Научная статья на тему 'Социально-психологический аспект обеспечения организационной безопасности'

Социально-психологический аспект обеспечения организационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
512
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная организация / безопасность / вид / понятие / сущность / классификация / теория / компетентность / социально-психологические явления / social organization / safety / type / concept / essence / classification / theory / competence / sociopsychological phenomena

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анатолий Николаевич Сухов

В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы безопасности социальной организации, а так же рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию ее безопасности. В целом безопасность социальной организации складывается из безопасности различных ее структурных подсистем: экономической, социально-психологической и др. Анализ практики показывает, что в рамках житейской компетентности персонала в сфере организационной безопасности происходит множество ошибок, связанных с восприятием, рефлексией, т. е. адекватностью отражения угроз и поведением в опасной ситуации. Профессиональная компетентность персонала в области обеспечения безопасности социальной организации представляет собой структурную модель, в основе которой лежит строение и особенности функционирования системы профессиональной компетентности и профессиональной готовности, позволяющие осуществлять диагностику потенциальных угроз, а также их профилактику и ликвидацию на основе устранения негативных явлений и использования возможностей развития организационной культуры, социально-психологического климата, репутации, имиджа организации. В связи с этим необходимо повышение житейской социально-психологической и профессиональной компетентности персонала в области безопасности социальной организации как базового условия ее обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological aspect of ensuring organizational security

This article reveals the relevance of researching the problem of the safety of a social organization, as well as examines the essence of the socio-psychological approach to understanding its safety. In general, the security of a social organization consists of the security of its various structural subsystems: economic, socio-psychological, etc. An analysis of practice shows that within the framework of the everyday competence of personnel in the field of organizational security, there are many errors associated with perception, reflection, i.e. the adequacy of repulsing threats and behavior in a dangerous situation. The professional competence of personnel in the field of ensuring the safety of a social organization is a structural model, which is based on the structure and features of the functioning of the system of professional competence and professional readiness, which allows diagnosing potential threats, as well as their prevention and elimination based on the elimination of negative phenomena and the use of development opportunities organizational culture, socio-psychological climate, reputation, image of the organization. In this regard, it is necessary to increase the everyday socio-psychological and professional competence of personnel in the field of safety of a social organization as a basic condition for its provision.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический аспект обеспечения организационной безопасности»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-107-113 NIION: 2018-0077-4/21-060 MOSURED: 77/27-024-2021-04-259

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Социально-психологический аспект обеспечения организационной безопасности

Анатолий Николаевич Сухов

РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы безопасности социальной организации, а так же рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию ее безопасности.

В целом безопасность социальной организации складывается из безопасности различных ее структурных подсистем: экономической, социально-психологической и др.

Анализ практики показывает, что в рамках житейской компетентности персонала в сфере организационной безопасности происходит множество ошибок, связанных с восприятием, рефлексией, т. е. адекватностью отражения угроз и поведением в опасной ситуации.

Профессиональная компетентность персонала в области обеспечения безопасности социальной организации представляет собой структурную модель, в основе которой лежит строение и особенности функционирования системы профессиональной компетентности и профессиональной готовности, позволяющие осуществлять диагностику потенциальных угроз, а также их профилактику и ликвидацию на основе устранения негативных явлений и использования возможностей развития организационной культуры, социально-психологического климата, репутации, имиджа организации.

В связи с этим необходимо повышение житейской социально-психологической и профессиональной компетентности персонала в области безопасности социальной организации как базового условия ее обеспечения.

Ключевые слова: социальная организация, безопасность, вид, понятие, сущность, классификация, теория, компетентность, социально-психологические явления

Для цитирования: Сухов А. Н. Социально-психологический аспект обеспечения организационной безопасности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 107-113. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-107-113.

Original article

Socio-psychological aspect of ensuring organizational security

Anatoly N. Sukhov

Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Abstract. This article reveals the relevance of researching the problem of the safety of a social organization, as well as examines the essence of the socio-psychological approach to understanding its safety.

In general, the security of a social organization consists of the security of its various structural subsystems: economic, socio-psychological, etc.

An analysis of practice shows that within the framework of the everyday competence of personnel in the field of organizational security, there are many errors associated with perception, reflection, i.e. the adequacy of repulsing threats and behavior in a dangerous situation.

