Научная статья на тему 'ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: ДЕСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ'

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: ДЕСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
854
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / СТРУКТУРА / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДЕФОРМАЦИЯ / МОДЕЛЬ / УСПЕХ / КАРЬЕРА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухов Анатолий Николаевич

Раскрывается актуальность исследования внутриличностных деструктивных конфликтов; рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию данного вида конфликтов. Анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры внутриличностных деструктивных конфликтов. С данным видом конфликтов связана безнравственная и криминальная модель достижения успеха, карьерного роста и деформация личности. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории внутриличностных деструктивных конфликтов. Без этого невозможно вести речь об эффективном урегулировании и разрешении социальных конфликтов. Теория внутриличностных деструктивных конфликтов - составная часть социальной конфликтологии. Предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для ее полного оформления. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии конфликтологической компетентности не только профессионалов, но и различных групп населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRAPERSONAL CONFLICT: A DESTRUCTIVE ASPECT

The relevance of the study of intra-personal destructive conflicts is revealed, and the essence of a socio-psychological approach to understanding this type of conflict is also considered. Difficulties that occur in defining the concept, structure of intrapersonal destructive conflicts are analyzed. This type of conflict involves an immoral and criminal model of achieving success, career growth and personality deformation. Therefore, it is not by chance that the most important task is to create a full-fledged theory of intra-personal destructive conflicts. Without this, it is impossible to talk about effective settlement and resolution of social conflicts. The theory of intrapersonal destructive conflicts is an integral part of social conflictology. There is still a lot of work to be done, both in theoretical and applied terms, for its full formalization. At present, there is an urgent need to develop conflict-related competence not only for professionals, but also for various groups of the population.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: ДЕСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 1 /159.9 DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-341 -346

ББК 88 © А.Н. Сухов, 2021

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: ДЕСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ

Анатолий Николаевич Сухов, заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор, Почетный работник высшего образования РГУ имени С.А. Есенина (390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46) E-mail: a.suhov@365.rsu.edu.ru

Аннотация. Раскрывается актуальность исследования внутриличностных деструктивных конфликтов; рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию данного вида конфликтов. Анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры внутриличностных деструктивных конфликтов. С данным видом конфликтов связана безнравственная и криминальная модель достижения успеха, карьерного роста и деформация личности. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории внутриличностных деструктивных конфликтов.

Без этого невозможно вести речь об эффективном урегулировании и разрешении социальных конфликтов. Теория внутриличностных деструктивных конфликтов — составная часть социальной конфликтологии. Предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для ее полного оформления. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии конфликтологической компетентности не только профессионалов, но и различных групп населения.

Ключевые слова: внутриличностный деструктивный конфликт, структура, принятие решения, социальные представления, деформация, модель, успех, карьера, развитие.

INTRAPERSONAL CONFLICT: A DESTRUCTIVE ASPECT

Anatoly N. Sukhov, Head of the Department of Social Psychology and Social Work, Doctor of Psychological Sciences,

Professor, Honorary Worker of Higher Education

Yesenin Russian state University (390000, Ryazan, ul. Svobody, d. 46)

E-mail: a.suhov@365.rsu.edu.ru

Abstract. The relevance of the study of intra-personal destructive conflicts is revealed, and the essence of a socio-psychological approach to understanding this type of conflict is also considered. Difficulties that occur in defining the concept, structure of intrapersonal destructive conflicts are analyzed. This type of conflict involves an immoral and criminal model of achieving success, career growth and personality deformation. Therefore, it is not by chance that the most important task is to create a full-fledged theory of intra-personal destructive conflicts.

Without this, it is impossible to talk about effective settlement and resolution of social conflicts. The theory of intrapersonal destructive conflicts is an integral part of social conflictology. There is still a lot of work to be done, both in theoretical and applied terms, for its full formalization. At present, there is an urgent need to develop conflict-related competence not only for professionals, but also for various groups of the population.

Keywords: intrapersonal destructive conflict, structure, decision-making, social representations, deformation, model, success, career, development.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сухов А.Н. Внутриличностный конфликт: деструктивный аспект. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(1):341-346.

Деструктивный внутриличностный конфликт возникает тогда, когда личность в условиях принятия решения о выборе средств достижения цели не может сказать себе «нельзя» делать то, что расходится с нормами права и морали. Вместо этого, она говорит «можно» все для реализации любых желаний, влечений, планов и т.п. Никаких фильтров, табу, ограничений, запретов. Полный «беспредел».

