Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

но-познавательную деятельность студентов, н, следовательно, методы и приемы проблемного обучения обеспечивают общую интенсификацию процесса обучения и повышение его эффективности. При этом в системе применяемых психолого-педагогических воздействии акцент переносится на развитие творческого мышления вра-

чебного и исследовательского подхода. Проблемное обучение значительно повышает профессиональную компетентность, активность и самостоятельность, прямо способствуя тем самым формированию активной жизненной позиции студентов.

Поступила 07.02.83

УДК 613.95:658.386.3

А. П. Селиванов, И. Я. Смоленская, В. В. Томаш

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Основной целью деятельности санитарного врача по гигиене детей и подростков и врача-терапевта подросткового кабинета является проведение оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, снижение заболеваемости, на улучшение условий воспитания и обучения детей и подростков в организованных детских коллективах.

Социальный и научно-технический прогресс страны за последнее десятилетие отразился на программах воспитания и обучения, постановке трудового и физического воспитания, способствовал изменению сети и расширению номенклатуры учреждений для детей и подростков. Все эхо вызывает необходимость в более, совершенной подготовке санитарных врачей по гигиене детей н подростков и врачей подростковых кабинетов.

Кафедра гигиены детей и подростков нашего института является важным звеном в системе факультета усовершенствования врачей и решает с учетом современных требований задачу последипломного образования. Подготовка врачей по гигиене детей и подростков по циклу тематического усовершенствования «Гигиенические основы предупредительного и текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями» осуществляется с 1979 г., а врачей подростковых кабинетов по циклу «Актуальные вопросы гигиёны детей и подростков»— с 1981 г. За этот период завершили обучение 96 врачей из различных областей Украины. На начальном этапе преподавание велось на основе учебного плана и программы, разработанных коллективом кафедры гигиены детей и подростков ЦОЛИУВ (Москва) и утвержденных Главным управлением учебных заведений Минздрава СССР 10/ХП 1976 г. В настоящее время методической основой усовершенствования является унифицированная программа последипломного обучения врачей по гигиене детей и подростков, разработанная в ЦОЛИУВ и утвержденная Главным управлением учебных за-

ведений Минздрава СССР 21/У 1981 г. На ее основе разработана программа тематического усовершенствования для врачей подростковых кабинетов по актуальным вопросам гигиены детей и подростков. В соответствии с программой предусмотрены проведение проблемных лекций, практических и лабораторных занятий, конференций по обмену опытом, подготовка реферативных обзоров, самостоятельная работа на объектах, научно-практические конференции.

Структура общего объема знаний, умений и навыков строится исходя из ознакомления с 30 % повторной информации, 40 % новой и 30 % проблемной. При этом преследуется цель увеличить объем новой и проблемной информации. Соотношение теории к практике составляет 1 : 2.

Работа с курсантами начинается с уточнения степени профессиональной подготовки, которая связана прежде всего со стажем работы по специальности и повышением квалификации (специализация, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование) в ГИДУВах и на факультетах усовершенствования медицинских институтов. Выяснение исходного уровня профессиональной подготовки позволяет нам в рамках учебной программы дифференцированно решать вопросы обучения врачей в ходе практических и семинарских занятий и учитывать это при изложении лекционного материала. Этот методический прием оправдан прежде всего потому, что на цикл усовершенствования прибывают врачи, прошедшие специализацию или общее усовершенствование или имеющие малый стаж работы по специальности. Между тем унифицированная программа предполагает прием на циклы тематического усовершенствования врачей, прошедших специализацию или общее усовершенствование и проработавших не менее 3 лет после предыдущего повышения квалификации; в порядке исключения могут быть приняты врачи, не проходившие ни специализацию, ни общее усовершенствование, но имеющие

большой практический стаж работы по специальности.

Большое внимание уделяется нами работе курсантов с медицинской литературой и умению пользоваться библиографией. С. этой целью ка-лендарно-тематическим планом предусматривается чтение двухчасовой лекции по основам медицинской библиографии. Библиотека и в дальнейшем оказывает консультативную помощь врачам при работе в библиографическом отделе. ^ Знание основ библиографии позволяет врачам легко ориентироваться при подборе необходимой литературы для написания научно-рефе-ратнвных обзоров и обзора литературы при выполнении научно-практической работы. В течение цикла каждый курсант готовит реферативный обзор и выступает с ним перед группой. Тематика реферативных обзоров распределяется нами с учетом актуальности вопроса и пожеланий врачей.