© Сухов А. Н., 2021

The professional competence of personnel in the field of ensuring the safety of a social organization is a structural model, which is based on the structure and features of the functioning of the system of professional competence and professional readiness, which allows diagnosing potential threats, as well as their prevention and elimination based on the elimination of negative phenomena and the use of development opportunities organizational culture, socio-psychological climate, reputation, image of the organization.

In this regard, it is necessary to increase the everyday socio-psychological and professional competence of personnel in the field of safety of a social organization as a basic condition for its provision.

Keywords: social organization, safety, type, concept, essence, classification, theory, competence, socio-psychological phenomena

For citation: Sukhov A. N. Socio-psychological aspect of ensuring organizational security // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):107-113. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-107-113.

Введение. Социально-психологический аспект корпоративной безопасности отражает эффективность влияния на устойчивость (надежность) организации ее социально-психологических явлений: социальной безопасности, организационной культуры, социально-психологического климата, репутации, имиджа организации, организационных конфликтов, управленческого общения [19]. В свою очередь устойчивость (надежность, эффективность) социальной организации отражает стабильность во времени структурных характеристик, в том числе социально-психологических явлений, различных видов ее безопасности. Он гармонизирует их, создает баланс и основу для безопасности организации. Отсюда следует, что актуальным направлением обеспечения социально-психологического аспекта безопасности различных видов организации является оптимизация этих явлений в позитивном плане.

Изложение основного материала. Основными направлениями обеспечения безопасности различных видов организации являются:

1) повышение житейской социально-психологической и профессиональной компетентности персонала в области безопасности как базового условия ее обеспечения;

2) профилактика и преодоление внешних и внутренних угроз корпоративной безопасности на основе антикризисного управления;

3) преодоление негативных социально-психологических явлений внутри организации;

4) урегулирование и разрешение организационных конфликтов;

5) развитие организационной культуры, репутации, имиджа, повышение социально-психологического климата социальной организации.

Каждый сотрудник социальной организации характеризуется наличием или отсутствием житейской или профессиональной компетентности в области безопасности.

В основе обеспечения корпоративной безопасности лежит ценностный подход, а именно: если для руководителя социальной организации безопас-

ность является ценностью, то он применяет все меры для ее обеспечения и наоборот.

Путями развития профессиональной компетентности персонала в обеспечении корпоративной безопасности являются: учет передового опыта и развитие профессиональной компетентности персонала на основе специальной теоретической и практической подготовки.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности и готовности персонала социальных организаций к обеспечению корпоративной безопасности следует осуществлять в контексте повышения профессионализма персонала в этой сфере.

В этом контесте важным направлением является профилактика и преодоление негативных социально-психологическими явлений в социальной организации.

Под негативными социально-психологическими явлениями в среде персонала понимаются такие социально-психологические явления, которые оказывают деструктивное влияние на эффективность организации.

Негативные социально-психологические явления среди персонала следует классифицировать по степени их устойчивости. В связи с этим различают динамичные, динамико-статичные и статичные явления. К первой группе относятся общение, деструктивные конфликты, слухи и т. д., ко второй - мнения, настроения, социальные ценности, а соответственно к третьей - субкультура, стратификация, традиции, обычаи, малые неформальные группы.

Данные явления проявляются на различных уровнях: на уровне всей организации, групповом, межличностном и личностном уровнях.

Проявление тех или иных видов негативных социально-психологических явлений характеризуется определенными признаками, к которым относятся: скрытый и неофициальный характер их проявления; наличие лиц и малых групп, являющихся носителями негативных социально-психологических явлений; противодействие официально установленным правилам, требованиям руководства; наличие опре-

деленных ценностей, «понятий», традиций и норм поведения, т. е. контркультуры.

Главное отличие негативных социально-психологических явлений от позитивных состоит в том, что их носители противопоставляют личные, корыстные интересы основным требованиям, официальным правилам поведения, профессионально-этическим нормам и ценностям, организационной культуре, корпоративному кодексу.

Деятельность по преодолению негативных социально-психологических явлений - это система мер (управленческих, организационных, психолого-педагогических), направленных на выявление, профилактику и нейтрализацию причин вызывающих их появление. Она является составной частью антикризисного управления.

Понятие «антикризисное управление» несет двоякий смысл, означая:

1) собственно антикризисное управление, то есть организации в обычных, некризисных условиях внешней среды;

2) антикризисное управление организации в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Социально-психологический подход к пониманию антикризисного управления предполагает вычленения социально-психологический аспектов этого процесса, иначе говоря, социально-психологических явлений, выступающих в данном случае в качестве объекта управления. Это общее замечание.

