Научная статья на тему 'Формы государственной поддержки предпринимательства в Ростовской области'

Формы государственной поддержки предпринимательства в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепелев С.Е.

В статье рассматриваются формы государственной поддержки предпринимательства в Ростовской области. Региональные органы государственной власти для поддержки предпринимательства реализуют программы финансирования, кредитования и развития, промышленного и научно-технического сотрудничества; организуют деятельность научных и учебных центров, информационных и консалтинговых услуг. Анализ форм государственной поддержки предпринимательства в Ростовской области показывает, что деятельность региональных органов государственной власти соответствует принципам либеральной экономической политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы государственной поддержки предпринимательства в Ростовской области»

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С.Е. шЕПЕлЕв

Педагогический институт Южного федерального университета

Основной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности в рыночной экономике является создание таких организационно-правовых условий, которые способствовали бы повышению ее эффективности и обеспечивали соответствие целям общественного развития. Государственные органы законодательно фиксируют правовое положение субъектов хозяйственной деятельности, а также определяют порядок образования, регистрации и ликвидации форм предпринимательской деятельности, правила и стандарты учета и отчетности, защиты различных прав (собственности, потребителей, товарного знака и т. д.), устанавливают порядок стандартизации, сертификации и контроля качества продукции. Для обеспечения институциональных условий, благоприятных для предпринимательской деятельности, государственные органы формируют законодательство в сфере трудовых отношений, товародвижения, конкуренции, инвестиционного климата, борьбы с теневой экономикой, функционирования инфраструктуры рыночной экономики.

Кроме этого, государство оказывает прямое и косвенное содействие предпринимателям в их хозяйственной деятельности: финансирует и кредитует бизнес; реализует программы развития промышленного и научно-технического сотрудничества; оказывает поддержку экспортеров; организует деятельность научных и учебных центров, инновационных и страховых фондов, информационных и консалтинговых услуг.

В книге «Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее» 1 отмечается, что наиболее кардинальное решение для устранения проблем малого и среднего предпринимательства (МСП) было найдено в США, где в 1953 г.

1 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.

была создана такая организационная структура, как «Администрация малого бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration — SBA). К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных правительственных организаций в мире, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. О масштабах государственной поддержки предпринимателей свидетельствует тот факт, что в 2002 г. при годовом бюджете 18 млрд долл. в сферу МСП привлечено из различных источников около 400 млрд долл., в том числе 46 млрд долл. — по госзаказам. Государственная поддержка МСП осуществляется непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнерскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т. п.

Либеральная экономическая политика, проводимая российским правительством, предполагает использование имеющихся у государства рычагов для поддержки малого предпринимательства не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

В Ростовской области развитие малого бизнеса является приоритетным направлением деятельности областной администрации. Система мер в этой сфере реализуется планомерно, в соответствии с принимаемыми программами развития малого предпринимательства. В настоящее время действует 4-я Областная целевая программа развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006—2008 гг., утвержденная областным законом от 26.12. 2005 № 423-3C.

На 1 января 2007 г. в Ростовской области зарегистрировано 32 122 малых предприятий. Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий за I полугодие 2007 г. составила 16,5 % экономически активного населения. Доля продукции, произве-

денной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составила в 2005 г. 13,2 %, в 2006 г. - 13,3 %.

Доля инвестиций, направленных малыми предприятиями в основной капитал, в общем объеме инвестиций, направленных в экономику региона в 2005 г., - 12,6 %, в 2006 г. - 11,9 %, в I полугодии 2007 г. — 13,9 %, или 6 282,2 млн руб. 2

В настоящее время в области действует 54 кредитных потребительских кооператива, 11 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития, 21 агентство поддержки малого и среднего бизнеса, 20 информационно-консалтинговых центров, а также инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и технопарки, союзы и ассоциации предпринимателей.

Мощным рычагом косвенной поддержки МСП в рыночной экономике является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и многих других странах. Примером поддержки инновационной деятельности предпринимательства в США являются программы «Инновационные исследования в МСП» (Small Business Innovation Research — SBIR) и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer — STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерств обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.) 3.

