Научная статья на тему 'Сопровождение профессионального самоопределения студента ссуза: сущность процесса и инновационная модель'

Сопровождение профессионального самоопределения студента ссуза: сущность процесса и инновационная модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТА / МОДЕЛЬ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВНЕАУДИТОРНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENT / MODEL / ACCOMPANIMENT / OUT-OF-AUDITORIUM SURROUNDINGS / PEDAGOGICAL CONDITIONS AND METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванайская Т. Л., Соколова Л. Б.

One of the most important personality's quality is his ability for professional self -determination. The results of sociological researches show that the students entering the technical schools or colleges have different levels of professional self determination. But they aspire to raise it. The practice of pedagogical work in technical schools confirms that special organized pedagogical conditions promote the students professional self determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The accompaniment of professional self-determination of technical school's or college's student: essence of the process and an innovative model

One of the most important personality's quality is his ability for professional self -determination. The results of sociological researches show that the students entering the technical schools or colleges have different levels of professional self determination. But they aspire to raise it. The practice of pedagogical work in technical schools confirms that special organized pedagogical conditions promote the students professional self determination.

Текст научной работы на тему «Сопровождение профессионального самоопределения студента ссуза: сущность процесса и инновационная модель»

СРШСЕ СШШЬЮ! ОБРАЗОМ! : ОПЫТ, ПРОБА!МЫ

#

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ССУЗА: СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА И ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Т.Л. Иванайская, старший преподаватель СФ УГАТУ, г. Стерлитамак, Л.Б. Соколова, доктор педагогических наук, профессор ОГПУ, г. Оренбург

Ключевые слова: профессиональное самоопределение студента, модель, сопровождение, внеаудиторная среда, педагогические условия, методологические подходы.

На социализацию российской молодежи в конце ХХ — начале XXI века оказывают непосредственное влияние разнонаправленные факторы: политические перемены в стране, трансформации ценностно-нравственной системы, непривычные формы социальной дифференциации в обществе, изменения статусной шкалы престижности профессий. В таких условиях молодое поколение находится на сложном перепутье, входя в самостоятельную жизнь. Одна из трудностей студента — успешное, осознанное профессиональное самоопределение. Поэтому возникает острая потребность оказать студенту реальную помощь и поддержку в ситуации выбора профессиональной позиции, сориентировать его на самостоятельную оценку своих личностных и профессиональных намерений и возможностей, т.е. обеспечить сопровождение его профессионального самоопределения.

Система среднего профессионального образования в современных

условиях выступает доминирующим звеном в этом процессе по целому ряду оснований: 1) организационно среднее специальное учебное заведение занимает только ему присущее, специфическое место в образовательной сфере жизнедеятельности общества и выполняет вместе с другими уровнями образования системную функцию образования, обеспечивает его ценности, непосредственность, устойчивость функционирования и дальнейшее профессиональное развитие человека; 2) содержание деятельности ссузов способствует духовному развитию человека, формированию «образа адекватного и продуктивного Я», а именно: образование все более приобретает антропологические и культурные ориентации, все более становится деятельностью поискового характера. Научно-методическое сопровождение самоопределения студента и обновление внеаудиторной структуры как основной образовательной среды способны обеспечить самостоятельное

Казанский педагогический журнал

42009

#

выявление и утверждение студентами собственной позиции, реализуемой в определенном стиле выполнения учебно-профессиональных обязанностей, отношений и взаимодействия с другими объектами, осуществлении профессионального роста [8, с. 15].

В трудах современных ученых (Г.Бардиера, М.Р. Битяновой, Э.Ф.Зеера, Н.Л.Коноваловой, И.Ромазана, Е. В. Руденского, Л.Г.Субботиной, С.Н.Чистяковой, Т.М.Чурековой и др.) проблема профессионального самоопределения студентов и психолого-педагогического сопровождения этого процесса рассматривается как система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание условий для успешного обучения и развития личности и как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования.

Наиболее корректно эти направления проработаны Э. Ф. Зеером. Под понятием «психологическое сопровождение» он понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности [7, с. 20].

Определяя сущность педагогического сопровождения профессионального самоопределения студента ссуза, можно под этим понимать смысловое содержание процесса создания и развития разносторонних условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагога и студента, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника [4, с. 80].

Обоснуем выбор стратегии «педагогическое сопровождение» в профессиональном самоопределении студента.

Понятие «педагогическое сопровождение» позволяет подчеркнуть ряд важных моментов: обеспечивает образовательный эффект, состоящий в обретении личностью своего образа «Я», в выборе, конструировании, проектировании своего развития, в нахождении способа построения собственной жизни; содействует личности в нахождении, осознании, постановке, осуществлении собственных целей, связанных с образованием и саморазвитием.

Наиболее целесообразным в осмыслении проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения студента ссуза мы опираемся на методы теоретического моделирования. В основе моделирования педагогического процесса обычно лежит мыслительная конструкция, в определенной степени подобная и в то же время в той или иной степени отличная от изучаемого объекта.

