Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
551
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ И ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФИЛЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухов А. Н.

Раскрывается актуальность исследования проблемы, связанной с безопасностью личности, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к её пониманию. Анализируются внешние и внутренние угрозы безопасности личности. К их числу относятся опасности природного, техногенного, эпидемиологического, социального, экономического и другого характера. Также анализируется практика преодоления данных угроз в целях обеспечения безопасности личности. Без этого невозможно вести речь об эффективном обеспечении безопасности личности. Теория и практика обеспечения безопасности личности - составная часть социальной психологии безопасности. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии профессиональной компетентности в различных областях безопасности не только среди профессионалов, но и различных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONAL SAFETY

He relevance of the study of the problem related to personal security is revealed, and the essence of the socio-psychological approach to its understanding is also considered. External and internal threats to personal security are analyzed. These include natural, man-made, epidemiological, social, economic and other hazards. The practice of overcoming these threats in order to ensure personal security is also analyzed. Without this, it is impossible to talk about effective personal security. The theory and practice of personal security is an integral part of the social psychology of security. There is still a lot to be done both in theoretical and applied terms for its full design. Currently, there is an urgent need to develop professional competence in various areas of security not only among professionals, but also among various groups of the population.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Научная статья

УДК 159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-317-323

NIION: 2003-0059-2/22-271

MOSURED: 77/27-003-2022-02-470

Социально-психологическая характеристика безопасности личности

Анатолий Николаевич Сухов

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Аннотация. Раскрывается актуальность исследования проблемы, связанной с безопасностью личности, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к её пониманию. Анализируются внешние и внутренние угрозы безопасности личности. К их числу относятся опасности природного, техногенного, эпидемиологического, социального, экономического и другого характера. Также анализируется практика преодоления данных угроз в целях обеспечения безопасности личности. Без этого невозможно вести речь об эффективном обеспечении безопасности личности.

Теория и практика обеспечения безопасности личности — составная часть социальной психологии безопасности. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии профессиональной компетентности в различных областях безопасности не только среди профессионалов, но и различных групп населения.

Ключевые слова: безопасность личности, внешние внутренние угрозы, внутриличностный конструктивный и деструктивный конфликт, структура, социально-психологическая компетентность, профиль, принятие решения, социальные представления

Для цитирования: Сухов А. Н. Социально-психологическая характеристика безопасности личности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 317-323. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-317-323.

Original article

Anatoly N. Sukhov

Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Abstract. The relevance of the study of the problem related to personal security is revealed, and the essence of the socio-psychological approach to its understanding is also considered. External and internal threats to personal security are analyzed. These include natural, man-made, epidemiological, social, economic and other hazards. The practice of overcoming these threats in order to ensure personal security is also analyzed. Without this, it is impossible to talk about effective personal security.

The theory and practice of personal security is an integral part of the social psychology of security. There is still a lot to be done both in theoretical and applied terms for its full design. Currently, there is an urgent need to develop professional competence in various areas of security not only among professionals, but also among various groups of the population.

Keywords: personal security, external internal threats, intrapersonal constructive and destructive conflict, structure, socio-psychological competence, profile, decision-making, social perceptions

For citation: Sukhov A. N. Socio-psychological characteristics of personal safety. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):317-323. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-317-323.

Социально-психологический подход к понима- конфликтогенные, кризисогенные, т. е. социальные нию различных видов безопасности, в том числе лич- факторы, влияющие на уровень безопасности; 3) про-ности позволяет: 1) сформулировать понятие, струк- анализировать и определить механизм воздействия

Socio-psychological characteristics of personal safety

Введение.

туру и стадии обеспечения безопасности; 2) выявить

© Сухов А. Н., 2022

внешних и внутренних угроз; 4) обосновать социально-психологические технологии обеспечения безопасности.

В этом контексте безопасность представляет собой систему действий субъектов путём использования различных средств и технологий в целях выявления (диагностирования), идентификации и ликвидации внешних и внутренних угроз, оказывающих деструктивное воздействия на объекты безопасности в целях обеспечения их надёжного функционирования или сохранения на основе минимализации рисков для них.

