Научная статья на тему 'Современная отечественная социальная психология: теоретико-практический аспект'

Современная отечественная социальная психология: теоретико-практический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предмет / социально-психологические явления / структура / основные отрасли / история становления / subject / socio-psychological phenomena / structure / main branches / history of formation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анатолий Николаевич Сухов

Раскрываются основные проблемы, связанные с развитием отечественной социальной психологии, также рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию ее предмета, а также структуры и основных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern domestic social psychology: theoretical and practical aspect

This article reveals the main problems associated with the development of domestic social psychology. It also examines various theoretical approaches to understanding its subject matter, as well as the structure and main branches.

Текст научной работы на тему «Современная отечественная социальная психология: теоретико-практический аспект»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-66-70 EDN: https://elibrary.ru/HOJJLE NIION: 2018-0077-3/23-349 MOSURED: 77/27-024-2023-03-548

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Современная отечественная социальная психология: теоретико-практический аспект

Анатолий Николаевич Сухов

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия

Аннотация. Раскрываются основные проблемы, связанные с развитием отечественной социальной психологии, также рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию ее предмета, а также структуры и основных отраслей.

Ключевые слова: предмет, социально-психологические явления, структура, основные отрасли, история становления

Для цитирования: Сухов А. Н. Современная отечественная социальная психология: теоретико-практический аспект // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 66-70. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023 -3 -66-70. EDN: HOJJLE.

Original article

Modern domestic social psychology: theoretical and practical aspect

Anatoly N. Sukhov

Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia

Abstract. This article reveals the main problems associated with the development of domestic social psychology. It also examines various theoretical approaches to understanding its subject matter, as well as the structure and main branches. Keywords: subject, socio-psychological phenomena, structure, main branches, history of formation For citation: Sukhov A. N. Modern domestic social psychology: theoretical and practical aspect // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):66-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-66-70. EDN: HOJJLE.

Актуальность рассматриваемой проблемы связана с необходимостью активизации потенциала, самостоятельности, преодоления зависимости отечественной социальной психологии. В этом контексте важно провести анализ истории становления, систематизацию социально-психологических теорий и коррекцию понятийного аппарата.

В данном случае следует начать с факта, мимо которого нельзя пройти. Речь идет о Дэвиде Майерсе - авторе учебного пособия «Социальная психология» (Питер, 1997 г.), достаточно известном американском психологе. С одной стороны, американский социальный психолог отчасти прав. Если посмотреть на состояние отечественной современной социальной психологии, то ее нельзя назвать самостоятельной в полном объеме. Практически на сегодняшний день она во многом представляет собой своеобразный результат заимствования, копирования зарубежной социальной психологии. При-

меров можно привести предостаточно. В данном случае имеются в виду различные социально-психологические теории. Сплошь иностранные фамилии. Да и публикации в зарубежных журналах котируются и ценятся в прямом смысле гораздо выше и дороже.

С другой стороны, с Дэвидом Майерсом совершенно нельзя согласиться. Он искажает историю отечественной социальной психологии, выделяя в качестве самостоятельной только американскую, европейскую, а также социальную психологию развивающихся стран. Российская социальная психология даже не упоминается в приведенном списке социально-психологических центров.

Естественно, сам собой напрашивается вывод, что он просто не совсем знаком с историей мировой социальной психологии, в частности, Российской. Впрочем, возможно, это было сделано не без умысла. Такой вариант исключать не возможно, если учитывать

© Сухов А. Н., 2023

66

события, происходящие в условиях санкций. Но тогда возникает вопрос: «Почему столько раз переиздавали в стране книгу, в которой отрицается отечественная социальная психология?»

Конечно, наука имеет международный характер, потому не знает границ. Тем не менее о репутации отечественной науки не следует забывать.

Дело в том, что первоначальный период свидетельствует в пользу именно отечественной социальной психологии. Что касается ее дальнейшего развития, то по сравнению с американской социальной психологией, оно носило явно проигрышный характер в силу ряда известных причин.

