УДК 69.003 (470.43)
С.М. Петров *
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
В статье раскрываются проблемы формирования механизма развития малого и среднего бизнеса; приведены результаты исследования форм и методов взаимодействия органов государственной власти и бизнес-сообщества; рассмотрены пути формирования информационного поля: юридического, консультационного — на примере государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, программный метод, экономическая и финансовая деятельность, регионы, муниципальное образование.
В современных условиях рыночных отношений важное значение приобретает повышение уровня занятости экономически активного населения, в том числе создание рабочих мест на основе развития малого и среднего бизнеса.
В связи с финансовым кризисом снизились объемы производства, усложнились условия внешней среды при создании малых предприятий. Необходимо повысить активность предпринимательской деятельности как физических, так и юридических лиц.
Эта задача отражается в Постановлении Правительства Самарской области от 27.03.2009 № 184, в котором утверждена целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2009—2012 гг.».
Основной отличительной чертой малых и средних предприятий различных организационно-правовых форм деятельности является высокая мобильность организации производства, обеспечивающая быстрое перемещение и использование финансовых и материальных ресурсов во всех видах экономической деятельности. Это наглядно прослеживается в сферах оказания услуг населению, бытового обслуживания и производстве строительных материалов. В конечном итоге экономика страны и региона получает дополнительный стимул для развития производства, увеличение доходной части бюджета, сокращение числа безработных, повышение социальной направленности, особенно в малых муниципальных образованиях.
В условиях экономических колебаний, медленной стабилизации финансовых составляющих экономики в целом по стране и в частности по регионам развитие малого и среднего бизнеса может выступить в качестве катализатора экономического развития и антикризисного инструмента поддержки всех секторов экономики. Поэтому у федеральных и региональных органов власти решение вопросов развития малого бизнеса —
* © Петров С.М., 2012
Петров Сергей Михайлович (pesm@mail.ru), научно-технический центр «Организация работ в строительстве» Самарского государственного архитектурно-строительного университета, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.
на переднем плане. Например, в регионах создаются различные формы поддержки параллельно с мерами, предпринимаемыми на федеральном уровне.
Важное значение в работе с малыми и средними организациями придается региональным и муниципальным образованиям, которые применяют программные методы, предусматривающие:
— расширение инфраструктуры субъектов малого и среднего предпринимательства;
— развитие системы их финансово-кредитной поддержки;
— разработку форм и методов взаимодействия органов государственной власти и бизнес-сообщества;
— подготовку и обучение кадров для малого и среднего предпринимательства;
— создание положительного имиджа предпринимателей;
— обобщение положительного опыта работы малого бизнеса;
— расширение информационного поля для обеспечения деятельности предприятий;
— юридическое и консультационное сопровождение.
Программы для развития предприятий малого и среднего бизнеса представляют собой комплекс обеспечивающих информационных систем, взаимосвязанных готовых решений по автоматизации выбора и организации производства в различных сферах деятельности, т. е. предприятиям предоставляется возможность выбора направления, позволяющего реализовывать производимую продукцию для нужд населения.
Анализ развития малых и средних предприятий в Самарской области показал, что основная идея всех программ состоит в том, чтобы использовать ресурсы региона при создании и управлении малым бизнесом, реализовывать свои направления посредством бизнес-процессов, которые необходимо рассматривать как совокупность процессов, обеспечивающих положительный результат [7].
В Самарской области разработана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства (рис. 1). Руководят господдержкой предпринимательства министерство экономического развития, инвестиций и торговли и департамент развития предпринимательства Самарской области, которые для субъектов малого и среднего бизнеса предлагают: обучение основам ведения бизнеса; получение стартового капитала (субсидии, гранты); продвижение продукции на рынке: выставки, деловые миссии; компенсацию лизингового платежа и др. Разработаны методики финансовой, имущественной и информационной поддержки, а также поддержки инновационных предприятий.
По мнению экспертов, первостепенной проблемой для начинающих предпринимателей становится выбор и организационно-экономическая проработка эффективной идеи, способной обеспечивать динамичное развитие данного бизнеса и стабильный доход.
