4. Пинкевич, А.Г. Прикладные технологии педагогической конфликтологии: PEER MEDIATION [Текст] / А.Г. Пинкевич, А.Н. Сунами // Конфликтология. - 2013. - № 1. - С. 176-190.
5. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
References
1. Bessemer, H. Mediation. Mediation in conflict. Kaluga: Dukhovnoie poznanie, 2004. P. 176. [in Rus-
2. Gurko T.A. Formation of Institute of mediation in Russia: laws, theory, practice. Sotsiologicheskaia nauka i sotsialnaiapraktika, 2016. Vol. 4. № 2. Р. 40-61. [in Russian].
3. Mirimanov J. Principles of mediation. Confliktologia, 2013. № 1. P. 141-150. [in Russian].
4. Pinkevich A.G. Applied technology teaching conflict resolution: PEER MEDIATION. Confliktologia, 2013. № 1. P. 176-190. [in Russian].
5. Professional standard of teacher. Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 № 544n. [in Russian].
Сведения об авторе: Соколова Надежда Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author: Sokolova Nadezhda Anatolievna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 373.04: 371.012 ББК 74.200.58:74.200.526
Е.А. Столбова
профориентация старших подростков на педагогические специльности в условиях дополнительного образования1
В статье отмечается потенциал дополнительного образования при проведении профори-ентационной работы старших школьников. Отмечаются ценности, способствующие выбору педагогических специальностей. Представлена технология формирования основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях среды дополнительного образования.
Ключевые слова: старший подростковый возраст, профориентация, ценностная ориентация, дополнительное образование.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Сопровождение профессионального самоопределения студентов педагогического вуза» (договор на выполнение НИР № 16-1301 от 18.10.2016 г. заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).
E.A. Stolbova
professional orientation in the teaching profession in conditions of further education1
The potential of an additional education during the professional orientation work of older students are emphasized. The value of contributing to the choice of pedagogical specialties is noted. The technology of formation of bases of valuable orientations of older teens in the conditions of an additional education environment is described.
Key words: older adolescents, professional orientation, value orientation, further education.
ro ca о
Ю
с; о i-
O <
Ш
Старший подростковый возраст имеет особое значение в становлении личности человека, так как он является «переходным» от детства к взрослости. Большое внимание в этом возрасте уделяется пониманию места и роли человека в социуме. Именно на этом этапе закладываются основы будущего профессионального выбора, отношение к своей гражданской позиции, семье, социуму, окружающему миру и пр. В этот период особую роль приобретают ориентации старших подростков, которые способствуют самопроявлению, что существенно сказывается на их социализации [1]. Данный факт свидетельствует о важности направленности ориентаций подростка и его активности в их реализации.
Старшие подростки с учетом своих интересов включаются в систему дополнительного образования, где они стремятся реализовать свой потенциал. В нормативных документах (ФЗ РФ «Об образовании в РФ» и Концепции развития дополнительного образования детей в РФ) отражается приоритет образования - превращение жизненного пространства в мотивирующее, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. В этом случае дополнительное образование становится сферой не только удовлетворения потребностей, интересов подростков в самореализации, но
и субъектом стимулирования, формирования у них их жизненных ориентиров. Таким образом, при воспитательно-образовательном процессе в условиях социокультурной среды дополнительного образования, учитывают возрастные особенности старших подростков, их своеобразие и обеспечивает вовлечение и активность в самореализации как лидеров педагогической деятельности или профориентацию на педагогические профессии. Формирование системы ценностных ориентаций старшего подростка происходит постепенно в процессе его онтогенетического развития и личностного становления. Подростковыйвозрастявляетсяоднимиз наиболееважныхэтаповвформировании основ ценностных ориентаций, определяющих становление взрослого человека. Специалисты подчеркивают, что проявление старших подростков во многом определяется их ориентирами. Анализ литературы показывает, что не сложилось единого подхода к пониманию их существа. Анализ различных точек зрения позволяет определить ценностные ориентации старшего подростка как движитель в самопроявлении, обусловленном интересами, предпочтениями и стремлениями достичь определенных целей, существенно сказывающимися на его социальном развитии, социализации на этапе становления взрослости [2]. В зависимости от направленности ценностных ориентаций и активности подростка в процессе их реализации складываются и утверждаются
1 The article is written within the research work on the topic "Support of professional self-determination of students of pedagogical high school" (research contract of 18.10.2016, № 16-1301, contract owner Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev).
основы его мировоззрения, формируются мотивы деятельности, нравственные жизненные идеалы, нормы и правила поведения в социуме. На формирование ценностных ориентаций старших подростков значительное влияние оказывают: среда их жизнедеятельности (семья, учебный коллектив, дополнительное образование и др.); целенаправленный процесс воспитания; личностная активность в самореализации. Среда, в которой оказывается старший подросток, несет в себе значительный развивающий и воспитательный потенциал, который имеет определенную направленность и интенсивность.
