Научная статья на тему 'Предмет социальной психологии: общетеоретический аспект'

Предмет социальной психологии: общетеоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
380
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE SUBJECT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENA / SOCIAL CONSTRUCTIONISM / CULTURAL-HISTORICAL PSYCHOLOGY / THE NORM OF THE DEFORMATION / ПРЕДМЕТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / НОРМА / ДЕФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухов Анатолий Николаевич

. В данной статье раскрываются основные этапы развития социальной психологии. В ней так же рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию ее предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of social psychology: theoretical aspect

This article reveals the main stages of development of social psychology. It also examines various theoretical approaches to the understanding of its subject.

Текст научной работы на тему «Предмет социальной психологии: общетеоретический аспект»

@ Сухов A.H. 2018

THE SUBJECT OF SOCIAL PSYCHOLOGY: THEORETICAL ASPECT

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Anatoly Nikolaevich SUKHOV,

doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Social Psychology and Social Work, Ryazan State University named for S.A. Yesenin Email: office@unity-dana.ru

Анатолий Николаевич СУХОВ,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина Email: office@unity-dana.ru

Для цитирования: Сухов А.Н. Предмет социальной психологии: общетеоретический аспект. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 4/2018. С. 54—57.

Annotation. This article reveals the main stages of development of social psychology. It also examines various theoretical approaches to the understanding of its subject.

Key words: the subject of socio-psychological phenomena, social constructionism, cultural-historical psychology, the norm of the deformation

Аннотация. В данной статье раскрываются основные этапы развития социальной психологии. В ней так же рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию ее предмета.

Ключевые слова: предмет, социально-психологические явления, социальный конструкционизм, культурно-историческая психология, норма, деформация

Как известно, первоначально социальная психология не могла точно обозначить свой предмет. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали социальную психологию задачами дополнительной психологической интерпретации изучаемых социологами явлений. Другие полагали, что социальная психология является частью общей психологии, сведя ее назначение к привнесению социальных поправок в общепсихологическое знание. Третьи утверждали, что социальная психология — это промежуточное, связующее звено между социологией и общей психологией.

В зарубежной социальной психологии каждая научная школа старалась по-своему определить ее предмет, исходя из собственного понимания вопроса.

В отечественной социальной психологии можно выделить по крайней мере три этапа, которые связаны с дискуссией о ее предмете (1-й этап — 20-е гг. XX в.; 2-й этап — 50—60-е гг. XX в.; 3-й этап —90-е годы XX в.

При этом идеологический подход суживал, ограничивал предмет отечественной психологии,

уводил ее в сторону от исследования реальных социально-психологических явлений, входящих на самом деле в сферу ее компетенции и способствовал мутации теории.

Однако главная трудность в определении ее предмета связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.

Социально-психологические явления есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

Д. Майерс выделяет американскую и европейскую социальную психологию, а также — развивающихся стран.

Вряд ли с такой точкой зрения можно полностью согласиться. В приведенном списке социально-психологических центров не нашлось места для Российской социальной психологии.

С одной стороны, американский социальный психолог отчасти прав. Если посмотреть на состояние Российской современной социальной психологии, то ее нельзя назвать самостоятельной в полном объеме. Практически на сегодняшний день она представляет собой результат

заимствования американской и европейской социальной психологии. Примеров можно привести предостаточно. В данном случае имеются в виду социально-психологические теории личности, общения, конфликтов, групп и т.д. Сплошь иностранные фамилии.

С другой стороны, с Дэвидом Майерсом нельзя никак согласиться. Дело в том, что социальная психология как таковая начала развиваться раньше в России, чем в США. Об этом говорят многочисленные факты. Как известно, в России первые книги по социальной психологии вышли в конце XIX века, а в Америке в 1908 г., т.е. в начале XX века. Первоначальный период свидетельствует в пользу именно отечественной социальной психологии. Что касается ее дальнейшего развития, то по сравнению с американской социальной психологией оно носило проигрышный характер в силу политических причин.

