Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития социально-экономической психологии'

Состояние и перспективы развития социально-экономической психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическая психология / история / теория. сущность / безопасность / угроза / система / элита / социальные группы / общенациональные интересы / socio-economic psychology / history / theory. essence / security / threat / system / elite / social groups / national interests

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анатолий Николаевич Сухов

Раскрывается актуальность исследования социально-экономической психологии, а так же рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, предмета, структуры и обеспечении развития социально-экономической психологии. С их преодолением связаны перспективы развития данной отрасли. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории социально-экономической психологи. В то же время теория прикладной социально-экономической психологии является составной частью общей теории. Они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективном развитии социально-экономической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state and prospects of development of socio-economic psychology

This article reveals the relevance of the study of socio-economic psychology, as well as the essence of the socio-psychological approach to its understanding. At the same time, the difficulties that occur in defining the concept, subject, structure and ensuring the development of socio-economic psychology are analyzed. The prospects for the development of this industry are connected with their overcoming. Therefore, it is not by chance that the most important task is to create a general theory of socio-economic psychology. At the same time, the theory of applied socio-economic psychology is an integral part of the general theory. They complement each other. Without this, it is impossible to talk about the effective development of socio-economic psychology.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития социально-экономической психологии»

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-76-81 EDN: https://elibrary.ru/krmrxv

NIION: 2018-0077-2/24-456 MOSURED: 77/27-024-2024-02-655

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Состояние и перспективы развития социально-экономической

психологии

Анатолий Николаевич Сухов

РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Аннотация. Раскрывается актуальность исследования социально-экономической психологии, а так же рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, предмета, структуры и обеспечении развития социально-экономической психологии. С их преодолением связаны перспективы развития данной отрасли. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории социально-экономической психологи. В то же время теория прикладной социально-экономической психологии является составной частью общей теории. Они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективном развитии социально-экономической психологии.

Ключевые слова: социально-экономическая психология, история, теория. сущность, безопасность, угроза, система, элита, социальные группы, общенациональные интересы

Для цитирования: Сухов А. Н. Состояние и перспективы развития социально-экономической психологии // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 76-81. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-76-81. EDN: KRMRXV.

Original article

The state and prospects of development of socio-economic psychology

Anatoly N. Sukhov

Russian State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Abstract. This article reveals the relevance of the study of socio-economic psychology, as well as the essence of the socio-psychological approach to its understanding. At the same time, the difficulties that occur in defining the concept, subject, structure and ensuring the development of socio-economic psychology are analyzed. The prospects for the development of this industry are connected with their overcoming. Therefore, it is not by chance that the most important task is to create a general theory of socio-economic psychology. At the same time, the theory of applied socio-economic psychology is an integral part of the general theory. They complement each other. Without this, it is impossible to talk about the effective development of socio-economic psychology.

Keywords: socio-economic psychology, history, theory. essence, security, threat, system, elite, social groups, national interests

For citation: Sukhov A. N. The state and prospects of development of socio-economic psychology. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):76-81. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-76-81. EDN: KRMRXV.

Актуальность исследования социально-экономической психологии связана с необходимостью решения как теоретических, так и практических проблем, а также преодоления как внешних, так и внутренних угроз, вызовов и рисков для экономической системы.

Как правило, исследователи в истории становления социально-экономической психологии выделяют несколько этапов. В XXI в. потребность в развитии социально-экономической психологии как полноцен-

ной отрасли стала не просто очевидной, а крайне необходимой. Истоки экономической психологии можно найти прежде всего в трудах знаменитыхэкономистов.

Организационное оформление экономической психологии произошло в начале 80-х годов XX века. Именно тогда была создана Международная ассоциация исследователей экономической психологии.

Среди русских мыслителей большое внимание роли психологических факторов в хозяйственной деятельно-

© Сухов А. Н., 2024

76

сти оказывали С. Булгаков, П. Струве, Н. Кондратьев, А. Чаянов. Характерной особенностью работ этих ученых является повышенное внимание к социально-психологическим аспектам хозяйствования: проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в процессе хозяйственной деятельности. В отечественной науке первые работы по проблемам экономической психологии появились в 80-90-х годах XX века.

Экономическая психология возникла на пересечении таких традиционных отраслей психологии, как психология труда, организационная, социальная психология и психология управления.

