Калмыкия 360,4 869,6 515 2900

Карачаево-Черкесская Республика 1480,4 5083,5 987 2990

Республика Северная Осетия-Алания 4921,8 7424,4 2237 3907

Чеченская Республика 847,1 8471

Краснодарский край 70498,7 241290,2 1916 6797

Ставропольский край 27544,6 77303,4 2169 6135

Астраханская область 9284,0 24263,0 2321 6221

Волгоградская область 27196,7 106341,7 1985 7436

Ростовская область 64230,3 269181,0 2499 9250

Данные приведены по объему произведенной продукции

В связи с этим следует отметить основные препятствия, сдерживающие развитие в регионах малого предпринимательства: ограниченность доступа предпринимательских структур к финансовым ресурсам из-за требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования, а также отсутствие достоверного учета, включая статистический, по основным видам деятельности субъектов малого предпринимательства.

Требуют решения проблемы административных барьеров, низкого уровня информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности предпринимательских структур. Именно поэтому уровень развития малого предпринимательства, к примеру, в сфере транспортной инфраструктуры не соответствует современным требованиям, из-за чего существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства. В современных условиях рынка очень важными являются: производственно-технологическая кооперация субъектов малого предпринимательства с крупным производством; развитие малого инновационного предпринимательства; создание условий для функционирования и развития высокотехнологичных организаций; создание республиканского технопарка, бизнес-инкубаторов.

Очень важным представляется использование концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами в условиях изменения конкурентной среды и в условиях действия факторов рыночной экономики в связи с возникновением конфликтных ситуаций взаимодействия малого сектора с функционированием крупных структур.

Социально-экономические реформы, которые осуществляются в регионе, связаны с радикальной реструктуризацией, с формированием новых предпринимательских структур. Развитие конкуренции и предпринимательства, базирующееся на реальной реформе собственности, представляет собой одно из стратегических направлений реструктуризации и рыночного реформирования экономики. Многообразие форм собственности является необходимым условием становления и развития рыночных отношений. Противостояние монополиям, создание новых объектов и предприятий, поддержка и защита предпринимательства являются новыми направлениями экономической политики региона.

В экономике развитых стран, где имеются крупные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора материального производства, основная масса валового продукта создается малыми и средними предприятиями. Они являются гарантами динамичности и гибкости развития экономики, мощным фактором постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения региона в заработной плате, социальных услугах. Деятельность предпринимательских структур, использование концепции маркетинга ориентированы в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, решение социально-экономических проблем на местах и на развитие региона.

Представление о сложившейся ситуации даёт региональный прогноз общего количества малых предприятий, в том числе в сфере производственной инфраструктуры (табл. 3). Исходной информацией для исследования служили данные о деятельности предприятий и объектов инфраструктуры РФ, ЮФО и РД. При этом проводится логический и экономический анализ рассматриваемых параметров.

Анализ показал, что предпринимательским структурам приходится сталкиваться с различными негативными вопросами, мешающими эффективному развитию. Среди них можно выделить: административные барьеры, несовершенство законодательства, слабую государственную поддержку, недостаточное финансирование и кредитование, неразвитость инфраструктуры рынка, проблему подготовки и переподготовки кадров, недостаточность обобщения опыта в практике использования концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами.

Чтобы устранить негативные барьеры, на наш взгляд, желательно разработать ряд законодательных актов, в которых необходимо назначить ответственных за поддержку предпринимательских структур в каждом районе Дагестана, целесообразно законодательно закрепить меры по преодолению административных барьеров при функционировании малого предпринимательства, упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства в республике путём регистрации инспекторских проверок.

Барьеры в сфере развития малого предпринимательства, в основной своей массе, существуют при информационной блокаде населения, в частности, в области регистрации и лицензирования, сертификации и арендных отношений. Если же через средства массовой информации опубликовывать сведения, касающиюся не только ведения бизнеса, но и давать конкретные практические рекомендации по выходу из той или иной ситуации, то сложившиеся барьеры можно если не полностью ликвидировать, то существенно ослабить, последовательно создавать и развивать устойчивые объекты инфраструктуры, постепенно охватывая всё более сложные и новые услуги малым предприятиям.

