Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ»

— сочетание изменений ПЭМ с нарушением процессов пероксидации липидов во всех исследованных органах, свидетельствующее о системности поражения биологических мембран организма;

— зависимость изменений отдельных показателей ПЭМ и характера кривых мочевинного гемолиза от концентрации ЦГН в питьевой воде;

— активация регуляторных механизмов (судя по увеличению гликогена печени) к концу хронического опыта, что предполагает возможное начало развития патологического процесса токсического характера.

Вышеизложенное позволяет заключить, что метод определения ПЭМ позволяет оценить состояние клеточных мембран организма и может быть использован при изучении вредного действия мембранотропных факторов.

Выводы 1. Хроническое энтеральное воздействие цик-логексилнитрата в концентрации 1—0,01 мг/л сопровождается у белых крыс изменением функции мембраны эритроцитов и перекисного окисления липидов.

2. При индивидуальном анализе полученных данных выделено 4 типа измененных кривых мочевинного гемолиза, которые имеют различный патогенетический смысл.

3. Метод определения проницаемости эритроцитарной мембраны для мочевины может быть рекомендован для изучения токсического действия мембранотропных факторов у человека и животных.

Литература

1. Ахматова М. А., Саватеев И. В., Тиунов Л. А. // Гиг.

труда. — 1982. — № 10. — С. 55—57.

2. Беленький М. Д. // Вопросы теоретической медицины. —

Л., 1949.— Т. 2. —С. 177—184.

© О. А. БОБЫЛЕВА, Т. УДК 614.3/.4:614.73|:331.1

В целях обеспечения радиационной безопасности населения республики потребовалось расширить объем и содержание работы радиологических подразделений санэпидстанций (СЭС) всех уровней управления.

Для выполнения этой работы Минздрав УССР увеличил в 1986—1987 гг. штатную численность специалистов в подразделениях.

Приход большого числа специалистов, оснащение радиологических подразделений новыми приборами и оборудованием, а также специфичность решаемых задач по обеспечению радиационной безопасности населения выдвинули необходимость проведения обучения различных категорий специалистов, повышения их квалификации.

Кроме обычных форм (обязательная специализация в начале работы и повышение квалификации — тематическое усовершенствование на центральных базах через каждые 5 лет), была организована их учеба на базах НИИ республики, Республиканской СЭС, а для среднего персона-

3. Гаврилов В. Г., Мишкорудная М. И. // Лаб. дело. — 1983. — № 3. —С. 33—36.

4. Генес В. С. //Там же.—1986. —№ 6. — С. 374—377.

5. Захарова Н. Б. // Там же. — 1983. — № 9. — С. 3—5.

6. Кадывкина 3. М., Колмаков В. П., Радченко В. Г. // Клин. мед. — 1987. — № 8. — С. 57—59.

7. Колб В. Г., Камышников В. С. Клиническая биохимия.— Минск, 1976.

8. Конев С. В. // Биоантиокислители в регуляции метаболизма в норме и патологии. — М., 1982. — С. 37—50.

9. Леонова В. Г. Анализ эритроцитарных популяций в онтогенезе человека. — Новосибирск, 1987.

10. Лишко В. К., Шевченко М. И. Мембраны и жизнь клетки. — Киев, 1987.

11. Марачев А. Г., Корнев А. В., Дегтева Г. //. // Вести. АМН СССР.— 1983. — № П. —С. 65—73.

12. Пирс Э. Гистохимия теоретическая и прикладная.— М, 1962.

13. Пло хине кий Н. А. Биометрия. — М., 1970.

14. Постное Ю. В., Орлов С. И. Первичная гипертензия как патология клеточных мембран. — М., 1987.

15. С видовой В. И., Колмаков В. И., Кузнецова Т. В. // Гиг. и сан. — 1985. — № 10. — С. 73—74.

16. С видовой В. И., Колмаков В. Н., Кулеба В. А., Тимофеева В. М. //Там же. — 1987, — № 5. — С. 78—79.

17. Твердослив В. А., Карадаги С. Э., Марцинюк О. В., Герасимов С. //.//Биофизика.— 1980. — Т. 25, вып. 5. —С. 841—847.

18. Темирбулатов Р. А., Селезнев Е. А. //Лаб. дело.— 1981. — № 4. — С. 209—212.

Поступила 27.12.88

ла — лаборантов, техников, техников-дозиметристов, води-телей-дозимстристов — на базах своих областных СЭС.