На региональном уровне российской экономики господдержка малого бизнеса осуществляется путем прямого финансового субсидирования, льготного кредитования, гарантирования кредитов. В Ростовской области реализуется такая форма финансирования, как субсидирование процентной ставки. До 2005 г. порядок предоставления субсидий предусматривал оказание финансовой поддержки только заемщикам коммерческих банков. В апреле 2005 г. было принято постановление Администрации области № 116 «О субсидировании за счет средств областного бюджета процентных ставок

2 Данные Администрации Ростовской области // http://www. donland. га.

3 Кирьяков А. Г., Максимов В. А. Основы инновационно-

го предпринимательства. /Под общей ред. д. э. н., проф. Л. Г. Матвеевой — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

по кредитам (займам), привлеченным субъектами малого предпринимательства», распространившее субсидирование процентной ставки на заемщиков кредитных кооперативов и других объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Упростилась сама процедура предоставления предпринимателям субсидий на погашение части расходов по уплате процентов за пользование заемными ресурсами, в том числе направляемыми на инвестиционные цели.

С 2004 г. в области внедрена форма предоставления субсидий субъектам малого бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в приоритетных отраслях экономики. К таковым относятся наука и научное обслуживание инновационной деятельности, ЖКХ, здравоохранение, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, экология.

Предприниматель, который желает расширить производство, реализовать инвестиционный проект, может обратиться за кредитом в кредитные организации Российской Федерации, кредитные кооперативы или в объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которые наделены соответствующими правами. Размер кредита может быть любым, но субсидированию подлежит сумма, не превышающая 10 млн руб. При этом компенсация составит две трети ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период пользования кредитом, но не более двух третьих затрат, фактически произведенных заемщиком на уплату процентов по кредиту.

Для рассмотрения вопроса о субсидировании процентной ставки конкретному субъекту предпринимательской деятельности в Министерстве экономики области создана рабочая группа, в состав которой вошли представители отраслевых министерств и министерства финансов. При оценке претендентов члены рабочей группы руководствуются критериями оценки финансового состояния предприятия. Основным критерием является отсутствие просроченной задолженности по налогам в бюджеты всех уровней и по заработной плате перед своими работниками. Субсидии предоставляются только в том случае, если привлеченные кредитные ресурсы предприятие предполагает направить на развитие производства, которое приведет к увеличению объемов производства и реализации продукции и платежей в бюджет.

Несмотря на то, что предоставление субсидий позволяет предпринимателям повышать эффективность хозяйственной деятельности, создавать

дополнительные рабочие места, увеличивать фонд оплаты труда и, как следствие, увеличивать налоговые платежи во все уровни бюджета, проблема доступа к финансовым ресурсам субъектов малого предпринимательства все еще остается.

В дополнение к банковскому кредитованию в области развивается система кредитной кооперации, ориентированная на пайщиков-предпринимателей с низким уровнем дохода. Эта система, основанная на коллективной ответственности, предполагает более упрощенные требования к залоговому обеспечению займов. На сегодняшний день систему кредитной кооперации представляют 90 микрофинансовых организаций, из которых 74 созданы в форме сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, 5 — в форме фондов развития малого предпринимательства и 11 — в форме потребительских обществ, кредитных потребительских кооперативов граждан и кредитных союзов. В области функционируют две ассоциации кредитной кооперации — Южно-российская ассоциация кредитных союзов и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Ростовской области. Членами кооперативов являются более 7 тыс. пайщиков. Процентные ставки по выдаваемым займам колеблются в среднем от 5 до 48 %.

Бюджетные ассигнования на поддержку кредитной кооперации в 2007 г. составили около 30 % в расходах областного бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства, или 30,6 млн руб. (в 2006 г. — 21,1 млн руб.)4.