Актуальность проблемы.

Существует прямая связь между уровнем безопасности личности и её самоактулизацией. При низком уровне обеспеченности безопасности личность не может реализовать свои возможности. И, наоборот, личность в состоянии безопасности способна практически максимально самореализовать своё «Я», свой потенциал, т. е. самоактуализироваться. Об этом говорят не только результаты специальных исследований, но, прежде всего, факты повседневной жизни. В этом состоит сущность и актуальность проблемы.

Изложение основного материала.

Следует иметь в виду, что личность может выступать как в качестве субъекта, так и объекта безопасности. Если она выступает в роли субъекта безопасности, то, как правило, для её обеспеченности используется житейская социально-психологическая компетентность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Анализ угроз безопасности личности позволяет дать их адекватную характеристику. Существуют как внешние, так и внутренние угрозы безопасности личности.

Опасность внешних угроз природного, техногенного, эпидемиологического, социального, экономического и другого характера для различных социальных типов личности носит не универсальный, а вариативный характер. Для одних они по силе воздействия имеют чрезвычайный характер, для других ничего не значат.

Деление угроз безопасности личности на внешние и внутренние — дело совершенно не простое. Внешние и внутренние угрозы безопасности личности взаимосвязаны. Первые могут трансформироваться во вторые. Рано или поздно все они становятся внутренними, и всё зависит от того, способна она их преодолевать или нет, допустить или не допустить при этом деформацию социальных представлений, утрату «Я», адекватности самооценки, ответственности, эмпатии, стрессоустойчивости, саморегуляции и т. д. Всё эти обстоятельства влияет на уровень безопасности личности, на её ценность и значимость. Кроме того, действия самой личности могу представлять опасность не только для других, но и для неё самой [3].

Одна из существенных внешних угроз безопасно-

сти личности связана с жизнью и деятельностью в условиях повышенного риска, т. е. с экстраординарными ситуациями. Иными словами, в определённых ситуациях ошибка при принятии решения может привести субъект безопасности к собственному уничтожению. Данную ситуацию можно сравнить с ходьбой по минному полю.

Существует целый класс профессий, которые отличаются от других повышенной степенью риска. На этот счет имеются специальные шкалы, которые содержат ранжированный ряд профессий, начиная от самых опасных и кончая наименее опасными. В данном случае в качестве опасности выступают не только физические, но и психические угрозы для специалистов.

Имеется в виду большая вероятность подвергнуться физическому нападению со стороны преступников на сотрудников МВД, интенсивному влиянию стресс-факторов на работников МЧС при ликвидации аварий и т. п.

Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к саморегуляции, эмоциональной сфере соответствующих специалистов (стрессоустойчиво-сти, нервно-психической устойчивости, готовности действовать в экстремальных условиях). Как правило, при любом исходе рано или поздно возникает так называемая проблема «посттравматического синдрома», эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

Но эта проблема характерна и для простых граждан, когда они сами создают, точнее, провоцируют создание ситуаций повышенного риска. Речь идёт не только о легкомысленном поведении молодых девушек, которые не отдают отчет о последствиях своих поступков и соглашаются на предложения, за которые надо будет платить.

Личность в силу повышенной внушаемости, когнитивной простоты является опасной самой для себя (так называемый виктимологический аспект). Это обстоятельство выступает провоцирующим фактором, и в силу отсутствия социально-психологической компетентности превращает личность в жертву со стороны насильников, мошенников, в том числе организаторов финансовых пирамид.

Данная группа угроз безопасности личности связана с невысоким уровнем житейской социально-психологической компетентности, ответственности типичных представителей различных социальных групп в области безопасности. В результате они становятся жертвами обмана, лжи и т. д. со стороны так называемых кол-центров, манипуляторов, «чёрных риелторов», аферистов, работающих на доверии, магов, ясновидящих, экстрасенсов, колдуний, гадалок, провидцов, иначе говоря, мошенников всех мастей, точнее, современных графов Калиостро.

