Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого бизнеса как инструмент управления инвестиционной привлекательностью региона'

Государственная поддержка малого бизнеса как инструмент управления инвестиционной привлекательностью региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самогородская М.И.

Процесс управления инвестиционной привлекательностью региона носит чрезвычайно многогранный характер. На него оказывает влияние огромное количество факторов и законодательных актов, регулирующих самые разные аспекты социально-экономических процессов в регионе. Одним из таких факторов является уровень развития малого предпринимательства в регионе и его инвестиционная активность. Современный этап социально-экономического развития страны наряду с многими факторами характеризуется также и тем, что органы власти, определяя направления государственной инвестиционной политики, должны в полной мере учитывать возможности происходящих в регионах бизнес-процессов и, соответственно, создавать условия для привлечения предпринимательских структур к активному участию в инвестиционной деятельности. В последние годы происходит очевидный перелом в государственной политике по вопросам развития малого предпринимательства. Это нашло своё отражение как в принятии важнейших законодательных актов и концептуальных документов, так и в конкретной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время активно происходит становление государственной политики в области поддержки малого предпринимательства…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого бизнеса как инструмент управления инвестиционной привлекательностью региона»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА

М.И. САМОГОРОДСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент Воронежский государственный технический университет

Развитие региональных инвестиционных процессов на современном этапе зависит от системы различных факторов, важнейшим из которых является активность государственных органов власти в управлении инвестиционной привлекательностью региона. Под инвестиционной привлекательностью при этом понимается объем инвестиционных вложений, который может быть привлечен в регион, исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска в нем. Чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже риск инвестиционной деятельности, тем выше его инвестиционная привлекательность и, как следствие, тем выше инвестиционная активность в регионе. Управление инвестиционной привлекательностью региона предполагает целенаправленное воздействие региональных органов власти на факторы, повышающие надежность и эффективность инвестиций, включающие механизм устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств.

Действия областной администрации, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона, предполагают решение комплекса конкретных задач, а именно:

1) анализрасполагаемогорегионом инвестиционного потенциала и возможностей его увеличения;

2) анализ уровня регионального инвестиционного риска и поиск путей его снижения, в том числе за счет совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности в регионе;

3) развитие в области современного института регионального заказа как меры инвестиционно-финансовой поддержки приоритетных отраслей и территорий:

4) совершенствование механизмов регулирования деятельности финансово-кредитных и

финансово- инвестиционных институтов и формирование общерегиональной рыночной инфраструктуры, обслуживающей региональный инвестиционный процесс (специализированные банки, инвестиционные, лизинговые и страховые компании, пенсионные, паевые и другие специализированные фонды и т.д.);

5) разработка концепции развития предпринимательства в регионе как одного из основных факторов усиления инвестиционной активности;

6) формирование и расширение перечня услуг, которые органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать субъектам регионального инвестиционного рынка (так называемый проектный сервис);

7) обеспечение информационной открытости инвестиционного процесса путем проведения региональных рекламно-информационных компаний в СМИ (в частности, создание общерегиональной информационной сети, специализирующейся на информационно-аналитическом обеспечении регионального инвестиционного процесса, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах);

8) формирование устойчивого имиджа региона в качестве надежного реципиента инвестиций1. Таким образом, можно отметить, что процесс

управления инвестиционной привлекательностью региона носит чрезвычайно многогранный характер. На него оказывает влияние огромное количество факторов и законодательных актов, регулирующих самые разные аспекты социально-экономических процессов в регионе. Одним из таких факторов является уровень развития малого

1 Самогородская М.И. Управление инвестиционной привлекательностью региона (на примере Воронежской области) // Современное управление — 2003. № 10. С. 13-23.

предпринимательства в регионе и его инвестиционная активность. Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется также и тем, что органы власти, определяя направления государственной инвестиционной политики, должны в полной мере учитывать возможности происходящих в регионах бизнес-процессов и, соответственно, создавать условия для привлечения предпринимательских структур к активному участию в инвестиционной деятельности.

В последние годы происходит очевидный перелом в государственной политике по вопросам развития малого предпринимательства. Это нашло свое отражение как в принятии важнейших законодательных актов и концептуальных документов, так и в конкретной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время активно происходит становление государственной политики в области поддержки малого предпринимательства. В то же время на государственном уровне и в общественном сознании еще не в полной мере осознана важнейшая роль малого бизнеса в активизации инвестиционных процессов, и как следствие — в реализации экономических реформ и ускорении экономического роста.

Участие коммерческих структур в инвестиционных процессах, и как следствие — развитии территорий часто не дает заметного позитивного результата ввиду ограниченности вкладываемых ими ресурсов; нескоординированности деятельности как между ними, так и с муниципальными органами власти; локальности решаемых хозяйственных задач; отсутствия эффективного руководства развитием производства; фактической оторванности исполнителей государственных программ от большей части предпринимателей.