Реформы отечественной системы хозяйственного управления конца 80-х годов, внедрение рыночной экономики и появление в России новых форм собственности в 90-е годы XX века поставили новые задачи перед экономической психологией. Последствия данных инноваций многообразны. Изменения коснулись многих явлений в сфере экономики.

Так, субъектами экономической деятельности могут быть: физическое лицо, частный предприниматель, группа собственников, организация как юридическое лицо, государство в лице своих представителей (министерство, ведомство, государственное учреждение и организация, которая занимает весомое место в экономической системе).

Социальная психология организации возникла не на пустом месте. Фактом своего рождения и развития она обязана достижениям в области ряда дисциплин.

Теории управления организациями представлены работами в рамках нескольких школ: школы научного управления, классической школы в управлении, школы человеческих отношений, школы науки о поведении, системного и ситуационного подходов в управлении.

Одна из общих теорий организаций - теория Т. Пар-сонса. В основе данной теории лежит положение о том, что деятельность всей организации определяется организационной культурой, национальной ментальностью.

Отечественные психологи внесли немалый вклад в становление теории социальной организации.

По нашему мнению, в основе социальной психологии организации лежит эмпирически доказанный факт о зависимости их эффективности и конкурентноспособности от социально-психологических явлений, которые в свою очередь определяются культурно-историческими факторами и условиями (социальными ценностями, мен-тальностью и т. п.). Это обстоятельство влияет на развитие базовых ценностей социальных организаций, культуру управления, делового и управленческого общения, социально-психологического климата, репутации, идентичности персонала и безопасности. В конечном счете именно социально-психологические явления и определяют эффективность организаций. Данные положения изложены в ряде публикаций автора, в том числе в следующей работе: А. Н. Сухов. «Социальная психология организации». М., 2010.

Но трудности, с которыми столкнулись социальные организации в период кризиса, со всей очевидностью по-

казали отсутствие теории устойчивого их развития (УР). Именно эта теория должна лечь в основу стратегического планирования и антикризисного управления. Вне рамок данного подхода нельзя обеспечить конкурентноспособность социальных организаций, эффективно ими управлять.

Вообще говоря, можно с сожаленьем констатировать, что самостоятельных отечественных теорий социальной организации пока нет. Во многом они представляют результат заимствования. По существу это слепок западных частных теорий. На самом же деле есть организации, которые занимаются теневой экономикой и т. д. Но они пока не находятся в поле зрения экономической психологии.

Итак, можно сделать вывод о том, что интегральная, общая теория социально-экономической психологии находится в стадии становления. Ее разработка находится в плоскости установления междисциплинарных связей, т. е. системного подхода в целях устранения теоретической фрагментарности.

Как правило, соответствующие издания называются: «Экономическая психология».

В данном же случае речь идет о социально-экономической психологии, которая носит междисциплинарный характер и образуется на основе интеграции социальной и экономической психологии.

Под социально-экономической психологией понимается использование возможностей социальной психологии для анализа и понимания различных социально-психологических явлений в сфере экономики. Это обстоятельство следует иметь в виду при определении предмета теоритической и прикладной социально-экономической психологии.

Вне учета связи с социальной психологией этого сделать нельзя. Поэтому не случайно теперь экономическая психология как научная специальность находится в одной связке с социальной и экономической психологией.

Имеются публикации автора о социально-психологических явлениях в сфере экономики [9; 10].

Формулирование предмета социально-экономической психологии во многом способствует преодолению трудной теоретической ситуации, в которой она находится.

Мнение автора на этот счет таково. Предмет теории социально-экономической психологии - это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений в экономической системе на различных уровнях (макро-, среднем-организационном и личностном) в нормальных, осложненных и экстремальных условиях.

Под предметом прикладной социально-экономической психологии понимается профессиональное осуществление диагностирования, консультирования и применение технологий воздействия на социально-психологические явления в сфере экономики. Объединение двух данных предметов образует единый предмет социально-экономической психологии.

Исходя из этого, к основным направлениям развития теории этой отрасли относят теории социально-психоло-

ЕСКИЕ НАУКИ 77

гических явлений на различных уровнях: макро-, среднем и личностном.

Однако современное состояние теории социально-экономической психологии характеризуется крайне не однозначно.

Существует немало теорий социально-экономической психологии, но нет общепринятых современных парадигм, положений: а) единой теории, адекватной структуры, отражающей весь спектр социально-психологических характеристик экономической системы; единого определения, понятийного аппарата, тезауруса. Перспективы развития социально-экономической психологии связаны с применением системного подхода при разработке ее теории и прикладной части.

