Обзорная статья
УДК 159.98 © Валеева Г. В., Хотеева Р. И., Малиничев Д. М., Арпентьева М. Р., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-293-186-194
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
Сопровождение психологической безопасности личности
в высшем образовании
Галина Валерьевна Валеева \ кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин высшей школы физической культуры и спорта; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-7004-3864
Раиса Ивановна Хотеева 2, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4580-7241
Дмитрий Михайлович Малиничев 3, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий имени В. В. Дика; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5895-7399 Мариям Равильевна Арпентьева 4, доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3249-4941 1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69, Россия 2Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, 248023, Калуга, ул. Разина, 22/48, Россия 3 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 125190, Москва, Лениградский пр., 80, корп. Е, Россия 4Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», 248000, Калуга, ул. Достоевского, 44, Россия Реферат
Введение. Исследования психологической и информационно-психологической безопасности в образовании сосредоточены на изучении предшествующих событий и результатов, связанных с психологической безопасностью и ее нарушениями, но мало внимания уделяется путям и этапам обеспечения и развития психологической безопасности на разных уровнях образовательной организации. Цель работы — выявление путей и технологий сопровождения психологической безопасности субъектов в высшем образовании. Результаты и обсуждение. Психологическая безопасность — интегративное состояние уверенности субъектов образования в том, что они не будут наказаны, унижены, подвергнуты остракизму за свои ценности, представления и переживания, модели поведения, опасения и ошибки, успехи и достижения. Психологическая безопасность в образовании означает, что люди чувствуют себя комфортно, будучи самими собой, сознавая и реализуя себя как индивидуальности и как члены одной группы (сообщества). Они полностью включены в образовательный процесс, имеют транспарентные и гармоничные отношения с другими субъектами образования. Отсутствие психологической безопасности в вузе имеет серьезные негативные последствия, в их числе снижение качества образования, общая деградация и разрушение организации. Это хорошо иллюстрируют проблемы цифровизации образования, связанные с деформацией и разрушением взаимоотношений в вузе. Выводы. Укрепление психологической и информационно-психологической безопасности образования имеет значение для безопасности и развития общества. Несмотря на то что психологическая безопасность кажется феноменом интуитивно понятным, достигать ее в масштабах вуза достаточно сложно, так как данная проблема и ее решение имеют большой резонанс, последствия для всех уровней и компонентов образовательной системы. Все стороны стремятся участвовать в обеспечивании безопасного и оптимального образовательного процесса.
Ключевые слова: буллинг, высшее образование, бесстрашная организация, тревожная вечеринка, психологическая безопасность, психологическая служба вуза, целевые вмешательства, безопасность цифровых инноваций
Для цитирования: Валеева Г. В., Хотеева Р. И., Малиничев Д. М., Арпентьева М. Р. Сопровождение психологической безопасности личности в высшем образовании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. № 2(93). С. 186-194. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-293-186-194
Review Article
UDC 159.98 © Valeeva G. V., Khoteeva R. I., Маlinichev D. М., Аrpentieva М. R., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-293-186-194
5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment
Maintaining Psychological Safety of a Person in Higher Education
Galina V. Valeeva \ Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Life Safety and Biomedical Disciplines of the Higher School of Physical Culture and Sports; [email protected]; http://orcid.org/0000-0001-7004-3864
Raisa I. Khoteeva 2, Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor at the chair of General and Social Psychology; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4580-7241
Dmitriy M. Malinichev 3, Candidate of Technical Sciences, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Information Management and Information and Communication Technologies named after Dik V.V.; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5895-7399
Mariam R. Arpentieva 4, Dr. habil. in Psychology, Associate-Professor, Academician of the International Academy of Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3249-4941
1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 69 Lenin pr., Chelyabinsk, 454080, Russia
2 Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovskiy, 22/48 Razin st., Kaluga, 248023, Russia
3Moscow Financial and Industrial University "Synergy", 80 ELeningradskiy pr., Moscow, 125190, Russia 4 Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Sodeistvie", 44 Dostoevskiy st., Kaluga, 248000, Russia Abstract
Introduction. The studies of psychological and information psychological security in education focus on the examination of the antecedent events and results associated with psychological safety and its violations, but little attention is paid to the ways and steps of ensuring and developing psychological safety at different levels of the educational organization. The purpose is to outline the directions and technologies of maintaining psychological support for the subjects in higher education. Results and Discussion. Psychological safety is an integrative state of confidence of the subjects of education that they will not be punished, degraded, ostracized for their values, visions and sufferings, behavior patterns, dangers and failures, and achievements. Psychological safety in education means that people feel comfortable being themselves, aware and realizing themselves as individuals and as members of one group / community. They are fully included in the educational process, have transparent and harmonious relations with other subjects of education. The lack of psychological security in the university has serious negative consequences, including a decrease in the quality of education and a general degradation and destruction of the organization. This evidently demonstrates the problems of digitalization of education related to deformity and destruction of interrelations at a university. Conclusions. Strengthening psychological and information psychological safety of education is essential for security and development of the society. Despite the fact that psychological safety seems an intuitive concept, it is quite difficult to achieve it on a university scale, since this problem and its solution have great resonance, consequences for all levels and components of the educational system. All parties seek for effective participation in providing safe and optimal educational process.
