ЭКОНОМИКА АПК
-I-
УДК 336.77:339.13 (571.15) С.А. Камша, М.Г. Кудинова
S.A. Kamsha, M.G. Kudinova
ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
FINANCIAL ISSUES OF GENERATION AND ACCESSIBILITY OF CREDIT RESOURCES TO SMALL BUSINESSES IN RURAL AREAS OF THE ALTAI REGION
Ключевые слова: кредитование, кредит, малый бизнес, сельские территории, кредитные ресурсы, маржа, субсидирование, софинанси-рование, гарантийный фонд, фонд микрозаймов, грантовая поддержка, стартап.
Кредитование малого бизнеса в сельских территориях является одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг, но на сегодняшний день еще мало развито. Целью работы является выявление финансовых проблем формирования и обеспечения доступности кредитных ресурсов субъектам малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края. Задачи исследования: выявить финансовые проблемы кредитования малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края; рассмотреть программы поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне; провести анализ доступности кредитных ресурсов в сельских территориях Алтайского края. Рассмотрены финансовые проблемы кредитования малого бизнеса: отсутствие твердой финансовой платформы, высокие проценты по кредитам, сложная процедура оформления кредита. Изучены программы поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне. Приведены результаты предполагаемой маржи по новым кредитным продуктам. Рассмотрена наиболее востребованная форма финансовой поддержки малому бизнесу края — субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. Приведены статисти-
ческие данные по объему субсидированных кредитов, а также объемы кредитных ресурсов по реализации различных проектов целевых программ края. Приводится динамика кредитования малых форм хозяйствования в АПК Алтайского края. Рассмотрена работа Алтайского гарантийного фонда и Алтайского фонда микрозаймов. Проведена оценка грантовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства. Приводится новый сегмент кредитования малого бизнеса — «стартап». Решение проблем кредитования малого бизнеса пока находится на стадии развития. Банки стремятся расширить свой бизнес, привлекая малые предприятия. Малый бизнес должен найти достойную поддержку на федеральном и региональном уровнях, что послужит толчком к увеличению количества субъектов малого предпринимательства и к улучшению качества производимых ими товаров.
Keywords: credit, loan, small business, rural areas, credit facilities, margin, subsidize, co-financing, guarantee fund, micro-loans, grant support, startup.
Lending to small businesses in rural areas is one of the fastest growing segments of the banking market, but today it is still underdeveloped. The research goal is to identify the financial problems of the formation and ensuring lending resources' accessibility to small businesses in the rural areas of the Altai Region. The research objectives include: to
identify the financial problems of small business lending in the rural areas of the Altai Region, to consider the programs to support small businesses at the federal level, to analyze the availability of credit resources in the rural areas of the Altai Region. The following is discussed: the financial problems of small business lending, the lack of a solid financial foundation, high rates on loans, and difficult procedure of credit arrangements. The paper studies the programs to support small businesses at the federal level and presents the results of the alleged margin on new credit products. The most popular form of financial support to small business is considered, subsidization of the part of the bank
interest rate on credits. The statistics on the volume of subsidized credits, as well as the volume of credit resources for the implementation of various projects of the Regional target programs is presented. The dynamics of lending to small farms in the Altai Region is considered. The grant support to starting small businesses is evaluated. Solving the problems of small business lending is still under development. The banks expand their business by attracting small businesses. Small businesses need to find proper support at the federal and regional level which would increase the number of small businesses and improve the quality of their products.
Камша Светлана Анатольевна, к.с.-х.н., доцент, Алтайский государственный аграрный университет. Тел. (3852) 62-94-47. E-mail: kamsha.s.a@ mail.ru.
Кудинова Маргарита Геннадьевна, к.э.н., доцент, зав. каф. финансов и кредита, Алтайский государственный аграрный университет. Тел. (3852) 62-94-47. E-mail: kudinova_margarita@mail.ru.
Kamsha Svetlana Anatolyevna, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-94-47. E-mail: kamsha.s.a@mail.ru. Kudinova Margarita Gennadyevna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Head, Chair of Finance and Credit, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-94-47. E-mail: kudinova_margarita@mail.ru.