С целью оптимизации подготовки специалистов нами проанализированы учебные планы, программы последипломной подготовки специалистов радиологических подразделений на всех существующих базах: на основной базе — кафедре радиационной гигиены Центрального института усовершенствования врачей — ЦОЛИУВ (Москва), курсах-семинарах по вопросам обезвреживания радиоактивных отходов, радиационной безопасности и охране окружающей среды, организованных НПО «Радон» совместно с химическим факультетом МГУ им. Ломоносова; кафедрах радиационной гигиены Ленинградского государственного института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова (ГИДУВ), ядерной физики физического факультета Киевского университета (курс радиометрии и радиоэкологии) и гигиены питания и радиационной гигиены Киевского института усовершенствования врачей.

Дискуссии

Л. ПРОКЛИНА. 1990 8.45

О. А. Бобылева, Т. Л. Проклина

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ

И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ

Главное санэпидуправление Минздрава УССР; Республиканский

научный гигиенический центр, Киев

Проанализированы также планы-графики повышения квалификации специалистов на базах НИИ (Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, Киевского НИИ гигиены питания и др.) и Республиканской СЭС Минздрава УССР, графики курсовой подготовки средних медработников на базах областных СЭС за 1987— 1988 гг.

В качестве основного методического принципа использован системный анализ — его методы и методические приемы [2].

При подготовке специалистов на центральных базах в настоящее время пользуются «Унифицированной программой последипломного обучения врачей и других специалистов здравоохранения по радиационной гигиене», утвержденной Минздравом СССР 10 марта 1987 г. Она разработана сотрудниками кафедр радиационной гигиены ЦОЛИУВ (зав. — проф. В. Я. Голиков), Ленинградского ГИДУВ (зав. доц. В. И. Усольцев) при участии сотрудников учебно-методического отдела ЦОЛИУВ (руководитель— проф. Е. У. Новикова) и предназначена для всех видов последипломного обучения.

Учебные планы и программы разработаны дифференцированно для групп специалистов и видов их деятельности: заведующих радиологическими подразделениями — группами, отделениями, отделами и санитарных врачей по радиационной гигиене; инженеров-физиков, врачей-лаборантов и лаборантов с высшим образованием.

По каждому виду обучения предусмотрены свои цели обучения, специфичные для последующего решения задач в ходе практической деятельности.

Последипломная подготовка специалистов включает специализацию и различные циклы тематического усовершенствования.

К специализации относится такой вид последипломного обучения, который ставит своей целыо приобретение курсантами прочных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для организации и проведения государственного санитарного надзора по радиационной гигиене. В республике на этот цикл направлялись руководители радиологических подразделений и санитарные врачи по радиационной гигиене СЭС всех уровней управления службой. Продолжительность их обучения составляла 3 мес.

Циклы тематического усовершенствования комплектуются конкретно для разных специалистов. В программе представлено 9 таких циклов. Каждый имеет свои цели обучения соответственно занимаемой должности обучаемых контингентов и их специальности. Продолжительность обучения на циклах 1 — 1,5 мес (156 и 234 учебных часа соответственно). На эти циклы направлялись санитарные врачи, инженеры-физики, врачи-лаборанты СЭС всех уровней управления.

Предусматривались следующие виды занятий: лекции, практические занятия (в том числе на базах различных учреждений), семинары, итоговые занятия. Занятия с использованием активных форм обучения составляли в среднем около 65 % учебных часов с колебаниями от 50 до 80 % для отдельных циклов. В течение всего периода обучения на каждом цикле проводилась проверка знаний курсантов: «базисных» знаний и навыков (до начала обучения), «рубежных» (этапных) и итоговых. При этом использовались различные формы их проверки (типовой контроль, ситуационные задачи и др.). Каждый цикл заканчивался экзаменом.

Между кафедрами радиационной гигиены ЦОЛИУВ и ГИДУВ существует четкое разграничение учебных функций в отношении видов последипломного обучения и контингента обучающихся в соответствии с возможностями каждой кафедры [1, 3].

В основном специальную подготовку и повышение квалификации проходили специалисты, пришедшие в радиологические подразделения республики в 1986—1987 гг., т. е. после аварии на Чернобыльской АЭС.

В течение двух последних лет для радиологических подразделений республики на основной базе подготовки специалистов — кафедре радиационной гигиены ЦОЛИУВ

было подготовлено 30 санитарных врачей по радиационной гигиене, в том числе более 10 заведующих радиологическими подразделениями — Республиканской СЭС Минздрава УССР, Киевской городской СЭС, Киевской, Житомирской, Черниговской, Николаевской, Харьковской, Одесской областных СЭС и др.