Но это происходит не только в силу действия фрейдовской формулы внутриличностного конфликта между ИГО, ЭГО и СУПЕР-ЭГО, где бессознательные инстинкты (в основном-сексуальные, т.е. ИГО) доминируют и диктуют правила поведения.

На самом деле деструктивный внутриличностный конфликт связан с социально-психологической струк-

турой личности, деформацией когнитивной, ценностно-смысловой сферой (смысловых конструктов), социальных представлений. В этом случае «перевернутый мир» становится нормальными картинами мира, конструктами, «воровские законы» — единственными законами, которые следует соблюдать. Для такой личности нет « зеленой черты», переступать которую нельзя, когнитивного диссонанса, т.е. совести.

Они «крутые», «борзые». Им все позволено. Закон для них «не писан», просто не существует. К сожаленью, мало кто из преступников признает себя виновным. Не лишне повторить еще раз для ясности, что этот когнитивный эффект сравним с хрусталиком в глазу Кая из «Снежной королевы» Г.Х. Андерсена.

В то же время может происходить блокировка позитивных действий, связанных с самоактулизацией.

В этих условиях на всю мощь «работает» внут-риличностный деструктивный конфликт [2; 23; 24].

Спектр последствий данного конфликта весьма широк. Например, если для личности характерен конструктивный внутриличностный конфликт, то для нее Папа Карло — герой, который заработал успех сам, собственными руками в результате долгого упорного труда, а если деструктивный, то Папа Карло — неудачник. В таких случаях говорят: «Что б я работал как Папа Карло». Ненормальным подобное считается.

Деструктивный внутриличностный конфликт напрямую зависит от деформации социальных представлений.

В свою очередь, существует четко выраженная связь между деформацией социальных представлений и деформацией социальных ценностей. Это, с одной стороны.

Однако, с другой стороны, деформация социальных ценностей возникает не в вакууме, не в пустоте. Она, в свою очередь, определяется деформацией социальных отношений, институтов и групп. Такая причинно-следственная связь получается.

Лучше всего сущность данной проблемы следует показать на нескольких примерах.

Иллюстрация первая: фильмы «Шагреневая кожа» и «Фауст» (2011 г.). Эти произведения о цене успеха: успех путем хитрости — не успех, а псевдоуспех.

Фильм «Шагреневая кожа» — французская экранизация одноименного романа Оноре де Бальзака, ставшего отправным началом творческого пути великого писателя. Его название дословно можно перевести как «Кожа печали».

Это история Рафаэля — молодого человека, который, доведенный жизнью до отчаяния, решает покончить с жизнью, бросившись в Сену. Но, волею случая, он становится обладателем чудесного талисмана — шагреневой кожи—которая может исполнять любые желания, взамен отнимая у желающего дни его жизни. «Желай — и желания твои будут исполнены, однако, соразмеряй свои желания со своей жизнью». Этот фильм-притча заставляет о многом задуматься: есть ли такие желания, которые ценнее жизни, и насколько ценна жизнь без желаний?! Этот фильм особенно актуален для тех, кто придерживается гламурного образа жизни и культуры потребления.

Иллюстрация вторая. «Фауст» — фильм режиссера Александра Сокурова. Премьера состоялась 8 сентября 2011 г. в Италии. Фильм снят по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гете «Фауст». Повествование, в основном, строится на любовной линии Фауст — Маргарита.

В основе сюжета классическая немецкая легенда о Фаусте.

Доктор Фауст судорожно копается в человеческих останках в поисках души. Но ее в теле нет.

Доктор озабочен проблемами существования посмертного бытия. Несмотря на поразительные знания и общественное признание, ему нечего есть. Фаусту нужны лишь деньги. Поиск истины и смысла Бытия давно перестали его занимать. Деньги он найдет у ростовщика: лукавого и комичного героя. Ростовщик и есть Мефистофель.

Вернувшиеся после войны солдаты напиваются. Происходит пьяная драка. Фауст случайно убивает в ней человека, который окажется братом прекрасной девушки — Маргариты, знакомство с которой началось чуть ранее с того, что Фауст заглянул ей под юбку и ему там многое понравилось.

Проблемы мироздания и вселенной его интересуют, но закажет он иное. Обеспокоенный и высоким чувством к девушке, и обычной похотью, он требует от ростовщика помочь ему соблазнить красавицу и устранить пуританку-мать. Вскоре этой крикливой старухе становится известно, что доктор Фауст убил брата Маргариты. « Переспать» с милой девочкой теперь будет сложнее, несмотря на деньги, добытые с большим трудом.

