Научная статья на тему 'Организация подходов к использованию банковского кредитования как способа активизации инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе (на примере Мурманской области)'

Организация подходов к использованию банковского кредитования как способа активизации инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе (на примере Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимов Сергей Борисович

Работа посвящена рассмотрению вопросов использования банковского кредитования как особого способа активизации инвестиционной деятельности малого бизнеса в регионе. Представлены практические предпосылки для развития банковского кредитования малого бизнеса в Мурманской области, выявлены основные проблемы данного механизма с точки зрения субъектов малого предпринимательства и предложены способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация подходов к использованию банковского кредитования как способа активизации инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе (на примере Мурманской области)»

Организация подходов к использованию банковского кредитования как способа активизации инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе (на примере Мурманской области)

УДК 332.146.2

Трофимов Сергей Борисович Преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учета

Филиал СПбГИЭУ в г. Апатиты Электронный адрес: [email protected] Аннотация: Работа посвящена рассмотрению вопросов использования

банковского кредитования как особого способа активизации инвестиционной деятельности малого бизнеса в регионе. Представлены практические предпосылки для развития банковского кредитования малого бизнеса в Мурманской области, выявлены основные проблемы данного механизма с точки зрения субъектов малого предпринимательства и предложены способы их решения.

Ключевые слова: малый бизнес, банковское кредитование, региональная поддержка малого бизнеса, региональный фонд поддержки малого бизнеса.

The organization approaches to the use of bank credit as a way of enhancing the investment activity of small businesses in the region (for example the Murmansk

region)

Trofimov Sergei Borisovich

Lecturer of the Department of Finance and Accounting of Branch SPbGIEU in Apatity Email address: [email protected]. Annotation: The work deals with the issues of bank lending as a special way of enhancing the investment activity of small businesses in the region. Presents practical implications for the development of bank lending to small businesses in the Murmansk region, identified the main problem of the mechanism in terms of small business and suggest ways to address them.

Keywords: small business, bank lending, regional support for small businesses, a regional fund to support small business.

Важным аспектом в развитии сферы малого бизнеса на региональном уровне остается вопрос привлечения субъектами малого предпринимательства дополнительных финансовых ресурсов по приемлемой стоимости. Причем надо отметить, что данный вопрос должен рассматриваться по двум проблемным направлениям: невозможности привлечения дополнительного финансирования отдельными категориями субъектов малого предпринимательства; и привлечением финансовых ресурсов малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, но по слишком высокой стоимости, снижающей уровень рентабельности их деятельности и общий уровень конкурентоспособности.

Для дальнейшего развития хозяйственной деятельности субъектам малого предпринимательства необходим свободный доступ к финансовым ресурсам, за счет которых при недостаточности собственных средств могут обновляться основные и пополняться оборотные фонды.

В большинстве случаев наиболее распространенной формой

финансирования малого бизнеса выступает банковское кредитование. С одной стороны, такой подход является достаточно удобным для субъектов малого предпринимательства из-за относительной простоты данного способа привлечения средств, возможности выбора и обращения в различные кредитные учреждения без дополнительных ограничений. Коммерческие банки проводят проверку деловой репутации потенциального заемщика, производят анализ основных показателей его хозяйственной деятельности и осуществляют ряд других контрольных мероприятий. Однако кредитные средства

предоставляются не на конкурсной основе оценки заемщиков, проектов или направлений использования средств, в отличие от средств, выделяемых на финансирование субъектов малого предпринимательства со стороны

государства в рамках специальных программ поддержки и развития малого бизнеса в регионе. С целью снижения риска отказа по конкретной заявке малое предприятие или индивидуальный предприниматель могут обратиться одновременно в несколько кредитных организаций.

Дополнительным преимуществом обращения за финансированием в коммерческие банки является оперативность принятия решений по сделкам и достаточно короткие сроки предоставления средств. В большинстве случаев требования коммерческих банков в отношении объема и содержания раскрываемых сведений заемщиком меньше, чем аналогичные требования со стороны фондов поддержки малого бизнеса, предоставляющих займы.

