Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
385
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРАКСИОЛОГИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОТРАСЛЬ / ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухов Анатолий Николаевич

Раскрываются основные проблемы, связанные с развитием отечественной социальной психологии. В ней так же рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию ее предмета, а также структуры и основных проблем прикладной социальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC SOCIAL PSYCHOLOGY: STATE AND PROSPECTS

This article reveals the main problems associated with the development of domestic social psychology. It also discusses various theoretical approaches to understanding its subject, as well as the structure and main problems of applied social psychology.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья УДК 159.9; 37.02

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-85-88 NIION: 2018-0077-3/22-178 MOSURED: 77/27-024-2022-03-377

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология Психологические науки

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Отечественная социальная психология: состояние и перспективы

Анатолий Николаевич Сухов

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Аннотация. Раскрываются основные проблемы, связанные с развитием отечественной социальной психологии. В ней так же рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию ее предмета, а также структуры и основных проблем прикладной социальной психологии.

Ключевые слова: предмет, социально-психологические явления, методология, праксиология, теоретический подход, отрасль, парадигма

Для цитирования: Сухов А. Н. Отечественная социальная психология: состояние и перспективы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 85-88. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-85-88.

Original article

Domestic Social Psychology: State and prospects

Anatoly N. Sukhov

Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Abstract. This article reveals the main problems associated with the development of domestic social psychology. It also discusses various theoretical approaches to understanding its subject, as well as the structure and main problems of applied social psychology.

Keywords: subject, socio-psychological phenomena, methodology, praxeology, theoretical approach, industry, paradigm For citation: Sukhov A. N. Domestic Social Psychology: State and prospects // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(3):85-88. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-85-88.

Введение. Автор в ряде публикаций анализировал современное состояние и перспективы развития отечественной социальной психологии. Но существует объективная потребность в систематизации материалов, характеризующих современное состояние и перспективы развития отечественной социальной психологии.

Изложение основного материала. Как известно, социальная психология состоит из двух частей - теории и практики. В связи с этим она выполняет соответствующие функции: теоретическую и практическую.

В зависимости от выполняемых функций курс и учебники по социальной психологии подразделяются на «Социально-психологическую теорию» и «Прикладную социальную психологию».

Между прочим, автор совместно с академиком А. А. Бодалевым так и поступили. Вначале было подготовлено и опубликовано учебное пособие в двух вариантах (одно для общего, другое для специального, ограниченного пользования): «Основы социально-психологической теории». Под ред. А. А. Бодале-

ва, А. Н. Сухова. Москва,1995. Затем в 1998 г. издано учебное пособие «Прикладная социальная психология» под редакцией А. Н. Сухова, А. А. Деркача. Москва, 1998.

На основе этих работ в 2001 г. было выпущено в свет учебное пособие «Социальная психология» для вузов, за тем и ссузов, которое в итоге в силу востребованности, спроса переиздано более 20 раз [15].

По мнению автора, подход, ориентирующий на анализ и понимание социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на (личностном, групповом, семейном, организационном, меза-, макро-, т. е. массовом), различных сферах (политики, экономики, общества) и условиях (нормальных, осложненных, экстремальных) позволяет сформулировать предмет социальной психологии.

Влияние условий на социально-психологические явления, связанных с пандемией и событиями в бывших союзных республиках, подтвердили обоснованность данного подхода. Это стало очевидным фактом.

© Сухов А. Н., 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

85

Исходя из этого, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах (политики, экономики и общества), в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии, ее теоретической области [16].

Предмет прикладной социальной психологии складывается из теоретико-этического обоснования профессиональной практики диагностирования, консультирования и воздействия на социально-психологические явления [13; 14;16].

Если объединить предмет социально-психологической теории и прикладной социальной психологии, то образуется предмет современной социальной психологии [13; 14;16].

