25 (208) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 333.338
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЕГИОНЕ
(на примере Белгородской области)
К. В. ПАВЛОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: kvp_ruk@mail. ru Белгородский государственный университет
В статье проанализированы формы и направления государственной поддержки развития малого предпринимательства на уровне субъекта Российской Федерации, а также выявлены особенности содействия развитию малого бизнеса в Белгородской области.
Ключевые слова: направления, формы, государственная поддержка, малый бизнес, регион, развитие.
Мероприятия правительства Белгородской области по государственной поддержке малого предпринимательства имеют следующую направленность:
— развитие предпринимательской активности населения;
— создание эффективных предприятий в производственной и инновационной сферах;
— развитие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
В сферу малого бизнеса ежегодно привлекаются средства из различных источников финансирования, включая кредитные ресурсы банков, средства областного и федерального бюджетов, на общую сумму около 550 млн руб. Это позволило создавать в области каждый год свыше 2,5 тыс. рабочих мест за счет реализации инвестиционных проектов субъектами малого предпринимательства.
Правительством области разработаны механизмы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, каждый из которых ориентирован на определенную категорию предпринимателей — от впервые открывающих свое дело до имеющих опыт работы в бизнесе. Эти механизмы реализуются через действующие структуры поддержки малого предпринимательства.
С июля 2003 г. действует специализированная структура — Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства (далее — фонд), который обеспечивает упрощенный доступ субъектам малого бизнеса к банковским ресурсам путем предоставления целевых субсидированных за счет средств областного бюджета займов на развитие бизнеса размером до ЗООтыс. руб. под 10% годовых сроком до трех лет. Кредитные ресурсы предоставляют Сбербанк России, ОАО ВТБ и ЗАО «Белгородсоцбанк» в рамках заключенных с правительством области соглашений. Гарантии возврата банковских ресурсов обеспечивает правительство области путем предоставления в залог областного имущества и государственной гарантии за счет средств областного бюджета. Важнейшим итогом работы фонда является активизация предпринимательской деятельности в муниципальных
образованиях, имеющих наиболее низкий уровень занятости населения, в сельских поселениях.
Эффективность данного механизма финансовой поддержки признана как предпринимателями, так и российскими и зарубежными финансовыми организациями. Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства был победителем конкурса, проведенного Российским микрофинансовым центром, в номинации «За вклад в развитие микропредпринимательства в Российской Федерации».
Фонд осуществляет финансовую поддержку из областного бюджета инвестиционных проектов предпринимателей, имеющих развитый бизнес и собственное залоговое обеспечение для возврата заемных средств, в форме субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам. Ежегодно финансовая поддержка в рамках данного механизма предоставляется на реализацию более 125 инвестиционных проектов.
Для предпринимателей, не имеющих достаточного залогового обеспечения возврата банковских кредитов, с 2006 г. начата реализация нового механизма поддержки, который дает возможность предпринимателям получить поручительство фонда на «необеспеченную» часть банковского кредита (не более 50 % суммы кредита) для реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах предпринимательской деятельности. В рамках данного механизма в сферу малого бизнеса ежегодно привлекались субвенции федерального бюджета, полученные областью на конкурсной основе, которые использовались для возмещения 90 % затрат предпринимателей на выплату вознаграждения фонду за выданное поручительство. При этом на создание гарантийного резерва фонда для реализации данного проекта областной бюджет предоставил средства в объеме 5 млн руб.
По итогам конкурса Минэкономразвития России Белгородской областью получены средства федерального бюджета на реализацию проектов по развитию бизнес-инкубатора, поддержку субъектов малого бизнеса, производящих товары на экспорт, поддержку кредитных потребительских кооперативов, а также на субсидирование части процентной ставки по кредитам и займам [3]. Средства федерального бюджета по данным проектам предоставлены на условиях равного долевого субсидирования из областного бюджета.
В результате реализации одного их проектов введена в эксплуатацию первая очередь инновационного бизнес-инкубатора в г. Белгороде, где
размещаются на льготных условиях первые пять малых инновационных предприятий. В ближайшей перспективе бизнес-инкубатор станет стартовой площадкой для развития 40 малых предприятий.
