ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2015 г. Выпуск 4 (39). С. 73-75_
УДК 338.24
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА ЮГРЫ
И. В. Такмашева
Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Историко-культурное наследие и экономическая оценка государственной поддержки развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях геополитической нестабильности», соглашение № 15-12-86002/15 от 05.06.2015 года.
В настоящее время многие российские регионы вынуждены искать дополнительные источники для обеспечения своего устойчивого социально-экономического развития. Особенно остро проблема эффективного использования экономического потенциала проявляется в тех регионах, где сформирована минерально-сырьевая база развития.
В России экономическая модель интенсивного и широкомасштабного промышленного освоения природных ресурсов Севера показала свою несостоятельность и зависимость от внешних факторов. В регионах Крайнего Севера отрасли и сферы экономики, призванные обеспечивать комфортные условия для проживания местного населения, где ключевая роль принадлежит малому бизнесу, не получили должного стимулирования и поддержки со стороны государства.
Анализ основных экономико-статистических данных позволяет утверждать, что малый бизнес Ханты-Мансийского автономного округа - Югры активно развивается. Так, экономическая эффективность малого бизнеса в Югре остается высокой по сравнению с Уральским Федеральным округом и Россией в целом, однако его социальная эффективность в округе на сегодня остается недостаточной (доля занятости населения в секторе малого бизнеса в регионе составляет 7 %, когда аналогичный среднероссийский показатель фиксируется на отметке 12 %).
Специфическими чертами социально-экономического развития Югры являются: доминирование добывающей отрасли в структуре экономики; слабо развитая транспортная инфраструктура и влияние сезонности на её функционирование; суровые природно-климатические условия; низкий уровень развития социальной инфраструктуры и сектора потребительских услуг для населения; снижение уровня жизни большей части коренных малочисленных народов Севера; низкая плотность населения и неравномерное распределение ресурсов.
В настоящее время одним из инструментов по оказанию поддержки малым предприятиям является разветвленная сеть объектов инфраструктуры. Несмотря на достаточно развитую инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, которая функционирует в настоящее время на территории Югры, на наш взгляд, необходимо реформирование инфраструктуры через создание новых подсистем и элементов.
В результате анализа существующей в автономном округе инфраструктуры поддержки малого бизнеса установлено, что в настоящее время предпринимателю для того чтобы получить ту или иную форму государственной поддержки, необходимо пройти значительное количество инстанций, при этом взаимодействовать приходится с организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого бизнеса, напрямую. Время, затраченное на переговоры, предприниматель мог бы использовать для развития собственного бизнеса. В рамках предложенной модели предпринимателю предлагается не напрямую взаимодействовать с организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого бизнеса, а лишь направлять соответствующую заявку на получение той или иной формы государственной поддержки. Для обработки заявки на окружном уровне необходимо создать дополнительный объект инфраструктуры - «Централизованную окружную систему поддержки малого бизнеса ХМАО-
И. В. Такмашева
Югры». В перспективе функционирование дополнительной структуры Централизованной окружной системы поддержки малого бизнеса ХМАО-Югры можно осуществлять на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В сфере инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса особенно актуальным становится централизация и создание ассоциативных структур. Кроме того, одним из главных направлений формирования эффективного механизма государственной поддержки малого бизнеса является уменьшение административных барьеров и любых форм одностороннего государственного вмешательства в сферу малого бизнеса. Этому призван способствовать представленный механизм государственной поддержки малого бизнеса в ХМАО-Югре (Рис. 1).
Данная принципиальная схема механизма государственной поддержки малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре состоит из трех блоков: инфраструктурного, информационного и конструктивного. В инфраструктурный блок входит «Централизованная окружная система поддержки малого бизнеса ХМАО-Югры», а также организации, образующие инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Информационный блок включает мониторинг и оценку эффективности механизма государственной поддержки малого бизнеса. Оценка эффективности механизма поддержки малого бизнеса может быть как положительной, так и отрицательной. Мониторинг и оценку эффективности мероприятий господдержки малого бизнеса в северных регионах может осуществлять «Исследовательский центр развития малого бизнеса» на основе предложенной балльной методики оценки эффективности целевых программ поддержки малого бизнеса. В конструктивный блок входят мероприятия: финансирование действующих целевых программ и поддержка существующих объектов инфраструктуры или прекращение финансирования неэффективных мероприятий и внедрение новых объектов инфраструктуры (ликвидация неэффективных объектов инфраструктуры).
Результатом функционирования представленного механизма будет рост числа малых предприятий и формирование благоприятной предпринимательской среды.
Построение системы элементов и связей в представленной модели ориентировано на повышение эффективности региональной поддержки малого бизнеса, ключевыми моментами которой являются:
- координация, дифференциация функций и полномочий объектов инфраструктуры;
- усиление взаимодействия малых предприятий и органов власти;
- организация мониторинга проводимых мероприятий поддержки.
Литература
1. О создании автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Технопарк высоких технологий»: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 ноября 2008 г. № 497-рп // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. О ежегодном отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2012 г. № 192-рп // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. - 2012. - № 3 (часть II, том 3). - Ст. 347.
3. Богомолова, Л. Л. Концептуальные и практические аспекты реализации государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография [Текст] / Л. Л. Богомолова, И. В. Такмашева. - Ханты-Мансийск : ООО «Печатный мир», 2014. - 310 с.
4. Малый бизнес в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: прогноз развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://portal/N_prognoz.
Развитие государственной поддержки малого бизнеса Югры
Рисунок 1 - Модель механизма государственной поддержки малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Источник: разработано автором на основании данных: О ежегодном отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2012 г. № 192-рп // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2012. - № 3 (часть II, том 3). - Ст. 347; Богомолова, Л. Л. Концептуальные и практические аспекты реализации государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография / Л. Л. Богомолова, И. В. Такмашева. - Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир», 2014. - 310 с.