Шкляев Владислав Витальевич,
старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Шайхетдинов Рашит Гильметдинович,
старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Скутин Андрей Викторович,
кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Shklyaev Vladislav Vitalyevich,
Senior lecturer,
Department of Physical Training, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Shaykhetdinov Rashit Gilmetdinovich,
Senior lecturer, Department of Physical Training and Health, South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Skutin Andrey Viktorovich,
Candidate of Sciences (Medicine), Academic
Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Sports
Medicine and Physical Rehabilitation,
Ural State University of Physical Culture,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
a j
s c; s
zr
d ad
(0 ca о ю с; о i-
O <
uJ
CO
о
H Ф
s ro
£
0
01
УДК 378 ББК 74.480
Р. С. Димухаметов, Е.А. Столбова, В. С. Цилицкий
сопровождение профессионального
самоопределения студентов
в условиях среды педагогического вуза1
В статье авторы раскрывают потенциал среды педагогического вуза и выделяет составляющие, способствующие профессиональному определению студентов педагогического вуза; анализируют затруднения молодых специалистов педагогических специальностей; выделяют сопровождение профессионального самоопределения как эффективную технологию.
Ключевые слова: среда, среда педагогического вуза, студент, профессиональное самоопределение, сопровождение.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Сопровождение профессионального самоопределения студентов педагогического вуза» (договор на выполнение НИР № 16-1301 от 18.10.2016 г. заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).
R..S. Dimukhametov, E.A Stolbova, V.S. Tsilitsky
support of students professional self-determination in pedagogical university
environment2
the potential of pedagogical higher school environment is revealed and the components that contribute to the definition of the professional pedagogical higher school students are highlighted. The difficulties of young specialists of pedagogical specialties are analyzed. The focus is on support of professional self-determination as an efficient technology.
Key words: environment, environment of high school teacher, a student, a professional self-determination, support.
Создание системы подготовки кадров в условиях среды образовательной организации является важной задачей каждой образовательной организации. Приблизить удельный вес выпускников к 90-100 %, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, - становится приоритетной стратегической задачей образовательных организаций. Начало XXI века характеризуется инновациями, оказывающими огромное влияние на социокультурную среду мирового сообщества. Образование как институт становится приоритетным направлением стратегии развития большинства стран.
Цель многих высших образовательных организации в настоящее время заключается в том, чтобы подготовить конкурентноспособного специалиста, в свою очередь востребованного на рынке труда, с потребностью в саморазвитии и самосовершенствовании, заинтересованного в знаниях, которые позволят ему обрести и повысить уровень профессионального мастерства, а также эмоционально-нравственное отношение к профессии и жизни. На примере ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» определены актуальные направления развития, обозначенные в миссии: создание системы подготовки кадров, ориентированной на текущие стратегические потребности региона и соответствующей мировым
стандартам качества; сохранение и развитие центров превосходства по подготовке кадров высшей научной квалификации педагогической, гуманитарной и естественно-научной направленности, занимающих ведущие позиции на национальном уровне и способствующих развитию инновационной среды региона; расширение видов общественно значимой деятельности и повышение качества социальных услуг для населения, способствующих сохранению социальной стабильности и безопасности в регионе; воспроизведение ценностей общественной и профессиональной культуры, распространение идей духовности и гуманизма в общественном сознании, формировании и интеллектуальной элиты.
Для реализации поставленных целей важным становится профессиональная готовность выпускника. Она складывается из соответствующих знаний и умений, в то же время содержит важный компонент - профессиональное самоопределение, т.е. осознанную и устойчивую, вошедшую в структуру личности установку на избранную профессию и отождествление себя как её представителя. Переменчивая рыночная конъюнктура и различные социально-экономические обстоятельства, а также низкий уровень профессионального самоопределения ряда выпускников влияют на тот факт, что значительная часть выпускников
2 The article is written within the research work on the topic "Support of professional self-determination of students of pedagogical high school" (research contract of 18.10.2016, № 16-1301, contract owner Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev).
