Научная статья на тему 'Социально-психологическая этнология: прикладной аспект'

Социально-психологическая этнология: прикладной аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая группа / этнос / нация / технология / теория / консультация / воздействие / структура / социальнопсихологические явления / культура / ethnic group / ethnos / nation / technology / theory / consultation / impact / structure / socio-psychological phenomena / culture

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анатолий Николаевич Сухов

Прослеживается история становления этнологии. При этом хронология развития последней восстановлена и представлена объективно. Рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию социально-психологических явлений в структуре этнических групп. Предмет социально-психологической этнологии включает в себя закономерности возникновения и проявления социально-психологических явлений, а так же практику работы с ними. Анализируются трудности, которые имеют место при исследовании социально-психологических явлений в структуре этнических групп. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории социально-психологической этнологии. Без этого невозможно вести речь об эффективной работе с этническими группами. Социально-психологическая этнология — потенциальная отрасль социальной психологии. Предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для ее полного оформления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological ethnology: an applied aspect

The history of the formation of ethnology is revealed. At the same time, the chronology of the latter's development has been restored and presented objectively. The essence of the socio-psychological approach to understanding socio-psychological phenomena in the structure of ethnic groups is considered. The subject of socio-psychological ethnology includes the patterns of occurrence and manifestation of socio-psychological phenomena, as well as the practice of working with them. It analyzes the difficulties that occur in the analysis of socio-psychological phenomena in the structure of ethnic groups. Therefore, it is no coincidence that the most important task is to create a full-fledged theory of socio-psychological ethnology. Without this, it is impossible to talk about effective work with ethnic groups. Socio-psychological ethnology is a potential branch of social psychology. There is still a lot to be done, both theoretically and practically, for its complete design.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая этнология: прикладной аспект»

Научная статья УДК 1/159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-294-300 EDN: https://elibrary.ru/tuwouu NIION: 2003-0059-2/24-038 MOSURED: 77/27-003-2024-02-237

Социально-психологическая этнология: прикладной аспект

Анатолий Николаевич Сухов

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Аннотация. Прослеживается история становления этнологии. При этом хронология развития последней восстановлена и представлена объективно. Рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию социально-психологических явлений в структуре этнических групп. Предмет социально-психологической этнологии включает в себя закономерности возникновения и проявления социально-психологических явлений, а так же практику работы с ними. Анализируются трудности, которые имеют место при исследовании социально-психологических явлений в структуре этнических групп. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории социально-психологической этнологии. Без этого невозможно вести речь об эффективной работе с этническими группами. Социально-психологическая этнология — потенциальная отрасль социальной психологии. Предстоит еще немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для ее полного оформления.

Ключевые слова: этническая группа, этнос, нация, технология, теория, консультация, воздействие, структура, социально-психологические явления, культура

Для цитирования: Сухов А. Н. Социально-психологическая этнология: прикладной аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 294-300. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-294-300. EDN: TUWOUU.

Original article

Social and psychological ethnology: an applied aspect

Anatoly N. Sukhov

Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Ryazan, Russia, a.suhov@365.rsu.edu.ru

Abstract. The history of the formation of ethnology is revealed. At the same time, the chronology of the latter's development has been restored and presented objectively. The essence of the socio-psychological approach to understanding socio-psychological phenomena in the structure of ethnic groups is considered. The subject of socio-psychological ethnology includes the patterns of occurrence and manifestation of socio-psychological phenomena, as well as the practice of working with them. It analyzes the difficulties that occur in the analysis of socio-psychological phenomena in the structure of ethnic groups. Therefore, it is no coincidence that the most important task is to create a full-fledged theory of socio-psychological ethnology. Without this, it is impossible to talk about effective work with ethnic groups. Socio-psychological ethnology is a potential branch of social psychology. There is still a lot to be done, both theoretically and practically, for its complete design.

Keywords: ethnic group, ethnos, nation, technology, theory, consultation, impact, structure, socio-psychological phenomena, culture

For citation: Sukhov A. N. Social and psychological ethnology: an applied aspect. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):294-300. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-294-300. EDN: TUWOUU.