Для того чтобы малый бизнес мог выполнять свои социально-экономические задачи и принимать активное участие в региональных инвестиционных процессах, необходимо повышать жизнеспособность, устойчивость малых предприятий. Это в свою очередь становится возможным лишь в результате комплекса целенаправленных мер по поддержке малого бизнеса, который должен реа-лизовываться через государственную политику в отношении данного сектора экономики.

Особенно важно развитие малого предпринимательства для Воронежской области как региона, считавшегося долгое время депрессивным и имеющего относительно высокий уровень безработицы. Поступательное развитие малого бизнеса серьезным образом повлияло на улучшение инвести-

ционного климата в данном регионе, что в свою очередь может в дальнейшем привести к решению наболевших проблем не только экономического, но и социального положения региона.

Анализируя положение малого бизнеса в Воронежской области, можно отметить, что за последние годы предпринимательство в регионе развивается достаточно быстрыми темпами. Наблюдается стабильный рост количества предприятий по всем отраслям экономики. Темп роста в 2003 г. составил 115,0%, в 2004 г. — 125,8%. Число субъектов малого предпринимательства в целом по области по итогам 1 полугодия 2003 г. составило 78,9 тыс. (14,6 тыс. малых предприятий и 64,3 тыс. индивидуальных предпринимателей). Всего в малом бизнесе занято около 310 тыс. человек, что составляет 25,6% экономически активного населения области. Примерно те же тенденции, как по динамике роста субъектов малого предпринимательства, так и по их структуре, наблюдаются в столице региона — г. Воронеже.

На начальном этапе становления бизнеса перед предпринимателями возникает ряд проблем, которые далеко не всегда являются разрешимыми. Так, опрос респондентов показал, что в настоящее время наиболее сложными проблемами для малого предпринимательства являются:

незначительный объем стартового капитала; сложность в приобретении помещений и оборудования;

отношения с властями;

высокий уровень конкуренции в ряде секторов экономики.

В то же время значительно сократились проблемы, связанные с процессом регистрации предприятия, наличием знаний и опыта (рис. 1). Аналогичные тенденции наблюдаются и в среде индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Анализ финансовой устойчивости малых предприятий города позволяет сделать следующие выводы: в 2002-2003 гг. из общего числа малых предприятий нормально функционировали 25,3%; нуждались в финансовой поддержке — 50,2%; испытывали трудности — 24,5% .

В целом малый бизнес в Воронежской области развивается в соответствии с ежегодными Программами развития и поддержки малого предпринимательства, утверждаемыми постановлениями областной Думы. Вне всякого сомнения, развитие малого бизнеса благодаря мерам государственной, муниципальной и общественной поддержки в последние годы приобрело динамичный и поступа-

Проблемы с криминалом

Ограниченный рынок сбыта ЦЦ Сложный процесс регистрации Уровень конкуренции Необходимые деловые связи Отношения с властями Наличие и доступность информации Приобретение оборудования Получение помещений Объем стартового капитала Наличие знаний и опыта Поиск персонала