Разумеется, одной социально-психологической

компетентностью в экстремальных ситуациях не обойтись. Без физической подготовки, умения владеть приемами борьбы вряд ли можно рассчитывать на успех. Ее отсутствие дорого обходится личности, так как она в этом случае становится жертвой обмана, мошенничества, сексуального насилия.

Преступники почти безошибочно определяют тех, не обладает проницательностью, кто не умеет отличить ложь от правды. Они входят в доверие к таким лицам и обманывают их. Лица, не обладающие социально-психологической компетентностью, на языке преступников называются «лохами».

Преступники легко вычисляют «лоха», входят к нему в доверие и «кидают». Данная модель носит универсальный характер. Социально-психологическая некомпетентность способствует втягиванию личности в орбиту преступных групп, финансовых пирамид, участию в азартных играх, сомнительных сделках с собственностью, т. е. быть «кинутой».

В настоящее время есть все основания говорить о типичных представителях организованной преступности, которые, к сожалению, в своей практике профессионально используют возможности криминальной безопасности, что позволяет им нередко уходить от уголовной ответственности и совершать крайне тяжёлые преступления в различных сферах.

Созданы и нелегально фукционируют специальные подразделения под пристойными вывесками, но фактически в рамках организованной преступности, которые в своей деятельности используют современные средства криминогенного общения для достижения и прикрытия криминальных целей в ходе гибридных конфликтов. При этом имеются в виду не только хакеры.

Воздействие осуществляется как с помощью научных, профессиональных технологий, так и житейских приёмов, при чём и в открытой, и скрытой форме, т. е. манипуляции — одного из видов скрытого воздействия для достижения и прикрытия криминальных целей в ходе гибридных конфликтов.

К сожалению, некоторые информационные технологии выходят за рамки профессиональной этики и закона, так как их применение приводит к негативным и криминальным последствиям. Так, по этой причине поставлены под сомнение многие действия коллектор-ских структур.

Одним из самых распространённых, массовых способов психологического воздействия являются так называемые «фейки», т. е. диффамация, клеветнические материалы, направленные против конкурентов, а также слухи. С помощью подобных технологий осуществляются интриги, так называемые «хитросплетения», «схватки под ковром», склоки, «подставы», «наезды», короче говоря, гибридные конфликты, в том числе так называемое «лохотронство».

Противодействовать криминогенному общению можно лишь с позиции применения контрмер. При этом ведущее значение должна иметь профессиональная компетентность сотрудников правохранительных органов. Именно она позволяет раскрыть природу криминальной безопасности: все ухищрения, тайны, связанные с подготовкой при помощи традиционных и современных средств криминогенного общения, деструктивных (криминальных), в том числе — гибридных конфликтов.

«Беда вымучит — беда выучит», — говорит старая пословица. Смысл ее заключается в том, что опасности, угрозы являются неотъемлемыми атрибутами жизни, инциденты, происшествия неотвратимы, но из них следует извлекать уроки и учиться выходить из кризисных ситуаций с наименьшими потерями. Без повышения социально-психологической компетентности и ответственности в области безопасности не обойтись.

Крайне серьёзная группа внешних угроз безопасности личности связана с последствиями влияния деструктивных межличностных, групповых, семейных, организационных конфликтов, социальной и психофизиологической дезадаптацией типичных представителей ряда социальных групп в результате низкого социального статуса и соответственно качества жизни, т. е. бедности.

Социальная дезадаптация с неизбежностью приводит к деформации личности, а нередко и полной потери «Я», что выражается в полной практически утрате ценности безопасности для личности и возникновению угроз как для неё самой, так и для других, компенсаторных реакций, агрессии, внутриличност-ного конфликта, кризиса и т. д.

Это нашло своё отражение в рассказе А. П. Чехова «Размазня», «Смерть чиновника», т. е. в эффекте под названием «маленький человек». Нет финансового состояния, ты как бы не существуешь. Таковы критерии фактического признания ценности личности как таковой, а значит, и уровня её безопасности со стороны определённых групп.