I
ф
е
1 е
2
о ü
S О
ГО <U
0 т CD 5
о2
1 го
-а Ч ^ ф
го с
и
о Ф О О. ф О
ъ Я
о ^
со £ ^ х ^
Ч 10 * и 8 о m ь о 1
о ^ О о
а
с; s ZT
о m
го" ш о ю с; о
I-
О <
uJ
со о
н ф
го £
0
01
образовательных организации уходит в сферы деятельности, не связанные с выбранной профессией. Данных факт повышает актуальность сопровождения профессиональной ориентации студентов в период обучения, а также необходимость изучения и создания среды вуза, способствующей его поддержке в этом процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт и профессиональной стандарт педагога рассматривают «модель» современного педагога и требования к его квалификации как основную причину модернизации педагогического образования.
Анализ нормативных документов и научной литературы по данному направлению позволил выявить противоречие - с одной стороны, возрастание требований к педагогическим профессиям, а с другой стороны, неготовность реализации этих требований молодыми специалистами.
По результатам анкетирования работодателей (директоров школ) и начинающих педагогов среди трудностей, характерных для молодых специалистов, мы выделим такие, как: умение осуществлять анализ результатов своей педагогической деятельности, в том числе проводить рефлексию уроков. Также в ходе исследования было выявлено, что начинающему педагогу тяжело дается овладение формами и методами, которые позволяют использовать развивающий и деятель-ностный подходы и выстраивание отношений с обучающимися на основе интереса к учебной-деятельности. Среди прочего в результате исследований у части начинающих специалистов наблюдалась низкая мотивация к педагогической деятельности и нежелание работать в школе.
Исходя из требований к педагогическим профессиям и затруднений, которые испытывают молодые специалисты, отдельно можно выделить необходимость сопровождения профессионального самоопределения студентов в условиях среды педагогического вуза.
Многие исследователи в области социогуманитарных знаний сходятся во мнении, что среда играет в жизне-
деятельности человека первостепенную роль и носит в себе развивающую и воспитательную функции (А.М. Егорычев, А.В. Иванов, Л.В. Мардахаев, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, др.).
Воздействие среды вуза оказывает на обучающегося колоссальное значение и может носить как нейтральный, позитивный, так и негативный характер. Можно сделать вывод, что среда образовательного учреждения, способствует самореализации и раскрытию ресурсов личности обучающегося, повышает эффективность саморазвития и, наоборот, может нести отрицательное воздействие [2].
Исследования в области потенциала среды активно осуществляется с позиции психологии, педагогики и социологии (А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Л.П. Буева, М. Доэл, В.И. Жуков, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, П.Д. Павленок, М. Раудсепп, Ш. Рамон, Н.А. Соколова, В.А. Ясвин и др.). В социальной педагогике теоретическое обоснование средового подхода освящено в научных трудах В.Л. Глазы-чев, А.М. Егорычев, А.В. Иванов, А.Д. Лопуха, Л.В. Мардахаев, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова и др. В научной литературе описано множество подходов к пониманию и определению сущности понятия «среда». Остановимся на основных положениях, выделенных современными исследователями:
• часть внешнего мира, с которой субъект осуществляет взаимодействие. Это взаимодействие может проявляться как в открытой, так и скрытой форме и быть прямым или косвенным. Среда выделяется из внешнего мира и существует только в соотношениях «субъект - среда», «система - среда» (М. Хейдметс);
• все то, среди чего пребывает субъект, что ему посредует, его опосредует и осредняет, то есть «обогащает или объединяет, облагораживает или опошляет, обучает чему-то и обрекает на незнание, оправдывает или одурманивает, охраняет или оскверняет» (Ю.С. Мануйлов);
• окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с ним общностью этих условий (среда жизнедеятельности); окружающие человека природные усло-
вия (естественная среда); совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности. Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и пр. (среда воспитания). (Л.В. Марда-хаев).
Анализ представленных теоретических положений позволил сделать вывод о том, что среда как феномен непосредственно связана с системой формирования общечеловеческой культуры, процессом формирования личности, в среде педагогического вуза - личности педагога - и зачастую зависит от развития самого человека. То есть создание благоприятной специфической среды в педагогическом вузе будет способствовать профессиональному становлению студента [3].
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал основные состовляющие образовательной среды вуза, которые влияют на формирование ценностных ориентиров (в том числе профессиональных) обучающихся. Такие как образовательный потенциал (реализация компетент-ностного подхода, реализации практик, проведение научных меропиятий: семинар, круглый стол, научный фестиваль и др.), качество профессорско-преподавательского состава вуза (осте-пененность, повышение квалификации и др.) и качество абитуриентов (входные данные, результаты ЕГЭ и ОГЭ, успеваемость и др.), качество инфраструктуры и образовательных программ, а также уровень организации научно-образовательной деятельности и её информационного обеспечения, воспитательная система вуза (различные мероприятия, студенческие объединения, профориентационная работа и др.) и включенность обучающихся в неё.
