фиксируется документально, а следовательно, не учитывается при проведении аттестации.
В феврале 1988 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление № 166 «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов народного хозяйства». Приказом Минздрава СССР № 237 от 24.03.88 это постановление объявлено к руководству и исполнению в отношении работников здравоохранения.
Согласно указанным документам, повышение квалификации специалистов должно стать непрерывным, оно считается прямой служебной обязанностью каждого специалиста с высшим и средним медицинским образованием. На руководителей учреждений возложена персональная ответственность за организацию непрерывного повышения квалификации сотрудников.
Постановлением в системе повышения квалификации определены виды обучения, обеспечивающие его непрерывность. Основное место отведено систематическому самостоятельному обучению по индивидуальному плану. Большой объем должно занять обучение на местных базах — это ежемесячные, постоянно действующие семинары по месту работы, краткосрочные (не реже 1 раза в год) курсы, стажировка в передовых СЭС и другие вспомогательные виды повышения квалификации. Периодичность обучения специалистов с высшим и средним медицинским образованием в учебных заведениях системы повышения квалификации сохраняется прежней — не реже 1 раза в 5 лет. Основные пути перестройки последипломного образования ф санатарных врачей в ГИДУВах рассматриваются на страницах журнала «Гигиена и санитария» [1].
Выводы. 1. Планирование последипломного обучения санитарных врачей по гигиене детей и подростков, а также помощников санитарных врачей проводится формально, без учета потребности в подготовке кадров.
2. Охват повышением квалификации врачей по гигиене детей и подростков в институтах и на факультетах усовершенствования за 5 лет (1982—1986 гг.) был недостаточным и составил 53,2 %, при этом нарушались периодичность и последовательность обучения.
3. Слабо осуществляется работа по повышению квалификации средних медицинских работников, процент охвата
последипломным обучением составил за 5 лет лишь 39,1 вместо положенных 100.
4. Медленно проводится в жизнь приказ Минздрава СССР № 1454 от 25.12.84 «О введении должностей специалистов по гигиене детей и подростков в СЭС сельских районов». Только в половине сельских СЭС в штате ее имеется врач по гигиене детей и подростков.
5. Мннздравы союзных республик, республиканские и областные СЭС уделяют недостаточное внимание усовершенствованию кадров на местах, не используются повсеместно такие виды повышения квалификации, как краткосрочные курсы, постоянно действующие семинары, стажировка в передовых учреждениях, научно-практические конференции.
6. Отдаленные результаты последипломного обучения специалистов ио гигиене детей и подростков недостаточно оцениваются как практическими органами здравоохранения на местах, так и учреждениями повышения квалификации; местные гигиенические общества практически не принимают участия в распространении опыта работы наиболее квалифицированных специалистов.
Литература
1. Буштуева К■ А. //Гиг. и сан, — 1987. — № 12, —С. 4—7.
2. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. — М„ 1986.
3. Голиков В. #., Жаков В. А., Рябова Л. В., Сухарев А. Г. //Гиг. и сан."—1980, —№ П. —С. 40-42.
4. Сухарев А. Г., Каневская Л. Я-, Рябова Л. В., Телен-чи В. И. //Там же. — 1982. — № 6. — С. 4—7.
Поступила 11.07.88
Summary. The state and dynamics of postgraduate education of sanitary physicians and their assistants on child and adolescent hygiene were analyzed during 1972—76 and 1982—86 in the Soviet Republics and the USSR in general. Causal and effective relationships of the detected drawbacks were established and ways of their elimination according to the restructuring of the system of refresher courses in public health presented.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 614.4:613.167/. 168)(574)
Т. В. Воронина, Г. Д. Вдовиченко, А. Н. Семенюк
ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ САНЭПИДУЧРЕЖДЕНИЙ КАЗАХСТАНА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОССАННАДЗОРА ЗА ИСТОЧНИКОМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ
Республиканская санэпидстанция Минздрава Казахской ССР, Алма-Ата
Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является бурное развитие электроники и электроэнергетики. Хотя электромагнитные излучения (ЭМИ) радиочастотного диапазона и обладают относительно низкой биологической активностью, тем не менее в силу своей повсеместной распространенности они могут рассматриваться как экологический фактор, влиянию которого подвергаются большие контингенты работающих и все население. Есть все основания полагать, что в ближайшие 10—15 лет будет иметь место дальнейшее расширение контингента лиц, систематически подвергающихся в процессе своей трудовой деятельности воздействию гигиенически значимых уровней радиоизлучения. Наряду с лицами, профессионально связанными с источниками ЭМИ, их воздействию будут подвергаться все более широкие контингенты непрофессионалов и населения. При этом все больше будет стираться грань между уровнем профессионального и непрофессионального облучения. Уже в настоящее время уровни облучения лиц, не связанных с обслу-
живанием радиотехнических средств, оказываются нередко значительно выше уровней облучения профессионалов.