О

]3 I 3

2,7

4,1

3,9

| 3,4

3,7

З4

I 4

3,6

3,8

|3,5

И з.б

~~~1 3,7

■ 3,6

|3,5

■ 3,6

3,5 3,5

—]3,1 1Тб

Дз,з

■ 3.4

0,5

1.5

2,5

3,5

4,5

□ -МП

ПБОЮЛ

! - большая проблема; 5 - нет проблемы.

Рис. 1. Проблемы малых предприятий па начальном этапе становления бизнеса в Воронежской области

тельный характер. Это отразилось не только на судьбе малого предпринимательства как такового, но и на социально-экономическом развитии области. Красноречивым подтверждением этого является тот факт, что вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт (по оценке 2003 г.) составляет порядка 17.7% (в 2000 и 2001 гг. - менее 8%)2. Рост объема инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2002 г. составил 103,7% от уровня 2001 г., в 2003 г. — 112,0% от уровня 2002 г. По прогнозу на 2004 г., темп роста инвестиций составит 110,4 % от уровня 2003 г. и 120,6% по отношению к 2002 г. Воронежская область за последние два года значительно опережает по темпам роста основных показателей развития малого бизнеса большинство регионов России (по данным Госкомстата России):

прирост числа малых предприятий в Воронежской области в 2002 г. составил 27,3%, в среднем по Центральному Федеральному округу (ЦФО) - 6,8%. в среднем по Российской Федерации (РФ)-4,5%:

2 Столяров О. Сложение усилий власти и бизнеса// Промыш-

ленный вестник Воронежской области. -2004. № 1.

прирост численности занятого населения в Воронежской области — 65.6%. по ЦФО -17,3%, по РФ - 11.1%;

прирост объемов производства продукции в Воронежской области — в 2,2 раза, по ЦФО -35,4%, по РФ-37%.

Однако по производству продукции малыми предприятиями (в расчете на одно малое предприятие и на одного жителя) Воронежская область значительно отстает. Объясняется это тем, что в структуре малых предприятий области высокий удельный вес (45,5%) занимают предприятия торговли и общественного питания.

На сегодняшний день проблемы финансово-кредитной поддержки, инвестиционного климата, административных барьеров, атакже взаимоотношений с органами государственного контроля (надзора) остаются актуальными для большинства субъектов малого бизнеса. Их решение является основной целью деятельности всей инфраструктуры поддержки предпринимательства на ближайшую перспективу.

Законодательство Воронежской области в сфере поддержки и развития малого предприни-

мательства формировалось в соответствии с реформированием федерального законодательства. Базовым законом является Закон Воронежской области «О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области»3. Данный Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной (областной) политики по поддержке малого предпринимательства на территории Воронежской области, устанавливает формы и методы стимулирования деятельности субъектов малого п редпри н и мател ьства.

Целями государственной (областной) поддержки малого предпринимательства признаются:

1) обеспечение занятости населения;

2) стабилизация финансово-экономического положения области;

3) насыщение рынка товаров и услуг и повышение конкурентоспособности продукции;

4) внедрение новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сфере малого предпринимательства;

5) наполняемость областного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления;

6) развитие производств, основанных наресурсосбе-регающих и экологически чистых технологиях. На государственную поддержку в качестве

субъектов малого предпринимательства имеют право коммерческие организации, зарегистрированные на территории Воронежской области, при наличии следующих условий:

осуществление деятельности по одному из приоритетных направлений, установленных совместным постановлением областной Думы и администрации области; наличие бизнес-плана на период государственной (областной) поддержки и стабильное финансовое положение;

частичное самофинансирование проектов самими субъектами малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Программой развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми администрацией области и соответствующими органами местного самоуправления. Государс-

3 Закон Воронежской области от 17.11.1997 № 20-11 -03 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Воронежской области» // Энциклопедия предпринимателя Воронежской области. Справочно-информационный сборник / Под ред. Г.В. Шаталова. — Воронеж, 2003 г. / Издание 2-е. С. 123-131.

твенная (областная) и муниципальная программа поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

1) меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на областном и местном уровнях;

2) перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

3) меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев;

4) предложения по установлению налоговых льгот, ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

5) меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

6) меры по научно-техническому, информационному обеспечению деятельности субъектов малого предпринимательства;

7) меры по подготовке кадров для малого предпринимательства;

8) другие меры, предусмотренные федеральной программой и основными направлениями развития малого предпринимательства. Финансовое обеспечение областной и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, а также за счет других источников.

В 2003 г. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области предусматривала финансирование в объеме 16 523 тыс. руб. (из них — 5 973 тыс. руб. — средства областного бюджета; 2 065 тыс. руб. — средства Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области; 7 000 тыс. руб. — средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства; 1 485 тыс. руб. — средства Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области)4. Следует отметить, что финансирование данных программ осуществляется фактически по «остаточному» принципу. К примеру, в 2002 г. из заложенных

4 Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области на 2003 г. - Воронеж, 2003. - 68 с.