Учитывая приграничное положение области, которое дает ей дополнительные конкурентные преимущества, правительство области в рамках совместных проектов с Минэкономразвития России поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых предприятий. Вследствие этого более 10 субъектов малого бизнеса ежегодно получают финансовую поддержку на мероприятия по сертификации производства в соответствии с международными стандартами качества, частичное возмещение расходов по уплате банковских процентов по кредитам, полученных на развитие экспортной деятельности. Более 20 субъектов малого бизнеса приняли участие в международных выставках в г. Харькове. При этом более половины затрат, связанных с выставочно-яр-марочной деятельностью, возмещены предпринимателям из средств федерального бюджета. В целом на развитие внешнеэкономической деятельности используются средства областного и федерального бюджетов в объеме около 2,5 млн руб. ежегодно.
Малым инновационным предприятиям области оказана финансовая поддержка за счет средств государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках заключенного с правительством области соглашения о сотрудничестве в объеме свыше 6 млн руб. Это сделано в форме субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам и частичного финансирования инновационных проектов в рамках программ для малых предприятий и научных учреждений.
Для ускоренного развития инновационного малого бизнеса разработана концепция создания научно-технического парка «Инновационный центр Дубовое» в Белгородском районе. На его территории предполагается разместить обществен -но-деловой центр, комплекс лабораторно-про-изводственных модулей под исследовательские и экспериментально-производственные подразделения компаний-резидентов с соответствующими современными инженерной и информационно-телекоммуникационной инфраструктурами.
Одним из элементов инновационной инфраструктуры станет также акционерное общество, создаваемое с участием правительства области и Белгородского государственного университета на базе ОГУ «Инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива» БелГУ».
В целях развития кадрового потенциала малого бизнеса в рамках утвержденной правительством области Программы предоставления информационно-образовательных услуг субъектам малого предпринимательства, реализуемой на базе фонда, обучение основам в ведения бизнеса проходят около 600 предпринимателей ежегодно. На эти цели выделено около 1 млн руб. из средств областного бюджета.
Для определения путей решения проблем предпринимательства, активизации деловых контактов регулярно проводится Белгородский форум «Малый и средний бизнес Белгородчины», который способствует упрочению межрегионального сотрудничества, развитию социального партнерства, укреплению диалога бизнеса и власти.
В настоящее время малый бизнес области — эффективно развивающийся сектор, который вносит весомый вклад в экономику региона. Правительство области с участием местных организаций поддержки малого бизнеса, коммерческих банков проводит работу по стимулированию предпринимательской деятельности, привлечению инвестиций в сферу предпринимательства. Приняты меры по оптимизации системы государственной поддержки малого предпринимательства. Белгородский областной фонд поддержки предпринимательства стал основной структурой, оказывающей полный комплекс услуг малому бизнесу в части информационной, образовательной и финансовой поддержки. Введена первая очередь инновационного бизнес-инкубатора на базе инновационно-технологического центра «Стратегическая инициатива» Белгородского государственного университета (БелГУ).
Принято решение о создании Дома предпринимателя и нового акционерного общества на базе инновационно-технологического центра «Стратегическая инициатива» БелГУ с участием правительства области и Белгородского государственного университета в целях развития новых инновационных направлений в сфере малого бизнеса. Активизировалась работа Белгородской торгово-промышленной палаты и Центра инвестиционного роста области по поддержке малого бизнеса.