Отношение банков к кредитным кооперативам в последние годы изменилось. Если в 2005 г. только 4 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооператива смогли привлечь кредитные ресурсы банков в сумме 6,9 млн руб., то в 2006-м банками был выдан 21 кредит сельскохозяйственным кооперативам на общую сумму свыше 102 млн руб. На сегодняшний день кредитами банков пользуются около 50 % действующих кооперативов. На этом сегменте рынка активно работают ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Сбербанк РФ» и ООО «Центр-Инвест».

Постоянно увеличивается число банков-соисполнителей Областной целевой программы развития малого предпринимательства. В 2003 г. соисполнителями программы были лишь 8 банков, а в 2007 г. — 21, предоставившие за 6 мес. 2007 г. 8 147

4 Данные Администрации Ростовской области // http://www. donland. ги/

кредитов субъектам малого предпринимательства на сумму более 20,3 млрд руб. (за аналогичный период 2006 г. — 7 351 кредитов на общую сумму 13,7 млрд руб.).

На территории Ростовской области осуществляют деятельность 5 муниципальных фондов местного развития (гг. Гуково, Зверево, Тацинский, Красносулинский и Белокалитвинский районы) и 5 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства (гг. Донецк, Таганрог, Ново-шахтинск, Шахты и Октябрьский район), которые осуществляют деятельность по предоставлению займов субъектам малого предпринимательства под 6 — 24 % в год.

Правительства многих стран финансируют обучение и консультирование молодых предпринимателей через торгово-промышленные палаты и другие организации. Реализуются программы финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства, для старших школьников создаются мини-предприятия, которые работают под контролем опытных консультантов. В развитых странах в высших учебных заведениях при содействии банков и других предпринимательских структур создаются кафедры предпринимательс-тва5. В России разработан федеральный компонент образовательного стандарта по учебным специализациям «Управление малым предприятием» и «Организация малого предпринимательства».

В Ростовской области в целях подготовки нового поколения предпринимателей действует губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса, на реализацию которой направляются средства областного бюджета: в 2005 г. - 300,0 тыс. руб., в 2006 г. - 500,0 тыс. руб. с учетом расширения числа обучающихся из депрессивных шахтерских территорий. В 2006 г. в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» и Областной программы развития малого предпринимательства с целью подготовки кадров для микрофинансовых организаций в Ростовской области внедрена образовательная программа объемом 72 учебных часа для специалистов, работающих в кредитных кооперативах. Ежегодно Министерство экономики области организует и проводит обучающие семинары и мастер-классы для субъектов малого бизнеса и инфраструктуры поддержки предпринимательства за счет средств областного бюджета, которые позволяют получить

5 Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм) /Под ред. И. Е. Рудаковой И. Е. — М.: Издательство МГУ, 1991.

не только теоретические, но и практические знания за счет анализа конкретных ситуаций предпринимательской деятельности.

Создание сети инфраструктуры поддержки малого бизнеса предполагает целенаправленное и оперативное информационное обеспечение предпринимателей. В США создана национальная сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действует несколько информационных систем. В Ростовской области созданы информационные агентства, которые оказывают услуги по оформлению учредительных документов для регистрации предприятий, здесь же работают телефоны «горячей линии», по которым предприниматели могут позвонить и получить бесплатную консультацию. Особое внимание уделяется начинающим предпринимателям. Обратившись в агентство, расположенное в его районе, они смогут получить ряд услуг от бесплатных консультаций по всем вопросам регистрации собственного бизнеса до полной разработки учредительных документов.

В области регулярно проводятся семинары, «круглые столы», конференции, разрабатываются и издаются методические, справочные, аналитические материалы по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, которые можно бесплатно получить в управлении развития малого предпринимательства и межрегиональных связей. Эта же информация размещена на сайте областной администрации.

Выставочно-ярмарочная деятельность является еще одной формой информационного обеспечения. В 2007 г. было проведено 83 выставочно-ярмарочных мероприятия, общая сумма средств областного бюджета, направленная на эти цели, составила 38 млн руб. (а в 2006 г. — 20,2 млн руб.).

