Научная статья на тему 'Финансовый механизм устойчивости малых предприятий'

Финансовый механизм устойчивости малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залозная Галина Михайловна, Витренко Людмила Анатольевна

В статье рассмотрены условия и факторы обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий. Обоснована необходимость трансформаций в финансовых отношениях в целях повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса. Представлен опыт Оренбургской области по формированию системы поддержки малого предпринимательства, вовлечению его в развитие реального сектора экономики и решение социальных проблем региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MECHANISM OF SMALL ENTERPRISES STABILITY

Rates of growth of parameters of development and role of small enterprises in economy of Russia and its regions today it is much less, than in the developed countries of the world. The significant role in the decision of this problem belongs to the financial mechanism. The complex changes of financial attitudes directed on increase of efficiency of functioning of the enterprises of small business are necessary. In this connection experience of the Orenburg area on formation of system of support of small business is reasonably interesting, and also its involving in development of real sector of economy and the decision of social questions of region.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм устойчивости малых предприятий»

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Залозная Г.М., Витренко Л.А.

В статье рассмотрены условия и факторы обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий. Обоснована необходимость трансформаций в финансовых отношениях в целях повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса. Представлен опыт Оренбургской области по формированию системы поддержки малого предпринимательства, вовлечению его в развитие реального сектора экономики и решение социальных проблем региона.

Становление рыночных отношений в экономике России, ее устойчивый экономический рост во многом связаны и с развитием малого предпринимательства. В современных условиях трансформации российской экономики малое предпринимательство доказывает свою эффективность и общественную полезность. Одним из важнейших направлений, способствующих развитию малого предпринимательства, является совершенствование финансового механизма, целью которого является создание благоприятных финансово-экономических условий для устойчивого развития хозяйствующих субъектов малого бизнеса.

Методическая сторона обеспечения устойчивого функционирования и развития малых предприятий на основе финансового механизма, на наш взгляд, недостаточно изучена. Необходимость комплексных изменений финансовых отношений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятий малого бизнеса, вовлечение их в развитие реального сектора экономики и решение социальных вопросов свидетельствует об актуальности выбранной темы в научном и практическом плане.

Динамика малых предприятий с начала экономических реформ в России рассматривается как важная составляющая становления и успешного развития рыночных отношений. Одним из важнейших направлений, способствующих их развитию, является совершенствование финансового механизма, цель которого - создание благоприятных финансово-экономических условий для их устойчивого развития.

Как отмечается современными исследователями, в определении термина "малое предпринимательство" (МП) у теоретиков нет пока единого мнения, как нет единых определений понятий "малый бизнес" (МБ), "предпринимательство", "предприятие", "система поддержки предпринимательства". Это объясняется многоцелевым их использованием, а также различиями в политике и практике развития предпринимательства в разных странах. На наш взгляд, эти категории взаимосвязаны, поскольку термин "предпринимательство", применяемый в отечественной практике и научной литературе, соответствует термину "бизнес", используемому в западной литературе.

Малые предприятия принимают все более активное участие не только в решении социальных проблем общества, но и в развитии реального сектора экономики, оживлении инвестиционного процесса. Так, в 2005 г. на 100 тыс. жителей в России зарегистрировано 682,6 хозяйствующего субъекта малого бизнеса, что на 18,3 % больше, чем в предыдущем году. В Оренбургской области в 2005 г. зарегистрировано 390,6 субъекта малого бизнеса на 100 тыс. жителей, что на 6,3% больше, чем в 2004 г. За 2005 год среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в целом по стране вы-

росла по сравнению с 2004 г. на 2,9% и составила 8045,2 тыс. человек. Доля занятых на малых предприятиях в общей списочной численности занятых по итогам 2005 г. в РФ достигла 16,7%, в Оренбуржье - 14,3%. В 2005 году оборот малых предприятий в целом по Российской Федерации составил более 9650,7 млрд. руб., а объем оборота в расчете на душу населения достиг 67 264,7 руб.