Контроль за действием ЭМИ и соблюдением санитарно-гигиенических нормативов возложен на органы санитарно-эпидемиологической службы Минздрава СССР. Определенный опыт по организации контроля за источниками электромагнитных полей (ЭМП) имеют органы санитарной службы Москвы, Ленинграда, санэпидстанции (СЭС) Белорусской и Украинской ССР.
В Казахстане плановый, систематический контроль за применением источников неионизирующен части спектра излучений проводится органами санитарной службы с 1984 г.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12.08.82 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух» и приказом Минздрава СССР от 02.09.82 санэпид-учреждениями проведен учет источников ЭМИ и объектов, использующих их. Это позволило определить объем и основ-
ныс направления работы СЭС по осуществлению государственного саннтарного надзора за источникам» излучений неионизирующей части спектра.
Тем же приказом Минздрава СССР решен впрос об организации оперативных лаборатории ЭМП при республиканских, краевых, областных СЭС, однако штаты этих лабораторий не были определены.
Лабораторный контроль за источниками ЭМИ до 1986 г. осуществлялся только отделением физнко-химнчес-ких методов исследований санитарно-гигиенической лаборатории республиканской СЭС. Из-за отсутствия необходимых приборов областные и городские СЭС проводили только контроль за выполнением действующих нормативных документов, регламентирующих использование источников ЭМП, без инструментальных замеров.
Большое внимание было уделено организации предупредительного саннтарного надзора с использованием расчетных методов контроля за интенсивностью ЭМИ радиочастотного диапазона.
С целью повышения уровня подготовки отраслевых санитарных врачей и инженерного персонала санэпидучреж-дений проведено 2 целевых семинара по организации и осуществлению контроля за источниками ЭМИ, в которых приняли участие ведущие специалисты НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, Ленинградского и Харьковского института гигиены труда и профзаболеваний.
Во все областные СЭС направлены методические рекомендации Минздрава СССР по проведению лабораторного контроля за источниками ЭМП ненонизнрующей части спектра и информационные письма республиканской СЭС по проведению инструментальных замеров инфракрасного, ультрафиолетового и лазерного излучений. Ежегодно на рабочем месте в лаборатории ЭМП республиканской СЭС осуществляется подготовка врачей-лаборантов и инженеров отделений физико-химических методов исследований 5— 6 областных СЭС по освоению лабораторных методов контроля за физическими факторами, в том числе и за источниками ЭМП.
В 1986 г. все областные и городские СЭС областных центров получили измерители напряженности ближнего поля НФМ-1 и приступили к замерам ЭМП промышленной частоты (50 Гц) и радиочастотного диапазона (60 кГц — 300 МГц). Проверка измерителей ближнего поля осуществляется метрологической лабораторией Казахского республиканского узла радиосвязи, радиовещания и телевидения. Во время проверки инженерный персонал, доставивший приборы, проходит подготовку по освоению новых методов контроля ЭМП на базе республиканской СЭС, которая в настоящее время проводит лабораторный контроль за источниками ЭМП промышленной частоты (50 Гц), радиочастотного диапазона (60 кГц — 30 ГГц), постоянного магнитного поля, ультрафиолетового, инфракрасного и лазерного излучений. Из-за отсутствия приборов в республике до сих пор не проводятся замеры напряженности электростатического поля.
С началом лабораторного контроля возросла нагрузка на персонал, осуществляющий инструментальные замеры физических факторов. Возникла необходимость создания специализированных структурных формирований для инструментальных замеров шума, вибрации и ЭМП. С этой целью приказом по Минздраву Казахской ССР при областных СЭС из штатов отделений физико-химических методов исследований (в соответствии с приказом Минздрава СССР от 31.03.78 в отделении предусмотрено 12 штатных единиц) выделены оперативные лаборатории ЭМП и других физических факторов в составе 1 врача-лаборанта, 2 инженеров, 2 техников, 2 лаборантов со средним образованием. На лаборатории возложены задачи по организации оперативного и лабораторного контроля за физическими факторами окружающей среды (шум, вибрация, ЭМП) на территории области, методическое руководство и подготовка кадров оперативного и лабораторного звена санитарно-гигиенических отделов городских и районных СЭС, осуществление инструментальных замеров перечисленных факторов
и оказание консультативной помощи отраслевым санитарным врачам по вопросам гигиенической оценки уровней шума, вибрации и ЭМП.
