Такмашева И.В.,
соискатель кафедры менеджмента
ФГБОУ ВПО «Ростовский политехнический университет»
Шаклеина С.А.,
а спирант ка федры менеджмента ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д. Н. Прянишникова»
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Неравномерное хозяйственное освоение территорий и высокий уровень дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов обусловливают необходимость создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ. В этой связи стратегическое значение приобретают субъекты малого бизнеса, функционирующие в каждой отрасли народного хозяйства.
Увеличение числа малых предприятий обеспечивает создание новых рабочих мест, повышение занятости населения и его доходов. Рост объема производимой малыми предприятиями продукции в значительной степени обеспечивает стабильность как экономики страны, так и экономики региона. Вместе с тем, малые предприятия являются наиболее уязвимыми, так как они обладают ограниченной ресурсной базой, а при недостаточно развитой инфраструктуре низкой конкурентоспособностью по сравнению со средними и крупными предприятиями.
Малые предприятия имеют ярко выраженную региональную ориентацию, так как строят свою деятельность в основном исходя из структуры местного рынка и сформировавшегося на территории региона спроса. В этой связи необходимым становится совершенствование механизма государственной поддержки малого бизнеса, сочетающего элементы федерального, регионального и муниципального уровня в стратегической вертикали управления каждой отраслью. Преобладание нефтегазодобывающей отрасли в структуре экономики, суровые климатические условия, низкая обеспеченность кадрами в социально значимых отраслях на территории Крайнего Севера повышают предпринимательские риски и служат сдерживающими факторами развития малого бизнеса в северных регионах.
Теоретические и методологические аспекты развития малого бизнеса рассматривались в трудах зарубежных авторов: С. Брю, Дж. Кларка, Р. Коуза, К. Макконелла, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Риккардо, А. Смита, Ж. Сэя, Й. Шумпетера и др.
Анализ публикаций свидетельствует о высоком уровне теоретико-методологических исследований в области проблем развития малого бизнеса, управления экономикой регионов и ее пространственной организации, типологии и классификации институциональных механизмов взаимодействия государства и бизнеса. Вместе с тем, недостаточно изученными остаются проблемы формирования эффективного механизма государственной поддержки малого бизнеса в северных регионах России с использованием принципов программно-целевого управления, оптимизации инфраструктуры поддержки малых предприятий, оценки эффективности целевых программ. Это позволило определить цель и задачи исследования.
Механизм государственной поддержки малого бизнеса можно представить как процесс взаимодействия органов государственной власти, объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и субъектов малого бизнеса, нацеленный на создание благоприятных институциональных и экономических условий посредством реализации отдельных мероприятий, с использованием имеющихся ресурсов и различных форм поддержки (административной, информационной, экономической, кадровой, технологической), эффективность применения которых подлежит комплексной оценке. Реализация механизма государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне предполагает его интеграцию в систему управления региональным хозяйственным комплексом и подчинение социально-экономическим приоритетам его развития.
Эффективная реализация государственной поддержки малого бизнеса возможна на основе системы представлений об особенностях становления малого бизнеса в России и отдельных регионах. Изучение эволюции малого бизнеса в русле традиционного подхода и с позиции модифицированного подхода не учитывает роль структурных преобразований в экономической деятельности малого бизнеса в связи с наиболее существенными социальными и институциональными изменениями в обществе. Преодолеть указанные недостатки позволяет трансформационный подход, на основе которого проведена периодизация развития форм государственной поддержки малого бизнеса и выделены пять этапов: перестроечный (1986-1988 гг.), законодательный (1989-1995 гг.), инфраструктурный (1996-2005 гг.), адресный (2006-2010 гг.) и этап развития социально-ориентированного малого бизнеса (с 2010 гг. по настоящее время). Критериями периодизации развития форм государственной поддержки малого бизнеса являются изменения институциональных, ин-
фраструктурных, правовых, социальных, информационных и иных факторов, обуславливающих формирование благоприятной среды для развития малого бизнеса.
Формирование и реализация механизма государственной поддержки малого бизнеса в регионе осуществляются с учетом местных экономико-географических условий. Территориальная специфика хозяйствования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определила региональные особенности развития малого бизнеса: высокую зависимость объема государственной поддержки малого бизнеса от нефтегазодобывающей промышленности; детерминированность процесса ценообразования малых предприятий состоянием транспортной инфраструктуры и сезонностью её функционирования; медленные темпы развития специализаций малых предприятий, занятых в сфере обслуживания, обусловленные отсутствием единого крупного локального рынка потребительских услуг в регионе. Перечисленные особенности позволили выделить группы факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса в автономном округе, среди которых экономические, политические, социальные, инфраструктурные, природно-климатические.
