УДК 378.2 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-182-188
Инновационные технологии педагогического консалтинга в вузе
С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. В настоящее время становление педагогического консалтинга происходит под влиянием сложных процессов реформирования системы образования, характерных для постиндустриального этапа развития экономики, основанной на знаниях. Эти процессы определены в целевых проектах инновационного развития России до 2020 года, пространственного развития Российской Федерации до 2025 года и других. Цель статьи - на основе выявленных основных векторов развития консалтинга в России и за рубежом определить совокупность и раскрыть основной понятийный аппарат, связанный с разработкой и реализацией инновационных технологий педагогического консалтинга в организациях высшего образования. Материалы и методы. Исследование осуществлялось на базе факультета общего и профессионального образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Для достижения поставленной цели были использованы теоретические методы (понятийно-терминологический анализ, контент-анализ психолого-педагогической, социально-экономической литературы, отражающей выявление инновационных педагогических консалтинговых технологий; функциональный анализ использования инновационных педагогических консалтинговых технологий в различных сферах). В качестве эмпирических методов использовались педагогическое наблюдение, беседа, социологический анкетный опрос с применением инновационной технологии LMS Moodle. Педагогический консалтинг, в нашем понимании, - это система квалифицированной помощи и профессионального сопровождения при освоении личностно-профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков) в целях удовлетворения образовательных потребностей человека, общества и государства. При обучении консультантов, репетиторов, наставников, осуществляющих педагогическое консультирование, в вузе могут использоваться следующие инновационные технологии: тьюторское сопровождение проектирования индивидуальной образовательной траектории; коучинг при проведении профессионально направленных дискуссий; модерирование при проведении деловых игр; супервизия в процессе поиска, анализа и выработки наилучших решений через оценку альтернативных идей и действий.
Ключевые слова: высшее образование, консалтинг, педагогический консалтинг, инновационные педагогические технологии, коучинг, тьюторство, супервизия.
Innovative technologies of pedagogical consulting at a university
s. Yu. Lavrentiev, D. A. Krylov
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. At present, the formation of pedagogical consulting is influenced by the complex processes of reforming the education system, characteristic of the post-industrial stage of development of the knowledge-based economy. These processes are defined in the target projects of innovative development of Russia until 2020, the spatial development of the Russian Federation until 2025, and others. The purpose of the article is to determine the totality and reveal the basic conceptual apparatus associated with the development and implementation of innovative technologies of pedagogical consulting in organizations of higher education based on the identified main vectors of consulting development in Russia and abroad. Materials and methods. The study was carried out on the basis of the Faculty of General and Vocational Education of the Mari State University. To achieve this goal, the following theoretical methods were used (conceptual and terminological analysis, content analysis of psychological and pedagogical, social and economic literature reflecting the identification of innovative educational consulting technologies; functional analysis of the use of innovative educational consulting technologies in various fields). As empirical methods - pedagogical observation, conversation and sociological questionnaire with the use of innovative technology LMS Moodle were used. Pedagogical consulting in our understanding is a system of qualified assistance and professional support in the development of personal and professional competencies (knowledge, skills) in order to meet the educational needs of man, society and the state. The following innovative technologies can be used to train consultants, tutors, and mentors who carry out pedagogical counseling at a higher educational institution: tutor support for designing an individual educational
trajectory; coaching when conducting professionally directed debates; moderation during business games; supervision in the process of searching, analyzing and developing the best solutions through the evaluation of alternative ideas and actions.
Keywords: higher education, consulting, pedagogical consulting, innovative pedagogical technologies, coaching, tutoring, supervision.
Введение
В настоящее время становление педагогического консалтинга происходит под влиянием сложных процессов реформирования системы образования, характерных для постиндустриального этапа развития экономики, основанной на знаниях. Эти процессы определены в целевых проектах инновационного развития России до 2020 года, пространственного развития Российской Федерации до 2025 года и других1.
Актуальность исследования консалтинга в российском образовании определяется и тем, что деятельность консультантов направлена на оказание интеллектуальных услуг в различных видах (организационная, психолого-педагогическая, обучающая, управленческая) профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров. Сегодня педагогический консалтинг становится одним из ключевых векторов инновационного развития вуза, повышения эффективности и, как следствие, конкурентоспособности в сфере оказания образовательных услуг.
Меняющаяся внешняя среда вуза, обусловленная модернизационным контекстом внедрения ФГОС, профессиональных стандартов, изменением правового статуса образовательных организаций, поиском путей выстраивания наиболее оптимальных траекторий личностно-профессио-нального роста будущих специалистов, привела к дискуссии о значении инноваций и появлению потребности в профессиональных консультантах по вопросам развития образования в целом и вуза в частности [8].