Понятно, что в условиях социальной дезадаптации возникает целый букет синдромов. В данном случае речь идёт о таких типичных негативных социально-психологических явлениях, как: 1) различных видах кризиса (личностном, групповом, семейном, организационном); 2) защитных реакциях на фрустрацию (агрессии и т. д); 3) стрессе, дисстрессе; 4) повышенном уровне конфликтности; 5) социальных страхах; 6) депрессии, апатии, одиночестве, психологии выживания; 7) «неврозе безработного»; 8) «культурном шоке» мигранта; 9) ПТСР (посттравматическом синдроме); 10) комплексе неполноценности из-за трудностей самореализации; 11) «катастрофическом сознании»; 12) повышенном уровне риска; 13) безнравственной и

криминальной модели достижения успеха; 14) недовольстве;^) увлечении чудом, мистификацией; 16) экзистенциональном вакууме; 17) различных видах деформации, отклоняющемся, в том числе аддиктив-ном поведении (игромании, интернет-зависимости как уходе от действительности, бегстве от реалий), склонности к суициду; 18) снижении социально-демографических показателей и т. д. [2].

Социальные страхи населения находятся в тесной взаимосвязи с социальной дезадаптацией, с очагами социальной напряженности (социальная напряженность может порождать социальные страхи и наоборот).

Страх — это сильнейшая отрицательная эмоция (или состояние), проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности, ему грозящем возможном или реальным ущербом. Он обладает огромным влиянием на поведение, оценки и установки населения. Страх провоцирует стихийные формы поведения, в том числе агрессию как форму защиты.

Уровень неразрешённости внутриличностного конфликта зависит от ряда факторов, а именно некоторых психофизиологических, индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей (акцентуации характера, психических состояний), — в частности, реакций на фрустракцию, психологических свойств, конституциональных характеристик, когнитивного диссонанса, самооценки, когнитивных процессов, следовательно, социальной перцепции, ценностно-смысловой сферы, социально-психологической компетентности и т. д.

Неразрешенность внутриличностного конфликта может привести к психологическому кризису, а он, в свою очередь, к суицидальному поведению. Имеется связь между комплексом неполноценности и конфликтным, опасным поведением личности. Такова в данном случае причинно-следственная цепочка.

Суицидальное поведение — это, с одной стороны, реакция на невозможность выйти из тупика, вну-триличностного конфликта, кризиса, с другой стороны, — это форма протеста, которая выявляется в ситуации межличностного конфликта, агрессивного отношения окружающей среды к суициденту. Личностный смысл самоубийства заключается в негативном воздействии субъекта на объективное звено враждебной реальности. Месть как форма протеста наиболее конкретизирована, поскольку она направлена на нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Протестные формы такого отклоняющегося он нормы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности и активной (даже агрессивной) позиции суицидента.

Как уже отмечалось, «социально-дезадаптивная» ситуация связана с кризисисогенной ситуацией, неразрешённым внутриличностным конфликтом.

Кризис (греч. / crisis — решение, поворотный пункт) — характеризует состояние индивида, порождаемое проблемой, от решения которой он не может уйти и не может разрешить ее привычным способом в короткий период времени. Иными словами говоря, кризис — это недостижение целей в течение длительного времени, т .е. тупик, неразрешённый внутрилич-ностный конфликт.

Среди событий, которые могут привести к кризису, выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, разрыв с родителями, семьей, друзьями, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, утрата социального статуса и т. д.

На самом деле кризис начинается с неразрешённого внутриличностного конфликта, кризисогенной ситуации, которая может перейти в собственно кризис, а может и нет. Большую роль здесь играет не просто стресс, а дистресс, смысловой вакуум.

Собственно говоря, кризис — это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути, утрата веры в возможность разрешить внутри-личностный конфликт, т. е. свою безопасность.

В условиях кризиса нередко возникает опасное поведение личности, которое проявляется в виде компенсаторных реакциях, в том числе пагубных привычек, аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение — это пристрастие к чему-либо, порочная склонность, злоупотребление различными веществами, приводящими к зависимости от алкоголя, наркотиков и токсических веществ. В конечном итоге алкоголизация и наркотизация приводит к девиантному и деликвентному поведению, то есть совершению разного рода проступков и правонарушений. Дело в том, что аддиктивное поведение приводит к абстинентному синдрому, «ломке» при отсутствии очередной дозы алкоголя или наркотиков; необходимость их приобретения и толкает нередко на совершение правонарушений.

