Научная статья на тему 'Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб: теоретико-прикладной аспект'

Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб: теоретико-прикладной аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1039
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОТРУДНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL SERVICES STAFF / SOCIAL WORKER / DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухов Анатолий Николаевич, Гераськина Марина Геннадьевна

В статье рассматриваются теоретико-прикладные аспекты социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб: понятие, структура, виды. Структура социально-психологической компетентности включает в себя коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная компетентность представляет из себя не только эмпатическое свойство (сопереживание), но и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения, умении устанавливать, поддерживать контакт с клиентами и продуктивно выходить из деловой беседы. Обладание перцептивной компетентностью означает умение портретировать других людей на основе визуальной симптоматики. Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний, умениям эффективно взаимодействовать и др. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе выражается в уровне его знаний соответствующих терминов, понятий, определений, дефиниций, то есть овладении им определенным глоссарием в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта. Житейская социально-психологическая компетентность представляет собой результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. В статье так же приводятся результаты исследования уровня социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб, факторов, ее определяющих, а также способы ее развития. Для большинства сотрудников социальных служб характерен средний уровень социально-психологической компетентности. Уровень социальнопсихологической компетентности сотрудников социальных служб зависит от их личностных особенностей. Развитие социальнопсихологической компетентности сотрудников социальных служб осуществляется в рамках профессиональной подготовки и повышения их квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF SOCIAL SERVICES EMPLOYEES: THEORETICAL AND APPLIED ASPECT

The article deals with theoretical and applied aspects of social and psychological competence of social services employees: concept, structure, types. The structure of socio-psychological competence includes communicative, perceptual and interactive. Communicative competence is not only an empathic property (empathy), but also knowledge about the ways of orientation in different situations, free possession of verbal and nonverbal means of communication, the ability to establish and maintain contact with clients and productively exit a business conversation. Having perceptual competence means being able to portray other people based on visual symptoms. Competence in the field of interaction is reduced to knowledge about the nature of social influences, the ability to interact effectively, etc. Professional competence of a specialist in social work is expressed in the level of his knowledge of the relevant terms, concepts, definitions, definitions, that is, mastering a certain Glossary in accordance with the requirements of the relevant professional standard. Everyday social and psychological competence is the result of socialization, i.e. adaptation to specific conditions. The article also presents the results of a study of the level of social and psychological competence of social service employees, the factors that determine it, as well as the ways of its development. Most social service employees have an average level of social and psychological competence. The level of social and psychological competence of social service employees depends on their personal characteristics. The development of social and psychological competence of social service employees is carried out within the framework of professional training and professional development.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб: теоретико-прикладной аспект»

DOI: 10.23888/humJ20201104-114

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF SOCIAL SERVICES EMPLOYEES:

THEORETICAL AND APPLIED ASPECT

Сухов А.Н., Гераськина М.Г. Sukhov A.N., Geras'kina M.G.

Рязанский государственный университет имени Ryazan State University named after S. Yesenin

С.А. Есенина

Аннотация:

В статье рассматриваются теоретико-прикладные аспекты социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб: понятие, структура, виды. Структура социально-психологической компетентности включает в себя коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная компетентность представляет из себя не только эмпатическое свойство (сопереживание), но и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения, умении устанавливать, поддерживать контакт с клиентами и продуктивно выходить из деловой беседы. Обладание перцептивной компетентностью означает умение портретировать других людей на основе визуальной симптоматики. Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний, умениям эффективно взаимодействовать и др. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе выражается в уровне его знаний соответствующих терминов, понятий, определений, дефиниций, то есть овладении им определенным глоссарием в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта. Житейская социально-психологическая компетентность представляет собой результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. В статье так же приводятся результаты исследования уровня социально-

Abstract:

The article deals with theoretical and applied aspects of social and psychological competence of social services employees: concept, structure, types. The structure of socio-psychological competence includes communicative, perceptual and interactive. Communicative competence is not only an empathic property (empathy), but also knowledge about the ways of orientation in different situations, free possession of verbal and nonverbal means of communication, the ability to establish and maintain contact with clients and productively exit a business conversation. Having perceptual competence means being able to portray other people based on visual symptoms. Competence in the field of interaction is reduced to knowledge about the nature of social influences, the ability to interact effectively, etc. Professional competence of a specialist in social work is expressed in the level of his knowledge of the relevant terms, concepts, definitions, definitions, that is, mastering a certain Glossary in accordance with the requirements of the relevant professional standard. Everyday social and psychological competence is the result of socialization, i.e. adaptation to specific conditions. The article also presents the results of a study of the level of social and psychological competence of social service employees, the factors that determine it, as well as the ways of its development. Most social service employees have an average level of social and psychological competence. The level of social and psychological competence of social service

психологическом компетентности сотрудников социальных служб, факторов, ее определяющих, а также способы ее развития. Для большинства сотрудников социальных служб характерен средний уровень социально-психологической компетентности. Уровень социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб зависит от их личностных особенностей. Развитие социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб осуществляется в рамках профессиональной подготовки и повышения их квалификации.

employees depends on their personal characteristics. The development of social and psychological competence of social service employees is carried out within the framework of professional training and professional development.

Ключевые слова:

социально-психологическая компетентность, профессиональная компетентность, сотрудники социальных служб, социальный работник, развитие социально-психологической компетентности.

Keyword:

social and psychological competence, professional competence, social services staff, social worker, development of social and psychological competence.

Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб является составной частью их профессиональной компетентности [1].

Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе является многофакторным явлением. В его структуру входят не только теоретические знания в области социальной работы и способы их применения в конкретных ситуациях клиентов, но и такие профессионально-важные качества, как ценностные ориентации специалиста, и, конечно, интегративные показатели его культуры.

При рассмотрении профессиональной компетентности специалистов по социальной работе некоторые исследователи включают в нее широкие знания в таких научных областях, как психология, юриспруденция, экономика, информатика, а также в области теории и методов социальной работы [2]. Другие же сюда относят и доброжелательное отношение к людям, их проблемам и ситуациям. Третьи указывают организаторско-ко-ммуникативные способности, высокий морально-этический уровень, нервно-психическую устойчивость и др. [3].

Ряд исследователей одним из критериев компетентности социального работника считают способность оказать немедленную помощь людям, которые в ней нуждаются, это является следствием наличия эмпатии. Вдобавок ко всему, специалист по социальной работе должен обладать и определенным уровнем компетентности в других областях, в частности, в юридической сфере, то есть уметь работать с документами по обеспечению прав клиентов социальных служб.

Большинство исследователей выделяют следующие сущностные характеристики профессиональной компетентности сотрудников социальных служб:

- соответствие уровня и содержания знаний сотрудника социальных служб выполняемым им должностным задачам и обязанностям;

- умение сотрудника социальных служб действовать практически и достигать требуемых результатов;

- способность сотрудников продуктивно использовать инновационный опыт;

- умение сотрудников обобщить и передать свой практический опыт другим специалистам;

- способность его к рефлексии, критическому анализу собственных действий;

- мотивационно-ценностное отношение к своей профессии [4].

Профессиональная компетентность является одним из компонентов подструктуры профессионализма специалиста по социальной работе.

Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе выражается в уровне его знаний соответствующих терминов, понятий, определений, дефиниций, то есть овладении им определенным глоссарием в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта.

В настоящее время компетентностный подход широко применяется в ходе профессиональной подготовки студентов, то есть будущих сотрудников социальных служб. Этот подход направлен на развитие профессиональных знаний специалистов социальных служб, а также на их проверку путем тестирования не только студентов, но и самих практических работников.

Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб представляет собой специальные знания, социальные представления об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Можно сказать, что по своему содержанию напоминает то, что относится к сфере профессионального менталитета. Обладание им позволяет сотрудникам социальных служб ориентироваться в любой, в том числе кризисной ситуации клиента, принимать верные решения и достигать поставленных целей [5].

Антиподом социально-психологической компетентности является некомпетентность. Некомпетентность проявляется в неграмотности и невежестве, суеверии и т.д.

Социально-психологическая компетентность - явление многомерное. Она складывается из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) и интерактивной компетентности (знаний в области взаимодействия, поведения).