Одной из благоприятных социокультурных сред для старших подростков является дополнительное образование. В организации дополнительного образования они приходят в соответствие с выраженными потребностями и интересами. В организациях дополнительного образования имеется огромный потенциал для создания благоприятной социокультурной воспитательной среды, в которую старшие подростки могут включаться с учетом своих интересов и потребностей, стремиться реализовать свой потенциал. Практика показывает, что воспитательно-образовательная деятельность организаций дополнительного образования имеет свои особенности (добровольность участия ребенка, вариативность образования, субъект-субъектные отношения педагога и ребенка и т.п.), способствующие целенаправленному воздействию на процесс формирования ценностных ориентаций подростка.
Для выявления ценностных ориента-ций, характерных для старших подростков, была проведена диагностика школьников из общеобразовательных организаций и организации дополнительного образования г. Челябинска. Для определения характерных ценностных ориен-таций использовалась анкета (анкета включала перечень из 15 ориентиров). Подросткам предлагалось ранжировать ценностные ориентиры по важности. Полученные в ходе диагностики данные были систематизированы, ранжированы и обобщены.
Анализ представленных материалов показывает, что у старших подростков из общеобразовательных организаций по ранговой значимости выделяются такие ориентации, как стремление к здоровому образу жизни (1), стремление к сохранению дружеских отношений (2), стремление быть образованным (3), стремление к сохранению дружеских отношений (3), стремление к материальному благополучию (4). Такой ориентир как «Стремление к профессиональному самоопределению» занимает 6-7 ранг, что свидетельствует о том, что подростки часто не готовы к выбору профессии. Характерно, что определенная часть старших подростков приходят в систему дополнительного образования с выраженными ценностными ориентациями. Опираясь на них, можно определить вектор предрасположенности к педагогической деятельности в дополнительном образовании. Анализ опыта системы дополнительного образования г. Челябинска показывает, что в ней сложились направления по реализации лидерского потенциала старших подростков. Их опыт позволил выделить в качестве приоритетного направления (дополнительного образования) старших подростков лидерство через развитие педагогического волонтерства. Оно направленно на формирование ценностных ориен-таций, обусловленных потребностями профессионально-педагогического выбора старших подростков.
Волонтерство - это сознательная, добровольная деятельность на благо других. Волонтерская (добровольческая) педагогическая деятельность старшего подростка представляет собой целенаправленную добровольно выраженную безвозмездную социально значимую деятельность с различными категориями детей, направленную на взаимодействие, обучение и самореализацию их в социуме. Оно опирается на педагогическую предрасположенность подростка к педагогической деятельности, способствует её совершенствованию, накоплению опыта социально-педагогической деятельности, развитию его лидерских качеств, необходимых для того, чтобы
<и гл-
О I
ф го
т ю
^ о т
р го
с о
го о
I I
ш =9
о X
° 5
с о
X 4
^ X
3 £
Го о
0 ^
о
к ^
го ^
I- н
1 о ф о
^ I
О.-о
о ш
С о
повести за собой детей, с которыми он взаимодействует [3].
Учитывая, что вовлечение старших подростков в волонтерскую деятельность и обеспечение их самореализации, развития лидерских качеств носит
процессуальный характер, её можно представить в виде поэтапной технологии формирования основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях среды дополнительного образования (рис. 1).