Структура социально-психологической теории включает следующие компоненты: методологию, которая распадается на общетеоретический (философский) и частно-теоретический уровень (теории личности; отношений, общения; стратификации общества; социальных групп; семьи; социальной организации; больших социальных групп; социальной напряженности, конфликтов; воздействия); теоретическое обоснование праксиологии, т. е. практики (диагностики, консультирования, применение технологий и техник воздействия) [13; 14;16].

Следует отметить, что нельзя путать функции частной и общей социально-психологической теории. На основе эмпирических данных общая социально-психологическая теория должна заниматься осмыслением (установлением закономерностей) и прогнозированием развития личности, групп, общностей, социальных институтов. В то же время существует взаимосвязь между общей и частной теорией [13; 14;16].

Социально-психологическую теорию невозможно представить без частных теорий социально-психологических явлений на разных уровнях, в различных сферах и условиях.

В связи с этим два процесса должны идти параллельно. Имеется в виду общее развитие социальной психологии и становление ее отраслей. Они должны дополнять друг друга и способствовать единому результату- становлению современной социальной психологии.

Практика основанная на механическом соединении различных теорий и практических приемов, дискредитирует социальную психологию как науку.

Положение сейчас таково, что говорить об общей социально-психологической теории пока преждевременно. Она не имеет единой парадигмы. Ни одна из существующих социально-психологических теорий пока не может претендовать на этот статус.

Частные социально-психологические теории, например, личности, отношений и общения, социальных групп, семьи, организации, конфликтов и другие не являются универсальной объяснительной моделью. Они носят частный характер и теоретически обслужи-

вают только определенный круг социально-психологических явлений. Причем теория теории - рознь.

Как правило, в настоящее время чаще всего для объяснения природы социально-психологических явлений используются теории личности.

Конечно, это крайности, полярные подходы к пониманию социально-психологических явлений. На самом деле без системного взгляда на их природу не обойтись [16].

Одни социально-психологические теории должны объяснять факторы и механизм возникновения и протекания социально-психологических явлений, другие обслуживать прикладные направления психологии: диагностику, консультирование и технику воздействия. Такое разделение сфер приложения этих теорий правомерно. Однако, к сожалению, факт специализации теории далеко не всегда учитывается, что приводит к курьезным последствиям.

Попытки придать какой-либо теории ранг общей, универсальной теории имели место как в отечественной, так и в зарубежной социальной психологии. Но подобного рода теории обладают присущими им возможностями, в рамках которых они действуют, имеют свой конкретный объект приложения. Вне этих границ они превращаются в квазитеории, надуманные, искусственные конструкции, которые их создатели пытаются наложить на все без исключения социально-психологические явления и объяснить их [13; 14; 16].

В результате теоретическая социальная психология по своему содержанию во многом стала представлять конгломерат знаний. Глубоко продуманная интеграция всего ценного, которое, несомненно, есть в каждой из названных теорий, пока не проведена.

Учебно-методическое состояние социальной психологии предполагает решение ряда актуальных вопросов, в том числе более профессиональной реализации компетентностного подхода.

Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование и воздействие, т. е. социально-психологические технологии в социальной практике. Без позитивизма здесь не обойтись.

В последнее время в области прикладных социально-психологических исследований наблюдается своеобразный бум. В России возникли многочисленные центры прикладных социально-психологических исследований: общественного мнения, конфликтов и других явлений. Однако дефицит теории обесценивает их практическое значение. Прикладную функцию социальной психологии нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо теоретической конструкцией, мало продуктивны [1; 18; 22].

В связи с этим существенным образом возросло значение теоретического обоснования праксеологии. Отсутствие солидной теоретической базы не только снижает эффективность социально-психологических диагностики, консультирования и воздействия, но и нередко дискредитирует их. Интерпретация данных не должна проводиться без учета теорий, которые лежат в основе

использованных методик. В противном случае, а это бывает еще довольно часто, происходит подрыв авторитета социальной психологии [13; 14; 16].

Что же касается практики воздействия, то здесь нередко наблюдается «всеядность».