Важным условием для дальнейшего развития предпринимательства является тщательная разработка новых и совершенствование ранее принятых правовых актов, наряду с упрощением административных механизмов регулирования экономической деятельности. Ростовская область с 2004 г. три года подряд побеждает в федеральном конкурсе «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» за создание наиболее эффективной законодательной базы для развития малого и среднего бизнеса. Государственную поддержку малого бизнеса в области регулируют 9 областных законов, 19 постановлений и распоряжений. При этом законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется.

Решения по корректировке законодательства принимаются на основе социологических исследо-

ваний и их глубокого анализа. Кроме того, любой предприниматель может принять участие в общественной экспертизе и подготовке предложений по совершенствованию федерального законодательства. Так, социологический опрос предпринимателей выявил, что наиболее ярким примером противоречий разных законов друг другу является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08. 2001 № 134-Ф3 в части оснований для проведения проверок сотрудниками органов внутренних дел. В связи с этим Законодательным Собранием области было принято постановление «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 07.10. 2004 № 582.

Предложения предпринимателей были учтены при разработке проекта областного закона «О внесении изменений в областной закон «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности». В результате был утвержден корректирующий коэффициент, уменьшивший размер налога в 10 раз.

Другим примером является областной закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий в Ростовской области», принятый в 2003 г. Работа над ним осуществлялась в тесном контакте с представителями администраций шахтерских территорий и предпринимательских кругов. В результате, за субъектами малого бизнеса шахтерских территорий удалось закрепить льготу по единому налогу на вмененный доход в размере 25 % посредством уменьшения корректирующего коэффициента К2 и определить период налоговых льгот для вновь созданных субъектов малого предпринимательства. На этих территориях вновь созданные субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога в первый год их деятельности. Также уплачивают налог на прибыль по сниженной на 4 процентных пункта ставке.

С 2004 по 2007 г. экспертизу прошли 17 проектов федеральных и областных законов и 57 постановлений и распоряжений администрации области. Аналогичная работа проводится на уровне муниципальных образований.

Существующая в рыночной экономике система государственного регулирования экономи-

ческой деятельности, облегчая хозяйственную деятельность предпринимателей, в то же время может препятствовать развитию МСП, ставя административные барьеры. Для их устранения при Администрации Ростовской области в соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 24.09. 1999 № 349 была создана Межведомственная комиссия по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития малого предпринимательства (МВК). На заседаниях МВК проводится анализ деятельности министерств и ведомств, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Тематика заседания МВК формируется с учетом предложений субъектов малого предпринимательства и рыночной инфраструктуры, общественных объединений предпринимателей, муниципалитетов.

В 2007 г. заседания комиссии были посвящены следующим проблемам:

• взаимодействия субъектов малого предпринимательства с природоохранными органами;

• стандартизации и сертификации продукции;

• реализации сельхозпроизводителями собственной продукции на рынках области;

• нового порядка исчисления платы за земли, используемые для осуществления предпринимательской деятельности;

• доступа субъектов малого предпринимательства к услугам естественных монополий.

В многочисленных опросах предприниматели отмечают уменьшение давления на бизнес со стороны контролирующих структур, являющееся следствием работы МВК. Так, за период с 2004 по 2006 г. проблема взаимодействия предпринимателей с контролирующими организациями переместилась с 1-го места на три позиции ниже.

Анализ форм государственной поддержки предпринимательства в Ростовской области показывает, что деятельность региональных органов государственной власти соответствует принципам либеральной экономической политики, проводимой в экономиках рыночного типа, и учитывает специфику национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.

2. Данные Администрации Ростовской области // http://www. ёоп1апё. ги.

3. Кирьяков А. Г., Максимов В. А. Основы инновационного предпринимательства. /Под общ. ред. д. э. н., проф. Л. Г. Матвеевой — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм) /Под ред. И. Е. Рудаковой — М.: Издательство МГУ, 1991.

Подписка

на электронную версию

■ Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

eLIBRARy.RU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.