Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
812
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОНЯТИЕ / СУЩНОСТЬ / ТЕОРИЯ / УГРОЗА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухов Анатолий Николаевич

Раскрывается актуальность исследования проблемы социальной безопасности; рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры и обеспечении социальной безопасности. С их преодолением связана надежность данного вида безопасности. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории безопасности. В то же время, теория различных видов безопасности является составной частью общей теории и практики ее обеспечения. Они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективной практике обеспечения социальной безопасности. В целом социальная безопасность складывается из безопасности различных ее структурных подсистем и зависит, прежде всего, от состояния социальной структуры общества. Анализ практики показывает, что в рамках житейской компетентности различных социальных групп в сфере социальной безопасности происходит множество ошибок, связанных с восприятием, рефлексией, т. е. адекватностью отражения угроз и поведением в опасной ситуации. Профессиональная компетентность в области обеспечения социальной безопасности представляет собой структурную модель, в основе которой лежит строение и особенности функционирования системы профессиональной компетентности и профессиональной готовности, позволяющие осуществлять диагностику потенциальных угроз, а также их профилактику и ликвидацию. В связи с этим необходимо повышение житейской социально-психологической и профессиональной компетентности различных социальных групп в области социальной безопасности как базового условия ее обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SECURITY: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECT

This article reveals the relevance of researching the problem of social security, as well as examines the essence of the socio-psychological approach to its understanding. At the same time, the difficulties that occur in defining the concept, structure and ensuring social security are analyzed. Reliability of this type of security is associated with their overcoming. Therefore, it is no coincidence that the most important task is the creation of a general theory of safety. At the same time, the theory of various types of security is an integral part of the general theory and practice of its provision. They complement each other. Without this, it is impossible to talk about effective practice of ensuring social security. In general, social security consists of the security of its various structural subsystems and depends primarily on the state of the social structure of society. An analysis of practice shows that within the framework of the everyday competence of various social groups in the field of social security, there are many mistakes associated with perception, reflection, i.e. the adequacy of repulsing threats and behavior in a dangerous situation. Professional competence in the field of social security is a structural model, which is based on the structure and features of the functioning of the system of professional competence and professional readiness, allowing for the diagnosis of potential threats, as well as their prevention and elimination. In this regard, it is necessary to increase the everyday socio-psychological and professional competence of various social groups in the field of social security as a basic condition for its provision.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-400-406 NIION: 2003-0059-1/22-207 MOSURED: 77/27-003-2022-01-406

Социальная безопасность: теоретико-практический аспект

Анатолий Николаевич Сухов

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Аннотация. Раскрывается актуальность исследования проблемы социальной безопасности; рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры и обеспечении социальной безопасности. С их преодолением связана надежность данного вида безопасности. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории безопасности. В то же время, теория различных видов безопасности является составной частью общей теории и практики ее обеспечения. Они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективной практике обеспечения социальной безопасности.

В целом социальная безопасность складывается из безопасности различных ее структурных подсистем и зависит, прежде всего, от состояния социальной структуры общества. Анализ практики показывает, что в рамках житейской компетентности различных социальных групп в сфере социальной безопасности происходит множество ошибок, связанных с восприятием, рефлексией, т. е. адекватностью отражения угроз и поведением в опасной ситуации.

Профессиональная компетентность в области обеспечения социальной безопасности представляет собой структурную модель, в основе которой лежит строение и особенности функционирования системы профессиональной компетентности и профессиональной готовности, позволяющие осуществлять диагностику потенциальных угроз, а также их профилактику и ликвидацию. В связи с этим необходимо повышение житейской социально-психологической и профессиональной компетентности различных социальных групп в области социальной безопасности как базового условия ее обеспечения.

Ключевые слова: социальная безопасность, понятие, сущность, теория, угроза, компетентность, социальное государство, общество, социальная структура

Для цитирования: Сухов А. Н. Социальная безопасность: теоретико-практический аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 400-406. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-400-406.