Keywords: bullying, higher education, fearless organization, alarm party, psychological safety, psychological service of the university, targeted interventions, safety of digital innovations
Citation: Valeeva G. V., Khoteeva R. I., Маlinichev D. 11, Аrpentieva IW. R. Maintaining Psychological Safety of a Person in Higher Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 2(93). Pp. 186-194 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-293-186-194
Основные положения
1. Центральное значение в оптимизации работы образовательной организации имеют «рассекречивание» существующих тайн и «скелетов» организации, актуализация и рефлексия «скрытых знаний» и умений в процессе предметно-ориентированного диалога субъектов и иных стейкхолдеров образования по поводу инноваций и иных проблем и задач улучшения качества функционирования образовательного учреждения.
2. Информационно-психологическая безопасность — один из важных моментов психологической безопасности, когда в вузе созданы условия для того, чтобы люди использовали цифровые технологии и соответствующие образовательные методики свободно, не во вред, а на пользу себе и образованию.
3. Состояние «бесстрашной организации» означает достижение психологической безопасности отношений субъектов в вузе. Оно необходимо не только для его успешного функционирования, обучения и воспитания, но и для развития и инноваций. Вместо того чтобы отстаивать «право на тайну» и «право не знать» чего-либо, субъекты образовательных отношений должны стремиться к пониманию себя и мира в непосредственно касающихся их ситуациях, проявляя мужество продумывать, сознавать все, что они узнают, с чем работают.
Введение
Сейчас часто используется понятие «информационно-психологическая безопасность», которое связано с обеспечением психологической безопасности субъектов образования в контексте использования ими цифровых технологий в образовании. Происшедшие в последние годы акты колумбайна, буллинг и иные виды насилия в образовательных учреждениях ставят перед исследователями важную задачу коррекции и предотвращения не только преступлений, но и проступков различных субъектов образования в отношении себя, других людей и общества в целом [1-3]. Эта задача обеспечения психологической безопасности образования может быть решена силами образовательных учреждений и систем образования, в том числе скоординированной междисциплинарной работой специалистов служб психолого-педагогического, медицинского, юридического и т. д. сопровождения образовательного процесса [4-6]. Психологическая безопасность, при которой люди чувствуют себя комфортно, принимая межличностные риски, является решающим фактором, определяющим безопасное, продуктивное и эффективное обучение и воспитание будущих специалистов в вузах [7; 8, р. 6]. Многие исследования психологической и информационно-психологической безопасности в образовании сосредоточены на исследовании предшествующих событий
и результатов, связанных с психологической безопасностью и ее нарушениями, но однако мало внимания уделяется путям, шагам и технологиям обеспечения и повышения психологической и информационно-психологической безопасности на разных уровнях образовательной организации.
Цель — анализ и выявление проблем и направлений психологического сопровождения субъектов образовательной организации (вуза) в сфере обеспечения и развития психологической безопасности личности и группы.
Результаты и обсуждение
Психологическая безопасность — состояние уверенности субъектов образования в том, что они не будут наказаны, унижены, подвергнуты остракизму за свои ценности, представления и переживания, модели поведения, опасения и ошибки, успехи и достижения [8-12]. Это общее убеждение членов образовательной организации или ее отдельного подразделения в том, что другие члены группы не будут отвергать, наказывать и унижать их за то, что и как они делают, говорят, думают, переживают и т. д.
Исследования неоднократно обнаруживали, что организации выигрывают от разнообразия взглядов, а группы людей с разным жизненным опытом наиболее способны распознавать проблемы и предлагать творческие решения. Психологическая, в том числе информационно-психологическая, безопасность в образовании означает, что люди чувствуют себя комфортно, будучи самими собой, сознавая и реализуя себя как индивидуальности и как члены одной группы (сообщества). Они полностью отдаются образовательному процессу и чувствуют себя нормально.
Отсутствие психологической безопасности в вузе имеет серьезные последствия. Когда людям неудобно говорить о неэффективных и непродуктивных переменах и инициативах, организация не способна предотвратить неудачу. Когда участники образования не полностью привержены ему, организация теряет возможность использовать сильные стороны всех своих талантов. Люди должны чувствовать себя комфортно, открыто высказываясь, задавая странные, наивные или мудрые и конкретные вопросы, спокойно соглашаясь или не соглашаясь с тем, как обстоят дела, чтобы иметь возможность реально изменять ситуацию. Психологическая безопасность не означает, что «все всегда хорошие», но означает, что люди принимают конфликт и высказываются, зная, что группа поддерживает их, а они поддерживают ее [7; 13-16 и др.].
