УДК 371.14
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
Статья посвящена проблеме поиска путей преодоления профессиональных затруднений педагогов дистанционного обучения. Основное внимание автор уделяет особенностям организации сопровождения профессиональной деятельности педагогов дистанционного обучения детей с особыми потребностями в условиях информационно-методической сетевой среды сопровождения.
Ключевые слова: сопровождение педагогов, дистанционное обучение, дети с особыми потребностями.
E.O. 5puu,Han E.O. Britskaya
SUPPORTING PROFESSIONAL ACTIVITY
OF TEACHERS OF DISTANCE LEARNING FOR CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS AS A METHOD OF OVERCOMING PROFESSIONAL DIFFICULTIES
The article is devoted to the problem of searching ways of overcoming the professional difficulties of educators of distance learning. The author emphasizes the peculiarities of organizing suppport for professional activity of teachers of distance learning for children with special needs in terms of informational and methodological network environment support.
Key words: support for teachers, distance learning, children with special needs.
В век высокой информатизации всех сфер жизнедеятельности человека и сферы образования одной из вариативных форм обучения, создающей условия для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся, на наш взгляд, является дистанционное обучение (далее - ДО). Именно обучение с использованием дистанционных образовательных технологий открывает детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении качественного и доступного образования.
Наряду с этим в дистанционном обучении перед педагогами встаёт необходимость решения новых профессиональных задач и реализации новых функций профессиональной деятельности. В результате диагностики готовности педагогов к ведению дистанционной профессиональной деятельности [1, с. 165], нами было выявлено, что в процессе дистанционного обучения детей с особыми потребностями педагоги сталкиваются с целым рядом профессиональных трудностей и проблем и нуждаются в помощи по их разрешению.
Как помочь педагогам преодолеть профессиональные трудности, какие условия необходимо для этого создать, с помощью каких средств? Поиск научно-обоснованных путей преодоления затруднений педагогов ДО детей с особыми потребностями является проблемой нашего исследования.
Эффективное преодоление затруднений дистанционных педагогов детей с особыми потребностями, на наш взгляд, будет возможно, если будет организован процесс сопровождения профессиональной деятельности педагогов в условиях информационно-методической сетевой среды сопровождения, с учетом выявленных затруднений [2].
Проведённый нами контент-анализ источников психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе развития образования сложились разные
взгляды на процесс сопровождения. Так, в проанализированных нами источниках сопровождение профессиональной деятельности педагогов предстает как процесс [3, с. 216; 4, с. 44; 5, с. 70; 6, с. 111]; педагогическая стратегия [7, с. 111]; помощь [8, с. 43]; система мер [9, с. 9; 10, с. 65]; обучение [11, с. 95]; влияние [12, с. 95]; метод [13], [14].
Большая часть исследователей (Л. Н. Бережнова, М. Р. Битянова, О. С. Газман, Г. М. Земскова, Е. И. Казакова, Л. Г. Тарита, А. Д. Тасмуханова, Л. М. Шипицына и др.) отмечают, что одной из сущностных характеристик сопровождения является опора на личность педагога, его опыт и самостоятельность в принятии решений. Е. И. Казакова в качестве исходно-теоретического положения для формирования теории и методики сопровождения рассматривает системно-ориентационный подход [14], важнейшим положением которого является приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Исходя из вышесказанного, мы определяем сопровождение профессиональной деятельности педагога ДО детей с особыми потребностями как метод, обеспечивающий создание условий для принятия педагогом оптимальных решений в различных ситуациях профессионального выбора в информационно-методической сетевой среде сопровождения.
Для эффективной организации процесса сопровождения, определения его направлений и особенностей в условиях ДО нами была проведена диагностика проблем и трудностей, возникающих перед педагогами ДО детей с особыми потребностями. Диагностика показала, что педагоги испытывают затруднения, обусловленные как объективным характером профессиональной деятельности в условиях ДО детей с особыми потребностями (проблемы вхождения в новый вид профессиональной
деятельности, недостаточное методическое обеспечение деятельности педагога и пр.), так личностными особенностями педагога (трудности, имеющие внутренние причины; нарушение внутренних механизмов саморегуляции, негативные психологические состояния (тревожность, неуверенность, неудовлетворенность и пр.)).