в Программу 5 333 тыс. руб. из средств областного бюджета фактически было выделено 2 305 тыс. руб. Такая же ситуация сохранялась и в 2003 г.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства может выражаться в следующем:

в оказании финансовой помощи; в предоставлении долгосрочных льготных кредитов;

в страховании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях; в предоставлении товарного кредита; в оказании услуг, осуществлении работ для субъектов малого предпринимательства. В законе также заложено положение о льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств областного Фонда поддержки малого предпринимательства.

Важнейшее значение для закрепления на территории области основных принципов финансово-кредитной поддержки субъектов малого бизнеса имело постановление администрации Воронежской области «Об основах региональной системы микрокредитования»3. Воронежская область одной из первых начала использовать данный инструмент государственной поддержки предпринимательства региона. Данным постановлением был установлен приоритет микрокредитования в кредитной политике Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области. Предоставление кредитов за счет средств областного бюджета производится в соотношении: 70%

— микрокредитование, 30% — прочие кредиты. При этом предельные размеры и сроки предоставления микрокредитов составляют до 90 000 руб. на срок до 6 мес. Для равномерного распределения кредитных ресурсов по отраслям малого предпринимательства финансирование, в соответствии с указанным постановлением, должно осуществляться в следующих пропорциях: промышленное (в том числе

— ремесленное) производство и переработка сельскохозяйственной продукции — 1/3 часть; торговля и общественное питание — 1/3 часть; оказание бытовых услуг, транспортных услуг и др. — 1/3 часть от общего объема финансирования6.

5 Постановление администрации Воронежской области от 30.08.2000 № 812 «Об основах региональной системы микрокредитования» //Энциклопедия предпринимателя Воронежской области. Справочно-информационный сборник / Под ред. Г.В. Шаталова. — Воронеж, 2003 г. / Издание 2-е. С. 133-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л Там же

В то же время механизм микрокредитования, получивший достаточно динамичное развитие в Воронежской области в 2000-2003 гг., позволяет решать финансовые проблемы только малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям с крайне низкой численностью наемных работников, либо работающих исключительно на принципах самозанятости. Повлиять на решение проблемы с финансово-кредитной поддержкой инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, имеющих достаточно солидный объем оборотных средств и нуждающихся, соответственно, в значительно больших объемах кредитной поддержки, призвано постановление администрации Воронежской области «Об утверждении порядка отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления займов Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Воронежской области в целях выплат процентных платежей по кредитам, предоставляемым банками Воронежской области субъектам малого предпринимательства»7.

Утвержденный данным Постановлением порядок действует в отношении банковских программ кредитования субъектов малого предпринимательства, осуществляемых при участии администрации Воронежской области в рамках соглашений, заключаемых между банками и администрацией Воронежской области. Первым шагом по реализации этого постановления стало Соглашение о совместном финансировании проектов субъектов малого предпринимательства в 2003 г. между администрацией Воронежской области и Центрально-Черноземным банком Сбербанка России от 17.03.2003.8

Большое внимание в деятельности государственных органов уделяется в настоящий момент созданию положительного имиджа предприни-

7 Постановление администрации Воронежской области от 11.03.2002 № 247 «Об утверждении порядка отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления займов Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Воронежской области в целях выплат процентных платежей по кредитам, предоставляемым банками Воронежской области субъектам малого предпринимательства // Энциклопедия предпринимателя Воронежской области. Справочно-информационный / Под ред. Г.В.Шаталова. — Воронеж, 2003 г. / Издание 2-е. С. 137-140.

8 Соглашение о совместном финансировании проектов субъектов малого предпринимательства в 2003 году между Администрацией Воронежской области и Центрально-Черноземным банком СБ России от 17.03.2003 // Энциклопедия предпринимателя Воронежской области. Справочно-информационный сборник/ Под ред. Г.В. Шаталова.— Воронеж, 2003 г. /Издание 2-е. С. 145-148.

мателя. а также пропаганде наиболее важных для экономики области и социально значимых проектов в сфере малого бизнеса. С этой целью были учреждены областные ежегодные конкурсы «Деловая женщина — предприниматель года» и «Лучшее малое предприятие/предприниматель года». Важным шагом, сделанным в целях повышения эффективности работы по ликвидации административных барьеров, стало постановление администрации Воронежской области от08.10.2002 № 862 «Об изменении штатного расписания Главного управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка». В соответствии с этим постановлением создан отдел по координации контроля за деятельностью предпринимательских структур на территории Воронежской области.

Одной из основных проблем в становлении и развитии бизнеса остаются административные барьеры. Постоянный анализ нормативной правовой базы, реализация мероприятий по регулированию и оптимизации контрольно-разрешительной деятельности, повышение информированности хозяйствующих субъектов в части применения запретительных мер и штрафных санкций, а также легитимности предъявляемых к ним требований со стороны органов государственного контроля (надзора) являются основными задачами администрации области. Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров. В настоящее время достигнуто соглашение с территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, государственного контроля (надзора), правоохранительными службами о создан и и единой информационной системы координации контроля за деятельностью предпринимательских структур на территории Воронежской области. Администрация Воронежской области приняла распоряжение № 1350-Рот25.07.2003 «О проведении мониторинга состояния и проблем развития предпринимательства в области, создания полного реестра хозяйствующих субъектов и единой информационной системы по координации контроля за деятельностью предпринимательских структур».