Одной из форм работы кафедры, выдвинутой и апробированной самой жизнью, является проведение научно-практических конференций, которые обеспечивают курсантам повышение уровня специальных знаний, умение анализировать и обобщать материал, составлять доклады, правильно готовить и использовать иллюстративный материал. Мы постоянно добиваемся умения анализировать результаты работы, проводимой врачами по гигиене детей и подростков и врачами подростковых кабинетов, без чего нельзя оценить эффективность оздоровительных мероприятий в детских коллективах и наметить конкретные пути совершенствования медицин-| ского обслуживания детей и подростков.

Определенную пользу извлекает из проведения этой работы и коллектив кафедры, а именно это делает возможным своевременно привлечь врачей к выполнению научных исследований, а также оказывать помощь врачам в написании диссертаций, отбирать из числа курсантов наиболее перспективных кандидатов в очную и заочную аспирантуру.

Многолетний опыт кафедры по проведению научно-практических конференций с субордина-торамн и курсантами позволяет высказать мнение об их огромной эффективности. Методика проведения конференций такова: группа курсантов, состоящая из 3—4 человек, разрабатывает научно-исследовательскую тему по материалам школ, ПТУ, средних специальных учебных заведений. Выполненная работа включает введение, обзор литературы, описание методик • исследований и материала наблюдений, анализ материалов собственных наблюдений, заключе-> ние, выводы и предложения, указатель использованной литературы. Доклады по всем темам выполненных работ заслушиваются и активно обсуждаются на научно-практической конференции, на которую приглашаются преподаватели кафедры, работники практического здра-

воохранения, просвещения, профтехобразования. Приводим некоторые темы работ: «Состояние здоровья учащихся профессионально-технического училища», «Питание и состояние здоровья учащихся школ», «Гигиена учебно-воспитательного процесса и состояние здоровья выпускников средних общеобразовательных школ района» и др.

Время проведения научно-практической конференции внесено в сетку учебного расписания. Результаты индивидуальных письменных работ курсантов учитываются на экзаменах при общей оценке знаний курсантов и выдаче им соответствующих характеристик. Кафедра оказывает также помощь в оформлении отдельных работ для направления их к опубликованию в различных изданиях периодической печати. Учебный план включает также повышение уровня теоретических знаний, практических умений и навыков в области современных проблем ряда смежных дисциплин, которые в лекционном курсе представлены вопросами иммунопрофилактики детей и подростков, гигиенической характеристикой полимерных и отделочных материалов, профилактики пищевых токсикоинфекццй и интоксикаций, проблемами новых архитектурных решений планировки и строительства учреждений для детей и подростков. Для чтения отдельных лекций врачам подростковых кабинетов по наиболее актуальным вопросам диагностики и лечения различных заболеваний приглашаются , высококвалифицированные специалисты (терапевты, психиатры, эндокринологи и др.). Традиционными стали приглашения па кафедру представителей районных, городского и областного отделов здравоохранения, курирующих вопросы охраны здоровья детей и подростков, работников управления профтехобразования для проведения инструктивных занятий по отдельным разделам курса.

Часть практических занятий проводится на кафедре, большинство их организуется на базах обучения (детские дошкольные учреждения, школы, ПТУ, УПК, фабрика игрушек, городские и районные СЭС, подростковые кабинеты-школы передового опыта и др.). С курсантами проводится также работа, предусматривающая повышение общеобразовательного уровня, ознакомление с достижениями медицинской науки и практики здравоохранения. Проведение полнтбе-сед, посещение музея и кафедр института и культурно-просветительных учреждений города служат этой цели.

Программа социального развития и повышения уровня жизни советского народа, намеченная XXVI съездом КПСС и соответствующими постановлениями партии и правительства, выдвигает перед органами здравоохранения серьезные задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к плодотворной трудовой деятельности во всех обла-

стях народного хозяйства. В решении этих важных задач особая роль принадлежит врачам по гигиене детей и подростков и подростковым врачам. Вот почему вопросы повышения квалификации являются неотъемлемой частью работы не только кафедр института, но и органов практического здравоохранения.