Таким образом, направления и механизмы осуществления процесса сопровождения дистанционной профессиональной деятельности педагогов должны носить как объективный, так и субъективный характер. То есть, с одной стороны, на их выбор оказывают влияние личностные качества и профессиональные затруднения каждого педагога, с другой - они объективированы в особенности ДО (в частности, ДО детей с особыми потребностями) и особенности организации сопровождения в условиях сетевого взаимодействия в информационно-методической среде.
Проектируя региональную модель сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДО детей с особыми потребностями мы выстраивали процесс «от педагога», стремясь создать условия для активного участия педагогов в процессе сопровождения, для совершения ими самостоятельного выбора в условиях информационно-методической среды сопровождения. В этом случае важной характеристикой сопровождения является взаимодействие в решении профессиональных проблем, возникающих в процессе ДО: как взаимодействие педагогов со службами центра информационно-методической поддержки ДО (на базе которого сопровождение организовано), так и сетевое профессиональное взаимодействие между педагогами разного профессионального уровня.
Оптимальным, на наш взгляд, сопровождением, которое эффективно может реализовываться в условиях взаимодействия в сетевом профессиональном сообществе являются супервизия, модерирование, фасилита-ция и консультирование. Супервизия основана на взаимодействии педагога и более опытных специалистов, создающем психологически комфортные условия для профессиональной деятельности педагогов и для преодоления затруднений в процессе её осуществления [9, с. 243]. В основе модерирования лежит использование технологий и средств информационно-методической среды сопровождения, помогающих организовать процесс телекоммуникаций, интерактивного обмена опытом, мнениями, точками зрения, создающим условия для принятия педагогом правильного самостоятельного выбора, за счет реализации внутренних возможностей. Фасилитация в процессе взаимодействия осуществляет стимулирование, инициирование и поощрение саморазвития и самосовершенствования педагога за счет особенностей личности педагога, приоритета опоры на внутренний потенциал его развития. Консультирование, в свою очередь, направленно на разрешение разного характера трудностей и проблем педагогов ДО детей с особыми потребностями, на внесение позитивных изменений в профессиональную деятельность как отдельного педагога, так и профессионального сообщества в целом.
Сопровождение профессиональной деятельности педагогов ДО детей с особыми потребностями осущест-
вляют специалисты регионального центра информационно-методической поддержки ДО (далее - ЦДО): супервизию - кураторская служба (состоящая из супервизоров-методистов и более опытных педагогов); мо-дерирование - администрация ЦДО, кураторская и психологическая службы; фасилитацию - психологическая и кураторская службы; консультирование - супервизоры, психологическая и технологическая службы, администрация ЦДО. Сопровождение осуществляется в условиях сетевого профессионального сообщества средствами информационно-методической среды сопровождения по следующим направлениям:
- управленческое (модерация, консультирование);
- технологическое (модерация, консультирование);
- методическое (супервизия, консультирование);
- психологическое (фасилитация, консультирование).
Управленченское направление сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДО детей с особыми потребностями осуществляется с целью модери-рования, организации и координации дистанционного учебного процесса детей с особыми потребностями через оперативное и продуктивное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение организационно-управленческих проблем. Предметом выбора для педагогов могут быть модели организации дистанционного процесса обучения детей с особыми потребностями, электронные формы отчётности, формы взаимодействия с администрацией школ, ЦДО, родителями и учениками; нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность дистанционного учителя; концептуальные модели и принципы ДО и т. д. В качестве условия, обеспечивающего профессиональный выбор педагогов, выступает оперативное и продуктивное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение организационно-управленческих проблем. Управленченское сопровождение осуществляется посредством различных форм организации взаимодействия педагога и сопровождающих (как сетевых, так и очных): постоянно действующего консультационного форума; сетевой учительской; регулярных дистанционных педагогических советов в режиме вебинаров, электронной базы нормативно-правовых и рекомендационных документов и пр.