Тем не менее следует отметить, что, несмотря на активную деятельность региональных органов государственной власти по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства, в настоящий момент она находится только л и ш ь на стади и формирован ия. Это отмеч ает-ся, втом числе, в официальных документах.

Внесения изменений требует базовый Закон Воронежской области от 17.11.1997 № 20-11-03 «О

государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области», определяющий основы регулирования и поддержки малого предпринимательства». На сегодняшний день в области отсутствует надежное правовое обеспечение деятельности бизнеса. В правовой области лежит решение проблем ликвидации административных барьеров, создания благоприятного налогового режима, стимулирования участия предпринимательства в региональном инвестиционном процессе, ликвидации ведомственной разобщенности, соблюдения интересов предпринимателей. Нормативно-правового закрепления требуют и многие меры государственной поддержки малого предпринимательства, касающиеся развития лизинга, кредитной деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования и проведения других мер. Воронежской областной Думе и администрации области следует больше внимания уделять созданию благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего развитие малого предпринимательства на территории нашего региона.

Определенные шаги в этом направлении делаются. Так, администрация области активно взаимодействует со всеми заинтересованными структурами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями в целях выработки совместных решений в плане стимулирования инвестиционной активности предпринимательства. В январе 2002 г. был создан Координационный совет по малому предпринимательству при главе администрации области, в состав которого входят представители федеральных структур и депутатского корпуса, предпринимательских союзов и объединений. Представители Воронежской области также активно участвуют в работе Координационного совета Центрального федерального округа по малому и среднему бизнесу.

Большую работу проводят предпринимательские объединения области. При активном участии Воронежского регионального союза предпринимателей «ОПОРА», всех заинтересованных организаций в 2001, 2002, 2003 гг. проведены съезды предпринимателей области. В их работе ежегодно принимают участие более 600 делегатов и гостей, среди которых представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти. По итогам съездов принимаются резолюции, ответственность за выполнение которых берет на себя, наряду с «ОПОРОЙ», администрация Воронежской области.

На настоящий момент одним из главных направлений поддержки предпринимательства стала подготовка специалистов и управленческих кадров. Подготовка руководителей и специалистов непосредственно для хозяйствующих субъектов осуществляется 17 учебными заведениями среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Воронежской области. Натерритории области успешно реализуется Федеральная Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. С 2003 г. в рамках Президентской программы наряду с руководителями малых предприятий ведется подготовка государственных и муниципальных служащих, занятых в сфере экономики и бизнеса, а также специалистов районных центров поддержки предпринимательства и субъектов инфраструктуры. Срок действия программы продлен до 2007 г.

В последние пять лет на территории Воронежской области складывается инфраструктура поддержки малого предпринимательства: совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих поддержку деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг. На практике к субъектам инфраструктуры относятся бизнес-центры, школы предпринимателей, бизнес-инкубаторы, агентства, учебно-деловые центры, фонды, технопарки, центры поддержки предпринимательства. К субъектам инфраструктуры в широком смысле также можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей, либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем.

На территории Воронежской области достаточно эффективно действует региональная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая в себя практически все вышеназванные структуры: всего зарегистрировано около 100 организаций, декларирующих выполнение функций поддержки предпринимательства в той или иной форме (консультационная, информационная. правовая, образовательная, техническая, финансовая поддержка).

Однако по сведениям, имеющимся у Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области и областной

администрации, реально работают не более 40. Остальные организации решают задачи, связанные в основном с оптимизацией налогообложения и координацией работы коммерческих компаний — учредителей. Кроме того, следует отметить, что сегодня инфраструктура достаточно разобщена, действия указанных организаций не имеют целостной и единой направленности.

Проблемы стимулирования инвестиционной деятельности и финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства на настоящий момент выходят на первый план в деятельности региональных органов государственной власти. Работа по решению данных вопросов ведется по двум направлениям:

1) создание условий для успешного взаимодействия субъектов малого предпринимательства с финансово-кредитными организациями;

2) развитие системы микрокредитования и микрофинансирования.