Однако темпы роста показателей развития и роль малых предприятий в экономике России и её регионов сегодня значительно меньше, чем в развитых странах мира, их функционирование как активного участника социально-экономических процессов не является устойчивым. Отметим, что по мировым стандартам для оказания заметного влияния на социально-экономическую ситуацию только стабильно функционирующих малых предприятий должно быть 25 - 30 на тысячу жителей.

По нашему мнению, значительная роль в решении этой проблемы принадлежит финансовому механизму, а именно отработке вопросов налогового регулирования как на федеральном, так и на субфедеральном (региональном и муниципальном) уровне, кредитования, государственно-общественной поддержки и т.п. Вместе с тем методическая сторона обеспечения устойчивого функционирования и развития малого предпринимательства на основе финансового механизма, на наш взгляд, недостаточно изучена. Кроме того, требует совершенствования система учета и отчетности хозяйствующих субъектов малого бизнеса, а также контроля их деятельности, в том числе финансового. Это, в свою очередь, должно способствовать улучшению аналитической работы как на самих предприятиях, так и в соответствующих государственных и общественных организациях.

Изучение условий устойчивого функционирования малого бизнеса в нашей стране и за рубежом показывает, что финансовые отношения между его субъектами и другими участниками социально-экономической системы, уровень их организации и эффективности являются определяющими в развитии малого бизнеса. При этом основная координирующая роль в данном процессе принадлежит государству [2].

Необходимо отметить в этой связи, что под устойчивым функционированием субъектов малого бизнеса мы понимаем предвидимое, поступательное, управляемое осуществление качественных преобразований в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий, напрямую определяющее эффективность их деятельности. Данное определение основано на подходах, сформулированных в работах В.Н. Афанасьева, В.В. Вернадского, А.П. Романовича и др.

По нашему мнению, финансовый механизм, направленный на обеспечение устойчивого функционирования и способствующий развитию малого предпринимательства, представляет собой совокупность разноплановых элементов. Изучению финансовых аспектов взаимоотношений малого бизнеса с государством и другими экономическими институтами посвящены исследования В.Г. Князева, Б.А. Минаева, В.Г. Панскова, Л.П. Павловой и др. Однако, на наш взгляд, необходимо уточнить пути совершенствования финансового механизма в плане налогообложения, кредитования, информационного обеспечения анализа и оценки деятельности субъектов малого предпринимательства как с позиций самих малых предприятий, так и субъектов внешней среды.

Как отмечалось выше, совершенствование финансового механизма должно быть направлено на достижение устойчивого, эффективного функционирования и развития субъектов малого бизнеса. При этом необходимо стремиться к достижению таких целей, как:

1. Расширенное воспроизводство в условиях ограниченности ресурсов, конкуренции, частичной монополизации рынка, глобализации.

2. Увеличение доходов предпринимателя и наемных работников.

3. Снижение предпринимательских рисков.

4. Повышение финансовой устойчивости и деловой активности.

Изучая вопросы совершенствования финансового механизма устойчивого функционирования и развития малых предприятий в нашей стране, необходимо учитывать региональные особенности. Специфика региональной бизнес-среды во многом зависит от мер их государственной и общественной поддержки. Небезынтересен опыт Оренбургской области по формированию системы поддержки малых предприятий.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Оренбургской области изначально была призвана решать двуединую задачу: во-первых, стимулировать рост и саморазвитие хозяйствующих субъектов; во-вторых, направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые наиболее отвечают потребностям экономики области в перспективе.

Муниципальное распределение институтов инфраструктуры неравномерно и обнаруживает прямую зависимость между результатами и количественными и качественными показателями развития малых предприятий в конкретных районах. Более того, в наиболее прогрессивных районах и городах областного значения система институтов инфраструктуры их поддержки стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.

Органы местного самоуправления через свои структуры являются "проводниками" реализации федеральных и региональных программ. В районах созданы лиги и советы предпринимателей. Создан Областной общественный совет предпринимателей, в который входят представители из каждого района.

Основные задачи программ поддержки малого бизнеса на областном уровне можно объединить в две группы. Первая заключается в формировании многоуровневой комплексной системы поддержки, которая обеспечит доступ его субъектов к производ-ственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам.