Коммуникативная компетентность представляет из себя не только эмпатическое свойство (сопереживание), но и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения; умение устанавливать, поддерживать контакт с клиентами и продуктивно выходить из деловой беседы. Обладание перцептивной компетентностью означает умение портретировать других людей на основе визуальной симптоматики. Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний, умениям эффективно взаимодействовать и др. [5].

Социально-психологическая компетентность делится на два вида: житейскую и профессиональную.

Житейская социально-психологическая компетентность представляет собой результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. Социально-психологическая компетентность в нормальном обществе выгодна, потому так ценятся улыбка,

вежливая манера обращения, культура общения. Данный вид компетентности крайне необходим для сотрудников социальных служб при оказании помощи клиентам. Часто ее называют еще народной мудростью, которая получила свое выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках, традициях, обычаях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет. Именно этой компетентностью чаще всего и обладают сотрудники социальных служб.

Нередко на социально-психологическую компетентность оказывают влияние предрассудки (суеверия), особые психологические способности, на которых спекулируют разного рода шарлатаны (предсказатели судеб и ясновидцы), что является антиподом социально-психологической компетентности.

Профессиональная социально-психологическая компетентность складывается из научных картин мира и знаний в области общения [6]. Еще раз следует подчеркнуть, что она имеет особое значение для деятельности сотрудников социальных служб, психологов, управленцев и др. Эти специалисты, как правило, имеют соответствующую подготовку и неплохие знания в области делового общения (проявляющиеся в умении устанавливать контакт, вести переговоры); в области закономерностей восприятия и познания людьми друг друга на основе внешности, поведенческой симптоматики, визуальной диагностики; в области психического воздействия (зачастую с использованием различных техник воздействия). Определенная часть сотрудников также обладает неплохими знаниями в области физиогномики, транзактного анализа.

Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб определяется рядом факторов: это и индивидуальные особенности сотрудников, их психические состояния и типичные настроения, эффективность социализации, влияние культурных различий и специальная социально-психологическая подготовка.

Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб реализуется через их коммуникативную деятельность, протекающую в специфических условиях конкретной деятельности. Данную коммуникативную деятельность можно рассматривать:

- как особую форму реализации определенных требований, целей и задач, вытекающих из должностных инструкций и других служебных документов;

- как социально-нормативную деятельность, обеспечивающую адекватность профессиональной деятельности регламенту психосоциальной работы;

- как систему воздействия на клиента [7].

Актуальность

Социальная работа относится к таким видам профессиональной деятельности, где большую роль играют как личностные, так и профессиональные качества специалистов, которые во многом определяют успешность и эффективность оказания помощи людям, оказавшимися в трудной (дезадаптивной) жизненной ситуации.

Те сотрудники социальных служб, которые обладают недостаточным уровнем социально-психологической компетентности в своей профессиональной деятельности проявляют равнодушие при общении с клиентами, используют свое служебное поло-

жение в личных целях, ищут выгоду. В результате эффективность оказания ими помощи сводится к нулю.

Все это сказывается на общем отношении клиентов социальных служб к деятельности социальной служб и социальной работе в целом, а также подрывает доверие к ним и их авторитет.

Именно от уровня подготовки работников, их социально-психологической компетентности, профессионализма и ответственного отношения к своему делу во многом зависят репутация социальных служб.

Однако, несмотря на актуальность указанной темы, она остается практически не изученной, что составляет сущность проблемы, относящейся к социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб.

В связи с вышеизложенным, важное значение приобретает исследование социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб.

В психологии компетентность изучается в рамках акмеологического направления, который ориентирован на междисциплинарные исследования Данный подход находит свою реализацию в трудах таких исследователей, как К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Берестовой, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, А.Н. Сухова и др.