Также можно отметить, что кредитный потенциал банковской системы гораздо шире, чем объемы средств, выделяемые на поддержку сферы малого бизнеса со стороны государства на региональном уровне. Это имеет особое значение именно для сферы малого бизнеса, поскольку большинство субъектов малого предпринимательства, рассматриваемых по отдельности, ограничены в источниках финансирования, не располагают значительными капиталами и не имеют возможности за счет собственных средств осуществлять обновление основных фондов, что необходимо для удержания конкурентных позиций.

Таким образом, можно сделать вывод о перспективности развития направления использования банковских ресурсов с целью активизации инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства, а также решения данными субъектами других важных хозяйственных задач, требующих дополнительного финансирования.

Повышение эффективности рассматриваемого процесса с точки зрения развития и поддержки сферы малого бизнеса в регионе требует определения наиболее актуальных проблем, характерных для данного процесса, направлений и способов их решения, минимизации негативных воздействий.

Среди актуальных вопросов, имеющих особое значение и требующих решения в первоочередном порядке, в направлении использования банковского

кредитования региональными субъектами малого предпринимательства Мурманской области можно выделить следующие:

- высокая стоимость предоставляемых банковских ресурсов; - сложности с оформлением документации на кредит и предоставлением сведений о бизнесе;

- требования, предъявляемые в части обеспечения и поручительств; -невозможность предоставление кредитных средств новому бизнесу; -непривлекательность субъектов малого предпринимательства,

осуществляющих деятельность в сфере инновационного бизнеса, научноисследовательских разработок и ряда других услуг, для кредиторов.

Анализ базовых кредитных программ для малого бизнеса, которые реализуются коммерческими банками, представленными на территории Мурманской области, позволяет сделать вывод о достаточно больших различиях в уровне процентных ставок, которые устанавливаются кредиторами. Однако даже наиболее низкие процентные ставки по кредитным продуктам для субъектов малого предпринимательства, отмеченные в банках с большой долей государственного участия в капитале, значительно выше установленного размера ставки рефинансирования, которая выступает базовым индикатором сопоставимости стоимости кредитных средств.

Надо добавить, что для банковского кредитования характерна особенность, когда с увеличением сроков кредитования увеличивается и размер процентной ставки, поскольку это отражает повышение рисков для кредитной организации, связанных со сложностью прогнозирования ситуации в целом на продолжительные периоды времени. В свою очередь, кредиты, привлекаемые субъектами малого предпринимательства на инвестиционные цели, заимствуются на более продолжительные сроки, так как это обусловлено периодом окупаемости подобного рода затрат. Инвестиционное кредитование для малого бизнеса остается важным, но дорогим источником финансирования.

Поскольку в основе эффективности источников финансирования лежит их стоимость, определяющая затраты субъектов малого предпринимательства

на обслуживание долга и, в итоге, уровень рентабельности деятельности, то с целью поддержки сферы малого бизнеса в регионе необходимо реализовывать меры, направленные на снижение стоимости кредитных ресурсов.

В настоящее время на территории Мурманской области действует система субсидирования, предполагающая возможность возмещения затрат по выплате процентов по кредитам, заимствованным на инвестиционные цели, в размере до 50 % документально подтвержденных затрат (максимально - 250 тыс. руб. в год). Субсидированию подлежит только определенный перечень инвестиционных затрат. Также для получения субсидий необходимо предоставить в Министерство экономического развития Мурманской области ряд документов информационного и отчетного характера, включая подтверждающие документы из банка [1].

Исходя из анализа уровня процентных ставок, предлагаемых коммерческими банками по инвестиционным кредитам для субъектов малого предпринимательства в регионе, можно определить диапазон максимальной суммы кредита, проценты по которой можно субсидировать в полном объеме. При уровне процентных ставок от 15 % до 17 % годовых такая максимальная сумма кредита составляет от 2 941 тыс. руб. до 3 333 тыс. руб., что обусловлено предельным значением субсидий, которые могут быть предоставлены одному субъекту малого предпринимательства в год. Таким образом, при более значительном размере заимствований малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями эффективность функционирования механизма предоставления субсидий снижается для них.