Введение
Кредитование малого бизнеса в сельских территориях является одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг, но на сегодняшний день еще мало развито. Банки понимают, что работа с данным сегментом бизнеса открывает для них возможность существенно нарастить объемы активно-пассивных операций. Это особенно актуально для крупных банков, которые сталкиваются со снижением спроса на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков, получивших возможность кредитоваться под более низкий процент на западных рынках капитала, а также для региональных кредитных организаций, которые испытывают все большую конкуренцию со стороны «столичных» банков, проводящих региональную экспансию.
Кредитование малого бизнеса в сельской местности представляет для банков значительный интерес в силу высокой доходности этих операций и сравнительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала. По данным исследования Рабочего центра экономических реформ, свыше 90% коммерческих банков выразили заинтересованность в кредитовании малого бизнеса. Смягчение условий отбора потенциальных клиентов уже привело к снижению рисков — процент невозвратов и так называемых «проблемных кредитов» у банков, имеющих опыт и устойчивую клиентуру, сегодня составляет не более 1,5-2% [1].
Банковская система России сегодня располагает достаточным количеством ресурсов для удовлетворения нужд малых предприятий. Однако сами ресурсы в банковской системе распределены неравномерно. Боль-
шая часть ресурсов сосредоточена в крупных банках, которые не предлагают кредитных ресурсов, интересных для малого бизнеса. Поставленная российским правительством задача по наращиванию объемов кредитования экономики не реализована из-за проблемы стоимости финансовых ресурсов. На сегодняшний день процентная ставка по кредитам для многих предприятий обременительна, и многие инвесторы «заморозили» планы дальнейшего развития. Они ждут изменения ситуации как на финансовом рынке, так и в отдельных секторах экономики. Банки же стараются сберечь капитал, который может им потребоваться на покрытие непредвиденных кредитных потерь.
Цель исследования — выявление финансовых проблем формирования и обеспечения доступности кредитных ресурсов субъектам малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края.
Задачи исследования: выявить финансовые проблемы кредитования малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края; рассмотреть программы поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне; провести анализ доступности кредитных ресурсов в сельских территориях Алтайского края.
Объектом исследования являются субъекты малого бизнеса в сельских территориях Алтайского края.
Методы исследования: анализ и синтез, сбор и обработка информации, экономико-статистический и др.
Результаты исследования
Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес является важным условием оздоров-
ления не только национальной экономики, но всей общественной жизни государства.
Малый бизнес — это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.
Малое предпринимательство — с одной стороны, специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой, — сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации) [2].
Развитие малого бизнеса обеспечивает высокую скорость оборота ресурсов, решает проблемы реструктуризации экономики, придает экономике необходимую мобильность, вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды при использовании минимальных ресурсов, ведет к насыщению рынка товарами и услугами, является надежным источником бюджетных поступлений.
Критерии отнесения предприятия
В 2007 г. принятие Федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федерального закона РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определило основные цели и принципы государственной политики по развитию малого предпринимательства. Федеральным законом предусмотрено оказание финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки малому бизнесу
[3, 4].
В Алтайском крае малый бизнес занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе по вкладу в производство продукции сельского хозяйства и 4-е место (из 10) — в структуре количества малых предприятий (рис. 1) [5].
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 гг. № 717 повышение эффективности «малого» сектора экономики признано одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Алтайского края [6].
Таблица 1
к категории малого предприятия [1]
Критерии Уровень критерия в зависимости от класса малого предприятия
малое микро
Количественные:
численность персонала До 100 чел. До 15 чел.
годовой оборот До 20 млн руб. До 20 млн руб.
стоимость активов До 21 млн руб. До 21 млн руб.
Качественные:
личный риск управления Высокий Высокий
структура активов Преобладают оборотные активы Преобладают оборотные активы
структура пассивов Преобладает заемный капитал Преобладает капитал собственника
1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3. Строительство 5. Транспорт и связь
7. Операции с недвижимым имуществом, аренда 9. Предоставление прочих услуг
8,8
2. Обрабатывающие производства 4. Оптовая и розничная торговля, ремонт 6. Гостиницы и рестораны 8. Здравоохранение
10.Прочие виды экономической деятельности
Рис. 1. Структура количества малых предприятий, %
Однако процесс становления малого предпринимательства в крае идет трудно и не без препятствий в виде административных барьеров, большого налогового бремени, недостатка квалифицированных кадров, повышения сумм, отчисляемых в социальные фонды, недоступности кредитных ресурсов. Последняя причина, по нашему мнению, является наиболее актуальной.