Практика свидетельствует, что наиболее предпочтительны индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью. В Самарской области предприниматели малого и среднего бизнеса выбирают преимущественно именно такую организационно-правовую форму, как общество с ограниченной ответственностью. При создании данных обществ возникают определенные трудности в финансовом обеспечении, регистрации и др., которые присущи всем предприятиям малого и среднего бизнеса. К ним относятся: недоступность производственных помещений; недостаточный доступ к ресурсам; рост административного прессинга; неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малого и средне -го бизнеса; высокий уровень коррупции; изменяющееся налоговое законодательство; сложности с предоставлением земельных участков и др.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Департамент развития предпринимательства
ц
Обучение; стартовый капитал (субсидии, гранты); продвижение: выставки, деловые миссии; компенсация лизингового платежа
Финансовая поддержка
Межмуниципальный фонд поддержки предпринимательст ва
Самарский областной фонд микрофинансирования
Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области
Муниципальные фонды поддержки предпринимательства
Межрегиональная ассоциация гарантийных фондов
Региональное объединение микрофинансовых институтов
Имущест венная поддержка
Инновационный бизнес-инкубатор
Тольяттинский бизнес-инкубатор инновационно-технологической направленности
Производственный бизнес-инкубатор в с. Кинель-Черкассы
Самарский бизнес-инкубатор (г. Самара)
Бизнес-инкубатор в муниципальном районе Нефтегорский
Поддержка инновационных предприятий
Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере
Региональный центр инноваций и трансфера технологий
ЗАО УК «Инвест-менеджмент»
«Евроинфоцентр»
Центр инновационного развития кластерных инициатив Самарской области
Информационная поддержка
Информационно-консалтинговое агентство Самарской области
Муниципальные центры поддержки предпринимательства
Самарская областная лизинговая компания для малого и среднего бизнеса
Микрофинансовые организации
Ассоциация малых инновационных предприятий Самарской области
Территориальные общественные объединения (ассоциации, союзы) предпринимателей
Микрозаймы, поручительства по кредитам, оборудование в лизинг
Аренда помещения,
бухгалтерские и юридические услуги
Информационно-консультационные услуги, финансовая поддержка, помощь в выходе на внешний рынок
Помощь в выборе организационной правовой формы, помощь при проведении проверок контролирующими органами, юридические и бухгалтерские услуги, обучающие семинары
Рис. 1. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства
в Самарской области
На решение одной из острейших проблем для малых и средних предприятий — недоступности производственных и офисных помещений — должны быть направлены усилия региональных и местных органов власти: во-первых, на закрепление преимуществ для малого и среднего бизнеса; во-вторых, на помощь в аренде недвижимого имущества и возможности его приобретения с рассрочкой платежа; в-третьих, на предоставление предпринимателям права аренды на долгосрочной основе государственного и муниципального имущества без проведения аукционов.
Необходимо рассмотреть еще одно направление — создание бизнес-центров или бизнес-инкубаторов для компактного размещения предприятий малого и среднего бизнеса. На территории Самарской области в настоящее время создано четыре бизнес-инкубатора, которые предоставляют в аренду помещения, а также оказывают бухгалтерские и юридические услуги:
— Тольяттинский бизнес-инкубатор инновационно-технологической направленности;
— производственный бизнес-инкубатор в с. Кинель-Черкассы;
— самарский бизнес-инкубатор г. Самары;
— бизнес-инкубатор в муниципальном районе Нефтегорский.
Одной из главных проблем малого и среднего бизнеса является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий, что объясняется трудностями с первоначальным накоплением капитала, поэтому особую значимость для них приобретает возможность получения банковских кредитов на приемлемых условиях. Несмотря на принимаемые органами государственной и муниципальной власти меры (финансовое стимулирование малого и среднего бизнеса по созданию гарантийных фондов — фондов поручительства; субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговым договорам; развитие микрофинансирования; а также поддержку малого студенческого и молодежного предпринимательства), финансовых ресурсов явно не хватает для широкого круга предпринимателей и требуется значительный объем дополнительных кредитных средств.
В регионах для кредитования малого и среднего бизнеса многие кредитные организации, осуществляющие деятельность на данных территориях, активно используют специальные программы кредитования, применяя различные кредитные продукты. Стоит отметить, что определенный вклад в расширение кредитования малого предпринимательства в регионах оказывает поддержка за счет средств соответствующих бюджетов в виде компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов.
С целью расширения возможностей для кредитования большего числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Самарской области Постановлением Правительства Самарской области № 406 от 16 октября 2008 г. организован Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области. Целями деятельности Фонда являются следующие:
— расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам для развития бизнеса;
— развитие системы кредитования малого и среднего предпринимательства, системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;
— организация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа, лизинга, о предоставлении банковских гарантий и иных договорах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области создан на условиях софинансирования средств областного бюджета и федерального бюджета. Общий размер уставного фонда — 60 млн рублей (Постановление Правительства Самарской области от 16.10.2008 № 406). Фонд выступает поручителем субъектов малого предпринимательства при отсутствии у них залогового обеспечения при получении кредита в банке. Поручительство фонда может обеспечить до 70 % суммы (рис. 2) необходимого залогового обеспечения, размер поручительства
не может превышать 10 000 000 рублей по одному заемщику, срок поручительства составляет не более 3 лет, плата за предоставление поручительства составляет 2,36 % (включая НДС) в год от объема предоставляемого поручительства [7].