Существуют различные виды аддиктивного поведения: наркозависимость, алкозависимость, игрома-ния, телемания и т. п.

Причины опасного поведения личности можно сгруппировать следующим образом:

• в одном случае оно связано с влиянием различных негативных факторов;

• в другом случае личность в силу деформации, деструктивного внутриличностного конфликта становится опасной для себя и для других.

К первой группе причин следует отнести те социально-психологические явления, которые приводят к социальной дезадаптации (асоциализации) личности. Это обстоятельство не говорит о том, что личность вообще не адаптируется. Нет, она адаптировалась, но к негативным, а нередко и криминальных нормам и ценностям.

В силу этого она вступает в конфликт с нормальными ценностями.

Деструктивный внутриличностный конфликт прямо противоположен конструктивному по содержанию: целям, средствам их достижения, результатам. Он является антитезой.

Деструктивный внутриличностный конфликт — это принятие решения личностью под влиянием деформированных социальных представлений о достижении негативных целей с помощью противоправных и аморальных средств.

Он возникает тогда, когда личность в условиях принятия решения о выборе средств достижения цели не может сказать себе «нельзя» делать то, что расходится с нормами права и морали. Вместо этого она говорит «можно» всё для реализации любых желаний, влечений, планов и т.тп. Никаких фильтров, табу, ограничений, запретов. Полный «беспредел».

Но это происходит не в силу действия фрейдовской формулы внутриличностного конфликта между ИГО, ЭГО и СУПЕР-ЭГО, где бессознательные инстинкты (в основном-сексуальные, т. е. ИГО) доминируют и диктуют правила поведения.

На самом деле деструктивный внутриличностный конфликт связан с социально-психологической структурой личности, деформацией когнитивной, ценностно-смысловой сферой (смысловых конструктов), социальных представлений. В этом случае «перевернутый мир» становится нормальными картинами мира, конструктами, «воровские законы» — единственными законами, которые следует соблюдать. Для такой личности нет « зеленой черты», переступать которую нельзя, когнитивного диссонанса, т. е. совести. Они «крутые», «борзые». Им всё позволено. Закон для них «не писан», просто не существует. К сожалению, мало кто из преступников признаёт себя виновным. Не лишне повторить ещё раз для ясности, что этот когнитивный эффект сравним с хрусталиком в глазу Кая из «Снежной королевы» Г. Х. Андерсена.

В этих условиях на всю мощь «работает» внутри-личностный деструктивный конфликт.

Спектр последствий данного конфликта весьма широк [1].

Конечно, дезадаптация личности связана и с другими явлениями, в частности, с нарушениями в области саморегуляции, когда поведение человека становится не просто эмоционально окрашенным, импульсивным, но и деструктивным. Подобное возникает в силу низкого уровня саморегуляции личности, влияния постоянных стрессовых ситуаций.

Постоянно накапливающаяся эмоциональная напряженность приводит к срывам, бурным аффективным всплескам, немотивированной агрессии, нервно-психической неустойчивости и, в конце концов, — к пограничным состояниям. Такое поведение нередко

наблюдается со стороны тех лиц, которые не могут обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. В конце концов, неудовлетворенность, причем постоянная, находит выход в опасных формах поведения.

К сожалению, на практике встречается не только первичная, но и вторичная асоциализация. Происходит это и на «свободе», и в местах лишения свободы.

В условиях социальной изоляции, конечно, имеет место ярко выраженные типичные негативные социально-психические явления.

В докторской диссертации «Криминогенное общение в среде осужденных» (1991 г.) нами были выделены и обоснованы несколько видов деформации в местах лишения свободы.

Деформация в среде осужденных выступает мощным фактором вторичной асоциализации личности. Об этом достаточно подробно изложено в ряде публикаций, в том числе в учебных пособиях, энциклопедии по юридической психологии и др.

