Данные меры должны способствовать более качественному распределению рисков в системе проектного финансирования, поскольку они обеспечат возможность создания защищенной от рисков структуры, на основе которой будет осуществляться выделение и переадресация рисков, связанных с участниками проекта.
Благоприятные экономические условия могут быть использованы на инновационной основе для развития инфраструктуры российской экономики. Для этого институциональная среда должна быть модернизирована, чтобы позволить запустить механизм структурирования проекта, обеспечить экономическую ценность и юридическую бесспорность будущих доходов проектов, а также их текущую ликвидность — уступку прав требования и возможность залога. Для реализации преимуществ проектного финансирования необходимо перевести ожидания участников относительно результатов проекта в плоскость взаимных прав и обязательств на контрактной основе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Thomson Financial Corporation // Internet resource: http://www.thomson.com/solutions/financial.
2. Esty B.C. 2003. The economic motivations for using project finance // Internet resource: www.people.hbs.edu/besty/Esty Foreign Banks 3-9-03.pdf.
3. Brealey R.A., Cooper I.A., Habib M.A. 1996. Using project finance to fund infrastructure investments // Internet resource: http://faculty.london.edu/icooper/assets/documents/UsingProjectFinance.pdf.
4. Российская специфика проектного финансирования // Internet resource: http://www.oktmag.spb.ru/archive/?aday=08&amonth=07&ayear=2004.
УДК 336.774
Н.И. Буркина (Тула, ТулГУ)
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются и анализируются существующие меры стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, реализуемые государством и банковскими учреждениями. Проанализированы программы финансовой поддержки малых предприятии в среднесрочной перспективе. Обосновывается необходимость финансово-кредитной поддержки малого бизнеса путем выработки совместных мероприятий государства и банка.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, придающий ей необходимую гибкость, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 % ВНП.
Необходимость государственной помощи малым предприятиям во всем мире считается аксиомой. Такие предприятия уступают крупным по возможности модернизации, маркетинговых исследований, финансовым ресурсам, а их размеры, как правило, далеки от оптимальных.
Проблемами создания и развития финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России занимаются Министерство по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства, Фонд «Евразия», Всероссийский союз представителей малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, Минэкономразвития России, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Институт предпринимательства и инвестиций, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский микрофинансовый центр и др.
В Тульской области организованы и действуют следующие структуры, призванные оказывать финансовую, информационную и прочие виды поддержки субъектов малого предпринимательства: Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, Координационный Совет по малому предпринимательству при губернаторе Тульской области, Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Межведомственная комиссия по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства при Главном федеральном инспекторе в Тульской области (МВК), Тульская областная общественная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса, ООО «Ассоциация содействия развитию малых предприятий Тульской области», Областная общественная организация — профсоюз работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ, «Торговое единство» Профсоюз работников малых и инновационных предприятий Тульской области, Фонд «Микрозайм», ПК «Общество взаимного кредитования малого и среднего бизнеса», Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Тулы и др.
Кроме того, трудно переоценить и роль банковского сектора, предлагающего различные виды краткосрочных и долгосрочных кредитных продуктов, организацию РКО, зарплатных проектов, установку терминалов и прочее. Наиболее интересные программы, нацеленные на обслуживание сегмента малого предпринимательства, представляют: ОАО «Банк Москвы», ЗАО КБ «ВНЕШТОРГБАНК-24» Филиал «Тульский», «КМБ-БАНК»,
Тульское отделение Сбербанка России (Тульское отделение № 8604), Национальный банк «ТРАСТ», ФКБ «Юниаструм Банк», КБ «Экпресс-Тула».