На курсах-семинарах по вопросам обезвреживания радиоактивных отходов, радиационной безопасности и охране окружающей среды, организованных НПО «Радон» совместно с химическим факультетом МГУ им. Ломоносова, в 1988 г. подготовлено еще 2 санитарных врача по радиационной гигиене.

В Киевском институте усовершенствования врачей на кафедре гигиены питания и радиационной гигиены на циклах тематического усовершенствования по радиационной гигиене за 2 года подготовлено около 140 отраслевых санитарных врачей для СЭС различного уровня управления.

На базе кафедры ядерной физики физического факультета Киевского университета (курс радиометрии и радиоэкологии) на двухмесячных курсах подготовлено 28 инженеров-физиков для радиологических подразделений республики, на базе ЦОЛИУВ — 18. Еще 10 инженеров-физиков для Винницкой, Ворошиловградской, Запорожской, Кировоградской, Херсонской, Черниговской, Житомирской и других областей республики прошли обучение на циклах «Гигиеническая оценка факторов радиационной гигиены и вопросы радиохимии» и «Гамма-спектрометрические методы исследования продуктов питания» в Киевском НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, Киевском НИИ гигиены питания и Республиканской СЭС.

Хуже обстояло дело с подготовкой врачей-лаборантов (лаборантов с высшим образованием). На базе ЦОЛИУВ на цикле «Методы радиометрических и радиохимических исследований в радиационной гигиене» (очно-заочный) подготовлено 15 человек, на базе кафедры радиационной гигиены Ленинградского ГИДУВ — 5. 2 лаборанта с высшим образованием подготовлено на цикле «Радиохимические методы исследования продуктов питания» в Киевском НИИ гигиены питания для Винницкой и Черниговской областей. Однако, если в целом вопросы широкопрофильной подготовки специалистов радиологических подразделений в принципе организационно решены, качество их подготовки требует значительного улучшения.

Мы считаем, что главной задачей последипломного обучения является повышение его качества и эффективности не за счет увеличения объема изучаемого материала и сроков обучения, а за счет развития навыков самостоятельного теоретического мышления, путем дифференцированной подготовки специалистов к профессиональной деятельности, с учетом стажа и опыта работы, общей подготовки. Программы подготовки специалистов должны быть более гибкими. Это особенно важно для санитарных врачей подразделений, так как научно-технический прогресс, способствующий быстрому обновлению техники и технологии, требует от них принятия решений, неоднозначных для специалистов разных уровней управления службой и разных территорий республики.

Особое внимание при обучении следует уделять профессиональной ориентации специалистов на различные радиационные аварийные ситуации, подобные Чернобыльской, на возросший объем контрольных функций санэпид-службы в таких условиях; освоению практических навыков работы с современной аппаратурой, компьютерами и др. Эта работа чрезвычайно ответственна, требует высокой квалификации специалистов, активной организаторской и надзорной деятельности. Пока эти вопросы не получили должного отражения в планах и программах подготовки специалистов.

Для большего приближения обучения к задачам практической деятельности санэпидслужбы базы подготовки должны располагать данными о функционально-должностных обязанностях специалистов разных уровней управления службой, которые определялись бы профессионально-должностными требованиями к ним. С их учетом в даль-

нейшем и должны разрабатываться учебные планы, программы, все содержание учебного процесса.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют хорошие инструктивно-методические материалы по указанному вопросу. В связи с этим на разных административных территориях республики санитарные врачи по радиационной гигиене, даже занимающие одинаковые должности, выполняют неодинаковые виды деятельности или вкладывают в них разное содержание. Необходимость четкого формулирования функциональных обязанностей санитарных врачей сохраняет свое значение как для повышения эффективности их практической деятельности, так и для повышения квалификации.

Большое значение для повышения эффективности обучения имеет также однородность профессиональных задач, стоящих перед курсантами. Это создает хорошую основу для проблемно-целевого обучения.

Основное количество учебных часов должно быть отдано таким формам обучения, при которых курсант активно работает сам, а педагог лишь направляет и контролирует его работу.

Внедрение в педагогический процесс активных форм обучения имеет и то преимущество, что позволяет индивидуализировать работу и дифференцировать подготовку специалистов применительно к их конкретной деятельности. т. е. ближе подойти к проблемно-целевому обучению, за которым будущее подготовки специалистов.