К сожаленью, «психологические шоу» пользуются успехом и приносит большой доход в отличие от занятий социально-психологической теорией. Но «болезнь роста» не должна дискредитировать прикладную социальную психологию. Бум, наблюдаемый сегодня, пройдет. Вместе с ним канет в Лету непрофессиональный и поверхностный подход, используемый в сугубо коммерческих целях [13; 14; 16].

Социально-психологическая наука не должна оставаться безучастной в решении актуальных социально-экономических и социально-политических проблем.

Социальная психология помогает вести грамотную психосоциальную политику с населением в условиях кризиса, а также повышать уровень конфликтологической и антикризисной переговорной компетентности специалистов в целях предотвращения массовых эксцессов и террористических актов. Социально-психологическая теория позволяет также совершенно по-иному взглянуть на природу модернизации общества и выявить его потенциальные возможности [13; 14; 16].

В течение трех последних десятилетий XX в. теоретики и практики социальной психологии были заняты поиском адекватной модели и эффективных исследовательских методов социально-психологического знания.

Одним из существенных условий развития отечественной прикладной социальной психологии является не просто создание соответствующей сравнительной отрасли, исторической психологии, отказ от монополизма и переход к научному плюрализму, опора на профессиональный этический кодекс, на принцип «Не навреди», но и построение методологического «коридора», точнее, «тоннеля».

Образовавшуюся методологическую нишу должны заполнить принципы, стимулирующие развитие прикладной социальной психологии и работающие на практике. При этом совершенно не обязательно прибегать к смене вывесок и заменять использовавшийся в прошлом подход на какой-либо другой [14; 16].

Вместе с водой нельзя выплескивать ребенка. На самом деле нужно идеологическое содержание старых принципов наполнить истинно социально-психологическим.

Взять, к примеру, принцип соотношения среды и личности. С современных позиций, точнее говоря, с точки зрения экологической психологии этот принцип вполне научен и не утратил своего значения. Дело только в том, чтобы характеристики среды наконец приобрели психологическое измерение. Поэтому экологический подход может вполне претендовать на статус одной из парадигм прикладной социальной психологии [14; 16].

Новым содержанием должен быть наполнен и принцип развития. В современной редакции и интерпретации старый принцип отечественной психологии может быть переосмыслен и переформулирован в принцип

личностного, профессионального и организационного развития. Основы современной трактовки данного принципа составляют идеи гуманистической психологии и организационного подхода.

Конечно, создание единой парадигмы социальной психологии - дело будущего. Но «трудности роста» не означают, что нужно вообще отказаться от теории и довольствоваться сомнительными рекомендациями.

На самом деле реальной основой развития отечественной социальной психологии является спектр теорий, начиная от позитивизма и кончая культурно-историческим подходом [13].

Чтобы профессионально решать актуальные проблемы в различных сферах нужна фундаментальная разработка теоретических основ социально-психологической практики [13; 14; 16].

Позитивизм, понимающая психология, экзистенци-ональная, когнитивная, гуманистическая, интеракцио-нистская, историческая психология, социальный психоанализ и другие отрасли образуют основы социальной психологии на современном этапе развития. При этом важно все это систематизировать и использовать не бездумно, не в виде «окрошки», «лоскутного одеяла», а обоснованно, с учетом российской ментальности, что невозможно без разработки - еще раз подчеркнем - основных отраслей социальной психологии [13; 14; 16].

В настоящее время набирает силу критическая социальная психология, пытающаяся подвергнуть коррекции понятийный аппарат, превратить описательную социальную психологию в объяснительную, имеющую пусть развивающийся, но достаточно строгий понятийный аппарат, четко сформулированные задачи, которые она призвана решить, свою систему методов, продуманный порядок планирования и координации научных исследований [13; 14; 16].

Выводы и перспективы развития социальной психологии. Таким образом, анализ показывает, что Российская социальная психология находится в непростом состоянии. Но в этом виноваты не только отечественные социальные психологи. Перспективы ее развития во многом зависят от ее востребованности со стороны различных институтов в целях профессионального решения реальных проблем и вызовов.

