ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИИ: ТЕОРИЯ,
ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ
001: 10.23888/Ьиш1201918-21
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Сухов А.Н.
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Аннотация. В данной статье раскрывается социально-психологическая структура личности как в состоянии нормы, так и деформации.
Социально-психологическая структура личности включает в себя следующие характеристики: ментальность; ценностно-смысловую сферу; мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь); когнитивные характеристики (картина мира), в том числе «Я-концепцию», «Я-образ», самоотношение, самооценку; локус контроля, ответственность, в том числе конфликтологическую, антикризисную переговорную компетентность; статусно -ролевые, репутационно-имиджевые характеристики; эмоциональные, психические состояния, социальные чувства.
В статье также рассматривается проблема, связанная с обоснованием социальной психологии успеха.
В настоящее время усиливается интерес к изучению восточно-психологических теорий личности.
Известно, что определённые исламские движения носят экстремистский характер. Поэтому нужно знать данные психологические особенности, чтобы успешно бороться с мировым терроризмом.
Ключевые слова: личность, индивид, человек, персона, социально-
психологическая структура, теории личности, деформация, социальная психология успеха.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSONALITY
Sukhov A.N.
Ryazan State University named after S.A. Yesenin
Abstract. This article reveals the socio-psychological structure of the individual, both in the state of norm and deformation.
The socio-psychological structure of the personality includes the following characteristics: mentality; value-semantic sphere; motivational sphere (orientation, life goals, plans, life path); cognitive characteristics (pictures of the world), including the "Self-concept", "Self-image", self-attitude, self-esteem; locus of control, responsibility, including conflict management, anti-crisis negotiating competence; status-role, imageimage characteristics; emotional, mental states, social feelings.
It also addresses the problem ofjustifying the social psychology of success.
Currently, interest is growing in the study of Eastern psychological theories of personality.
It is known that certain Islamic movements are extremist. Therefore, it is necessary to know these psychological characteristics in order to successfully fight global terrorism.
Key words: personality, individual, person, person, socio-psychological structure, theories of personality, deformation, social psychology of success.
Можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-
психологический и др. [1, 2, 3, 4].
В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности, признание неизбежности судьбы человека.
С точки зрения социологического подхода личность представляет собой «копию» социальных условий. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что при этом личность практически лишается активности, субъектности.
С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Здесь важно различать близкие, но нетождественные понятия: «индивид», «человек», «личность», «персона».
Индивид - понятие, которое изучается в рамках психогенетики, психофизики, дифференциальной психологии и других отраслей.
Человек - понятие биосоциальное. И в психологическом, и в юридическом смысле оно шире понятия «личность». К.К. Платонов говорил, что «личность -это человек как носитель сознания».
На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией. Дело в том, что по-английски личность - это персона.
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем:
1) он объясняет механизмы социализации личности;
2) раскрывает ее социально-психологическую структуру;
3) позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.
Личность одновременно состоит из индивидуального и типичного. Социальный тип личности - обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных характеристик личности, входящих в какую-либо
социальную общность (профессиональную, этническую, религиозную и др.).
Социально-психологическая структура личности включает в себя следующие характеристики: ментальность; ценностно-смысловую сферу; мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь); когнитивные характеристики (картины мира), в том числе «Я-концепцию», «Я-образ», самоотношение, самооценку; локус контроля, ответственность, в том числе конфликтологическую, антикризисную переговорную компетентность; статусно -ролевые, репутационно-имиджевые характеристики; эмоциональные, психические состояния, социальные чувства.
Ментальность (от лат. mens, mentis - «разум, ум, интеллект») - обозначение понятия, не имеющего точного аналога в русском языке [5].
С точки зрения социальной психологии, ментальность - это социальные представления, ценностно-опосредованные.
Метафорически ее можно сравнить с хрусталиком в глазах Кая из «Снежной королевы» Г.Х. Андерсена.
Ментальность - это картины мира.
Понятия «ментальность» и «архетип» взаимосвязаны.
Архетип - это коллективное бессознательное, то есть («Мы»), проявляющееся в некой универсальной, константной модели восприятия.