Второе замечание связано с тем, что каждый из двух вариантов управления обладает своими особенностями.

Собственно антикризисное управление имеет дело с социально-психологическими явлениями, внутренней среды организации: организационной культуры, климатом, репутацией, конфликтами и т. п.

Второй вариант антикризисного управления осуществляться не может без учета социально-психологических явлений, функционирующих во внешней среде.

О выходе из кризиса можно судить только по объективным показателям: объему производства; уровню безработицы и потребительского спроса, продаж.

Анализ практики применения антикризисных мер позволяет вычленить их социально-психологические аспекты:

- преодоление недоверия вкладчиков к банковским структурам;

- нейтрализация слухов, паники, социальных страхов;

- усилия по снятию социальной напряженности;

- значимость оздоровления деформированных ценностных основ функционирования финансовых и производственных структур.

Все это направлено на то, чтобы минимизировать возникновение новых мыльных пузырей, парализующих экономику, придать ей устойчивость.

Как показывает анализ практики, в одиночку социальным организациям не просто преодолевать внешние угрозы экономического порядка. В этой связи заслуживает внимания опыт поддержки со стороны государства.

Яркий пример социальной компетентности, позволившей США выйти из кризиса, - деятельность президента Ф. Рузвельта в период «Великой депрессии».

Актуальность этого опыта только возрастает, особенно в условиях современных событий в США. Из истории надо извлекать максимум пользы.

Действительно, роль социальной политики в условиях кризиса переоценить трудно. От компетентности ее проведения зависит эффективность превенции массового кризиса. Неграмотное, безответственное или, что еще хуже, ангажированное осуществление социальной политики в этих условиях может привести к трансформации экономического кризиса в социальный. Это обстоятельство может быть использовано технологами «цветных революций», что противоречит национальным интересам, безопасности практически любой страны, в том числе и России.

С точки зрения социально-психологического подхода сущность антикризисного управления состоит в изменении структуры и содержания деформированных ценностей, а не только в поиске конкретных виновников, хотя и это имеет немалое значение.

Что касается собственно антикризисного управления организациями, то оно не может быть оторвано от общих тенденций. В одиночку в условиях глобального кризиса не справиться.

Сущность собственно антикризисного управления состоит не только в принятии правовых и экономических мер, но и в преодолении негативных социально-психологических явлений.

В данном случае имеется в виду оздоровление внутренней среды организации, в том числе в области:

- организационной культуры;

- социально-психологического климата;

- репутации и т. п. [19].

Структура деятельности по преодолению негативных социально-психологических явлений состоит из следующих компонентов: субъектов деятельности; объекта; направлений деятельности, в которых необходимо осуществлять конкретные мероприятия по преодолению негативных социально-психологических явлений; методов и технологий, с помощью которых осуществляется деятельность; анализ результатов деятельности.

Деятельность по преодолению негативных социально-психологических явлений в среде персонала требует осуществления профилактических мер.

Для того чтобы обеспечить эффективную профилактику негативных социально-психологических явлений необходимо следующее:

1. Прогнозирование появления и распространения негативных социально-психологических явлений.

2. Предупреждающие меры по недопущению появления распространения негативных социально-психологических явлений.

Если говорить о прогнозировании негативных социально-психологических явлений, то прогноз бывает трех видов (долгосрочный, среднесрочный и кратковременный).

Для построения этих прогнозов используются математические методы (экстраполяция, моделирование и т. д.), т. е. статистические данные (модели) о нарушениях, обрабатываются посредством современных методик математико-статистического анализа, на основе которого выстраивается прогноз.

Анализ практики по преодолению негативных социально-психологических явлений позволяет сделать вывод о том, что она проводится без должного выяснения причин их возникновения.

Конкретная работа по профилактике негативных социально-психологических явлений, должна вестись в таких направлениях как, профилактика конфликтов, малых групп, профилактике злоупотреблений со стороны руководства, повышение репутации, оздоровление климата и пр.

Что же касается мероприятий, направленных на нейтрализацию негативных социально-психологических явлений, то в данном направлении всем субъектам деятельности по преодолению данных явлений, необходимо проводить конкретную работу с различными категориями персонала (нарушителями дисциплины, склонных к аддиктивному поведению, с повышенной конфликтностью и т. д.), являющимися носителями негативных явлений.

