Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А Г. Сухарев, Л В. Рябова, Л Я. Каневская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state and dynamics of postgraduate education of sanitary physicians and their assistants on child and adolescent hygiene were analyzed during 1972—76 and 1982—86 in the Soviet Republics and the USSR in general. Causal and effective relationships of the detected drawbacks were established and ways of their elimination according to the restructuring of the system of refresher courses in public health presented.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Организация санитарного дела,

история гигиены

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.95:331.108.45

^ А. Г. Сухарев, Л. В. Рябова, Л. Я■ Каневская

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ЦОЛИУВ, Москва

Делом первостепенной важности партия и государство считают охрану и укрепление здоровья советских людей и в первую очередь детей. Если учесть, что основная масса детей дошкольного возраста воспитывается в яслях-садах, а начиная с 6—7 лет все дети охвачены обучением, роль санитарного врача по гигиене детей и подростков чрезвычайно важна. На него возложена ответственная задача — разработка эффективных оздоровительных мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие и снижение заболеваемости детей и под-ж ростков в организованных детских коллективах. Это гене-ральное направление требует от специалистов по гигиене детей и подростков высокого уровня компентентности, творческой инициативы, овладения новыми методами и навыками работы, а также изучения передового опыта |2].

Эффективность деятельности санэпидстанций (СЭС) по разделу гигиены детей и подростков во многом зависит от обеспеченности специалистами в этой области, а также от их профессионального уровня. Данные об обеспеченности врачами по гигиене детей и подростков представлены в табл. 1.

Как видно из табл. I, число СЭС за 5 лет существенно не изменилось — 4552 в 1982 г. и 4593 в 1986 г. Наибольший удельный вес составляют СЭС сельских районов — 68,4 %; городские, районные, бассейновые, портовые и линейные СЭС составляют 27,6%, а областные и республиканские—всего 4%- Что касается численности санитарных врачей по гигиене- детей и подростков, то за указанный период она возросла на 30%. Самая высокая насыщенность врачами — в областных и республиканских СЭС, где на каждую СЭС в среднем приходится 1,6 единицы; несколько ниже эта цифра в городских, районных, бассейновых СЭС (1,1) и самая низкая — в сельских — 0,3 в 1982 г. и соответственно 0,42 и 0,46 в 1985 и 1986 гг.

Увеличение численности указанных специалистов в сельских СЭС обусловлено приказом Минздрава СССР № 1454 от 25.12.84 «О введении должностей специалистов по гигиене детей и подростков в СЭС сельских районов». Согласно этому приказу, во всех сельских СЭС должны быть введены должности санитарных врачей по гигиене детей и подростков. Однако, как видно из табл. 1, только в половине СЭС имеются эти должности (в 1597 из 3142). Должностные и функциональные обязанности данных специалистов (но далеко не в полном объеме и не на необходимом уровне) выполняют другие врачи СЭС, а нередко и средние медицинские работники.

Как уже отмечалось, профессиональный уровень санитарных врачей по гигиене детей и подростков зависит от своевременности и качества повышения их квалификации. Планирование и проведение последипломного обучения этих специалистов в 1982—1986 гг. осуществлялись в соответствии с приказом Минздрава СССР № 810 от 11.11.71 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фар-^ мацевтнческих работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения», а также приказом

№ 137 от 21.02.77 «Об улучшении планирования повышения квалификации врачей и провизоров». Этими приказами регламентирована периодичность обучения врачей на центральных учебных базах не реже 1 раза в 5 лет. Следовательно, за период 1982—1986 гг. 100 % санитарных врачей по гигиене детей и подростков должны были пройти усовершенствование, примерно по 20 % ежегодно.

Проведенный нами анализ отчетных форм 61 всех союзных республик выявил недостатки прежде всего в планировании последипломного обучения на местах. Оно осуществляется формально, без учета потребности и периодичности повышения квалификации специалистов. Как видно из табл. 2, планируемый охват последипломным обучением за 5 лет составил по стране лишь 48,1 %. По отдельным республикам имеются значительные колебания показателя подготовки специалистов. Так, он крайне низкий в Таджикской ССР (8,7 %), Киргизской ССР (10 %), Узбекской ССР (16,6%); значительно выше (от 60 до 75%) в Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанской ССР; в остальных союзных республиках охват усовершенствованием находится в пределах от 35 до 55 %. Только в одной Литовской ССР планируемый охват последипломным обучением этих специалистов на высоком уровне и составляет 135 %, т. е. все врачи по I разу, а некоторые и по 2 раза в течение 5 лет имели возможность повысить свой профессиональный уровень.