Разрозненность и несогласованность действий, дублирование функций среди объектов и организаций, относящихся к инфраструктуре поддержки малого бизнеса в автономном округе, обусловили необходимость совершенствования системы её элементов и связей между ними. В условиях отсутствия в регионе института, выполняющего роль координатора деятельности и распределения функций между организациями, образующими инфраструктуру поддержки, становится целесообразным создание централизованной структуры по поддержке и развитию малого бизнеса. Формирование централизованной окружной системы поддержки малого бизнеса создаст предпосылки для внедрения единых стандартов предоставления услуг, среди которых консультации, обучение, участие в системе государственных закупок, информационная поддержка.
Одним из инструментов стратегического управления развитием малых предприятий в регионе является реализация целевых программ поддержки малого бизнеса. Методика оценки эффективности региональных целевых программ поддержки малого бизнеса ориентирована на определение результативности предпринимаемых мероприятий, предполагает мониторинг деятельности малых предприятий. Комплексность оценки достигается за счет включения в методику семи показателей, характеризующих развитие малого бизнеса в регионе, причем фактическое значение каждого параметра оценивается в баллах. Универсальность методики позволяет использовать её для оценки эффективности реализуемых региональных и муниципальных целевых программ поддержки малого бизнеса.
Комплексный подход к формированию механизма государственной поддержки малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре включает в себя три основных блока: инфраструктурный, информационный и конструктивный. В инфраструктурный блок входят «Централизованная окружная система поддержки малого бизнеса ХМАО -Югры», а также организации, образующие инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Информационный блок состоит из системы мониторинга и оценки эффективности механизма государственной поддержки малого бизнеса. Конструктивный блок включает мероприятия государственной поддержки малого бизнеса и результаты от взаимодействия субъектов малого бизнеса с региональными органами государственной власти. Использование комплексного подхода позволит повысить эффективность мероприятий государственной поддержки малого бизнеса и создать благоприятные условия для развития малых предприятий.
Системный анализ различных трактовок содержания механизма государственной поддержки малого бизнеса позволил определить его как процесс взаимодействия органов государственной власти, объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и субъектов малого бизнеса, нацеленный на создание благоприятных институциональных и экономических условий посредством реализации отдельных мероприятий и форм государственной поддержки, с использованием имеющихся ресурсов, эффективность применения которых подлежит комплексной оценке. При формировании механизма государственной поддержки малого бизнеса в регионе должны учитываться экономико-географические особенности территории и система управления региональным народнохозяйственным комплексом, а также приоритеты развития экономики.
Учитывая трансформационный характер развития форм государственной поддержки малого бизнеса в России, в соответствии с изменениями институциональных, инфраструктурных, правовых, социальных, информационных и иных факторов, выделены пять этапов их становления: первый этап (1986-1988 гг.) - перестройка экономики (характеризуется заменой административных мер на демократические); второй этап (1989-1995 гг.) - законодательный (приняты основные законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий); третий этап (1996-2005 гг.) - инфраструктурный (формирование основных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса); четвертый этап (2006-2010 гг.) - косвенная государственная поддержка (адресная поддержка предприятий малого бизнеса); пятый этап (с 2010 гг. по настоящее время) - развитие социально-ориентированного малого бизнеса. Данный подход позволяет проследить развитие инст-
рументов и мероприятий государственной поддержки малого бизнеса в зависимости от приоритетных направлений, заявленных на федеральном или региональном уровне.
Регионы Крайнего Севера, к которым можно отнести Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманскую область, Камчатский край, Архангельскую область, Хабаровский край, Ненецкий автономный округ, Сахалинскую область, Магаданскую область, Иркутскую область, Республику Тыва, Республику Коми, Республику Карелия, отличаются особыми природно-климатическими условиями и характеризуются общностью социальных, экономических, правовых и иных факторов.
Анализ содержания региональной политики в регионах Крайнего Севера РФ показал, что она направлена, в основном, на наращивание объемов добычи топливно-энергетических ресурсов и эксплуатацию воспроизводимых ресурсов. При этом приоритетные отрасли экономики (сфера услуг, деревообрабатывающая промышленность, нефте-газоперерабатывающая промышленность, пищевая промышленность, домостроение), обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, не получают должного стимулирования. Все основные потребности местного населения удовлетворяются за счет ввоза продукции из других регионов России, а из-за значительного расстояния, слабо развитой транспортной инфраструктуры и суровых климатических условий цены на ввозимую продукцию остаются высокими. Основной проблемой российского севера стала проблема жизнеобеспечения и выживания коренных малочисленных народов, и решить ее можно путем совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса и развития предпринимательской инициативы.