Вторая задача поддержки состоит в достижении позитивных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого бизнеса. Во-первых, это рост доли малого бизнеса в валовом региональном продукте. Во-вторых, развитие конкурентной среды на товарных рынках области. В-третьих, обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов этого сектора в бюджет, в-четвертых, снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости. Нехватка финансовых ресурсов для реализации мероприятий и проектов региональной программы компенсируется использованием набора имеющихся механизмов и средств. Это страховые, залоговые и гарантийные фонды, льготы по налогам, гарантированные кредиты, госзаказы и т.п.

Основополагающими документами при формировании и реализации государственной политики становления и развития малых предприятий в Оренбургской области являются:

• Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ "России надо быть сильной и конкурентоспособной";

• Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации;

• Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 № 88-ФЗ;

• Концепция социально-экономического развития Оренбургской области до 2010 года.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса в области является государственная программа развития малого пред-

принимательства, которая содержит в себе стратегические направления развития предпринимательства в Оренбуржье. В числе таких направлений:

• развитие системы микрокредитования на региональном уровне;

• доступ малого бизнеса к системе государственного заказа;

• кооперация малого бизнеса с крупными промышленными предприятиями;

• расширение программ подготовки и переподготовки предпринимательских кадров;

• преодоление административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности;

• отработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий.

Остановимся подробнее на элементах финансового механизма системы поддержки хозяйствующих субъектов малого бизнеса в Оренбургской области.

Недостаток собственных и заемных средств является одним из основных препятствий для создания новых и развития деятельности существующих малых предприятий. Многие из них не имеют внутренних стимулов для развития и освоения новых товарных рынков, повышения качества и обновления ассортимента продукции. Это вызывает перелив активности малых предприятий из производственной в торговую и финансовую сферы, способствует развитию теневого рынка и неучтенного оборота наличных средств. В условиях нехватки стартового капитала, ограниченных возможностей накопления средств, сочетания наибольшего риска с наименьшей доходностью и, как следствие, неблагоприятных условий доступа к финансовокредитным ресурсам у малых предприятий предлагаемая схема финансово-кредитной поддержки обеспечит консолидацию всех источников финансовых ресурсов. Эта схема реализуется на принципах самофинансирования, взаимной ответственности и значительно более широкого привлечения частных инвестиций (см. рис.).

Малые предприятия, обладающие по сравнению с крупными заметно меньшим резервом прочности, оказались под прессом сокращения внутреннего спроса, инфляции издержек, сжатия предложения инвестиционных и кредитных ресурсов. В результате их доля в производстве, занятости и инвестициях остается крайне невысокой. Значительная доля малых предприятий не закрепляется в производстве, в том числе и из-за отсутствия действенных стимулов к долгосрочным инвестициям для их модернизации и развития. Не удалось еще в полной мере увязать программы и проекты поддержки малого предпринимательства с программой привлечения частных инвестиций как важного направления повышения деловой активности и реконструкции структуры экономики. В этой связи, мероприятия программы поддержки малого бизнеса нацелены на увязку созданных финансово-кредитных механизмов, налоговых льгот с возможностями привлечения частных инвестиций, более широком участием субъектов малого предпринимательства и финансовых институтов в инвестиционных программах и проектах.

Отработка предлагаемых механизмов на региональном уровне позволяет активизировать деятельность финансовых институтов по привлечению внебюджетных источников финансирования, развить сеть кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и страхования и венчурных компаний.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области связано, в первую очередь, с решением задач доступности финансовых ресурсов, и особенно для начинающих предпринимателей. Одной из форм решения этих проблем является развитие механизмов микрокредитования. Это одно из основных мероприятий программы развития и поддержки малых предприятий, являющееся наиболее востребованной формой.

Экономика региона № У2007

Система государственной поддержки малого бизнеса в Оренбургской области

Залозная Г.М., Витренко Л.А,

В областной Фонд поддержки малого предпринимательства, через который осуществляется финансово-кредитная поддержка, с 2003 года поступило около 400 заявок от субъектов малого предпринимательства на оказание финансовой поддержки. Положительное решение о финансировании принято по 194 проектам на сумму около 25,0 млн. рублей, из которых 30,3% направлено на поддержку производственной деятельности (выпуск строительной продукции, развитие растениеводства, животноводства), сферы услуг (совершенствование технологий и оказание услуг населению). Около 70% средств направляются заемщиками, в основном, на пополнение оборотных средств и создание и сохранение рабочих мест в сфере оптовой и розничной торговли. Программа по-прежнему рассчитана как на индивидуальных предпринимателей, так и на юридические лица.

