Научная статья на тему 'Диагностика готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями'

Диагностика готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ДИСТАНЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / DISTANCE EDUCATION / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / READINESS OF TEACHERS FOR DISTANCE ACTIVITIES / DIAGNOSTICS OF READINESS LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брицкая Елена Олеговна

В статье описаны результаты диагностики уровня готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми потребностями, доказывается актуальность организации сопровождения профессиональной деятельности педагогов, реализующих процесс обучения таких детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брицкая Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIagnostics of pedagogue’s readiness for distant teaching children with special educational needs

The paper describes the results of diagnostics of the level of teachers’ readiness for distance education of children with special needs, proves the relevance of organization of supporting professional activities of teachers working with such children

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями»

Е. О. Брицкая

(Омск)

Диагностика готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье описаны результаты диагностики уровня готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми потребностями, доказывается актуальность организации сопровождения профессиональной деятельности педагогов, реализующих процесс обучения таких детей

В основных документах, определяющих направление государственной инновационной политики в области образования [5, 9, 14, 15], в качестве одного из необходимых условий модернизации и инновационного развития системы образования рассматривается необходимость реализации права на получение качественного образования каждым человеком независимо от пола, возраста, состояния здоровья и вероисповедания. Чрезвычайную значимость в этой связи приобретает необходимость разработки и реализации новых подходов к организации процесса обучения детей с особыми потребностями и создания условий для получения качественного образования каждым ребёнком данной категории.

В эпоху информатизации образования, развития телекоммуникационных технологий важным и перспективным направлением развития системы образования и разработки новых организационных моделей получения образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий (что отмечается в требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта [6]). Дистанционные образовательные технологии являются реальным ресурсом обеспечения права каждого человека на получение качественного образования, и в первую очередь для детей с особыми образовательными потребностями, так как целью использования дистанционных технологий в образовании является гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение его качества [4, с. 55].

Говоря о детях с особыми образовательными потребностями, мы делаем акцент в характеристике таких детей не на нарушениях, недостатках, ограниченных возможностях, отклонениях от нормы, а на определении их потребностей в особых условиях и средствах обучения [2]: потребности в индивидуализации обучения; в особой организации образовательной среды; потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения и пр. Традиционные условия организации образования детей данной категории в системе государственных учреждений не обеспечивают в полной мере удовлетворения этих потребностей. Кроме обучения в рамках общеобразовательной системы и в специальных учреждениях, часто используется надомная форма обучения. Зачастую такое обучение имеет формальный характер, лишая обучающихся возможности получить качественное образование, снижает их конкурентоспособность и осложняет процесс социальной адаптации.

Применение же дистанционных образовательных технологий позволяет избежать формального подхода к обучению, создаёт комфортные условия для индивидуализации обучения и удовлетворения особых потребностей, позволяет не только адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума, но и быстро реагировать на возникающие перемены и потребности. В социальном плане именно это может обеспечить всем детям с особыми потребностями равные возможности в получении образования, так как основная ценность дистанционного обучения заключается и в том, что оно с помощью новейших технологий охватывает и включает в

активный созидательный труд [10, с. 83] значительную часть детей с особыми образовательными потребностями.

Благодаря введению новых федеральных государственных образовательных стандартов во всех регионах Российской Федерации всё большее внимание уделяется проблеме использования дистанционных технологий в обучении детей различных категорий. В Омской области применение дистанционных технологий в образовательном процессе началось в 2009 году с реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» Приоритетного национального проекта «Образование», направленного на расширение доступа к образованию детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому. Организационно-технологическое и информационно-методическое обеспечение процесса дистанционного обучения таких детей осуществляет Центр информационно-методической поддержки дистанционного обучения, созданный в структуре казённого учреждения Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования».

На первом этапе перед центром информационно-методической поддержки стояли следующие задачи: оснащение рабочих мест обучающихся и педагогических работников специализированным оборудованием и программным обеспечением; предоставление детям и педагогам доступа к сети Интернет по широкополосным каналам; обучение учителей применению дистанционных технологий обучения; обучение детей и их родителей использованию дистанционных технологий в процессе обучения. Но первоначально необходимо было решить проблему неготовности педагогов к реализации учебного процесса посредством дистанционных технологий, так как преимущества дистанционного обучения перед другими формами обучения предъявляют определённые специфические требования к педагогам, а эффективность обучения зависит от того, насколько педагог готов соответствовать этим требованиям и насколько готов дистанционно обучать детей, учитывая их особые потребности.

Важными аспектами решения возникшей проблемы явились определение уровня готовности педагогов к дистанционной профес-

сиональной деятельности и разработка диагностического инструментария для комплексной его оценки.

