Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1482
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА / ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухов Анатолий Николаевич

В данной статье раскрываются основные этапы развития социальной психологии. В ней так же рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию ее предмета, а также структуры и основных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT, STRUCTURE AND MAIN BRANCHES OF SOCIAL PSYCHOLOGY

This article reveals the main stages in the development of social psychology. It also considers various theoretical approaches to understanding its subject, as well as the structure and main industries.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.56

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-66-70 NIION: 2018-0077-2/22-135 MOSURED: 77/27-024-2022-02-334

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Предмет, структура и основные отрасли социальной психологии

Анатолий Николаевич Сухов

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Аннотация. В данной статье раскрываются основные этапы развития социальной психологии. В ней так же рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию ее предмета, а также структуры и основных отраслей.

Ключевые слова: предмет, социально-психологические явления, структура, основные отрасли, история становления

Для цитирования: Сухов А. Н. Предмет, структура и основные отрасли социальной психологии // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 66—70. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-2-66-70.

Original article

Subject, structure and main branches of social psychology

Anatoly N. Sukhov

Russian State University named after S.A. Yesenin, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Abstract. This article reveals the main stages in the development of social psychology. It also considers various theoretical approaches to understanding its subject, as well as the structure and main industries.

Keywords: subject, socio-psychological phenomena, structure, main branches, history of formation For citation: Sukhov A. N. Subject, structure and main branches of social psychology // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):66-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-66-70.

В различных публикациях дана практически одинаковая интерпретация истории становления социальной психологии и процесса формулирования ее предмета.

Исходные взгляды на этот счет нами были сформулированы и изложены еще в 90-е годы 20-го столетия в учебном пособии: «Основы социально-психологической теории» (под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М., 1995). Затем их можно было встретить в различных работах.

Как известно, первоначально, впрочем, и гораздо позже социальная психология не могла точно обозначить свой предмет. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали социальную психологию задачами дополнительной психологической интер© Сухов А. Н., 2022

претации изучаемых социологами явлений. Другие полагали, что социальная психология является частью общей психологии, сведя ее назначение к привнесению социальных поправок в общепсихологическое знание. Третьи утверждали, что социальная психология — это промежуточное, связующее звено между социологией и общей психологией [2; 15].

В зарубежной социальной психологии каждая научная школа старалась по-своему определить ее предмет, исходя из собственного понимания вопроса.

Своеобразный подход к выделению основной проблематики социальной психологии проявили представители таких научных направлений, как психология народов и масс, теория инстинктов социального поведения и групповой динамики, со-

циал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ, интеракционизм, когнитивизм, экзистенциальная психология и трансактный анализ и др.

В современной западной социально-психологической науке можно выделить целый ряд теоретических подходов к пониманию социально-психологических явлений, начиная от психоанализа и кончая социально-конструкционистским подходом.

При этом допускается подмена-использование теорий личности для интерпретации природы больших социальных групп, игнорирование социальной составляющей в структуре детерминант, а так же использование манипулятивных технологий, управление конфликтами, впрочем, не только ими и т. д.

Поэтому лишь комплексное использование всех этих подходов обеспечивает всестороннее изучение того или иного социально-психологического явления.

В отечественной социальной психологии можно выделить по крайней мере три этапа, которые связаны с дискуссией о ее предмете: 1-ый этап — 20-е гг. XX в.; 2-ой этап — 50-60-е гг. XX в.; 3-ий этап — 90-е годы XX в.

В 1920-е гг. в СССР предпринимаются попытки построения марксистской социальной психологии. Период конца 1920-х - начала 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических исследований. Впрочем, если и проводились, то только в рамках педагогической психологии. До конца 1950-х гг. социальная психология считается в СССР буржуазной, иначе говоря, лженаукой. Возрождение социальной психологии в СССР начинается в 1960-е гг. В ряде городов появляются научно-исследовательские центры и кафедры социальной психологии в вузах, развертываются теоретические и прикладные исследования.

В последующие годы отечественные социальные психологи проводили свою работу в различных сферах общественной жизни.

