Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ ВРАЧУ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ ВРАЧУ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.Н. Архангельская, В.И. Баранов, И.В. Козик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ ВРАЧУ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА»

клинике института. Силами цеховых медицинских сестер и врачей проводится витаминизация рабочих дважды в год — в весенний и осенний периоды. Профилактическое лечение адаптоге-нами (препаратами, повышающими устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям). Высоких результатов в снижении заболеваемости можно добиться, используя потенциал лечебно-профилактических комплексов в условиях профилактория.

Лица со средней и выраженной патологией слухового анализатора от действия шума ежегодно проходят обследование и лечение в условиях стационара, где апробирован ряд новых в методическом отношении лечебных комплексов, включающих физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапию и др. Это позволяет избежать прогредиентности течения заболевания, стабилизировать клинические проявления, а в ряде случаев уменьшить их выраженность, что способствует продлению работы квалифицированных кадров.

Систематически сотрудники МНИИГ оказывают квалифицированную медицинскую помощь медико-санитарной части завода путем ежемесячных выездных консультаций, внедрения новых диагностических методов. Врачи медико-са-нитарной части принимают активное участие в работе по научной тематике, являются соавторами научных публикаций, участниками выставок на ВДНХ, где МНИИГ и медико-санитарная часть получили дипломы II степени, а сотрудники института и главный врач медико-санитарной части — медали и дипломы участников.

Широко используются средства массовой ин-

формации, в частности публикация статей на са-нитарно-просветительные темы в заводской газете «Машиностроитель». Функционирует постоянный университет здоровья, где проводится цикл лекций по профилактике сердечно-сосудистых, неврологических, профессиональных заболеваний, а также читаются лекции по пропаганде здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками.

В результате перестройки медицинского обслуживания работников ММЗ, включающей организационные и санитарно-гигиенические мероприятия, а также пропаганды здорового образа жизни, внедрения дифференцированных лечебно-профилактических комплексов в 1982 г. по сравнению с 1981 г. в целом по заводу заболеваемость снизилась на 13,8 случая и 75,9 дня нетрудоспособности на 100 работающих, что обусловило в 1982 г. по сравнению с базисным 1980 г. экономический эффект для предприятия в сумме 327 753 руб. Это позволило выпустить дополнительную промышленную продукцию и сократить средства на социальное страхование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянова Г. Ф„ Кутузов И. Н., Лехан В. Н. — Сов. здравоохр., 1981, № 6, с. 25—28.

2. Каневская Ж. С. и др. — Гиг. труда, 1977, № 1, с. 22—

25.

3. Каневская Ж. С. и др. Клиника, диагностика, профилактика и экспертиза трудоспособности при шумовой патологии. Метод, рекомендации. М., 1977.

4. Каневская Ж. С., Тарантин Н. М. — В кн.: Всесоюзная конф. по борьбе с шумом и вибрацией. 3-я. Тезисы. Челябинск, 1980, с. 20—24.

Поступил» 16.11.33

УДК 613.6:614.31:614.23

Л. Н. Архангельская, В. И. Баранов, И. В. Козик

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ ВРАЧУ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА

ЦОЛИУВ, Москва

В целях повышения квалификации специалистов разработаны профессионально-должностные требования (ПДТ), предъявляемые к санитарному врачу по гигиене труда. ПДТ являются одним из значимых элементов модели врача-специалиста и позволяют с должным обоснованием подойти к составлению учебных планов и программ последипломного обучения врачей. Спектр использования ПДТ широк. Он отражает нужды и перспективу развития практического здравоохранения, содействуют высокому качеству лечебно-профилактической деятельности специалиста, делают возможным проведение объективного контроля знаний и умений врача, могут быть использованы в качестве эталона при определении профессиональной квалификации специалиста, при подготовке к аттестации и атте-

стации врача, организации и проведении последипломного усовершенствования санитарных врачей по гигиене труда с учетом занимаемого рангового положения в санэпидстанции или других органах практического здравоохранения.

На одном из этапов подготовки ПДТ экспертная комиссия, возглавляемая кафедрой гигиены труда ЦОЛИУВ, создала унифицированную программу последипломного обучения санитарных врачей по гигиене труда. Унифицированная программа стала единой по стране программой усовершенствования знаний и умений. Внедрение ее позволило создать четкую последовательную систему последипломной подготовки санитарных врачей по гигиене труда. Программа предусматривает специализацию санитарных врачей по гигиене труда, общее и тематическое усовершен-

ствование, повышение квалификации на курсах информации и стажировки.