В связи с этим прежде всего требуется рассмотрение наиболее существенных социально-психологических явлений, а именно; отношений, конфликтов, ментальности, успеха, кризиса и др.

В структуре социально-психологических явлений на макроуровне ведущую роль занимают социально-экономические отношения. Они связаны с различными формами собственности, интересами, экономическими системами и моделями.

Теория социального обмена не позволяет полностью объяснить природу социально-экономических отношений. В их основе лежит форма собственности, которая, впрочем, меняется в условиях социальной модернизации. Имеется в виду возникновение информационного общества и т. д.

Главными элементами, позволяющими выделять определенные типы экономических систем являются форма собственности, отношения и способ координации хозяйственной деятельности. Форма собственности определяет возможности доступа к ресурсам и определяет отношения, в том числе классовые. Это не дань марксизму, а факт, который сложно отрицать, несмотря на то, что есть теории, которые не признают это. В то же время ведущую роль при этом должны играть не узкогрупповые, клановые, а общенациональные интересы. Но на практике, в жизни довольно часто бывает наоборот.

Конфликты в экономической системе играют как позитивную, так и негативную роль. Имеются в виду последствия конструктивных, гибридных и деструктивных конфликтов. Достаточно подробно они изложены в таком учебном пособии, как: Сухов А. Н. Социальная конфликтология. М., 2021.

«Конфликт интересов» в мировом масштабе не то, что не спадает, а наоборот нарастает в ходе «торговых, санкционных, информационно-психологических войн». В условиях СВО между коллективным Западом и Россией сложился острейший широкомасштабный конфликт. Естественно, он влияет на состояние экономических систем различных стран. Вообще говоря, экономические потери от конфликтов на разных уровнях достигают колоссальных размеров. В то же время одна из конфликтующих сторон может и получает прибыль.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации экономики, так как страны различаются своеобразием ментальности на-

селения, истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Современной рыночной системе присущи различные модели, в частности, американская, английская, японская; социально-рыночная; северно-европейская; китайская и др.

Успех экономических нововведений определяется степенью их соответствия национальной психологии, ментальности. Поэтому необходима квалифицированная социально-психологическая экспертиза проводимых реформ с учетом ментальности. Хотя с 90-х годов 20-го столетия в России идет модернизация экономической системы, тем не менее традиции остаются.

В 1998 году в России вступил в силу Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», призванный содействовать развитию производственной демократии в стране, открывший определенные возможности развития народных предприятий и создавший для этого необходимую правовую базу.

Важное место среди социально-психологических явлений в экономической системе модели занимают такие понятия, как успех, карьера и развитие.

Схематически структура успеха, карьеры и развития представляет собой механизм достижения целей, которые в свою очередь определяются смысловым конструктом субъекта, иными словами, образами, социальными представлениями, детерминированными различными факторами.

С содержательной точки зрения эти понятия можно рассматривать как в норме, так и в негативном плане, т. е. вести речь как об отклоняющихся от стандарта явлениях. Это обстоятельство позволяет говорить о псевдо-, квази-, лжеуспехе и т. п. С учетом этого карьеру также следует оценивать не только в позитивном, но и криминальном плане. В связи с этим можно и нужно говорить о криминальной карьере.

В ходе реформ сложились такие типичные модели достижения успеха, как позитивная, включающая в себя известные механизмы статусообразования, рыночно-стандартная, нравственно-деформированная и криминальная модели.

Как правило, представители среднего класса достигли успеха собственными усилиями. Рисковали, преодолевали трудности, но достигли. Средний класс пока немногочисленен, если подходить к его оценке с позиции социальных стандартов развитых стран. К ним относятся и предприниматели, и менеджеры, и служащие, и интеллигенция. Его представители во многом преодолели личностную деформацию, страхи: имеют «Я», адекватную самооценку, высокий уровень самоуважения. Их нередко называют самодостаточными. Потому они требуют к себе аналогичного отношения со стороны власти. Хотят безопасности, свободы, честности. За данной моделью достижения успеха - будущее. Доля среднего класса в стратификационной шкале не должна опускаться ниже 65 процентов. В стране с бедным населением устойчивой экономики не бывает.

Трудности достижения успеха выступают источником социальной напряженности, конфликта. До поры до вре-

мени - потенциальным. Но, как показывает практика, такая ситуация легко переходит в кризисное состояние.

