записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т. 14. - № 1 (128). -С.78-89.
2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2015. - 416 с.
3. Столбова, Е.А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Столбова. - М. - 2015. - 176 с.
Referencеs
1. Egorychev A.M. Russian and world civilization the beginning of XXI century: philosophical and socio-cultural foundations of building a social development strategy. Uchenyie zapiski Rossiiskogo gosudarstven-nogo Socialnogo Universiteta, 2015. T. 14. № 1 (128). P. 78-89. [in Russian].
2. Mardakhaev L.V. Social Pedagogy: Textbook. Benefit. M .: Yurayt, 2015. P. 416. [in Russian].
3. Stolbova E.A. Formation of bases of valuable orientations of the senior teenagers in the conditions of the environment polysubject environment of further education: Dis. ... cand. of sciences (Education). Moscow, 2015. P. 176. [in Russian].
Сведение об авторе Столбова Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: stolbovaea@cspu.ru
Information about the authors: Stolbova Elena Alexandrovna,
Candidate of Science (education), Senior lecturer, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: stolbovaea@cspu.ru
УДК 51(07) ББК 22.1р30
Е.А. Суховиенко, Д.И. Абдрахимова, Ю.В. /Алябьева портфолио как инструмент диагностики
математической подготовки студентов
В статье представлен пример применения технологии портфолио для диагностики математической подготовки студентов. Структура портфолио определяется структурой математической компетентности. Показано, что применение портфолио положительно влияет на развитие рефлексии и умений самодиагностики, на мотивацию учения студентов.
Ключевые слова: портфолио, диагностика, математическая подготовка, математическая компетентность, решение математических задач, рейтинг, рефлексия, мотивация.
Е.А. Sukhovienko, D.I. Abdrakhimova, Y. V. Alyabyeva
portfolio as a tool for diagnosing the mathematical preparation of students
The article presents an example of application of the technology portfolio for the diagnosis of mathematical preparation of students. The structure of the portfolio is determined by the
structure of mathematical competence. It is shown that the use of the portfolio has a positive effect on the development of reflection and self-diagnostic abilities, motivation of students learning.
Key words: portfolio, diagnostics, mathematical training, mathematical competence, mathematical problem solving, rating, reflection, motivation.
Обеспечение необходимого уровня математического образования в высшей школе требует создания инструментов педагогической диагностики математической подготовки студентов.
Одним из современных инструментов педагогической диагностики достижений обучающихся является портфо-лио. В системе высшего образования портфолио используется для диагностики общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Например, в статье М.Е. Сангаловой [5] описано применение предметного портфолио для оценки компетенций обучаемых при изучении курса «Математическая логика». Л.В. Шкерина [7] предлагает использовать портфолио как одно из средств мониторинга, позволяющее предоставить информацию об уровне сформиро-ванности профессиональных компетенций студента посредством накопления и систематизации данных о его образовательных достижениях по освоению образовательной программы.
В педагогической практике портфолио рассматривают как собрание (коллекцию) работ учащегося или учителя, которые демонстрирует его усилия, достижения и прогресс в обучении за определенный отрезок времени [3].
К возможностям технологии портфолио А.Н. Благовисная относит:
• развитие мотивации достижений, ценностного отношения к профессиональной деятельности;
• формирование адекватной самооценки студента как компонента профессиональной Я-концепции;
• развитие самопознания и рефлексии как процессов развития Я-концеп-ции [2].
В педагогической науке и практике пока не сложилось определенного подхода к структуре портфолио. Целями портфолио являются стимулирование студентов к участию в математических
конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д., а также отслеживание их достижений в изучении математики. Исходя из этой предпосылки, мы можем включить в портфолио любые материалы, подтверждающие прогресс в обучении студентов.
В нашем исследовании структура учебного портфолио зависит от целей диагностики математической подготовки студентов, которая служит не только для получения данных о процессе и результатах обучения студентов, но и для мотивации их познавательной деятельности, развития у них рефлексии и умений самодиагностики. Результатом математической подготовки студентов является их математическая компетентность, которая конкретизируется перечнем математических компетенций.