В перечень инвестиционных затрат, финансируемых за счет кредитных средств, подлежащих последующему субсидированию, не включены затраты по приобретению, строительству и ремонту офисных помещений. Однако для ряда направлений хозяйственной деятельности офисные помещения являются основными профильными активами, к примеру, для сферы научных разработок и исследований, а также деятельности, связанной с оказанием иных услуг.

Базой для расчета размера субсидии, подлежащих выплате, выступает половина документально подтвержденных затрат на оплату процентной ставки за пользование кредитом. Тем не менее, во многих случаях коммерческие банки помимо непосредственно процентной ставки за пользование кредитом устанавливают дополнительные комиссии, то есть фактически к возмещению может быть предъявлено менее половины затрат, связанных с кредитованием.

Субсидированию подлежат договоры кредитования, заключенные не ранее, чем за 2 года до начала текущего финансового года и действующие на момент подачи заявления на субсидирование. Срок подачи заявок на получении данного вида финансовой поддержки - ежегодно до 30 ноября текущего финансового года, выплата субсидий осуществляется ежеквартально. При этом должны быть предоставлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед банком, то есть устанавливаются дополнительные ограничения к срокам действия кредитных договоров. Также можно отметить, что выплаты субсидии носят единовременный характер, в то время как затраты на обслуживание долга, в большинстве случаев, производятся ежемесячно с самого начала срока действия кредитного договора.

С учетом отраженных выше положений в целях совершенствования процесса субсидирования затрат по выплате процентов по кредитам с инвестиционными направлениями использования средств, можно предложить:

1) Использовать механизм заключения договоров о сотрудничестве с региональными представительствами коммерческих банков,

предусматривающий новый порядок выплаты субсидий - непосредственно при погашении платежей по кредиту. Это позволит в значительной степени синхронизировать и сбалансировать денежные потоки для субъектов малого предпринимательства при погашении задолженности по кредитам. Возможность непосредственного перечисления средств по субсидиям в счет погашения процентных выплат по кредиту на счета доходов банка будет способствовать оперативности оказания финансовой помощи, снижению

дополнительных затрат по оформлению и предоставлению подтверждающей документации со стороны субъектов малого предпринимательства;

2) Рассмотреть возможность увеличения доли возмещаемых затрат по выплате процентов и максимального размера субсидии, что обусловлено необходимостью учета дополнительных затрат по обслуживанию кредита (комиссионных платежей) и учетом максимальной суммы кредита, проценты по которой можно субсидировать в полном объеме. Также необходимо учитывать, что при расширении бизнеса происходит одновременное увеличение затрат и на оборотный капитал;

3) Расширить перечь инвестиционных целей, на которые привлекаются кредитные средства банков, подлежащие в дальнейшем субсидированию, целями приобретения, строительства и ремонта офисных помещений для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере научно-технических разработок, а также предоставляющих услуги по видам деятельности, для которых офисные помещения могут рассматриваться в качестве профильных активов;

4) Предусмотреть возможность установления альтернативной базы расчета для возмещения затрат по кредитным договорам, заключенным на реализацию инвестиционных целей, в виде размера ставки рефинансирования Центрального банка РФ, что позволит унифицировать подходы к определению размера субсидий по затратам за пользование кредитными средствами и будет направлено на поиски наиболее эффективных источников финансирования со стороны малого бизнеса.

Сложности, возникающие с оформлением документации на кредит и предоставлением сведений о бизнесе, также выступают фактором, сдерживающим развитие операций кредитования малого бизнеса. Требования коммерческих банков к форме, объему и содержанию предоставляемых сведений значительно различаются. Причем можно отметить тенденцию, что чем ниже требования к информационной открытости субъектов малого

предпринимательства со стороны кредитной организации, тем выше размер предлагаемой процентной ставки, что обусловлено дополнительным уровнем риска, закладываемым в данную процентную ставку.