Следует отметить, что негативные социально-психологические явления достаточно полно изложены и в монографии С. А. Кутякина «Организация противодействия криминальной оппозиции в уголовно-исполнительной системе России», Рязань, 2012.

В этом случае «перевернутый мир» становится нормальными картинами мира, конструктами, «понятия» — единственными законами, которые следует соблюдать, и в соответствии с которыми трактовать безопасность — опасность, иначе говоря, то, что опасно с позиции права и морали — безопасно, приемлемо, но то, что безопасно — опасно. Реальный парадокс, но он действует. Такова криминальная безопасность.

Группа чисто внутренних угроз безопасности личности связана с её психофизиологическими, т. е. сугубо внутриличностными особенностями.

Опасными для жизни и здоровья личности являются не только такие экстремальные ситуации как природные (гололед, наводнение, лесные пожары, снежные заносы, цунами), техногенные (взрывы, аварии) и эпидемиологические (инфекции, отравления), но и личностные (венерические заражения, в частности, СПИД, сифилис и др.).

Не секрет, есть личности, которые в силу особых «синдромов», сугубо внутренних предпосылок становятся опасными для самой себя и для других. Это может проявиться в телефонном терроризме, немотивированной агрессии, садизме и серийных преступлениях. В этом отношении характерен синдром, получивший название «феномен Чикатило» [4]. Основными направлениями обеспечения безопасности личности являются:

1) развитие социально-психологической компетентности населения в области безопасности;

2) формирование профессионализма в области безопасности;

3) обеспечение безопасности личности в экстремальных условиях;

4) обеспечение безопасного поведения личности на основе преодоления социальной, а также психофизиологической дезадаптации, т. е. реадаптации различных категорий населения. устранения деформации личности.

Вполне очевидно, что развитие безопасного поведения личности невозможно без повышения уровня социально-психологической компетентности в области безопасности.

В нашей стране в средних и высших образовательных учреждениях введена дисциплина «ОБЖ» в целях развития безопасного поведения. Обеспечение безопасного поведения различных социальных типов личности должно происходить и практически происходит в результате: а) социально-психологической и психофизиологической реадаптации, иначе говоря, повышения социального статуса, качества жизни, что приводит к изменению самооценки, «Я-образа», самоотношения, в том числе к безопасности как к ценности, локуса контроля, саморегуляции и других характеристик; б) ресоциализации, т. е. преодоления асоциализации, деформации личности, её социальных представлений о моделях достижения успеха, аддиктивного поведения (абстинентного синдрома, зависимостей), трансформации деструктивного вну-триличностного конфликта в конструктивный вну-триличностный конфликт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы.

Таким образом, для преодоления внешних и внутренних угроз безопасности личности должны применяться эффективные социально-психологические технологии её обеспечения.

Список источников

1. Основы социально-психологической теории. Под ред. Бодалева А. А., Сухова А. Н. М. : Международная педагогическая академия, 1995.

2. Сухов А. Н. Психология социальной работы. М., 2019. 278 с.

3. Сухов А. Н. Безопасность личности как научно-практическая проблема // Человеческий капитал. 2021. №2 (146). С.142-143.

4. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. 2-е изд. М., 2005.

References

1. Fundamentals of socio-psychological theory. Ed. Bodaleva A. A., Sukhova A. N. M. : International Pedagogical Academy, 1995.

2. Sukhov A. N. Psychology of social work. M., 2019. 278 p.

3. Sukhov A. N. Personal security as a scientific and

practical problem // Human capital. 2021. № 2 (146). P.142-143.

4. Sukhov A. N. Social psychology of security. 2nd ed. M., 2005.

Библиографический список

1. Баева И. А. Психология безопасности : история, становление, перспективы // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 65-69.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.

3. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск : ОАО «ЮжноУральское кн. изд-во», 2004.

4. Биркенбиль В. Ф. Как добиться успеха в жизни / В. Ф. Биркенбиль. М., 1992.