Тогда ростовщик, до того помогавший даром, вынимает написанный от руки договор с ошибками, по которому Фауст и «продаст свою душу» за ночь с Маргаритой. Ростовщик для этого отравит ее мать и всех свидетелей.

На фантастическом леднике Фауст забьет своего адского друга камнями. «Кто же тебя кормить будет?» — скажет смеющийся ростовщик уже под булыжниками...

Как видно из приведенных примеров, в основе деформированных социальных представлений лежат не только определенные ценности, но и отношения.

В настоящее время на первое место вышли нравственная и криминальная деформации, что не могло не сказаться на трансформации внутриличностного конфликта. У представителей большинства соци-

альных групп из конструктивного он превратился в деструктивный, чтобы выжить и добиться успеха любой ценой.

Отклонения стали нормой, а норма — отклонением. Образ «крутого», «стервы» вытеснили действительно героический образ. Ненависть, насилие, причем изощренное, прибрели массовый характер.

Связь между деструктивным внутриличностным конфликтом с деформированной моделью достижения успеха, карьеры и развития.

Это убедительно и подробно было раскрыто в монографии А.Н. Сухова «Успех, карьера и развитие» (М.: Изд. МПСУ., 2016), а также в статье «Социальная конфликтология: теоретико-исторический аспект» (Конфликтология. 2020. Т. 8. № 2).

Деструктивный внутриличностный конфликт прямо коррелирует с деформацией социальных представлений об успехе и карьере и связан с безнравственной и криминальной моделями их достижения.

В настоящее время проблема успеха касается всего и вся. Возник синдром «успехомании». Правильная постановка вопроса об успехе, карьере и развитии позволяет определить позитивные тренды во всех сферах. Вместе с тем, когда тема успеха и карьеры пускается на самотек и бросается на произвол судьбы, то криминальные последствия не заставляют себя ждать.

Большинство населения буквально «заряжено» на успех. Оно ориентировано на статусные моменты. Главное — быть первым. Во всем. Любой ценой. В качестве средств выступают агрессия и т.п. Знания о том, «что такое хорошо и что такое плохо» крайне важны в данном случае, а их не хватает. Если повнимательнее познакомиться с тем, что читают дети в школе, то вопросы отпадают сами собой. Русская классика — забытое занятие. На вопрос: «Назовите, пожалуйста, имена национальных героев?» — молчание.

При этом отмечается тренд, связанный с увлечением стервологией, «гламуром», «глянцем», участием в конкурсах красоты, «охотой» на миллионеров.

В данном случае речь фактически идет о влиянии деструктивного внутриличностного конфликта на выбор нравственно деформированной модели достижения успеха.

Данную модель следует рассматривать как компенсаторную реакцию, т.е. попытку достичь успеха при наличии трудностей, но отсутствии реальных возможностей это сделать.

Немало представителей шоу-бизнеса достигли успеха. Они стали долларовыми миллионерами. Что ж, прекрасно. Стали так стали.

Например, против успеха Хворостовского, в том числе финансового, никто возразить не может.

Но не все так просто. Было бы нормальным, если бы представители шоу-бизнеса достигали успеха благодаря культивированию здоровых социальных ценностей, неся «разумное, доброе, вечное», т.е. культуру в массы, а не деформированной модели — «стрижкой зелени, купонов» путем скандалов, фотосессий, выступлений на сомнительных корпоративах, участия в пикантных рекламных роликах, пропаганды блатной музыки и пр.

Это никакого отношения к культуре не имеет. Напротив. На самом деле это деформированная модель достижения успеха, которая влияет на деформацию культуры и общества в целом. В результате подражания, тиражирования она становится массовым явлением и деструктивный внутриличностный конфликт становится массовым явление, тиражируется.

Об оригинальном поведении так называемых «мажоров» — представителей «золотой молодежи» говорилось, писалось и показывалось много, много, много раз. Но, увы, их вызывающее поведение не меняется. Они всем обязаны родителям. «Мажоры», деструктивный внутриличностный конфликт и деформированная модель достижения успеха — одно целое, друг от друга неотделимы.

«Решалы» так же используют эту модель поведения. Около госструктур всегда крутится огромное количество людей, торгующих связями: часть из них работает, «занося чемоданчики», часть — просто мошенники.