Цель статьи - на основе проанализированных основных векторов развития консалтинга в России и за рубежом определить совокупность и раскрыть основной понятийный аппарат, связанный с разработкой и реализацией инноваци-
1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/ document/ (дата обращения: 16.03.2019).
онных технологий педагогического консалтинга в организациях высшего образования.
Материалы и методы
Исследование осуществлялось на базе факультета общего и профессионального образования педагогического института ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Для достижения поставленной цели были использованы теоретические методы (понятийно-терминологический анализ, контент-анализ психолого-педагогической, социально-экономической литературы, отражающей выявление инновационных педагогических консалтинговых технологий; функциональный анализ использования инновационных педагогических консалтинговых технологий в различных сферах). В качестве эмпирических методов использовались: педагогическое наблюдение, беседа, социологический анкетный опрос с применением инновационной технологии LMS Moodle.
Обсуждение
Востребованность и динамика оказания консультационной поддержки от управления персоналом до информационно-технического сопровождения проектов имеет тенденцию к росту и превосходит объемы промышленного производства и сельского хозяйства. Данные публикуемых отчетов наглядно демонстрируют количество занятого персонала в странах-лидерах. Средний диапазон услуг государственного и частного сектора на 1 января 2018 года в европейских странах наблюдается от 63 до 80 % (Великобритания - 80,5 %, Германия - 71,5 %, Франция - 76,8 %), в Соединенных Штатах данный показатель достиг 81,2 %, в Японии -70,9 %, а российский показатель приблизился к отметке в 67 %2.
2 Доля занятых в сфере услуг URL: https://www. economicdata.ru/
В целях изучения востребованности консалтинговых услуг в сфере образования в 2018 году был проведен социологический опрос учащихся ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» на базе используемой в учебном процессе вуза системы управления модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (LMS Moodle). В исследовании приняли участие 92 студента очной и заочной форм обучения, 59 из которых являлись студентами выпускных курсов бакалавариата, и 33 магистранта.
Для оперативного решения возникающих в образовательном учреждении проблем необходимость привлечения внешних консультантов, в рамках аутсорсинга отметили 47 % (43 человека) респондентов, отрицательный ответ был у 39 % (36 человек), затруднились ответить -14 % студентов (13 человек). Для обобщения и целевого использования растущего информационного потока, связанного с психолого-педагогической, предпринимательской, нормативно-правовой, социально-экономической сторонами деятельности, образовательный консалтинг все чаще реализуется через привлечение внешних (аутсорсинговых) услуг. В данном случае, передав организации-партнеру функции, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, вуз концентрирует свои ресурсы в наиболее присущих ему сферах деятельности.
Следующей задачей анкетирования студентов университета в рамках того же социологического исследования являлось уточнение сущности консалтинга в профессиональной деятельности. Исследование выявило недостаточно ясное представление его роли в профессиональной деятельности будущего специалиста. В ходе анонимного опроса также обнаружено, что 8 студентов не знакомы с данным явлением; 19 обучающихся слышали об этом виде услуг и хотели бы узнать больше о сфере применения консалтинга, а 64 респондента имеют лишь фрагментарное представление о консалтинговых услугах в профессиональном образовании. В представленную выше категорию могут входить респонденты, испытывающие затруднение в понимании сущности понятия «консалтинг», и 5 % ответивших не считают необходимым использование внутренних консультантов. Социологический опрос также выявил следующие 78 % (72 человека) отметили актуальность и востребованность услуг по оказанию консультационной помощи.
Педагогический консалтинг, в нашем понимании, - это система квалифицированной помощи и профессионального сопровождения при освоении личностно-профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков) в целях удовлетворения образовательных потребностей человека, общества и государства. Его задачи заключаются в оказании своевременной, квалифицированной помощи преодоления возникшей проблемы в процессе достижения высоких результатов в образовательной деятельности. Следовательно, транслируя знания, консультант способствует удовлетворению образовательных потребностей отдельных личностей, организаций-работодателей и государства в целом [7].
В 2016 году экспертами программы развития Организации Объединенных Наций были опубликованы результаты исследования, характеризующие развитие человека в странах и регионах мира. Согласно комбинированному показателю Россия вошла в число стран с высоким уровнем индекса человеческого развития (Human Development Index)1.