Фактический охват последипломным обучением оказался несколько выше планируемого и составил по стране 53,2 %. Следовательно, только половина санитарных врачей по гигиене детей и подростков прошла повышение квалификации на центральных базах в течение 5 лет, в большинстве же случаев периодичность обучения врачей составляет 1 раз в 10 лет. Такое же положение, как показали наши исследования [4], отмечалось и в 1972—1976 гг., когда

Таблица 1

Обеспеченность населения СЭС и санитарными врачами по гигиене детей н подростков в 1982—1986 гг.

Показатель 1982 г. 1983 г. 1984 г. 1985 г. 1986 г.

Всего СЭС 4552 4570 4568 4578 4593

Общее число врачей 2511 2687 2767 2991 3338

В том числе:

СЭС сельских районов 3119 3127 3127 3137 3142

число врачей 923 1065 1134 1308 1597

СЭС городских, рай-

онных, бассейновых.

портовых, линейных 1250 1260 1258 1258 1268

число врачей 1288 1322 1331 1379 1424

СЭС областных, рес-

публиканских 183 183 183 183 183

число врачей 299 300 302 304 317

Таблица 2

Сравнительные данные запланированного и фактического охвата последипломным обучением санитарных врачей по гигиене детей и подростков в 1982—1986 гг.

Таблица 3

Необходимый и фактический объем последипломной подготовки врача по гигиене детей я подростков в ¡976—1980 и 1985—1988 гг.

Число Ера-чей (среднегодовое) Планируемый охват обучения Фактически обучено

абс. % абс. %

СССР 2630 1266 48,1 1400 53,2

РСФСР 1302 552 42,4 602 46,2

Украинская ССР 555 364 65,6 412 74,2

Белорусская ССР 102 80 78,0 84 82,3

Узбекская ССР 199 33 16,6 39 19,6

Казахская ССР 117 52 44,4 51 43,6

Грузинская ССР 54 24 44,4 24 44,4

Азербайджанская ССР 79 59 74,7 77 97,4

Литовская ССР 20 33 135,0 26 130,0

Молдавская ССР 59 26 44,8 40 68,9

Латвийская ССР 15 5 33,3 5 33,3

Киргизская ССР 40 4 10,0 6 15,0

Таджикская ССР 23 2 8,7 10 43,5

Армянская ССР 34 19 55,8 12 35,3

Туркменская» ССР 17 6 35,3 5 29,4

Эстонская ССР 14 7 50,0 7 50,0

Виды обучения в системе повышения квалификации

По стажу обучение не планировалось (стаж до 1 года) Специализация или общее усовершенствование

Общее усовершенствование и тематическое Одно тематическое усовершенствование Два тематических усовершенствования

Всего

1976 — 1930 гг. 1985 — 1987 гг.

з " -£ у = о.= - >• и ° а* • * £ - = '■.л«»!

необход! объем оС пня 110 ) ИЫМ ЭКС! нон оцеп ы -

факти' прошл чей не необхс объем ння п< ИЫМ Э1 НОЙ 01 * О г <2 о.о ■&= =•

4 _ 10 2

27 — 25 4

22 11 68 12 30 11 76 18

16 — 24 —

80 80 100 100 %

охват всеми формами последипломного обучения достигал 59,4 %.

Таким образом, за прошедшее десятилетие не только не произошло положительных сдвигов в охвате врачей последипломным обучением, но и процент обучающихся даже уменьшился с 59,4 в 1972—1976 гг. до 53,2 в 1982—1986 гг. По-видимому, это объясняется закрытием в последние годы курсов повышения квалификации санитарных врачей по гигиене детей и подростков в Донецком и Днепропетровском медицинских институтах, а также бессистемным планированием на местах.

Значительно хуже обстоят дела с последипломным обучением помощников санитарных врачей по гигиене детей и подростков, особенно в ряде республик. За этот же период (1982—1986 гг.) процент их охвата последипломным обучением составил в среднем лишь 39,1. Наибольший охват всеми формами повышения квалификации и переподготовки кадров средних медицинских работников отмечен в Туркменской ССР (97 %); в УССР, БССР, Узбекской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР этот показатель составил лишь 50—60 %. Еще ниже он в Молдавской ССР (46%), Армянской ССР (43%), РСФСР (38%), Казахской ССР (33%) и Азербайджанской ССР (25 %). Практически почти не уделяется внимания этому вопросу в Таджикской ССР, Киргизской ССР, Грузинской ССР, Эстонской ССР (от 4,6 до 9,5 %).