** Экспертная комиссия, в которую вошли ведущие специалисты в области гигиены труда из институтов усовершенствования врачей, медицинских вузов, НИИ, органов практического здравоохранения Минздрава РСФСР, санэпидстанций различных категорий, разработала учебные планы и программы для всех видов последипломного усовершенствования санитарных врачей по гигиене труда, содержащие перечень знаний и умений, необходимых специа;исту. Внедрение унифицированной программы значительно улучшило качество последипломной подготовки санитарных врачей по гигиене труда, что подтверждалось детально разработанной и специально проводимой на кафедре гигиены труда ЦОЛИУВ и институтов усовершенствования врачей оценкой содержания знаний курсантов, а также неизменной положительной оценкой содержания обучения на циклах врачами-курсантами.

В программу обучения санитарных врачей по гигиене труда заложены те задачи, с решением которых он повседневно сталкивается в своей практической работе. В процессе последипломной подготовки систематически проводится адаптация содержания обучения к нуждам практического здравоохранения. Обучение рас-считано на специалиста, занимающего определенную (конкретную) должность в санэпидстанции района, города, области, края, республики. Естественно, что содержание работы и задачи, стоящие перед этими врачами, существенно различаются. Это нашло отражение при обучении врачей на разных этапах последипломной подготовки.

Одновременно с совершенствованием программы, форм и методов обучения кафедра гигиены труда ЦОЛИУВ проводит работу по созданию ПДТ, предъявляемых к санитарным врачам по гигиене труда.

ПДТ к санитарному врачу по гигиене труда — конкретный перечень содержания деятельности санитарного врача, находящегося на конкретной должности и работающего в санэпидстанции определенного типа и категории. Разработка ПДТ к врачу санитарно-гигиенического профиля сложна и чрезвычайно ответственна.

При решении профессиональных задач врачу недостаточно владеть теоретическими знаниями и практическими навыками по тем или иным разделам курса гигиены труда. Он должен хорошо знать и уметь применить в своей деятельности различные государственные постановления, законодательства, часто в сложных и нестандартных ситуациях решить общественно значимые задачи. В своей работе врач неизбежно вступает в сложные контакты с различными общественными и государственными органами, специалистами смежных отраслей знаний, про-

водит большую организационную работу, без которой деятельность гигиениста просто невозможна. Врач должен понимать социально-психологические аспекты управления, обладать комплексом деонтологических качеств, без которых не может быть обеспечен необходимый уровень работы.

В ПДТ формулируются задачи, стоящие перед врачом в зависимости от занимаемой должности по всем видам его профессиональной деятельности — предупредительному и текущему государственному санитарному надзору, организационно-методической работе и др. Определяются действия, необходимые для выполнения каждой конкретной задачи, и умения, без которых они не могут быть осуществлены. Умения формируются на основе знаний и навыков и характеризуются способностью выполнять профессиональные действия не только в стандартных условиях, но и при их изменении. Например, при текущем санитарном надзоре перед врачом стоит задача осуществить мероприятия по предупреждению воздействия на работающих неблагоприятных производственных факторов и разработать гигиенические мероприятия на основе результатов лабораторных и инструментальных исследований. При решении этой задачи врачи совершают ряд действий, одним из которых является оценка мероприятий по ограничению или устранению неблагоприятного влияния шума на организм работающих. Для выполнения такого действия необходимо умение составлять гигиеническую характеристику шума, оценивать замеренные уровни шума, шумовые характеристики машин по материалам, представленным в техническом паспорте на оборудование, определять допустимые уровни шума в помещениях от установок кондиционирования воздуха, вентиляции или воздушного отопления, выбирать точки для замеров шума и изменять его, обрабатывать результаты измерения, оформлять результаты обследования в виде протокола.

Для оценки тех или иных умений к унифицированной программе создан банк материалов для их контроля. Это набор карт тестового и программированного контроля, ситуационные и игровые задачи, задания по реализации знаний в конкретной должности и др.

В практическом здравоохранении ПДТ могут быть использованы при составлении квалификационных характеристик, необходимых при аттестации врача, определении его пригодности к работе в той или иной должности.

Созданию ПДТ предшествовали изучение действующих приказов Минздрава СССР, методических и инструктивных материалов, касающихся организации работы санитарного врача по гигиене труда, учетно-отчетной документации, проведение выборочных наблюдений за работой врача, применение опросных анкет к врачам санэпидстанций разных уровней.