Поэтому в нашем случае структура портфолио определяется структурой математической компетентности, которая включает три основные части:
• владение эвристическими приемами поиска решения задач;
• владение математическими фактами (определениями и теоремами), методами решения задач и доказательства теорем;
• владение методами математического моделирования (формализации и интерпретации), применения математики в других областях [1].
Мы считаем необходимым различать формы проведения мероприятий, результаты которых учитываются в портфолио, и содержание математической деятельности студентов в ходе этих мероприятий. Адекватными формами диагностики владения эвристическими приемами поиска решения задач мы полагаем тестирование, самодиагностику, наблюдение, опрос, собеседование, конкурсы, олимпиады. Диагностика владения математическими фактами и методами решения задач обусловила применение контрольных
CÛ
о
IX
ф
г
н
о
s
m
о н о
ч о с
IX
ф
s >
й X
s
Si
го
ц
о -&
н
о 1=
го
CQ ф
-О
Ю
m 2
го"
CQ
о
X
го
vi? <
0
1
ф
s
CQ О
X >
О <
uJ
работ, семестровых заданий, диктантов, тестирования. Для диагностики владения методами математического моделирования использовались тестирование, собеседование, семестровые задания, кейсы, доклады, статьи и т.д. Задания могли быть индивидуальными или групповыми, аудиторными и внеаудиторными.
Соответственно, в портфолио были включены следующие разделы:
• информация о студенте (фамилия, имя, отчество, факультет, группа);
• обязательные материалы: результаты тестирования, контрольные работы, диктанты, семестровые задания, кейсы, доклады и т.д.;
• дополнительные материалы, в которые студенты помещают самостоятельно отобранные работы: статьи, решения конкурсных и олимпиадных задач, дипломы олимпиад и конкурсов и т.д.;
• рефлексивный компонент.
Критерии оценивания портфолио
отражают уровни сформированности математических компетенций и определяются с помощью операционализации целей обучения [6]. Критерии должны быть конкретизированы и доступны каждому студенту.
По завершении изучения дисциплины студенты проводили самооценку по разработанным критериям. При самооценке студенты мотивировали выставляемую оценку и могли предложить дополнительный критерий (или критерии), по которым их портфолио имеет высокие показатели.
Содержание диагностики владения эвристическими приемами поиска решения задач включало решение занимательных и нестандартных задач, составление задач. Диагностика владения математическими фактами и методами решения задач содержала решение типовых задач, воспроизведение определений понятий и доказательства теорем. Для диагностики владения методами математического моделирования использовались решение прикладных задач и применение изученного материала в практических ситуациях.
Например, семестровое задание, входящее в обязательные материалы, включало прикладную задачу: «Поступление товара на склад описывается функцией v = 0,0062 - 0,3t + 75 а реализация этих товаров торгующей организацией описывается функцией v = 0,00312 - 0,41 + 56, где t - количество дней. Определить запас товара в условных единицах по истечении 60 рабочих дней, если исходного товара на складе не было».
Приведем пример доклада студента по статье [4], описывающего применение интеграла в экономике: «Буквой Q (quantity) обозначается объем продукции, выпускаемый фирмой; валовой доход фирмы обозначается TR, а валовые затраты - TC. Нашей задачей является нахождение прибыли, которую обозначают переменной P (profit). Прибыль равна разности валового дохода и валовых затрат. И валовый доход, и валовые затраты являются функциями от объема выпуска продукции (рис. 1). Совокупная экономическая прибыль за период времени, когда предприятие увеличивает объем выпуска продукции, может быть найдена с помощью интегрирования. Абсциссы точек пересечения графиков функций TR и TC, соответствующие объемам выпускаемой продукции, при которых валовый доход равен валовым затратам, являются пределами интегрирования разности функций TR и TC». Далее в докладе следует вычисление прибыли фирмы-производителя как интеграла от разности функций TR и TC при заданных значениях TR = -х2 + 7х - 3; TC = -х2- 7х + 17.
Приведенные выше задания диагностируют математические компетенции:
• способен применять методы математических рассуждений для решения задач;
• способен использовать знания базовых математических дисциплин;
• владеет способностью составлять математические модели профессиональных задач и определять профессиональный (экономический) смысл полученного результата.