Для повышения качества жизни, расширения и совершенствования возможностей выпускника вуза педагогический консалтинг можно рассматривать как процесс передачи обучающемуся новых компетенций, способствующих удовлетворению его потребностей. Всем этим должны заниматься консультанты-профессионалы, которые в процессе педагогического консультирования транслируют знания в области передовых технологий на различного рода лекциях, семинарах, пленарных заседаниях, круглых столах и так далее. К отличительной черте этой категории экспертов следует отнести и тот факт, что семинары и практическая стажировка в данном случае имеют более важное значение, чем для других групп специалистов. Это объясняется тем, что профессиональная подготовка специалистов, решающих задачи высокой сложности, осуществляющих сопровождение инновационных проектов в ведущих странах Европы консультантов в образовательной сфере, является одним из ключевых моментов.
По мнению В. К. Пельменева и З. В. Лукашеня, педагогический консалтинг следует рассматривать как разновидность профессиональной помощи
1 Индекс развития человеческого потенциала. Гуманитарные технологии. Аналитический портал. URL: https://gtmarket.ru/ (дата обращения: 10.01.2019).
по внедрению комплекса новых процессов, современных методов управления деятельностью образовательного учреждения [6; 9].
В научной литературе консалтинг трактуется как составная часть педагогической технологии инновационного развития вуза, системно выстроенное научно обоснованное взаимодействие клиента и консалтера по разработке, управлению запланированного инновационного развития высшего учебного заведения с использованием всех имеющихся ресурсов.
Причем консалтером называют эксперта, имеющего практический опыт в консультируемой сфере и при организации процесса принятия решения руководствующегося выработанными принципами, а не общепринятыми теоретическими установками. В отличие от консалтера, консультант главным образом действует сообразно теоретически обобщенного опыта достигнутых результатов успешных компаний.
Консалтера в данном случае соотносят с коллективным субъектом, «консалтинговой службой», имеющей в своем составе от трех до пяти специалистов соответствующего профиля, подобранных для решения проблемы для конкретного клиента, в качестве которого может выступать как подразделение образовательной организации в целом, так и конкретный студент вуза [5].
По результатам проведенного опроса выявлено, что 79 % (73 человека) обучающихся вуза испытывают потребность в освоении консалтинговых методов в будущей профессиональной деятельности. 5 % (4 человека) студентов не придают большого значения их изучению. Среди 16 % (15 человек) затрудняются ответить на этот вопрос, так как не в полной мере представляют роль и значение консалтинга в будущей профессии.
Обучение методам консалтинговой деятельности предполагает развитие навыков их применения для повышения эффективности педагогической, управленческой, профессиональной деятельности. В ходе занятий используется практико-ориен-тированный подход и так называемое смешанное обучение (blended learning), проявляющееся в специфике учебных занятий, особенностях их проведения, характере организации учебного материала.
Результаты исследования
При обучении консультантов, репетиторов, наставников, осуществляющих педагогическое
консультирование в вузе, могут использоваться следующие инновационные образовательные технологии: тьюторское сопровождение проектирования индивидуальной образовательной траектории; коучинг при проведении профессионально направленных дискуссий; модерирование при проведении деловых игр; супервизия в процессе поиска, анализа и выработки наилучших решений через оценку альтернативных идей и действий. Кратко рассмотрим некоторые из них [1; 7].
Тьюторство (репетиторство) как неформальный и неструктурированный метод педагогического консалтинга берет свое начало еще со времен Древней Греции. Более упорядоченную форму тьюторство приобрело во второй половине XX века, когда главной целью репетитора являлась трансляция готовых знаний учащемуся в какой-либо конкретной области. В деятельности консультантов практикуются несколько получивших наибольшую известность видов тьюторства: академический коучинг (academic coaching), домашнее обучение (home-based tutoring), онлайн-репетиторство (online tutoring), обучение на равных (peer tutoring)1.
Групповые и индивидуальные формы консультативного взаимодействия тьютора и обучающихся могут осуществляться в том числе и при использовании виртуальных технологий синхронного («Скайп», «Вайбер», «Телеграм», вебинары, электронные конференции, чаты и т. д.), асинхронного действия (интернет-сайты, e-mail, LMS Moodle, встроенная в обучающую электронную среду вуза, и др.) и смешанного обучения (blended learning).
Специалистами ассоциации репетиторов России в 2015-2018 гг. был проведен мониторинг востребованности рынка репетиторских услуг. На основе анализа полученных данных проанализировано 100000 запросов потребителей образовательных услуг и обработано 55000 резюме самих репетиторов. Наибольшую часть клиентов в Москве и Санкт-Петербурге (рис.) составляют школьники 5-10-х классов (42,3 %). Второй по значимости группой являются взрослые (16,6 %). На третьем месте по индексу репетиторства - школьники 11-х классов (14,5 %)2.