Кредитные организации, действующие на территории области, усилили внимание к малому бизнесу и в последнее время увеличили объемы кредитования по всем видам кредитов. Размеры долгосрочного кредитования малого бизнеса выросли более чем на 65 %. Областной бюджет в 2010 г. предусматривал максимальный за весь период развития малого бизнеса объем финансовой поддержки
этого сектора. Выделено более 70 млн руб. (без учета кредитных потребительских кооперативов граждан) на реализацию мероприятий по субсидированию образовательной программы и других проектов, а также около 125 млн руб. — на государственную гарантию области по обеспечению кредитных обязательств областного фонда поддержки малого предпринимательства в рамках проекта микрокредитования. Были четко определены приоритетные сферы финансовой поддержки малого бизнеса:
— производственная и инновационная деятельность;
— развитие рынка автомобильных грузоперевозок;
— оптово-розничнаяторговля;
— общественное питание и бытовые услуги на селе;
— жилищно-коммунальное хозяйство.
В настоящее время в области отмечаются тенденция движения малого бизнеса к развитию производственных направлений деятельности, активизация малого бизнеса на селе.
Появилась дополнительная возможность предоставлять субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам кредитным кооперативам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Объем федеральных субсидий, предоставленных области для этих целей, составляет около 1 млн руб.
В современных условиях, когда повышаются требования к конкурентоспособности продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, первостепенной задачей правительства области становится создание условий для опережающего роста малых и средних предприятий в инновационной сфере [2]. В этих целях организуется деятельность технопарка при инновационно-технологическом центре «Стратегическая инициатива БелГУ», в составе которого действуют бизнес-инкубатор, региональный центр субконтрактации, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием. Прорабатывается вопрос (департаментом уже подготовлен проект постановления правительства области) о создании научно-технологического парка (технопарка) «Инновационный центр Дубовое» (Белгородский район), который будет представлять собой элемент инновационной инфраструктуры, обеспечивающий реализацию инновационной деятельности натерритории области.
Как одну из позитивных форм финансовой поддержки малого бизнеса можно рассматривать де-
ятельность кредитных потребительских кооперативов граждан. По состоянию на конец 2009 г. в области их насчитывалось около 370 с общим числом более 11 тыс. чел., включая предпринимателей и фермеров. Из фондов финансовой взаимопомощи кооперативов в среднем за год выдавались займы на развитие предпринимательства в объеме 17 млн руб.
Наряду с финансовой правительством области оказывается имущественная поддержка малому бизнесу. Это пооисходит в форме предоставления областного имущества в качестве залогового обеспечения по кредитным обязательствам Белгородского областного фонда поддержки малого предпринимательства. Предпринимателям на льготных условиях сдаются в аренду производственные и офисные помещения областным государственным учреждением «Инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива БелГУ». Ведется работа по подготовке кадров для малого бизнеса. В рамках областной программы предоставления информационно-образовательных услуг в среднем за год в Школе бизнеса проходят обучение около 600 предпринимателей. Стало уже традицией систематическое проведение «круглых столов», деловых встреч для предпринимателей, а также ежегодных форумов «Малый и средний бизнес Белгородчины». Эти мероприятия, по отзывам предпринимателей, являются не менее важными формами поддержки, чем финансовая помощь.
В настоящее время в сфере малого бизнеса области функционируют свыше 39тыс. субъектов малого бизнеса: около 10тыс. малых предприятий — юридические лица, остальные — предприниматели без образования юридического лица. Численность занятых в малом бизнесе области составляет 125 тыс. чел. (19,5% общего числа занятых в экономике области). Это каждый пятый трудоспособный житель области. Около 62 % оборота малых предприятий приходится на оптово-розничную торговлю и услуги, 27,4% — на производственные виды предпринимательской деятельности (промышленность, строительство, транспорт и связь). По оценкам экспертов, за 2010 г. оборот малых предприятий составил свыше 60 млрд руб., а доля малого бизнеса в общем обороте предприятий и организаций области достигла 19,8%. Таким образом, в малом бизнесе наблюдается рост количественных показателей.
Однако следует признать, что, несмотря на определенную положительную динамику в развитии малого предпринимательства, его потенциал не используется в полной мере. Успешное развитие
малого бизнеса требует активных и согласованных действий со стороны федеральных и региональных органов власти, инфраструктурных организаций, объединений предпринимателей, предприятий крупного и среднего бизнеса [1].
