Научная статья на тему 'Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп'

Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология социально-психологического исследования / большие группы / Интеллигенция / комплементарный подход / методологический либерализм / methodology of socio-psychological research / Large groups / intellectuals / complementary approach / methodo-logical liberalism
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes existing in the social psychology of methodological bases of studying psychology of large social groups. The specificity of the intelligentsia as a large group. Proves the necessity of a complementary approach to studying the social psychology of the intelligentsia, which allows to combine the traditional socio-psychological and methodological grounds, as well as opportunities postnonclassycal psychology, social constructionism, discursive psychology and the humanities, studying social phenomena and events.

Текст научной работы на тему «Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 159.9

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

© Е. В. БАКШУТОВА Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, кафедра социальной психологии e-mail: bakshutka@gmail.com

Бакшутова Е. В. - Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 900-903. - В статье анализируются существующие в социальной психологии методологические основания изучения психологии больших социальных групп. Показана специфика интеллигенции как большой группы. Обосновывается необходимость комплементарного подхода в изучении социальной психологии интеллигенции, позволяющего объединить традиционные социально-психологические методологические и методические основания, а так же возможности постнеклассической психологии, социального конструкционизма, дискурсивной психологии и гуманитарных наук, изучающих общественные феномены и явления.

Ключевые слова: методология социально-психологического исследования, большие группы, интеллигенция, комплементарный подход, методологический либерализм.

Bakshutova E. V. - Intelligentsia in the context of methodology of studies of large social groups // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 900-903. - The paper analyzes existing in the social psychology of methodological bases of studying psychology of large social groups. The specificity of the intelligentsia as a large group. Proves the necessity of a complementary approach to studying the social psychology of the intelligentsia, which allows to combine the traditional socio-psychological and methodological grounds, as well as opportunities postnonclassycal psychology, social constructionism, discursive psychology and the humanities, studying social phenomena and events.

Key words: methodology of socio-psychological research, large groups, intellectuals, complementary approach, methodological liberalism.

Психология больших групп является важнейшей в социальной психологии и рассматривается в ряде работ [2, 7, 8, 9 и др.], но эмпирические исследования не так часты по ряду причин, самыми важными из которых выступает трудоемкость исследования, сложность определения достаточной выборки. Кроме того, достаточно сложно в последнее время определять «внешние границы» этих групп, поскольку профессиональные, классовые и даже возрастные и половые группы динамично изменяются.

В социальной психологии большие группы принято разделять по такому критерию, как организованность (партии, союзы, организации - толпа, зрители, читатели и т. п.) устойчивость и долговременность существования (классы, нации - митинги, забастовки, аудитории и т. д.). Нас интересуют группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества [2]. Объективными предпосылками формирования таких групп является «сходство, близость условий жизнедеятельности людей, общность их потребностей, ин-

тересов, наличие связей, взаимодействий, совместной деятельности и обмена этой деятельностью, переживаний и т. д.» [14, с.81]. В связи с этим перед нами актуализировалась задача определения правомерности отнесения интеллигенции к категории больших социальных групп; возможно ли сравнить ее с устойчивыми образованиями, формирующимися на протяжении долгих исторических периодов и объединяющих людей территорией, сходными условиями жизни и деятельности?

Остановимся подробнее на ключевых понятиях, составляющих содержание работы по изучению интеллигенции как большой социальной группы. Традиционно методологическими и теоретическими основами изучения исторической социальной группы являются подходы и исследования отечественных и зарубежных учёных в области социальной и культурноисторической психологии: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, получившая развитие в российской психологии (А.Р.Лурия, А.Г.Асмолов), философско-психологическая концепция человека, его сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна и его по-

следователей (А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова); социально-психологическая теории социального познания (Г.М.Андреева) и психологии больших социальных групп (Г.Г.Дилигенский, А.И.Донцов, Б.Д.Па-рыгин, А.Л.Свенцицкий). Кроме того, важны методологические принципы и постнеклассической психологии: представление о психике как социальной конструкции (К.Джерджен, Дж.Шоттер, Р.Харре); понятие ментальности, разрабатываемое в рамках социальной истории (Л.Февр, М.Блок, Ф.Бродель,

А.Я.Гуревич) и письменной ментальности - в исторической психологии (В.А.Шкуратов) а также принцип методологического либерализма, постулируемый представителями концепции мультипарадигмально-сти психологии как науки (А.В.Юревич).