2 Гигиена и санитария М 5

- 3» —

Большие и практически новые задачи ставят перед врзчами-специалнстами по гигиене труда ПДТ. В них отражены основные направления и проблемы, по которым в настоящее время ведется практическая и научно-практическая работа санитарного врача по гигиене труда. В ПДТ одновременно предусмотрены перспективные и наиболее важные для конкретного периода задачи и виды деятельности, связанные с масштабами развития отдельных отраслей промышленности, гигиеническими и социальными проблемами.

В ПДТ должны быть отражены достижения современной науки и лучшие примеры практической деятельности санитарных врачей по гигиене труда.

Следует отметить, что наряду с решением гигиенических вопросов, в ПДТ получили отражение социальные аспекты гигиены труда, история ее развития, токсикология, клиника профессиональных заболеваний, научная организация труда, эстетика, использование научной литературы, экологическое воспитание. Профессионально-должностные требования предусматривают комплексный подход при решении вопросов гигиены труда (например, проведение гигиенической оценки промышленного шума, действующего на фоне высоких или низких температур, физического напряжения, присутствия токсичных всшеств и т. п.). В ПДТ важное место отводится комплексной оценке условий труда, профилактике неблагоприятного действия профессиональных факторов, предупреждению общей и профессиональной заболеваемости, созданию здоровых и безопасных условий труда в сочетании с высокой производительностью.

В разработке ПДТ участвуют высококвалифицированные специалисты-преподаватели кафедр гигиены труда ЦОЛИУВ, Ленинградского и Украинского институтов усовершенствования врачей, а также специалисты, владеющие не только теоретическими знаниями, но и хорошо знающие особенности организации работы по гигиене труда в санэпидстанциях разных категорий. Это сотрудники НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР. /Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, Всесоюзного НИИ железнодорожной гигиены, работники практического здравоохранения Минздравов СССР и РСФСР, Республиканской санэпидстанции РСФСР, санэпидстанций Московской и Пермской областей, Московской городской и районных санэпидстанций и др.

Разработанный проект ПДТ после уточнения и корректировки экспертной комиссией, состоящей из специалистов названных учреждений, подлежит в последующем экспертной оценке практическими врачами. К такой оценке привлечены курсанты циклов усовершенствования вра-

чей по гигиене труда ЦОЛИУВ, Ленинградского, Харьковского институтов усовершенствования врачей, врачи ряда областных городских и районных санэпидстанций. Только в течение года в оценке ПДТ приняло участие около 400 специалистов. Экспертная оценка ПДТ, предъявляемых к санитарному врачу по гигиене труда, несомненно, будет способствовать определению полноты, правильности и выполнимости составленного проекта. К ПДТ разработаны материалы для контроля знаний и умений санитарного врача по гигиене труда, что в свою очередь будет спосообствовать более высокому качеству последипломной подготовки врачей проблемно-целевому обучению, на которое в ближайшие годы должны перейти институты усовершенствования врачей, а также самоподготовке врачей. При подобной системе последипломного обучения подготовка врачей на циклах усовершенствования будет проводиться дифференцированно в соответствии с потребностями и уровнем знаний и умений, оцениваемых с помощью разработанных для этой цели критериев.

Таким образом, в ПДТ в сжатой форме представлена программа деятельности санитарного врача по гигиене труда, предусмотрены серьезная теоретическая подготовка, овладение практическими знаниями и определенными умениями. В ПДТ отражена необходимая связь предмета гигиены труда с профессиональной деятельностью врача. Эта связь заложена в структуре ПДТ к врачам разных по занимаемой должности уровней, функциональным обязанностям, в логически вытекающих из задач проверочных вопросах, ситуационных решениях и др. ПДТ не только осуществляют функцию контроля знаний, умений, навыков, но и являются важным источником научной и практической информации, обязывающей врача использовать все возможности для высококачественного выполнения своих обязанностей. В ПДТ заложено также развитие задач, сформулированных в положениях о государственном санитарном надзоре, работе санэпидстанций, в них отражены новые задачи и тенденции развития санитарной службы, которые в свою очередь будут учтены в новом положении о санитарном надзоре.

Разработка ПДТ позволила поставить ряд вопросов перед органами практического здравоохранения, научно-исследовательскими учреждениями и медицинскими вузами по совершенствованию предупредительного и текущего санитарного надзора, организационно-методической работе, экологическому воспитанию и другим видам деятельности.

Разработка ПДТ к врачу отвечает программной установке XXVI съезда КПСС об охране здоровья советских людей, бережном отношении к кадрам, повышении квалификации специалистов.

Поступила 02.11.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.