В заключение следует подчеркнуть: в современных условиях социальная психология должна показывать пример служению общенациональным интересам. Только это обстоятельство позволяет опровергнуть мнение Д. Майерса о том, что российской социальной психологии нет. Она была, есть и будет [13].

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник. М. : Аспект Пресс, 2000.

3. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

4. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

ЕСКИЕ НАУКИ 87

5. Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. Л., 1967.

6. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967.

7. Основы социального психоанализа / под ред. В. Д. Попова. М., 1996.

8. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 2000.

9. Петровский А. В. Социальная психология. М., 1987.

10. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

11. Прикладная социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 1998.

12. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : учебник для бакалавров. СПб., 2015.

13. Сухов А. Н., Гераськина М. Г. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова. 8-е изд. М., 2017.

14. Сухов А. Н. О предмете социальной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. С. 275-278.

15. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. 6-е изд. М., 2008.600 с.

16. Сухов А. Н. Современное состояние и перспективы развития отечественной социальной психологии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1 (53). С. 97-109.

17. Социальная психология / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979.

18. Социальная психология : учебное пособие / Е. В. Андриенко ; ред. В. А. Сластенин. 3-е изд., стереотип. М. : Академия, 2004.

19. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А. Л. Журавлева. М. : ПЕР СЭ, 2002.

20. Социальная психология : учебное пособие для бакалавров / В. Г. Крысько. Юрайт, 2016.

21. Столяренко А. М. Социальная психология : учебное пособие для вузов ; под ред. проф. А. М. Сто-ляренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

22. Теоретическая и прикладная социальная психология / под ред. А. К. Уледова. М., 1988.

Bibliographic list

1. Abramova G. S. Introduction to practical psychology. M., 1994.

2. Andreeva G. M. Social psychology: textbook. M. : Aspect Press, 2000.

3. Budilova E. A. Social and psychological problems in Russian science. M., 1983.

4. Diligensky G. G. Socio-political psychology. M., 1994.

5. Kovalev A. G. Course of lectures on social psychology. L., 1967.

6. Kuzmin E. S. Fundamentals of social psychology. L., 1967.

7. Fundamentals of social psychoanalysis / Ed. V. D. Popova. M, 1996.

8. Parygin B. D. Social psychology. St. Petersburg, 2000.

9. Petrovsky A. V. Social psychology. M., 1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Porshnev B. F. Social psychology and history. M., 1979.

11. Applied social psychology / Ed. A. N. Sukhov, A. A. Derkach. M., 1998.

12. Sventsitsky A. L. Social psychology: Textbook for bachelors. St. Petersburg, 2015.

13. Sukhov A. N., Geraskina M. G. Social psychology / Ed. A. N. Sukhova. 8th ed. M., 2017.

14. Sukhov A. N. On the subject of social psychology // Psychopedagogy in law enforcement. 2020. PP. 275-278.

15. Social psychology / Ed. A. N. Sukhova, A. A. Derkach. 6th ed. M., 2008. 600 p.

16. Sukhov A. N. The current state and prospects for the development of domestic social psychology // New in psychological and pedagogical research. 2019. No. 1 (53). PP. 97-109.

17. Social psychology / Ed. E. S. Kuzmina, V. E. Semenova. L., 1979.

18. Social psychology: textbook / E. V Andrienko; Ed. V. A. Slastenin. 3rd edition, stereotypical. M. : Academy, 2004.

1 9. Social psychology: textbook / Edited by A. L. Zhuravlev. M. : PER SE, 2002.

20. Social psychology: textbook for bachelors / V. G. Krysko. Yurayt, 2016.

21. Stolyarenko A. M. Social psychology. Textbook for universities / Ed. prof. A. M. Stolyarenko. M. : UNITI-DANA, 2001.

22. Theoretical and applied social psychology / Ed. A. K. Uledova. M., 1988.

Информация об авторе

А. Н. Сухов - заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, почетный работник высшего образования, доктор психологических наук, профессор.

Information about the author A. N. Sukhov - Head of the Department of Social Psychology and Social Work, Honorary worker of Higher Education, Doctor of Psychological Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 12.06.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 12.06.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.