Original article

Anatoly N. Sukhov

Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Ryazan, Russia, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Abstract. This article reveals the relevance of researching the problem of social security, as well as examines the essence of the socio-psychological approach to its understanding. At the same time, the difficulties that occur in defining the concept, structure and ensuring social security are analyzed. Reliability of this type of security is associated with their overcoming. Therefore, it is no coincidence that the most important task is the creation of a general theory of safety. At the same time, the theory of various types of security is an integral part of the general theory and practice of its provision. They complement each other. Without this, it is impossible to talk about effective practice of ensuring social security.

In general, social security consists of the security of its various structural subsystems and depends primarily on the state of the social structure of society. An analysis of practice shows that within the framework of the everyday competence of various social groups in the field of social security, there are many mistakes associated with perception, reflection, i.e. the adequacy of repulsing threats and behavior in a dangerous situation.

Social security: theoretical and practical aspect

© Сухов А. Н., 2022

Professional competence in the field of social security is a structural model, which is based on the structure and features of the functioning of the system of professional competence and professional readiness, allowing for the diagnosis of potential threats, as well as their prevention and elimination. In this regard, it is necessary to increase the everyday socio-psychological and professional competence of various social groups in the field of social security as a basic condition for its provision.

Keywords: social security, concept, essence, theory, threat, competence, welfare state, society, social structure For citation: Sukhov A. N. Social security: theoretical and practical aspect. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):400-406. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-400-406.

Введение. В системе национальной безопасности социальная безопасность занимает одно из ключевых мест. Это и понятно. От ее состояния во многом зависят все остальные виды безопасности.

Актуальность исследования социальной безопасности связана с тем, что знания о практике ее обеспечения на основе строительства социального государства необходимы. По Конституции российское государство является социальным. Это обязывает.

Изложение основного материала. Социальная безопасность — явление многоуровневое. Она складывается из социальной безопасности личности, групп, семьи, организации, региона и в конечном счете общества в целом.

Высокий уровень социальной безопасности связан с оптимальной социальной структурой, стратификацией общества, социальным государством, с обществом среднего достатка, а низкий — с его деформацией, социальным кризисом.

Первый — индикатор высокой степени возможности преодоления как внешних, так и внутренних угроз, вызовов и рисков; второй — показатель низкой.

В качестве оптимальной социальной структуры общества выступает тот профиль его стратификации, в котором разрыв между социальными группами (слоями) незначителен; вместе с тем, доля среднего класса достаточно высока, индекс жизнестойки выше среднего, высокий уровень средней продолжительности жизни, качество жизни, при этом низкий уровень социальной напряженности и деструктивной конфликтности, действует эффективная модель статусообразования (социальной мобильности), доминирует использование честной модели достижения успеха.

В то же время, социальная структура общества не возникает автоматически, сама по себе, вне участия государственных и иных структур.

В англоязычных странах понятия «социальная» и «общественная» система практически не разводятся.

Оптимальная социальная структура общества более всего соответствует модели социального государства.

Социальное государство (от нем. Sozialstaat) — одно из ключевых (наряду с «правовым» и «демократическим») определений современного государства. Социальное государство существует в различных проявлениях: как идея и ее развитие в ряде концепций, как конституционный принцип, закрепленный в основных законах различных стран, как реальная практика деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

В наиболее общем смысле «социальное государство» означает такой тип государства, в число важнейших внутренних функций которого входит активное влияние на социальную структуру общества в интересах широких слоев населения. Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан. Его практическое формирование отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Понятие «социальное государство» было введено в середине XIX в. немецким философом, госу-дарствоведом и экономистом Лоренцем Штейном (1815-1890). Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых, что государство должно «осуществлять прогресс для всех его членов, так как развитие одного является условием развития другого и в этом смысле мы говорим о социальном государстве».

Идеологические и научные дискуссии о путях социализации государства, постепенное введение мер государственного регулирования социальных отношений в этот период имели место не только в Гер-

мании, но и в других индустриальных странах, и, прежде всего, в Англии и Франции.

Понятие «советское общество» в последнее время вновь начинает входить не только в научный, но и политический, и повседневный оборот. К настоящему моменту сложились два полярных подхода к оценке данного явления. С позиции первого подхода, происходит идеализация этого явления. С точки зрения второго, наоборот, полная обструкция. Подобное наблюдается в контексте столкновения различных политических точек зрения.

Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война.

«Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США законодательно закреплял права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Он представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства и на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию.