В общепринятой трактовке модель — это «схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе». Более кратко моделью (лат.: мера, образец) можно назвать «объект или систему, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте — оригинале или прототипе модели» [5, с. 13]. С помощью модели легче понять характер зависимости между структурными элементами исследуемого сложного феномена, синтезировать и выявить наиболее существенные стороны изучаемого процесса.

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

#

Разработанная нами структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студента в образовательной среде ссуза представляет собой целостную систему, состоящую из

взаимосвязанных модулей: методологического (цели, подходы, принципы педагогического сопровождения) — инвариант, содержательного, организационного и результативного — вариативный компонент (рис.1).

Цель: формирование личности студента, способной к профессиональному самоопределению, содействию личности профессионального развития студента

Подходы: культурологический, аксиологический, личностно-деятельностный, рефлексивный

Принципы: культуросообразности, гуманизма, системности, целостности, индивидуализации, аксиологизации

Критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-ценностный

У

Этапы формирования профессионального самоопределения студента ссуза

Мотивационно-целевой Цель: развитие мотивов профессионального самоопределения Содержание: принятие ценностей, понимание значимости профессионального самоопределения, стремление осознать себя в профессии

Содержательно-операциональный Цель: освоение норм, ценностей, смыслов, образцов культуры, умений осуществления профессионального самоопределения во внеаудиторной среде

Содержание: интериоризация и творческое применение знаний, умение соотнести культурные возможности с потребностями

Рис.1. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студента ссуза

Результативно-оценочный Цель: совершенствование умений профессионального самоопределения

Содержание: поиск новых форм и методов профессионального самоопределения

1

Механизм: смыслы деятельности - норма - оценка нормы - выбор - смыслы - профессионального самоопределения

1

Психолого- педагогические условия:

• Развитие мотивов профессионального самоопределения студента;

• Активизация субъектной позиции студента в выборе форм, содержания, методов и средств деятельности и поведения;

• Приобретение студентом опыта рефлексии.

Результат: личность студента, уровни профессионального самоопределения личности студента

и

Казанский педагогический журнал

4'2009

#

Профессиональное самоопределение студента в ссуз обеспечивается созданием специальных педагогических условий, содействующих превращению ситуаций взаимодействия студента с педагогом и другими студентами в образовательные; предъявлением соответствующего содержания субъектам процесса; особой образовательной среды ссуза — внеаудиторной, использованием сложившейся структуры и содержания работы студентов как особой образовательной среды, под которой мы понимаем пространство жизнедеятельности личности вне рамок учебной программы внутри учебного заведения и вне его, детерминированное влиянием определенных условий, факторов и способствующее профессиональному самоопределению студента. Совокупность педагогических условий создает возможность выбора личностью целей, содержания и методов самообразования и самосовершенствования, изменения представлений о себе как о личности и профессионале.

В ходе наших исследований педагогического потенциала внеаудиторной образовательной среды установлено, что эти специфические среды способствуют развитию тех качеств, которые затруднительно или невозможно развить в учебно-пространственной среде (креативные, организаторские, эмпатические умения, культуру мышления, профессиональное самоопределение); развивают мотивы: студент, включаясь в многообразные виды внеаудиторной деятельности, не только «входит» в свою профессиональную деятельность, но и вступает в «новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени своего духовного со-

вершенствования [8, с. 6], позволяет имитировать основные сферы труда будущего специалиста.

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студента в ссузе реализуется посредством: диагностики существа проблемы, ее причин и выбора наиболее эффективных способов ее решения; консультирования и опосредованной (через создание условий) помощи — характерных для стратегии педагогического сопровождения методов, которые подчеркивают самостоятельность студента в принятии решения и его ответственность за последствия.

Культурологический, личностно-деятельностный, аксиологический и рефлексивный подходы, использованные в качестве методологической базы, обеспечивают осознание студентом себя как равноправного субъекта образовательного процесса, создают атмосферу обращенности к личности, проникая во все структуры ее деятельности, предполагают сохранение, воспроизводство и развитие культуры путем создания ее новых образцов.

Вышеперечисленные подходы к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения студента предполагают: утверждение общечеловеческих ценностей; восстановление основ гуманистического, демократического воспитания; развитие личности как человека культуры; учет социокультурной ситуации; сохранение, воспроизводство и развитие культуры путем создания ее новых образцов. Использование данных подходов в качестве методологического инструмента анализа педагогического процесса обусловлено тем, что ценно-

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

#

сти и нормы культуры, искусства, все достижения духовной сферы жизни создают атмосферу обращенности к человеческой личности, проникая во все структуры целостного педагогического процесса.

Цели процесса профессионального самоопределения не могут быть достигнуты, если они не сообразуются с принципами воспитания, которые отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы, связанные с закономерностями воспитания (куль-туросообразности, гуманизма, системности, целостности, индивидуализации, аксиологизации), корректно выражают основные идеи, на основе которых взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса и строится все профессиональное воспитание — его содержание, формы, методы, технологии.

Выявленные подходы и принципы педагогического сопровождения профессионального самоопределения студента составили инвариантную часть нашей экспериментальной модели.

