Научная статья на тему 'КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ 50 ЛЕТ'

КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ 50 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Г. Сухарев, Н.С. Фокина, В.И. Теленчи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ 50 ЛЕТ»

УДК 613.У5:378.661:658.386.3

А. Г. Сухарев, Н. С. Фокина, В. И. Теленчи

КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ВРАЧЕЙ 50 ЛЕТ

ЦОЛИУВ, Москва

С первых лет существования Советской власти в связи с созданием широкой сети воспитательно-образовательных учреждений возник вопрос о подготовке медицинских кадров для работы в организованных детских и подростковых коллективах. На первом этапе эта задача решалась путем проведения эпизодических курсов усовершенствования врачей.

В начале 30-х годов функции специализации и усовершенствования были возложены на институты усовершенствования. Первой такой базой был организованный в 1930 г. Центральный институт усовершенствования (ЦИУ), который в настоящее время является головным учреждением в системе институтов усовершенствования врачей.

Самостоятельная кафедра охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП) в составе ЦИУ создана в 1934 г. (приказ по ЦИУ от 15/111 1934 г.), в соответствии с решением Наркомздра-ва СССР. В 1936 г. она переименована в кафедру школьной гигиены, а в 1967 г. — в кафедру гигиены детей и подростков.

Приказом по ЦИУ 16/IX 1934 г. заведующим кафедрой ОЗДиП и школьной санитарии назначается засл. деят. науки проф. А. В. Мольков. Ему поручается представить штаты кафедры, перечень научно-учебных баз для занятий, смету расходов на оборудование, а также учебные планы и программы. Первые штатные преподаватели — доценты П. М. Ивановский, Н. Г. Цейтлин и М. И. Корсунская, ассистент С. М. Тромбах — впоследствии стали профессорами, ведущими гигиенистами страны. С 1938 по 1960 г. кафедрой руководила ученица А. В. Молькова проф. М. И. Корсунская, с 1960 по 1976 г. — проф. Е. М. Белостоцкая, ас 1976 г.— проф. А. Г. Сухарев.

А. В. Мольковым были заложены и сформулированы методические основы последипломной подготовки врачей. Он утверждал, что учебные планы и программы по своему содержанию «должны отвечать задаче помочь врачу ОЗДиП овладеть теми знаниями и навыками, которые ему нужны для осуществления его практической деятельности... нужно обосновать необходимость различных учебных планов для врачей разных специальностей» По сути это ориентация по-

1 Замечания к учебному плану и программе по школьной гигнене. Рукопись. Архив кафедры гигиены детей и подростков ЦОЛИУВ, 1939.

следипломного обучения на учет профессионально-должностных обязанностей конкретного специалиста. На протяжении всего существования кафедры этим положением руководствовались при разработке и пересмотре учебных планов и программ, а также при создании унифицированной программы. Развитие системы советского здравоохранения, постоянно изменяющиеся и усложняющиеся запросы практики являлись предпосылкой для расширения перечня циклов, контингентов врачей и введения новых фору, обучения. Щ)

Первые циклы по ОЗДиП проводились для врачей, работающих непосредственно в детских и подростковых учреждениях. Эти врачи выполняли функции школьных педиатров и школьно-санитарных врачей. В связи с организацией в 1934 г. школьно-санитарного отдела при Нар-комздраве СССР появились самостоятельные курсы для школьно-санитарных врачей. В это же время организовывались курсы для руководящего звена начальников ОЗДиП. Первые циклы были продолжительностью 3—4 мес и малочисленными по набору, в связи с чем число обучающихся на кафедре было небольшим: за Юлет (1931 —1940) прошли усовершенствование всего 394 врача. За период с 1941 по 1945 г. проведено всего 4 цикла для санитарных врачей санэпидстанций (91 обучающийся). Задачи, поставленные перед практическим здравоохранением в послевоенные годы, потребовали повышения эффективности последипломной подготовки. Был^ расширены перечни циклов как в отноШенн1г специальностей, так и по занимаемой должности с ориентацией на преимущественный охват усовершенствованием руководящих работников.

Уже с 1964 г. начали проводиться циклы для преподавателей гигиены детей и подростков Институтов усовершенствования врачей медицинских вузов. Таких циклов было 7 с охватом 154 человек. В циклах для преподавателей кафедра видит одну из наиболее плодотворных форм оказания учебно-методической помощи институтам усовершенствования врачей и вузам страны в деле повышения качества последипломной подготовки врачей.

