УДК 378.2 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-358-364
Особенности инновационного развития
образовательного консалтинга за рубежом С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. Современный период реформирования всей системы профессионального образования характеризуется растущей конкуренцией между учебными заведениями различных форм собственности, а изменения во внешней социально-экономической среде обусловили необходимость педагогического консультирования в области внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов. Цель статьи - выявление основных тенденций инновационного развития педагогического консалтинга за рубежом для адаптации и эффективного использования перспективных образовательных технологий в системе функционирования российского университетского образования. Материалы и методы. Для достижения цели научного исследования был использован комплекс теоретических методов, включающий понятийно-терминологический анализ социально-экономической, историко-социальной, педагогической литературы, отражающей основные направления развития инноваций образовательного консалтинга. В состав эмпирических исследований входят: качественный анализ графически отображенных данных, прямое и косвенное педагогическое наблюдение, контент - анализ статистических данных. Результаты исследования. Успешному обучению определения индивидуальной траектории саморазвития студента в образовательном процессе вуза способствуют инновационные интерактивные формы, методы и технологии реализуются в процессе консалтинговой деятельности, степень успешности которых зависит как непосредственно от преподавателя, так и самих обучающихся. В зависимости от целей, задач, преследуемых участниками педагогического консультационного взаимодействия, в вузе находят свое применение некоторые инновационные для образовательной сферы методы консультирования: «job shadowing», «buddying», «story telling», «flipped classroom» и другие. Заключение. Таким образом, вышеизложенные положения позволяют отнести к ведущим тенденции инновационного, вариативного, открытого развития образовательного консалтинга.
Ключевые слова: консалтинг, инновации, «job shadowing», «buddying», «story telling», «flipped classroom».
Features of innovative development
of educational consulting abroad s. Yu. Lavrentiev, D. A. Krylov
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The modern period of reforming the entire system of vocational education is characterized by growing competition between educational institutions of various forms of ownership, and changes in the external socio-economic environment necessitated pedagogical consulting in the field of introducing innovations in the educational activities of universities. Purpose. The purpose of the article is to identify the main trends in the innovative development of pedagogical consulting abroad for the adaptation and effective use of promising educational technologies in the functioning of Russian university education. Materials and methods. To achieve the goal of scientific research, a set of theoretical methods was used, including a conceptual and terminological analysis of socio-economic, historical, social, and pedagogical literature, reflecting the main directions of development of educational consulting innovations. The composition of empirical studies includes: a qualitative analysis of graphically displayed data, direct and indirect pedagogical observation, content analysis of statistical data. Research results, discussions. Innovative interactive forms, methods and technologies that are implemented in the process of consulting activities, the degree of success of which depends both directly on the teacher and the students themselves, contribute to the successful learning of determining the individual trajectory of student self-development in the educational process of the University. Depending on the goals and objectives pursued by the participants in pedagogical consultation interaction, some methods of consulting innovative for the educational sector, such as "job shadowing", "buddying", "story telling", "flipped classroom", etc., find their application in the university. Conclusion. Thus, the above provisions allow us to attribute the trends of innovative, variable, open development of educational consulting to the leading ones.
Keywords: consulting, innovation, "job shadowing", "buddying", "story telling", "flipped classroom".
Введение
Современный период реформирования всей системы профессионального образования характеризуется растущей конкуренцией между учебными заведениями различных форм собственности, а изменения во внешней социально-экономической среде обуславливают необходимость педагогического консультирования в области внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов.
Проблема нарастания динамики инновационных процессов в образовании, их амбивалентность актуализируют консалтинговую функцию университета, что детерминируется ключевыми факторами профессиональной деятельности, личностными качествами, а также творческой реализацией в жизни будущего специалиста. Использование в образовательных организациях новейших достижений призвано обеспечить дальнейшее развитие конкурентных преимуществ российской высшей школы в области инноваций. По количеству граждан в возрастной категории от 25 до 64 лет, охваченных высшим и дополнительным образованием, среди стран с постиндустриальной экономикой (Великобритания, Швеция, Япония и др.), Россия занимает достойное место (22 %)\
Цель статьи - выявление основных тенденций инновационного развития педагогического консалтинга за рубежом для адаптации и эффективного использования перспективных образовательных технологий в системе функционирования российского университетского образования.
1 Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия: исследования // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019. С. 7. (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 30.04.2019).