Низкий процент охвата последипломным обучением врачей, нарушение его периодичности, последовательности и кратности подтверждаются и данными экспертной оценки, проведенной на кафедре гигиены детей и подростков по методике, разработанной в ЦОЛИУВ |3].

Курсантам, прибывшим на тематический цикл усовершенствования, предлагалась для заполнения специальная карта обследования объема последипломной подготовки врача. Результаты экспертной оценки представлены в табл. 3.

Все курсанты (180 человек) были разделены на 5 групп в соответствии со стажем работы по специальности (до 1 года, 3—5, 5—10, 10—15 и 15—20 лет). Преподавателями-экспертами был теоретически рассчитан необходимый объем их последипломного обучения в соответствии с регламентированной приказом Минздрава СССР № 810 от 11.11.71 последовательностью и периодичностью повышения квалификации. Фактический объем и виды обучения представлены также в табл. 3. Как видно, 27 + 22 врача (по данным

1976—1980 гг.) и 25+30 врачей (данные 1985—1988 гг.), имеющих стаж работы от 3 до 5 лет, не обучаясь на циклах специализации или общего усовершенствования, стали сразу слушателями циклов тематического усовершенствования. То же относится и к группе врачей со стажем практической работы до 1 года, для которых повышение квалификации на центральных базах вообще не должно было планироваться. Результаты экспертной оценки подтвердили, что, помимо несоблюдения регламентируемой последовательности обучения, нарушается его кратность. Врачи с большим стажем работы, которые должны были пройти усовершенствование по 2—3 раза, прошли его только 1 — 2 раза. Следует отметить, что практически никто из врачей своевременно не прошел специализацию или общее усовершенствование, т. е. имеет место и нарушение последовательности обучения.

В настоящее время повышение квалификации санитарных врачей по гигиене детей и подростков осуществляет ся только в 7 институтах усовершенствования (в Москве^ Ленинграде, Киеве, Харькове, Алма-Ате, Баку), причем лишь в составе ЦОЛИУВ и Ленинградского ГИДУВа имеются специальные кафедры а в остальных институтах циклы (1—2 в год) проводятся кафедрами общей или коммунальной гигиены.

В связи с этим большое внимание должно быть уделено другим видам обучения, обеспечивающим повышение квалификации как санитарного врача, так и его помощника. Однако проведенный анализ показал, что усовершенствованию на местных базах и самостоятельному обучению (самообучение) работников в указанные годы не уделялось достаточное внимание. Краткосрочные курсы, постоянно действующие семинары, стажировка не нашли широкого распространения, и охват этими видами обучения снизился с 13,6 % в 1972—1976 гг. до 6,9 % в 1982—1986 гг. В ряде республик данная форма усовершенствования врачей в последние годы не использовалась.

Это объясняется тем, что указанные виды обучения в республиках не считают основными. На местах не выделены лица, ответственные за повышение квалификации, зачастую нет учебных планов и программ; нет специалистов, подготовленных для ведения учебного процесса, баз передового опыта, необходимой литературы, методических но- ж собий. Поэтому мнение относительно указанных видов ▼ усовершенствования, сложившееся у врачей, невысокое. Кроме того, краткосрочное обучение по месту работы не

фиксируется документально, а следовательно, не учитывается при проведении аттестации.

В феврале 1988 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление № 166 «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов народного хозяйства». Приказом Минздрава СССР № 237 от 24.03.88 это постановление объявлено к руководству и исполнению в отношении работников здравоохранения.

Согласно указанным документам, повышение квалификации специалистов должно стать непрерывным, оно считается прямой служебной обязанностью каждого специалиста с высшим и средним медицинским образованием. На руководителей учреждений возложена персональная ответственность за организацию непрерывного повышения квалификации сотрудников.

Постановлением в системе повышения квалификации определены виды обучения, обеспечивающие его непрерывность. Основное место отведено систематическому самостоятельному обучению по индивидуальному плану. Большой объем должно занять обучение на местных базах — это ежемесячные, постоянно действующие семинары по месту работы, краткосрочные (не реже 1 раза в год) курсы, стажировка в передовых СЭС и другие вспомогательные виды повышения квалификации. Периодичность обучения специалистов с высшим и средним медицинским образованием в учебных заведениях системы повышения квалификации сохраняется прежней — не реже 1 раза в 5 лет. Основные пути перестройки последипломного образования ф санатарных врачей в ГИДУВах рассматриваются на страницах журнала «Гигиена и санитария» [1].