Распространенность неформального способа ведения дел в России приводит к тому, что на предложения «решал» зачастую идут даже опытные люди. Например, бывший сенатор и экс-губернатор Самарской области Константин Титов потерял 6 млн долл., поверив мошенникам, один из которых представился главой секретной финансовой группы и предложил вложить деньги в «высокодоходные финансовые инструменты». На самом деле «решала» официально нигде не работал, а его подельник занимался частным извозом.

Трудности самореализации породили и другую проблему — миграционную модель достижения успеха. Мигрантов много. Их разновидности рас-

крыты в книге А.Н. Сухова, С.А. Трыкановой «Миграция в Европе и ее последствия» (М., 2008).

Среди мигрантов есть те, у кого на родине не совсем получается (ученые и т.д.). Но есть и другая категория мигрантов — «офшорная элита».

Юридически они граждане России (иногда, правда, двух и более государств), но фактически — мигранты. Успеха достигают в России, но реализуют его за границей. Все там, за бугром: семья, счета, собственность. Кричат о патриотизме, а сами готовы в любую минуту покинуть родину.

На этом перечень последствий деструктивных внутриличностных конфликтов не заканчивается. Они носят резко негативный и нередко криминальный характер.

Преступность не бывает без преступлений. Однако, преступление—явление неоднозначное. Оно не всегда соотносится с действительно опасными действиями. При определенных обстоятельствах и политический анекдот может выступать в качестве криминала. Все зависит от базы оценки, юридической нормы, которая может быть стандартизированной с точки зрения международного права, а может и не быть таковой, может быть идеологизированной, деформированной, выражать интересы узкой социальной группы и т.д.

Преступление как юридический факт — это действия, содержащие состав преступления и признанные таковыми в судебном порядке. С точки зрения философии, психологии, этики преступление — это факт не только юридического, но и психологического, нравственного порядка, который характеризуется чувством вины, позитивной ответственности безотносительно к тому, дана ли этому событию юридическая оценка.

Однако, такой подход к измерению преступления юристы считают неприемлемым, так как он может привести к произволу.

Конечно, существует презумпция невиновности. Вина может быть установлена лишь в судебном порядке. Тем не менее, литература (например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») и психоанализ заставляют говорить о преступлении не только в юридическом смысле.

Преступление — за исключением отдельных случаев — это исход деструктивного внутриличностного конфликта. Можно сказать, что преступление — это деструктивный конфликтный способ удовлетворения потребностей, достижения целей.

В то же время, деструктивный внутриличностный конфликт есть следствие деформированного восприятия мира, его понимания и представления, а также отношения личности к самой себе, т.е. Я-образа, Я-концепции. Например, дети, воспитанные в мире телевизионного и реального (семейного, уличного и школьного) насилия не представляют жизнь без насилия, насильственного общения [25; 26].

Однажды в школе произошел такой случай. Мама одного из учеников вышла на перемене из буфета, где она работала. Сын в ее отсутствии раздал бесплатно много конфет своим одноклассникам. О пропаже тут же узнали. Стали спрашивать школьников: «Почему они вяли конфеты?». Ответ был таков: «Нам дали — мы взяли». Лишь один сказал: «Не платил, потому не взял».

Не трудно догадаться, какой из конфликтов лежал в основе поведения абсолютного большинства учеников. Конечно, деструктивный. Поступок только одного ученика явился следствием конструктивного конфликта.

Деструктивный внутриличностный конфликт прямо коррелирует не только с деформацией социальных представлений о моделях достижения успеха, но и связан с криминальной карьерой.

К сожалению, о карьере можно вести речь и в криминальном плане. Для такого вывода есть все основания.

Термин «криминальная карьера» применим в полном объеме в рамках анализа организованной преступности. Синдикализированная преступность — это не группа, а организация, структурированная и стабильно существующая во времени. Здесь имеется четкая структурно-ролевая иерархия: «крестный отец», «босс всех боссов» и т.п. [25; 26].

Криминальная карьера означает продвижение по ступеням криминальной иерархии.

При этом следует отметить, что в структуру организованной преступности обязательно входят представители власти, правоохранительных органов и т.п.

Криминальная карьера этих лиц носит двойственный характер: с одной стороны, человек может быть министром, с другой, — возглавлять преступный синдикат.

Параллелизм, двойственность — главная отличительная черта организованной преступности. О ней не случайно говорят как о государстве в государстве.

Что касается криминальной карьеры в общеуголовном мире, то здесь все-таки предпочтительнее говорить о криминальном профессионализме.

Криминальная среда распадается на различные категории, так называемые «масти». Самый высокий статус здесь занимают «воры в законе», «вперед смотрящие».