Проведение инструментальных замеров освещенности, микроклимата и эффективности вентиляции возложено на специалистов отраслевых санитарно-гигиенических лабораторий и оперативных отделений санитарно-гигиенических отделов городских, районных СЭС.
Кроме того, в настоящее время рекомендовано создание инженерно-технических бригад при городских СЭС за смех штатов инженерно-технического персонала оперативны^ отделений санитарно-гигиенического отдела. Бригады используются для осуществления всех стадий предупредительного санитарного надзора за физическими факторами окружающей среды и проведения инструментальных замеров шума, вибрации, ЭМП, освещенности, микроклимата и оценки эффективности вентиляции.
При проведении лабораторного контроля за источниками ЭМИ санэпидучреждения испытывают значительные трудности из-за недостатка методических рекомендаций, подробно излагающих методики инструментальных замеров отдельных видов излучений при проведении различных работ. Имеющиеся методические рекомендации и ГОСТы не обеспечивают необходимой информации, а методы измерения параметров лазерного излучения настолько усложнены, что зачастую не могут быть выполнены на практике. С рядом трудностей специалисты СЭС сталкиваются и при оценке полученных результатов замеров интенсивности ЭМИ неионизирующей части спектра из-за существующих различий в принципах их нормирования. По нашему мнению,^ нормирование всех физических факторов, в том числе и ис-^ точннков ЭМИ неионизирующей части спектра, так же как и для ионизирующей части спектра, должно осуществляться по поглощению энергии с учетом времени ее воздействия и определением группы критических органов с дифференцированием ПДУ для каждой из них. В этом отношении мы считаем своевременным и совершенно правильным введение в действие с 01.07.88 изменения № 1 к ГОСТу 12.1.006—84 «Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требовапия к проведению контроля».
Действовавший ранее ГОСТ 12.1.006—84 предусматривал ПДУ напряженности электрической и магнитной составляющих поля на рабочем месте персонала без учета времени воздействия. Предельно допустимые значения энергетической нагрузки учитывают характер биологического воздействия ЭМП, что позволяет проводить объективную санитарно-гигиеническую оценку условий труда различных групп персонала, а при обслуживании нескольких источх никое ЭМП дает возможность определить вклад каждог^ из них в суммарную энергетическую нагрузку за смену. В связи с этим становится возможным целенаправленно разрабатывать мероприятия по снижению энергетической нагрузку в наиболее неблагоприятных местах рабочей зоны.
К сожалению, до сих пор отсутствуют нормативные документы по дозовой оценке постоянного магнитного поля, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, а для ЭМП диапазона I—60 кГц вообще отсутствуют нормативы и серийно изготовленные приборы для замера напряженности. На наш взгляд, требуют пересмотра «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров» № 2392—81 в части нормирования видимой части спектра лазерного излучения для глаз. В этом документе указано, что при изменении фоновой освещенности в пределах 10 лк (90—100 лк) вводится поправочный коэффициент (К,) с разницей в 1,5 раза, а при расчете ПДУ для вторичных эффектов в формулу не введено время воздействия лазерного излучения. Считаем необходимым разработать нормативы ЭМИ всех диапазонов для категории лиц, профессионально не занятых эксплуатацией источников ЭМП, но подвергающихся их воздействию при нахождении в смежных помещениях или на смежных рабочих местах.
В настоящее время широко и зачастую бесконтролыки ЭМИ используются в диагностических и терапевтических™ целях. В соответствии со статьей 34 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» в
лечебной практике врачи могут применять методы диагностики, профилактики и лечения, разрешенные Минздравом СССР. Однако в настоящее время в лечебных учреждениях республики источники ЭМИ применяют по методикам, не утвержденным Минздравом СССР. В связи с этим необходимо решить вопрос о порядке утверждения новых методов лечения, определить допустимые энергетические нагрузки для пациентов и методы их контроля.
Ф
Широкое внедрение ЭМП в народное хозяйство страны приводит к тому, что все более остро ощущается отсутствие в санэпидучреждениях приборов для осуществления инструментальных замеров ЭМП сверхвысокочастотного диапазона и лазерного излучения. Вопрос обеспечения сан-эпидучреждений современными приборами требует безотлагательного решения.
Поступила 10.02.88
© Н. В. ШЕСТОПАЛОВ. Л. С. МЕЛЬНИКОВА. 1990 УДК 614.3/.4:331.108.45
Н. В. Шестопалов, Л. С. Мельникова
ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ САНЭПИДСЛУЖБЫ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ
Московская городская санэпидстанция
В документе ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1987 г. «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» уделено большое внимание вопросам подготовки, воспита-,ния и организации труда медицинских кадров в соответствии с уровнем современных требований. Было указано на необходимость повысить заинтересованность медицинских работников в непрерывном пополнении и обновлении знаний, поставив их заработную плату в прямую зависимость от профессиональной компетенции.
