ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г-.
УДК 911.373;332.1(571.122)
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ЮГРЫ
И. В. Такмашева
Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Исторбко-культурное наследбв б эко-номбческая оценка государственной поддержкб развбтбя малого ббзнеса Ханты-Мансбйского автономного округа - Югры в условбях геополбтбческой нестаббльностб», со-глашенбе №15-12-86002/15 от 05.06.2015 года.
В настоящее время многие российские регионы вынуждены искать дополнительные источники для обеспечения своего устойчивого социально-экономического развития. Особенно остро проблема эффективного использования экономического потенциала проявляется в тех регионах, где сформирована минерально-сырьевая база развития.
В России экономическая модель интенсивного и широкомасштабного промышленного освоения природных ресурсов Севера показала свою несостоятельность и зависимость от внешних факторов. В регионах Крайнего Севера отрасли и сферы экономики, призванные обеспечивать комфортные условия для проживания местного населения, где ключевая роль принадлежит малому бизнесу, не получили должного стимулирования и поддержки со стороны государства.
Анализ основных экономико-статистических данных позволяет утверждать, что малый бизнес Ханты-Мансийского автономного округа - Югры активно развивается. Так, экономическая эффективность малого бизнеса в Югре остается высокой по сравнению с Уральским Федеральным округом и Россией в целом, однако его социальная эффективность в округе на сегодня остается недостаточной (доля занятости населения в секторе малого бизнеса в регионе составляет 7 %, когда аналогичный среднероссийский показатель фиксируется на отметке 12 %).
Специфическими чертами социально-экономического развития Югры являются: доминирование добывающей отрасли в структуре экономики; слабо развитая транспортная инфраструктура и влияние сезонности на её функционирование; суровые природно-климатические условия; низкий уровень развития социальной инфраструктуры и сектора потребительских услуг для населения; снижение уровня жизни большей части коренных малочисленных народов Севера; низкая плотность населения и неравномерное распределение ресурсов.
В настоящее время одним из инструментов по оказанию поддержки малым предприятиям является разветвленная сеть объектов инфраструктуры. Несмотря на достаточно развитую инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, которая функционирует в настоящее время на территории Югры, на наш взгляд, необходимо реформирование инфраструктуры через создание новых подсистем и элементов.
В результате анализа существующей в автономном округе инфраструктуры поддержки малого бизнеса установлено, что в настоящее время предпринимателю, для того чтобы получить ту или иную форму государственной поддержки, необходимо пройти значительное количество инстанций, при этом взаимодействовать приходится с организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого бизнеса, напрямую. Время, затраченное на переговоры, предприниматель мог бы использовать для развития собственного бизнеса. В рамках предложенной модели предпринимателю предлагается не напрямую взаимодействовать с организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого бизнеса, а лишь направлять соответствующую заявку на получение той или иной формы государственной поддержки. Для обработки заявки на окружном уровне необходимо создать дополнительный объект инфраструктуры - «Централизованную окружную систему поддержки малого бизнеса ХМАО -Югры». В перспективе функционирование дополнительной структуры Централизованной
окружной системы поддержки малого бизнеса ХМАО - Югры можно осуществлять на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В сфере инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса особенно актуальным становится централизация и создание ассоциативных структур. Кроме того, одним из главных направлений формирования эффективного механизма государственной поддержки малого бизнеса является уменьшение административных барьеров и любых форм одностороннего государственного вмешательства в сферу малого бизнеса. Этому призван способствовать представленный механизм государственной поддержки малого бизнеса в ХМАО - Югре (Рис. 1).
Данная принципиальная схема механизма государственной поддержки малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре состоит из трех блоков: инфраструктурного, информационного и конструктивного. В инфраструктурный блок входит «Централизованная окружная система поддержки малого бизнеса ХМАО - Югры», а также организации, образующие инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Информационный блок включает мониторинг и оценку эффективности механизма государственной поддержки малого бизнеса. Оценка эффективности механизма поддержки малого бизнеса может быть как положительной, так и отрицательной. Мониторинг и оценку эффективности мероприятий господдержки малого бизнеса в северных регионах может осуществлять «Исследовательский центр развития малого бизнеса» на основе предложенной балльной методики оценки эффективности целевых программ поддержки малого бизнеса. В конструктивный блок входят мероприятия: финансирование действующих целевых программ и поддержку существующих объектов инфраструктуры или прекращение финансирования неэффективных мероприятий и внедрение новых объектов инфраструктуры (ликвидацию неэффективных объектов инфраструктуры).
Результатом функционирования представленного механизма будет рост числа малых предприятий и формирование благоприятной предпринимательской среды.
Построение системы элементов и связей в представленной модели ориентировано на повышение эффективности региональной поддержки малого бизнеса, ключевыми моментами которой являются:
- координация, дифференциация функций и полномочий объектов инфраструктуры;
- усиление взаимодействия малых предприятий и органов власти;
- организация мониторинга проводимых мероприятий поддержки.
Развитие государственной поддержки малого бизнеса Югры
Департамент экономического развития ХМАО - ЮГРЫ
Центр поддержки экспорта ЮГРЫ
Фонд поддержки предпринимательства ЮГ-РЫ
Югорский государственный университет
Технопарк высоких технологий
Совет по развитию малого и среднего предпринимательства
Евро-инфо- корреспондентский центр
ТПП ХМАО - ЮГРЫ
Окружной бизнес-инкубатор
Фонд микрофинансирования
Бизнес-школы
Центр трансфера технологий
Сервисно-информацион. центры
Лизинговые компании
Учебно-научные центры повышения квалификации
Маркетинговые компании
Региональный центр инвестиций
Консультационные пункты
Банки
Ассоциация кредитного союза предпринимателей ЮГРЫ
А
А
Ассоциация агропромышленного комплекса
А
А
Административная поддержка
Информационная поддержка
Экономическая поддержка
Кадровая поддержка
Технологическая поддержка
Централизованная окружная система (ЦОС) поддержки малого бизнеса ХМАО - ЮГРЫ
Малые предприятия
"ТГ
Взаимодействие
Л
Общая оценка
Региональные органы власти
Балльная методика оценки эффективности программы поддержки
Положительная Отрицательная
Мероприятия господдержки
Мероприятия господдержки
Положительные результаты взаимодействия
Рис. 1. Модель механизма государственной поддержки малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Источник: разработано автором на основании данных: О ежегодном отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2012 г. № 192-рп // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2012. № 3 (часть II, том 3). Ст. 347; Богомолова, Л.Л., Такмашева, И.В. Концептуальные и практические аспекты реализации государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография / Л.Л. Богомолова, И.В. Такмашева. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мира», 2014. 310 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. О создании автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Технопарк высоких технологий»: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 ноября 2008 г. № 497-рп // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. О ежегодном отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2012 г. № 192-рп // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2012. № 3 (часть II, том 3). Ст. 347.
3. Богомолова, Л.Л., Такмашева, И.В. Концептуальные и практические аспекты реализации государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография / Л.Л. Богомолова, И.В. Такмашева. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мира», 2014. 310 с.
4. Малый бизнес в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: прогноз развития [электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр://ройа1/Ы_ргоцпо2.