Определяя содержание сопровождения профессионального самоопределения, мы исходим из того, что «профессиональное самоопределение студента» — это процесс обретения им системы социокультурных ценностей и смыслов, служащей основанием выбора профессии и обеспечивающей учебно-профессиональную сферу жизнедеятельности личности. Мы рассматриваем профессиональное самоопределение не как определенный

акт или стадию профессионального становления, а как его сущностную основу, своеобразный механизм, не прекращающийся на всем протяжении профессионального пути, процесс поиска и обретения человеком смыслов своей профессиональной деятельности, открытия и реализации своего «Я» как профессионала, осуществления выбора в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональная деятельность.

Способом профессионального самоопределения студента, результатом соотнесения ценностей и требований профессии с собственным уровнем профессиональных способностей, жизненными и профессиональными ценностями, осознания и принятия им собственной деятельностной концепции признается его профессиональная позиция. Профессиональная позиция реализуется в определеном стиле выполнения профессиональных обязанностей, отношений и взаимодействия с другими объектами, осуществлении профессионального роста.

В ходе нашего исследования установлена содержательная сторона процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения студента ссуза:

— создание педагогических условий для профессионального самоопределения студента;

— становление будущего специалиста как носителя ценностей общечеловеческой и национальной культуры, «транслятора» и интерпретатора культуры;

— получение им системы научных знаний о культуре, сущности понятий

Казанский педагогический журнал

4'2009

#

«профессиональное самоопределение», рефлексии, наличие представления о своем месте в профессиональном сообществе, обстоятельствах и факторах совершаемого выбора и реализации принятого;

— практическое овладение умениями профессионального самоопределения на необходимом уровне.

Обеспечение такой направленности образовательного процесса предусматривает прохождение ряда этапов, на каждом из которых ставится своя цель, определяется содержание, закладываются механизмы, выявляются условия осуществления и подводятся результаты.

Движущая сила процесса профессионального самоопределения — мотивированность студентов проявляется в их стремлении осознать свою самобытность и уникальность, свое место в культуре. На всех этапах профессионального самоопределения (рис. 1) во внеаудиторной образовательной среде действует механизм, обеспечивающий профессиональное самоопределение студента: смыслы социокультурной деятельности — норма — оценка нормы — выбор — смыслы профессионального самоопределения.

На первом (организационно-целевом) этапе формирования профессионального самоопределения студента действие педагогических условий появляется как несогласованное, разновекторное. Постепенно действие педагогических условий становится все более согласованным и на результативно-оценочном этапе принимает единое направление. Последний этап характеризуется высоким уровнем профессионального самоопреде-

ления и максимальным воздействием среды.

Выбор стратегии педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении студента ссуза обусловлен непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью оказываемой помощи.

Содержание профессионального самоопределения студента в практической деятельности реализуется взаимосвязанными между собой мо-тивационным, когнитивным, деятель-ностным и эмоционально-оценочным критериями под влиянием комплекса педагогических условий: развитие мотивов студента на профессиональное самоопределение на основе принятия аксиологических и императивных форм культуры; активизация субъектной позиции студента в выборе форм, содержания, методов и средств внеаудиторной деятельности; приобретение студентом опыта рефлексии.

Подвижная, непрерывно совершенствующаяся подсистема содержания и педагогических условий профессионального самоопределения во внеаудиторной образовательной среде обеспечивает ориентацию преподавателя и студента на «восхождение» к культуре и образует вариативную часть.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студента — это сознательно организуемый и управляемый процесс.

Результаты исследования проблемы профессионального самоопределения студентов во внеаудиторной образовательной среде ссуз как динамичного и развивающегося взаимодействия его элементов (объекта и инструмента)

Социальная психология и коррекционная педагогика

#

позволяют расширить диапазон моделирования и служат педагогическим обоснованием построения структурно-функциональной модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения, реализующую идею воспитания «человека культуры» в системе взаимосвязанных блоков (цель, принципы, этапы, содержание, механизм реализации, педагогические условия, результат). На основе данной модели может быть создан комплекс мер, способствующий ускорению профессионального самоопределения студента ссуза.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.— М.: Мысль, 1991.— 299 с.

2. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков.— М.: Издательский центр «Академия», 2006.— 495 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мысли: Учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, пере-раб., доп. / М.Р. Битянова. — Топ-книга, 2005.— 320 с.

4. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н.М. Борытко.— Волгоград: Перемена, 2001.— 214 с.

5. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ)/Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин.— М., 1985.— 180с.

6. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер //Педагогика.- 2002.— №3.— С.16-21.

7. Малахова О.Ю. Социокультурное самоопределение студента в рефлексивно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Ю. Малахова, ОГПУ.- Оренбург, 2006.- 20 с.

8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 490 с.

9. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования / В.Д. Пурин — Ростов н/Д: Феникс, 2006.— 256 с.

10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.— М.: Издательский центр «Академия», 2002.— 485 с.

11. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: Монография / Л.Б. Соколова.— Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003.— 352 с.

12. Чистякова С.Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников //Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тез. Всерос. н.п.к. / С.Н. Чистякова.— Кемерово, 2001.— С. 9—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.