Механизм статусообразования в криминальной среде носит закономерно выраженный характер. Существует тесная связь между рядом факторов и статусом правонарушителей. Деформированные представления, базирующиеся на криминальных ценностях («понятиях»), определяют содержание и технологии статусообразования в криминальной среде.

В последнее время данный механизм используется не только в исправительных учреждениях, но и далеко за их пределами. Аналогия прямая.

Существует связь между анти-успехом, криминальной карьерой и антитезой развития-деформа-цией. Она реализуется в ходе внутриличностного деструктивного конфликта.

Дело в том, что нередко возникает противоречие между успехом, карьерой и развитием. Данный эффект закреплен в понятии «Шагреневая кожа». Иначе говоря, чем выше успех, тем ниже развитие. Такова цена квази-успеха. Это характерно для многих социальных групп, в том числе, элиты. И наоборот.

Внутриличностный деструктивный конфликт связан с прямо противоположным развитию явлением, получившим название — «деформация личности». Его природа раскрыта в описании «Гулаговской психологии», рассказах А.П. Чехова «Человека в футляре», «Размазня». В данном случае деформация связана, главным образом, с утратой «Я» в результате блокировки того, что связано с самоактуализацией личности.

Однако, проблему видят не в этом, а, напротив, в наличии «Я». Не случайно говорят «Я — последняя буква в алфавите». Нет «Я», нет проблем. Так спокойнее. Это традиционное понимание деформации [27].

В связи с этим вспоминается следующий случай. Когда было подготовлено первое авторское издание по «Социальной психологии», которое по содержанию во многом отличалось от ранее опубликованных учебных пособий, издатели решили дистанцироваться от автора.

С этой целью на обложке крупно было нарисовано «Я». Дескать, вся проблема в этом «Я». Автор

решил сооригинальничать, но мы ни при чем. Наша хата с краю. Но провала не последовало. Напротив, спрос был таким, что издателям пришлось переиздавать многократно это пособие. Жаль только одного — «Я» с обложки была убрана.

Таким образом, на основании приведенного материала можно сделать следующие выводы. Да, трудно быть «Гадким утенком». Он не похож на других. За это его клюют. Но со временем он становится красивым лебедем. Не сразу, тем не менее — становится. Печально то, что в «гадком утенке» только со временем видят лебедя. При этом потери неизбежны. Развитие «Я» могло бы быть более успешным, если бы время не тратилось на преодоление сопротивления со стороны тех, кто живет по законам социал-дарвинизма.

Но собака зарыта совершенно в другом: с каких позиций, т.е. социальных представлений рассматривать деформацию личности. Вот в чем вопрос. Для одних это, действительно, личностная и профессиональная деформация. Это никуда не годно, не приемлемо.

Для других наоборот: квалификационный рост стервозности, проституированности, криминальной карьеры, неограниченных возможностей. Они убеждены: это то, что надо, классно. Что плохого в том, что приносит большие деньги? Тот, кто не понимает этого, тот якобы персонаж из романа Ф.М. Достоевского «Идиот». К сожаленью, таковы реалии.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. М., 2015.

3. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология. Указатель 1555 диссертаций отечественных ученых (1949-2012 годы). М.: ТАСТ, 2013.

4. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1975.

5. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций: Учеб. пособие. М., 2001.

6. Войтова С.А., Зубанъ Е.Н. Конфликтология. СПб., 1992.

7. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. М.: Инфра-М, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2006.

9. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М., 2000.

10. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000.

11. Иванова О.А., Суртаева Н.Н. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы, 2016.

12. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов. М., 2013.

13. Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.А. Назаровой. М., 2008.

14. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 2000.

15. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб., 1999.

16. Конфликтология для XXI века: наука-образование-практика: Мат. Санкт-Петербургского Между-нар. форума. М., 2015.

17. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Пермь, 1992.

18. Рубин Джеффри и др. Социальный конфликт. Эскалация, тупик, разрешение. Секреты убеждения. М., 2010.

19. Сухов А.Н., Гераськина М.Г. Социальная психология. 8-е изд. / Под ред. А.Н. Сухова М., 2017.

20. Социальные конфликты в современном обществе / Под ред. С.В. Пронина. М.: Наука, 1993.

21. Социальный конфликт: современные исследования: Реферативный сборник / Под ред. Н.Л. Полякова. М., 1991.

22. Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Ральфа Дарендорфа // Социс. 2004. № 5.