Особую роль в создании социального государства в западных странах сыграл «План Бевериджа», представленный в конце 1942 г. британскому парламенту.

План как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» предусматривал реорганизацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования, охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости.

Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры.

План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенного правительства Бельгии

и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопроса социально-политического развития и в послевоенной Германии.

После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства — его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства.

При этом, наряду с понятием «социальное государство», в качестве синонимов нередко употребляются термины «государство благосостояния» (от англ. welfare state), «государство всеобщего благосостояния», «государство (общество)» всеобщего благоденствия», распространенные преимущественно в англоязычных странах.

Конституционное закрепление обязательств государства перед гражданами в социальной сфере является достижением отнюдь не только европейских стран. Еще раньше, чем в ФРГ, в Конституции Японии (1947 г.) в ст. 25 было провозглашено: «Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья».

Современный тип социального государства формируется непосредственно после окончания Второй мировой войны. К основателям реального социального государства причисляют первого канцлера Федеративной Республики Германии Конрада Аденаура (1876-1967) и экономиста, государственного деятеля Людвига Эрхарда (1897-1977).

В качестве современных примеров наиболее полной реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавии («шведская модель»), Бельгию, Нидерланды, Финляндию и Новую Зеландию.

Однако неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики.

После мирового экономического кризиса (2009 г.) некоторые страны Евросоюза столкнулись с рядом существенных трудностей. Правительство ряда стран попыталось выйти из кризиса за счет свертывания социальных программ, что вызвало рост социальной напряженно сти.

Экономическая ситуация в Греции и некоторых других странах, кишечная палочка неизвестного

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

происхождения, события в Норвегии, миграционный кризис, массовые, периодические протестные выступления во Франции («желтые жилеты»), выход Англии из Евросоюза («Брекзит»), тяжелые последствия коронавируса, терракты в значительной степени дестабилизируют его положение.

«Благополучные» государства, будучи неспособны обеспечить всеобщее благоденствие за счет государственной благотворительности, изменили социальную политику в сторону отказа от минимальных социальных стандартов и замены их нормами, стимулирующими индивидуальную активность и ответственность, исключения иждивенчества.

Начиная с 80-х гг. XX в. происходит интенсивная замена принципа распределительной справедливости принципами коммутативной справедливости. Наиболее наглядно эта тенденция проявилась в США в стремлении заменить вэлфэр на workfare (оказание помощи через предоставление работы).

Объем социальных и прочих гарантий, взятых на себя ведущими европейскими государствами, долгое время позволял достигать общественного мира. Но в ходе кризиса именно этот привычный уровень благосостояния привел к росту социальной напряженности. Разработанные меры для прежних условий системы обеспечения теперь стали чрезмерно дороги. Государства оказались просто не в состоянии их поддерживать на прежнем уровне. При решении проблемы дефицита бюджета многие правительства Старого света «режут», в первую очередь, социальные расходы.

Сегодня во многих Европейских странах проходят марши протеста против новых реформ в пенсионных системах, системах государственного образования и других системах социального обеспечения. Беспорядки во Франции, Греции, Германии, Финляндии, Великобритании, Италии и др. странах продемонстрировали, что далеко не все европейцы готовы к сокращению расходов.

Столкновения приверженцев «европейского строительства» и «евроскептиков» стали приобретать острый характер.

«Евроскептики» утверждают, что в основе кризиса лежат социальные стандарты и указывают в сторону ФРГ, которая провела крайне нетипичные для социал-демократических стран реформы рынка труда. Нанимать и увольнять работников стало проще, легче менять уровень зарплат, появились

удобные для работодателей категории не полностью занятых работников и т. п.

Но не социальные стандарты виноваты в кризисе, а состояние реального сектора экономики и государства.

Немало государств в погоне за сверхприбылью перебазировали промышленные предприятия в страны с дешевой рабочей силой. Банковская система и спекулятивный капитал, необеспеченная денежная масса заняли доминирующее положение. В результате надувшиеся мыльные пузыри и кризис не заставили себя ждать.