Важным шагом в первом направлении можно считать заключение Соглашения о сотрудничестве между Центрально-Черноземным банком Сбербанка России и Воронежским региональным союзом предпринимателей «ОПОРА» от 1 ноября 2002 г., а также — между администрацией Воронежской области и ЦЧБ СБ РФ. В соответствии с ним был создан Центр инвестиционного роста — постоянно действующая совместная комиссия из представителей ЦЧБ СБ РФ и ВРСП «ОПОРА». ЦЧБ СБ РФ обязался, в частности, разработать банковские продукты и кредитные инструменты, отвечающие нормативным требованиям Банка и адаптированные к возможностям малого предпринимательства; обеспечить финансовую поддержку для выполнения совместных программ по изучению состояния малого и среднего бизнеса Центрально-Черноземного региона и других мероприятий по представлению ЦИР; разработать критерии отбора и финансирования проектов, являющихся победителями тематических конкурсов по малому и среднему бизнесу.

В развитие данного Соглашения было заключено Соглашение о совместном финансировании проектов субъектов малого предпринимательства в 2003 г. между администрацией Воронежской области и ЦЧБ СБ РФ4. В соответствии с ним.

9 Соглашение о совместном финансировании проектов субъектов малого предпринимательства в 2003 году между Администрацией Воронежской области и Центрально-Черноземным банком СБ России от 17.03.2003 // Энциклопедия предпринимателя Воронежской области. Справочно-информа-ционный сборник / Под ред. Г.В. Шаталова,- Воронеж, 2003 г. / Издание 2-е. С. 145-148.

Сбербанк предоставляет кредиты субъектам малого предпринимательства (на льготных условиях — на срок от 6 месяцев до 1,5 лет под 17-19% годовых), а администрация области обеспечивает для субъектов малого предпринимательства, получивших кредиты Банка на условиях настоящего Соглашения, компенсацию процентных платежей по кредитам. При этом под проекты кредитования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства кредиты предоставляются под еще более низкие проценты - от 15,3 до 16,2% годовых.

Максимум компенсации из средств областного бюджета процентных платежей по кредитам составил 80% . Разумеется, получение кредита на льготных условиях последнего соглашения очень выгодно для субъектов малого предпринимательства. Однако это возможно только после очень жесткого конкурсного отбора и доступно на самом деле немногим.

В то же время, в отличие от крупнобюджетных МП, проблема получения средств на развитие бизнеса является достаточно серьезной для микропредприятий (имеются в виду малые предприятия, на которых заняты до 15 работников и месячный оборот которых не превышает 300 тыс. руб.) и индивидуальных предпринимателей, которые составляют в Воронежской области до 85% от общего числа субъектов малого предпринимательства. Именно эти категории испытывают наибольшую потребность в источниках пополнения, прежде всего оборотных средств. Микропредприятия и индивидуальные предприниматели, как правило, не могут получить банковского кредита из-за отсутствия кредитной истории и удовлетворительного залога. Начинающие предприниматели тем более лишены такой возможности. И если для крупнобюджетных МП финансовая поддержка может быть оказана как со стороны банков, так и нетрадиционных кредиторов (например, лизинговых компаний), то для микропредприятий наиболее доступным является микрофинансирование (микрокредитование). Это объясняется неразвитостью подсистемы микрофинансовых организаций на региональном рынке финансовых услуг.

По результатам проведенного исследования, 40% представителей воронежских микропредприятий считают проблему систематического получения микрозаймов главной для своего дела. В то же время в регионе доступ к официальным микрокредитным источникам имеют всего несколько сотен (по данным воронежских микрофинансовых организаций — порядка 700 субъектов малого бизнеса).

В частности, к концу 2001 г. в Воронежской области помимо Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области действовало всего пять организаций, осуществляющих на практике микрофинансовую поддержку малого предпринимательства, в том числе две лизинговые компании, два фонда поддержки предпринимательства, образованных иностранными донорскими организациями, один бизнес-инкубатор, один кредитный союз. К примеру, общий объем микрофинансирования составляет около 28 млн руб., в то время как реальная потребность составляет около 500 млн руб.10

Главную роль в организации системы микрофинансирования в регионе играет Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области. ГФМПВО курирует комплексное финансовое обеспечение областной программы поддержки малого предпринимательства, а также проектов предприятий, направленных на развитие малого бизнеса в регионе. В настоящее время деятельность Фонда ведется по двум приоритетным направлениям:

1) поддержка и финансирование инфраструктуры малого предпринимательства в Воронежской области;

2) непосредственное финансирование субъектов малого предпринимательства.

В рамках первого направления Фондом ведется отбор, финансирование и мониторинг выполнения некоммерческих проектов, направленных на развитие областной системы поддержки малого бизнеса в соответствии с Программой развития и поддержки малого предпринимательства, ежегодно утверждаемой областной Думой. По некоторым мероприятиям указанной программы Фонд самостоятельно разрабатывает проекты и подпрограммы, представляя их на рассмотрение областной администрации или внешних инвесторов (коммерческих банков, благотворительных фондов, Правительства России).

В рамках второго направления Фондом реализуются программы предоставления финансовых услуг, специально разработанные для малого бизнеса и учитывающие потребность в капитале каждой конкретной категории малых фирм (индивидуальных предпринимателей, семейных

10 Мамута М.В., Нехаев A.A., Новиков ВВ. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Воронежской области// Механизмы развития малого предпринимательства в России/Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002. С. 141-150.

УРОВНИ СИСТЕМЫ КРЕДИТУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАСШТАБ БИЗНЕСА КЛИЕНТОВ ЧИСЛЕННОСТЬ КЛИЕНТОВ МАСШТАБЫ ИНВЕСТИЦИЙ (РАЗМЕР КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ)