Мы считаем, что традиционный экзамен по билетам в настоящее время является неприемлемой формой итогового контроля знаний санитарных врачей и других специалистов. Наиболее рациональной формой итогового контроля знаний следует считать решение курсантами профессиональных задач для разных радиационно-гигиенических ситуаций (аварийных, безаварийных и т. д.).

Необходимо ввести в программу обучения специальный курс по экономическим и юридическим вопросам деятельности санэпидслужбы в области радиационной гигиены с привлечением к преподаванию соответствующих специалистов.

В республике недостаточно используются имеющиеся возможности подготовки для радиологических подразделений среднего технического и медицинского персонала (техников-дозиметристов, фельдшеров-лаборантов, водителей-дозиметристов, лаборантов со средним образованием) на базе областных СЭС, НИИ, Республиканской СЭС. Отсутствует единая программа их подготовки, давно не проводилась аттестация. По-видимому, необходимо ввести для них тематические курсы (продолжительностью I — 1,5 мес) по предупредительному санитарному надзору в области радиационной гигиены, текущему госсаннадзору,

надзору за лучевым воздействием на население и другим вопросам.

Нельзя считать оптимальным и обучение специалистов СЭС на базе университета и академических институтов. Так, опыт последипломного обучения специалистов на кафедре ядерной физики физического факультета Киевского университета показал, что при подготовке инженеров-физиков на двухмесячных курсах очень слабо освещаются вопросы осуществления госсаннадзора (предупредительного, текущего, организационно-методической работы), радиохимических методов исследования, на освоение которых отводится всего 12 учебных часов. В основном все внимание уделяется спектрометрическим методам исследования, радиометрии и радиоэкологии, что не позволяет считать такое обучение достаточно полным. С учетом этого обстоятельства в 1988—1989 гг. в Украинской ССР планируется специальная подготовка инженеров-физиков на этой базе на шестимесячном цикле (с отрывом от производства) по расширенной программе обучения. Будут подготовлены специалисты для радиологических подразделений Житомирской, Николаевской, Львовской областных и Киевской городской СЭС.

Система подготовки специалистов радиологических подразделений республики требует серьезной перестройки. Необходимо переходить к проблемно-целевому обучению, дифференцировать подготовку каждого специалиста применительно к его конкретной деятельности, шире внедрять активные формы обучения, работу с индивидуальными компьютерами. Программы подготовки следует уплотнить.

Особое внимание надлежит уделить экономическим и правовым аспектам деятельности, а также подготовке специалистов с высшим образованием в отношении изучения показателей состояния здоровья населения.

Следует внедрять систему непрерывного образования, охватывающую все звенья образовательного и воспитательного процессов, включая повышение квалификации и переподготовку кадров на базе НИИ и региональных гигиенических центров.

Литература

1. Буштуева К- Л. // Гиг. и сан. — 1987. — № 12. — С. 4—

Г.

2. Кант В. И. Системный подход в здравоохранении. — М.,

1983.

3. Унифицированная программа последипломного обучения врачей и других специалистов здравоохранения по радиационной гигиене. — М., 1987.

Поступила 13.01.89

© С. Э. ШИБАНОВ. 1990

УДК 614.35: [615.838.7.011.17:632.95].07

С. Э. Шибанов

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПЕСТИЦИДОВ В ЛЕЧЕБНЫХ

ГРЯЗЯХ

Крымский медицинский институт, Симферополь

В классификации, приведенной в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), пестициды составляют одну из групп наиболее опасных глобальных загрязнителей среды. Среди них наибольшую угрозу представляют персис-тентные пестициды — хлорорганические и другие. Даже в случае запрещения или резкого ограничения применения химических средств защиты растений стойкие пестициды будут обнаруживаться в объектах окружающей среды еще в течение длительного времени. Так, уровень загрязнения биосферы дихлордифенилтрихлорэтаном (ДДТ) не снизится вплоть до 2000 г. и даже будет повышаться в связи с продолжающимся применением его в мире [5].

Так как грязевые озера расположены в непосредственной близости от сельскохозяйственных объектов, где интенсивно используются пестициды, а также ввиду загрязнения последними почвы, поверхностных, подземных и морских вод в районах месторождений пелоидов [18, 19]. Они могут накапливаться в лечебных грязях. Хлорорганические пестициды обладают высокой стойкостью в этой среде [16]. В пелоидах СССР обнаружены хлорорганические (ДДТ и его метаболиты, гамма-изомер ГХЦГ), фосфорорганические (фосфамнд, карбофос, метафос, фоза-лон) пестициды и производные симмтриазинов (атразин, симазин, пропазин) на уровне от нескольких единиц до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.