На решение социальных вопросов в Европе тратятся значительные финансовые средства. Согласно подсчетам Евростата, на социальную защиту населения в Евросоюзе расходуется до 30 % внутреннего валового продукта. Отдельные страны Сообщества тратят на эти цели гораздо больше. Так, соответствующие затраты Швеции составляют около 59 %.

Немалое число экспертов (главным образом, американских) считают социальное государство тормозом, мешающим развитию конкурентоспособной экономики, и даже клеймят его как «социальную болезнь». Европейская социальная модель воспринимается как бельмо на глазу не только в США, но и других странах.

Выработка новой стратегии в области социальной политики — убедительный показатель стремления найти адекватный ответ на вызовы XXI в. Ответственность за обеспечение социальной безопасности и стабильности возлагается в равной степени на государство, бизнес, гражданское общество и на отдельных граждан.

Кризис в условиях пандемии — своеобразный тест для Европейской социальной модели.

Эксперты подчеркивают, что те, кто рассматривают социальное государство как непосильную ношу для экономики, ошибаются. В бедной стране без наличия должного потребительского спроса нормальной экономики быть не может. И, наоборот: без эффективной, по-современному структурированной экономики социальное государство существовать не в состоянии. Здесь имеет место прямая и обратная связь.

Введенный во Франции налог в размере более 50 % на прибыль от более миллиона евро и более вызывает несогласие и даже ярость. Возможно, это чересчур много. Тем не менее, пропорциональная

шкала налогов, действующая в процветающих странах Европы, не тормозит развитие их экономики.

В книге Травина Д., Маргания О. «Европейская модернизация» (СПб., 2004) раскрывается история реформ в ведущих европейских странах на протяжении более 200 лет.

С точки зрения индекса «счастья», европейские страны лидируют (Швеция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия и др.).

К сожаленью, ЕС совместно с другими странами встал на путь санкционной политики против России. Последствия этого шага негативны как для России, так и самой Европы [3].

«Общество среднего достатка» или «среднеза-житочное общество» — это конечная цель китайской модернизации. Китай строит среднезажиточ-ное общество, чтобы достичь современной модернизации страны.

«Счастливое общество» или «общество счастья» — это своебразная метафора, которая отражает Международный индекс счастья (Happy Planet Index), т. е. индикатор благосостояния людей и состояние окружающей среды в разных странах мира. Главная задача индекса — отразить «действительное» благосостояние наций. Для сравнения уровня жизни в разных странах используются значения ВВП на душу населения [4].

В качестве внешних угроз социальной безопасности выступают следующие факторы:

• различного вида войны, в том числе «торговые», ннформационно-психологические;

• экстремальные ситуации (природные, техногенные, эпидемологические, социальные);

• санкции.

Пандемия — пример внешних угроз социальной безопасности. Ее кризисогенные последствия известны всему миру.

Ситуация, связанная с оценкой внутренних угроз социальной безопасности, подробно изложена в: сводках официальной статистики; СМИ (газетных материалах, телевизионных передачах); интернет-материалах, в том числе видео, социальных сетях; отчетах о результатах опроса населения; художественной литературе; публицистических произведениях; партийных документах; выступлениях государственных, партийных и общественных деятелей; экспертных докладах; аналитических оценках и заключениях.

Индикатором низкого уровня социальной безопасности выступает кризисогенная ситуация [2].

С точки зрения автора, структура общества выглядит следующим образом:

1) социальная структура (стратификация);

2) уровень гражданской активности, самоорганизации, общественной безопасности;

3) культура, система социальных ценностей [2].

Вне стратификации социальную структуру общества понять нельзя. Слово «страт» означает слой, т. е. какую-либо общность, социальную группу.

Существенную роль в развитии социальной структуры общества занимает такое явление, как успех. Он связан не только со стратификацией общества, но и другими его характеристиками.

Успех — это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успех деятельности — это получение положительного результата и преуспевание в какой-либо сфере деятельности (вследствие получения общественного признания, вознаграждения).

В качестве критериев и показателей успеха выступают различные индикаторы. Прежде всего, это зависит от сферы достижения успеха: научной, политической, экономической и других областей.

В широком смысле показателем успеха выступают качество и стиль жизни. В данном случае речь идет о социально-психологическом измерении успеха.

Есть истинный и псевдоуспех. Первый достигается честным путем, второй — мошенническим.