23. Сухов А.Н. Социальная напряженность и конфликтология // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1.

24. Сухов А.Н. Конфликты в первичных коллективах осужденных. Рязань, 1978.

25. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993.

26. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., 2002.

27. Сухов А.Н. Социальный кризис: теоретико-исторический аспект // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности 2018. № 117.

28. Сухов А.Н. Социально-психологический подход к пониманию массового кризиса. Человеческий капитал. М., 2015.

29. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров. М., 2016.

References

1. AntsupovA. Ya., ShipilovA.I. Konfliktologiya: teo-riya, istoriya, bibliografiya. M., 1996.

2. Antsupov A. Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: Uc-hebnik. M., 2015.

3. Antsupov A. Ya., ProshanovS.L. Rossiyskaya konfliktologiya. Ukazatel' 1555 dissertatsiy otechestvennykh uchenykh (1949-2012 gody). M.: TAST, 2013.

4. Afon'kova V.M. Konflikty v kollektive starshe-klassnikov i puti ikh preodoleniya: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 1975.

5. Bol'shakov A.G., Nesmelova M.Yu. Konfliktologiya organizatsiy: Ucheb. posobiye. M., 2001.

6. Voytova S.A., Zuban E.N. Konfliktologiya. SPb., 1992.

7. Vorozheykin I.E., Kibanov A. Ya., ZakharovD.K. Konfliktologiya: Uchebnik. M.: Infra-M, 2000.

8. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta. 2-e izd., pe-rerab. SPb.: Piter, 2006.

9. Gromova O.N. Konfliktologiya: Kurs lektsiy. M., 2000.

10. ZaytsevA.K. Sotsial'nyy konflikt. M., 2000.

11. Ivanova O.A., Surtayeva N.N. Konfliktologiya v sotsial'noy rabote: Uchebnik i praktikum dlya akademic-heskogo bakalavriata. Lyubertsy, 2016.

12. Kil'mashkina T.N. Konfliktologiya. Sotsial'nyye konflikty: Uchebnik dlya studentov vuzov. M., 2013.

13. Kozer L. Funktsii sotsial'nogo konflikta / Per. s angl. O.A. Nazarovoy. M., 2008.

14. KozyrevG.I. Vvedenie v konfliktologiyu. M., 2000.

15. Konfliktologiya / Pod red. A.S. Karmina. SPb., 1999.

16. Konfliktologiya dlya XXI veka: nauka-obrazova-niye-praktika: Mat. Sankt-Peterburgskogo Mezhdunar. fo-ruma. M., 2015.

17. Kornelius Kh., FeyrSh. Vyigrat' mozhet kazhdyy. Perm', 1992.

18. Rubin Dzheffrii dr. Sotsial'nyy konflikt. Eskalat-siya, tupik, razresheniye. Sekrety ubezhdeniya. M., 2010.

19. SukhovA.N., Geras'kina M.G. Sotsial'naya psikhologiya. 8-e izd. / Pod red. A.N. Sukhova M., 2017.

20. Sotsial'nye konflikty v sovremennom obshchestve / Pod red. S.V. Pronina. M.: Nauka, 1993.

21. Sotsial'nyy konflikt: sovremennyye issledovaniya: Referativnyy sbornik / Pod red. N.L. Polyakova. M., 1991.

22. Stepanenkova V.M. Ponyatiye sotsial'nogo konflikta v teorii Ral'fa Darendorfa // Sotsis. 2004. № 5.

23. Sukhov A.N. Sotsial'naya napryazhennost' i konfliktologiya // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 1996. № 1.

24. Sukhov A.N. Konflikty v pervichnykh kollekti-vakh osuzhdennykh. Ryazan', 1978.

25. Sukhov A.N. Kriminogennoye obshcheniye v srede osuzhdennykh. Ryazan', 1993.

26. Sukhov A.N. Sotsial'naya psikhologiya bezopas-nosti. M., 2002.

27. Sukhov A.N. Sotsial'nyy krizis: teoretiko-istoric-heskiy aspekt // Mezhdunarodnyy zhurnal psikhologii i pe-dagogiki v sluzhebnoy deyatel'nosti 2018. № 117.

28. Sukhov A.N. Sotsial'no-psikhologicheskiy pod-khod k ponimaniyu massovogo krizisa. Chelovecheskiy kapital. M., 2015.

29. SharkovF.I., Speranskiy V.I. Obshchaya konfliktologiya: Uchebnik dlya bakalavrov. M., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.