Сегодня банки часто отказывают в кредитовании представителям малого бизнеса в сельской местности. Да и те предприниматели, которым все-таки удалось получить кредит, чаще всего сталкивались в процессе общения с банком с целым комплексом проблем. Одной из проблем остается отсутствие твердой финансовой платформы (прозрачность бизнеса, залог банку, надежность поручителей).
Банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем крупным предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования, т.к. финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация увеличивает риск невозврата кредитов. Желая перестраховаться, банки повышают процентную ставку по кредитам.
Не менее сложная и процедура оформления кредита. Так, кредитоспособность малого предприятия оценивается на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежных потоков и оценки делового риска. Использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности малого бизнеса. Как правило, у таких предприятий нет лицензированного бухгалтера и расходы на аудиторскую проверку для них недоступны. Из-за отсутствия аудиторского подтверждения отчета заемщика оценка кредитоспособности малого предприятия базируется не на его финансовой отчетности, а на знании работником банка данного бизнеса. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом банка: личное интервью с ним, регулярное посещение предприятия. В ходе интервью выясняются цель ссуды, источник и срок возврата долга. Предприниматель должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.
Еще одна особенность малых предприятий: их руководителями и работниками нередко являются члены одной семьи или родственники, и получается, что личный капитал владельца часто смешивается с капиталом предприятия и предприниматели не хотят рисковать личным имуществом (оставлять в
залог банку собственные квартиры, автомобили и т.д.).
Для финансирования программы поддержки малого предпринимательства в Российском Банке Развития разработано несколько новых продуктов, среди которых займы на инвестирование, предполагающие выделение кредитов или кредитных линий банкам-партнерам на цели финансирования малого бизнеса по ставке 10% на срок до 5 лет. Кредитование малого бизнеса в рамках данного продукта осуществляется на обновление производственных фондов, реализацию инновационных проектов и пополнение оборотных средств.
Еще один продукт предполагает софинан-сирование кредитов малому бизнесу в сельской местности как за счет средств, выделенных по программе финансовой поддержки, так и за счет средств банка-партнера. Данные средства должны составлять не менее 30%. При выполнении указанных условий кредитование осуществляется по ставке 9% годовых на 3 года.
Предлагается также лизинг начинающим предпринимателям, при котором финансирование предоставляется на сумму не менее 10 млн руб. со сроком погашения до 5 лет по ставке 8,75% годовых. Целью программы является поддержка предпринимателей, работающих на рынке менее года.
Рекомендуемая маржа по новым продуктам составляет от 4 до 6%. Таким образом, ставка для конечных заемщиков может доходить до 15%. Однако Российский Банк Развития ориентирует банки-партнеры на нижнюю рыночную ставку при финансировании проектов в малом бизнесе.
По программе софинансирования рекомендуемая маржа по кредитам для банков-партнеров составляет 3-3,5%. При этом банки смогут заменять залог в случае досрочного погашения кредитов или истечения срока кредитования для того или иного предприятия. Вместе с тем в структуре выданных кредитов в разрезе отраслей экономики Алтайского края наименьший удельный вес занимают кредиты на транспорт, связь (1,4%) и сельское и лесное хозяйство (10,9%), а наибольший — оптовую и розничную торговлю (38,1%) и обрабатывающие производства (27%) (рис. 2) [5].
В Алтайском крае наиболее востребованной формой финансовой поддержки у субъектов малого предпринимательства остается субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам, в том числе участникам лизинговой деятельности и инвесторам, реализующим инновационные проекты.
В 2012 г. кредитование на условиях субсидирования процентной ставки, определенных
постановлением Администрации Алтайского края от 15.09.2007 г. № 437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае», предлагали 18 банков. На условиях субсидирования процентной ставки в реальный сектор экономики было привлечено 1,9 млрд руб. кредитных ресурсов.
В сельской местности объем субсидируемых кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования, в 2012 г. увеличился на 7,8% в сравнении с 2011 г. и составил 6,3 млрд руб. (с учетом переходящих кредитов и займов прошлых лет, по которым выплачивались субсидии).