Благодаря выделенным займам в Оренбургской области в 2005 году создано 270 новых и сохранено 777 рабочих мест. Средний размер кредита составил 150,0 тыс. рублей (выдача производилась при ставке 20% годовых). Кроме того, с конца 2005 года началась реализация новой формы финансовой поддержки малого бизнеса в приоритетных видах деятельности - это субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым кредитными организациями субъектам малого предпринимательства, потребительским кооперативам. Размер субсидии составляет до 70% ставки рефинансирования ЦБ. За этот период по 5 бизнес-проектам (победители конкурсов) субъектов малого бизнеса из средств областного бюджета предоставлены субсидии в размере 0,45 млн. рублей. Благодаря выданным кредитам получили развитие производство жалюзи в г. Гае, производство экологически чистой воды в г. Бугуруслане, майонеза в г. Оренбурге. Также были поддержаны проекты КФХ Ясненского района. Сельскохозяйственным потребительским кооперативам предоставлены субсидии из средств областного бюджета в размере 0,4 млн. рублей.

Привлечение средств федерального бюджета на поддержку малого бизнеса - это еще одна форма финансовой поддержки малого предпринимательства области. В 2005 году Оренбургская область стала победителем конкурса Министерства экономического развития и торговли на предоставление средств федерального бюджета в сумме 13 млн.рублей. На капитальный ремонт бизнес-инкубатора затрачены средства в сумме 6,4 млн. рублей. Оставшиеся средства (6,6 млн. рублей) будут использованы в текущем году по следующим направлениям:

1. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубатора).

2. Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.

3. Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства.

Получает развитие один из инвестиционных резервов для малого предпринимательства - внебанковский рынок капитала, в том числе нетрадиционные формы финансовой поддержки проектов посредством кредитования через кредитные кооперативы. Сегодня из 14 созданных в области кооперативов и союзов наиболее эффективно действуют "Агросоюз", "Агроресурс", "Ясненский", которые входят в состав Союза сельскохозяйственных кредитных кооперативов России. СКПК "Агросоюз" прошел аккредитацию в рамках Российско-американской программы Фонда развития сельской кредитной кооперации. В 2005 году кредитными потребительскими кооперативами ассоциации выдано на реализацию проектов малого бизнеса 100 млн. рублей.

Кроме того, комитетом поддержки предпринимательства ведется постоянная работа по активизации кредитных ресурсов коммерческих банков, которые располага-

ют достаточным набором кредитных продуктов и схем для финансирования бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства, число которых увеличивается.

Анализ полученных данных свидетельствует об активной работе банков с предприятиями малого бизнеса. Так, доля предприятий малого бизнеса в общем количестве обслуживаемых предприятий колеблется в региональных банках от 15 до 76%, причем в 7 из 11 банков она превышает 50%. По филиалам иногородних банков этот показатель варьирует от 19 до 86%. Доля предприятий малого бизнеса в общем количестве кредитующихся предприятий по региональным банкам колеблется от 11 до 83%, по филиалам иногородних банков - от 6 до 90%. Как правило, предприятиям малого бизнеса кредиты выдаются на основе стандартного пакета документов. Однако по некоторым банкам приметаются отдельно сформированные пакеты. Суммы выдаваемых кредитов составляют от 10 тыс. руб. до 15 млн. руб.

По итогам анализа, проведенного отделом иностранных инвестиций МИВЭС, всего кредитными организациями области в 2005 году представителям малого бизнеса было выдано кредитов на сумму свыше 8 млрд. руб., что на 20% больше, чем в 2004 году. При выдаче кредитов банками используются все виды обеспечения - от недвижимости до залога ценных бумаг и поручительства. Наибольшее количество кредитов выдается предприятиям промышленности, строительства, АПК, торговли и общественного питания.