Условия большинства, коммерческих банков, имеющих представительства на территории Мурманской области, в отношении кредитования малого бизнеса предполагают первичную подготовку финансовой отчетности потенциального заемщика по определенной форме. С учетом того, что в штате далеко не каждого малого предприятия и тем более индивидуального предпринимателя есть бухгалтерский работник, для оформления полного пакета документов на кредит субъектам малого предпринимательства часто приходится обращаться за услугами в специализированные бухгалтерские фирмы, что влечет возникновение дополнительных затрат без гарантии на положительное решение со стороны кредитной организации по заявке.

Решение указанной выше проблемы может заключаться в оказании широкой информационной и консультационной помощи субъектам малого предпринимательства через организации, образующие инфраструктуру поддержки сферы малого бизнеса в регионе; проведение открытых семинаров и круглых столов при содействии региональных органов власти с привлечением ведущих кредитных организаций, представленных в регионе и работающих в направлении кредитования малого бизнеса.

Результатом взаимодействия банковских структур, органов региональной власти и представителей сферы малого бизнеса может служить разработка соглашений о партнерстве и сотрудничестве, предусматривающих значительную унификацию подходов в направлении кредитования субъектов малого предпринимательства. Такой подход выгоден как коммерческим банкам, которые имеют дополнительную возможность расширить свою клиентскую базу и, соответственно, увеличить объемы кредитования, так и субъектам малого предпринимательства, которым облегчается доступ к финансовым ресурсам, и региональным органам власти - через повышение

эффективности мер в направлении реализации политики поддержки малого бизнеса в регионе.

В банковской сфере широкое распространение получила практика оценки уровня кредитного риска по совокупности набора ссуд, которые обладают рядом схожих характеристик. В направлении кредитования малого бизнеса, к примеру, используется подход, когда кредиты, предоставленные субъектам малого предпринимательства, группирируются в единый портфель однородных ссуд. В зависимости от оценки качества этого портфеля в целом определяется совокупный риск по нему. Это прямым образом отражается на уровне процентной ставки по кредитным продуктам, предлагаемым субъектам малого предпринимательства.

Распространение удобных для малого бизнеса беззалоговых (необеспеченных) кредитов; как правило, низкая диверсификация деятельности отдельно взятого малого предприятия (или индивидуального предпринимателя); значительная доля субъектов малого предпринимательства, прекращающих деятельность в период кредитования по различным причинам; меньший, в сравнении с крупными и средними предприятиями, запас финансовой прочности - являются факторами, повышающими риски кредитора, что отражается на уровне процентных ставок по направлению кредитования малого бизнеса.

При возникновении сомнений в кредитовании отдельного клиента коммерческий банк стремится усилить свои позиции по средствам принятия в обеспечение ликвидного залога или поручительств. Однако далеко не все субъекты малого предпринимательства имеют возможность предоставить обеспечение, удовлетворяющее требованиям кредитора.

С целью решения вопроса предоставления ликвидного обеспечения со стороны регионального малого бизнеса необходимо активизировать работу гарантийно-залоговых фондов, поскольку принятие в обеспечение гарантий и поручительств таких фондов рассматривается банками наравне с ликвидным

имущественным обеспечением, и, соответственно, снижает риск по сделкам и стоимость ресурсов. Работа в направлении сотрудничества гарантийных фондов с коммерческими банками должна основываться на договорных отношениях. При этом с целью повышения эффективности работы в данном направлении необходимо учитывать уровень процентных ставок банков -потенциальных партнеров, устанавливаемых при кредитовании малого бизнеса.

В настоящий момент на территории Мурманской области в рамках государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса при недостаточности собственного залогового обеспечения для получения банковских кредитов поручительства предоставляет НО «Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области». Максимально возможный лимит предоставляемых поручительств, установленный на 14 представительств коммерческих банков, превышает 439 млн. руб., однако фактическое его использование составляет не более 21 % [2].

