Научная статья на тему 'Состояние и Проблемы развития малого бизнеса в ХМАО-Югре'

Состояние и Проблемы развития малого бизнеса в ХМАО-Югре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ХМАО-ЮГРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Н.Л., Горяйнова В.А.

Анализируется состояние малого бизнеса в ХМАО-Югре. Показаны направления для развития малого бизнеса в различных областях деятельности, а также проблемы, с которыми могут столкнуться предприниматели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и Проблемы развития малого бизнеса в ХМАО-Югре»

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО-ЮГРЕ

© Антонова Н.Л.* *, Горяйнова В.А.*

Сургутский государственный университет, г. Сургут

Анализируется состояние малого бизнеса в ХМАО-Югре. Показаны направления для развития малого бизнеса в различных областях деятельности, а также проблемы, с которыми могут столкнуться предприниматели.

Ключевые слова малый бизнес, ХМАО-Югра, предпринимательство.

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне.

В настоящее время малому бизнесу отведена одна из основных ролей. Разработка региональной стратегии развития малого и среднего бизнеса обязана опираться на надежные и полные статистические данные. Эти данные считаются главными для целенаправленной поддержки предпринимательства, реализации региональных программ развития малого бизнеса и инвестиционных проектов.

Таблица 1

Динамика показателей развития субъектов малого бизнеса в ХМАО-Югре [1]

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Количество субъектов малого и среднего предпринима-тельства(без индивидуальных предпринимателей), ед. 11 557 13 129 23 042 25 894 23 453 24 159

Индивидуальные предприниматели, чел. 47 580 49 638 52 637 59 892 50 113 52 788

Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства, млрд. руб. 265,3 298,2 338,0 376,5 412,3 454,6

Объем государственной поддержки, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства, всего, млн.руб., в том числе: 641,7 463,3 556,6 638,1 605,1 798,4

средства федерального бюджета, млн. руб. 310,9 95,9 163,3 193,5 168,7 271,2

средства бюджета автономного округа, млн. руб. 330,8 334,8 354,3 399,6 386,6 485,3

средства бюджетов муниципальных образований, млн. руб. - 32,6 39,0 45,0 49,8 41,9

Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что количество малых и средних предприятий за период с 2009 по 2014 гг. возросло в 2,1 раза или же на 48 %. Это говорит о том, что малое и среднее предпринимательство ста-

* Доцент кафедры «Менеджмент», кандидат экономических наук, доцент.

* Студент 4 курса кафедры «Менеджмент».

Проблемы развития малого бизнеса в России и за рубежом

163

новится все более привлекательным в глазах экономически активного населения, которое ищет пути реализации собственных бизнес-идей и повышения своего жизненного уровня (рис. 1).

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.

Малый бизнес - это мобильный, активный вид деятельности, который легко преобразуется в другие организационные, правовые формы хозяйственной деятельности, так как особо чувствителен к любым изменениям как налогового, так и гражданского законодательства.

С 2015 года порядок расчета суммы уплачиваемых страховых взносов для индивидуальных предпринимателей значимо поменялся (табл. 2) [2].

Таблица 2

Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды для самозанятых граждан в 2015 году

Внебюджетный фонд Формула исчисления размера страховых взносов Фактический размер страховых взносов за год, руб.

ПФР

1) если величина дохода платель- МРОТ х 26 % х 12 18 610,8

щика за расчетный период не пре- (Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) С 1 ян-

вышает 300 000 рублей; варя 2015 года МРОТ равен 5 965 рублей в месяц (Федеральный закон от 01 декабря 2014 N 408-ФЗ)

2) если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей МРОТ х 26 % х 12 + 1 %(но не более 148 886,4 руб.) 21 610,8

ФФОМС МРОТ х 5.1 % х 12 3 650,58

ФСС МРОТ х 2,9 % х 12 2 075,82

Таким образом, тарифы обязательных платежей во внебюджетные фонды возросли больше чем в два раза, что повлияло на снижение количества заре-

164

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

гистрированных индивидуальных предпринимателей с 59 892 ед. в 2012 году до 52 788 ед. в 2014 году.

Но с 2016 года Правительство РФ предлагает утвердить предельную величину доходов для начисления взносов в ФСС и ПФР [3]. С 1 января следующего года предлагается проиндексировать этот показатель «с учетом роста средней заработной платы в РФ». Таким образом, предельная база для взносов в ФСС РФ индексируется в 1,079 раз и составит 723 000 рублей против 670 000 в 2015 году. Для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование предельная база возрастет до 800 000 руб. против 711 000 руб. в 2015 году.

И пока чиновники обсуждают и решают, предприниматели готовятся к очередному повышению налогового бремени. К сожалению, эти цифры пока предварительные, но важно, что тарифы страховых взносов останутся прежними до 2017 года. Однако, для предпринимателей эта новость не слишком радостная. На мой взгляд, наше правительство «душит» предпринимателей, пополняя внебюджетные фонды таким образом. Нашим чиновникам стоит задуматься, к чему приведет такое повышение страховых взносов и как это все повлияет на экономическую ситуацию в стране.

На территориях всех муниципальных образований Югры представители бизнеса могут получить государственную поддержку по намеченному направлению.