Материалы и методы
Для достижения цели научного исследования был использован комплекс теоретических методов, включающий понятийно терминологический анализ социально-экономической, историко-со-циальной, педагогической литературы, отражающей основные направления развития инноваций образовательного консалтинга. В состав эмпирических исследований входят: качественный анализ графически отображенных данных, прямое и косвенное педагогическое наблюдение, контент-анализ статистических данных.
Обсуждение
В 2018 году экспертами Организации Объединенных Наций был опубликован актуализированный перечень государств, имеющих подтвержденную оценку образовательного уровня граждан. Совокупный индекс образования (Education Index) Программы развития Организации Объединенных Наций составлен по состоянию на 2017 год, он учитывал уровень грамотности взрослых (66 % индекса), а также показатель, включающий долю обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях (34 % индекса)2. Согласно показателям индекса уровня образования, наивысший рейтинг имеет ФРГ (0,94), на втором месте -Австралия (0,929), третье место в рейтинге занимает Дания (0,92). Россия среди представленных в рейтинге стран занимает 32 строку рейтинга и располагается между Грецией и Сингапуром.
2 Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитар-
ная энциклопедия: исследования // Центр гуманитарных техно-
логий, 2006-2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL:
https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
(дата обращения: 30.04.2019).
0,96 0,94 0,92 0,9 0,88 0,86 0,84 0,82 0,8 0,78
0,94
и
и «
_ 092 0,918 о,"!7 °,915 0,914 0,912 0,906 0 905
■ИИ
0,832
0,76 1. Германия 2. Австралия 3. Дания 4. Ирландия 5. Новая Зеландия 6. Норвегия 7. Великобритания 8. Исландия 9. Нидерланды 10. Финляндия 32. Россия
□ Индекс 0,94 0,929 0,92 0,918 0,917 0,915 0,914 0,912 0,906 0,905 0,832
Рис. 1. Рейтинг стран мира по индексу уровня образования / Fig. 1. Rating of countries by educational level index
Для выявления предпосылок особенностей развития инноваций считаем целесообразным исследовать процесс реализации консалтинговой функции в зарубежном университетском образовании, который имеет давние историко-педаго-гические корни.
Развитие инноваций в образовании насчитывает уже более восьми столетий - от свода школьных правил, составленных древнегреческим государственным деятелем Соломоном и создания первых в своем роде школ (Академии Платона, Ликея Аристотеля и др.) до организации сложных образовательных консалтинговых систем. Их можно назвать прообразом современных научных школ, в которых обучение велось ведущими учеными того времени. Подобные школы были центрами интеллектуальной жизни полиса. Инициированное необходимостью освоения окружающего мира внедрение в образовательную сферу инноваций и связанная с этим потребность в экспертном сопровождении требовали привлечения ученых-консультантов.
Первым учебным заведением, внедрявшим инновационные идеи в профессиональную сферу, стал университет итальянского города Болонья. Новаторские для той эпохи идеи Болонского университета (1088 год), в отличие, например, от Парижского (1200 год), заключались в двух характерных особенностях. Первая особенность заключалось в том, что университет представлял собой не ассоциативное объединение ученых-консультантов, которым должны были подчиняться студенты, а корпоративные сообщества обучающихся. Созданные в итальянском городе Болонья по образцу древних ремесленных и художественных мастерских студенческие корпорации стали к концу двенадцатого века частью особой университетской среды. Корпоративные объединения студентов избирали руководителей, а руководители в свою очередь создавали условия для преподавательской и научной деятельности профессоров университета. Во-вторых, новаторской идеей того времени можно назвать и тот факт, что в Болонском университете учебно-консалтинговый процесс был построен на освоении дисциплин правового характера в противовес Парижскому, в котором основное внимание уделялось изучению теологии.
На протяжении столетий образование в университетах развивалось в русле двух инновационных течений: либерального, распространение гуманитарных знаний и утилитарного образования в рамках обеспечения высококвалифициро-
ванной практико-ориентированной консалтинговой подготовки - от управления государственными делами до поддержания правопорядка. Взаимопроникновение и созидательное обогащение двух разных по существу векторно-направ-ленных инновационных тенденций в высшей школе требовало взаимных консультаций их сторонников.
В XVII веке чешским педагогом-гуманистом Я. А. Коменским предложена инновационная модель перехода от средневекового университета к классическому. Согласно концепции Я. А. Ко-менского, в качестве приоритетной в классическом университете должна выступать не преподавательская, а научная, объединяющая ученых-исследователей деятельность1.