Стоит заметить, что «спрос» на различные виды поддержки довольно высок. По итогам девяти месяцев 2007 г. на территории Тульской области, по данным органов государственной статистики, действовали 8 900 малых предприятий с общим количеством работающих 72,9 тыс. чел. Кроме того, на конец 2007 г. численность индивидуальных предпринимателей, прошедших с 01.01.2004 г. государственную регистрацию в налоговых органах, составила 36,7 тыс. чел. Оборот малых предприятий за девять месяцев 2007 г. составил 48 490,7 млн руб., увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 32,3 %. Объем собственного производства товаров и услуг в секторе малого предпринимательства за девять месяцев 2007 г. составил 18 390,8 млн руб., что на 36,5 % больше, чем за аналогичный период
2006 г. В разрезе видов экономической деятельности наибольшие объемы зафиксированы в производственной сфере — 1 974,6 млн руб. (141,5 %), строительстве — 906,8 млн руб. (162,9 %), операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг — 635,2 млн руб. (152,0 %). Оборот розничной торговли по малым предприятиям составил в начале
2007 г. 2 758,4 млн руб., или 171,9 % к соответствующему периоду 2006 г., оборот общественного питания — 83,2 млн руб. (198,6 %). Инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличились в 5,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. и составили 380,4 млн руб. [4]
При открытии специализированного центра поддержки малого бизнеса в Туле в одном из крупнейших банков страны было проведено исследование, нацеленное на выявление потребностей СМП (субъект малого предпринимательства) как в качественном, так и в количественном выражении. Приведем некоторые результаты, полученные в течение шести анализируемых месяцев 2007 г.:
- количество обращений — 154, в том числе индивидуальные предприниматели — 103;
- цель обращения в банк:
- пополнение внеоборотных средств (приобретение объектов недвижимости, оборудования, автотранспорта) — 53,9 %,
- пополнение оборотных средств (финансирование текущей хозяйственной деятельности) — 44,81 %,
- прочие (на цели личного потребления) — 1,29 %;
- средняя сумма испрашиваемого кредита — 1 307,3 тыс. руб.;
- основные проблемы, выявленные в ходе исследования и ставшие причиной невозможности сотрудничества:
- отсутствие залогового обеспечения испрашиваемого кредита;
- вынужденная минимизация налоговой базы (невозможность объективной оценки стоимости бизнеса);
- долгосрочное кредитование подразумевает срок до трех лет;
- высокие процентные ставки;
- высокая стоимость расчетно-кассового обслуживания (наличие дополнительных комиссий за выдачу наличных кредитных средств) и пр. Целесообразно ввести льготы условий при кредитовании СМП (и при распространении других банковских продуктов), что благотворно повлияло бы и на развитие банковского сектора, и на развитие малого бизнеса, и в конечном счете на развитие экономики области (например, рост налоговых поступлений).
На современном этапе социально-экономического развития только введения льготной политики банка будет недостаточно, так как риски достаточно высоки и не обоснованы, поэтому приоритетной задачей до настоящего момента оставалась работа банка с крупными предприятиями. Тем не менее известно, что диверсификация кредитного портфеля способна снизить уровень риска. Поэтому на первый план как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе выходит сотрудничество с представителями малого бизнеса.
Так как проблемы доступа к заемным средствам СМП вызваны не только «банковским барьером», но и несовершенством налогового законодательства, однозначно возникает необходимость более тесного сотрудничества финансово-кредитных учреждений с государством с целью создания благоприятных условий для развития малого бизнеса. Естественно, на уровне региона решение глобальных вопросов изменения налогового законодательства затруднительно, но региональная власть обладает и другими рычагами воздействия, позволяющими не тормозить развитие такого участника рынка, как СМП.
В настоящее время в качестве мер по финансово-кредитной поддержке со стороны государства предлагаются: микрозайм (в сумме до 300 тыс. руб. сроком до 6 мес.), финансирование проектов, имеющих значимый социально-экономический эффект, из средств федерального и местного бюджетов (до 1 млн руб. до 1 года), предоставление поручительства Тульского областного фонда поддержки малого предпринимательства по банковским кредитам с выплатой компенсаций (субсидий) в размере до 90 % его стоимости (без ограничения суммы на срок 2-5 лет). Предложения банков в этой связи более разнообразны: сроки кредитов — до 5 лет, суммы ограничены лишь финансовыми возможностями предприятия, возможны любые комбинации обеспечения.
Очевидно, что государственные и банковские программы поддержки малого бизнеса нацелены на получение различных конечных результатов, тем не менее средства достижения этих результатов едины, что однозначно определяет необходимость выработки совместных четко проработанных программ и методик поддержки СМП на территории области. К сожалению, в настоящий момент действия государственного и банковского секторов не синхронизированы, более того, готовность к тесному взаимовыгодному сотрудничеству не прослеживается и в прогнозах на ближайшие 2-3 года.
Так областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2008-2010 годы»,
подготовленная Департаментом предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, ставит перед собой следующие задачи:
- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики путем развития системы финансово-кредитной поддержки;
- оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства путем создания сети бизнес-инкубаторов;
- создание общедоступных региональных информационных ресурсов в сфере малого и среднего предпринимательства [3].
Стоит отметить, что вышеперечисленные задачи являются достаточно укрупненными и требуют более детального подхода к их решению. В областной целевой программе, упомянутой выше, существует одна из подпрограмм, направленная на «содействие обеспечению доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства». Ключевые моменты данной подпрограммы состоят в следующем:
1. Софинансирование на возвратной и платной основе инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на развитие залоговой базы.
2. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с оплатой стоимости поручительства для обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам.
3. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам банков, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации проектов производственной и инновационной направленности.
4. Развитие механизмов гарантирования исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитам банков, включая формирование гарантийного фонда.
5. Организация и проведение мероприятий, в том числе семинаров, направленных на повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства и приобретение ими навыков работы с заемными средствами.