Одним из существенных факторов, влияющих на развитие современного российского общества, является этнопсихологическая проблема.

Она была актуальной всегда. Ее острота варьировалась, но по сути оставалась неизменной.

В условиях войны, конфликтов, санкций и т. д. актуальность этнопсихологической проблемы возрастает. Она используется в качестве совершения «цветных революций», развала той или иной страны [5].

Исследования социально-психологических явлений в этнической сфере имеют давнюю историю.

© Сухов А. Н., 2024

Но лексика, которую при этом использовали ученые, явно устарела. Имеется в виду такие дефиниции, как национальный характер, темперамент, склад нации и др.

В связи с этим необходимо создание современного понятийного аппарата, позволяющего адекватно отражать и понимать социально-психологическую сущность и природу различных этнических групп.

В настоящее время следует оперировать комплексом современных понятий.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Это своебразный дайтжест, «дорожная карта» схематического анализа и на этой основе понимания того, что происходит в различных этнических группах. Данный перечень позволяет не только опера-ционализировать социально-психологические явления в структуре этнических групп, но и целенаправленно построить работу с ними. Пока же имеются лишь фрагментарные данные об этом. Целостной картины нет.

В качестве механизма возникновения и проявления социально-психологических явлений в этносфе-ре выступают этноотношения и этнообщение. Они неофициально регламентированы, атрибутивны и субордиционны.

В настоящее время роль этноотношений изменилась; СМИ, социальные сети и т. д. трансформируют, во многом унифицируют этногруппы. Таковы последствия мультикультуры.

Профессиональная деятельность с различными этническими группами осуществляется с помощью социально-психологических технологий на различных уровнях: макро — международном и федеральном; среднем — региональном; микро — организации, семьи, группы в личностныъ и разных условиях — нормальных, осложненных и экстремальных.

Как известно, к числу массовых социально-психологических технологий работы с различными этническими группами относятся: диагностические; консультационные; интерактивные, т. е. воздействия [1].

Работа с различными этническими группами осуществляется поэтапно. Вначале проводится диагностика, а затем консультирование и воздействие.

Диагностика этнических групп проводится путем использования основных социально-психологических методик. Они детально изложены в следующих публикациях автора: Сухов А. Н., Гераськи-на М. Г. Социальная психология /под ред. А. Н. Сухова. М., 2017; Социально-психологические технологии работы с различными группами населения / под ред. А. Н. Сухова. М., 2019; Сухов А. Н. Психология социальной работы. М., 2019.

В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования. Она используется для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической группы на основе

ряда специализированных принципов и набора из 24 стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик.

Однако теория и практика выявления, диагностики и анализа этнопсихологических особенностей представителей различных народов и наций с помощью специальных методик еще не сформировалась окончательно. Так называемое стандартное этнопсихологическое исследование не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к такому роду материалам.

Анализ практики применения диагностических технологий показывает, что в этой области имеют место реальные трудности. Они связаны с различными обстоятельствами.

Диагностика — составная часть информационно-аналитической деятельности в сфере национальной политики и в работе с конкретными этническими группами. При этом теория и практика национальной политики связаны с доктриной национальной безопасности, которая, в свою очередь, определяется национальными ценностями и национальными интересами. История развития национальной политики представлена в различных публикациях.

Современная национальная политика, работа с конкретными этническими группами не возможна без информационно-аналитической деятельности (ИАД), в основе которой лежат сбор, проверка, анализ и переработка информации в целях оптимизации принятия решений.

Важную роль в работе с этническими группами играет социально-психологическое консультирование. Практика известна. Она сложилась. Но иногда публичные выступления на этот счет оставляют желать лучшего.

Требования к этноконсультанту высокие. Понятно, что надо знать психологию представителя той или иной этнической группы. В данном случае общие рекомендации неуместны. Здесь решающую роль играют социально-психологическая компетентность, деликатность, форма обращения и, конечно, авторитет, доверие к этноконсультанту.