Экономическая оценка развития базовых показателей социально-экономического положения региона отражает стабильное состояние экономики региона и тенденцию к росту основных показателей. Так, численность безработных с каждым годом сокращается: снижение произошло на 30 % с 8 тыс. чел. в 2011 году до 5,6 тыс. чел. в 2014 году. Валовой региональный продукт увеличился на 22,9 % или на 519,6 млрд. руб. Денежные доходы на душу населения за рассматриваемый период увеличились на 27,5 % (табл. 1).
Таблица 1
Социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа —
Югры в 2011-2014 гг.
Показатели Годы Изменение
2011 2012 2013 2014 абс. относ.
Численность постоянного населения, тыс. чел. 1 549,2 1 570,2 1584,1 1 597,2 48,0 103,1
Валовой региональный продукт, млрд. руб. 2 270,0 2 467,1 2434,2 2 789,6 519,6 122,9
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 6,7 7,1 8,2 8,9 2,2 132,8
Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб. 648,7 707,5 669,9 746,4 97,7 115,1
Оборот розничной торговли, млрд. руб. 253,9 289,4 303,1 359,5 105,6 141,6
Численность зарегистрированных безработных (на конец года), тыс. чел. 8,0 7,8 7,3 5,6 2,4 70,0
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц, руб. 30 868,7 32 520,1 36 088,1 39 360,5 8491,8 127,5
Если рассматривать специфику экономики Ханты-Мансийского автономного округа, то необходимо отметить, что отсутствие в регионе крупных городских агломераций не способствует формированию единого крупного локального потребительского рынка для всего спектра платных услуг. Поэтому формирование сферы обслуживания в автономном округе не может идти так же быстро, как в крупных городах страны. В этой связи были выделены такие наиболее приоритетные виды экономической деятельности (по доле малых предприятий), как: оптовая и розничная торговля - 47,5 %; строительство - 16,5 %; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 7,2 %; транспорт и связь - 14,6 %, иные виды деятельности - 14,2 %. (рис. 1).
Ш Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования ЕЗ Строительство
■ Операции с недвижимым имуществом, арс1 |да и п рсдоставлс! 1ис услуг
^Транспорт и связь В Иные виды деятельности
Рис. 1. Наиболее приоритетные виды экономической деятельности в сфере малого бизнеса на территории ХМАО — Югры в 2010-2014 гг.
Определение условий, специфики и приоритетов развития хозяйственного комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе позволило выделить группы факторов, сдерживающих активизацию малого бизнеса в регионе. К ним относятся: экономические факторы (недостаточная диверсификация экономики, высокая зависимость экономики округа от состояния нефтегазодобывающей промышленности, наличие большого количества вертикально интегрированных компаний, сохранение значительных барьеров для распространения новых технологий, инноваций, отсутствие стратегии развития малого бизнеса в регионе); политические факторы (высокая зависимость экономики региона от федеральной политики); социальные факторы (низкий уровень развития социальной инфраструктуры и сферы услуг, высокие миграционные потоки населения, неравномерность расселения, этнические проблемы); инфраструктурные факторы (недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, неразвитость транспортных путей); природно-климатические факторы (суровые природно-климатические условия).
Механизм государственной поддержки малого бизнеса северных регионов в настоящее время складывается под воздействием принятых на федеральном и региональном уровне целевых программ поддержки малых предприятий. Основной задачей органов государственной власти при предоставлении поддержки в рамках целевых программ является снижение уровня рискованности малого бизнеса. Для этого используются различные формы государственной поддержки: административная, информационная, экономическая, кадровая, технологическая. На финансирование вышеуказанных форм поддержки региональными органами власти ежегодно направляется значительный объем денежных
средств. В этой связи актуальным становится осуществление комплексного мониторинга эффективности реализуемых в рамках целевых программ мероприятий. Поэтому нами предложена балльная методика оценки эффективности целевых программ поддержки малого бизнеса.
В разработанной методике использованы следующие обозначения:
I (Index) - наименование показателя; C (Coefficient) - весовой коэффициент показателя; B (Base value) - базовое значение показателя на начало реализации программы; S (Supposed value) - ожидаемое значение показателя на момент окончания программы; A (Actual value) - фактическое значение показателя на момент оценки; V (Variant) - вариант состояния показателя на момент оценки; E (Estimation) - оценка по показателю в баллах; R (Result) - результат.