Выдача кредитов субъектам малого бизнеса коммерческими банками в 2005 году производилась по таким целевым направлениям, как текущее кредитование на пополнение оборотных средств, кредитование текущих расходов в режиме овердрафта, кредитование на срок до 3-х лет на финансирование капитальных вложений, связанных с расширением, модернизацией действующих и созданием новых производств, торговли и услуг, выполнение строительных работ, реконструкцию и ремонт производственных площадей, развитие сельского хозяйства и др.

Вместе с тем, несмотря на заметную активизацию взаимоотношений коммерческих банков с малым бизнесом, в настоящее время банковский капитал еще недостаточно работает на рынке предпринимательства. Доля коммерческих банков в общем объеме выданных за 2005 год кредитов составляет 15%.

На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного залога вообще, или это обеспечение недостаточно для банковского кредита. Это сдерживает взаимоотношения кредитных учреждений с представителями малого бизнеса, создает дополнительные проблемы для них в части резервирования средств, увеличения издержек, повышения рисков и др.

С 2006 года реализуются мероприятия областной целевой программы "О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2006 - 2008 годы", направленные на содействие расширению возможностей и упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам. В связи с этим в области получили дальнейшее развитие механизмы микрокредитования проектов как наиболее востребованной формы финансовой поддержки.

В то же время, остаются существенные проблемы в решении задачи повышения роли кредита в развитии малого предпринимательства. Нужны оптимальные процессы его кредитования, позволяющие оперативно и с малыми затратами готовить и проводить большую массу сделок, обеспечивая в то же время приемлемое качество кредитного портфеля.

Условия кредитования малых предприятий (прежде всего, процентная ставка и сроки), как правило, более жесткие. На увеличение цены кредита этой категории заем-

щиков влияет не только высокий риск, но и рост издержек на обслуживание большого количества ссудозаемщиков. Банки сталкиваются с проблемой возврата кредита из-за негибкости законодательства. Высокая цена кредита является важнейшим сдерживающим фактором развития кредитных отношений с малым предпринимательством. Необходимо повышение эффективности механизмов кредитования, краткосрочного рефинансирования банков.

По мнению самих кредитных организаций, сдерживающими факторами расширения объемов кредитования предприятий малого бизнеса являются:

• отсутствие законодательной базы по взысканию залога;

• неустойчивость налогового законодательства;

• отсутствие льгот по компенсации части процентных ставок;

• в целом неудовлетворительное финансовое состояние предприятий области.

В первую очередь, микрокредитование поможет небольшим предприятиям, индивидуальным предпринимателям и фермерам получить льготный кредит на любой стадии их предпринимательской деятельности, в том числе и на начальной. Размер заемных средств ограничен и составляет 150 тысяч рублей, которые будут выдаваться не более чем на 1 год. Ограничен также и срок рассмотрения материалов, предоставленных претендентом на заем. Он составляет 14 дней. Организация прохождения документов и оформление документов на микрокредит осуществляется Оренбургским областным фондом поддержки малого предпринимательства. Попечительский совет Фонда осуществляет контроль за деятельностью Фонда по микрокредитованию.

Реализация механизма микрокредитования позволит предпринимателям создать новые и сохранить существующие рабочие места, увеличить объем производимой продукции и услуг, а значит, увеличить и поступления в бюджет области. Для части предприятий и предпринимателей микрокредит может стать стартовым капиталом для начала предпринимательской деятельности.

Таким образом, комплексные изменения финансовых отношений, направленные на повышение эффективности функционирования малых предпринимательских структур, вовлечение малого предпринимательства в развитие реального сектора экономики и решение социальных вопросов свидетельствуют об актуальности темы исследования в научном и практическом плане.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "О развитии предпринимательства в Оренбургской области" на 2006 - 2008 годы". Утвержден постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 07.12.2005 г. № 2827.

2.Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого предпринимательства // Финансовый бизнес. 2000. № 11 - 12. С. 40 - 50.

3.Малое предпринимательство и проблемы его финансового и имущественного обеспечения. Аналитический обзор. Материалы третьей всероссийской конференции представителей малых предприятий. М., 2002.

4. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. М., 2006.

5. Ясин Е.Г., Чепуренко А.Ю., Буева В.В. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.