Данным документом предусматривается широкое использование в этих целях периодической аттестации специалистов, введение конкурсной системы присвоения квалификационных категорий с обсуждением кандидатов в трудовых коллективах. Следует повысить ответственность руководителей и главных специалистов органов и учреждений здравоохранения за качество аттестации, искоренить формализм при ее проведении, обеспечить широкую гласность работы аттестационных комиссий.
В развитие документа ЦК КПСС и Совета Министров СССР и в связи с тем что имеющиеся директивные документы Минздрава СССР не регламентируют систему аттестации, организацию работы аттестационных комиссий, Московская городская санэпидстанция (СЭС) совместно ¡ф Центральным институтом усовершенствования врачей Тпроф. К. А. Буштуева) разработали Временное положение о порядке проведения конкурса на присвоение квалификационной категории врачам санитарно-эпидемиологических учреждений Москвы. Оно было согласовано с городским комитетом профсоюза медицинских работников и с 1.06.88 введено в действие приказом главного врача Московской городской СЭС.
В системе санэпидслужбы Москвы, включающей 33 районные и городскую СЭС, городскую дезинфекционную станцию и 8 межрайонных дезинфекционных отделений, работают около 1,5 тыс. врачей различного профиля и свыше 4 тыс. средних медицинских работников.
Аттестация врачей учреждений санэпидслужбы города проводится в два этапа. На I этапе работает аттестационная подкомиссия, председателем которой является главный врач городской СЭС. В состав ее входят руководители отделов городской СЭС, районных СЭС, ЦОЛИУВ, ГК профсоюза (всего 19 человек). На II этапе решения, принятые подкомиссией, рассматриваются и утверждаются центральной аттестационной комиссией Главного управления здравоохранения Мосгэрисполкома. Аналогично организована аттестация специалистов со средним медицинским образованием.
Ежегодно аттестуется на присвоение или подтвержде-ге квалификационной категории от 44 (в 1985 г.) до 28 (в 1986 г.) врачей учреждений санэпидслужбы города. Кроме того, 40—50 врачей проходят аттестацию на определение знаний и практических навыков. Временное поло-
жение об аттестации кадров на конкурсной основе распространяется только на специалистов с высшим медицинским образованием. Положение предусматривает ежегодное представление секретарю аттестационной комиссии главными врачами учреждений (не позднее 15 февраля) сведений о количестве желающих принять участие в конкурсе на присвоение квалификационной категории по каждой специальности и категории.
Подкомиссия, обобщив представленные данные, принимает решение о предварительном распределении мест по каждой специальности с учетом выделенных Главным управлением здравоохранения Мосгорисполкома мест (исходя из 2% от фонда заработной платы), количества желающих принять участие в конкурсе и задач по укреплению кадрового состава специалистов определенного профиля. Одновременно принимается решение об объявлении конкурса с установлением даты. Типовое объявление направляется руководителям всех учреждений здравоохранения санэпидслужбы не позднее чем за 2 мес до начала конкурса.
После объявления конкурса врачи, изъявившие желание принять участие в нем, готовят и подают секретарю подкомиссии документы. Затем решением аттестационной подкомиссии утверждается список лиц, допущенных к конкурсу, корректируются окончательное число мест в конкурсе по каждому профилю и специальности, состав рецензентов по каждой специальности и категории, график проведения заседаний аттестационной подкомиссии.
Данное решение аттестационной подкомиссии не позднее чем за 1 мес до конкурса вывешивается в виде объявления во всех учреждениях здравоохранения санитарно-гигиенического профиля.
После получения заключения рецензента и отзыва про-фильного отдела городской СЭС или дезстанции документы передаются секретарем ответственному члену аттестационной подкомиссии по профилю, который готовит для аттестационной подкомиссии предложения о целесообразности специалиста-соискателя.
Организовывая конкурс в 1988 г., мы оставили прежний порядок подтверждения категорий специалистов, уже имеющих их. При желании врача получить более высокую категорию он включался в число участников конкурса на общих основаниях.
В разработанном нами Временном положении о конкурсной системе аттестации имеются позиции, не предусмотренные приказом Минздрава СССР. Среди них подготовка реферата объемом не более 3 с. по наиболее актуальному вопросу для конкретного участка работы, в котором должны быть раскрыты пути решения основной задачи на ближайший период; анонимное рецензирование во внешних организациях (Республиканская СЭС, НИИ) представляемых на конкурс работ; передача 1 экземпляра работ в библиотеку городской СЭС до проведения заключи-