Г.М.Андреева, говоря о социальных изменениях, отмечает, что реальность с «особой остротой ставит вопрос о собственных, профессиональных задачах социальной психологии не только в области теоретического анализа проблемы, но и в области исследовательской практики» [4, с.11]. «Исторический и психологический кризис психологии» (Юревич), актуализировавший методологические разработки и методологическую рефлексию психологии, усугубил и без того сложное - междисциплинарное - положение социальной психологии. В докладе В.В.Новикова на Ярославском методологическом семинаре отмечается, что «социальная психология - наука, прежде всего, психологическая и руководствоваться при ее рассмотрении следует методологическими принципами, имманентно присутствующими в отечественной психологии. Это принципы: активности психического, исторического, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода» [12, с.272]. В.П.Зинченко в своей работе в рамках указанного семинара предостерегает нас от абсолютизации этих принципов. Например, говоря о принципе детерминизма, он подчеркивает, что «Идеологическое значение этого принципа вполне понятно. Он должен был заслонить собой не только бесспорно существующие феномены свободы воли, но даже и мысль о ней» [10, с.102]. В этом высказывании как раз и угадывается принцип историзма, который при изучении психологии большой социальной общности просто необходим и будет нами реализован в контексте изучения ментальности (и письменной ментальности) русской интеллигенции, поскольку эмпирический материал, который положен в основу работы - исторический источник - полное собрание текстов журнала «Русская мысль», издававшегося с 1880 по 1918 годы.

Принцип деятельности - также ведущий среди принципов специальной методологии социальной психологии. Г.М.Андреева раскрывает его содержание в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например, коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т. е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать ре-

альные социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности - потребности, мотивы, цели группы и т. д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного социального контекста» [2].

Однако в изучении интеллигенции оказалось невозможным ограничиться классической методологией, в частности, потому, что речь идет о группе: осуществляющей идеологическую функцию в государстве; деятельность этой группы связана с производством текстов; она не имеет однозначных границ и устойчивых определений; возникновение интеллигенции неоднократно описано, ошибки перечислены, но признаки членства, даже внешнего, не выявлены; наконец, мы говорим о группе, прошлое которой известно, а вот настоящее и будущее подвергнуты сомнению. Поэтому здесь задействованы и принцип постнеклас-сической психологии - социальный конструкционизм, и дискурс как основной принцип социального конструирования. Постулируемые конструкционизмом принципы: анти-индивидуализм, анти-эссенциализм, культурно-историческое определение истины, релятивизм, в действительности не столь уж противоречат в своем содержании, например, принципу детерминизма в классическом психологическом знании. «Социальные конструкционисты утверждают, что в силу отсутствия объективной истины о людях, не существует чего-либо, что оставалось бы верным вне зависимости от условий, исторического периода и культуры, в которых живут люди, и в соответствии с этим, все утверждения о том, что такие истины все же были обнаружены, должны рассматриваться как заявления сугубо политического характера» [6, с.33-34]. В.В.Новиков же пишет, что «важнейшим условием применения принципа детерминизма к рассмотрению общественной психологии служит так называемая социальная детерминация. Коренные изменения социального строя, экономических отношений, безусловно, влияют на изменения социально-психологических процессов, отношений и состояний групп людей... и формируют достаточно устойчивые социально-психологические свойства этих групп, характеризующие их существование и неслучайные различия» [12, с.275]. Однако если в данном контексте бытие как таковое влияет на протекание социально-психологических процессов, то для конструкционизма основным принципом конструирования социальной реальности выступает дискурс.

И.Т.Касавин выделяет «важное отличие [дискурс-анализа] от традиционной психологии, приверженной гипотетико-дедуктивному методу построения теории и исходящей из того, что квалифицированное исследование основывается на хорошо поставленном вопросе или точно сформулированной гипотезе. Исследователи дискурса...обычно предпочитают собирать и исследовать материалы - интервью или другие

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 24 2011 г.

записи, без того чтобы начинать с какой-то специфической гипотезы» [11, с.102]. Это отчасти верно для нашего исследования, поскольку гипотеза вначале была, и вполне «конструкционистская» - ментальность интеллигенции формируется дискурсом. Однако в ходе работы определилось, что дискурс - это как раз и есть деятельность интеллигенции (социальная практика); разделенность дискурса, участие в нем определяет членство в группе, направленность дискурса на самоопределение интеллигенции определяет специфику коммуникации группы, ее замкнутость и «непрактичность»; и именно присутствие самого интеллигентского дискурса в реальности позволяет говорить о реальном существовании группы.