Отечественная социальная психология называлась по-разному: просто социальной психологией, общественной психологией, марксистской социальной психологией.

Поле деятельности социальной психологии старательно «отгораживалось» от явлений, связанных с конфликтами, законами «перевернутого мира», деформации. Эти проблемы оставались «запретной зоной», были недоступными долгое время для социальной психологии, что обедняло понимание ее предмета.

Тем не менее анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод о том, что социально-психологические явления имеют различную природу, так как возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в различных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).Этот факт позволяет преодолеть один из основных недостатков социальной психологии, представители которой пытались определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Не принимать во внимание это обстоятельство, значит, совершать серьезную теоретическую ошибку.

При этом положения исторической психологии, социального конструкционизма, которые нацеливают на учет ментальности, должны лежать в основе общей социально-психологической теории, так как позволяют понять и объяснить природу социально-психологических явлений.

По мнению автора, подход, ориентирующий на анализ и понимание социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на (личностном, групповом, семейном, организационном, меза-, макро-, т.е. массовом), различных сферах (политики, экономики, общества) и условиях (нормальных, осложненных, экстремальных) позволяет сфомулировать предмет социальной психологии.

Исходя из этого, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах (политики, экономики и общества), в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии, ее теоретической области.

Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей социально-психологической диагностики, консультирования и социально-психологических технологий воздействия.

Если объединить предмет социально-психологической теории и прикладной социальной психологии, то образуется предмет современной социальной психологии.

Социальная психология состоит из двух частей — теории и практики.

Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных теорий в различных сферах. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование и воздействие, т.е. социально-психологические технологии в социальной практике.

Структура социально-психологической теории включает следующие компоненты: методологию, которая распадается на общетеоретический (философский) и частно-теоретический уровень (теории личности; отношений, общения; стратификации общества; социальных групп; семьи; социальной организации; больших социальных групп; социальной напряженности, конфликтов; воздействия); теоретическое обоснование праксиологии, т.е. практики (диагностики, консультирования, применение технологий и техник воздействия).

Длительное соревнование за идеологическую чистоту в исследованиях породило в отечественной социальной психологии монополизм отдельных

школ и направлений, выразившийся в однобоком взгляде на социально-психологические явления.

Подобные академические теории оказались мертворожденными. Почти ни одна из них так и не «заработала» на практике. Однако немало представителей этих псевдотеорий бросились в социальную практику и, забыв про принципы своих школ, занялись бизнесом. Понятно, что такая трансформация не могла обернуться ни чем иным, как шарлатанством. Эклектика, основанная на механическом соединении различных теорий и практических приемов, дискредитирует социальную психологию как науку.

Таким образом, положение сейчас таково, что говорить об общей социально-психологической теории пока преждевременно. Она не имеет единой парадигмы. Ни одна из существующих социально-психологических теорий пока не может претендовать на этот статус.

Частные социально-психологические теории, например, личности, отношений и общения, социальных групп, семьи, организации, конфликтов и другие не являются универсальной объяснительной моделью. Они носят частный характер и теоретически обслуживают только определенный круг социально-психологических явлений. Причем теория теории — рознь.

Одни социально-психологические теории объясняют факторы и механизм возникновения и протекания социально-психологических явлений, другие обслуживают прикладные направления психологии: диагностику, консультирование и технику воздействия. Такое разделение сфер приложения этих теорий правомерно. Однако, к сожалению, факт специализации теории далеко не всегда учитывается, что приводит к курьезным последствиям.

Попытки придать какой-либо теории ранг общей, универсальной теории имели место как в отечественной, так и в зарубежной социальной психологии. Но подобного рода теории обладают присущими им возможностями, в рамках которых они действуют, имеют свой конкретный объект приложения. Вне этих границ они превращаются в квазитеории, надуманные, искусственные конструкции, которые их создатели пытаются наложить на все без исключения социально-психологические явления и объяснить их. С разрушением идеологических догм рухнули и социально-психологические «парадигмы», опиравшиеся на них.