ВЕРХНИЙ Коммерческие банки, крупные институциональные инвесторы, областной бюджет Крупнобюджегные МП / °\

СРЕДНИЙ ГФПМПВО, лизинговые компании Среднеб юджетн ые МП Ь е <Ь /о о Л Р^О о_ о\_ \ \ 7/

нижний Муниципальные фонды ПМП, кредитные союзы Микропредприятия У ООО и о Я. А о ° ° СТО ООО о\ \ V г/

Рис. 2. Трехуровневая система финансовой поддержки малого предпринимательства в Воронежской области

хозяйств, микропредприятий, крупнобюджетных малых предприятий, среднего бизнеса).

Решение задач финансово-кредитной поддержки малого бизнеса должно быть организовано через развитие трехуровневой системы финансовой поддержки предпринимательства с вовлечением государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих финансовые услуги малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Взаимосвязь указанных организаций в рамках системы очевидна (рис. 2).

Совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества удал ось дости ч ь важн ых резул ьтатов в деятел ьн ости на всех проблемных направлениях. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса в области идет более быстрыми темпами, чем аналогичный процесс в большинстве регионов России. Воронежская область по созданию и результатам работы объектов инфраструктуры занимает примерно 6-7-е место, уступая таким гигантам, как Ленинградская, Московская, Новгородская, Самарская, Свердловская области.

В то же время все основные проблемы остаются пока актуальными. В частности, в Воронежской области требуют решения следующие вопросы: недостаточное правовое обеспечение стабильных условий ведения предпринимательской деятельности;

недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое и имущественное) субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

затрудненный доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей и сложность получения средств на реализацию перспективных проектов развивающихся предприятий; отсутствие в практике поддержки субъектов предпринимательства такого инструмента, как использование государственного и муниципального имущества, производственных имущественных комплексов крупных предприятий (неплатежеспособных или неэффективно работающих) для реализации перспективных проектов развивающихся предприятий; неразвитость специализированной инфраструктуры поддержки предпринимательства по оказанию финансовых, имущественных, правовых, организационных и других услуг и ее неравномерность на территории региона (14 районов области не охвачены комплексными услугами центров и фондов поддержки малого предпринимательства);

недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в малом бизнесе.

Очевидно, что самостоятельное решение всех вышеперечисленных задач на региональном уровне невозможно, поэтому основная роль здесь должна отводиться федеральному уровню власти. Совершенствование правовой базы, по мнению автора, должно коснуться в первую очередь создан ия пакета норматив-но-правовых актов, четко определяющих принципы поддержки малого предпринимательства, заявленные в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»: упрошенная система регистрации, лицензирования, сертификации, предоставления бухгалтерской и статистической отчетности.

В то же время, учитывая характер накопившихся проблем,для обеспечения условий развития предпринимательства, активизации его участия в инвестиционных процессах необходимо повышение качества и эффективности мер государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне. Можно выделить шесть ключевых задач совершенствования государственной поддержки малого бизнеса на уровне региона:

1. Создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодоление барьеров на пути развития малого предпринимательства.

2. Отработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидация средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития.

3. Концентрация ресурсов и оптимизация их использования в работе объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

4. Упрощение системы налогообложения малых предприятий, создание благоприятных налоговых условий для осуществления расширенного воспроизводства.

5. Создание равных условий хозяйствования, учета и отчетности дл я малых предприятий — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимателей, расширение инновационного малого предпринимательства (по отраслям).

Что касается конкретных мер по поддержке малого бизнеса в Воронежской области, то исходя из его нынешнего состояния, а также исходя из внешних условий его функционирования в области. представляется целесообразным осуществлять усилия в следующих направлениях:

1) совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства, предполагающее разработку концепции нормативного обеспечения предпринимательства, формирование на ее основе пакета законодательных и нормативных актов с учетом особенностей отраслей экономики региона, а также внесение изменений в действующее законодательство. Новые нормативно-правовые документы должны обеспечивать инвестиционную, финансово-кредитную, производственно-инновационную поддержку малого предпринимательства;

2) организационное и научно-методическое обеспечение развитие малого бизнеса, предусмат-

ривающее проведение публичных мероприятий по проблемам предпринимательства: семинаров, совещаний, конференций, выставок:

3) финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства, предусматривающая финансирование перспективных инвестиционных, а также социально значимых для области проектов. При этом большое внимание должно уделяться развитию таких форм альтернативной финансово-кре-дитной поддержки инвестиционной деятельности малых предприятий, как лизинг, франчайзинг, микрокредитование, взаимное страхование;

4) институциональная поддержка малого предпринимательства, предполагающая создание и развитие сети специализированных финансово-кре-дитных и гарантийно-инвестиционных институтов; улучшение их взаимодействия с коммерческими банками для финансирования проектов малых предприятий; гарантийно-залоговое обеспечение проектов малого бизнеса; создание кредитных союзов малых предприятий, обществ взаимного кредитования и т.д. Блок институциональной поддержки включает также создание и развитие бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, технопарков, инновационных центров, консультационных агентств, учебно-деловых центров и т.д., функционирующих преимущественно на коммерческой основе;