Проведенный мониторинг субъектов малого бизнеса области показал, что многие нерешенные вопросы в этой сфере бизнеса относятся к компетенции региональной и муниципальной власти. По результатам опроса, в котором приняли участие более 500 предпринимателей, только 52% из них оценили развитие своего бизнеса как «устойчивое»; 45 % опрошенных считают, что их бизнес находится на грани «выживания»; 2,9% предпринимателей собираются закрыть свое дело.
Наиболее существенными факторами, сдерживающими развитие бизнеса, для предпринимателей являются:
— невозможность получить в пользование или в собственность недвижимое имущество;
— недобросовестная конкуренция на товарных рынках;
— отсутствие необходимого залога для банковского кредитования;
— административные барьеры.
Наряду с внешними факторами, тормозящими развитие малого бизнеса, на первый план выходят вопросы повышения эффективности работы самих малых предприятий, охраны и безопасности труда, выплаты достойной заработной платы наемным работникам, которая остается ниже среднеобластного уровня.
В целях улучшения условий для развития малого бизнеса, обеспечения эффективных действий органов власти, областных структур, объединений предпринимателей по поддержке малого предпринимательства департаментом экономического развития области была разработана (при участии региональных структур поддержки малого бизнеса) областная среднесрочная программа «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства на 2007—2010 годы», которая была успешно реализована.
Программа содержала семь основных разделов.
Первый раздел. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства. Включает анализ эффективности реализации действующих нормативных правовых актов области по вопросам поддержки малого предпринимательства, а также дальнейшее совершенствование законодательного обеспечения форм и методов поддержки малого бизнеса области.
Второй раздел. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства. Включает в период реализации программы ежегодное предоставление по кредитным обязательствам субъектов малого бизнеса в залог недвижимого имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности. В рамках раздела предусматривалось:
— стимулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей;
— развитие системы гарантирования кредитных обязательств субъектов малого бизнеса;
— совершенствование деятельности кредитных кооперативов с участием предпринимателей;
— стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе.
Третий раздел. Поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. Включает:
— развитие в области инновационной среды (с участием ведущих вузов области, других научных учреждений) для создания и функционирования малых инновационных предприятий,
— финансовую подцержкутакихпредприятий,
— расширение производственно-технологической кооперации в промышленности между малыми и крупными предприятиями с использованием системы субконтрактации и партнерства,
— организацию центра коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием на территории Инновационно-технологического центра «Стратегическая инициатива» БелГУ.
Четвертый раздел. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Включает:
— формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях;
— создание в области промышленных зон и технопарков для реализации проектов малого и среднего бизнеса;
— совершенствование функционирования системы «одно окно» в части оказания государственных услуг субъектам малого предпринимательства.
Пятый раздел. Организационная поддержка малого бизнеса, сокращение административных барьеров и защита прав предпринимателей. Включает:
— систематический мониторинг и анализ развития предпринимательства;
— создание системы комплексной информационной и консультационной поддержки субъектов малого бизнеса;
— организацию постоянного информирования предпринимателей о правах и действиях контролирующих и надзорных органов;
— разработку и внедрение в рамках административной реформы административных и должностных регламентов с учетом показателей результативности для государственных и муниципальных служащих, занятых вопросами поддержки малого бизнеса;
— организацию оперативного решения проблемных вопросов по методу «горячая линия».
Планировалось также проведение областных съездов, форумов, конференций с участием предпринимателей, а также областных конкурсов предпринимателей по различным номинациям, конкурсов муниципальных программ по поддержке предпринимательства с выделением грантов победителям.
Шестой раздел. Развитие кадрового потенциала в сфере малого бизнеса. Включает:
— ежегодное обучение не менее 900 начинающих предпринимателей основам ведения бизнеса в рамках областной Программы предоставления информационно-образовательныхуслуг;
— создание систем подготовки кадров для инновационной деятельности и обучения предпринимателей в сфере потребительского рынка и оказания услуг;
— организацию дистанционного обучения предпринимателей;
— подготовку пособий и справочников, издание газеты для предпринимателей.