Для образовательных организаций, серьезно настроенных на успех, свойственно множество инноваций, важны отношения творчества, привлечение и удержание профессионалов и «талантов», которые открыто и развернуто обсуждают проблемы, а не замалчивают их. Традиционная культура «подгонки»
и «приспособления» человека к организации обречена на провалы и неуспехи, успех требует постоянной рефлексии и критического осмысления происходящего, соблюдения традиции и привнесения новых идей, новых целей. Межличностный климат не должен подавлять, людей в организации нельзя высмеивать, запугивать и т. д. Несогласие обсуждать проблемы хотя и ускоряет ход событий, но блокирует творчество: обсуждение является неотъемлемой частью творческого процесса. Люди должны иметь возможность озвучивать сомнительные и незаконченные идеи, задавать неординарные вопросы и обсуждать их с другими. Это создает культуру, в которой незначительная оплошность или мгновенная ошибка не имеет большого значения, фактические ошибки признаются и исправляются, следующая творческая идея может стать следующим важным этапом развития организации [1; 11; 12; 16-18]. Путь психологической безопасности развития организации иногда тернист, но четкое следование общей траектории, при учете типичных сценариев обсуждения и воплощения инноваций, обеспечивает постоянное развитие и продуктивные, эффективные перемены. Э. Эдмондсон называет это состояние «бесстрашной организацией» (fearless organization) [19]. Создание психологической безопасности в вузе необходимо не только для его успешного функционирования, обучения и воспитания, но и для развития инноваций. В случае инновационной культуры люди должны иметь возможность вести себя, разговаривать, мыслить и чувствовать нестандартно, необходимы обсуждения и мозговые штурмы, чтобы создать действительно инновационную культуру [7]. Вместо того чтобы отстаивать «право на тайну» и «право не знать» чего-либо, субъекты стремятся к пониманию себя и мира в непосредственно касающихся их ситуациях, проявляя мужество продумывать (сознавать) все, что они узнают, с чем работают.
Психологическая безопасность — понимание того, что в образовательном учреждении безопасно идти на риски межличностных отношений, что такие риски жизненно важны для развития командного духа («образовательного сообщества») и качества образования, способствуют готовности обучающихся, преподавателей и иных работников вносить свой вклад в достижение общей цели. Люди не боятся быть отвергнутыми за высказывание предложений и знают, что при выявлении или обсуждении проблем, дискуссиях или исправлении ошибок к ним будут относиться справедливо и с сочувствием. Они свободны не только от страха в целом, но и от межличностных, профессиональных и социальных угроз их актуальному статусу, а также профессиональному развитию, в том числе от угроз, несправедливости, травли и т. п.
Психологическая безопасность особенно важна в средах с высоким риском, таких как образование,
где люди трудятся и учатся в межпрофессиональной и междисциплинарной среде, где ошибки могут привести к серьезным нарушениям в жизни индивида, группы или организации. Однако, несмотря на преимущества психологической и информационно-психологической безопасности, в образовательных организациях современности чаще всего преобладают отношения вины и страха, которые наносят ущерб безопасности людей, духовно-нравственному благополучию и развитию персонала и студентов, эффективности и продуктивности организации, приводя к неучитываемым аберрациям, ошибкам и снижению безопасности [1; 11; 16; 18; 20]. Так, «вертикаль» управления, свойственная менеджериализму, порождает тайны, умолчания и запреты на высказывание того, что, по частному мнению менеджера, может быть разрушительным и недопустимо. В результате «обратные» и «горизонтальные» связи в организации истощаются, становится невозможным сотрудничество, возникает лавина конфликтов и противоречий, которые никто не собирается решать иным методом, чем увольнения и отчисления, наказания и травля, а также дальнейшим блокированием доступа к необходимой для решения конфликта и реализации образовательных задач информации. Негативное отношение к «слишком умным» и в рамках трудовых, и в рамках образовательных отношений стало привычным уже в конце ХХ в. В настоящее время начинает отвергаться важность качественного образования и образования в целом: некомпетентная цифровизация образования «ради цифровизации» порождает иллюзию образовательной активности, что активно используется для его имитации, подмены, способствует закреплению между людьми отношений страха и вины.
Такая культура вины и страха усугубляется в странах, в которых люди придерживаются строго иерархических отношений, где структура и контроль имеют первостепенное значение, нет возможности откровенных разговоров на разных организационных уровнях. Это также типично для менеджериализации и коммер-ционализации образования: там, где образовательной организацией руководит назначенный «эффективный менеджер», достоинством которого являются лишь коррупционные связи с другими «эффективными менеджерами».
Страны с рыночной культурой в ХХ в. начали ставить конкурентоспособность и доход от образования выше важности обсуждения неудач, создавая и удерживая тем самым психологически опасную, «токсичную» среду, что уже неоднократно было отмечено педагогами и иными специалистами, учеными, стремящимися к действительному обеспечению безопасности образования, к радикальному, а не фрагментарному или имитирующему решению проблем насилия в образовании [8; 10; 17; 18].
Состояние психологической безопасности — важный ресурс, обеспечивающий образование, его поддержку и качество, а также развитие обучающихся.