Технологическое сопровождение (консультирование и модерирование) профессиональной дистанционной деятельности педагогов осуществляется как специалистами ЦДО, так и специалистами муниципальных ресурсных центров информатизации образования (созданными в каждом муниципальном районе Омской области). Технологическое сопровождение осуществляется посредством специализированных программ и решает следующие задачи: модерация работы портала ДО Омской области и поддержка информационно-методической сетевой среды сопровождения; оказание оперативной технической помощи; создание условий для формирования ИКТ-компетентности дистанционных педагогов; формирования умений и навыков работы со специфическими сервисами и инструментами, характерными для процесса обучения в условиях портала ДО Омской об-
ласти; формирование умений работы в форуме, чате, видеоконференции; предоставление педагогам необходимой информации по специализированным программам ДО, способным удовлетворить особые потребности обучающихся, новым педагогическим технологиям и условий для их выбора и пр. Предметом выбора для педагогов могут быть методы и средства информационных и телекоммуникационных технологий; способы хранения и обработки информации для предоставления возможности самостоятельной деятельности широкой коммуникации между субъектами сопровождения; технология работы в информационно-образовательной среде ДО; электронные и цифровые образовательные ресурсы; виды работы с информацией в Интернете; выбор коммуникационных средств и сервисов, выбор необходимого компьютерного оборудования, специализированных программных продуктов и пр. Для осуществления выбора педагогом создана система интерактивной связи субъектов сопровождения, включающая виртуальную сервисную службы по техническому обеспечению (телефонная линия Skype + технологический форум в информационно-методической среде сопровождения); on-line консультации; технологии коллективной работы и взаимоиспользования информационных ресурсов (документы общего доступа, виртуальная техническая сервисная служба и т. д.); корпоративную электронную почту, включающую базу адресов всех субъектов как ДО, так и процесса сопровождения профессиональной деятельности педагогов и пр.
Методическое сопровождение педагогов (супервизия и консультирование) осуществляется в сетевом профессиональном сообществе (Виртуальном методическом объединении дистанционных педагогов) кураторской (супервизорской) службой ЦДО, в состав которой входят супервизоры - опытные методисты (педагоги), которые прошли специализированное обучение и обладают дополнительными квалификациями, позволяющими осуществлять методическое сопровождение педагогов дистанционного обучения детей с особыми потребностями. Методическое сопровождение направлено на создание условий для погружения в решение новых задач профессиональной деятельности, для профессионального роста, условия для выявления профессиональных трудностей, для осуществления выбора оптимальных решений по их преодолению и т. д. В процессе методического сопровождения решаются следующие задачи:
- личностно-профессиональное самоопределение;
- согласование внутренних и внешних факторов, влияющих на профессиональную деятельность дистанционного педагога;
- раскрытие внутренних сил и резервных возможностей педагога;
- выявление запросов педагогов и обеспечение их необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;
- создание условий для поиска и выбора оптимальных технологий и методик;
- анализ трудных ситуаций ДО детей с особыми потребностями, выбор путей решения возникших проблем;
поддержка и развитие профессиональных инициатив и экспериментальных проектов и пр.