Что касается карьеры в экономической сфере, то можно говорить о карьере бизнесмена, предпринимателя или менеджера в госорганизации.

Здесь имеют место два принципиальных варианта карьеры: получение не только прибыли, но и реализация «Я»: Форд, Мерседес, Бил Гейтс и др.; получение прибыли, причем любой ценой.

В историческом плане следует отметить, что для отечественного предпринимателя была характерна филантропическая деятельность, т. е. бескорыстная помощь.

К сожалению, о карьере в экономической среде можно вести речь и в криминальном плане. Для такого вывода есть все основания, если иметь в виду масштабы хищения, мошенничества в сфере бизнеса.

Существует связь между успехом, карьерой и развитием. Она реализуется в ходе внутриличностного конфликта. Эта связь бывает как прямая, так и обратная.

В первом случае речь идет о гармонической, прямой связи между успехом, карьерой и развитием.

Во втором - имеется в виду противоречие между успехом, карьерой и развитием. Данный эффект закреплен в понятии «Шагреневая кожа». Иначе говоря, чем выше успех, тем ниже развитие. Такова цена квази-успе-ха. Это характерно для многих социальных групп, в том числе-элиты.

Проблема развития с позиции социальной психологии была рассмотрена в публикациях, посвященных организации, реформированию и модернизации России, а также психосоциальной работе с населением.

Прямо противоположно развитию - явление, получившее название - «деформация личности», связанная, главным образом. с утратой «Я». Выделяют как личностную, так и профессиональную деформацию.

Что касается развития общества, то данный аспект раскрывается в ходе анализа моделей модернизации. Дело в том, что успешность развития общества определяется теоретической обоснованностью выбора той или иной модели модернизации и ответственностью за ее проведение. В данном случае принципиальное значение имеет выбор не догоняющей, а модели развития для построения общества среднего достатка [10].

Актуальной проблемой является так же создание моделей модернизации экономики. Существуют различные варианты ее реализации. Разработка модели развития реальной экономики на основе ее структурной перестройки без прикладной социальной психологии невозможна, в частности, без проведения кросс - культурных, сравнительных исследований.

В основе достижения успеха, карьеры и развития лежит человеческий капитал. Это - главное условие, отсутствие которого крайне затрудняет достижение успеха, карьеры и развития.

Выделяются следующие виды человеческого капитала: индивидуальный человеческий капитал; человеческий капитал организации; национальный человеческий капитал.Человеческий капитал формируется за счет инвестиций и повышение уровня и качества жизни на-

селения, в интеллектуальную деятельность. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знание (науку), в предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие.

Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Однако в структуре социально-психологических явлений в экономической системе и модели немалое место занимают и деструктивные явления, в том числе кризис.

Экономические кризисы бывают глобальными (мировыми), национальными, региональными, финансовыми, промышленными, сырьевыми, энергетическими и пр. кризисами.

Показателями экономического кризиса выступают такие индексы, как: рецессия (спад производства в течение двух кварталов); риски, выявленные с помощью стресс-тестирования; уровень падения национальной валюты; депрессия; стагнация; состояние инфляции; рост цен; падение ВВП и т. д. Все это влияет на возникновение недовольства среди различных групп населения. Иными словами, инфляция, высокие цены, повышение тарифов на коммунальные услуги и т. д. порождает недовольство населения, социальную напряженность, которая может привести к массовым протестам, беспорядкам, вплоть до возникновения социально-экономического кризиса.

Есть многочисленные теории личностного, группового, семейного, организационного и массового кризиса. Практически все они достаточно подробно изложены автором в учебном пособии: Сухов А. Н. «Социальная конфликтология». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021, а так же в ряде публикаций [12].

Вполне понятно, что социальный кризис вне экономического не бывает. Именно поэтому их чаще всего называют социально-экономическими кризисами.

Социально-психологические явления занимают весомое место в структуре социальных организаций. В частности, они в значительной степени влияют на эффективность менеджмента организациями, управления персоналом, консультирования, маркетинге и т. д.

В структуре социальных организаций имеют место такие социально-психологические явления, как: организационная культура и корпоративное поведение; социально-психологический климат; репутация социальных организаций; организационные конфликты; социально-психологические аспекты менеджмента, личности руководителя; управленческой команды, профессионального отбора [9].

Эмпирически доказано, что данные явления значительно влияют на экономические показатели.

Существенным показателем развития научной отрасли является ее прикладное использование.