Седьмой раздел. Повышение социальной ответственности бизнеса и развитие социального партнерства. Включает:
— мониторинг социально-трудовых показателей в сфере малого бизнеса;
— вовлечение работодателей в переговорный процесс по заключению трудовых договоров в целях обеспечения социальных гарантий работающим;
— организацию контроля за соблюдением работодателями принятых обязательств.
Была также запланирована разработка мероприятий по развитию молодежного и семейного бизнеса, предпринимательской деятельности инвалидов, безработных и других категорий населения.
Объемы финансирования программы из областного бюджета ежегодно уточнялись в соответствии с возможностями областного бюджета.
Стимулирование деятельности субъектов малого бизнеса всегда являлось приоритетной задачей
правительства Белгородской области, поскольку с укреплением их позиций неразрывно связана перспектива устойчивого экономического роста региона. Малый бизнес создает благоприятные условия для расширения возможностей человека, проявления деловой инициативы, позволяет создать новые рабочие места, обеспечить постоянный источник дохода гражданам и тем самым решает задачи повышения благосостояния жителей области.
Устойчивому развитию малого бизнеса в области во многом способствует организационная и финансовая поддержка, оказываемая правительством области. В настоящее время для его стимулирования сформированы необходимые предпосылки:
— создана соответствующая правовая база;
— устранены многие бюрократические барьеры;
— усовершенствованы механизмы инвестиционной и налоговой политики.
Каждый предприниматель может воспользоваться Книгой учета проверок субъекта хозяйственной деятельности, которая регулирует сферу правоотношений, связанную с проверками контролирующих органов.
Поддержку малому бизнесу оказывает ряд общественных организаций: Белгородская торгово-промышленная палата (занимающая одно из наиболее прочных мест в региональной структуре общественных объединений как организация негосударственная, некоммерческая, созданная предприятиями и предпринимателями для защиты своих интересов), Гильдия купцов и промышленников, Ремесленная палата Белгородской области. Проблемы предпринимательства систематически освещаются в средствах массовой информации. Популярны в предпринимательской среде газеты «Предприниматель Белгорода», «Бизнес-центр». Во всех муниципальных образованиях области действуют структуры для оперативного рассмотрения обращений, заявлений субъектов малого бизнеса по принципу «горячая линия». Для решения стратегических вопросов становления предпринимательства создан областной Совет по поддержке и развитию малого предпринимательства при губернаторе области.
За пятнадцатилетний период становления малого бизнеса в Белгородской области создана сеть современных предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг населению. Получили свое развитие и малые промышленные предприятия. Многие известные в регионе и России компании выросли из малого бизнеса: ЗАО «Завод упаковочных материалов «Белгородский»
производит упаковочные материалы, ЗАО «Завод «Краски КВИЛ» изготавливает высококачественную лакокрасочную продукцию, ООО «Производственная компания «Губерния» выпускает широкий ассортимент продукции (майонезов и горчицы) под торговыми марками «Савва» и «Губерния». Успешно работают ЗАО «ВладМиВа», продукция которого прочно заняла нишу на стоматологическом рынке России и ближнего зарубежья, ООО ПКФ «МаксФюп» — производитель кожно-галан-терейной продукции, чью торговую марку знают во многих регионах России и за ее пределами. Используя высококачественное сырье, современное оборудование, новые технологии, предприятия выпускают качественную продукцию, которая имеет устойчивый спрос на рынке. Примером успешной индивидуальной предпринимательской деятельности может служить опыт предпринимателя И. В. Анисимова, создавшего современный гостинично-торговый комплекс «Русское подворье» (Яковлевскийрайон), отличающийся высоким качеством услуг.
В последние годы активизировалась работа по финансово-кредитной поддержке малого бизнеса. Принят ряд нормативных правовых документов правительством области, предусматривающий взаимодействие органов местного самоуправления, финансово-кредитных организаций, крупных и средних предприятий и департаментов области при реализации инвестиционных проектов субъектами малого бизнеса. Механизм финансовой поддержки малого бизнеса ни в коей мере не подменяет собой банковской системы, а лишь выполняет по отношению к ней стимулирующую роль в вопросах кредитования. Характерной особенностью области является то, что объемы кредитования бизнеса через банковские структуры увеличиваются ежегодно не менее чем в полтора раза.