К числу массовых социально-психологических технологий работы с различными этническими группами относятся: 1) социально-психологический тренинг; 2) различные виды немедицинской терапии; 3) массовые информационные технологии воздействия с помощью СМИ; 4) технологии социального

образования; 5) технологии социально-правового просвещения; 6) технологии социальной рекламы; 7) технологии социальных сетей; 8) технологии преодоления деформации социальных представлений о ценностях как носителях культуры и межкультурного взаимодействия [1].

В ходе обычной повседневной практики, т. е. работы с этническими группами в штатном режиме применяются все без исключения социально-психологические технологии: и социально-психологический тренинг, и различные виды немедицинской терапии, и массовые информационные для повышения уровня этноидентичности, развития культуры и т. д.

Трудно переоценить конструктивную роль интерактивных технологий в развитии этноидентично-сти, менталитета, социальных ценностей, культуры. В то же время, они играют большую роль в борьбе с экстремистскими этногруппами.

В работе с этногруппами не менее важное значение имеет проблема, связанная с национальной идеей. Но она носит полемический характер. Одни считают, что она необходима, другие отрицают это.

Между тем опыт успешных стран говорит о том, что без национальной идеи никакая государственность в долгосрочной перспективе не может существовать. Ее наличие устойчиво обнаруживается в истории, начиная с древнейших цивилизаций.

Можно описать несколько функций национальной идеи России:

♦ мотивационная (психологически мобилизующая);

♦ национально консолидирующая, интегрирующая, объединяющая;

♦ социально-поведенчески ориентирующая;

♦ ценностно задающая;

♦ патриотически формирующая;

♦ наполняющая содержанием понятие безопасности;

♦ формирующая суть и содержание организации и функционирования национальных систем образования, воспитания, культуры;

♦ политико-образующего начала во внутренней и внешней политике;

♦ образующего начала в социально-экономической политике;

♦ образующего начала в политике пропаганды.

Национальная идея должна дать «смысл жизни»

стране, смысл присоединения к этой стране — для

различных народов и различных государств и регионов. Именно поэтому у сотен стран мира национальная идея существует.

В то же время, без наличия подлинно национально-объединяющей идеологии невозможно установление действенного консенсуса и согласия внутри российского общества, что ясно осознается представителями подлинной интеллектуальной элиты современной России.

В ХХ в. среди политиков и партий наметились тенденции в прагматических целях все чаще отказываться от устойчивой идеологии, т. е. брать на вооружение тактику антиидеологизма.

В настоящее время в Российской Федерации на Конституционном уровне закреплен запрет на государственную и некую общеобязательную идеологию.

Однако, вопрос об идеологии далеко не праздный. Можно спорить о содержании идеологии, но наивно полагать, что какое-либо общество может обойтись без нее.

Идеология позволяет народу ориентироваться в социальном пространстве. Аналогичные оценки представлены и в работах других современных исследователей [4].

На востребованность идеологии, связанной с социал-демократическими взглядами, указывают представители современных аналитических служб.

Выделяют четыре основных «мега-тренда» будущего мира. Один из них — «снижение бедности и увеличение глобальной доли среднего класса — на фоне доступного образования и лучшего здравоохранения ознаменует собой технологический сдвиг в человеческом обществе».

В этом контексте для России важно построение социального государства, общества среднего достатка. Именно это создает реальную платформу для эт-ноидентичности, объединения этнических групп.

Теория и практика развития общества среднего достатка содержатся в статьях и учебном пособии автора: Сухов А. Н. Социальная модернизация. М., 2021 [6].

В связи с этим в качестве идеологии должна выступать теория и практика обеспечения национальных интересов. Именно национальные интересы, т. е. интересы всех больших социальных групп, а не какой-либо одной, должны выступать детерминантой смыслов: национальной идеи, системы социальных ценностей, представлений об успехе, карьере и развитии.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

В принципе теория национальных интересов должна и носит во многих странах доктринальный характер. Работа с этническими группами не может выполнять свои функции в отрыве от массовых информационных технологий.