5) подготовка кадров для малого предпринимательства, предусматривающая проведение мероприятий, направленных на обучение и повышение уровня экономического образования как предпринимателей, так и государственных служащих, занимающихся поддержкой малого предпринимательства в области, и руководителей субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Подготовка кадров ориентирована на создание и реализацию учебных программ (по вопросам менеджмента, маркетинга, финансов, бухучета и т.д.) для обучения предпринимателей, активной части незанятого населения навыкам организации и ведения собственного дела (в первую очередь, военнослужащих, уволенных в запас);

6) информационно-рекламная поддержка малого предпринимательства, предполагающая создание информационной среды, способной удовлетворить потребности малого предпринимательства в разного рода информации (правовой, экономической, внешнеэкономической и т.д.). Консультационно-информационное обеспечение предусматривает осуществление мониторинга состояния малых и средних предприятий, развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИ-ОМП), обеспечение электронного информационного

взаимодействия между органами исполнительной власти и объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства;

7) содействие внешнеэкономической (в масштабах области и страны) деятельности малых и средних предприятий путем развития межрегионального и международного сотрудничества; привлечение иностранных инвестиций и кредитов в малый бизнес: создание условий и предоставление консультационных, информационных и иных необходимых предпринимателям услуг; содействие деловым контактам западных партнеров с российским малым бизнесом.

Реализация данных направлений деятельности по поддержке малого предпринимательства, очевидно, должна улучшить внешнюю среду малого бизнеса (ликвидировать административные барьеры деятельности субъектов малого предпринимательства) и решить проблемы внутренней среды (восполнить недостаток финансовых средств, повысить уровень образования предпринимателей).

Даже самое незначительное улучшение инвестиционного климата - это дополнительные средства, позволяющие стабилизировать социально-экономическую обстановку в регионе. Осуществить же превращение инвестиций в динамически устойчивый мощный поток можно, лишь управляя инвестиционным климатом в регионе. Анализ факторов и рисков, оказывающих влияние на инвестиционный климат, показывает, что возможности повышения инвестиционной привлекательности региона в краткосрочной перспективе весьма ограничены, поскольку наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала региона вносят факторы, характеризующие его географическую расположенность, а также факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности, а именно: наличие природных ресурсов, инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Однако существуют определенные составляющие инвестиционного потенциала, воздействие на которые в некоторой степени подвластно государственным управленческим структурам. Так, заинтересованность и активное участие органов власти в развитии малого бизнеса в регионе, по мнению автора, позволит в среднесрочной перспективе повысить ряд составляющих инвестиционного потенциала, и как следствие - будет способствовать притоку иностранных инвестиций и активизации региональных инвестиционных процессов. Целенаправленная

поддержка предпринимательства со стороны властных структур должна сказаться на увеличении численности предприятий малого и среднего бизнеса, что в свою очередь приведет к росту совокупного результата хозяйственной деятельности и покупательной способности населения региона. Следовательно, есть возможность увеличения производственного и потребительского потенциалов региона. Развитие предпринимательства, как правило, приводит к росту потребности в трудовых ресурсах, и требует повышения образовательного уровня предпринимателей. Следовательно, есть все шансы для увеличения трудового потенциала региона. Благоприятные условия работы малого и среднего бизнеса в регионе, целенаправленно создаваемые и поддерживаемые областными властными структурами, по нашему мнению, позволят повысить прибыльность данной сферы, а как следствие — увеличить объем налоговой базы и доходной части регионального бюджета. Таким образом, имеются предпосылки увеличения и финансового потенциала территории. Активизация деятельности ведущих институтов рыночной экономики и создание новых институтов, необходимых для поддержки малого предпринимательства, будут способствовать росту институционального потенциала региона. Следовательно, на сегодняшний день можно вести речь о вполне определенных возможностях улучшения инвестиционного климата в регионе за счет активизации государственной поддержки малого предпринимательства.

По нашему мнению, достаточно развитое малое предпринимательство — уникальный и эффективный инструмент для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата в регионе, способствующий укреплению рыночных отношений, формированию конкурентной среды, улучшению социально-экономического положения территории. Обеспечивая в определенной степени решение экономических и социальных проблем, малый бизнес в современных условиях представляет собой стратегически очень важный и мобильный сектор экономики. Нотолько совместными усилиями федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, предпринимательских объединений можно добиться серьезных результатов по улучшению условий для развития малого бизнеса, что в силу ключевой роли последнего в реформировании российской экономики неизбежно приведет к важным позитивным переменам в социально-экономическом развитии регионов и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.