В связи с настоятельной необходимостью улучшения медицинской помощи подросткам в 1970 г. коллектив кафедры в комплексе с клиникой здорового подростка НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР (директор — акад. Г. Н. Сердюковская) приступили к усо-^

вершенствованию новых контингентов врачей-те-^рапевтов подростковых кабинетов. За период с 1970 по 1979 г. на 10 циклах прошли усовершенствование 315 подростковых врачей. Организация в составе детских поликлиник отделений по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах послужила основанием к проведению циклов для заведующих этими отделениями. С 1972 г. на 9 циклах прошли обучение 269 врачей.

Более 13 лет проводятся циклы по актуальным вопросам дисциплины для заведующих отделениями гигиены детей и подростков санэпидстанций. А в 1982 г. впервые был организован цикл для врачей — инспекторов санитарно-эпидемио-логических управлений минздравов союзных республик, т. е. главных специалистов по гигиене детей и подростков.

Кафедра имеет достаточно большой опыт проведения выездных циклов, начало чему положено в 1962 г. организацией цикла в Целинном крае. Всего выездных циклов, на которых прошло усовершенствование 919 врачей-педиатров и санитарных врачей санэпидстанций, проведено 29. В их числе 2 цикла в Кустанайской области (г. Павлодар и Рудный), 13 — в союзных республиках (Армянской, Азербайджанской, Белорусской, Казахской, Латвийской, Литовской, Молдавской, Таджикской, Узбекистане, Эстонской), 11 — в крупных промышленных центрах страны (Вологде, Ижевске, Казани, Куйбышеве, Краснодаре, Магнитогорске, Норильске, Перми, Тернополе, Черновцах), 3 — в городах Центрального района (Калинине, Костроме, Рязани). В порядке международного сотрудничества ЦОЛИУВ проводит циклы для зарубежных специалистов.

Всего за период с 1934 по 1984 г. прошли усовершенствование на кафедре 2676 педиатров, 2548 санитарных врачей, 315 подростковых терапевтов, 134 преподавателя и 10 специалистов республики Куба. Количественный рост выпуска курсантов представлен на рисунке.

Методическая работа коллектива кафедры направлена на оптимизацию учебного процесса, отличительной особенностью которого является (в отличие от традиционных форм обучения), не передача знаний, а обучение профессиональной деятельности. В этом плане приобретает значение создание единой унифицированной программы, которая объединяет все виды последипломного обучения — специализацию, общее и тематическое усовершенствование, но при этом позволяет дифференцировать содержание и объем программного материала применительно к конкретному циклу. Кафедрой разработан самостоятельный курс по гигиене детей и подростков в унифицированной программе для педиатров. Программа утверждена в 1979 г., пересмотрена в 1983 г. В 1981 г. утверждена созданная кафедрой унифицированная программа последиплом-

<Й бОО 550 500 450 400 Э50

эоо

250 200 150

юо

50 О

£ £ & 6> а> 5

Выпуск курсантов за период 1931 — 1983 гг.

ного обучения санитарных врачей по гигиене детей и подростков санэпидстанций.

Необходимость реализации единой системы последипломного обучения врачей выдвинула задачу разработки профессионально-должностных требований (ПДТ) к врачам различных специальностей в зависимости от занимаемой должности. В настоящее время коллективом кафедры создан проект ПДТ для санитарных врачей по гигиене детей и подростков санэпидстанций. Эта серьезная работа проводилась под руководством отдела научных основ усовершенствования врачей ЦОЛИУВ в комплексе с головным НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, с участием инспекторов по гигиене детей и подростков Минздравов РСФСР и союзных республик, опытных санитарных врачей Москвы и других городов.

В качестве экспертов в разработке проекта ПДТ принимали участие преподаватели гигиены детей и подростков институтов усовершенствования врачей и медицинских вузов. На основании ПДТ будет пересмотрена и переработана унифицированная программа для специалистов данного профиля. В дальнейшем планируется создание банка тестов, которые будут использоваться для аттестации врачей.