Прикладная социально-экономическая психология, как и все другие отрасли, складывается из диагностики,

ЕСКИЕ НАУКИ 79

консультирования и воздействия на социально-психологические явления в экономической системе.

При этом прикладная социальная психология позволяет обеспечить: 1) информационно-аналитическое сопровождение проведения реформ и модернизации; 2) использование социально-психологических технологий для достижения успеха в экономической деятельности.

Большую роль в обеспечении эффективности социально-экономической системы играют социально-психологические технологии: реклама, консультирование, определенные PR-технологии при формировании репутации.

Данные технологии распадаются на общие и специальные для оказания экстренной помощи в экстремальных ситуациях. Они применяются совместно с юридическими, экономическими, медицинскими, педагогическими и управленческо-организационными.

Социально-психологические технологии включают в себя такие технологии,как: 1) диагностические; 2) консультационные; 3) коммуникативные (различные виды делового общения), 4) перцептивные (приемы восприятия, познания), 5) интерактивные (воздействия). При этом коммуникативные и перцептивные технологии выступают совместно. Поэтому о них говорят как о ком-муникативно-перцептивныхтехнологиях и техниках [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве средств обеспечения эффективности социально-экономической системы целесообразно использовать следующие технологии:1) теоретические и практические возможности ряда научных отраслей;

2) реальную модель развития экономической системы;

3) потенциал конкурентного, конструктивного конфликтологического подхода с учетом реалий в ведущих сферах; 4) механизмы усиления ответственности за соблюдение общенациональных интересов, прав и свобод избирателей, граждан; 5) эффективные методы борьбы с организованной преступностью.

Экономическая безопасность - это надежное, устойчивое состояние экономической системы.

Представляется целесообразным выделять внутренний и внешний аспекты экономической безопасности. Первый аспект (внутри экономическая безопасность) неразрывно связан с обеспечением устойчивости, надежности, стабильности и эффективности функционирования экономической системы,

Второй аспект (внешне экономическая безопасность) во главу угла ставит суверенность страны, национальные интересы и независимую политику государства в их отстаивании, без чего говорить о государственной, общественной и личностной безопасности было бы несерьезно. При этом оба аспекта экономической безопасности в современных условиях характеризуются взаимопроникновением: проблемы, традиционно считавшиеся внутриполитическими, всеболее обретают международно-политическую значимость и наоборот.

Соответственно существуют как внешние, так и внутренние угрозы безопасности [10].

Следует подчеркнуть, что экономическая безопасность должна существовать не сама по себе, а для реализации общенациональных интересов. При таком подходе к пониманию экономической безопасности главной ее

целью становится обеспечение социальной безопасности, построение общества среднего достатка. Это ее объект. Именно в этом заключается сущность экономической безопасность, устойчивость экономической системы и государства [10]. Наряду с деятельностью по оказанию помощи управленческим структурам, связанной с повышением их социально-психологической компетентности, практический социальный психолог имеет большие возможности в работе с населением, перед которым стоит задача адаптироваться к происходящим изменениям. Просвещение людей через средства массовой информации, популярную литературу относительно способов и методов приспособления к новым условиям является важным фактором социальной психогигиены, снятия социальной напряженности.

Для экономической психологии большое значение имеет проблема человеческих ресурсов, рынка труда.

С точки зрения экономической психологии представляет интерес анализ рыночных отношений и деятельности экономических институтов, причем как в норме, так и в условиях деформации.

В этом плане особый интерес представляет Китайская экономическая модель. Она изложена в научных статьях и учебном пособии автора; Сухов А. Н. Социальная модернизация. М., 2021. Главная цель китайских реформ - построение общества среднего достатка.

Макроэкономика и прикладная социальная психология особенно эффективно взаимодействуют в условиях модернизации.

Успех экономических нововведений определяется степенью их соответствия национальной психологии, ментальности. Поэтому необходима квалифицированная социально-психологическая экспертиза проводимых реформ с учетом российской ментальности.

Реальная практика такова, что исключить возникновения экономическо кризиса при определенных обстоятельствах не возможно.

С учетом этого к специфике профессиональной деятельности в кризисных условиях можно отнести: повышение роли информационно-аналитической работы, а также социальной ответственности государства и бизнеса; строгую локализацию (адресность) помощи; масштабную благотворительность; широкое привлечение волонтерского движения к оказанию помощи нуждающимся и проведению гуманитарных акций; использование специальных технологий.