Отметим, что многие школы и вузы давно применяют подход, ориентированный на выздоровление, сосредоточиваясь на расширении возможностей обучающихся с помощью семьи (опекунов) или соучеников, оказывающих поддержку отстающим. Это помогает им осознавать и развивать свои сильные стороны, совершать осознанный выбор, значимый для их жизни и для организации.
Несмотря на очевидные преимущества психологически безопасной организационной культуры в образовании, ее трудно реализовать на практике и даже продемонстрировать, начиная с вопроса, что можно «делать» с организационной культурой — изменять или только исследовать и учитывать.
Наряду с неоднородностью собственных интересов и нужд, члены образовательной организации отражают интересы и нужды множества иных сторон (стейкхолдеров), что может создать проблемы для внедрения последовательных изменений, а также особенностей национальной культуры. Поэтому существующие в обществе индивидуалистические и коллективистские модели отношений, открытые или закрытые, патриархальные и матриархальные ориентации, разные модели толерантности к неопределенности и т. д. влияют на возможности обеспечения и развития психологической безопасности членов образовательных и иных организаций [1; 12; 13; 21].
Психологическая безопасность играет центральную роль в выявлении и исправлении ошибок и промахов, поэтому их обсуждение может пресекаться на уровне организационного давления. Исследования указывают на связь между психологической безопасностью и качеством образования, готовностью и способностью к инновациям. Психологически безопасная организация понимает важность извлечения уроков из неудач и то, что члены образовательной организации играют большую роль в ее успехах. Поэтому они могут сообщить, что им нужна помощь, не опасаясь, что это будет рассмотрено как слабость или как-то иначе повлияет на их репутацию, а также на стабильность их образовательных результатов и перспектив профессионального и карьерного становления и развития. Неспособность и неготовность обсуждать эти вопросы связаны с вероятностью стрессов, которые могут усугубить проблему и привести к более серьезным проблемам со здоровьем. Психологическая безопасность должна быть обеспечена на каждом уровне организации, это важно сознавать и задавать как принцип или идеал, даже если его трудно реализовать на практике. Она будет ощущаться и выражаться по-разному в зависимости от контекста: на индивидуальном, командном и организационном уровнях. Поскольку организа-
ция образования представляет собой множество подструктур и субкультур, необходимо создание гибкой программы психологической безопасности, адаптированной к потребностям разных субъектов (групп и индивидов). Этот момент имеет решающее значение для успеха программы в масштабах всей организации. Особенно важно поведение руководителей: здесь используются понятия типа трансформационного лидерства, сострадательного и совместного лидерства, инклюзивности лидерства, управленческой открытости, надежности руководителя и поведенческой честности. Подструктуры также могут различаться с точки зрения процедурных аспектов, способствующих или препятствующих психологической безопасности: различаются процессы и содержание контактов людей в подструктурах. Важно, не поощряя прямые конфликты внутри и между командами, не позволять накапливаться невысказанным разногласиям, которые могут перерасти в гораздо более серьезные проблемы в будущем.
Таким образом, руководители должны предоставлять подчиненным возможность обсудить проблемы, а также управлять процессами, имея смелость сдерживать или даже препятствовать переменам, которые подрывают психологически безопасные отношения. Психологическая безопасность заключается в содействии совместным и откровенным дискуссиям, а не «карт-бланше» в разрешении любых перемен. Кроме того, лидеры также должны находиться в психологической безопасности при выполнении своих управленческих обязанностей и использовать поддерживающие их ресурсы для управления персоналом.
Важны отношения сотрудничества, максимизирующие шансы на успех. Опыт сотрудничества способствует психологической безопасности и позволяет убедить сотрудников в искренности намерений руководства. Сотрудничество повышает внутреннюю мотивацию персонала и увеличивает участие в этих изменениях, а также содействует устойчивости организации. Совместное принятие и воплощение решений позволяет членам организации ощущать свои полномочия, включая полномочия в области обеспечения психологической безопасности [8; 10; 16; 19].
По мнению Т. Кларка, члены организации должны пройти ряд этапов безопасности, прежде чем они смогут внести в развитие организации свой уникальный, ценный вклад и бросить вызов статус-кво. Когда коллектив или организационный климат характеризуются межличностным доверием и атмосферой уважения, члены организации чувствуют себя свободными для сотрудничества и ощущают себя в безопасности, принимая на себя риски, что в конечном итоге позволяет им более эффективно внедрять инновации. Психологически безопасное учебное или рабочее место начинает-
ся с чувства принадлежности. Члены образовательной организации должны чувствовать себя принятыми, прежде чем они смогут в полной мере внести свой вклад в улучшение ее деятельности [21; 22]. Он полагает возможным выделить 4 этапа психологической безопасности.
Первый — безопасность инклюзивности — удовлетворяет базовую человеческую потребность в общении и принадлежности. На этом этапе человек чувствует себя в безопасности, будучи самим собой, и его принимают таким, какой он есть, включая его уникальные качества и определяющие характеристики.