В основе псевдоуспеха лежит деформация социальных представлений о ценностях и смысле жизни, основных целях, планах, перспективах.

Есть все основания для выделения таких моделей успеха, как стандартно-позитивная на различных уровнях (личностном, групповом, семейном, организационном и т. д.) и сферах, а также деформированная, т. е. безнравственная и криминальная модель [1]. Несомненно, они оказывают влияние на уровень социальной безопасности.

Выводы. Таким образом, социальная безопасность напрямую зависит от социальной структуры общества. Поэтому для ее обеспечения необходима социальная модернизация в целях построения общества с оптимальной структурой, т. е. общества среднего достатка.

jjiiL.

-^pr-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

-4fr

Список источников

1. Сухов А. Н. Успех, карьера и развитие: социально-психологический аспект. М., 2016.

2. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. 2-е изд. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сухов А. Н. Социально-психологические технологии работы с различными группами населения. М., 2019.

4. Сухов А. Н. Социальная модернизация. М., 2021.

References

1. Sukhov A. N. Success, career and development: socio-psychological aspect. M., 2016.

2. Sukhov A. N. Social psychology of security. 2nd ed. M., 2005.

3. Sukhov A. N. Socio-psychological technologies of working with various groups of the population. M., 2019.

4. Sukhov A. N. Social modernization. M., 2021.

Библиографический список

1. Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. № 1.

2. Волгина Н. А. Социальная политика: учебник. М. : Экзамен, 2007.

3. Глазьев С., Фетисов Г. Научный доклад: «Новый курс: стратегия прорыва». РАН. Совет по изучению производственных сил, национальный институт развития. М., 2013.

4. Козловский В. В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995.

5. Кравченко С. А. Модерн и постмодерн: «старое» и новое видение // Социологическое исследование. 2007. № 9.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

7. Пирогов Г. Концепция социальной безопасности. М., 2004.

8. Ракитский Б. В. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере. М. : Зерцало, 2007.

9. Самыгин С. И., Верещагина А. В. и др. Социальная безопасность: учеб. пособие. М. : Дашков и К, 2012.

10. Сухов А. Н. Психология социальной работы. М., 2019.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

3-е изд., перераб. и доп. Учебник. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Под ред. М. В. Мешкова

Предварительное следствие

Учебник

Третье издание

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-разыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

11. Сухов А. Н. Реальная социальная психология. М., 2004.

12. Сухов А. Н., Гераськина М. Г. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 8-е изд. перераб. и доп. М., 2017.

13. Сухов А. Н. Социальная конфликтология. М. : Юнити-Дана, 2021.

Bibliographic list

1. Belyaeva L. A. The level and quality of life. Problems of measurement and interpretation // Sociological research. 2009. № 1.

2. Volgina N. A. Social policy: textbook. M. : Exam, 2007.

3. Glazyev S., Fetisov G. Scientific report: «New course: breakthrough strategy». RAS. Council for the Study of Productive Forces, National Institute of Development. M., 2013.

4. Kozlovsky V. V., Utkin A. I., Fedotova V. G. Modernization: from equality to freedom. SPb., 1995.

5. Kravchenko S. A. Modern and postmodern: «old» and new vision // Sociological research. 2007. № 9.

6. Parsons T. The system of modern societies. M., 1998.

7. Pirogov G. The concept of social security. M., 2004.

8. Rakitskiy B. V. The role of the state in social policy. Features of the state as a subject of social policy and its constitutional responsibilities in this area. M. : Zertsalo, 2007.

9. Samygin S. I., Vereshchagina A.V., etc. Social security: studies. manual. M. : Dashkov and K, 2012.

10. Sukhov A. N. Psychology of social work. M., 2019.

11. Sukhov A. N. Real social psychology. M., 2004.

12. Sukhov A. N., Geraskina M. G. Social psychology / ed. by A. N. Sukhov. 8th ed. reprint. and additional M., 2017.

13. Sukhov A. N. Social conflictology. M. : Unity-Dana, 2021.

Информация об авторе

А. Н. Сухов — заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего образования.

Information about the author

A. N. Sukhov — Head of the Department of Social Psychology and Social Work of the Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Honorary Worker of Higher Education.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.