Так, теория конфликта оставалась запретной областью и упоминалась только в целях «разоблачения лжеизмышлений» буржуазных ученых и философов. З. Фрейда буквально клеймили. Но это не помешало тем же лицам позже канонизировать его.

Поэтому нельзя сказать, что проблема конфликтов в СССР находились в центре внимания. Наоборот. Дальше деклараций и лозунгов дело не шло. Одна лексика в этом контексте чего стоит. Например, в соответствующих публикациях приходилось употреблять словосочетание «внеколлективное поведение» вместо «массовые беспорядки» и т. д.

В настоящее время проблеме конфликтов уделяется не малое внимание. Однако практика перехода из одной крайности в другую не до конца прекращена. Об этом говорит соответствующая лексика.

Например, в последнее время стало чрезвычайно модным выражение «управление конфликтами». Однако далеко не все знают истинный смысл этих слов. На самом деле они означают не урегулирование, а эскалацию конфликта, т. е. нечто противоположное тому, о чем хотят сказать авторы. За словосочетанием «управляемый конфликт» стоит крайне неприглядная, гибридная практика.

Из приведенного примера вытекает вывод. Сложившаяся практика в определенной степени продолжается. Примеров на этот счет не мало. Результат известен.

В настоящее время в условиях санкций набирает силу так называемая реальная, в определенной степени критическая социальная психология.

Немалое число социальных психологов были самыми яркими сторонниками марксизма-ленинизма в период существования СССР и клеймили все то, что было связано с западной социальной психологией (американской и европейской).

С 1991 года ситуация радикально изменилась. Как уже говорилось, самые «идейно» убежденные стали сторонниками психоанализа и т. д. Позже произошла обратная трансформация.

Поэтому надо не продолжать сложившуюся практику, а смотреть правде в глаза, вещи называть своими именами, т. е. нужно сказать «Кто есть Кто?» и что тот или иной социальный психолог сделал для развития отрасли. Это не простая задача. Потому глава из учебного пособия «Социальная психология», изданного в 2001 г. об истории ее становления нами была изъята. Но в бу-

дущих изданиях необходимо все расставить по своим местам.

При этом следует иметь в виду, что лишь определенная часть отечественных психологов как в период СССР, так и позже его развала оставались на действительно научных позициях.

Как известно, социальная психология состоит из двух частей - теории и практики. В связи с этим она выполняет соответствующие функции: теоретическую и практическую. Между прочим, автор совместно с академиком А. А. Бодалевым и А. А. Деркачом так и поступили. Вначале было подготовлено и опубликовано учебное пособие по социально-психологической теории, затем - по прикладной социальной психологии. На основе этих работ в 2001г. было выпущено в свет учебное пособие «Социальная психология» для вузов, за тем и ссузов, которое в итоге в силу востребованности, спроса переиздано более 20 раз [15].

Когда было подготовлено первое авторское издание по «Социальной психологии» в 2001 г., которое по содержанию во многом отличалось от ранее опубликованных учебных пособий, издатели решили дистанцироваться от автора. С этой целью на обложке крупно было нарисовано «Я». Дескать, вся проблема в этом «Я». Автор решил сооригинальничать, но мы не причем. Наша хата с краю. Но провала не последовало. Напротив, спрос был таким, что издателям пришлось переиздавать многократно это пособие. Жаль только одного -«Я» с обложки была убрана.

Но автор остался верен своему профессиональному «Я» навсегда.

Так, несмотря на то, что давались советы по очищению социальной психологии от связи ее с острыми проблемам действительности, реалии всегда оставались в поле зрения автора. Накопленный материал был опубликован в учебном пособии, который имел не совсем обычное название: Сухов А. Н. Реальная социальная психология. М., 2004. В нем рассматривались реальные социальные ценности, отношения, реальная стратификация, психология лжи и другие аналогичные явления. Это не очернение действительности, а объективный взгляд на мир. В соответствии с этим было сформулировано понимание предмета социальной психологии.