Второй — безопасность учащегося — удовлетворяет потребность в обучении и росте. На этом этапе человек чувствует себя в безопасности, обмениваясь информацией в процессе обучения, задавая вопросы, давая и получая отзывы, экспериментируя и допуская ошибки.
Третий — безопасность участников — удовлетворяет потребность в изменении ситуации. Человек чувствует себя в безопасности, используя свои навыки и способности, чтобы внести значимый вклад.
Четвертый — безопасность изменений — удовлетворяет потребность в улучшении ситуации. Человек чувствует себя в безопасности, когда говорит и бросает вызов статус-кво, когда считает, что есть реальная возможность измениться или улучшиться.
Чтобы помочь членам образовательной организации через эти этапы идти на риск и высказываться, чтобы в итоге оказаться там, где комфортно, лидеры должны воспитывать и поощрять чувство психологической безопасности членов своей организации.
Одно основное заблуждение руководителей состоит в том, что психологическая безопасность будет присутствовать в любой более или менее здоровой рабочей среде, как и свобода работников и обучающихся от насилия и защита от травм. Однако в реальности психологически безопасная образовательная среда — редкость.
Для многих людей естественно «держать свои идеи при себе», «надеяться на авось», избегать «глупых» вопросов и несогласия с руководством, даже при наличии опасений. Поэтому свободный обмен идеями и вопросами затруднен. Нужны специальные усилия для формирования и развития новых моделей поведения и психологически безопасные, обеспечивающие психологическую безопасность инновации, в том числе в контексте насыщения образования цифровыми технологиями и методиками, использующими цифровые технологии [23-26].
Результаты этого труда, однако, приходят в виде более скорых и оптимальных решений проблем: стратегические проблемы, которые существовали долгое время, можно разрешить относительно быстро, обеспечив диалог между заинтересованными сторонами. Здесь необходимыми являются такие моменты:
1) сосредоточиться на качестве образования (а не самой психологической безопасности) и том, что оно зависит от диалога, интеграции идей и опыта множества людей, что требует готовности обсуждать проблемы своевременно, откровенно, закреплять и транслировать иным подразделениям новые модели взаимодействия на регулярных занятиях и в процессе обмена опытом вне их;
2) обучать навыкам анализа перспектив исследования, которые облегчают откровенный обмен идеями и опасениями. Лучше всего это происходит в процессе совместного выполнения работы (в генеративных диалогах — беседах, в которых объединены несколько точек зрения для выработки новых решений о том, как двигаться вперед, о сложных темах, структурированных и организованных таким образом, чтобы команда могла оценивать свою эффективность и продуктивность по мере продвижения);
3) включить фиксацию результатов в виде текстов, тщательно проанализировать, как можно и нужно действовать, чтобы создать правильную атмосферу для навигации по сложным темам или решениям. Представляя и записывая конкретные описания, люди лучше усваивают новые навыки и практики;
4) нормализация тревог и уязвимости, связанной с образованием и работой с помощью практики небольших актов уязвимости. Понимание того, что открытость (а значит, и уязвимость) не причиняет вреда, позволяет продолжать увеличивать масштабы межличностных рисков, на которые люди готовы (способны) пойти. Если участники утаивают важную, но чувствительную или неприятную информацию, диалог не даст результатов, поэтому их можно «подогреть» к межличностному риску, предлагая начать с безопасных, но малоэффективных задач.
В современном образовании развитие способностей, связанных с психологической безопасностью и осмыслением перспектив, становится все более важной частью достижения совершенства [1; 4; 5; 10; 12; 27].
Э. Эдмондсон и Дж. Ползер полагают, что установление норм имеет решающее значение для успеха и участия людей в создании психологически безопасной среды [12; 19].
Психологическая безопасность — защита от подрывного поведения, отталкивающего людей от тех ситуаций, в которых они ищут себя и возможности развития. Психологическая безопасность облегчает взаимодействие, способствует инклюзивной культуре и процветанию, обмену мнениями; вдохновляет на творчество и идеи самовыражения; улучшает самочувствие, психическое здоровье и благополучие; помогает регулировать стрессоры, которые мешают им; снижает текучесть кадров и обучающихся; повышает устойчивость организации, качество образования и производительность организации [2-4; 21].
Руководители, которые не в состоянии создать и поддерживать психологически безопасную атмосферу в коллективе, могут вызвать непоправимые деструкции и нанести ущерб организации.
Создание психологически безопасной рабочей среды в организации образования. Создание данной среды начинается с коучинга, направленного на изменение поведения людей в организации. Изменение культурных норм требует постепенного обучения всех в компании посредством экспериментального обучения. Здесь необходима работа с руководителями и с программами для всех членов организации.