Рис. 1. Технология формирования основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях среды дополнительного образования
Также с учетом данного фактора было проведено дополнительное тестирование по определению у участников экспериментальной группы профессиональных ориентиров. Полученные данные свидетельствуют о том, что среди пяти типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда», для подростков более предпочтительными являются профессии: «человек-человек» - 67,9 %; «человек-художественный образ» -16,4 %; «человек-природа» - 12,5 %. В ходе исследования профессиональной ориентации у старших подростков и склонности на педагогические профессии в условиях дополнительного образования была разработана и реализована программа детского объединения. По итогам обучающих занятий старшие го подростки (участники педагогического ^ эксперимента) приобрели необходимые о основы для участия в педагогическом во-о лонтерстве: лидерские (инициативность, ответственность, способность отвечать
ш
за свои поступки и др.); организаторские (разрабатывать,планироватьипроводить мероприятия, работать в команде и др.); ораторские (основы публичного выступления, умение высказывать свою мысль и др.); коммуникативные (способы общения и взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций, педагогический такт и др.); организационно-педагогические (организация мероприятий, педагогические методы и приемы воспитания, основы КТД и анализа педагогической деятельности). В процессе реализации программы участники разрабатывали сценарии добрых дел и мероприятий, различные акции, этапы их реализации с указанием места их проведения (детский клуб, дошкольное учреждение, семьи группы риска, воспитывающие детей дошкольного и начального школьного возраста, детского оздоровительного лагеря, образовательные организации и пр.). Были организованы встречи подростков с представителями волонтерских органи-
заций г. Челябинска, других стран (Польша, Болгария, др.). Результатом стали разработанные и проведённые старшими подростками совместно с волонтерами различные акции на добровольных началах. Одним из этапов работы по профориентации стала организация смены (по 18 дней) в летний период в детском оздоровительном лагере (профильный отряд «Лидеры»). В период этих смен старшие подростки выполняли роли помощников воспитателя в детском лагере. Мероприятия воспитательно-образовательной деятельности профильного отряда позволяли им сформировать навыки практической работы и приобрести опыт рекреационной, досуговой, оздоровительной, образовательной и других видов деятельности с определенной категорией детей в условиях детского лагеря. Для старших подростков в течение смены
были организованы обучающие занятия (тренинги, деловые игры и др.), закреплено их кураторство за младшими отрядами (в качестве помощников вожатых), осуществлялась работа творческих групп по организации отрядных и общелагерных дел. Для повышения мотивации у старших подростков к добровольческим мероприятиям проходили встречи и совместная работа с волонтерами международной организации студентов АШ5ЕС (Индия, Египет, Китай). Повторная диагностика показала, что произошли изменения в повышении ранга и значимости ценностных ориентаций, таких как: «стремление заботиться / помогать другим», «стремление к профессиональному самоопределению». Также было проведено повторное тестирование по определению профессиональных ориентиров (табл. 1).
Табл. 1. Профессиональные ориентиры старших подростков
№ п/п Типы профессий Констатирующий (%) Итоговый (%)
1 Человек - человек 68,23% 80%
2 Человек - художественный образ 16,47% 14,11%
3 Человек - природа 15,29% 5,88%
Полученные данные продемонстрировали повышение предпочтения профессии типа «человек-человек», что свидетельствует о результатах педагогического эксперимента, включающего профессиональную ориентацию подростков на педагогическую профессию.
Таким образом, волонтерская (добровольческая) педагогическая деятельность опирается на соответствующую предрасположенность старших подростков и проявляется в их мотивированной деятельности по оказанию помощи и социально-педагогической поддержки различным категориям детей. Включение подростков в педагогическую деятельность (помощник вожатого), способствует развитию лидерских
качеств (необходимых для того, чтобы повести за собой детей, с которыми он взаимодействует), совершенствованию и накоплению опыта социально-педагогической деятельности, приобретению новых педагогических знаний, умений и навыков, что способствует стимулированию педагогической направленности в его социализации и утверждению профессионально-педагогического выбора. Из этого следует, что проведенное исследование позволяет констатировать, что в системе дополнительного образования, на примере детского объединения в контексте педагогического волонтерства, способствует ориентации подростков на педагогические профессии.
Библиографический список
1. Егорычев, А.М. Россия и мировая цивилизация начала XXI века: философские и социокультурные основы построения стратегии социального развития [Текст] / А.М. Егорычев // Ученые
записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т. 14. - № 1 (128). -С.78-89.
2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2015. - 416 с.
3. Столбова, Е.А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Столбова. - М. - 2015. - 176 с.
Referencеs
1. Egorychev A.M. Russian and world civilization the beginning of XXI century: philosophical and socio-cultural foundations of building a social development strategy. Uchenyie zapiski Rossiiskogo gosudarstven-nogo Socialnogo Universiteta, 2015. T. 14. № 1 (128). P. 78-89. [in Russian].
2. Mardakhaev L.V. Social Pedagogy: Textbook. Benefit. M .: Yurayt, 2015. P. 416. [in Russian].
3. Stolbova E.A. Formation of bases of valuable orientations of the senior teenagers in the conditions of the environment polysubject environment of further education: Dis. ... cand. of sciences (Education). Moscow, 2015. P. 176. [in Russian].
Сведение об авторе Столбова Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Stolbova Elena Alexandrovna,
Candidate of Science (education), Senior lecturer, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 51(07) ББК 22.1р30
Е.А. Суховиенко, Д.И. Абдрахимова, Ю.В. /Алябьева портфолио как инструмент диагностики
математической подготовки студентов
В статье представлен пример применения технологии портфолио для диагностики математической подготовки студентов. Структура портфолио определяется структурой математической компетентности. Показано, что применение портфолио положительно влияет на развитие рефлексии и умений самодиагностики, на мотивацию учения студентов.
Ключевые слова: портфолио, диагностика, математическая подготовка, математическая компетентность, решение математических задач, рейтинг, рефлексия, мотивация.
Е.А. Sukhovienko, D.I. Abdrakhimova, Y. V. Alyabyeva
portfolio as a tool for diagnosing the mathematical preparation of students
The article presents an example of application of the technology portfolio for the diagnosis of mathematical preparation of students. The structure of the portfolio is determined by the