Деятельность по нейтрализации негативных социально-психологических явлений затруднена. Причинами этих трудностей являются: латентность негативных социально-психологических явлений; низкая социально-психологическая компетентность субъектов деятельности по нейтрализации негативных социально-психологических явлений.

Для эффективной работы по изучению причин влияющих на возникновение и развитие негативных социально-психологических явлений, необходимо создать (если она не предусмотрена) в организации социально-психологическую службу.

Данная служба должна координировать работу психологов и социальных работников, других отде-

лов по выявлению и преодолению негативных социально-психологических явлений. В рамках данной службы так же целесообразно рассмотреть вопрос о создании «телефона доверия».

Главными направлениями деятельности социально-психологической службы должны стать:

Во-первых, профессиональная ориентация и профессиональный отбор персонала, если он предусмотрен.

К сожалению, эффективность профотбора будет оставаться на низком уровне до тех пор, пока не будут разработаны и внедрены профессиограммы и психограммы для различных специальностей. Несомненно, эффективная работа в данном направлении требует наличие конкурса.

Во-вторых, психологическая помощь в адаптации к условиям организации.

В-третьих, контроль за состоянием социально-психологического климата в организации.

В-четвертых, исследование микрогрупп в подразделениях, и выявление среди них групп с отрицательной направленностью.

В-пятых, должна систематически изучаться субкультура персонала, их социальные ценности, представления, неформальные традиции, обычаи и т. д. и совместно с руководителями проводить мероприятия по устранению причин, вызывающих появление данных негативных социально-психологических явлений.

В-шестых, необходимо проводить мониторинг общественного мнения и настроений персонала.

В-седьмых, осуществлять урегулирование конфликтов в социальной организации.

Одним из важных направлений обеспечения учреждений безопасности является практика урегулирования и разрешения организационных конфликтов.

Анализ практики показывает, что урегулирование конфликтов нередко приводит не просто к ошибкам, а непоправимым, порой необратимым последствиям. В связи с этим требуются соответствующие знания в виде самостоятельной компетентности. Конфликтологическая компетентность - это специальные знания о методах профилактики, урегулирования и разрешения различных видов конфликтов. При этом ведение переговоров довольно часто сопровождается возникновением кризисов. Это обстоятельство в свою очередь требует профилизации конфликтологической компетентности.Антикризис-ная переговорная компетентность - это специальные знания о техниках предотвращения кризисов в переговорах.

Вообще следует говорить о коммуникативной, перцептивной и интерактивной конфликтологической компетентности.

При этом вопрос ставится не в теоретическом, а сугубо практическом плане. Иначе говоря, речь идет о массовом обучении по овладению конфликтологической компетентности.

В последнее время стало чрезвычайно модным выражение «управление конфликтами». Однако далеко не все знают истинный смысл этих слов. На самом деле они означают не урегулирование, а эскалацию конфликта, т. е. нечто противоположное тому, о чем хотят сказать авторы. За словосочетанием «управляемый конфликт» стоит крайне неприглядная, гибридная практика.

Механизм рассмотрения коллективных трудовых споров предусмотрен Конвенцией Международной организации труда (МОТ). Работает он в развитых и развивающихся странах. В частности, Конвенция МОТ «Коллективные переговоры» распространяется на все отрасли экономической деятельности и провозглашает принципы, нормы ведения свободных и добровольных переговоров в рамках примирительного или арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожаленью, зачастую руководители внутреннюю безопасность понимают весьма своеобразно -как необходимость установления тотальной слежки за членами организации, повального шпионажа, выискивания «врагов», нелояльных лиц, устранения групп недовольных и т. п.

Разумеется, организационная безопасность не только не исключает, но и предполагает меры по выявлению завербованных конкурентами членов организации, различных «диверсий» и т. д.

Между тем организационная безопасность направлена не только на нейтрализацию криминальных угроз (поборов, конфликтов), но и на обеспечение эффективного с экономической точки зрения функционирования организации, недопущение банкротства и распада при возникновении кризисных ситуаций.

В свою очередь возникновение внутренних криминальных угроз и экономическая эффективность зависят от состояния самих социальных организаций, основу которого образуют социально-психологические явления: организационная культура, стиль управления и общения, деловое общение, конфликты, малые неформальные группы и т. д. Поэтому возникает необходимость изучения и управления социально-психологическими явлениями, влияющими на организационную безопасность.