Известно, что большую роль не только в позитивном развитии, но и деформации социальных представлений различных этнических групп играют массовые информационные технологии — СМИ, социальные сети и т. д. Следует заметить, что массовые технологии влияют на содержание социальных представлений, те — на ценности, а они — вновь на СМИ, рождая запрос на тематику, рейтинги передач, статей, обращений, контактов, «лайков», а СМИ, социальные сети — вновь на социальные представления и т. п.

СМИ должны выполнять социализирующую роль. Но это не означает возврата к социалистическому реализму и введения цензуры. СМИ должны заниматься культивированием: здорового образа жизни; социально одобряемых ценностей (ценности труда; семейного счастья) и т. п.

На отдельных каналах телевидения такое практикуется, например, на канале «Культура». Принят закон о защите детей от негативных, вредных ценностей. Но этого явно мало. Коммерциализация культуры, погоня за рейтингами заставляют СМИ получать прибыль на основе удовлетворения не самых высоких потребностей. Здесь свои законы диктует культура потребления.

Но давно известно: не Пушкина надо опускать до народа, а народ поднимать до Пушкина.

Через массовые информационные технологии работа с реальными этническими группами должна выполнять социализирующую, адаптирующую роль, функцию общественной безопасности. Это вовсе не означает возврата к практике «держать и не пущать», а напротив, превращает объектов в субъектов национальной безопасности.

Пропаганда здорового образа жизни, социально одобряемых ценностей, развенчание контркультуры, экстремизма, нацизма можно осуществлять в рамках законов демократического общества. Такой опыт имеется. Но нельзя впадать и в крайность, как в ряде африканских стран, где после соответствующих призывов через СМИ на улицах начали проводить физическую расправу над геями. Русская православная церковь занимает более взвешенную позицию в этом

отношении. Ее призывы не читать отдельные одиозные произведения, пропагандирующие педофилию, воспринимаются как аргументированные суждения. Здесь недопустимы крайности, экстремистские взгляды любого толка. Нельзя доводить до абсурда ход реализации закона о противодействии негативным ценностям. Нужны четкие юридические процедуры; как, в ряде стран суд может отклонить запрет.

При этом заслуживают внимания религиозные технологии. Иначе говоря, в рамках работы с верующими следует иметь в виду и принимать во внимание определенные религиозные технологии.

Исповедь, десять религиозных Заповедей, Заповеди блаженства, описание грехов, Священная книга (Библия и др.) стимулируют табуирование деструктивных решений и действий, т. е. способствуют возникновению конструктивного внутриличностного конфликта. Это очень важно. Это Кодекс поведения.

Свои особенности имеет работа с различными группами мигрантов. Связано это с целым рядом обстоятельств и, прежде всего, трудностями их адаптации.

Процесс адаптации мигрантов к новой культуре включает несколько этапов. Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением, второй — фрустрацией, депрессией и чувством замешательства, переходящим в чувство уверенности и удовлетворения [2].

Степень конфликтности и продолжительности адаптации к новой культуре зависит от социально-психологических характеристик переселенцев и своей и чужой для них культур.

Для изучения адатации мигрантов применяют следующие методики: тест К. Роджерса и Р. Даймонда (шкала СПА), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Максаковым совместно с С. В. Чермяниным, а так же ряд других методик, в том числе тесты по определению толерантности.

Среди основных социальных проблем мигрантов следует выделить следующие: получение статуса беженца (вынужденного переселенца); жилищная проблема; проблема трудоустройства; социальная и психологическая адаптация.

К вышеперечисленным проблемам добавляется множество других: размещение и временное пребывание, получение прописки по месту жительства, правовая неосведомленность и отсутствие информации о том, где можно получить необходимую по-

мощь, устройство детей в школу и детский сад, незнание (плохое знание) языка и культурных особенностей новой территории пребывания, неприятие со стороны местного населения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем.