Исходя из этого, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах (политики, экономики и общества), в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Влияние условий на социально-психологические явления, связанных с пандемией и событиями в бывших союзных республиках, подтвердили обоснованность данного подхода к пониманию предмета социальной психологии. Это стало очевидным фактом. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии, ее теоретической области.

Предмет прикладной социальной психологии складывается из теоретико-этического обоснования

ЕСКИЕ НАУКИ 67

профессиональной практики диагностирования, консультирования и воздействия на социально-психологические явления.

Объединение предметов социально-психологической теории и прикладной социальной психологии позволяет сформулировать предмет современной социальной психологии.

Как известно, структура социально-психологической теории включает следующие компоненты: методологию, которая распадается на общетеоретический и частно-теоретический уровень; теоретическое обоснование праксиологии, т. е. практики (диагностики, консультирования, применение технологий и техник воздействия) [13; 14].

Положение сейчас таково, что говорить об общей социально-психологической теории пока преждевременно. Она не имеет единой парадигмы. Ни одна из существующих социально-психологических теорий пока не может претендовать на этот статус. Они носят частный характер и теоретически обслуживают только определенный круг социально-психологических явлений. Причем теория теории - рознь. Как правило, в настоящее время чаще всего для объяснения природы социально-психологических явлений используются теории личности.

Конечно, это крайности, полярные подходы к пониманию социально-психологических явлений. На самом деле без системного взгляда на их природу не обойтись.

Попытки придать какой-либо теории ранг общей, универсальной теории имели место как в отечественной, так и в зарубежной социальной психологии. Но подобного рода теории обладают присущими им возможностями, в рамках которых они действуют, Вне этих границ они превращаются в квазитеории, надуманные, искусственные конструкции, которые их создатели пытаются наложить на все без исключения социально-психологические явления и объяснить их [13; 14].

С учетом этого необходим комплексный или междисциплинарный подход к социальной п психологии. Но он не нашел еще своего четкого научного обоснования. Его научная ценность состоит в том, что он ориентирует на системный взгляд на социально-психологические явления.

По пути создания общей теории идут многие отрасли, в том числе конфликтология, безопасность и др.

Появились работы по системологии и в области социологии, психологии, а так же социальной работы. В качестве примера можно привести программу учебной дисциплины: Т. В. Шипуновой «Основы системо-логии в социальной работе». Санкт-Петербург, 2021.

Комплексный, точнее, междисциплинаррный подход к социальной работе ориентирует на системный взгляд на ее осуществление. В перспективе все должно так и произойти. Системология социальной психологии призвана обеспечить подготовку социальных психологов к профессиональной деятельности в различных сферах, условиях и на разных уровнях.

В качестве метатеории в социальной психологии может выступать теория развития социально-психо-

логических явлений на всех уровнях, начиная от личностного и кончая глобальным. При этом нужно найти то общее, что объединяет различные отрасли, т. е. дерево целей. Это своебразный каркас, стержень, фундамент теории и практики социальной психологии. В частности, в теории безопасности таким единством является проблема надежности.

Согласно наиболее распространенному определению, модернизация означает усовершенствование, улучшение, обновление объекта, т. е. развитие.

Во второй половине прошлого века модернизация приобрела поистенне глобальный характер. Во главе этого процесса стояли США. Уступать роль лидера они не хотят никому и сегодня.

Догоняющая модель модернизации вписывается в теорию и практику глобализации. В то же время глобализация по своим последствиям совершенно не имела и не имеет однозначного позитивного значения. Этот процесс продолжается и нередко сопровождается по меньшей мере конфликтом культур и ценностей, а по большому счету - утратой отечественной экономики и суверенитета.

Что касается модели развития, то она построена на выявлении и учете соблюдения национальных интересов той страны, где осуществляется модернизация, т. е. в целях создания условий, возможностей для достижения успеха различными социальными группами; результатов компаративного (сравнительного) анализа; брать извне лучшие образцы, социальные стандарты при сохранности лучших национальных образцов; конфликтологического подхода; строить институт на конкурентной основе, а не на «замороженной» почве (соблюдения прав, свобод, проведения честных выборов); позитивных социальных ценностей, реальной стратификации, уровня деформации общества, где осуществляется модернизация; комплексного подхода, который нацеливает на системные изменения и противоположен однобоким подходам к модернизации.