В целях субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам малым формам хозяйствования в 2012 г. перечислено 267,3 млн руб., в т.ч. из краевого бюджета
— 13,3 млн руб. По сравнению с 2011 г. поддержка по данному направлению выросла на 15,4% (рис. 3) [7].
На принципах государственно-частного партнерства с привлечением кредитных ресурсов банков в 2012 г. осуществлялась реализация проектов программы «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири». Среди которых: «Строительство и техническое оснащение современного свиноводческого комплекса на 300 тыс. голов», реализуемого ООО «Ал-таймясопром»; «Строительство животноводческого комплекса по производству молока и мяса с общим содержанием 4000 голов дойного стада и 6000 голов молодняка крупнорогатого скота», реализуемого ООО «Западное» и др. [8].
1 4 4,9
27,0
10,9
10,7
Сельское хозяйство и лесное хозяйство Оптовая и розничная торговля Строительство Прочие виды деятельности
Производство электроэнергии, газа и воды Обрабатывающие производства Транспорт и связь
Рис. 2. Структура выданных кредитов в разрезе отраслей экономики Алтайского края в 2012 г., %
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
■ Краевой бюджет ■ Федеральный бюджет
Рис. 3. Объем субсидий, перечисленных малым формам хозяйствования Алтайского края на компенсацию части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам, млн руб.
В 2012 г. в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. принимали участие Алтайское отделение № 8644 Сбербанка России, Алтайский региональный филиал ОАО «Россельхоз-банк», «СИБСОЦБАНК» ООО, АКБ «Зерно-банк» (ЗАО). Основной объем кредитов для нужд сельского хозяйства выдан Алтайским региональным филиалом ОАО «Россельхоз-банк» и Алтайским отделением № 8644 Сбербанка России.
В 2012 г. малыми формами хозяйствования оформлено 7983 кредитов и займов на сумму 2466,2 млн руб., что на 17% меньше, чем в предыдущем году (табл. 2). Из общего объема привлеченных финансовых ресурсов владельцами личных подсобных хозяйств оформлено 7327 кредитов на сумму 1202,5 млн руб., крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 654 кредита на сумму 1258,3 млн руб.
В целом, за 2008-2012 гг. личными подсобными хозяйствами привлечено более 37 тыс. кредитов на сумму 4,7 млрд руб., фермерскими хозяйствами — более 3 тыс. кредитов в объеме около 6,0 млрд руб. За последние пять лет малым формам агробизнеса предоставлено более 40 тыс. кредитов на сумму свыше 10 млрд руб. [5].
Основными заемщиками кредитов в 2012 г. выступали крестьянские (фермерские) хозяйства — 51,0% полученных кредитов и займов и личные подсобные хозяйства — 48,8%. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы по снабжению, обслуживанию, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции (СПоК) получили 0,2% от общего объёма вы-данных кредитов.
По направлению «Приоритетное развитие животноводства» в 2012 г. выдано 74 кредита на сумму 1,0 млрд руб. По направлению «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» выдано 7623 кредита на сумму 2,9 млрд руб., в том числе владельцам личных подсобных хозяйств — 6877 кредитов на сумму 1,2 млрд руб., крестьянским (фер-
Кредитование малых форм хозяй
мерским) хозяйствам — 709 кредитов на сумму 1,6 млрд руб., кооперативам — 37 кредитов на сумму 46,6 млн руб. [5].
С целью обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельских товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в крае работают некоммерческие организации «Алтайский гарантийный фонд» и «Алтайский фонд микрозаймов». Фонды являются частью системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, созданной в Алтайском крае.
Капитализация Алтайского гарантийного фонда составляет 520 млн руб. За время работы фондом предоставлено 403 поручительства на общую сумму 989 млн руб., в том числе субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в агропромышленном комплексе, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, — 70 поручительств на сумму 161,6 млн руб., что позволило им привлечь кредитные ресурсы в объеме 552,6 млн руб. За 2012 г. гарантийным фондом заключено 79 договоров-поручительств на общую сумму 262,1 млн руб. Это позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь на развитие бизнеса дополнительно 2750,1 млн руб. кредитных средств.