В то же время идеологический подход суживал, ограничивал предмет отечественной психологии, уводил ее в сторону от исследования реальных социально-психологических явлений, входящих на самом деле в сферу ее компетенции и способствовал мутации теории [11].

Современное состояние отечественной социальной психологии характеризует целый ряд сложившихся определенных трендов как позитивного, так и негативного плана. Их анализ изложен в публикациях автора.

Разумеется, многие проблемы, связанные с развитием социальной психологии, решаются. Убраны ограничения, «стериализация» проблем, проводятся многочисленные социально-психологические исследования, массово издается профильная литература и т. д.

Однако некоторые из числа существующих проблем остаются не до конца решенными. В первую очередь к таковым относится контломеративный подход к пониманию и описанию социально-психологических явлений. Главная при этом трудность состоит в определении предмета социальной психологии. Она связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа со всеми вытекающими отсюда последствиями.

На самом деле социально-психологические явления есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

Социально-психологические явления — это такие феномены, которые возникают в результате взаимодействия субъектов (индивидуумов и общностей) в определенных условиях, отражают их в различных формах, выражают отношение к ним, побуждают и регулируют поведение людей, осуществляют обмен сообщениями и переживаниями, а также способствуют организации как конструктивной, так и деструктивной деятельности.

Социально-психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе, феноменологии социальной психологии. Имеющиеся словари социально-психологических понятий устарели. Поэтому требуются издания, в которых бы отражались и содержательно сопоставлялись, в частности, базовые понятия европейской, американской и восточной социальной психологии.Социально-психологиче-ские явления классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т. д. По содержанию они бывают нормальными и деформированными.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные, динамико-статичные и статичные [15]. Д. Майерс выделяет американскую и европейскую социальную психологию, а также — развивающихся стран.

Вряд ли с такой точкой зрения можно полностью согласиться. В приведенном списке социально-психологических центров не нашлось места для Российской социальной психологии.

Как известно, в России первые книги по социальной психологии вышли в конце XIX века, а в Америке в 1908 г., т. е. в начале XX века. Первоначальный период свидетельствует в пользу именно отечественной социальной психологии. Что касается ее дальнейшего развития, то по сравнению с американской социальной психологией оно носило проигрышный характер в силу известных причин [15].

Отечественная социальная психология называлась по-разному: просто социальной психологией,

общественной психологией, марксистской социальной психологией [4; 5; 7; 17].

Поле деятельности социальной психологии старательно «отгораживалось» от реальных явлений, связанных с конфликтами, законами «перевернутого мира», деформации. Эти проблемы оставались «запретной зоной», были недоступными долгое время для социальной психологии, что обедняло понимание ее предмета.

Тем не менее анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод о том, что социально-психологические явления имеют различную природу, так как возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в различных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных). Этот факт позволяет преодолеть один из основных недостатков социальной психологии, представители которой пытались определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Не принимать во внимание это обстоятельство, значит, совершать серьезную теоретическую ошибку.

При этом положения исторической психологии, социального конструкционизма, которые нацеливают на учет ментальности, должны лежать в основе общей социально-психологической теории, так как позволяют понять и объяснить природу социально-психологических явлений [12; 15].

В то же время следует иметь в виду, что менталь-ность не сводится только к ценностно опосредованным социальным представлениям, которые в свою очередь определяют ролевое поведение и т. д. Прежде всего они детерминируются интересами групп.

Что касается понятия архетипа, то и здесь аналогичная ситуация имеет место. В основе его лежат не только «коллективное бессознательное», а интересы групп, называемых «Мы». Это констатация фактов. В противном случае нельзя объяснить жесткое, безличное ролевое поведение представителей определенных групп, причины возникновения протест-ных выступлений, социальных конфликтов и т. д. Конфликтологический подход и прежде всего «конфликт интересов» к пониманию социально-психологических явлений игнорировать нельзя.

По мнению автора, подход, ориентирующий на анализ и понимание социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на (личностном, групповом, семейном, организационном, меза-, макро-, т. е. массовом), различных сферах (полигаки, экономики, общества) и условиях (нормальных, осложненных, экстремальных) позволяет сформулировать предмет социальной психологии.