5. Галажинский Э. В. Система детерминации самореализации личности. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени д. псхих. н. Барнаул : БГПУ, 2002. 43 с.

6. Зазыкин В. Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. М., 1998.

7. Зазыкин В. Г., Прилутская О. В. Социальные страхи у населения. Оренбург, 1997.

8. Зиненко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.

9. Калинина Н. В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников / Н. В.Калинина, М. И.Лукьянова. Ульяновск : УИПК ПРО, 2003.

10. Коростылева Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Журнал психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1997. С. 3-19.

11. Психология безопасности : учебное пособие для вузов / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 276 с.

12. Питерская О. В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда / Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. псих. наук. Барнаул : БГПУ, 2002. 22 с.

13. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1996.

14. Прядин В. П. Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург : УГПУ, 2001.

15. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999.

16. Сухов А. Н. Социальная психология : учеб. пособие для студ. учреждения сред. проф. образования. 10-е изд. М. : Изд. центр «Академия»,

2013.

17. Сухов А. Н. Успех, карьера и развитие : социально-психологический аспект. М., 2016.

18. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. Новосибирск : АРТА, 2011. 208 с. (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

19. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб, 1997.

Bibliographic list

1. Baeva I. A. Psychology of security: history, formation, prospects // National Psychological Journal. 2007. № 1 (2). P. 65-69.

2. Belinskaya E. P., Tikhomandritskaya O. A. Social psychology of personality. M., 2001.

3. Belkin A. S. Competence. Professionalism. Skill. Chelyabinsk : JSC «South Ural Publishing House», 2004.

4. Birkenbil V. F. How to succeed in life / V. F. Birkenbil. M., 1992.

5. Galazhinsky E. V. System of determination of self-realization of personality. Autoref. diss. on the job. academic degree of D. crazy. Barnaul : BSPU, 2002. 43 p.

6. Zazykin V. G., Zaitseva E. V. Conflict personality in conflict confrontation. M., 1998.

7. Zazykin V. G., Prilutskaya O. V. Social fears among the population. Orenburg, 1997.

8. Zinenko V. P., Morgunov E. B. A developing person. M., 1994.

9. Kalinina N. V. Psychological aspects of the development of social competence of

schoolchildren / N. V.Kalinina, M. I.Lukyanova. Ulyanovsk : UIPK PRO, 2003.

10. Korostyleva L. A. Problems of self-realization of personality in the system of human sciences // Journal psychological problems of self-realization of personality. St. Petersburg, 1997. P. 3-19.

11. Psychology of security: textbook for universities / A. I. Dontsov, Y. P. Zinchenko, O. Y. Zotova, E. B. Perelygina. Moscow : Yurayt Publishing House, 2020. 276 p.

12. Piterskaya O. V. Psychological foundations of the success of personal self-realization in special types of work / Autoref. diss. on the job. academic degree of cand. psychol. sciences. Barnaul : BSPU, 2002. 22 p.

13. Platonov K. K. Structure and development of personality. Moscow : Nauka, 1996.

14. Pryadin V. P. Responsibility as a systemic quality of personality. Yekaterinburg : UGPU, 2001.

15. Social psychology of personality in questions and answers / Edited by V. A. Labunskaya. M., 1999.

16. Sukhov A. N. Social psychology : textbook. manual for students. institutions of sred. Prof. education. 10th ed. M. : Publishing House of the center «Academy», 2013.

17. Sukhov A. N. Success, career and development : socio-psychological aspect. M., 2016.

18. Theoretical foundations oflife safety / R. I. Aizman, S. V. Petrov, V. M. Shirshova. Novosibirsk : ARTA, 2011. 208 p. (Series «Life Safety»).

19. Frankl V. Man in search of meaning. M., 1990.

20. Hjell L., Ziegler D. Theory of personality. St. Petersburg, 1997.

Информация об авторе

А. Н. Сухов — заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доктор психологических наук, профессор, почётный работник высшего образования.

Information about the author

A. N. Sukhov — Head of the Department of Social Psychology and Social Work of the Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Honorary Worker of Higher Education.

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 30.03.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 30.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.