60 000 000
ш
300 000 000
Первоначальный размер гарантийного резерва, размещенного на депозитном счете, руб.
Согласованная с банком-кредитором величина мультипликатора.
Объем покрываемых обязательств, руб.
Риск
Заемщика Риск Гаранта
от 30 % до 70 %
(залог)
600 000 000
-► Доля покрываемых обязательств.
Объем кредитных ресурсов, полученных СМСП под поручительство Гарантийного фонда.
Рис. 2. Схема работы кредитной гарантии
Схема получения кредита под поручительство Гарантийного фонда поддержки предпринимательства Самарской области и реализации программы кредитных гарантий представлена на рис. 3. Она предполагает следующие этапы (цифры на рис. 3 соответствуют нижеперечисленным этапам):
1. Субъект малого и среднего предпринимательства (далее СМСП), не имеющий достаточного залогового обеспечения, подает заявку в банк.
2. Банк принимает решение о финансировании и, по согласованию с СМСП, подает заявку на предоставление поручительства (прилагается выписка из решения кредитного комитета банка).
Рис. 3 . Схема реализации механизма кредитных гарантий
6
3. ГУП «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области (далее — Гарантийный фонд) принимает решение о предоставлении поручительства на условиях, оговоренных в договоре о сотрудничестве.
4. Между Гарантийным фондом, банком и СМСП заключается договор поручительства.
5. После оплаты поручительства, которое составляет 2,36 % от суммы предоставляемого поручительства, СМСП получает кредит в банке.
6. Все расчеты осуществляются в обслуживающем банке.
С целью кредитования большего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, преимущественно осуществляющих свою деятельность в сельских районах области, с упрощенным порядком предоставления займов или без залогового обеспечения увеличен объем предоставления микрозаймов Самарским областным фондом микрофинансирования. Разработана программа предоставления займов до 300 тыс. рублей со сроками предоставления микрозаймов до одного года. Ранее займы выдавались в размере 100 тыс. рублей сроком до 6 месяцев.
Создание банков развития и оказание всесторонней государственной поддержки предприятиям малого бизнеса позволяют решать следующие основные задачи: поддержки существующих и вновь учреждаемых предприятий на основе долгосрочных кредитов, формирования рыночной сети «инвестор — проводящий банк — банк-посредник — конечный заемщик», аккумуляции и перераспределения на рынках капитала дешевых денежных средств для льготного кредитования малых предприятий.
При анализе системы поддержки предпринимательства в Самарской области можно сделать вывод, что основными направлениями поддержки малого и среднего предпринимательства должны являться:
— расширение страхования возвратности части кредита малым предприятиям за счет средств бюджета и компенсации процентных ставок;
— рассмотрение возможности создания системы гарантирования кредитов малому бизнесу с участием государства;
— закрепление практики рефинансирования банков, осуществляющих программы поддержки малых предприятий на пониженной процентной ставке под поручительства и казначейские гарантии органов субъектов РФ и муниципальных властей;
— целевое размещение органами субъектов РФ муниципального заказа на малых предприятиях, что позволит им привлекать кредитные ресурсы банков на его выполнение.
Библиографический список
1. Аганбегян А. Г. Экономика России на распутье. Выбор посткризисного пространства. М.: Апрель, 2010.
2. Агеев С.В. Экономическая стабильность и контрольные механизмы ее регулирования в регионе. М.: Академия ХХ1, 2008.
3. Гарина Е.И., Медведева О.В., Шпилевская Е.В. Основы предпринимательской деятельности. Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
4. Агеев С.В. Развитие малого предпринимательства как фактор модернизации и инновационного развития страны // Экономика строительства. 2011. № 2. С. 9—12.
5. Гасанов Н. Поддержка малого предпринимательства в регионе // Экономика. 2010. № 2. С. 74-78.
6. Организация предпринимательской деятельности / А. И. Базилевич [и др.]. М.: Проспект, 2010 С. 441-442.
7. Информационный портал «МЭРИТ: Департамент развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области». URL: http://www.economy.samregion.ru/site2/inf/.
S.M. Petrov*
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE OF SMALL
AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN THE REGION
In the article the problems of formation of the mechanism of development of small and medium-sized business are revealed; the results of research of forms and methods of interaction of public authorities and business community are given; ways of formation of an information field are considered: legal, consulting on an example of the state support of entrepreneurial activity.
Key words: small and medium-sized business, state support, program method, economic and financial activity, regions, municipality.
* Petrov Sergey Mihailovich (pesm@mail.ru), Scientific Technical Centre «Organization of Work in Construction» Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.