Понять ментальность помогает анализ сказок, пословиц, поговорок, песен, былин, мифов художественной литературы с помощью психосемантического анализа. Это предпочтения, приоритеты.
Ценностно-смысловая сфера человека неотделима от ментальности.
Ценность - явное или неявное представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действий. В то же время ценности связаны со смыслом жизни человека. По словам В. Франкла, есть «смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности
можно определить как универсалии смысла. Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла».
Различают ценности - цели и ценности - средства, то есть терминальные и инструментальные (М. Рокич).
Смысловая сфера представляет собой сложную структуру. Ее составляющие отличаются различным уровнем осознанности, динамикой изменений и спецификой воздействия на поведение. В смысловой сфере выделяют такие структуры, как личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив и смысловой конструкт.
В определенной иерархической связи с ментальностью находится не только ценностно-смысловая, но и мотивационная сфера личности, которая выступает, по существу, как ее устойчивая характеристика.
Мотивация в отличие от мотивов объясняет жизненный путь, направленность, планы, перспективы и цели личности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные интересы и устремления личности.
Определенная связь отмечается между смысловой сферой и «Я-характеристиками» личности.
Наиболее интегральной характеристикой когнитивной сферы личности является «Я-концепция», то есть зеркальное «Я».
Особенно важную роль при этом играет общение со значимыми другими, которые в принципе и определяют представление человека о самом себе. Различают «Я» наличное, «Я» желаемое, «Я» представляемое.
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Одной из важнейших характеристик личности является ее отношение к себе.
Любое проявление личности как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс ее самоотношения.
Самоотношение личности понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих.
Локус контроля - понятие, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Дж. Роттером в 1954 году.
Склонность объяснять результаты деятельности внешними факторами называется «внешним локусом контроля» (экстернальность).
Склонность приписывать результаты деятельности внутренним фактором называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, то есть ответственность.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, то есть компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.
Социально-психологическая компетентность - явление многомерное. Она складывается из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.
Коммуникативная компетентность - это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения, установления контакта, доверительных отношений.
Перцептивная компетентность означает степень проницательности, соответствия сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным
картинам мира, то есть способность на основе симптоматики осуществлять психологическое портретирование.
Интерактивная компетентность сводится к знаниям о природе психологического воздействия, в том числе манипулирования.
Анализ практики показывает, что урегулирование конфликтов нередко приводит не просто к ошибкам, а непоправимым, порой необратимым последствиям. В связи с этим требуются соответствующие знания в виде самостоятельной компетентности.
Конфликтологическая компетентность - это специальные знания о методах профилактики, урегулирования и разрешения различных видов конфликтов.
При этом ведение переговоров довольно часто сопровождается возникновением кризисов. Это обстоятельство в свою очередь требует профилизации конфликтологической компетентности.
Антикризисная переговорная компетентность - это специальные знания о техниках предотвращения кризисов в переговорах.
Социально-психологическая компетентность делится на два вида: профессиональная и житейская.
Профессиональная социально-психологическая компетентность
складывается из научных картин мира и знаний в области общения.
Житейская социально-психологическая компетентность - результат социализации, социального познания, то есть адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения, познания заставляет жизнь.
Наиболее полно статусно-ролевые характеристики личности описаны в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид) и функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон).
Как известно, ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются социальные (безличные) и межличностные роли. Вместе с тем, взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например, учителя, банкира, следователя, матери, люди
остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не означает абсолютно одинаковой для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявлять в ней свою индивидуальность.
Статус понимается как место личности в социальной структуре общества, а роль - это нормативно одобренный образ поведения человека в соответствии с его статусом.
В настоящее время репутационно-имиджевым характеристикам личности придаётся чрезвычайно важное значение. Они самым тесным образом связаны с понятиями «статус» и «роль».
До недавнего времени наиболее востребованным было понятие «имидж» -англ. image - целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие. Однако в последнее время свою популярность возвращает термин «репутация» - фр. reputation - создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка. В качестве практически синонима данной дефиниции выступает понятие «рейтинг». Последний используется для изучения популярности политических лидеров, чиновников, ученых, преподавателей и т.д.