Некоммерческой организацией «Алтайский фонд микрозаймов» в 2012 г. было выдано 535 микрозаймов на сумму 209 млн руб., из них 24% предоставлены на развитие сельского хозяйства (в 2011 г. — 18%).
По нашему мнению, проблему кредитования малого предпринимательства можно решить путем выдачи льготных займов, через систему поддержки малого предпринимательства. Эти займы должны осуществляться из фондов поддержки малого предпринимательства. Можно было бы для малых предпринимателей ввести и такую услугу, как беспроцентный кредит. Получатель такой формы поддержки по истечении оговоренного срока кредита сможет вернуть выделенные ему средства в полном объеме, но без начисленных процентов.
Таблица 2
ования в АПК Алтайского края [5]
Наименование 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
кол-во млн руб- кол-во млн руб- кол-во млн руб- кол-во млн руб. кол-во млн руб-
ЛПХ 7259 734,9 4493 460,6 8136 907,7 10284 1390,0 7327 1202,5
КФХ 626 1199,4 503 906,3 568 938,4 831 1575,7 654 1258,4
СПоК 4 24,2 9 20,2 4 15,7 1 5,0 2 5,2
Итого 7889 1958,5 5005 1387,1 8708 1861,8 11116 2970,7 7983 2466,2
В крае реализуются мероприятия по предоставлению грантовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства в размере до 300 тыс. руб. для открытия собственного дела. За 2009-2012 гг. гранто-вая поддержка на развитие сельскохозяйственного производства предоставлена 27 субъектам малого предпринимательства. В 2011 г. на поддержку малых форм хозяйствования выделялись Губернаторские гранты по направлению «Семейная ферма».
В рамках программы по снижению напряженности на рынке труда края велась реализация мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости сельских безработных граждан, путем предоставления государственной поддержки на организацию собственного дела. За 2012 г. 1643 сельских жителя получили субсидию на организацию собственного дела (в 2011 г.-1923 чел.), из них в сфере сельского хозяйства - 724 чел. (в 2011 г. - 867 чел.), на создание крестьянского фермерского хозяйства - 172 чел. (в 2011 г. - 200 чел.) [5].
Еще один сегмент кредитования малого бизнеса — кредит на развитие (или «start-up», «стартап») в России сегодня фактически не представлен. Основные причины сложности получения кредитов на «start-up» — финансовый кризис и отсутствие у многих заемщиков обеспечения под данные проекты. По мнению самих банкиров, рынок кредитов на «start-up» реален лишь при благоприятной конъюнктуре рынка и наличии дешевых денежных средств, то есть при условиях, когда банкам необходим каждый заемщик, и существует избыточная ликвидность. Сегодня ни один российский банк еще не запустил полноценную программу кредитования «startup» малого бизнеса [9].
Для привлечения такого банковского финансирования необходимо наличие у потенциального заемщика «ноу-хау», то есть уникальной технологии, которая может гарантировать успех проекта.
Банкиры считают, что помочь в развитии кредитования «стартапов» могло бы предоставление банкам государственных гарантий в рамках поддержки малого предпринимательства в России.
Выводы
В целом, решение проблем кредитования малого бизнеса находится на стадии развития. Банки стремятся расширить свой бизнес, привлекая малые предприятия, тем самым диверсифицируя свой портфель и уменьшая зависимость от крупного бизнеса.
Хотелось бы надеяться, что в Российской Федерации малый бизнес найдет действительно достойную поддержку не только на федеральном уровне, но и на региональном, что послужит толчком к увеличению количе-
ства субъектов малого предпринимательства и к улучшению качества производимых ими товаров.
Формирование эффективной системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, учитывающей особенности российской финансово-хозяйственной практики малых предприятий и современные мировые тенденции в этой области, позволит государству создать выгодные условия для функционирования малого бизнеса, что в свою очередь повысит конкурентоспособность и динамичность экономики России.
Библиографический список
1. Куприянова Л.М., Соколинская Н.Э. Тенденции развития и особенности кредитования малого бизнеса в России: монография.
— М.: Социально-политическая мысль, 2011.
— 188 с.
2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принят 12.12.1993 г. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2013. — 39 с.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156924/.
4. Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс].