Рис. 1. Совокупная экономическая прибыль (иллюстрация к докладу студента)
Олимпиадная задача «Вычислить интеграл /0%'ТТ1ю!?2х<1х диагностирует компетенции: владеет методами анализа и синтеза в решении математических задач и способен использовать знания базовых математических дисциплин.
Рассмотрим нестандартную (занимательную) задачу на применение интеграла: «Чтобы сварить гречневую кашу, надо наклонить кастрюлю и насыпать крупы так, чтобы она закрыла ровно половину дна, заметить на боковой стенке крайнюю точку и потом налить в кастрюлю воды до этой точки. Докажите, что отношение объемов крупы и воды не зависит от ширины или высоты кастрюли, и найдите это отношение». Она служит для диагностики компетенций:
• способен использовать знания базовых математических дисциплин;
• способен понимать и устанавливать взаимосвязи различных математических дисциплин;
• способен формулировать в математических терминах задачи из других предметных областей.
Средством обработки (представления) результатов применения техно-
логии портфолио является балльно-рейтинговая система оценивания математической подготовки студентов. Отметим взаимосвязь портфолио и балльно-рейтинговой системы: портфолио дополняет и обогащает рейтинг, являясь его материальным подтверждением. Рейтинговая оценка является показателем сформированности математической компетентности студента. Но работа с портфолио строится не только с позиции рейтинга. Благодаря портфолио мы можем придать больший вес рефлексии и самооценке студентов как цели и средству педагогической диагностики их математической подготовки.
Критерии эффективности применения портфолио определяются целями педагогической диагностики. В ходе опытно-поисковой работы оценивалось развитие у студентов умений рефлексии по методике А.В. Карпова, которая направлена на диагностику не только рефлексивности как психического свойства, но и рефлексии как процесса. Сравнительный анализ уровня рефлексивности студентов в начале и в конце опытно-поисковой работы позволяет утверждать, что применение технологии портфолио для диагностики математической подготовки способствует развитию у студентов рефлексии и умений самодиагностики. Анализ уровня сфор-мированности мотивации проводился с использованием методики А. Мехра-биана «Определение уровня мотивации достижения успеха». Тест оценивает, какой из двух мотивов - стремления к успеху или избегания неудачи - у испытуемого доминирует. Анализ результатов опытно-поисковой работы показал, что применение портфолио способствует формированию положительной мотивации студентов.
Таким образом, портфолио является эффективным инструментом диагностики математической подготовки студентов, позволяя расширить как формы проведения диагностики, так и ее содержание.
CÛ
о
IX
ф
Ii
H
о
s ü CQ О H
о
ч о с
о
О ф
т s I-
го
s ф
I-
го
I-
о о
X
IX
ф
s >.
ь
X
s ^
го
Библиографический список
1. Абдрахимова, Д.И. Модель педагогической диагностики математической подготовки студентов [Текст] / Д.И. Абдрахимова // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1(56). - С. 63-66.
с;
о -&
I-^
о С
2. Благовисная, А.Н. Портфолио по математическим дисциплинам как средство развития профессиональной Я-концепции студента [Текст] / А.Н. Благовисная // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 9(115). - С. 148-153.
3. Новикова, Т.Г. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) [Текст] / Т.Г. Новикова, М.Л. Пинская, А.С. Прутченков // Профильная школа. - 2005. - № 3. - С.45-56.
4. Паничева, А.В. Определенный интеграл при расчете экономической прибыли [Текст] / А.В. Паничева // Modern high technologies. - 2014. - № 7. - С. 40-41.
5. Сангалова, М.Е. Портфолио как инструмент оценки качества обучения [Электронный ресурс] / М.Е. Сангалова // Культура и образование. - 2014. - № 9 (сентябрь). - Режим доступа: http:// vestnik-rzi.ru/2014/09/2425
6. Суховиенко, Е.А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика [Текст] / Е.А. Суховиенко // Профессиональное образование. Столица. - 2003. - № 10. - С. 11.