В целях реализации наиболее эффективной формы обучения — активного метода, т. е. самостоятельной работы курсантов, коллективом кафедры в соответствии с учебными планами циклов разработаны и постоянно обновляются рабочие места к практическим, некоторым семинарским и лекционным занятиям. Они содержат программу самостоятельной работы, наборы задач, нормативные и справочные материалы, тестовые контрольные вопросники. Учебные задания, высылаемые для предцикловой подготовки, включают схемы обследования обобщения данных, а также принципы анализа материалов обследования. Эти учебные пособия в дальнейшем

применяются курсантами в практической деятельности, а данные контрольных работ используются преподавателями в учебном процессе в качестве живых примеров из практики.

Для индивидуальной работы на кафедре имеются новейшая литература, серия лекций, изданных сотрудниками кафедры, по различным вопросам программы, наборы официальных и нормативных документов, изучению которых курсанты уделяют много времени и внимания. Тесный контакт в работе с санитарно-эпидемиологической, подростковой и педиатрической службами Москвы позволяет преподавателям хорошо ориентироваться в насущных и сложных запросах практики. Это обусловливает рациональное сочетание в учебном процессе теоретических предпосылок, нормативных и официальных документов с наиболее целесообразными формами их преломления в практической деятельности.

Коллективом кафедры подготовлено «Руководство по гигиене детей и подростков», для санитарных врачей санэпидстанций, в котором отражены достижения науки, изложены задачи гигиены детей и подростков на современном этапе, вопросы предупредительного и текущего санитарного надзора и методические приемы деятельности санитарного врача при реализации всех ее разделов.

В научно-исследовательской работе коллектив кафедры концентрирует свои усилия на решении наиболее актуальных вопросов практического здравоохранения. Это позволяет обогащать учебньж процесс данными собственных исследований и вооружать врачей научно обоснованными рекомендациями по проблемам, которые они решают в своей практической деятельности.

Первые научные исследования были посвящены проблеме физического развития детей. На основании длительных динамических наблюдений за одними и теми же детьми были выявлены основные биологические закономерности роста и развития, а также разработаны стандарты физического развития детей дошкольного возраста. Показана зависимость фонетики речи дошкольников от типа их физического развития.

Изучение проблемы близорукости в детском и подростковом возрасте составило второе направление научных исследований кафедры. Выявлены закономерности становления рефракции детей школьного возраста; значение состояния здоровья, природных факторов, объема зрительной работы и условий, в формировании аномалий рефракции. В развитии этого фундамен-

тального направления сотрудниками кафедры были разработаны оптимальные нормы освеще-^ ния групповых комнат детских садов и мастерских школ.

Развитие в стране специальных школ-интернатов санаторного типа послужило основанием для создания нового научного направления в гигиене детей и подростков, связанного с изучением особенностей физического развития, функционального состояния ведущих в процессе обучения анализаторов и работоспособности детей с аномальным развитием. Эти исследования позволили создать гигиенические рекомендации по режиму их обучения и предложить систему оздоровительных мероприятий для детей с затихающими формами туберкулеза, для слабослышащих детей и имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

В соответствии с решениями партии и правительства о введении в школах политехнического трудового обучения кафедра одна из первых за▼ нялась изучением проблемы гигиены трудового обучения. Были определены оптимальные условия, при которых занятия трудом положительно влияют на растущий организм, разработаны режимы обучения с рациональным чередованием учебных занятий, физического труда и отдыха школьников. Продолжением этого направления научных исследований явилось исследование влияния обучения условий и воспитания на состояние здоровья и работоспособность учащихся средних профессиональных технических училищ. Эти работы позволили рекомендовать наиболее оптимальные режимы обучения учащихся ПТУ по профессиям металлообрабатывающего профиля.

В настоящее время коллектив кафедры трудится над проблемой гигиенического обоснования целенаправленного физического воспитания детей и подростков, в различных типах учебно-воспитательных учреждений. ^

Результаты всех научных работ, проведенных сотрудниками кафедры, внедряются в учебный процесс. Благодаря им в учебные планы вводятся новые разделы, лекции, практические занятия, издаются учебные пособия для курсантов. Кроме того, эти материалы используются Минздравом СССР при разработке нормативно-методических документов.

Таким образом, кафедра выполняет функции методического центра в вопросах организации и осуществления последипломного обучения врачей по разделу гигиены детей и подростков.

Поступила 11.04.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.