При этом уместно было бы привести планируемые объемы финансирования:
«Общий объем финансирования — 157,09 млн руб., из них по годам:
- 2008 г. — 52,19 млн руб., в том числе 34,29 млн руб. — средства бюджета области (5,0 млн руб. — на возвратной основе; 29,29 млн руб. — субсидии), 17,9 млн руб. — средства внебюджетных источников (по согласованию);
- 2009 г. — 47,94 млн руб., в том числе 29,77 млн руб. — средства бюджета области (3,0 млн руб. — на возвратной основе; 26,77 млн руб. — субсидии), 0,2 млн руб. — средства местных бюджетов (по согласованию), 17,97 млн руб. — средства внебюджетных источников (по согласованию);
- 2010 г. — 56,96 млн руб., в том числе 35,94 млн руб. — средства бюджета области (3,0 млн руб. — на возвратной основе; 32,94 млн руб. — субси-
дии), 0,7 млн руб. — средства местных бюджетов (по согласованию), 20,32 млн руб. — средства внебюджетных источников (по согласованию).» [3]
Очевидно, что указанные выше предполагаемые объемы финансирования слишком малы, чтобы удовлетворить даже часть потребностей СМП. Кроме того, отсутствуют и проработанные механизмы сотрудничества, готовые к применению. Напомним, что при проведении исследования потребностей СМП только в одном из банков, действующих на территории Тулы и Тульской области, общая сумма запрашиваемых кредитов составила более 200 млн руб. за полгода. Кроме того, не учитывалась необходимость увеличения ссудной задолженности малых предприятий, уже являющихся клиентами банка на момент проведения исследования. Банковский сектор, безусловно, обладает более широкими финансовыми возможностями, но ограничен в своих действиях положениями ЦБ, что еще раз подтверждает необходимость сотрудничества с государственными структурами.
С целью выявления взаимосвязей между областными программами поддержки СМП и программами кредитных учреждений были проанализированы выработанные стратегии крупнейших банков («Концепция развития Сбербанка России до 2012 года», «Планы будущей деятельности кредитной организации-эмитента» Банка ВТБ 24 (ЗАО)), предоставляющих услуги кредитования малому бизнесу на территории Тульской области. Необходимо отметить, что под развитием системы поддержки малого бизнеса, обеспечением доступности кредитных ресурсов банком понимается расширение спектра банковских услуг, региональных сетей, создание выделенных «точек продаж». Таким образом, решается проблема разрозненности банковских продуктов путем создания «финансовых супермаркетов», специализированных центров с максимальным набором банковских продуктов. Ни одна из вышеперечисленных программ не уделяет должного внимания государственной поддержке. Более того, не обоснована и необходимость сотрудничества. Заметим, однако, что одна из основных проблем доступности кредитных ресурсов субъектам малого бизнеса — отсутствие адекватного масштабу сделки залогового обеспечения — все же решается кредитными организациями самостоятельно путем предоставления беззалоговых кредитов (сумма кредита колеблется от 300 до 850 тыс. руб., срок — не более одного года), чаще всего удовлетворяя потребности лишь начинающих бизнесменов. Но в условиях развития малого бизнеса актуальной является проблема обеспечения его деятельности в первую очередь основными средствами, срок окупаемости которых превышает сроки кредитования, предлагаемые банками.
Таким образом, очевидная необходимость кооперации усилий банка и государства в области поддержки малого бизнеса, которая позволила бы достигнуть заявленных социально-экономических показателей: снижение безработицы, рост налоговых и других обязательных поступлений в бюджет области — для государства, для банка — расширение клиентской базы, рост процентных и комиссионных доходов. Минимизация рисков не нашла должного отражения в перспективных планах органов местного са-
моуправления и ведущих банков в виде публикации сформулированных, пусть даже и неапробированных, но тщательно спланированных и продуманных механизмов (алгоритмов). В настоящий момент проблема финансово-кредитной поддержки малого бизнеса является настолько явной и требующей скорейшего разрешения, что описательный характер необходимости ее решения не уместен. Только конкретные действия, могли бы стать толчком к созданию действенной системы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция развития Сбербанка России до 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sbrf.ru.
2. Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2007 г. БАНКа ВТБ24 (ЗАО) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vtb24.ru.
3. Официальный сайт Департамента предпринимательства и потребительского рынка Тульской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.businesstula.ru.
4. Социально-экономическое положение Тульской области»: доклад Туластат. — Тула, 2008.
5. Перспективы развития сферы банковских финансовых услуг малому бизнесу // Рабочий центр экономических реформ — либеральная альтернатива. — Москва, 2002.
6. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года // Приложение к Заявлению Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 05.04.2005 г.
УДК 338.26
В.Д. Дудка (Россия, Тула, Администрация Тул. обл.)
ОЦЕНКА РАВНОВЕСНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Производится оценкаравновесности и эффективности национальной экономики как макроэкономического состояния экономики технологического роста.
При рассмотрении целей, факторов и движущих сил экономического развития становится очевидным, что все они являются совокупной способностью национальной экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять общественные