Исходя из этого, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах (политики, экономики и общества), в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии, ее теоретической области.

Предмет прикладной социальной психологии складывается из теоретико-этического обоснования профессиональной практики диагностирования, консультирования и воздействия на социально-психологические явления.

Если объединить предмет социально-психологической теории и прикладной социальной психологии, то образуется предмет современной социальной психологии.

Как правило, структура учебных пособий по социальной психологии отражает этот момент, хотя не всегда. Для подтверждения сказанного приводится оглавление одного из учебных пособий, подготовленного нами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. Предмет социально-психологической теории, ее структура и значение

Глава 2. Социально-психологические теории личности

Глава 3. Социально-психологические аспекты социализации личности

Глава 4. Сущность, структура и функции социальных отношений и общения

Глава 5. Деформация социальных отношений и общений

Глава 6. Социально-психологическая характеристика общностей и социальных институтов Глава 7. Малые неформальные группы, их структура и динамика

Глава 8. Социальная психология семьи Глава 9. Социальная психология организации Глава 10. Психология толпы

Глава 11. Психология больших социальных групп и движений

Глава 12. Социальная напряженность Глава 13. Социально-психологическая характеристика конфликтов

Глава 14. Теория социально-психологического воздействия

Глава 15. Предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии

Глава 16. Организация и методики социально-психологической диагностики

Глава 17. Диагностика конкретных социально-психологических явлений

Глава 18. Социально-психологические технологии личностного, группового и организационного развития

Глава 19. Практика использования социальной психологии в различных областях Заключение.

Конечно, данный вариант далеко не идеален [15]. Здесь нет истории становления социальной психологии. Сделано это не случайно. «Кто есть кто» — время покажет. Тем не менее в принципиальном отношении данный вариант является верным. Кстати, в более поздних работах структура прикладной социальной психологии была изложена гораздо полнее и логически обоснованнее. Имеются в виду такие работы, как: А. Н. Сухов. Психология социальной работы. М., 2019; Социально-психологические технологии работы с различными группами населения. М., 2019; Социальная конфликтология. М., 2021.

Следует подчеркнуть, что структура социальной психологии состоит не только из двух основных ее частей: теории и практики, но и целого ряда отраслей. Собственно, история ее становления связана с их развитием.

Но настало время возвращать долги тем, кому обязана социальная психология, т. е. отраслям, чтобы помочь им окончательно встать «на ноги», обрести статус и идти вместе по пути развития. Так продуктивнее получается.

Как известно, под понятием « отрасль» рассматривается область какой-либо науки и практики.

К числу развивающихсся, находящихся на стадии становления отраслей социальной психологии относят социальную психологию личности, социально-политическую, социально-экономическую, социальную психологию общества, образования, медицины, преступности, безопасности, групп, семьи, общения, напряженности и конфликтов, религии и этнических общностей (этнопсихологию).

Их классификация прежде всего строится с учетом применения социальной психологии в различных сферах теории и практики. Однако линейная классификация не совсем точно отражает реальное содержание социально-психологических явлений в той или иной сфере. Здесь имеет место пересечение и взаимосвязь отраслей. В чистом виде сфер не бывает.

Существуют два варианта информационной реализации основных отраслей социальной психологии.

Первый вариант — подготовка и издание серии самостоятельных учебных пособий под единой шапкой, эгидой «Основные отрасли социальной психологии».

Как правило, научная и учебная литература по социальной психологии и ее отраслям так и издается. Соответствующие учебные пособия готовятся и издаются отдельно, например, «Социальная психология личности» и т. п.

Второй вариант-публикация в компактном формате под одной обложкой «Основные отрасли социальной психологии».

Главное при этом — не упустить из поля зрения научный аспект проблемы: обозначить четко теоретический подход и на этой основе провести объективный анализ состояния каждой из отраслей социальной психологии и обосновать трэнд ее развития.

