СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.П.Гузаирова
В статье изложено краткое обоснование необходимости формирования экологической культуры студентов. Обращается внимание на возможности и потенциал средних специальных учебных заведений в разрешении вышеуказанной проблемы. Выделяются основные педагогические задачи современного ссуза по профилю экологической культуры студента.
Ключевые слова: профессиональное образование, студент, экологическое образование, техникум, педагогическая задача, экологическая культура.
The forming of ecological culture of a future specialist of a modern technical school. In this article expounded compendious reasoning about necessity of forming of ecological culture of students. The authoress pays attention to a possibility and potential of technical schools in solution of the above — mentioned problem, distinguished basic pedagogical problems offorming of ecological culture of students.
Keywords: professional education, student, ecological, education, technical school, teacher, pedagogical problem, ecological culture.
В современный период развития человеческой цивилизации наблюдается негативная тенденция отчуждения личности от природы, вызванное потребительским отношением к природе, которая ведет к истреблению ее ресурсов. Антагонистичность системы «человек - природа» сложилась как закономерный результат развития современного способа производства. В течение всего исторического развития у человека складывалось отношение к природе как к той среде, которая противостоит человеку, но без которой невозможна его жизнедеятельность [1,
с.82]. Бурное развитие промышленности способствует резкому ухудшению экологической обстановки.
Выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных, экономических, политических преобразований общества, но, в первую очередь, глубокого осознания человечеством глобальности данной проблемы. Экологически несостоятельные стереотипы мышления специалиста, когда в качестве приоритетов называются потребительские интересы «больше и дешевле», вступают в противоречие с логикой сохранения качества окружаю-
щей среды, с логикой выживания. Экологические ошибки и промахи отнюдь не всегда объективны и неизбежны. Человечеству необходимо изменить сложившийся тип деятельности человека и взаимодействия с окружающей средой. Для реализации этого пути необходима переориентация всех видов деятельности человека, что связано, прежде всего, с перестройкой шкалы ценности, изменением мировосприятия и миропонимания. Необходимо формирование новой экологически ориентированной культуры.
Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, определяющая характер отношений в системе «человек - природа - окружающая среда» в процессе осознания и освоения материальных и духовных ценностей. Она выражает степень ответственности человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы и рациональное использование природных ресурсов на глобальном, региональном и локальном уровнях ее организации. В структуре экокульту-ры личности принято выделять семь компонентов: мотивационно -целевой, содержательный, операционный, лич-ностно-волевой, эстетический, ва-леологический, этико-правовой [1]. Сопоставление выделенных компонентов экологической культуры с возрастными психологическими и психофизиологическими особенностями старших подростков - студентов ссуз позволило предположить, что наиболее значимыми для формирования личности в этот период являются мотивацион-но-целевой (взгляды и убеждения относительно рачительного отношения к природе, сбережения ее богатств) и операционный компоненты (реальные действия и поведение экологической
направленности). В образовательном процессе особое значение принадлежит развитию содержательного компонента (система научных знаний по экологии и охране природы).
Формирование экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием [4]. Задачи экологического образования в современном ссузе - развить у студентов представление о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человека без сохранения биосферы с определенным запасом экологического разнообразия; обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и его профессиональной деятельностью; ознакомить с новыми перспективными «экологически чистыми» безотходными, ресурсо- и энергосберегающими технологиями и методами природопользования.
Важной задачей экологического образования является воздействие на личность с целью преодоления потребительского подхода к природе. Содержание экологического образования носит комплексный и интегрированный характер. Оно включает идеологические, научные, нравственно-этические, правовые, личностно-мировозрен-ческие, практические, эстетические и образовательные аспекты [1, с.83]. Экологическое образование является непрерывным процессом и проходит через всю жизнь человека; имеет локальные, глобальные измерения, развивающиеся в прошлом, настоящем и будущем; предполагает развитие чувств, сознания, понимания, критического мышления и навыков решения экологических проблем; способствует личностному развитию. Важнейшей
особенностью экологического образования в средних специальных учреждениях России является необходимость интегрирования образовательного пространства, объединяющего научный потенциал естественных, технических и гуманитарных наук [2].
В России формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, техникумах, вузах и других. Непрерывность экологического образования обеспечивают согласно педагогической вертикали: детские дошкольные учреждения -школы - средние специальные учреждения (техникумы, колледжи) - вузы. Завершающим звеном цепочки является вуз. Однако техникум является важным связующим звеном в этой цепочке. Образовательный процесс в техникуме может осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них - общетеоретическое (мировоззренческое). Оно дает будущему специалисту философский фундамент его профессиональной деятельности. Данное направление способствует формированию у студентов экологического мышления. Второе направление - профессионально- техническое. Оно определяет эко-лого-профессиональный уровень будущего специалиста в той или иной отрасли промышленности. Реализация данного направления обеспечивает студентов арсеналом средств и методов активной практической экологии. Преимущества и возможности ссузов в разрешении отдельных педагогических задач рассмотрим на примере Стерли-тамакского химико-технологического техникума:
Во-первых, техникум готовит специалистов, ориентированных на современное производство. Преподаватели имеют достаточный уровень экологических знаний и систематически повышают его на соответствующих курсах повышения квалификации. Экологическая подготовка осуществляется в специализированных классах. Техникум предоставляет студентам разнопрофильные хорошо оборудованные лаборатории, компьютерные классы. Преподаватели владеют информацией о требованиях, о необходимом уровне экологического образования будущих специалистов и потребностях действующих базовых производств.