С нашей точки зрения, заслуживают интереса работы исследователей, которые изучают различные виды компетентности: коммуникативную компетентность (И.Р. Алтунина, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Коблянская, Ю.А. Конев, В.Н. Куницына, Л.А. Петровская и другие), психологическую компетентность (А.Д. Алферов, Н.В. Андронова, А.Б. Белкин, И.Ф. Демидова, Л.А. Першина, Н.В. Яковлева и другие), социальную компетентность (К.А. Абульханова-Славская, С.С. Бахтеева, A.B. Брушлинский, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, Г.И. Марасанов, А.К. Маркова, Л.И. Новикова, A.A. Реан, H.A. Рототаева, А.И. Савенков, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин и другие), профессиональную компетентность (A.C. Белкин, Р.Х. Гильмеева, В.А. Демин, Н.Е. Костылева, В.Ю. Кричевский, O.E. Ломакина, А.К. Маркова, Е.Е. Сухова, С.С. Татарченкова, Н.Б. Шмелева, Ярецкий В.Ю. и другие), перцептивную компетентность (А.А. Бодалев, A.A. Деркач, A.B. Евсеев, М.И. Мусатов и другие), социально-психологическую компетентность (М.Г. Дебольский, A.B. Евсеев, О.В. Минкина, И.Н. Никитин, И.Б. Свирская, А.Н. Сухов и другие).

Большой вклад в разработку проблемы профессионализма специалиста по социальной работе внесли С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Т.Е. Демидова, В.И. Жуков, И.А. Зимняя, В.А. Мальцев, Е.А. Петрова, Н.М. Полуэктова, Л.И. Старовойтова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева, И.В. Яковлева, Е.Р. Яровская-Смирнова и другие.

Цель и задачи

Цель исследования - теоретически и эмпирически изучить социально-психологическую компетентность сотрудников социальных служб.

Задачи исследования:

1) определить уровень социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб;

2) определить факторы, влияющие на уровень социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб;

3) разработать рекомендации по развитию уровня социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб.

Гипотеза исследования заключается в том, что, во-первых, уровень социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб находится на среднем уровне; во-вторых, факторами, влияющими на уровень социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб являются их индивидуально-личностные особенности (общительность, логическое мышление, эмоциональная устойчивость, беспечность, чувствительность, независимость, самоконтроль и др.), а также такие социально-демографические характеристики личности, как возраст, стаж работы и образование; в -третьих, одним из путей развития уровня социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб является специально разработанная программа, предполагающая комплексный подход.

Материалы и методы

Нами были использованы следующие методики исследования:

- тестирование (в которое входили разработанные нами тестовые задания на определение уровня знаний сотрудников по социальной работе);

- диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант методики Н.П. Фетискина - для определения личностной готовности к формированию интегративных критериев интерактивной компетентности);

- тест коммуникативной социальной компетентности (для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности);

- анкетный опрос (для определения социально-демографических характеристик сотрудников).

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики, в том числе корреляционный анализ, с применением компьютерных программ STATISTIKA 10.0, SPSS 17.

Результаты и их обсуждение

В исследовании приняли участие 38 человек сотрудников социальных служб (КЦСОН г. Рязани).

В ходе проведенного нами тестирования (в которое входили разработанные нами тестовые задания на определение уровня знаний сотрудников по социальной работе в области истории социальной работы, технологий социальной работы) [8] было выявлено, что большинство сотрудников социальных служб имеют средний уровень знаний (рис. 1) в области обозначенных нами дисциплин. Что касается высокого уровня знаний, то он характерен для небольшого процента сотрудников социальных служб. То же самое можно сказать и о низком уровне знаний сотрудников социальных служб. Он так же характерен для малого количества сотрудников.

Рис. 1. Уровень знаний в области социальной работы сотрудников социальных служб

Доминирование среднего уровня знаний в области социальной работы сотрудников социальных служб объясняется тем, что многие из них не имеют профильного образования (это подтверждают данные анкетного опроса). Несмотря на то, что почти у 50% сотрудников имеется профильное образование, уровень знаний также средний или ниже среднего. Это можно объяснить тем, что в КЦСОН идут работать не самые лучшие студенты, а уровень заработной платы оставляет желать лучшего. Кроме того, мы выяснили, что уровень знаний в области социальной работы сотрудников социальных служб зависит от возраста (с возрастом он ниже) и не зависит от стажа работы. Это говорит о необходимости проводить курсы повышения квалификации среди сотрудников социальных служб в области социальной работы.