Социальные чувства возникают в процессе общения и качественно отличаются от аналогичных явлений индивидуального порядка. Довольно часто они представляют собой значащие переживания, важное место среди которых занимает общественное настроение - осознанное и неосознанное, эмоциональное и рациональное.
К социальным чувствам и эмоциям относятся эйфория и социальные страхи, депрессия, также переживания, возникающие в результате деформации социальных отношений. Примером выступает состояние одиночества. Существенную роль при этом играет эмпатия.
Из числа многих современных социально-психологических теорий
личности можно выделить следующие: психодинамические теории личности, бихевиористские теории личности, когнитивные теории личности, гуманистические теории личности, ролевые теории личности, теорию А. Маслоу о самоактуализации Я, теории зеркального (Я-концепцию), экзистенциальные теории личности [6, 7, 8, 9, 10].
Более подробно содержание этих теорий излагается в книге А. Хьелла и Д. Зиглера «Теории личности».
Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности (В.А. Ядов), структуру личности К.К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности (В. Мерлин).
Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и типичном социально-психологическом явлении.
Э. Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей.
Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели.
Представляется, что произведенное Э. Шостромом описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов актуально и для нашей действительности. Существуют различные психологические теории развития личности. Среди них существенное место занимает психоанализ. Но, если вещи называть своими именами, то классический психоанализ З. Фрейда к развитию личности никакого отношения не имеет. Только дань уважения заставляет остановиться на раскрытии его основных положений. По З. Фрейду, не «всадник» управляет лошадью, а «кентавр» - личностью. Другое дело - социальный психоанализ, основателями которого выступили его ученики.
Прямо противоположно развитию - явление, получившее название «деформация личности». Её природа раскрыта в описании «Гулаговской
психологии», «Размазня», «Человека в футляре». В данном случае деформация связана главным образом с утратой «Я», субъектности. Современные реалии заставляют в полный голос говорить не только о развитии, но и о деформации личности. В связи с этим должно быть завершено создание самостоятельной теории деформации личности. Пока имеются лишь фрагментарные теоретические положения о профессиональной и личностной деформации. Дело в том, что деформация личности проявляется не только в «эмоциональном выгорании», утрате субъектности, но и деформации социальных представлений, так называемом личностном профиле кризиса и т. п.
Для адекватного понимания сложной природы деформации личности нельзя обойтись без апелляции к различным психологическим теориям, в том числе кризиса, стрессоустойчивости, копинг-стратегии, внутриличностного конфликта, психологии «выживания», вплоть до социал-дарвинизма.
Социальная психология в данном случае может сказать своё решающее слово. Связано это с тем, что деформация личности имеет социально-психологический аспект. Её природа носит во многом социально -психологический характер, так как связана с проблемой успеха.
В настоящее время вокруг успеха фокусируются устремления (планы, карьера) большинства социальных групп. Однако в действительности трудно, а нередко практически невозможно достичь гармонии между успехом, карьерой и развитием.
Здесь возникает дилемма, конфликт «или - или»:
- или успех, карьера, но без развития и самоактуализации;
- или развитие, самореализация на основе нормальной модели достижения успеха и карьерного роста.
Первая модель достижения успеха безнравственна или криминальна. В её основе лежит деформация социальных представлений об успехе. Именно через соответствующие модели достижения успеха в конечном счете происходит
деформация личности.
Вторая модель поведения характерна для тех, кто видит развитие через открытие, творчество с одновременным достижением карьеры и финансового успеха. Б. Гейтс тому пример. Синдром «Горе от ума» должен остаться в прошлом.
На самом деле должна быть гармония между успехом, карьерой и развитием. Это связано не только с особенностями личности, но в первую очередь с реальными условиями достижения успеха, эффективностью работы так называемых «социальных лифтов», механизма мобильности и статусообразования.
Таким образом, анализ моделей достижения успеха позволяет понять механизм, как развития, так и деформации личности [6]. В перспективе «Социальная психология успеха» имеет все шансы стать полноценным научным направлением и внести достойный вклад в теорию и практику развития личности.