Во-вторых, в техникуме ведется целенаправленная работа по формированию экологической культуры студентов исходя из принципов цир-кулярности, междисциплинарности и взаимосвязанного раскрытия.
В-третьих, техникум имеет возможность структурировать и связывать процессы теоретического и опытно-практического обучения в период активных производственных практик, самообразования, предусмотренных учебным планом.
В-четвертых, всю работу по формированию экологической культуры техникум проводит с учетом регионального компонента и в соответствии с потребностями базовых предприятий, а также имеет возможность совершенствовать уровень подготовки студентов в соответствии с тенденциями научно-технического прогресса.
В-пятых, рабочий учебный план техникума предусматривает циклы дисциплин, способствующих поэтапному и комплексному формированию экологической культуры студентов.
Таким образом, роль среднего специального образования в формировании экологической культуры весьма велика. Специалисты со средним профессиональным образованием представляют собой самостоятельную необходимую группу в профессиональной структуре кадров. Среднее специальное образование может выступать и как самостоятельный, относительно завершенный уровень образования. Поэтому очень важно, чтобы выпускники ссузов имели высокий уровень экологической культуры, так как именно они -будущие работники промышленных предприятий.
Анализ статистических данных трудоустройства выпускников нашего техникума подтверждает, что большинство из них начинают свою трудовую деятельность на предприятиях химической промышленности.
Формированию высокого уровня экологической культуры способствует и то, что непрерывное экологическое образование специалистов среднего звена может осуществляться не только по вертикали (повышенный уровень среднего профессионального образования, высшее образование), но и по горизонтали, в рамках дополнительного экологического образования в системе повышения квалификации, переподготовки. [5,с.45]. Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры специалистов среднего звена, следует отметить, что применительно к условиям средних профессиональных образовательных учреждений (техникумов) она рассматривается недостаточно.
Следует отметить, что современными педагогами и психологами сделано немало в разработке и внедрении
новых эффективных путей ведения образовательной и воспитательной работы со студентами (И. Д. Зверев, А. П. Сидельковский, О.С. Колбасов и др.). В то же время еще мало работ, посвященных экологической логике и формирующим принципам экологического мировоззрения будущих специалистов среднего звена, особенно технического направления. Выявление в различных дисциплинах вопросов, способствующих формированию экологической культуры будущих специалистов среднего звена, - немаловажная и злободневная педагогическая проблема. Наш опыт и результаты специального изучения данной проблемы дают основания утверждать, что формирование экологической культуры невозможно в рамках одного специализированного предмета. Процесс должен опираться на принцип циркулярности информации. Многократно повторяясь, рассматрива-ясь с разных точек зрения, эта информация способна оказывать более существенное влияние на сознание студентов. В данном случае можно говорить о том, что осознание роли экологии как междисциплинарной области знаний, широкое освещение актуальных экологических проблем даст возможность создать многоаспектную, целостную картину мира и значительно расширить всесторонние представления о взаимосвязях в системе «общество - природа», а значит, позволит оказывать как познавательное, так и нравственно-эстетическое воздействие. Возможности и потенциал отдельно взятых дисциплин в освещении экологической тематики не одинаковы, тем не менее, можно утверждать, что нет таких дисциплин, которые не располагали бы эколого-воспитательным потенциалом, спо-
собствующим процессу формирования экологической культуры.
Хотя на этом пути есть определенные трудности: во-первых, экологические проблемы не являются центральным компонентом содержания традиционных учебных предметов; во-вторых, методика их преподавания слабо разработана; в-третьих, нет четкой системы контроля уровня полученных экологических знаний. Очевидно, что назрела необходимость построения педагогической технологии, основанной на инновационных подходах, включающей содержание, организацию и активные методы экологического обучения и воспитания.
На первый план мы выдвигаем разработку и внедрение такого содержания экологического образования, которое позволило бы устранить извечный вопрос «Для чего учить?» и подвело бы студенчество к поискам ответа на новые глобальные вопросы «Где и как применить?», «Что конкретно может сделать каждый человек, во имя будущего?». С этой целью в содержание образования педагогами должны быть внесены существенные коррективы, позволяющие:
- научить студентов активно, воспринимать информацию о состоянии окружающей природной среды и уметь правильно интерпретировать её;
- сделать значимым, доступным, понятным, близким для каждого студента отвлеченное предметно-конкретное понятие «окружающая среда»;
- научить воспринимать проблемы природы, окружающей среды как личностно значимые;
- изменить ценностные ориентации так, чтобы они не противоречили культурным нормам, принятым в обществе.