Практическая работа с мигрантами проводится по следующим направлениям:

1) социальное направление. Работа осуществляется в контексте с различными ведомствами;

2) социально-информационное направление. Работа осуществляется в контакте со СМИ;

3) социально-психологическое направление. Работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения;

4) социально-педагогическое направление. Работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка;

5) медико-социальное направление со службами здравоохранения;

6) социально-правовое направление. Работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами;

7) финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд);

8) социально-экономическое направление;

9) материальное направление (работа с общественными организациями);

10) социально-трудовое направление (со службами занятости).

Конечно, в реальной жизни спектр услуг, получаемых мигратами, отличается от приведенного. Главная задача социальных служб при работе с мигрантами — содействие их социальной адаптации, минимизация ее негативных последствий.

Одновременно с государственными структурами, осуществляющими государственную миграционную политику, существуют и негосударственные организации (в виде некоммерческих организаций — фондов, общественных объединений), которые могут оказывать мигрантам социальные услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время имеются различные программы, способствующие адаптации к новой культуре. Среди них выделяют просвещение, ориентиро-

вание, инструктаж, тренинг и «культурный ассимилятор».

Цель просвещения — приобретение знаний о культуре, этнической общности и др.

Межкультурный тренинг решает две главные задачи:

♦ знакомство с межкультурными различиями;

♦ повышение социально-психологической компетентности в сфере культурных различий.

Цель «культурного ассимилятора» — научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их картины мира. Поэтому данный метод предлагают называть техникой межкультурной сенситивности.

«Культурные ассимиляторы» состоят из описаний ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, а также представлены четыре интерпретации поведения персонажей в каждой ситуации.

Проблема межкультурного взаимодействия не сводится к аккультурации, т. е. к культурным изменениям. Реально она существует в виде осложнений в межнациональных отношениях, нарушения идентичности. Дело в том, что основным признаком этнических общностей является культура. Культурные различия между этническими общностями нередко приводят к конфликтам и проявляются в различной степени терпимости к национальным меньшинствам и наоборот. На чужих ошибках следует учиться. Следует всегда иметь в виду, что массовая дезадаптация переселенцев из «горячих точек» привела к возникновению миграционного кризиса в Европе [3].

Что касается работы с экстремистскими и криминальными этническими группами, то она крайне специфична. Это следует подчеркнуть. Дело в следующем: здесь применяются специальные технологии, в том числе информационный контроль, проведение переговоров в случае освобождения заложников, информационна-психологическая война и т. д.

В настоящее время имеет место попытка подмены общественной позитивной активности действиями националистических групп и движений.

С молчаливого согласия такое наблюдается в ряде регионов мира. Однако для нормальных граждан любой страны нацист навсегда останется преступником, а не национальным героем. Нацисты в массовом порядке уничтожала поляков, евреев, рус-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

ских, а не боролась яростно с немецкими нацистами за освобождение.

В связи с этим действия по трансформации общественной активности, недовольства граждан в националистическую плоскость должны караться в уголовном порядке. Именно такой оценки, при чем с позиции международных стандартов, заслуживает деятельность тех, кто пытается превратить преступников в национальных героев.

Такое имеет место в некоторых странах бывшего СССР. Происходит это не только с помощью определенных структур, элитарных групп, но и криминальных организаций, которые действуют в своих сугубо экономических целях. В данном случае националистические движения превращаются в орудия контроля над определенными территориями. Как правило, их используют в «темную», играя на урапатриотических чувствах.

Экстремизм — явление международного масштаба.

Слово «экстремизм» образовано от латинского extremus — крайний. Националистический экстремизм органически связан с сепаратизмом (фр. séparatisme — отдельный), т. е. со стремлением к отделению, обособлению. Он направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации, отражает стремление титульных наций в национальных республиках получить преимущества перед некоренными жителями в политической и социальных сферах. Примеры на этот счет известны. Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и является источником конфликтов.

За рубежом широкое распространение получила типология экстремизма, в основе которой находятся цели и мотивы насильственных проявлений.

Фашизм является крайней формой политического экстремизма.

Под фашизмом понимается идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Существуют различные виды криминальных этнических групп.