В областном бюджете каждый год закладываются средства (до 25 млн руб.), за счет которых осуществляется субсидирование части процентных ставок по кредитным ресурсам банков. Данная форма поддержки субъектов малого и среднего бизнеса имеет несложную процедуру оформления, развивает у предпринимателей навыки взаимодействия с банками, приучает их работать с заемными средствами, привлекает в сферу малого и среднего бизнеса дополнительные инвестиционные ресурсы.
В соответствии с заключенным соглашением между администрацией области и Сберегательным банком РФ о реализации программы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства
в области осуществляется пилотный проект по микрокредитованию субъектов малого предпринимательства по приоритетным видам деятельности. Проект предлагает субъектам малого предпринимательства более «дешевые» кредитные ресурсы за счет субсидирования части процентной ставки за их использование из средств областного бюджета, несколько упрощенный порядок оформления кредитования. Для решения этой задачи и создан Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства (являющийся специализированным фондом), который выдает предпринимателям целевые займы.
Однако малый бизнес региона не может ограничиться микрокредитованием и требует привлечения инвестиций в больших размерах. Учитывая, что одним из тормозов развития малого бизнеса является трудность получения банковских кредитов из-за нехватки у предпринимателей ресурсов для их залогового обеспечения, в области сделан акцент на необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса. И крупный бизнес Белгородчины готов к этому. Его представители выступили с инициативой предоставления субъектам малого бизнеса поручительств (гарантий) в качестве обеспечения банковских кредитов для реализации социально значимых инвестиционных проектов.
Разработка мер, стимулирующих взаимодействие малых и больших предприятий в целях их взаимного развития, — важная задача, к решению которой уже приступили в области. Предприятиями выдаются поручительства по банковским кредитам субъектам малого бизнеса на сумму 14 млн руб. в среднем загод. Такую поддержку предпринимателям оказали ОАО «Белгородский абразивный завод», ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Алексеевский Химмаш», крестьянское фермерское хозяйство «Горби». Правительство области уделяет большое внимание поддержке малого инновационного бизнеса. В течение ряда лет область взаимодействуете государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по развитию малого наукоемкого бизнеса. За счет средств фонда малым инновационным предприятиям оказывается финансовая поддержка в форме субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам, полученным на реализацию инновационных проектов.
В настоящее время основные принципы финансирования инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства с предоставлением поддержки из средств областного
бюджета в форме субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам регулируются следующими документами:
—постановление губернатораобласти от 18.07.2003 № 12 «О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства области» (в редакции постановления губернатора от 07.06.2004 № 135);
— постановление губернатора области от 20.10.2003 № 127 «О субсидировании части процентной ставки за пользование заемными средствами субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты (в редакции постановления губернатора от 07.06.2004 № 136);
— постановление губернатора области от 24.12.2003 № 213 «О мерах по финансовой поддержке инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства области».
С выходом указанных постановлений возросла роль органов местного самоуправления в отборе и продвижении инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса. Предприниматель может получить финансовую поддержку в форме поручительств крупных предприятий, а также безвозмездной субсидии из областного бюджета на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам при наличии положительного заключения администрации района о реализации проекта на своей территории, предоставлении сведений об отсутствии просроченной задолженности в бюджеты всех уровней и по банковским кредитам, а также характеристики администрации района о деловой надежности и опыте работы в бизнесе.
В соответствии с нормативными правовыми документами в области действуют следующие три схемы финансовой поддержки инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса.
1. Поддержка инвестиционных проектов начинающих предпринимателей осуществляется в рамках реализации пилотного проекта Сбербанка России в форме микрокредитования за счет банковских ресурсов под залоговое обеспечение и государственную гарантию области через созданный Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства. Микрокредитование осуществляется в форме предоставления целевых займов на развитие производства в размере до 200 тыс. руб. насрокдо полутора лет, под 10 % годовых за счет кредитных ресурсов банков под государственную гарантию или залоговое обеспечение области.