Роль эффективной профессиональной деятельности в кризисных условиях переоценить трудно. Некомпетентное ее осуществление в этих условиях может привести к трансформации экономического кризиса в социальный. Данное обстоятельство в свою очередь может быть использовано так называемыми технологами «цветных революций». Это не отвечает безопасности практически любой страны и, конечно, России [12].

Что касается профессиональной деятельности на среднем экономическом уровне, то есть социальной организации, то одной из главных задач является развитие управленческой компетентности руководителей организации.

Другая важная сфера взаимодействия прикладной социальной психологии и экономики на среднем уровне - маркетинг.

Целью маркетингового исследования является прогнозирование потребностей, особенностей восприятия, мировоззрения клиентов организации, ее конкурентов, дилеров и других значимых для фирмы людей.

Предпринимательство-сравнительно новое явление в жизни общества, которое характеризуется прогрессивностью, рискованностью, созидательностью действий.

Еще одно отличие предпринимателя от других субъектов экономической деятельности состоит в большем по объему внутреннем локусе контроля [9].

В то же время следует обратить внимание на преодоление деструктивного внутриличностного конфликта, имеющего место среди определенной части предпринимателе чтобы успех достигался ими не за счет контрфактной продукции, а честно; поиск выхода из внутриличностного кризиса при банкротстве, долгах и т.п.; развитие социально-психологической компетентности; конструктивного внутриличностного конфликта в целях повышения уверенности, стрессоустойчивости, самореализации.

Экономическая безопасность взаимодействует с различными видами, в том числе антикриминальной безопасностью.

Без объявления войны коррупции, организованной преступности - обеспечить безопасность экономической системы и в целом современного российского общества в полной мере невозможно[10].

Таким образом, ясно, что борьба с организованно преступностью должна стать стратегической задачей. Без этого обеспечение экономической безопасности в полной мере не достичь.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник. М., 2000.

2. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

3. Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. Л., 1967.

4. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967.

5. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 2000.

6. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

7. Прикладная социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 1998.

8. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : учебник для бакалавров. СПб., 2015.

9. Сухов А. Н., Гераськина М. Г. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 8-е изд. М., 2017.

10. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: теория и практика. М., 2023. 444 с.

11. Сухов А. Н. Социальная модернизация. М., 2021. 178 с.

12. Сухов А. Н. Социальная конфликтология. М.,2021. 255 с.

13. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А. Л. Журавлева. М. : ПЕР СЭ, 2002.

14. Социальная психология : учебное пособие для бакалавров / В. Г. Крысько. М. : Юрайт, 2016.

15. Хасанова И. И. Экономическая психология. Екатеринбург : Изд-во РГПУ 2010. 199 с.

16. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 2000.

17. Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.

Bibliographic list

1. Andreeva G. M. Social psychology : textbook. M. 2000.

2. Budilova E. A. Socio-psychological problems in Russian science. M., 1983.

3. Kovalev A. G. Course of lectures on social psychology. L., 1967.

4. Kuzmin E. S. Fundamentals of social psychology. L., 1967.

5. Parygin B. D. Social Psychology. St. Petersburg., 2000.

6. Porshnev B. F. Social psychology and history. M., 1979.

7. Applied social psychology / edited by A. N. Sukhov, A. A. Derkacha. M., 1998.

8. Sventsitsky A. L. Social psychology : textbook for bachelors. St. Petersburg., 2015.

9. Sukhov A. N., Geraskina M. G. Social psychology / ed. by A. N. Sukhov. 8th ed. M., 2017.

10. Sukhov A. N. Social psychology of security: theory and practice. M., 2023. 444 p.

11. Sukhov A. N. Social modernization. M., 2021. 178 p.

12. Sukhov A. N. Social conflictology. M.,2021. 255 p.

13. Social psychology : a textbook / edited by A. L. Zhurav-lev. M. : PER SE, 2002.

14. Social psychology : a textbook for bachelors / V G. Krysko. M. : Yurayt, 2016.

15. Khasanova I. I. Economic psychology. Yekaterinburg : Publishing house of RSPU, 2010. 199 p.

16. Shikhirev P. N. Modern social psychology. M., 2000.

17. Shkuratov V A. Historical psychology. M., 1997.

Информация об авторе

А. Н. Сухов - заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего образования РГУ имени С.А. Есенина.

Information about the author A. N. Sukhov - Head of the Department of Social Psychology and Social Work, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Honorary Worker of Higher Education of S.A. Yesenin Russian State University.

Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 23.10.2023; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.