Руководитель и иные лидеры должны постоянно моделировать инклюзивное поведение, позволяющее вырабатывать новые командные нормы. Важно просить людей поделиться своими мыслями и опытом (активное слушание и любопытство), особенно в неоднозначных и многоуровневых ситуациях. Руководителям важно учиться у сотрудников и студентов так же, как последние учатся у первых. Важно поощрять уважение, нельзя игнорировать негативные воздействия: когда кто-то прерывает, стыдит или иначе мешает другим высказываться. Необходимо информировать людей о том, как такие способы поведения могут помешать творчеству и инновациям, в том числе делиться опасениями, идеями и вопросами. Важно также подавать пример высшему руководству, вплоть до руководителей групп и менеджеров, чтобы набор моделей психологически безопасного поведения стал нормой для всей организации (запрос обратной связи, признание ошибок и извинения, открытость отличающимся мнениям, тактичность и доступность, запрос помощи). Важно принять уязвимость, так как это признак внутренней силы, способности и готовности к совершенствованию, а также и способ поощрения открытой и честной обратной связи. Это показывает, что ответственность за ошибки ценится организацией. Важно способствовать открытому разговору (с установкой на рост), включая использование корпоративных мероприятий или виртуальных «тусовок», чтобы члены организации могли расслабиться и быть собой, узнавать друг друга как люди и развивать непредвзятость. Необходимо также расширение прав и возможностей с привилегированного места: расширить возможности и полномочия недостаточно представленных коллег путем выделения их достижений и поддержки «ресурсной группой сотрудников», демонстрации реального интереса и признательности, помогающих достичь и развить доверие, интерес к проблемам сотрудников и студентов вне организации [4; 6; 21; 26].
Возможно устроить «тревожную вечеринку» (Д. Бурка), которая нормализует уязвимость и неуверенность при обмене сотрудниками своими тревогами в ходе тренинга. Такие вечеринки не предназначены
для решения проблем, но они дают людям пример обмена информацией и укрепления доверия [23].
Одна из самых сложных задач «инклюзивного» руководителя, кадровой службы и/или сотрудников службы сопровождения образования состоит в том, чтобы увеличить диалогический обмен мнениями в организации, уменьшая при этом конфликтность или «социальное трение». Когда этого не происходит и становится психологически чрезвычайно опасно говорить о том, что человек на самом деле думает и чувствует, то отсутствие психологической безопасности запускает, помимо цензуры в организации, и процессы самоцензуры, в итоге человек или группа людей прекращают обучение (воспитание) и блокируют сотрудничество и творчество. Когда лидеры культивируют психологическую безопасность, команды и организации проходят несколько последовательных этапов.
Если люди чувствуют себя включенными и принятыми, тогда они ощущают себя в безопасности, чтобы учиться, вносить свой вклад и, наконец, бросить вызов статус-кво. В этом процессе лидеры могут и должны задавать тон и моделировать идеальное поведение, путь: если они преодолеют страх, установят ответственность, основанную на реальных результатах, создадут благоприятную среду, позволяющую людям быть уязвимыми по мере их обучения и роста, то результаты превзойдут их ожидания.
При разработке программ обеспечения безопасности для всех членов организации продуктивно и эффективно картирование уже существующих инициатив, так как это показывает, что уже сделано, и снижает риск дублирования работы. Так максимизируются инвестиции в психологическую безопасность. Необходимо обратиться ко всем активным обучающимся и преподавателям организации с просьбой об участии в таком картировании и создании атмосферы безопасности, а также к посредникам, к числу которых относятся различные неформальные и формальные организации, включая профсоюзы, благотворительные организации или иные местные благотворительные инициативы, виртуальным (сетевым) и реальным группам поддержки, и провести с ними фокус-группы или интервью. Представление о психологической безопасности отношений в организации включает оценку барьеров и возможностей. При такой оценке важно выслушать индивидов и группы, которые могут с осторожностью рассказывать о своем опыте («слабые голоса» не менее важны, чем «сильные»), получить обратную связь от тех, кто обычно не говорит открыто. Поощрение сотрудников к высказываниям — это первый шаг. Нужны организационные методы, которые поддерживают то, что происходит после высказываний: очень важно поощрение членов организации, которые решились высказать свое мнение, а также принятие решений и перемены, проис-
текающие из полученной информации. Инклюзивное лидерство — неотъемлемая часть психологической безопасности. Кроме того, нужны специальные исследования, опросы и наблюдения, выявляющие людей, лишенных ощущения психологической безопасности или не готовых участвовать в исследовании: они нуждаются в особой поддержке. Важно также оценивать долгосрочные и непосредственные последствия действий по обеспечению безопасности, например последствия сообщений о промахах. Кроме того, важно оценивать влияние усилий обеспечения безопасности на конечные результаты, такие как качество образования, его повышение. Внедрение культурных изменений и повышение психологической безопасности потребуют значительного времени как с точки зрения культурного сдвига при условии работы с уже имеющимися специалистами и студентами, так и с точки зрения введения в должность нового персонала и поступления новых студентов [4; 8; 9; 13].