Таблица 3

Региональный прогноз общего количества малых предприятий, _в том числе в сфере производственной инфраструктуры_

Прогноз количества малых предприятий, тыс. МП

Название региона Среднее за три года кол-во малых предприятий на 1 янв. 2007 г., % на начало года

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Российская Федерация 100,0 1061,2 1099,2 1137,1

Южный федеральный округ 11,07 117,49 121,70 125,90

Республика Адыгея 0,22 2,36 2,45 2,53

Республика Дагестан 0,46 4,83 5,00 5,18

Республика Ингушетия 0,07 0,72 0,74 0,77

Кабардино-Балкарская Республика 0,23 2,47 2,56 2,65

Республика Калмыкия 0,05 0,54 0,56 0,58

Карачаево-Черкесская Республика 0,17 1,75 1,82 1,88

Республика Северная Осетия - Алания 0,19 2,04 2,11 2,19

Чеченская Республика 0,01 0,14 0,15 0,15

Краснодарский край 3,62 38,40 39,78 41,15

Ставропольский край 1,27 13,53 14,01 14,50

Астраханская область 0,44 4,62 4,78 4,95

Волгоградская область 1,44 15,25 15,79 16,34

Ростовская область 2,91 30,85 31,95 33,06

Источник: Национальный Институт исследований проблем предпринимательства

Известно, что в годы становления рыночных отношений возникли и действуют немало объектов инфраструктуры в целях поддержки деятельности предпринимательских структур, однако без участия государства, региональных и местных органов власти комплексная и эффективная производственная инфраструктура поддержки возникнуть и функционировать практически не может.

Очевидно не в каждом городе Дагестана необходимо создавать все объекты инфраструктуры экономики. Развитию предпринимательских структур в стране и ее регионах способствуют экономическая и социальная стабильность, создание благоприятной правовой и инфраструктурной среды. Субъекты Федерации могут проводить независимую политику в этой сфере экономики на основе установленной федеральным законодательством системы приоритетов экономики и с учетом региональных особенностей развития. В связи с этим объективно повышается роль региональных органов управления и местных органов самоуправления Дагестана в практике использования маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами.

Выявление приоритетных макроэкономических и региональных факторов, способствующих или тормозящих эффективное функционирование предпринимательства, позволит разработать факторные схемы его развития. В то же время моделированию препятствует уровень информационного обеспечения госрегулирования и организации менеджмента. Решение этой задачи может быть полезным в частности в социальной сфере экономики. Целесообразна выработка методических подходов к определению доли продукции и услуг, создаваемых предпринимательскими структурами, в суммарном объеме валового внутреннего продукта Дагестана, а также оценка оборота в малом предпринимательства.

С возрастанием роли и значения процесса межхозяйственных связей для развития малого предпринимательства динамичное развитие экономики предполагает эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого секторов экономики. С этой целью создана система государственной и частной поддержки малых предприятий и отдельных предпринимателей. Определенную роль в решении этого вопроса играет Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. В качестве финансового обеспечения такой поддержки предлагаются: гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование.

Роль и место малого предпринимательства в экономике и в развитии межрегиональных связей отмечены в Послании Президента республики Народному Собранию РД, в Программе экономического и социального развития РД на период до 2010 года. Доля выпуска товаров и оказания услуг субъектами малого предпринимательства в ВРП республики значительно увеличится.

В настоящее время в республике сформирована и функционирует определенная инфраструктура, обеспечивающая предпринимательским структурам решение вопросов правового обеспечения. Этим занимаются Комитет Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, Фонд поддержки и развития малого предпринимательства РД, АФКОД, некоммерческое партнёрство «Махачкалинское агентство поддержки предпринимательства» ООО «Центр бизнес-планирования», Ассоциация поддержки малого предпринимательства, Межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан-Москва», ГУ «Республиканский молодежный бизнес-инкубатор «Дагестан».

Многоаспектный анализ проблем развития сектора предпринимательства в регионе свидетельствует, что целесообразно постепенно создавать и развивать устойчивые объекты производственной инфраструктуры, последовательно охватывая все более сложные и новые инфраструктурные услуги предпринимательскими структурами. При этом мобильность сектора малых предприятий и гибкость в условиях изменения конкурентной среды является особенно важным при принятии организационно-управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.