В результате модернизации современное российское общество по своей социальной структуре должно стать обществом среднего достатка с абсолютным доминированием среднего класса-социальной базой для развития.

Что касается теорий развития личности, групп, семьи, организаций, то они также имеются. Но не связаны между собой. Имеются в виду такие теории, как гуманистическая психология, акмеология и др. Кстати, тория конфликтов то же имеет аспект, связанный с развитием в силу результатов конструктивных конфликтов. Та же ситуация наблюдается и в области теории безопасности. Ее суть состоит в обеспечении надежности, т. е. условий развития.

Одни социально-психологические теории должны объяснять природу, факторы и механизм возникновения и протекания социально-психологических явлений, в том числе развития, другие обслуживать прикладные направления психологии: диагностику, консультирование и технику воздействия на них.

Вполне очевидно, что без преодоления деформации на разных уровнях развитие невозможно.

Различные виды деформации служат тормозом на пути развития гражданского общества. По существу они блокируют это процесс. В конечном счете это приводит к общественному кризису.

Выход связан с преодолением деформации на основе создания среднего класса, доля которого в стратификационной структуре общества должна быть значительной. Для него, как правило, характерно субъектность, самодостаточность, активность, ответственность, адекватная самооценка, наличие «Я» в результате достижения успеха, самореализации. Средний класс не зависим, свободен. В этом все дело. С устранением зависимости преодолевается и деформация (безответственность, равнодушие и т. д.).

Прямо противоположно развитию - явление, получившее название - «деформация личности». Ее природа раскрыта в таких рассказах, как «Гадкий утенок», «Человек в футляре». В данном случае деформация связана главным образом с утратой «Я», субъектности.

Для адекватного понимания сложной природы деформации личности нельзя обойтись без апелляции к различным социально-психологическим теориям, в том числе - успеха.

В перспективе «Социальная психология успеха» имеет все шансы стать полноценным научным направлением и внести достойный вклад в теорию и практику развития личности, групп, семьи, организации и общества в целом.

Одним из самых мощных тормозов развития являются различные виды кризиса.

Есть многочисленные теории личностного, группового, семейного и организационного кризиса. В то же время имеются теории кризиса в той или иной сфере: социальной, экономической и политической. Практически все они достаточно подробно изложены автором в соответствующих учебных пособиях.

Социально-психологический анализ социального кризиса предполагает раскрытие не только природы, но и технологий его преодоления.

Эффективность последних зависит от антикризисной компетентности политиков, госслужащих, менеджеров, сотрудников силовых структур, которые принимают решения, влияющие на исход кризиса.

Преодоление кризиса служит условием развития личности, групп, семьи, организации и т. д.

Одним из фундаментальных условий развития является безопасность личности, групп, семьи, организаций и т. д. Социальная психология способствует этому путем разработки и применения технологий обеспечения социальной, общественной , информационной и других видов безопасности.

Систематизация данных теорий позволит создать общую теорию развития.

Учебно-методическое состояние социальной психологии предполагает решение ряда актуальных вопросов, в том числе более профессиональной реализации компетентностного подхода.

Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психоло-

гическая диагностика, консультирование и воздействие, т. е. социально-психологические технологии в социальной практике. Без позитивизма здесь не обойтись.

Следует подчеркнуть, что структура социальной психологии состоит не только из двух основных ее частей: теории и практики, но и целого ряда отраслей. Собственно, история ее становления связана с их развитием.

Но настало время возвращать долги тем, кому обязана социальная психология, т. е. отраслям, чтобы помочь им окончательно встать «на ноги», обрести статус и идти вместе по пути развития. Так продуктивнее получается.

Характеристика основных отраслей социальной психологии дана в ряде публикаций автора.