Конкретные шаги повышения психологической безопасности в организации принимать достаточно сложно по ряду причин:
1) комплексный характер феномена требует многогранного подхода к изменениям, направленным на его достижение и развитие;
2) культурные инициативы в области психологической безопасности требуют культурного сдвига, участия и приверженности переменам в данной области большинства специалистов и обучающихся;
3) измерить психологическую безопасность и ее влияние на итоговые результаты сложно;
4) сложно определить, какие шаги, в каком порядке и в какие сроки, кому нужно предпринять для обеспечения и повышения психологической безопасности.
Путь каждой организации будет своеобразным, однако важно выделить основные компоненты программы повышения психологической безопасности. Важно построение атмосферы психологической безопасности организации, ориентированной на человека, готовой и способной слушать людей и изменяться (учиться на ошибках и т. д.). Целенаправленные вмешательства академических служб сопровождения образования, конкретизирующие эту атмосферу, обеспечивают дополнительный результат:
1. Создание группы влиятельных лиц в организации, составляющих стратегический план психологически безопасной практики: принципы и сквозные темы достижения этих результатов.
2. Поддержка и приверженность психологически безопасной практики со стороны организации: информирование и укрепление приверженности организации согласно стратегическому плану.
3. Обмен сообщениями с руководителями организации для моделирования психологической безопасности и сосредоточения внимания на таких аспектах, как:
— обсуждение важности сообщения об ошибках и преимуществах концентрации на повышении качества;
— обсуждение коллективной ответственности (в том числе поощрения) персонала за высказывание мнения по проблемам образования, включая меры повышения качества образования;
— обсуждение опыта профессиональных и образовательных неудач и уроков, извлеченных из этого опыта: нужно сделать неудачу психологически приемлемой как часть учебно-профессионального развития;
— обсуждение прежних трудностей взаимодействия со старшими и более высокостатусными коллегами и т. д., извлеченные уроки, важность высказываний и совместного принятия решений внутри и между группами и представителями групп.
4. Создание кодекса психологически безопасного поведения, декларации нормативов относительно того, как люди должны вести себя друг с другом, ценностей психологической безопасности, включая открытые и откровенные дискуссии, сбалансированные с состраданием и справедливостью, нацеленные на повышение качества образования.
5. Проведение форумов и структурированные дискуссии для разных групп для обсуждения проблем и возможностей в практике качества образования.
6. Обеспечение (пере)подготовки и тренинга психологически безопасного поведения. Создание и отбор образовательных методик и подходов, которые позволят командам использовать психологически безопасную практику в образовательных и внеобразователь-ных ситуациях, включая моделирование ситуаций высокого давления, таких как агрессивные и склонные к насилию субъекты образования.
Следует учитывать «узкие места», это особенно важно для вовлечения разных групп субъектов и оказания помощи. Психологическая безопасность актуализируется, когда приходится применять принудительные меры для защиты субъекта от причинения вреда себе или другим людям. Травмы и дистрессы, которые приводят к мерам принуждения, могут быть минимизированы и исцелены открытым и сочувственным взаимодействием на фоне развернутой рефлексии и подведения итогов после того, как кризис пройдет. Подведение итогов дает возможность повышать рефлексивность персонала и студентов вузов, вносить свой вклад в образование (например, обсуждать будущие способы и альтернативы образования), улучшать качество образования. Целевые вмешательства делятся на структурирующие дискуссии, посвященные обсуждению имеющихся проблем
или направлений улучшения, и на принятие решений, требующих группового обсуждения и выбора плана действий.
В целом речь идет о следующих моментах [1; 12]:
— о важности расширения прав и возможностей студентов путем информирования их на каждом этапе обучения и вовлечения в принятие решений, предоставления возможности выбора;
— об уважении и поощрении вкладов всех членов организации в поддержку индивидуального развития каждого студента как личности и партнера, ученика и профессионала;
— о сосредоточении в трудных ситуациях совместных обсуждений на индивидуальном развитии и развитии команды, а не на конфликте и противостоянии, цель обсуждений — консенсус (лучшее из возможных решение для всех и каждого), а не чья-то победа.
Данные моменты могут служить рекомендациями по оптимизации психологического климата образовательного учреждения. Центральное значение в этом имеют «рассекречивание» существующих тайн и «скелетов» организации, актуализация и рефлексия «скрытых знаний» и умений в процессе предметно-ориентированного диалога субъектов и иных стейкхолдеров образования по поводу инноваций и иных проблем и задач улучшения качества функционирования образовательного учреждения. Информационно-психологическая безопасность при этом — один из важных моментов безопасности, при котором в вузе созданы условия для того, чтобы люди использовали цифровые технологии и соответствующие образовательные методики свободно, не во вред, а на пользу себе и образованию.
Выводы
Психологически безопасная практика имеет особое значение в области любого образования, включая высшее. Психологическую безопасность, являющуюся интуитивно понятной концепцией, применять в масштабе вуза достаточно сложно, поскольку эта проблема и ее решение имеют большой резонанс, многочисленные и разнотипные следствия для всех уровней и компонентов образовательной системы. То, что все стороны высказываются и принимают максимальное участие в обсуждении, имеет существенное значение для безопасного и оптимального образовательного процесса.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы связаны с проведением эмпирического анализа и разработкой системной модели обеспечения безопасности образовательных отношений в современном вузе.