Результаты диагностики перцептивно-интерактивной компетентности представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Представленность уровней социально-перцептивной компетентности сотрудников социальных служб по шкалам

Анализируя полученные результаты с помощью методики «Перцептивно-интерактивная компетентность» можно сделать следующие выводы: по шкалам «Взаимопонимание», «Взаимовлияние», «Социальная автономность», «Социальная адаптивность» и «Социальная активность» большинство сотрудников относятся к среднему уровню. Это говорит о том, что у них недостаточно выражены следующие характеристики: умение понять точку зрения клиента, степень значимости мнения, поступков других представителей группы; самокоррекция, саморефлексия, значимость личностной позиции в совместных действиях и организации или участии в совместной деятельности, благополучность взаимоотношений, удовлетворенность своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и с внешним окружением, направленность социальной ориентации, ведущие мотивы взаимодействия с окружающими, эффективность совместной деятельности.

По шкале «Взаимопознание» большинство сотрудников показали преобладание низкого уровня, что выражается в их неумении адекватно оценивать личностные особенности клиентов.

В результате диагностики сотрудников социальных служб по методике «КСК» были получены следующие результаты (табл.1):

Таблица 1

Уровни коммуникативной компетентности сотрудников социальных служб по шкалам

Факторы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

А (общительность) 4% 24% 72%

В (мышление) 23% 70% 7%

С (эмоциональная устойчивость) 11% 58% 31%

Д (жизнерадостность) 8% 55% 37%

М(интернальность) 18% 13% 69%

Н(самоконтроль) 10% 57% 33%

Представленные выше результаты позволяют нам сделать следующие выводы: большинство сотрудников социальных служб - открытые, общительные люди со средним уровнем логического исследования, сообразительности и эмоциональной устойчивости, жизнерадостности; большинство из них предпочитают собственные решения, независимы, ориентированы на себя; достаточно импульсивны.

При проведении корреляционного анализ Пирсона были получены следующие корреляционные связи:

Те сотрудники, у которых имеется низкий уровень знаний в области социальной работы, обладают низким уровнем мышления (г=0,77; p<0,001): им тяжело понять точку зрения клиента (г=0,61; p<0,001), они не занимаются самокоррекцией и саморефлексией (г=0,5; p<0,001), негибки в поведении (г=0,57; p<0,001), не ощущают эффективность совместной деятельности (г=0,77; p<0,001), чаще экстернальны (г=0,59; p<0,001), с недостаточным самоконтролем (г=0,49; p<0,001).

Потрет сотрудника социальных служб с высоким уровнем социально-психологической компетентности выглядит следующим образом: это человек с высоким уровнем знаний в области социальной работы, умеет понять точку зрения клиента, способен к самокоррекции, саморефлексии, удовлетворен своим положением в группе, обладает гибкостью поведения, контактностью внутри коллектива и с внешним окружением; он открыт, общителен, обладает достаточным уровнем логического исследования, сообразительности и эмоциональной устойчивости, жизнерадостности; ориентирован на себя, эмоционально сдержан, возраст - 25-45 лет, стаж работы - более 5 лет, образование - профильное.

Выводы

Результаты проведенного эмпирического исследования говорят о необходимости развития уровня социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб. Процесс развития социально-психологической компетентности сотрудников социальных служб должен осуществляться в разнообразных формах повышения профессионализма работников, посредством разработки и распространения практических и методических рекомендаций.

На наш взгляд, на сегодняшний день, недостаточно используются разнообразные виды образовательной и практической деятельности - курсы повышения квалификации, стажировки, практикумы, тренинги и др.

Развитие социально-психологической компетентности специалистов социальных служб требует осознанного совершенствования научного мышления и навыков, необходимых им для работы [9,10].

По нашему мнению, на становление социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе влияют следующие факторы: уровень образовательных программ и мотивации студентов на будущую профессиональную деятельность; использование различных методов психологической подготовки; личная заинтересованность преподавателей в образовательном процессе; степень психологической готовности к профессиональной деятельности, которая определяется как интегративный показатель успешного профессионального становления специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе, становления его социально-психологической компетентности.

В соответствии с вышесказанным, на наш взгляд, прежде всего, необходимо при зачислении на работу сотрудников социальных служб уделять должное внимание их профессиональному отбору. Для сотрудников социальных служб необходимо проведение повышения их квалификации, а также психокоррекционных и профилактических мероприятий, эффективность которых возможна при обеспечении комплексного подхода. Необходимо использовать методы активного обучения, такие как деловые игры, наставничество, стажировки, дистанционное обучение, развитие у сотрудников навыков групповой работы.