Поскольку «диалогичность является доминантной характеристикой дискурса, вбирающей два измерения последнего: индивидуально-личностное и социальное. С одной стороны, важно рассмотреть, как создается и понимается дискурс отдельными участниками речевого взаимодействия, а с другой - как он функционирует в социальном контексте. В обоих случаях: и в анализе ментальных процессов, протекающих при создании и понимании дискурса, и в анализе социального функционирования дискурса на первый план выходит проблематика диалога - взаимодействия дискурса с контекстом. Другими словами, дискурс - это реализация социального взаимодействия в языковой форме, это структура и процесс языкового творчества и познания мира человеком» [13, с.154]. В связи с этим, представляется важным выяснить - каким образом развивается, если развивается, диалог интеллигентского дискурса с другими социальными практиками в разных исторических контекстах, и в какой степени мы можем быть включенными в этот диалог, когерентными тем смыслам, которые могут быть раскрыты в ходе исследования и адекватными в их интерпретации.

Нами отмечен ряд методологических принципов, необходимых для реализации такой цели как изучение психологии большой социальной группы. Очевидно, что подходы эти связаны как с классической психологией, так и с постнеклассической, и даже с современным кризисом в психологии, поскольку любое исследование сегодня может быть рассмотрено в рамках соответствия позициям определения парадигмаль-ного статуса психологии: допарадигмального, мульти-парадигмального или внепарадигмального [15, с.353]. Нашу позицию можно определить как комплементарную в рамках предложенного Г.В.Акоповым подхода, учитывающего факторы контакта и свободы в описании явлений и феноменов сознания [1], поскольку традиционная и современная, постнеклассическая психологии скорее дополняют друг друга в объяснении разных уровней реальности, в том числе и психической. Это отмечает А.В.Юревич, говоря о методологическом либерализме, который «предписывает, что психологическое объяснение всегда будет разноуровневым, многослойным, построенным по принципу «слоеного пирога», каждый слой которого обладает самостоятельной значимостью и принципиально не заменим ни одним другим» [15, с.356].

Интеллигенция, обладая рядом интеграционных для большой социальной группы признаков (включённость в широкий социальный контекст, общность интересов и потребностей, длительность существования, традиции, ценностей, идеалов, осознание участниками своей принадлежности к группе и признание данной группы социальным окружением) [8, с.217], является уникальной социальной группой в истории и современности России. Даже если мы говорим о характеристиках «исторической» интеллигенции (середина XIX - конец XX века), то мы наблюдаем антино-мичность семантического поля определений. И хотя обыденному сознанию ближе представления об интеллигенции в чеховском понимании - как группа, состоящая из людей исключительной нравственности [5], очевидно, что групповая роль интеллигенции во внедрении и продвижении нового. Специфика ее в этом и состоит - в подвижности контекста, в которой осуществляется самоопределение и деятельность интеллигенции, по преимуществу оппозиционная к существующей власти. И весьма важной в связи с этим выступает задача «разведения» понятий интеллигента как индивидуальной личности и интеллигенции как группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2010. 272 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2004. 364.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 2000. 288 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология и социальные изменения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 5. С. 5-15.

5. Бакшутова Е.В. Представления об интеллигенции в эпоху социальных трансформаций // Психология человека в современном мире. Матер. Всерос. науч. конф., посв. 120-летию со дня рождения С.Л.Рубин-штейна. М.: ИП РАН, 2009. Т. 5. С. 134-142.

6. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. С. 29-44.

7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996. 351 с.

8. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А.Л.Свенцицкий. СПб.: Питер, 2000. С. 211-221.

9. Журавлев А.Л., Емельянова Т.П. Психология больших социальных групп как социальных субъектов // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 3-15.

10. Зинченко В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Т. 1. / Под ред. В.В.Новикова, И.Н.Карицкого, В.В.Козлова, В.А.Ма-зилова. Ярославль: МАПН, 2003. С. 98-134.

11. Касавин И.Т. Дискурс-анализ и его применение в психологии // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 97-119.

12. Новиков В.В. Методология социальной психологии: теория и практика // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Т. 1. / Под ред. В.В.Новикова, И.Н.Карицкого, В.В.Козлова,

В.А.Мазилова. Ярославль: МАПН, 2003. С. 267-282.

13. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог. Минск, 2002. 232 с.

14. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. М., 2006. 496 с.

15. Юревич А.В. Структура психологических теорий // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.