Так, на «бизнесе с нелегальной миграцией» «миграционная мафия» зарабатывает значительные суммы денег. Большую опасность представляют группировки, сформировавшиеся по признакам этнической принадлежности и землячества и имеющие прочные связи с представителями своих диаспор за рубежом.

Специалисты отмечают наличие у этнических преступных группировок, действующих в России, криминальной специализации.

Что касается криминальной безопасности этнических групп, то она связана с методами разобщения отрицательных и криминальных групп, а так же «развенчанием и самоосуждением» лидеров последних. Таким образом, ясно, что развитие позитивных этнических групп и, в то же время, борьба с криминальными должны стать стратегической задачей. Без этого обеспечение этноидентичности в полной мере не достичь.

С учетом сказанного можно сделать следующий вывод. Социально-психологическая этнология по времени возникновения, а главное — по содержанию, действительно, является отраслью социальной психологии.

Список источников

1. Социальная психология / под ред. А. Н.Сухова. 8-е изд. М., 2017.

2. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.

3. Сухов А. Н., Трыканова С. А. Миграция в Европе и ее последствия. М., 2007.

4. Сухов А. Н. Психология социальной работы. М., 2019.

5. Сухов А. Н. Социальная конфликтология. М., 2021.

6. Сухов А. Н. Социальная модернизация. М., 2021.

References

1. Social psychology / ed. by A. N. Sukhov. 8th ed. M., 2017.

2. Stefanenko T. G. Ethnopsychology. M., 1999.

3. Sukhov A. N., Trykanova S. A. Migration in Europe and its consequences. M., 2007.

4. Sukhov A. N. Psychology of social work. M., 2019.

5. Sukhov A. N. Social conflictology. M., 2021.

6. Sukhov A. N. Social modernization. M., 2021.

Библиографический список

1. Бондарева С. К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление). М. - Воронеж, 2004.

2. Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2006.

3. Ефимова О. И. К проблеме адаптации мигрантов в провинции // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Самара, 1994.

4. Кабузан В. М. Русские в мире. СПб., 1996.

5. Крысько В. Г. Этническая психология: учебник для вузов. М., 2024.

6. Мнацаканян М. О. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. М. : Анкил, 2008.

7. Панарин А. С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М., 2005.

8. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. М., 2001.

9. Собольников В. В. Юридический механизм управления миграционными процессами в России: учеб. пособие. Новосибирск, 2001.

10. Смит Э. Национализм и модернизм. М., 2004.

11. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: теория и практика. М., 2023.

12. Хобсбаум Э. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм. М., 2002.

Bibliographic list

1. Bondareva S. K., Kolesov D. V. Migration (essence and phenomenon). M. - Voronezh, 2004.

2. Dmitriev A. V. Migration: a conflict dimension. M., 2006.

3. Efimova O. I. To the problem of adaptation of migrants in the province // Provincial mentality of Russia in the past and present. Samara, 1994.

4. Kabuzan V. M. Russians in the world. St. Petersburg, 1996.

5. Krysko V. G. Ethnic psychology: textbook for universities. M., 2024.

6. Mnatsakanyan M. O. Nationalism and globalism. National life in the modern world. M. : Ankil, 2008.

7. Panarin A. S. Russian culture before the challenge of postmodernism. M., 2005.

8. Rybakovsky L. L. Migration of the population. M., 2001.

9. Sobolnikov V. V. The legal mechanism for managing migration processes in Russia: studies. stipend. Novosibirsk, 2001.

10. Smith E. Nationalism and modernism. M., 2004.

11. Sukhov A. N. Social psychology of security: theory and practice. M., 2023.

12. Hobsbawm E. The principle of ethnicity and nationalism in modern Europe // Nations and nationalism. M., 2002.

Информация об авторе

А. Н. Сухов — заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего образования.

Information about the author

A. N. Sukhov — Head of the Department of Social Psychology and Social Work of the Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Honorary Worker of Higher Education.

Статья поступила в редакцию 18.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 29.03.2024.

The article was submitted 18.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 29.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.