1 Tutor. Wikipedia. The free encyclodedia. URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/Tutor
2 Репетиторство в Москве и Санкт-Петербурге. URL: https:// repetit.ru/blog/index/repetitorstvo-v-moskve-i-sankt-peterburge-v-20152016-godu
45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
42,30 %
12,80 %
5,10 %
14,50 %
16,60 %
8,70 %
Дошкольники Школьники 1-4 Школьники 5-10 Школьники 11 Студенты
Взрослые
Соотношение разных групп клиентов, обратившихся к репетиторам / The ratio of different groups of clients applied to tutors
Наставничество (mentorship) - это отношения, в которых более опытный или более знающий человек помогает вести менее опытного или менее знающего человека. Наставник может быть старше или моложе, чем подопечный, но он или она должен обладать определенной областью знаний. Это партнерство по обучению и развитию между кем-то с большим опытом и тем, кто хочет учиться.
Выделяют несколько видов консультационного наставничества:
- ситуационное наставничество (situational mentoring). Краткосрочное консультирование при котором эксперт помогает достичь определенной цели (безопасность в Интернете, социальных сетях, компетенции в какой-либо предметной области);
- супервизорное наставничество (supervisory mentoring). Этот вид наставничества предназначен тем людям, которые являются супервайзерами. Из нескольких возможных вариантов эксперты-консультанты предлагают оптимально возможный план действий;
- кураторские кружки (mentoring circles). Персонал предлагает тему для обсуждения, которая затем обсуждается в группах, и тем самым вырабатывается единое решение;
- флеш-наставничество (flash mentoring) создает среду эпизодического наставничества, которая фокусируется на отдельных встречах, а не на традиционных долгосрочных наставнических отношениях1.
Этимология термина «супервизия» исходит от двух слов латинского языка, «super» - свыше
1 Mentorship. Wikipedia. The free encyclodedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Mentorship
и «videre» - смотреть, наблюдать. В академической среде означает педагогическое консультирование, оказание моральной поддержки, руководство более опытного старшего научного сотрудника, кандидата, доктора наук исследовательским проектом аспиранта, обучающегося в магистратуре или осваивающего программу бакалавариата.
В настоящее время педагогами-наставниками практикуется и такой метод консалтинга, как коучинг. Используя приемы, руководитель-коуч, оказывает педагогическое сопровождение, помощь в достижении конкретной личной или профессиональной цели. В отличие от наставничества, фокусирующего внимание на общих задачах развития человека, коучинг специализируется на достижении вполне конкретных целей. Профессионально подготовленный коуч, используя особую методологию, оказывает необходимое целенаправленное консультационное воздействие, ориентированное на активизацию креативного потенциала студентов, преподавателей и администраторов образовательных организаций. Технологии коучинга имеют свои методы работы, включающие различные формы сотрудничества, для социальной адаптации на первом курсе, повышения мотивации к самостоятельной деятельности, академической успеваемости студентов. Интегрируя новейшие разработки в области менеджмента, бизнес-консалтинга, виртуальных образовательных технологий, коучинг также может оказать неоценимую помощь при переходе профессорско-преподавательского состава вузов, техникумов, учителей школ, персонала и администрации образовательных организаций на новую должность.
Заключение
Таким образом, научно-методическое сопровождение профессиональной подготовки консультантов, репетиторов, наставников осуществляется с использованием довольно широкого
спектра приемов и методов реализации личност-но ориентированного модерирования, групповой и индивидуальной супервизии, проведения группового коучинга и наставничества.
Литература
1. Гончарова О.В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15638 (дата обращения: 15.03.2019).
2. Лаврентьев С.Ю. Особенности педагогического консалтинга как инновационного направления профессиональной подготовки студента вуза // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы всероссийской научно-практич. конф. с дистанционным и международным участием: 20-21 декабря 2018 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : ЗЕБРА, 2018. С. 337-340. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36822257_50931985.pdf (дата обращения 14.02.2019).
3. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Консалтинг инновационных процессов в вузе: особенности и характеристика // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28426 (дата обращения: 11.01.2019).
4. Лаврентьев С.Ю. Крылов Д.А. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 20-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30764096. (дата обращения: 18.03.2019).
5. Лукашеня З.В. Использование консалтинга для возрождения наставничества в высшем учебном заведении. Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 3 (19). С. 65-73. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30013876_23264291.pdf (дата обращения: 09.03.2019).
6. Пельменев В.К., Лукашеня З.В. Теоретические основания реализации консалтинга профессиональной деятельности преподавателя вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 1. С. 96-106. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25975152_44923837.pdf (дата обращения: 27.03.2019).
7. Саханский Н.Б. Консультирование как вид образовательной деятельности // Управление образованием: теория и практика.