К наиболее важным показателям, которые необходимо учитывать при проведении оценки, отнесены следующие показатели (I), причем каждому из них на основе метода ранжирования присваивался весовой коэффициент (CI) в зависимости от значимости для развития сферы малого бизнеса:
11 - количество малых предприятий на 100 тыс. жителей (ед.), CI1 = 0,1;
12 - доля работников малых предприятий в общей занятости населения (%), CI2 = 0,1;
13 - доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта (%), CI3 = 0,2;
14 - оборот малых предприятий на одного работника, занятого в малом бизнесе (тыс. руб.), CI4 = 0,1;
15 - налоговая нагрузка на малые предприятия (отношение суммы исчисленного налога к величине дохода, в %), CI5 = 0,2;
16 - объемы финансирования, направленные на поддержку малого бизнеса (млн. руб.), CI6 = 0,1;
17 - объем привлеченных средств на 1 рубль средств бюджета региона (руб.), CI7 =
0,2.
При определении весового коэффициента каждого показателя было удовлетворено следующее условие:
Sum CI (1 7) = 1,
где Sum - сумма значений показателя.
Для оценки фактического значения каждого показателя в методике предусмотрено 6 вариантов состояния показателя (V), каждому из которых присваиваются баллы (E):
Vi - выше ожидаемого, т.е. A > S, при этом E = 10;
V2 - соответствует ожидаемому значению, т.е. A = S, при этом E = 8;
V3 - возрастает ежегодно, т.е. Af, при этом E = 6;
V4 - не изменяется ежегодно, т.е. A=B, при этом E = 4;
V5 - значение показателя ниже базового, т.е. A < B, при этом E = 2;
V6 - уменьшается ежегодно, т.е. A{, при этом E = 0.
Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждому показателю, равно 10, однако это не является конечным результатом оценки. Осуществление оценки по каждому показателю определяется по следующей формуле:
R] = Ci * Ei, (1)
где R] - результат оценки, С] - весовой коэффициент показателя, E] - оценка по показателю в баллах, I — соответствующий показатель.
Общий результат оценки целевой программы определяется по следующей формуле:
Ro=Sum E](i - 7)*C ](i - 7), (2)
где Ro - общий результат оценки, Sum - сумма значений показателя, E] — оценка по каждому показателю, C] - весовой коэффициент по каждому показателю, I - соответствующий показатель. Общая оценка целевой программы поддержки малого бизнеса осуществляется согласно следующим критериям: 7,5 < Ro < 10 - высокая эффективность программы; 5 < Ro < 7,5 - эффективная программа; 2,5 < Ro < 5 - средняя эффективность целевой программы; 0 < Ro < 2,5 - низкая эффективность программы поддержки малого бизнеса.
На основании предложенной методики была проведена оценка эффективности целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». В результате было выявлено, что по состоянию на 2013 г. целевая программа поддержки малого и среднего бизнеса является эффективной, но при этом не характеризуется максимально возможными значениями показателей: Яо = 6,2 (табл. 2). Наибольшая балльная оценка присвоена показателю «Объем привлеченных средств на 1 рубль средств бюджета региона», где E = 8; наименьшая - для показателя «Объемы финансирования, направленные на поддержку малого бизнеса», где E = 4.
Таблица 2
Оценка целевой программы поддержки малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, 2013 г.
Наименование показателя I (Index) Весовой коэффициент C (Coefficient) Описание варианта состояния I V (Variant) Оценка показателя E (Estimation) Результат R = 0*E
Ii 0,1 V3: возрастает ежегодно (Л|) 6 R =0,6
I2 0,1 V3: возрастает ежегодно (Л|) 6 R =0,6
1з 0,2 V3: возрастает ежегодно (Л|) 6 R =1,2
I4 0,1 V3: возрастает ежегодно (Л|) 6 R =0,6
I5 0,2 V3: возрастает ежегодно (Л|) 6 R =1,2
1б 0,1 V4: не изменяется ежегодно (Л=В) 4 R = 0,4
I? 0,2 V2: соответствует ожидаемому (Л=Б) 8 R =1,6
Всего 1,0 - 42 Ro = 6,2
В настоящее время на территории автономного округа создано множество объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса, но в связи с тем, что данные объекты осуществляют свою деятельность разрозненно и несогласованно, сложившаяся на территории автономного округа инфраструктура нуждается в усовершенствовании. В сфере инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса актуальным становится централизация и создание ассоциативных структур. Кроме того, одним из главных направлений формирования эффективного механизма государственной поддержки малого бизнеса является уменьшение административных барьеров и любых форм одностороннего государственного вмешательства в сферу малого бизнеса. Этому призван способствовать представленный механизм государственной поддержки малого бизнеса в ХМАО - Югре (рис. 2).