Решение о выдаче займов принимает правление Белгородского областного фонда поддержки малого предпринимательства на основе предложений ис-
полнительного директора фонда. Фонд оказывает помощь предпринимателям в разработке бизнес-планов. В качестве обеспечения возврата займов фонд принимает от предпринимателя ликвидное залоговое обеспечение (оборудование, транспортные средства), поручительство юридических или физических лиц. Размер залога (поручительства) должен составлять сумму займа с учетом процентов за пользование в течение срока пользования займом.
2. Реализация инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса стоимостью свыше 100тыс. руб., не имеющих собственного залогового обеспечения, может осуществляться за счет банковских ресурсов с предоставлением поддержки в форме поручительств (гарантий) по банковским кредитам крупными и средними предприятиями области и последующим субсидированием части процентной ставки (в размере 50 % ставки рефинансирования Банка России) из областного бюджета в течение всего срока действия кредитного договора. При этом деятельность предпринимателей, их финансовая состоятельность с точки зрения надежности возврата кредитных ресурсов предварительно изучаются всеми участниками данного проекта—территориальной администрацией, банком, предприятием-поручителем.
Для реализации инвестиционного проекта стоимостью свыше ЮОтыс. руб. субъект малого предпринимательства должен:
— разработать бизнес-план инвестиционного проекта (в Белгородской торгово-промышленной палате, в ОГУ «Белгородский областной центр развития предпринимательства», в Центре инвестиционного роста Белгородской области или в других организациях);
— обратиться в органы местного самоуправления по месту регистрации предпринимателя для получения заключения о социальной значимости инвестиционного проекта и рекомендации о его реализации;
— представить необходимые документы в коммерческий банк для анализа и заключения кредитного договора. При отсутствии или недостаточности залогового обеспечения по кредиту органы местного самоуправления окажут содействие в поиске предприятия-поручителя (гаранта) поданному кредиту, после чего заявитель должен представить предприятию-поручителю пакет документов (включающий бизнес-план, финансовую отчетность предприятия и др.) для изучения и принятия решения о предоставлении поручительства;
— после заключения кредитного договора с коммерческим банком — заключить соглашение о
субсидировании части процентной ставки за пользование кредитными ресурсами с департаментом финансов и бюджетной политики области.
При получении кредита в банке предпринимателю оказывается ежемесячная поддержка в виде субсидирования части процентной ставки по кредиту из областного бюджета (в размере 50 % ставки рефинансирования Банка России). При этом субъект малого бизнеса получает поддержку из областного бюджета после фактической уплаты процентов за пользование кредитом за месяц, подтвердив департаменту финансов и бюджетной политики области факт уплаты процентов за пользование кредитом копией платежного поручения, заверенной банком.
Решение о субсидировании части процентной ставки по банковскому кредиту принимает Инвестиционный совет при администрации области на основании документов, представляемых субъектом малого предпринимательства непосредственно в департамент экономического развития Белгородской области.
3. Реализация инвестиционных проектов стоимостью свыше ЮОтыс. руб. субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих достаточное собственное залоговое обеспечение возврата кредитов, осуществляется в соответствии с порядком, определенным постановлением губернатора области от 24.12.2003 № 213 «О мерах по финансовой поддержке инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства области».
Данный механизм предусматривает субсидирование части процентной ставки из средств областного бюджета на конкурсной основе. Условия субсидирования определены п. 2.5 постановления. В качестве обязательных условий предусматривается участие в финансировании проекта собственных денежных средств предпринимателя в размере не менее 20% объема средств, необходимых для его реализации. Решение о субсидировании части процентной ставки по банковскому кредиту принимает Инвестиционный совет при администрации области на основании предложений экспертной группы, созданной при ОГУ «Белгородский областной центр развития предпринимательства», которая ведет предварительный отбор инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса. Для получения субсидирования из областного бюджета при реализации инвестиционного проекта за счет банковских кредитов под собственное залоговое обеспечение предприниматель должен обратиться с заявлением в экспертную группу по рассмотре-
нию инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
При данной форме поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (имеющих собственное залоговое обеспечение возврата кредита) рекомендация органов местного самоуправления не является обязательной. Максимальный размер субсидирования из областного бюджета по инвестиционному проекту в данном механизме поддержки ограничен суммой 200 тыс. руб.