Говоря о готовности педагогов, отметим, что большинство исследователей рассматривают профессиональную готовность педагога как системное качество [12], которое включает в себя положительное отношение к тому или иному виду деятельности (в данном случае - к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями); адекватные требованиям деятельности черты характера, способности, темперамент; мотивацию, необходимые знания, навыки, умения, устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов [8, 13]. В психолого-педагогической литературе профессиональная готовность определяется как:

- наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение [12];

- совокупность отношений личности к процессу, объекту, результату деятельности и себе как субъекту деятельности, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, в особом свойстве личности учителя [1, 11];

- способность к деятельности в новых, постоянно изменяющихся условиях [1];

- особое функциональное состояние психики педагога, характеризующееся сформи-рованностью и мобилизованностью всех компонентов, необходимых для его полного включения и самоотдачу в учебно-воспитательном процессе [3].

Вслед за А. А. Ахаяном, О. А. Кизик, С. А. Маркеловой под готовностью педагогов к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями мы понимаем интегративное качество личности, которое включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты [7]. В рамках этих взаимосвязанных компонентов мы провели исследование уровня готовности к ведению дистанционной профессиональной деятельности трёхсот педагогов - потенциальных участников проекта по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Готовность человека к любой деятельности, в том числе и готовность учителя к реа-

лизации процесса обучения детей с особыми потребностями посредством дистанционных технологий можно выразить формулой: «готовность = желание + знание + умение». Нами была разработана диагностическая карта «Оценка готовности педагога к реализации процесса обучения детей с особыми потребностями посредством дистанционных технологий», включающая три блока диагностики, каждый из которых направлен на оценку уровня сформированности определённого компонента.

Критерием для оценки готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми потребностями является сформирован-ность каждого из компонентов:

- мотивационно-ценностного, выражающего осознанное отношение педагогов к необходимости и условиям организации процесса обучения детей с особыми потребностями посредством дистанционных технологий (сформированность мотивации педагога к использованию дистанционных технологий в обучении, готовность к совершенствованию собственной профессиональной деятельности), указывающего на интерес к «дистанционной» образовательной деятельности, стремление к профессиональной успешности;

- когнитивного компонента, интегрирующего и фиксирующего необходимые знания о дистанционных технологиях обучения и особенностях обучения детей с особыми потребностями; педагогических средствах, обеспечивающих организацию дистанционного учебного процесса;

- операционально-деятельностного компонента, основывающегося на совокупности умений педагогов по реализации учебного процесса посредством дистанционных технологий; умений пользоваться компьютерным оборудованием и специализированным программным обеспечением; умений работать в сети интернет, осуществлять сетевое взаимодействие.

На основе вышеназванных критериев нами были определены уровни готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми потребностями (педагогам было предложено оценить каждый критерий по 5балльной шкале):

- высокий уровень (142 балла и выше) характеризуется положительной мотивацией и пониманием значения дистанционных технологий в обучении детей с особыми потребно-

стями; знанием сущности дистанционных технологий, методов и приемов, которые могут быть использованы в процессе обучения данной категории детей; умением применять дистанционные технологии, учитывая особые потребности детей, адаптировать используемую методику очного обучения к условиям обучения посредством дистанционных технологий и др.;

- средний уровень (от 141 до 110 баллов) выражен мотивацией, ориентированной на личностный профессиональный успех; частичным знанием дистанционных технологий обучения и поверхностным представлением о возможностях их применения в процессе обучения детей с особыми потребностями; овладением информационно-коммуникационными технологиями на уровне обычного пользователя персонального компьютера и др.;

- низкий уровень (менее 109 баллов) характеризуется неустойчивой мотивацией к применению дистанционных технологий в обучении детей с особыми потребностями, непониманием их особенностей и возможностей; низким уровнем компьютерной грамотности, неумением использовать дистанционные технологии обучения и др.

Приведём некоторые результаты исследования уровня готовности педагогов к применению дистанционных технологий в процессе обучения детей с особыми потребностями.

При определении мотивационно-ценностного компонента готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми потребностями 63% респондентов выразили своё понимание значения дистанционных технологий в обучении данной категории детей, 91% заинтересованы в реализации учебного процесса посредством дистанционных технологий и осознают полезность своей деятельности, важность создания условий для удовлетворения особых образовательных потребностей каждого ребёнка. Из них 66% стремятся к профессиональным достижениям в области дистанционного обучения.