Усовершенствование гигиенистов и подростковых врачей проводится в тесном контакте с санитарно-эпидемиологической, педиатрической н подростковой службами; без такого взаимодействия эта работа не может осуществляться успешно.

Поступила 15.02.83

Методы исследования

*ЯК 613.832 +814.7?1:615.2ЯЯ.7|-07&:543.544

И. Г. Белашова, М. А. Клисенко, Г. А. Хохолькова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕСТИЦИДОВ СВЕКЛОВИЧНОГО СЕВООБОРОТА В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ ТОНКОСЛОЙНОЙ ХРОМАТОГРАФИИ

Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний; ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Кирв

В последние годы особенное значение приобретает разработка методов анализа содержащихся в воздухе рабочей зоны многокомпонентных смесей пестицидов. Из большого ассортимента пестицидов нами были выбраны препараты, используемые на посевах сахарной свеклы — одной из наиболее распространенных в СССР культур. При выборе этих соединений мы исходили из практических данных, касаюшихся сроков и норм применения препаратов на посевах сахарной свеклы. Выбрано 7 препаратов: диа-зинон, эптам, у-изомер ГХЦГ, фенмедифам, ле-нацил, фосфамид, пиразон. В литературе описаны специфические методы определения в воздухе индивидуальных веществ: диазинона (Л. Г. Александрова), эптама (см. «Методические указания»), у-изомера ГХЦГ (Т. А. Лебедева и М. А. Клисенко), фенмедифама (Т. А. Лебедева и Г. А. Хохолькова), фосфамида (М. А. Клисенко и Д. Б. Гиренко), пиразона (Т. В. Пастушен-ко и А. К. Маненко). Однако представляющие интерес для гигиенистов методы определения содержания в воздухе смесей этих препаратов не описаны. Таким образом, цель нашего исследования заключалась в разработке систематического хода анализа содержащейся в воздухе рабочей зоны смеси перечисленных пестицидов.

Предложенный нами метод основан на предварительном концентрировании аэрозоля и паров препаратов (с использованием соответственно фильтров «синяя лента» и твердого сорбента — пенополиуретана эластичного бесцветного ТУ 6-05-1688 или ОСТ 6-05-407-75) с последующим двухмерным хроматографированием в тонком слое силикагеля (пластинки «силуфол» UV-254 фирмы «Kavalier»). В качестве стандар-

тов используются растворы препаратов в ацетоне или хлороформе в концентрации 100 мкг/мл. Исследуемый воздух со скоростью 1,5 л/мин аспирируют через последовательно соединенные фильтродержатель с бумажным фильтром «синяя лента», первую стеклянную поглотительную гофрированную трубку длиной 5 см с пенополиуретаном и вторую поглотительную трубку с пенополиуретаном, смоченным водой (для поглощения паров фосфамида). Пенополиуретан (куски размером 2—5 мм) предварительно очищают ацетоном (12 ч) и хлороформом (36—48 ч) в аппарате Сокслета. При хранении проб в течение 12 дней потери не превышают 0,5—1 %. При выборе оптимальных условий экстракции смеси препаратов с фильтров и пенополиуретана изучены различные растворителн-экстраген-ты: ацетон, диэтиловый эфир, хлороформ. Установлено, что для экстракции с фильтров наиболее эффективно использование ацетона (95± ±5%). С пенополиуретана препараты хорошо экстрагируются хлороформом и ацетоном (95± ±5%), однако при использовании последнего анализу мешают коэкстрактивные вещества.

Фильтр с пробой заливают 10 мл ацетона, закрывают и оставляют на 1 ч. Пенополиуретан из обеих поглотительных трубок помещают в две разные колбы, заливают по 25 мл хлороформа, закрывают и оставляют на 15 мин при периодическом встряхивании. Раствор пробы с фильтра и пенополиуретана первой поглотительной трубки сливают в колбу ротационного испарителя, фильтр промывают 1—2 мл ацетона, а пенополиуретан тщательно отжимают. Раствор пробы с пенополиуретана второй поглотительной трубки сливают в ту же колбу через

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.