Главным инструментом реализации государственной политики в области развития малого бизнеса в Югре является государственная программа автономного округа «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы», задача которой - повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике автономного округа.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру развития субъектов малого и среднего предпринимательства в автономном округе, устанавливаются государственными программами развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югре:

1. Программа «Гарантия» (предоставление поручительств).

2. Компенсация части затрат по уплате лизинговых платежей [4].

3. Компенсация банковской процентной ставки.

4. Грантовая поддержка.

5. Имущественная поддержка.

6. Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского округа - Югры [5].

7. Образовательная поддержка.

На территории округа действует обширная сеть филиалов и представительств Фонда. Между Фондом поддержки предпринимательства Югры, Окружным Бизнес-Инкубатором и Фондом микрофинансирования ХМАО-Югры подписано соглашение о сотрудничестве в предоставлении информа-

Проблемы развития малого бизнеса в России и за рубежом

165

ции о направлениях деятельности указанных организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства по принципу «одного окна».

Предприниматель, обратившись в любой из офисов, указанных выше организаций сможет получить информацию о формах поддержки малого бизнеса и воспользоваться ими [6].

Спектр видов деятельности, которыми вправе заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. В ХМАО-Югре наиболее востребованными и значимыми видами экономической деятельности являются, такие как: обрабатывающие производства; строительство; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Наибольшую долю занимает оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств (38 %), а также операции с недвижимым имуществом, аренда (21 %) (рис. 2). Наименее развитыми отраслями оказались рыболовство (0 %) и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (4 %) (рис. 2) [7].

Правительству округа стоит обратить внимание на стратегический продукт региона, его» визитную карточку» - рыболовную отрасль. Ведь Югра богата не только нефтью и газом, но и славится рыболовным промыслом. Восстановление рыбокомбинатов положительно скажется на покупательской способности и экономике Югры.

Рис. 2. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) по видам экономической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за 2009-2014 год

166

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

Еще одним из основных показателей, характеризующим экономическое развитие региона, выделяют валовой региональный продукт (ВРП). В возросла до 18,7 %. А по оценкам в 2016 г. показатель ВРП возрастет до 19,4 %. Можно сделать вывод, что малое предпринимательство обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста и развития в нашем округе (рис. 3) [8].

18,7 17,1

■ 2011 ■ 2012

■ 2013

■ 2014

■ 2015

18,1

Рис. 3. Доля оборота малого и среднего предпринимательства в ВРП, %

В 2015 году Минэкономразвития России подготовило проект президентского указа о создании Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Задачами госкорпорации станут развитие финансовой, инфраструктурной, юридической поддержки малого и среднего бизнеса, привлечение для этих целей российских и иностранных инвестиций [9]. Также по мнению, главы торгово-промышленной палаты Сергея Катырина «При должной организации работы и синхронизации усилий в этом направлении единый институт развития выступит гарантом политики расширения рынков сбыта для малого и среднего бизнеса. Таким надежным рынком могут и должны стать госзакупки и закупки у госкорпораций. Необходимо также реализовать меры по встраиванию малого бизнеса в производственные цепочки крупных государственных компаний» [10].

Таким образом, на сегодняшний день малый бизнес занимает львиную долю международных внешних и внутренних рынков, и именно он приносит максимальный доход во многих странах мира. Это говорит о том, что малый бизнес для ХМАО, так и для отдельных его городов представляет огромное значение. А также позволяет укрепить экономику Югры.

Как говорил, Джеймс Гуднайт «Ключ к успеху бизнеса - в инновациях, которые в свою очередь, рождаются креативностью». Поэтому правительство автономного округа Югры должно уделять большое внимание развитию предпринимательства и внедрению инноваций для улучшения инвестиционного климата развития округа.

Список литературы:

1. Распоряжение от 04 апреля 2015 года № 169-РП «Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Проблемы развития малого бизнеса в России и за рубежом

167

за 2014 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/68476240/79818874/ (дата обращения:

06.12.2015) .

2. Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_89925/ (дата обращения: 06.12.2015).

3. Проект Постановления Правительства РФ «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.» (по состоянию на 25.09.2015) (подготовлен Минтрудом России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi base. (дата обращения: 06.12.2015).

4. ОАО Югорская лизинговая компания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ugra-leasing.ru/programs/podderzhka-biznesa/ (дата обращения:

06.12.2015) .

5. Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fundmicro86.ru (дата обращения: 06.12.2015).

6. Фонд поддержки предпринимательства Югры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sb-ugra.ru (дата обращения: 08.12.2015).

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому АО-Югра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://khmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/khmstat/ru/statistics/ enterprises/small_and_medium_enterprises/ (дата обращения: 10.12.2015).

8. Постановление от 9 октября 2010 г. N 241-п О целевой программе Ханты-мансийского автономного округа - Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/dokumenty/targetp/doc (дата обращения: 10.12.2015).

9. Минэкономики подготовило указ о корпорации по развитию малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfree-news/554bbfl29a7947ed64cb4fe8 (дата обращения: 10.12.2015).

10. ТПП РФ выступает за единую госстратегию развития малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tpphmao.ru/news/tpp-rf-vystupaet-za-edinuyu-gosstrategiyu-razvitiya-malogo-biznesa-5/ (дата обращения: 10.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.