Расширение спектра познавательных потребностей личности в изучении социальных явлений открыли новые пути освоения комплексных самоорганизующихся, самоуправляемых систем. Результативность самоуправляемой организационной системы характеризуется перманентностью внедрения нововведений в университетское образование и предполагает использование вариативных консалтинговых методов достижения компромиссных, консенсуальных решений между управленческими звеньями разного уровня, поэтому государство (прежде была церковь) к концу XIX века стало инициатором открытия новых учебных заведений. Передав университетам широкие институциональные полномочия, государственные структуры стали обращаться за консалтинговым сопровождением к ученым-инноваторам, специалистам в области формирования национальной культуры, укрепления правового поля, развития экономики и предпринимательства, грамотного управления социумом.
Стремление к мотивированному обретению знаний, обусловленное повышением эффективности образовательного процесса, стало зависеть от формы педагогического взаимодействия учащихся и преподавателей. Совершенствование инновационных форм и методов обучения, активизация развития социальных и естественных наук вела к дальнейшему поиску новых смыслов, ответов на возникающие вопросы, с привлечением новых информационных ресурсов.
1 Коменский Я.А. Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости / под ред. А.И. Пискунова // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. (Педагогическая библиотека). С. 82.
Масштабы инновационных изменений в образовании на рубеже XX века определялись особенностями третьей научной технической революции, инициировавшей смещение человеческих, материальных, финансовых ресурсов в направлении наукоемких информационных технологий. Знание-вая составляющая профессиональной подготовки стала рассматриваться в качестве существенного органично встроенного в многоуровневую систему образования компонента. В современном постиндустриальном информационном обществе будущий специалист получает все новые возможности для личностно-профессионального развития. Однако для наиболее полной реализации человеческого потенциала необходима активная целенаправленная консалтинговая деятельность, одним из основных принципов которой является понимание человека как целостного
субъекта учебного процесса, инициирующего и организующего процесс саморазвития.
Результаты исследования
Проделав большой путь развития (от софистических школ Аристотеля до сложных самоорганизующихся систем и моделирования образовательного маршрута обучающихся), инновационные методы, интерактивные технологии в профессиональном образовании имеют большой задел на будущее. Успешному обучению определения индивидуальной траектории саморазвития студента в образовательном процессе вуза способствуют инновационные интерактивные формы, методы и технологии, которые реализуются в процессе консалтинговой деятельности, их степень успешности зависит как непосредственно от преподавателя, так и самих обучающихся (рис. 2).
Инновационные интерактивные методы педагогического консалтинга
Рис. 2. Инновационные интерактивные консалтинговые методы обучения в современном вузе / Fig. 2. Innovative interactive consulting teaching methods in a modern university
На основании ряда исследований мы выделили критерии, в соответствии с которыми можно отнести интерактивные консалтинговые технологии в образовании к инновационным:
1. Качественно новые интерактивные технологии, возникшие в период от пяти до десяти лет, как результат педагогического творчества.
2. Адаптированные и реализованные в педагогической практике вуза передовые образователь-
ные, в том числе зарубежные, консалтинговые технологии, заимствованные из различных профессиональных сфер человеческой деятельности.
3. Применяемые в новых условиях широко распространенные педагогические консалтинговые технологии [2].
Эффективность педагогического консультирования во многом достигается совместным равноправным сотрудничеством преподавателя
и студента. Как показывает практика, некоторые заимствованные зарубежные инновационные образовательные технологии доказали свою состоятельность в процессе адаптации педагогического консультирования к особенностям современного отечественного вуза. В зависимости от целей, задач, преследуемых участниками педагогического консультационного взаимодействия, в вузе находит свое применение некоторые инновационные для образовательной сферы методы консультирования, такие как «job shadowing», «buddying», «story telling», «flipped classroom» и другие.
Инновационные методы «job shadowing» и «buddying» получили наибольшее распространение в Великобритании при профессиональном консультировании не имеющих опыта работы молодых специалистов, проходящих производственную практику студентов, а также стажирующихся из других подразделений компании работников.
Job shadowing - наблюдение за особенностями выполнения определенной работы специалиста, позволяет обрести определенные компетенции в конкретной области профессиональной деятельности. Для образовательной организации, в частности университета, наблюдение за работой специалиста имеет много потенциальных преимуществ в отношении персонала структурного подразделения: института, факультета, кафедры, лаборатории и так далее. Преимуществами метода job shadowing являются:
- улучшение связей между структурными подразделениями университета, стимулирование к постоянному саморазвитию;
- облегчение сетевого взаимодействия между отделами вуза, через устранение искусственно созданных барьеров;
- для специалистов - возможность поделиться передовым опытом, а для практиканта, стажера -новые пути для повышения профессионального уровня;
- возможность взглянуть на учебно-воспитательный процесс под другим углом зрения.