7. Шкерина, Л.В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Шкерина. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. - 264 с.
References
1. Abdrakhimova D.I. The model of pedagogical diagnostics of mathematical preparation of students. Mirnauki. kultury. obrazovaniya, 2016. № 1(56). P. 63-66. [in Russian].
2. Blagovisnaya A.N. Portfolio for mathematical disciplines as means of development of students' professional self-concept. Vestnik Orenburgskogogos. un-ta, 2010. № 9(115). P. 148-153. [in Russian].
3. Novikova T.G., Pinskaya M.L., Prutchenkov A.S. Portfolio in profile training (analysis of foreign experience). Profilnaia shkola. 2005. № 3. P. 45-56. [in Russian].
4. Panicheva A.V. The definite integral in calculating the economic profit. Modern high technologies. 2014. №7. P. 40-41. [in Russian].
5. Sangalova M.E. Portfolio as a tool for assessing the quality of training. Kultura i obrazovanie. 0142. № 9. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/09/2425. [in Russian].
6. Suhovienko E.A. Managing the quality of education and pedagogical diagnostics. Professionalnoye obrazovaniye. Stolitsa, 2003. № 10. P. 11. [in Russian].
7. Shkerina L.V. Methods of identification and evaluation of the level of formation of professional competence of students - future teachers of mathematics. Krasnoyarsk: RIO KGPU im.V.P. Astafieva, 2015. P. 264. [in Russian].
Сведения об авторах: Суховиенко Елена Альбертовна,
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ. suhovienko@mail.ru
Абдрахимова Дина Исмагиловна,
аспирант кафедры математики и методики обучения математики, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ. dianachel@mail.ru
Information about the authors: Sukhovienko Elena Albertovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: suhovienko@mail.ru
Abdrakhimova Dina Ismagilovna,
Post graduate student,
Department of Mathematics
and Methods of Teaching Mathematics,
South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: dianachel@mail.ru
Алябьева Юлия Владимировна,
старший преподаватель кафедры математики и методики обучения математики, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &maik ayv_07@mail.ru
Alyabyeva Yulia Vladimirovna,
Senior lecturer,
Department of Mathematics
and Methods of Teaching Mathematics,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: ayv_07@mail.ru
УДК 378:681.14
ББК 74.480.26:32.973.26-018
Е.П. Татьянина
модель подготовки будущих педагогов к автоматизации процессов в сетевых проектных кластерах
В статье рассмотрена модель подготовки будущих педагогов к автоматизации процессов в сетевых проектных кластерах, построенная на основе системно-деятельностного и процессно-кластерного подходов, включающая ресурсно-сетевой, организационно-предметный и проектно-практический компоненты, предусматривающая выполнение проектов со свободной тематикой, проектов по сетевому взаимодействию, автоматизации процессов и комплексных проектов.
Ключевые слова: модель, подготовка будущих педагогов к автоматизации процессов в сетевых проектных кластерах, ресурсно-сетевой компонент, организационно-предметный компонент, проектно-практический компонент.
E.P. Tatyanina
the model of training future teachers to аutomated management of network project clusters
The model of training future teachers to automate processes in network design clusters built on the basis of system-activity and process-cluster approaches, including a resource-network, organizational-substantive and project-practical components, providing the implementation of the projects free topics, projects on networking, automation of business processes and complex projects is discussed.
Key words: model, training future teachers to the process automation project in network cluster, resource-network component, organizational-substantive component, project-practical component.
Изучение процесса подготовки будущих педагогов к автоматизации процессов в сетевых проектных кластерах и разработка его модели, раскрывающей авторские способы успешной реализации, основывались на-взаимодополняющем использовании
системно-деятельностного и процессно-кластерного подходов, что позволило выявить сущностные особенности процесса подготовки будущих педагогов к автоматизации процессов в сетевых проектных кластерах, которые отражены в структуре авторской модели данно-
CÜ
о о
о ф
^
о ^
с
го
со S
н го
о н m го
го
^ V
Ф ™ X ф
5 §
ю X
1 Её
о £ о о Ь- а
с *
¡s ¡S
е
Ч ф о о
2 m