Эффективность и безопасность социальной организации зависит от таких явлений, как:

1) процесса стратегического целеполагания и планирования деятельности;

2) содержания организационной культуры;

3) социально-психологического климата;

4) профессионального отбора кадров, его аттестации и обучения;

5) эффективности управленческой команды;

6) оптимальности делового общения, информационных потоков;

7) особенностей неформальной структуры (малых групп);

8) уровня конфликтности;

9) развитития репутации, имиджа социальной организации.

Характеристика и технологии развития, а в необходимых случаях преодоления данных явлений раскрыты в учебном пособии «Социальная психология организации» / под. ред. А. Н. Сухова. М., 2010.

Выводы. Итак, ясно, что организационная безопасность во многом зависит от учета и развития социально-психологических явлений. Поэтому этому моменту нужно уделять первостепенное внимание.

Библиографический список

1. Бодалев, А. А., Сухова А. Н. Основы социально-психологической теории / А. А. Бодалев, А. Н. Сухова. М. : Международная педагогическая академия, 1995.

2. Василенко, А. Б. Социальная безопасность / А. Б. Василенко, С. А. Проскурин. М., 1998.

3. Гераськина, М. Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся : дисс. на соискание ученой степени кандидата псих. наук / М. Г. Гераськина. Тамбов, 2007.

4. Гончаренко, Л. П. Экономическая и национальная безопасность : учебник / Л. П. Гончаренко ; под ред. Л. П. Гончаренко. М. : ЗАО «Экономика», 2015. 543 с.

5. Грачев, Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г. В. Грачев. М., 2003.

6. Донцов, А. И. Корпоративная безопасность в условиях глобализации / А. И. Донцов, Ю. П. Зин-ченко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 4. С. 12-16.

7. Искендерова, Ф. В. Системный подход в формировании корпоративной безопасности на предприятии : дисс. на соиск. уч. степени доктора философии / Ф. В. Искендерова. Усть-Каменогорск., 2013. 153 с.

8. Кирьянова, Е. Н. Риск и корпоративная безопасность / Е. Н. Кирьянова // Психология и безопасность организации. М., 1997.

9. Кравчук, В. А. Основные подходы к безопасности предприятия и место в ней финансовой безопасности / В. А. Кравчук, В. В. Ушаков // Ин-

новационные технологии в науке и образовании: материалы VI Международная. научно.-практическая. конференция. (Чебоксары, 19 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (6). С. 369-373.

10. Левковец, Н. П. Комплексная оценка корпоративной безопасности автотранспортного предприятия / Н. П. Левковец // Известия МГТУ. 2013. № 4 (18). С. 306-312.

11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строения и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2003. 484 с.

12. Оболонский, Ю. В. Исследование феномена корпоративной безопасности организации / Ю. В. Оболонский, Н. Ю. Оболонская // Экономические отношения. 2015. Т. 5. № 4. С. 74-94.

13. Олейникова, Е. А. Экономическая и национальная безопасность: Экзамен / Е. А. Олейникова. 2017. 766 с.

14. Панарин, И. Психологическая безопасность военнослужащих / И. Панарин // Ориентир. 1995. № 8. С. 14-17.

15. Пацакула, И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности : автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И. И. Пацакула. Рязань, 2001.

16. Рощин, С. К. Психологическая безопасность: новый подход / С. К. Рощин, В. А. Сосин // Российский монитор. 1995. № 6. С. 38-45.

17. Сухов, А. Н. Социальная психология / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина ; под ред А. Н. Сухова. 8-е изд. перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 367 с.

18. Сухов, А. Н. Социальная конфликтология / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 255 с.

19. Сухов, А. Н. Социальная психология безопасности / А. Н. Сухов. 2-е изд. М., 2005.

20. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М. : Айрис-пресс, 2004. 384 с.

21. Шаваев, А. Т. Экономическая безопасность / А. Т. Шаваев, А. Т. Багаутдинов. М. : Правовое просвещение, 2003. 512 с.

22. Шершнев, Л. И. Безопасность человека / Л. И. Шершнев. М., 1994.

Bibliographic list

1. Volumes, A. A., Sukhov A. N. Basis of socio-psy-chological theory / A. A. Volumes, A. N. Sukhov. Moscow : international pedagogical Academy, 1995.

2. Vasilenko, A. B. Social security / B. A. Vasilenko, S. A. Proskurin. M., 1998.

3. Geras'kina, M. G. Development of professional competence of the personnel of educational institutions in ensuring the personal safety of students Diss. for the degree of candidate of psycho. Sciences / M. G. Geraski-na. Tambov, 2007.