Данная принципиальная схема механизма государственной поддержки малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре состоит из трех блоков: инфраструктурного, информационного и конструктивного.
Департамент экономического развития
ХМАО - ЮГРЫ
Совет по развитию малого и среднего предпринимательства
Центр поддержки экспорта ЮГРЫ
Евро-инфо- корреспондентский центр
ТПП
ХМАО - ЮГРЫ
Сервисно-
информацион.
центры
Фонд поддержки предпринимательства ЮГРЫ
Югорский государственный университет
Маркетинговые компании
Консультационные пункты
И
Окружной бизнес-инкубатор
Фонд микрофинансирования
Лизинговые компании
Региональный центр инвестиций
Банки
Ассоциация кредитного союза предпринимателей ЮГРЫ
Административная поддержка
Информационная поддержка
Ассоциация агропромышленного комплекса О
Бизнес-школы
Центр трансфера технологий
Учебно-научные центры
повышения квалификации
Инфраструктурный БЛОК
Экономическая поддержка
и-
ТГ
Кадровая поддержка
-о-
Технологическая поддержка
Централизованная окружная система (ЦОС) поддержки малого бизнеса ХМАО - ЮГРЫ
Малые предприятия
д
Взаимодействие
-Л-
Общая оценка
Региональные органы власти
Балльная методика оценки эффективности программы поддержки
д
Информационный БЛОК
Положительная
Отрицательная
Мероприятия господдержки
и:
Мероприятия господдержки
Финансирование действующей региональной программы
Поддержка существующих организаций инфраструктуры
Положительные результаты взаимодействия
Прекращение финансирования неэффективных мероприятий
Внедрение новых объектов инфраструктуры
Конструктивный БЛОК
Рис. 2. Модель механизма государственной поддержки малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
В инфраструктурный блок входит «Централизованная окружная система поддержки малого бизнеса ХМАО - Югры», а также организации, образующие инфраструктуру поддержки малого бизнеса.
В результате анализа существующей в автономном округе инфраструктуры поддержки малого бизнеса установлено, что в настоящее время предпринимателю, для того чтобы получить ту или иную форму государственной поддержки, необходимо пройти значительное количество инстанций, при этом приходится напрямую взаимодействовать с организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого бизнеса. Время, затраченное на переговоры, предприниматель мог бы использовать для развития собственного бизнеса. В рамках предложенной модели предпринимателю предлагается не напрямую взаимодействовать с организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого бизнеса, а лишь направлять соответствующую заявку на получение той или иной формы государственной поддержки. Для обработки заявки на окружном уровне необходимо создать дополнительный объект инфраструктуры - «Централизованную окружную систему поддержки малого бизнеса ХМАО - Югры». В перспективе функционирование дополнительной структуры Централизованной окружной системы поддержки малого бизнеса ХМАО - Югры можно осуществлять на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Информационный блок включает мониторинг и оценку эффективности механизма государственной поддержки малого бизнеса. Оценка эффективности механизма поддержки малого бизнеса может быть как положительной, так и отрицательной.
Мониторинг и оценку эффективности мероприятий господдержки малого бизнеса в северных регионах может осуществлять «Исследовательский центр развития малого бизнеса» на основе предложенной балльной методики оценки эффективности целевых программ поддержки малого бизнеса.
В конструктивный блок входят мероприятия государственной поддержки малого бизнеса, включающие в себя: финансирование действующих целевых программ и поддержку существующих объектов инфраструктуры или прекращение финансирования неэффективных мероприятий и внедрение новых объектов инфраструктуры (ликвидацию неэффективных объектов инфраструктуры). Результатом функционирования представленного механизма будет рост числа малых предприятий и формирование благоприятной предпринимательской среды.
Библиография
1. Такмашева И.В. Концептуальные и практические аспекты реализации государственной поддержки малого бизнеса северных регионов: монография / Л.Л. Богомолова, И.В. Такмашева. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир», 2014. 310 с.
2. Такмашева И.В. Финансово-кредитный механизм как основа социально-экономического развития региона: монография / Н.В. Чепурных, А.Н. Семин, О.Н. Михайлюк, С.В. Аглоткова, Л.Л. Богомолова, А.С. Гиленко, О.В. Костина, Е.Н. Раздроков, Ю.С. Родь, Л.С. Хромцова, И.В. Такмашева, О.А. Картин. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2013. 205 с.