Таким образом, результаты анализа говорят о следующем. Российская социальная психология, действительно, находится в совершенно непростом состоянии. Перспективы ее развития во многом зависят от ее востребованности со стороны различных институтов в целях профессионального решения реальных проблем и вызовов. Со стороны социальных психологов необходимо показывать пример служению общенациональным интересам. Только это обстоятельство позволяет опровергнуть мнение Д. Майерса о том, что Российской социальной психологии нет. История убедительно говорит о том, что она была, есть и будет [13].

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

4. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

5. Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. Л., 1967.

6. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967.

7. Основы социального психоанализа / под ред. В. Д. Попова. М, 1996.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2000.

9. Петровский А. В. Социальная психология. М., 1987.

10. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

11. Прикладная социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 1998.

12. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : учебник для бакалавров. СПб., 2015.

13. Сухов А. Н., Гераськина М. Г. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 8-е изд. М., 2017.

14. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 7-е изд. М., 2011.

15. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 6-е изд. М., 2008. 600 с.

ЕСКИЕ НАУКИ 69

16. Социальная психология / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е.. Семенова. Л., 1979.

17. Социальная психология / под ред. Г. П. Предвечного. М., 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Социальная психология : учебное пособие / Е. В. Андриенко ; ред. В. А. Сластенин. 3-е изд., стереотипное. М. : Академия, 2004.

19. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А. Л. Журавлева. М. : ПЕР СЭ, 2002.

20. Социальная психология : учебное пособие для бакалавров. / В. Г. Крысько. М. : Юрайт, 2016.

21. Столяренко А. М. Социальная психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Сто-ляренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

22. Теоретическая и прикладная социальная психология / под ред. А. К. Уледова. М., 1988.

23. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 2000.

24. Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.

Bibliographic list

1. Abramova G. S. Introduction to practical psychology. M., 1994.

2. Andreeva G. M. Social psychology : textbook. M.: Aspect Press, 2000.

3. Budilova E. A. Social and psychological problems in Russian science. M., 1983.

4. Diligensky G. G. Socio-political psychology. M., 1994.

5. Kovalev A.G. Course of lectures on social psychology. L., 1967.

6. Kuzmin E. S. Fundamentals of social psychology. L., 1967.

7. Fundamentals of social psychoanalysis / Ed. V. D. Popova. M, 1996.

8. Parygin B. D. Social Psychology. St. Petersburg, 2000.

9. Petrovsky A.V. Social psychology. M., 1987.

10. Porshnev B. F. Social psychology and history. M., 1979.

11. Applied social psychology / Ed. A. N. Sukhov, A. A. Derkach. M., 1998.

12. Sventsitsky A. L. Social psychology : Textbook for bachelors. St. Petersburg, 2015.

13. Sukhov A. N., Geraskina M. G. Social psychology / Ed. A. N. Sukhova. 8th ed. M., 2017.

14. Social psychology / Ed. A. N. Sukhova. 7th ed. M., 2011.

15. Social psychology / Ed. A. N. Sukhova. 6th ed. M., 2008. 600 p.

16. Social psychology / Ed. E. S. Kuzmina, V. E. Semenova. L., 1979.

17. Social psychology / Ed. G. P. Pre-Eternal. M., 1975.

18. Social psychology : textbook / E. V Andrienko; Ed. V A. Slastenin. 3rd edition, stereotypical. Moscow : Academy, 2004.

19. Social psychology : textbook / Ed. by A. L. Zhurav-lev. M. : PER SE, 2002.

20. Social psychology: a textbook for bachelors / V. G. Krysko. M. :Yurayt, 2016.

21. Stolyarenko A. M. Social psychology : Textbook for universities / Ed. prof. A. M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA, 2001.

22. Theoretical and applied social psychology / Ed. A. K. Uledova. M., 1988.

23. Shikhirev P. N. Modern social psychology. M., 2000.

24. Shkuratov V. A. Historical psychology. M., 1997.

Информация об авторе

А. Н. Сухов - заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего образования.

Information about the author A. N. Sukhov - head of the department of social psychology and social work, doctor of psychological sciences, professor, honorary worker of higher education.

Статья поступила в редакцию 24.05.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 24.05.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.