Метод job shadowing имеет несколько разновидностей.
1. Непосредственно наблюдение. В течение заранее согласованного времени стажер наблюдает за повседневной профессиональной деятельностью специалиста, участвует в собраниях отдела, взаимодействует с потребителями и так далее.
2. Регулярные совещания (точечные взаимодействия). Специалист объявляет практиканту о времени проведения конкретного сфокусированного, имеющего принципиально важное значение профессионально активного взаимодействия.
3. Совместное выполнение профессиональной деятельности. Практикант-стажер выполняет некоторые из освоенных профессиональных действий. Благодаря этому обучающийся обретает практический опыт и одновременно находится под пристальным наблюдением специалиста.
Процесс профессионального тренинга по методу «buddying» (от английского - «приятель», «дружище») отличается от других абсолютно равной, непредвзятой обратной связью между более опытным сотрудником-консультантом и обучаемым в достижении наилучших результатов при освоении нового вида профессиональной деятельности.
Одной из наиболее часто упоминаемых в зарубежной научно-методической литературе концепций можно назвать пирамиду обучения профессора университета штата Огайо Эдгара Дейла (Edgar Dale, 1954). В изданном в 1946 году учебнике по аудиовизуальным методам обучения американский ученый представил инновационную концепцию под наименованием «Пирамида опыта», которая впоследствии неоднократно пересматривалась. В дальнейшем Эдгар Дейл заменил названия уровней приобретаемого опыта на методы эффективного освоения учебного материала: чтение и слушание лекции, проектирование реальных производственных ситуаций и так далее. В соответствии с концепцией пирамиды Дейла эффективность процесса усвоения учебного материала включает шесть уровней: человек усваивает 10 % того, что прочитано, 20 % того, что услышал, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорит сам, 90 % того, что запомнил в процессе деятельности [4; 7].
В процессе проведенных эмпирических исследований зафиксирована низкая эффективность продолжительного сфокусированного аудиовизуального восприятия информационного потока на традиционно организованных лекциях и семинарских занятиях, поэтому для достижения максимальной эффективности усвоения учебного курса одновременно с традиционными использовались инновационные интерактивные методы формирования соответствующих компетенций студентов вуза (табл.).
Эффективность усвоения учебного материала / Learning efficiency
№ уровня / no. of level Метод педагогического консультирования / Method of pedagogical consultation Восприятие учебного материала / Perception of training material Эффекти вность усвоения / Learning efficiency
1. Чтение учебной, научно-методической литературы прочитанное 10 %
2. Слушание лекционного материала, выделение главного услышанное 20 %
3. Визуализация рисунка, графическое отражение учебного материала, просмотр демонстрируемого учебного видео увиденное 30 %
4. Организация и посещение выставок, демонстрация учебного материала, наблюдение за конкретной профессиональной деятельностью увиденное и услышанное 50 %
5. Участие и применение на практике методов групповой дискуссии, проведение мастер-классов, выступление с докладом на семинаре, студенческой конференции сказанное или написанное ими 70 %
6. Имитация и последующий анализ реальных производственных ситуаций, моделирование и оценка возможных профессиональных действий сказанное или написанное по поводу их действия 90 %
Приведенная уровневая система эффективности усвоения учебного материала не противоречит, а дополняет новаторские концепции развивающего обучения и психологической консуль-тологии Карла Р. Роджерса (Carl Ransom Rogers). Личностно центрированная, гуманистическая теория К. Р. Роджерса органично сочетает два вида обучения, направленных на эффективное достижение планируемых результатов: когнитивное (усвоение знаний) и опытное (личностное развитие учащегося). Именно такая задача ставится в подходе к обучению, получившем название «полного усвоения» ("mastery learning") [5]. В основе модели полного усвоения лежат идеи, которые выдвинули американские профессора-консультанты в области психологии образования Бенджамин С. Блум (Benjamin Samuel Bloom) и Джон. Б. Кэрролл (John Bissell Carroll). Они разделили цели образования на три области: когни-
тивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому) [4].