Относительно малое развитие указанного вида поддержки обусловлено рядом ограничений и требований, предъявляемых к заявителю, обращающемуся за поручительством гарантийного фонда. С целью активизации работы направления государственной поддержки по предоставлению поручительств по кредитам малого бизнеса в регионе можно предложить следующие меры:

- Снижение ограничений по минимальным суммам и срокам привлечения кредитов, по которым возможно предоставление поручительств (сейчас действует минимальное ограничение по сумме в 1 млн. руб., по сроку - 1 год);

- Рассмотреть возможность применения дифференцированной шкалы размера предоставляемого обеспечения в зависимости от сферы деятельности потенциального заемщика, его финансового положения и структуры и характеристик обеспечения, покрывающего оставшуюся часть обязательства (на текущий момент максимальный размер поручительства ограничен 50 % от суммы обязательства);

- Оказание консультационной и информационной помощи субъектам малого предпринимательства, планирующим привлекать кредитные средства, содействие в подготовке и оформлении документации по кредитной заявке;

- Использовать взвешенный подход к установлению размера платы за предоставление поручительства, поскольку она увеличивает полную стоимость привлекаемых средств; развивать направление государственной поддержки, предусматривающее возможность компенсации из бюджета до 90 % стоимости платы за предоставление поручительства;

- Проводить активную информационную работу в направлении осведомленности региональных субъектов малого предпринимательства о возможности получения поручительства гарантийного фонда, разработка совместных специальных программ кредитования малого бизнеса с территориальными представительствами коммерческих банков.

Отдельными категориями бизнеса, ощущающими сложности с привлечением банковских кредитов, выступают вновь создаваемые малые предприятия и субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере научно-технических разработок и близким к ним видам услуг. Это обусловлено непривлекательностью данного сегмента малого бизнеса для кредиторов, даже несмотря на потенциальную возможность предоставления залогового обеспечения данными субъектами малого предпринимательства. Указанные категории малого бизнеса, как правило, не располагают значительными капиталами и не способны генерировать стабильный денежный поток, что с точки зрения кредитора оценивается как неудовлетворительное финансовое положение данных субъектов бизнеса.

По этой причине систему микрокредитовании, используемую непосредственно самими гарантийными фондами и другими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки малого бизнеса, целесообразно сосредоточить именно на вышеуказанных категориях субъектов малого предпринимательства, которые не имеют возможности свободного доступа к

ресурсам банковского сектора. Это также обусловлено ограниченностью размеров фондов, используемых при микрокредитовании.

Анализ инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства в Мурманской области за последние годы свидетельствует о неравномерности процесса инвестиций в основной капитал малым бизнесом [3]. Причем фазы роста данной активности и её спад совпадают с периодами расширения и сокращения операций кредитования субъектов малого предпринимательства в регионе [4], что может свидетельствовать о том, что банковское кредитование выступает важным источником активизации инвестиционной деятельности сферы малого бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование новых подходов к организации и использованию банковского кредитования выступает важным условием активизации инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства на региональном уровне, а изложенные в статье предложения по совершенствованию организационного механизма кредитования малого бизнеса имеют особое значение для повышения эффективности кредитных процессов с точки зрения региональной сферы малого предпринимательства.

Список источников:

1. Портал поддержки малого и среднего предпринимательства Мурманской области. URL: http://maloe. gov-murman.ru (дата обращения: 18.09.2011).

2. Сайт Фонда развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области. URL: http://formap.ru (дата обращения: 08.10.2011).

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 06.11.2011).

4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 06.11.2011).

References (transliterated):

1. Portal for small and medium enterprises of the Murmansk region. URL: http://maloe.gov-murman.ru (date accessed: 18/09/2011).

2. Website development fund for small and medium enterprises of the Murmansk region. URL: http://formap.ru (date accessed: 08/10/2011).

3. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru (date accessed: 06/11/2011).

4. Official website of the Central Bank of Russian Federation. URL: http://www.cbr.ru/ (date accessed: 11/06/2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.