Совместное обсуждение вопросов и проблем, диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов, содействие в развитии и саморазвитии педагогов, в создании условий для принятия педагогом оптимальных решений в различных ситуациях в условиях ДО детей с особыми потребностями являются задачами фасилита-ции. Роль фасилитатора выполняют как специалисты супервизорской службы, так и специалисты психологической службы ЦДО. Групповое решение проблем в условиях сетевого взаимодействия позволяет снять сопротивление происходящим изменениям в профессиональной деятельности в условиях ДО детей с особыми потребностями, обмениваться полезной информацией между дистанционными педагогами; формирует ощущение легкости и простоты в освоении новой профессиональной дистанционной деятельности, в освоении сущностных характеристик работы с детьми с особыми потребностями за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всего сетевого профессионального сообщества дистанционных педагогов. Условия для выбора создаются средствами информационно-методической сетевой среды сопровождения и реализуются в форме дистанционных тренингов, деловых игр, дистанционных дискуссий, электронных кейсов и пр. Специалистами психологической службы осуществляется коррекционная работа с педагогами на основе анализа типичных ошибок, проблемных ситуаций, выявления трудностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективное преодоление затруднений педагогов, возникающих в процессе ДО детей с особыми потребностями возможно, если осуществлять комплексное сопровождение профессиональной деятельности педагогов, создающее условия для принятия ими оптимальных решений в различных ситуациях профессионального выбора, гибко реагирующее на затруднения педагога, обеспечивающее условия для оказания ему своевременной квалифицированной поддержки и помощи.
Важной характеристикой такого сопровождения выступает сетевое взаимодействие субъектов сопровождения, при этом актуализируется личностный и профессиональный потенциал педагога, и он приобретает опыт решения проблем собственной профессиональной дистанционной деятельности, опираясь на уже имеющийся опыт работы.
1. Брицкая Е. О. Диагностика готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями // Человек и образование. 2013. № 3. С. 163-168.
2. Брицкая Е. О. Профессиональные затруднения педагогов как источник развития профессиональных компетенций (на материале сопровождения педагогов дистанционного обучения детей с особыми потребностями) // Педагогическая наука и современное образование: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 6-7 февраля 2014 г. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. С. 66-70.
3. Голиков Н. А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 210-219
4. Стародубцева Е. В. Консультационное сопровождение инновационной деятельности педагогов как фактор профессионального развития // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 5. № 27. С. 42-47
5. Снегурова В. И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 10. С. 68-75.
6. Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. № 12. С. 109-122.
7. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования администрации Красноярского края, Красноярского краевого ин-та повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования. Красноярск: Поликом, 2007. 190 с.
8. Земскова Г. М. Модель методического сопровождения профессионально деятельности педагогов в условиях информатизации образования // Методист. 2011. № 9. С. 42-48.
УДК 372.8
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
В статье рассматриваются дидактические принципы разработки учебно-методических комплексов дисциплин в системе среднего профессионального образования. Основная цель исследования - выявить ведущие дидактические принципы обучения для специальных дисциплин подготовки техников.
Ключевые слова: дидактические принципы, учебно-методический комплекс.
В соответствии с Федеральным законом № 309-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обя-
9. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М. Н. Певзне, О. М. Зайченко, В. О. Букетов и др.; под ред. М. Н. Певзнера; НовГУ им. Ярослава Мудрого; Ин-т образовательного маркетинга и кадровых ресурсов. Новгород, 2002. 316 с.
10. Винтер Е. И. Вопросы организационно-стимули-рующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. С. 64-66.
11. Бичерова Е. Н. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 3. С. 94-96
12. Тасмуханова А. Д. Психолого-педагогические условия личностно-профессионального развития педагога в системе повышения квалификации // Интеграция образования. 2009. № 4. С. 94-97.
13. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2000. 21 с.
14. Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): дис. ... д-ра педагог. наук. СПб, 1995. 390 с.
© Брицкая Е. О., 2014
С. В. Дмитриева, Е. Н. Хаматнурова S. V. Dmitrieva, E. N. Khamatnurova
DIDACTIC PRINCIPLES
OF DEVELOPING TEACHING MATERIALS FOR THE DISCIPLINE «CONSTRUCTION MACHINERY AND EQUIPMENT» FOR SPECIALTY «CONSTRUCTION AND OPERATION OF BUILDINGS AND STRUCTURES»
This article discusses the didactic principles of developing teaching materials in the system of secondary professional education. The main objective of the study is to elicit the main principles of training for special subjects of the preparation for technicians.
Key words: didactic principles, teaching materials.
зательных при реализации основных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].