Поскольку в особом внимании и поддержке со стороны государства нуждается малый бизнес на селе, из областного бюджета оказывается содействие развитию фермерских хозяйств на возвратной и безвозвратной основе. Одним из путей повышения экономической активности сельских жителей правительство области считает создание кредитных потребительских кооперативов, дающих возможность фермерам, предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, получить доступные денежные средства на приемлемых условиях (низкие процентные ставки и простота оформления). В области действуют более 220 кредитных кооперативов, которые сформировали фонды финансовой взаимопомощи, служащие источником выдачи займов.
В рамках реализации Программы улучшения качества жизни населения области и эксперимента, проводимого ОАО «Россельхозбанк» и отделениями Сбербанка России, в области утвержден механизм средне- и краткосрочного кредитования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с частичным возмещением из областного бюджета расходов заемщиков за пользование кредитными ресурсами. Это должно стимулировать развитие личных подворий и способствовать повышению занятости и благосостояния сельских жителей.
Для активизации работы с субъектами малого предпринимательства в 2003 г. администрацией Белгородской области и Центрально-Черноземным банком Сбербанка России учрежден Центр инвестиционного роста, задача которого — обеспечить комплексное обслуживание малых предприятий и предпринимателей, а также формирование программ развития территорий с привлечением этой сферы бизнеса.
Помимо финансовой поддержки в области оказывается имущественная, консультационная и информационная помощь предпринимателям. Ведущей структурой поддержки малого бизнеса является областное государственное учреждение «Белгородский областной центр развития предпринимательства», наделенное правительством области имущественным
комплексом на правах оперативного управления. Этот комплекс используется центром для развития малого бизнеса, создания бизнес-инкубатора. Малый бизнес постепенно становится фактором социальной стабильности и служит на благо экономики области. Однако предстоит еще много сделать для того, чтобы он стал стратегическим катализатором социально-экономического развития.
Малые предприятия сосредоточены преимущественно в сфере торговли и услуг. Приоритетные отрасли реального сектора экономики они осваивают недостаточно активно. Невелика доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции. Их инвестиционная активность находится пока на невысоком уровне. Актуальными остаются проблемы выравнивания потенциала развития предпринимательства в городах и районах области, стимулирования развития малого бизнеса в сельской местности, что важно для обеспечения занятости населения. Решение этих задач требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, развития схем кредитно-гарантийных механизмов и имущественной поддержки, устранения имеющихся административных барьеров.
Правительством области будет продолжен поиск эффективных мер по финансово-кредитной и имущественной поддержке малого предпринимательства, организована дальнейшая работа по привлечению крупных предприятий к развитию малого бизнеса. В области предполагается интенсивно создавать объекты инфраструктуры малого бизнеса — бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, инновационно-технологические центры. Особое внимание будет оказываться укреплению системы подготовки кадров для малого предпринимательства, и также формированию сильных и авторитетных объединений предпринимателей, способных защищать интересы малого бизнеса и осуществлять функции самоуправления в этой сфере.
Список литературы
1. Бондаренко В. Поддержка малого и среднего бизнеса по-японски // Бизнес для всех. 2003. № 20—21.С. 18-24.
2. Брюмер К. Система поддержки малого предпринимательства в Германии (возможный ориентир для России?) // Деньги и кредит. 2001. №7. С. 13-19.
3. Дятченко Л. Я., Ляшенко В. И., Павлов К. В. Малое предпринимательство в странах СНГ. М.: Магистр. 2007. 508 с.