Выводы. 1. Планирование последипломного обучения санитарных врачей по гигиене детей и подростков, а также помощников санитарных врачей проводится формально, без учета потребности в подготовке кадров.

2. Охват повышением квалификации врачей по гигиене детей и подростков в институтах и на факультетах усовершенствования за 5 лет (1982—1986 гг.) был недостаточным и составил 53,2 %, при этом нарушались периодичность и последовательность обучения.

3. Слабо осуществляется работа по повышению квалифпкации средних медицинских работников, процент охвата

последипломным обучением составил за 5 лет лишь 39,1 вместо положенных 100.

4. Медленно проводится в жизнь приказ Минздрава СССР № 1454 от 25.12.84 «О введении должностей специалистов по гигиене детей и подростков в СЭС сельских районов». Только в половине сельских СЭС в штате се имеется врач по гигиене детей и подростков.

5. Мннздравы союзных республик, республиканские и областные СЭС уделяют недостаточное внимание усовершенствованию кадров на местах, не используются повсеместно такие виды повышения квалификации, как краткосрочные курсы, постоянно действующие семинары, стажировка в передовых учреждениях, научно-практические конференции.

6. Отдаленные результаты последипломного обучения специалистов по гигиене детей и подростков недостаточно оцениваются как практическими органами здравоохранения на местах, так и учреждениями повышения квалификации; местные гигиенические общества практически не принимают участия в распространении опыта работы наиболее квалифицированных специалистов.

Литература

1. Буштуева К■ А. //Гиг. и сан, — 1987. — № 12, —С. 4—7.

2. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. — М„ 1986.

3. Голиков В. #., Жаков В. А., Рябова Л. В., Сухарев А. Г. //Гиг. и сан."—1980, —№ П. —С. 40-42.

4. Сухарев А. Г., Каневская Л. Я-, Рябова Л. В., Телен-чи В. И. //Там же. — 1982. — № 6. — С. 4—7.

Поступила 11.07.88

Summary. The state and dynamics of postgraduate education of sanitary physicians and their assistants on child and adolescent hygiene were analyzed during 1972—76 and 1982—86 in the Soviet Republics and the USSR in general. Causal and effective relationships of the detected drawbacks were established and ways of their elimination according to the restructuring of the system of refresher courses in public health presented.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 614.4:613.167/. 168)(574)

Т. В. Воронина, Г. Д. Вдовиченко, А. Н. Семенюк

ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ САНЭПИДУЧРЕЖДЕНИЙ КАЗАХСТАНА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОССАННАДЗОРА ЗА ИСТОЧНИКОМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ

Республиканская санэпидстанция Минздрава Казахской ССР, Алма-Ата

Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является бурное развитие электроники и электроэнергетики. Хотя электромагнитные излучения (ЭМИ) радиочастотного диапазона и обладают относительно низкой биологической активностью, тем не менее в силу своей повсеместной распространенности они могут рассматриваться как экологический фактор, влиянию которого подвергаются большие контингенты работающих и все население. Есть все основания полагать, что в ближайшие 10—15 лет будет иметь место дальнейшее расшнргнне контингента лиц, систематически подвергающихся в процессе своей трудовой деятельности воздействию гигиенически значимых уровней радиоизлучения. Наряду с лицами, профессионально связанными с источниками ЭМИ, их воздействию будут подвергаться все более широкие контингенты непрофессионалов и населения. При этом все больше будет стираться грань между уровнем профессионального и непрофессионального облучения. Уже в настоящее время уровни облучения лиц, не связанных с обслу-

живанием радиотехнических средств, оказываются нередко значительно выше уровней облучения профессионалов.

Контроль за действием ЭМИ и соблюдением санитарно-гигиенических нормативов возложен на органы санитарно-эпидемиологической службы Минздрава СССР. Определенный опыт по организации контроля за источниками электромагнитных полей (ЭМП) имеют органы санитарной службы Москвы, Ленинграда, санэпидстанции (СЭС) Белорусской и Украинской ССР.

В Казахстане плановый, систематический контроль за применением источников неионизирующей части спектра излучений проводится органами санитарной службы с 1984 г.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12.08.82 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух» и приказом Минздрава СССР от 02.09.82 санэпид-учреждениями проведен учет источников ЭМИ и объектов, использующих их. Это позволило определить объем и основ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.