Итак, на основании изложенного материала можно сделать следующий вывод. Издание научных публикаций об основных отраслях социальной психологии способствует профилизации профессиональной подготовки не только психологов, но и целого ряда других специалистов.

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М. : Аспект Пресс, 2000.

3. Артемов В. А. Введение в социальную психологию. М., 1927.

4. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.

5. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

6. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

7. Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. Л., 1967.

8. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967.

9. Основы социального психоанализа / под ред. В. Д. Попова. М., 1996.

10. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 2000.

П.Петровский А. В. Социальная психология. М., 1987.

12. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

13. Прикладная социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 1998.

14. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : учебник для бакалавров. СПб., 2015.

15. Сухов А. Н., Гераськина М. Г. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 8-е изд. М., 2017.

16. Социальная психология / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979.

17. Социальная психология / под ред. Г. П. Предвечного. М., 1975.

18. Социальная психология : учебное пособие / Е. В. Андриенко ; ред. В. А. Сластенин. 3-е изд., стереотип. М. : Академия, 2004.

19. Социальная психология : учебное пособие / под ред. A. JI. Журавлева. М.: ПЕР СЭ, 2002.

20. Социальная психология : учебное пособие для бакалавров / В. Г. Крысько. М. : Юрайт, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Столяренко А. М. Социальная психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

22. Теоретическая и прикладная социальная психология / под ред. А. К. Уледова. М., 1988.

23. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 2000.

24. Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.

25. Jahoda G. «А History of Social Psyhology From the Eighteenth-Century Enlightenment to the Second Word War, 2007.

Bibliographic list

1. Abramova G. S. Introduction to practical psychology. M., 1994.

2. Andreeva G. M. Social psychology: textbook. M.: Aspect Press, 2000.

3. Artemov V. A. Introduction to social psychology. M., 1927.

4. Bekhterev V. M. Collective reflexology. Pg., 1921.

5. Budilova E. A. Socio-psychological problems in Russian science. M., 1983.

6. Diligensky G. G. Socio-political psychology. M., 1994.

7. Kovalev A. G. Course of lectures on social psychology. L., 1967.

8. Kuzmin E. S. Fundamentals of social psychology. L., 1967.

9. Fundamentals of social psychoanalysis / edited by V. D. Popov. M., 1996.

10. Parygin B. D. Social psychology. St. Petersburg, 2000.

11. Petrovsky A.V. Social Psychology. M., 1987.

12. Porshnev B. F. Social psychology and history. M., 1979.

13. Applied Social Psychology / edited by A. N. Suk-hov, A. A. Derkacha. M., 1998.

14. Sventsitsky A. L. Social psychology: textbook for bachelors. St. Petersburg., 2015.

15. Sukhov A. N., Geraskina M. G. Social psychology / ed. by A. N. Sukhov. 8-th ed. M., 2017.

16. Social Psychology / edited by E. S. Kuzmin, V. E. Semenova. L., 1979.

17. Social Psychology / edited by G. P. Predechno-go. M., 1975.

18. Social psychology : a textbook / E. V. Andrienko ; ed. V. A. Slastenin. 3rd ed., stereotype. M.: Academy, 2004.

19. Social psychology : textbook / edited by A. L. Zhuravlev. M. : PER SE, 2002.

20. Social psychology : textbook for bachelors / V. G. Krysko. M. : Yurayt, 2016.

21. Stolyarenko A.M. Social psychology: a textbook for universities / edited by Prof. A. M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA, 2001.

22. Theoretical and applied social psychology / edited by A. K. Uledova. M., 1988.

23. Shikhirev P. N. Modern social Psychology. M., 2000.

24. ShkuratovV. A. Historical Psychology. M., 1997.

25. Dzhakhoda G. «The history of social psychology From the Enlightenment of the XVIII century to the Second World War», 2007.

Информация об авторе

A. H. Сухов — заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего образования.

Information about the author

A. N. Sukhov - The Head of the Department of Social Psychology and Social Work, Doctor of Psychology, Professor, Honorary Worker of Higher Education.

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 25.02.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.