5. Доклад о ходе и результатах реализации в 2012 году целевых программ в сфере развития сельского хозяйства Алтайского края. — Барнаул, 2013. [Электронный ресурс] http://www.altagro22.ru/management/analyti cs/doklady/doklad-o-khode-i-rezultatakh-realizatsii-v-2012-godu-tselevykh-programm-v-sfere-razvitiya-selskogo-kh/
6. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 (ред. от 15.07.2013) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (Кон-сультантПлюс) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_150184/
7. Программа государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2011-2013 годы [Электронный ресурс] http://www.opora-credit.ru/programs/detail.php?ID=21980
8. Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] http://magicad.su/magicad_docs/60/60009/ #.Uu48qHLxvIU_
9. Piscitello L. Corporate diversification, coherence and economic performance. Industrial and Corporate Change. — 2000. — 13 (5), 757-787.
References
1. Kupriyanova L.M., Sokolinskaya N.E. Tendentsii razvitiya i osobennosti kreditovaniya malogo biznesa v Rossii: monografiya. — M.: Sotsial'no-politicheskaya mysl', 2011. — 188 s.
2. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: ofits. tekst: prinyat 12.12.1993 g. — Novosibirsk: Sib. Univ. izd-vo, 2013. — 39 s.
3. Federal'nyi zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (red. ot 28.12.2013) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_156924/.
4. Federal'nyi zakon RF ot 25.02.1999 g. № 39-FZ (red. ot 28.12.2013 g.) «Ob investitsionnoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii, osushchestvlyaemoi v forme kapital'nykh vlozhenii» [Elektronnyi resurs].
5. Doklad o khode i rezul'tatakh realizatsii v 2012 godu tselevykh programm v sfere razvitiya sel'skogo khozyaistva Altaiskogo kraya. — Barnaul, 2013. [Elektronnyi resurs] http://www.altagro22.ru/management/analyti
cs/doklady/doklad-o-khode-i-rezultatakh-realizatsii-v-2012-godu-tselevykh-programm-v-sfere-razvitiya-selskogo-kh/.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 g. № 717 (red. ot 15.07.2013) «O Gosudarstvennoi programme razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody» (Konsul'tantPlyus) [Elektronnyi resurs] http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_150184/.
7. Programma gosudarstvennoi podderzhki razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Altaiskom krae na 2011-2013 gody [Elektronnyi resurs] http://www.opora-credit.ru/programs/detail.php?ID=21980.
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30 noyabrya 2010 g. № 2136-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Elektronnyi resurs] http://magicad.su/
magicad_docs/60/60009/#.Uu48qHLxvIU.
9. Piscitello L. Corporate diversification, coherence and economic performance. Industrial and Corporate Change. — 2000. — 13 (5), 757-787.
+ + +
УДК 911.3 В.А. Рассыпнов, Н.Б. Максимова, А.Г. Морковкина
V.A. Rassypnov, N.B. Maksimova, A.G. Morkovkina
ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ В СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
EVALUATION OF TOURIST DESTINATIONS' ATTRACTIVENESS IN THE RURAL AREAS OF THE ALTAI REGION
Ключевые слова: сельский туризм, памятники Keywords: rural tourism, natural monuments,
природы, историко-культурное наследие, вос- historical and cultural heritage, demand for
требованность объектов туризма, оценка при- tourist destinations, rating attractiveness of nature
влекательности природы. tourism.
Для оценки привлекательности туристских объектов в сельской местности Алтайского края нами была использована интегральная форма с качественными и количественными показателями для природных и историко-культурных территорий. Такой подход в оценке предлагается применять при выборе новых объектов туризма, что позволит получить наглядное представление об их ценности и возможность сопоставления с уже имеющимися.
To evaluate the attractiveness of tourist destinations in the rural areas of the Altai Region, we used the integral form with qualitative and quantitative indicators for the natural, historical and cultural areas. It is proposed to apply such evaluation approach in the selection of new tourist destination; that will enable obtaining a visual representation of their value and the possibility of comparing with the existing destinations.
Рассыпнов Виталий Александрович, д.б.н., проф., Rassypnov Vitaliy Aleksandrovich, Dr. Bio. Sci., Алтайский государственный аграрный универси- Prof., Altai State Agricultural University. E-mail: тет. E-mail: rassvial@mail.ru. rassvial@mail.ru.