В качестве примера можно привести организацию подготовки студентов - будущих сотрудников социальных служб в Институте психологии, педагогики и социальной

работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина по направлению подготовки «Социальная работа». В целях обеспечения необходимого уровня социально-психологической компетентности предусмотрено проведение занятий по дисциплинам: «Социальная психология», «Психология делового общения и социально-психологический тренинг в социальной сфере», «Психология социальной работы», «Прикладная социальная психология в социальной работе». В ходе учебной и производственной практики студенты также выполняют задания, направленные на повышение уровня их социально-психологической компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключении можно сделать следующий вывод: без соответствующей социально-психологической компетентности сотрудники социальных служб не способны эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание»; 1996.

2. Гарашкина Н.В. Перспективы проектирования подготовки специалистов социальной работы с позиции компетентностного подхода // Отечественный журнал социальной работы. 2004. №2. С. 72-77.

3. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.: «Союз»; 1994.

4. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №4. С. 34-42.

5. Сухов А.Н. Основы психосоциальной работы с населением. М.; 2013.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ; 1989.

7. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника // Российский журнал социальной работы. 1996. №1.

8. Сухов А.Н., ред. Психосоциальная работа с населением: практикум. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина; 2016.

9. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Дис. ... д-ра психол. наук. Л.; 1991.

10. Карпов А.А. Развитие обучаемости как условие реализации компетентностного подхода в образовании // Личность в меняющемся

REFERENCES:

1. Markova AK. Psihologija professionalizma. Moscow: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie»; 1996. (In Russ)

2. Karachkina NV. Perspektivy proektirovanija podgotovki specialistov social'noj raboty s pozicii kompetentnostnogo podhoda. Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2004;(2):72-7. (In Russ).

3. Demidova TE. Professional'noe obshhenie social'nogo rabotnika. Moscow: Soyuz; 1994. (In Russ).

4. Demin VA. Professional'naja kompetentnost' specialista: ponjatie i vidy. Standards and monitoring in education. 2000;(4):34-42. (In Russ).

5. Sukhov AN. Osnovy psihosocial'noj raboty s naseleniem. Moscow; 2013. (In Russ).

6. Petrovskaya LA. Kompetentnost' v obshhenii: social'no-psihologicheskij trening. Moscow: Moscow State University; 1989. (In Russ).

7. Zimnaya IA. Professional roles and functions of a social worker. Rossijskij zhurnal social'noj raboty. 1996;(1). (In Russ).

8. Sukhov AN, editor. Psihosocial'naja rabota s naseleniem: praktikum. Ryazan: Ryazan State University named S.A. Yesenin; 2016. (In Russ).

9. Emelyanov YuN. Theory of formation and practice of perfection of communicative competence [dissertation]. Leningrad; 1991. (In Russ).

10. Karpov AA. The development of learning as a condition for implementing the competence approach in education. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2014;(2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id =78. Accessed: 14 Feb 2020. (In Russ).

мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. №2. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=78. Ссылка активна на 14 февраля 2020.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сухов Анатолий Николаевич - доктор психологических наук, профессор, Почетный работник ВПО, заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина; 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46. Email: а^и^у@геи^и.ги Гераськина Марина Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и социальной работы, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина; 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46. Email: m.geraskina@rsu.edu.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 09.10.2019. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 14.02.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сухов А.Н., Гераськина М.Г. Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб: теоретико-прикладной аспект // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №1(28). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=422. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20201104-114

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Sukhov Anatolii Nikolaevich - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Honored Worker of the HPE, Head of the Department of Social Psychology and Social Work; Ryazan State University named after S.A. Yesenin; 390000, Ryazan, Svoboda str., 46. Email: a.suhov@365.rsu.edu.ru

Geras'kina Marina Gennad'evna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology and Social Work, Ryazan State University named after S.A. Yesenin; 390000, Ryazan, Svoboda str., 46. Email: m.geraskina@365.rsu.edu.ru

PAPER RECEIVED: 09.10.2019. PAPER ACCEPTED: 14.02.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Sukhov AN, Geras'kina MG. Social and psychological competence of social services employees: theoretical and applied aspect. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(1). Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=422. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/ humJ20201104-114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.