В последние годы наибольшее признание получила ее версия под названием «перевернутый класс» («перевернутое обучение») [1]. Обучающая технология «перевернутого класса» (Flipped Classroom) является достаточно новым консалтинговым методом, который переносит традиционно учебный контент за пределы учебной аудитории. «Урок наоборот» проводится в рамках смешанного обучения (blended learning) и заключается в том, что студенты смотрят онлайн-лекции, участвуют в онлайн-дискуссиях или проводят исследования дистанционно, вне учебной аудитории, одновременно изучая при этом наиболее сложный материал темы в классе под руководством наставника. Проведение занятий по данной технологии выстроено на основании интерактивного индивидуализированного консультационного взаимодействия студентов друг с другом, обучающей машиной, преподавателем, когда самостоятельно предварительно изученный материал обобщается, анализируется и предусматривает подбор оптимальных для усвоения учебного материала целей. Они включают систему разнообразных методов педагогического консультирования студента: от индивидуального обучения аудиторного типа, сопровождающегося работой в группах, до дистанционного (синхронное и асинхронное). Обучение сопровождается «диагностическим» тестированием, устанавливающим степень приближения учащихся к запланированным результатам [2].
Заключение
Таким образом, для совершенствования процесса профессиональной подготовки студентов в современном вузе вышеизложенные положения позволяют отнести к ведущим тенденции инновационного, вариативного, открытого развития образовательного консалтинга. В исследовании инновационных образовательных технологий создаются предпосылки для консалтингового сопровождения выработки наиболее результативных управленческих решений по грамотной модернизации функционирования университетского учебно-образовательного процесса.
Литература
1. Кларин М.В. Инновационные методы обучения: Исследование мирового опыта: моногр. М. : Луч. 2016. 640 с.
2. Лаврентьев С. Ю. Крылов Д. А. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4. С. 20-26. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=30764096 (дата обращения: 25.04.2019).
3. Bergmann J., Sams A. Flipping for mastery // Educational Leadership. 2014. Vol. 71 (4). P 24-29.
4. Bloom B.S. All our children learning. N.Y. a.o. McGraw Hill, 1982. 275 p.
5. Lalley J. P., and Miller R. H. (2007). The Learning Pyramid: Does It Point Teachers in the Right Direction? Education 128, No. 1. P. 64-79.
6. Rogers Carl, Lyon Harold C., & Tausch Reinhard (2013). On Becoming an Effective Teacher-Person-centered Teaching, Psychology, Philosophy, and Dialogues with Carl R. Rogers and Harold Lyon. London: Routledge.
7. Wagner Robert W. Edgar Dale: Professional. Theory into Practice. Vol. 9, No. 2, Edgar Dale (Apr., 1970), pp. 89-95. URL: https://www.jstor.org/pss/1475566
1. Klarin M.V. Innovatsionnye metody obucheniya: Issledovanie mirovogo opyta. Monografiya [Innovative teaching methods: A study of international experience: monograph]. Moscow, Luch, 2016, 640 p. (In Russ.).
2. Lavrentiev S. Yu. Krylov D. A. Ispol'zovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij pri formirovanii konkuren-tosposobnosti studenta vuza [Use of innovative educational technologies in forming the competitiveness of a university student], Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, no. 4, pp. 20-26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30764096 (accessed 25.04.2019). (In Russ.).
3. Bergmann J., Sams A. Flipping for mastery. Educational Leadership, 2014, vol. 71 (4), pp. 24-29.
4. Bloom B.S. All our children learning. N.Y. a.o. McGraw Hill, 1982. 275 p.
5. Lalley J. P., and Miller R. H. (2007). The Learning Pyramid: Does It Point Teachers in the Right Direction? Education 128, No. 1: 64-79.
6. Rogers Carl, Lyon Harold C., & Tausch Reinhard (2013) On Becoming an Effective Teacher-Person-centered Teaching, Psychology, Philosophy, and Dialogues with Carl R. Rogers and Harold Lyon. London: Routledge
7. Wagner Robert W. Edgar Dale: Professional. Theory into Practice. Vol. 9, No. 2, Edgar Dale (Apr., 1970), pp. 89 -95, https://www.jstor.org/pss/1475566.
References
Статья поступила в редакцию 30.05.2019 г.; принята к публикации 15.06.2019 г.
Submitted 30.05.2019; revised 15.06.2019. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article:
Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Особенности инновационного развития образовательного консалтинга за рубежом // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 358-364. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-358-364
Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Features of innovative development of educational consulting abroad. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 3, pp. 358-364. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-3-358-364 (In Russ.).
Об авторах
Лаврентьев Сергей Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Крылов Дмитрий Александрович
кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
About the authors Sergey Yu. Lavrentiev
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Dmitry A. Krylov
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]