Для изучения целевых установок при поступлении в педагогический вуз было проведено анкетирование 60 студентов 1 курса бакалавиата и СПО, ряд студентов входять в студенческие объединения и являются студенческим активом. По результатам анкетировнаия можно отме-
тить, что большинство студентов выбрали специальность по «рекомендации» (родителей или знакомых) - 53,3 %, «получить образование» - 25 %, «хочу стать педагогом» - 16,7 %, «другое» - 5 %. Тем не менее можно отметить, что среди опрошенных 83% отмечают, что обучение в вузе им нравится и в будущем они хотели бы работать по педагогическим специальностям, 17% планируют продолжить обучение. Необходимо отметить, что обучающиеся, включенные в воспитательную систему вуза, более ориентированы на педагогические специальности и работу с детьми.
В данном ключе становиться необходимым осуществлять сопровождение профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. Сопровождение представляет собой деятельность, которая основана на обеспечивании обучающихся помощью и поддержкой в самостоятельном, индивидуальном жизненном выборе, предстающим перед ними ежедневно (нравственном, гражданском, этическом, ином), а также оказывает помощь в преодолении препятствий (проблем, трудностей), в самореализации (учебной, коммуникативной, трудовой, интимно-личностной, др.). Оно носит комплексный характер, выступает частью целостного воспитательно-образовательного процесса и проявляется как особая область педагогическая деятельность [1].
Сопровождение профессионального самоопределения студентов педагогического вуза реализуется кураторами групп и профессорско-преподавательским составом, а также включаются студенты старших курсов. При организации сопровождения важным становится включение студентов в воспитательную систему вуза с учетом их интересов и индивидуальных особенностей, где они стремятся реализовать свой потенциал. В образовательных организациях имеются возможности и потенциал по созданию благоприятной среды для личностного и профессионального становления обучающегося. Воспитательно-образовательная деятельность таких организаций может
X
ф
1 2
2 о
2 о ГО <и о т
-О
_ ч
о Ф О О. ф О
£ о ^
со £ ^ х ^
Ч и и 8 о
со н
о 1
о ^ О о
значительно способствовать социокультурной интеграции, отвечать интересам и свободному выбору студентов видов и способов деятельности, в конечном итоге помогать формированию их ценностных ориентаций, в том числе профессиональных.
Сопровождение профессионального самоопределения студентов педагогического вуза можно считать успешной, если начинающие специалисты, будут хорошо подготовлены к профессиональной деятельности и ориентированы работать по специальности.
Библиографический список
1. Димухаметов, Р.С. Саморазвитие и самореализация личности школьника на основе толерантного сознания и поведения [Текст]: монография / Р.С. Димухаметов. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. - 315 с.
2. Мардахаев, Л.В. Педагогика среды [Текст]: учебное пособие / Л.В. Мардахаев. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - 471 с.
3. Столбова, Е.А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Столбова. - М., 2015. - 176 с.
Referencеs
1. Dimukhametov R.S. Self-development and self-realization of the school student on the basis of tolerant consciousness and behavior. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. univer., 2009. P. 315. [in Russian].
2. Mardakhaev L.V. Environment Pedagogy: Textbook. Novosibirsk: Izd-vo. NGPU, 2009. P. 471. [in Russian].
3. Stolbova E.A. Formation of bases of valuable orientations of the senior teenagers in the conditions of the poly-subject environment offurther education: Dis. ... cand. of sciences (Education). Moscow, 2015. P. 176. [in Russian].
a j
s с; s ZT
о od
(О ca о
Ю
с; о
I-
О <
LU
со О
H ф
s го
£
О
ÛL
Сведение об авторе: Димухаметов Рыфкат Салихович,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Столбова Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Дилицкий Виталий Сергеевич,
аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Dimukhametov Ryfkat Salikhovich,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Professor, Department of Social Work,
Pedagogy and Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Stolbova Elena Alexandrovna,
Candidate of Science (Education),
Senior lecturer, Department of Social Work,
Pedagogy and Psychology
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Tsilitsky Vitaly Sergeyevich,
Postgraduate student,
Department of Pedagogy and Psychology
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]