4. Goncharenko, L. P. Economic and national security : textbook / L. P. Goncharenko ; edited by L. p. Goncharenko. M. : CJSC «Economy», 2015. 543 p.

5. Grachev, G. V. Personality and society: information and psychological security and psychological protection / G. V. Grachev, M., 2003.

6. Dontsov, A. I. Corporate security in the context of globalization / A. I. Dontsov, Yu. p. Zinchenko // Bulletin of the Moscow University. Episode 14: Psychology. 2011. No. 4. pp. 12-16.

7. Iskenderova, F. V. System approach in the formation of corporate security at the enterprise: diss. for the degree of Doctor of Philosophy / F. V. Iskenderova. Ust-Kamenogorsk., 2013. 153 p.

8. Kiryanova, E. N. Risk and corporate security / E. N. Kiryanova // Psychology and security of the organization. M., 1997.

9. Kravchuk, V. A. Basic approaches to enterprise security and the place of financial security in it / V. A. Kravchuk, V. V. Ushakov // Innovative technologies in science and education: materials of the VI International. scientifically.- practical. the conference. (Cheboksary, June 19, 2016) / editor: O. N. Shirokov [et al.]. Cheboksary : CNS «Interactive plus», 2016. № 2 (6). pp.369-373.

10. Levkovets, N. P. Comprehensive assessment of corporate safety of a motor transport enterprise / N. P. Levkovets // Izvestiya MSTU. 2013. No. 4 (18). pp.306-312.

11. Leontiev, D. A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality / D. A. Leon-tiev. M. : Sense, 2003. 484 p.

12. Obolonsky, Yu. V. Investigation of the phenomenon of corporate security of an organization / Yu. V. Obolonsky, N. Y. Obolonskaya // Economic relations. 2015. Vol. 5. No. 4. pp. 74-94.

1 3. Oleynikova, E. A. Economic and national security: Exam / E. A. Oleynikova. 2017. 766 p.

14. Panarin, I. Psychological safety of military personnel / I. Panarin // Landmark. 1995. No. 8. pp. 14-17.

15. Patsakula, I. I. Psychology of professional safety of employees of special forces of law enforcement agencies in extreme conditions of activity : abstract. diss. ... cand. psychological sciences / I. I. Patsakula. Ryazan, 2001.

16. Roshchin, S. K. Psychological security: a new approach / S. K. Roshchin, V. A. Sosin // Russian Monitor. 1995. No. 6. pp. 38-45.

17. Sukhov, A. N. Social Psychology / A. N. Sukhov,

M. G. Geraskina; edited by A. N. Sukhov. 8th ed. reprint. and additional M. : UNITY-DANA, 2017. 367 p.

18. Sukhov, A. N. Social conflictology / A. N. Sukhov. M. : UNITY-DANA, 2017. 255 p.

19. Sukhov, A. N. Social psychology of security / A. N. Sukhov. 2nd ed. M., 2005.

20. Fromm E. To have or to be? For the love of life. M. : Iris-press, 2004. 384 p.

21. Shavaev, A. T. Economic security / A. T. Shavaev, A. T. Bagautdinov. M. : Legal education, 2003. 512 p.

22. Shershnev, L. I. Human security / L. I. Sher-shnev, M., 1994.

Информация об авторе

А. Н. Сухов - заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего образования.

Information about the author A. N. Sukhov - The Head of the Department of Social Psychology and Social Work, Doctor of Psychology, Professor, honorary worker of higher education.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

Актуальные проблемы организационной культуры правоохранительных органов. Строение. Управление. Модели : учебник для студентов вузов / [А. И. Бастрыкин и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 311 с.

Цель учебника — показать основные элементы организационной культуры правоохранительных органов в их взаимодействии с внешней и внутренней средой.

Комплексный подход к изучению явления организационной культуры правоохранительных органов позволяет рассматривать его как один из инструментов деятельности, направленной не только на достижение целей организационной системы правоохранительных органов, но и на поддержание ее стабильности, целостности. Это особенно актуально в современной практике управления правоохранительными органами.

Круг вопросов, изложенных в учебнике, охватывает различные аспекты системы исследования организационной культуры правоохранительных органов, позволяющих читателю получить наиболее полную картину данного явления.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

С1РОСИИЕ

■ а!.-1

МОДЕЛИ

УЧЕБНИК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.