45% респондентов отмечают недостаточную самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем, возникающих в процессе реализации дистанционного обучения детей с особыми потребностями. Это обусловлено, на наш взгляд, низким уровнем знаний в области дистанционных и информационно-коммуникационных технологий; незнанием особенностей проведения дистанци-

Таблица

Результаты диагностики уровня готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми потребностями

' Уровень Компонент ' Высокий Средний Низкий

Мотивационно-ценностный 63% 32% 5%

Когнитивный 0% 39% 61%

Операционально- деятельностный 0% 37% 63%

онных занятий и возможностей интерактивных форм обучения, особенностей организации процесса обучения в информационно-образовательной среде и т.д. (при определении когнитивного компонента готовности 39% педагогов определили свой уровень знаний как средний, 61% педагогов - как низкий). Основные опасения педагогов связаны не только с пониманием дефицита в собственных знаниях дистанционных технологий обучения, но и с незнанием форм и методов работы с детьми с особыми потребностями.

При определении операционально-деятельностного компонента готовности к реализации дистанционного учебного процесса детей с особыми потребностями респондентам были предложены вопросы, ориентированные на определение уровня развития умений по реализации учебного процесса посредством дистанционных технологий; умений планировать свою деятельность в рамках системы дистанционного обучения, прогнозировать её результаты; составлять индивидуальное учебное тематическое планирование при дистанционном обучении детей с особыми потребностями; адаптировать используемую методику очного обучения к условиям обучения посредством дистанционных технологий и пр. Лишь 37% педагогов определили уровень умений в области применения дистанционных технологий обучения как средний (остальные педагоги показали низкий уровень умений), несмотря на то, что информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности используют 89% респондентов.

Общие результаты исследования уровня готовности педагогов показывают, что моти-

вационно-ценностный компонент более высок, чем когнитивный и операционально-деятельностный: никто из опрошенных педагогов на момент проведения исследования не имел высокого уровня готовности к реализации учебного процесса посредством дистанционных технологий, лишь 38% педагогов определи свой уровень готовности как средний, у 62% респондентов низкий уровень готовности. Но при этом 63% педагогов показали высокий уровень мотивации и положительное отношение к применению дистанционных технологий в процессе обучения. Этот факт, на наш взгляд, носит позитивный характер, так как мотивация является одним из основополагающих факторов формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Наряду с этим респонденты отмечают, что нуждаются в постоянной поддержке дистанционной профессиональной деятельности, а в методических службах школ нет специалистов, готовых осуществлять данный процесс.

Таким образом, мы считаем, что основным фактором формирования готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями и фактором повышения эффективности процесса дистанционного обучения является организация сопровождения их профессиональной деятельности, основанного на системном подходе и включающего в себя разнообразные формы и средства, обеспечивающие оказание своевременной квалифицированной поддержки «дистанционным» педагогам.

Литература

1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя : моногр. - Красноярск, 1998. - 310 с.

2. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2002. - № 5. - С. 76-86.

3. Гнатюк Т. Е. Формирование готовности преподавателей гуманитарных дисциплин военных вузов к эффективному осуществлению педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2002. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения 14.06.2013).

4. Жукова Е. И., Гончарова Е. Ю. Шаг навстречу : Дистанционные технологии для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющих детей // Открытое и дистанционное образование. - Томск : Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет». -2011. - № 2. - С. 53-59.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activi-ty/sections/strategicplanning/concept/doc20081117_01 (дата обращения 15.06.2013).

6. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования // Федеральный государственный образовательный стандарт : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://stan-dart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619 (дата обращения 16.06.13).

7. Маркелова С. А., Ахаян А. А., Кизик О. А. Информационная компетентность педагога дистанционной формы обучения и его готовность к дистанционной образовательной деятельности. В чём разница? / / Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный науч. журн. - СПб.: РГПУ. - 2006. - № 12 [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 12796768 (дата обращения 27.06.13).

8. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию : учеб. пособие. - Новосибирск : НГПИ, 1991. - 148 с.

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр. N 271 // Наша новая школа : электронный мониторинг развития образования : [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kpmo.ru/ (дата обращения 15.06.2013).

10. Никитина Л. Н., Семёнова Г. В. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития / под ред. проф. Л. М. Шипициной - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. - 191 с.

11. Синьковская Т. А. Проблема готовности будущего учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения // Информационно-коммуникационные технологии в образовании : Конгресс конференция : [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ito.su/2003/I/1/I-1-2969.html (дата обращения 17.06.2013).

12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластени-на. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.

13. Сластенин В. А. Методологическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина - М.: Прометей, 1993. - С. 7.

14. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 1034) : [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fcpro.ru (дата обращения 15.06.2013).

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. // Мин-во образования и науки Российской Федерации : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/доку-менты/2974 (дата обращения 15.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.