В данном контексте нельзя обойти вниманием и проблему перфекционизма.
В самом широком значении перфекционизм - означает стремление к безупречному совершенству.
В настоящее время усиливается интерес к изучению восточно-психологических теорий личности.
Специальных научных восточно-психологических теорий не существует. Есть описание социально-психологических особенностей представителей Востока в религиозных и философских изданиях.
Известно, что определённые исламские движения носят экстремистский характер. Поэтому нужно знать данные психологические особенности, чтобы успешно бороться с мировым терроризмом.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. 300 с.
2. Кон И.С. Социология личности. М.: Издательство политической литературы, 1967. 384 с.
3. Петров Д.С. Биопсихосоциальный подход в науках о человеке (психиатрия и психология) [Электронный ресурс] / Д.С. Петров // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 4 (7). Режим доступа: http ://humj ournal. rzgmu. ru/art&id=105 (дата обращения: 15.03.2019).
4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
5. Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Воловикова М.И. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 336 с.
6. Социальная психология / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина; под ред. А.Н. Сухова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 367 с.
7. Сухов А.Н. Успех, карьера и развитие: социально-психологический аспект. М.: Издательство Московского психолого-педагогического университета, 2016. 169 с.
8. Сухов А.Н. Гуманистическая психология: теория и практика. М.: Издательство Московского психолого-педагогического университета, 2013. 450 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372 с.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 607 с.
REFERENCES:
1. Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Social'naja psihologija lichnosti [Socialpsychology of personality]. Moscow; 2001. 300 p. (in Russian)
2. Kon I.S. Sociologija lichnosti [Sociology of personality]. Moscow; 1967. 384 p. (in Russian)
3. Petrov D.S. Biopsihosocial'nyj podhod v naukah o cheloveke (psihiatrija i psihologija) [Biopsychosocial approach in human sciences (psychiatry and psychology)] [Digital resource]. Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie [Personality in a changing world: health, adaptation, development]. 2014; 4 (7). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id= 105 (Accessed 15 Mar 2019). (in Russian)
4. Rogers K.R. Vzgljad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka [A look at psychotherapy. The formation of man]. Moscow; 1994. 480 p. (in Russian)
5. Abulkhanova K.A., Brushlinskii A.V., Volovikova M.I. Rossijskij mentalitet: voprosy psihologicheskoj teorii i praktiki [Russian mentality: questions of psychological theory and practice]. Moscow; 1997. 336 p. (in Russian)
6. Social'naja psihologija [Social psychology]. A.N. Sukhov, M.G. Geras'kina. A.N. Sukhov (Ed.). Moscow; 2017. 367 p. (in Russian)
7. Sukhov A.N. Uspeh, kar'era i razvitie: social'no-psihologicheskij aspekt [Success, career and development: a socio-psychological aspect]. Moscow; 2016. 169 p. (in Russian)
8. Sukhov A.N. Gumanisticheskaja psihologija: teorija i praktika [Humanistic psychology: theory and practice]. Moscow; 2013. 450 p. (in Russian)
9. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Man in a search of meaning]. Moscow; 1990. 372 p. (in Russian)
10. Kjell L., Ziegler D. Teorii lichnosti [Theories of Personality]. Saint Petersburg; 1997. 607 p. (in Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Анатолий Николаевич Сухов - почетный работник высшего профессионального образования, доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 390000, г. Рязань, ул. Полонского, д. 18, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Anatoly Nikolaevich Sukhov - Honored Worker of Higher Professional Education, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Social Psychology and Social Work, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ryazan State University named after S.A. Yesenin", 390000, Ryazan, Polonskogo street, 18, e-mail: [email protected]
Дата поступления / Paper received: 26.02.2019
Дата принятия в печать / Paper accepted: 20.03.2019
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Сухов А.Н. Социально-психологическая структура личности [Электронный ресурс] / А.Н. Сухов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7. № 1 (24). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=359 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Sukhov A.N. Social and psychological structure of personality [Social and psychological structure of personality] [Electronic resource] / A.N. Sukhov // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2019. V. 7. No. 1 (24). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=359 (date of reference: hh.mm.yyyy).