2014. № 2 (14). С. 1-23. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konsultirovanie-kak-vid-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.02.2019).
8. Саханский Н.Б. Роль и место консультанта в образовательном процессе // Управление образованием: теория и практика.
2015. № 1 (17). С. 79-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-konsultanta-v-obrazovatelnom-pro1sesse (дата обращения: 26.01.2019).
9. Lavrentiev S.Y., Krylov D.A., Korotkov S.G. Conceptual theories of forming leadership qualities of a competitive university student. Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences, ICIBSoS 2017. 2018. С. 231-236. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35760929
References
1. Goncharova O.V. Innovatsionnye tekhnologii organizatsii nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya professional'noi deyatel'nosti pedagogov v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Innovative technology of the organization of scientific and methodological support in the educational institutions]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, no. 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15638 (accessed 15.03.2019). (In Russ.).
2. Lavrentiev S.Yu. Osobennosti pedagogicheskogo konsaltinga kak innovatsionnogo napravleniya professional'noi podgotovki studenta vuza [Features of pedagogical consulting as an innovative direction of professional training of a university student]. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii: materialy vserossiiskoi nauchno-praktich. konf. s distantsionnym i mezhdunarodnym uchastiem: 20-21 dekabrya 2018 g. = Actual problems of modern education: experience and innovation: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conf. with remote and international participation: December 20-21, 2018, resp. ed. A. Yu. Nagor-nova. Ulyanovsk, ZEBRA, 2018, pp. 337-340. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_36822257_50931985.pdf (accessed 14.02.2019). (In Russ.).
3. Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Konsalting innovatsionnykh protsessov v vuze: osobennosti i kharakteristika [Consulting of innovative processes in the university: features and characteristics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2018, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28426 (accessed 11.01.2019). (In Russ.).
4. Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Ispol'zovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii pri formirovanii konkuren-tosposobnosti studenta vuza [Use of innovative educational technologies in forming the competitiveness of a university student]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, no. 4 (28), pp. 20-26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30764096 (accessed 18.03.2019). (In Russ.).
5. Lukashenya Z.V. Ispol'zovanie konsaltinga dlya vozrozhdeniya nastavnichestva v vysshem uchebnom zavedenii. [Use of consulting for mentorship renewal at higher educational institutions]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Lifelong education: the XXI century. 2017, no. 3 (19), pp. 65-73. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_30013876_23264291.pdf (accessed 09.03.2019). (In Russ.).
6. Pelmenev V.K., Lukashenya Z.V. Teoreticheskie osnovaniya realizatsii konsaltinga professional'noi deyatel'nosti prepo-davatelya vuza [A theoretical framework for consulting in the field of a university professor's professional activity]. Vestnik Baltiis-kogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya = Vestnik of the Immanuel Kant Baltic State Federal University. Philology, pedagogy and psychology, 2016, no. 1, pp. 96-106. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_25975152_44923837.pdf (accessed 27.03.2019). (In Russ.).
7. Sakhanskiy N.B. Konsul'tirovanie kak vid obrazovatel'noi deyatel'nosti [Consulting as a type of educational activity]. Uprav-lenie obrazovaniem: teoriya i praktika = Management of education: theory and practice, 2014, no. 2 (14), pp. 1-23. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konsultirovanie-kak-vid-obrazovatelnoy-deyatelnosti (accessed 17.02.2019). (In Russ.).
8. Sakhanskiy N.B. Rol' i mesto konsul'tanta v obrazovatel'nom protsesse [The role and place of the consultant in the educational process]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya ipraktika = Management of education: theory and practice, 2015, no. 1 (17), pp. 79-98. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-konsultanta-v-obrazovatelnom-protsesse (accessed 26.01.2019). (In Russ.).
9. Lavrentiev S.Y., Krylov D.A., Korotkov S.G. Conceptual theories of forming leadership qualities of a competitive university student. Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science Proceedings of the 6th International Congress on In-terdisciplinary Behavior and Social Sciences, ICIBSoS 2017. 2018. S. 231-236. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35760929
Статья поступила в редакцию 25.04.2019 г.; принята к публикации 30.05.2019 г.
Submitted25.04.2019; revised30.05.2019.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article :
Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Инновационные технологии педагогического консалтинга в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 182-188. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-182-188
Lavrentiev S. Yu., Krylov D. A. Innovative technologies of pedagogical consulting at a university. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 2, pp. 182-188. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-2-182-188 (In Russ.).
Об авторах
Лаврентьев Сергей Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Крылов Дмитрий Александрович
кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
About the authors Sergey Yu. Lavrentiev
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Dmitry A. Krylov
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]