Список источников / References
1. Валеева Г. В. Психолого-педагогические технологии в сфере безопасности жизнедеятельности. Челябинск, 2021. 46 с.
2. Маленова А. Ю. Копинг-ресурсы студентов как фактор психологической безопасности личности в образовательной среде // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2020. № 10. С. 110-117.
3. Овсяницкая С. С. Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 187-190.
4. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические подходы к пониманию концепции личной безопасности // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 2. С. 263-270.
5. Хайтович Л. В. Психологические условия поддержания корпоративной безопасности // Форум молодых ученых. 2021. № 9(61). С. 150-154.
6. Litvinova A., Kokurin A., Ekimova V., Koteneva A., Pozdnyakov V. Procrastination as a threat to the psychological security of the educational environment. Behavioral Sciences. 2020. Vol. 10, № 1. P. bs10010001.
7. Tyumaseva Z. I., Valeeva G. V., Ponniah K, Nurtanto M., Nogaibayeva A. A., Arpentieva M. R. Psychological support for the psychological safety of an individual and a group in higher education. Challenges of Science. 2022. Iss. V. Pp. 54-61. https://doi. org/10.31643/2022.07.
8. Wanless Sh. The Role of Psychological Safety in Human Development. Research in Human Development. 2016. Vol. 13. Pр. 6-14. https://doi.org/10.1080/15427609.2016.1141283.
9. Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Практические аспекты психологии здоровья. Челябинск, 2020. 265 с.
10. Петросянц В. Р., Гридяева Л. Н., Валеева Г. В., Арпентьева М. Р. Стили жизнедеятельности студентов и психологическая безопасность образования // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 391-398.
11. Худякова Т. Л., Клепач Ю. В., Валеева Г. В., Арпентьева М. Р. Обеспечение психологической безопасности образования в высшей школе // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4, № 8. С. 37-42.
12. Edmondson A. C., Lei Z. Psychological safety: the history, renaissance, and future of an interpersonal construct. Annual Review Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2014. Vol. 1(1). Pр. 23-43. https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-031413-091305.
13. Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Психологическая адаптация студентов как основа сохранения здоровья // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 3(163). С. 218-238.
14. Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Технология консультирования в области субъективного здоровья. Челябинск, 2022. 238 с.
15. Петросянц В. Р., Гридяева Л. Н., Валеева Г. В., Арпентьева М. Р. Стилевые особенности жизнедеятельности студентов и проблемы психологической безопасности образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8, № 1. С. 119-135.
16. Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности / под ред. Н. А. Лызь. Таганрог, 2011. 244 c.
17. Тюмасева З. И., Валеева Г. В. Технология консультативной деятельности по вопросам субъективной составляющей здоровья обучающихся // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2018. № 5(97). С. 128-135.
18. Newman A., Donohue R., Eva N. Psychological safety: a systematic review of the literature. Human Resource Management Review. 2017. Vol. 27(3). Гр. 521-535. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.01.001.
19. Edmondson A. C. The Fearless Organization: Creating Psychological Safety in the Workplace for Learning, Innovation, and Growth. N.-Y., 2018. 256 p.
20. Hunt D. F., Bailey J., Lennox B. R., Crofts M., Vincent C. Enhancing psychological safety in mental health services. International Journal of Mental Health Systems. 2021. Vol. 15, 33. Рр. 1-18. https://doi.org/10.1186/s13033-021-00439-1.
21. Кривцова Е. В. Детерминанты психологической безопасности будущих специалистов по социальной работе в условиях вуза // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020. Т. 1, № 2. С. 82-88.
22. Clark T. The 4 Stages of Psychological Safety: Defining the Path to Inclusion and Innovation. N.-Y., 2020. 192 p.
23. Burka D. How "Anxiety Parties" made our team more vulnerable and more effective. GV Library. 2016. January, 21. P. 1. URL: https://library.gv.com/how-anxiety-parties-made-our-team-more-vulnerable-and-more-effective-5d8cdda4680 (accessed: 22.08.2022).
24. Pantserev K. A., Golubev K. A. Artificial intelligence and the international information and psychological security. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. 2021. Тр. 1-8.
25. Roumate F. Mechanisms of advanced international psychological security in the age of artificial intelligence. Communications. Media. Design. 2020. Vol. 5, No. 1. Pр. 143-156.
26. Tulakova Z., Tulakova S., Muxammadjonov X., Umarov X., Abdullaxujayev D. Information-psychological security mechanisms // Мировая наука. 2020. № 6(39). С. 72-74.
27. Yang Q., Shi M., Tang D., Zhu H., Xiong K. Multiple roles of grit in the relationship between interpersonal stress and psychological security of college freshmen. Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Pр. 820-829.
Поступила 01.02.2023; одобрена после рецензирования 15.02.2023; принята к публикации 30.03.2023.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.