Образовался вакуум, ничем не заполненная методологическая ниша. Сразу же «хлынул» поток переводной литературы. В результате теоретическая социальная психология по своему содержанию стала представлять конгломерат знаний. Глубоко продуманная интеграция всего ценного, которое, несомненно, есть в каждой из названных теорий, пока не проведена.

Социальную психологию невозможно представить без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без социальной психологии.

Изучение любого социально-психологического явления (личности, общности, социальных институтов, в том числе политических, общественных и экономических) невозможно без учета влияния культурно-исторического контекста, менталитета.

В России впервые подобный подход применил Л.С. Выготский, затем Б.Ф. Поршнев и др.

В.А. Шкуратов обосновал предмет исторической психологии.

Культура, ее элементы, а не что другое, имеют отношение к базовым социально-психологическим явлениям: ментальности, смыслу жизни, социальным ценностям, картинам мира и социальным чувствам. В США данный теоретический подход называется «социальным конструкционизмом».

Положения исторической психологии, социального конструкционизма, которые нацеливают на учет ментальности, с полным основанием могут лежать в основе общей социально-психологической теории, так как являются ключом для понимания социально-психологических явлений. Данные положения культурно-исторической психологии и социального конструкционизма являются базовыми, «стержневыми» для понимания сущностных характеристик и личности, и отношений, и общения, и групп, и семьи, и организаций, и массовых социально-психологических явлений. Имеется в виду связь культуры с ведущими характеристиками перечисленных явлений, например, с ментальностью, ценностно-смысловой сферой личности, «субкультурой», нормами групп, семьи, организационной культурой и т.д. Положения культурно-исторической психологии «пронизывают» как бы «насквозь» содержание основных социально-психологических явлений.

По мере развертывания практической социально-психологической службы в различных сферах крепла и вставала на ноги прикладная социальная психология.

В последнее время в области прикладных социально-психологических исследований наблюдается своеобразный бум. В России возникли многочисленные центры прикладных социально-психологических исследований: общественного мнения, конфликтов и других явлений. Однако дефицит теории обесценивает их практическое значение. Прикладную функцию социальной психологии нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо теоретической конструкцией, мало продуктивны.

В связи с этим существенным образом возросло значение теоретического обоснования праксиологии. Отсутствие солидной теоретической базы не только снижает эффективность социально-психологических диагностики, консультирования и воздействия, но и нередко дискредитирует их. Интерпретация данных не должна проводиться без учета теорий, которые лежат в основе использованных методик. В противном случае, а это бывает еще довольно часто, происходит подрыв авторитета социальной психологии.

Что же касается практики воздействия, то здесь наблюдается «всеядность».

К сожаленью, «психологические шоу» пользуются успехом и приносит большой доход в отличие от занятий социально-психологической теорией. Но «болезнь роста» не должна дискредитировать прикладную социальную психологию. Бум, наблюдаемый сегодня, пройдет. Вместе с ним канет в Лету непрофессиональный и поверхностный подход, используемый в сугубо коммерческих целях.

Социально-психологическая наука не должна оставаться безучастной в решении актуальных социально-экономических и социально-политических проблем. Социальная психология помогает вести грамотную психосоциальную политику с населением в условиях кризиса, а также повышать уровень конфликтологической и антикризисной переговорной компетентности специалистов в целях предотвращения массовых эксцессов и террористических актов. Социально-психологическая теория позволяет также совершенно по-иному взглянуть на природу модернизации общества и выявить его потенциальные возможности.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.

3. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2000. 5.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник для бакалавров. Спб., 2015.

7. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова. 8-е изд. М., 2017

8.Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979.

9. Социальная психология: учебное пособие для бакалавров / В.Г. Крысько. Юрайт, 2016.

10. Социальная психология: учебное пособие /Под редакцией А.Л. Журавлева. М.: ПЕР СЭ,2002.

11. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

12. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.