Экологические знания имеют характерную особенность: они оказывают влияние не только на разум человека, но и на его эмоции. Но это при условии тщательного отбора содержания знаний и соблюдения определенного соотношения знаний и видов деятельности. Традиционно сложившееся содержание экологического образования в средних профессиональных учреждениях характеризуется содержанием множества фактов, научных сведений, цифровых данных. При этом налицо недооценка роли образного в знаниях, отсутствие эмоционального аккорда, имеет место слабая направленность на решение задач нравственного воспитания. Очевидно, что такие знания не затрагивают чувств человека, оставляют его равнодушным, безучастным. Немалую роль в решении этой проблемы может сыграть усиление ценностных аспектов экологического образования.
Рассмотрим возможности лекционного занятия как одной из наиболее распространенных форм учебного занятия. Особенностью лекции, как организационной формы является то, что количество слушателей при использовании технических средств может достигать неограниченного количества людей, характер подачи информации -монологический. Результативность восприятия лекции, в основном, зависит от двух факторов: организаторского мастерства преподавателя и настроя студентов, их отношения к содержанию информации и личности лектора [3, с.53]. Широкое распространение в экологической учебно-познавательной деятельности получают нетрадиционные модернизированные лекции: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-вдвоем и другие. Проблемные лекции используются для введения
студентов в существо экологических проблем. В них моделируются противоречия реальной жизни. Они позволяют студентам активно участвовать в приобретении знаний, формируют познавательный интерес к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста. Для активизации мышления студентов перед сообщением информации преподаватель создает проблемную ситуацию. В процессе проблемной лекции студент не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного себе знания.
Лекция-визуализация способствует восприятию экологической информации, представленной в образной форме (рисунки, схемы, графики, интерактивные обучающие модули и т.д.), и требует сочетания логического мышления в образной форме. Использование таких лекций можно рассматривать и как обучение способам перекодирования информации с помощью разных знаковых систем. Умение кодировать информацию важно для будущих специалистов, так как на современном этапе стимулирование и поддержка процесса кодирования информации является одной из задач образования. Лекция-вдво-ем позволяет моделировать реальные профессиональные ситуации, обсуждать теоретические вопросы экологии с разных позиций. Представляет собой интересную возможность для освещения различных подходов к решению экологических проблем.
В техникуме разработан спецкурс «Экологическая культура», носящий интегрированный характер, позволяющий систематизировать и обобщить экологические знания и умения студентов, полученные ими на других учеб-
ных дисциплинах, а также разработать свои собственные экологические проекты.
Цель спецкурса: сформировать у студентов систему теоретических знаний о взаимосвязях в системе « человек - природа » и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней в условиях надвигающегося экологического кризиса.
Задачи спецкурса:
- усвоение ключевых идей, научных концепций и понятийно-категориального аппарата экологической культуры;
- рассмотрение содержания современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания и законами развития человеческой цивилизации;
- формирование экологической культуры и экологической грамотности студентов;
- формирование экоцентрического типа экологического сознания;
- развитие личности, способной практически решать вопросы выживания человечества в условиях надвигающегося экологического кризиса.
В Стерлитамакском химико-технологическом техникуме в процессе обучения широко используются обучающие интерактивные модули Интернет-ресурса Министерства образования РФ. Внедрение в учебный процесс инновационных разработок ведущих педагогов-новаторов в значительной степени способствует повышению качества и уровня образования студентов. Изучаемый материал нагляден, доступен, содержателен и интересен. Об этом свидетельствуют и
результаты опроса студентов (126 чел. - хим. технологии органических и неорганических веществ), показавшего, что наиболее интересной для них является лекция-визуализация. На это
указало 62% студентов, 20% студентов ответили, что наиболее интересной для них явилась проблемная лекция, и лишь 18% студентов выразили интерес к лекции-вдвоем (см. рис.1).
Рис. 1. Показатели интереса студентов к различным формам лекций
Семинарские занятия позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, способствуют их разностороннему развитию. Отличительной чертой семинара является формирование у студентов оценочных суждений, способности самостоятельно анализировать и дополнять материал, умений работать с источниками знаний, участвовать в обсуждениях, высказывать свое мнения. В Стерлита-макском химико-технологическом техникуме преподавателями используется метод опережающих заданий по темам семинара, в форме сообщений, докладов, рефератов, презентаций. Разнообразие форм работы, наличие времени для обдумывания позволяют студентам качественно подобрать, проработать, изучить, преподнести материал по теме семинара. Знания, полученные студентами в результате собственного труда, характеризуются прочностью и продолжительностью.
Широко используются такие методы групповых обучений, как дискуссия, ролевая игра. Групповая дискуссия
дает возможность выявить различные точки зрения на экологическую проблему и обеспечивает всесторонний анализ каждой из них. Дискуссия формирует нужные для педагогической деятельности навыки и умения: выделять и излагать свою точку зрения, адекватно воспринимать нужную позицию; вырабатывать схемы и правила саморегуляции и самооценки; развивает коммуникативные свойства личности. Например, дискуссия: «Безотходные технологии: дорого или выгодно?». Ролевая игра: «Влияние экологии на жизнедеятельность людей». Ролевые игры способствуют восприятию экологических проблем как личностно значимых, так как включают каждого студента в ситуацию ответственной зависимости в соответствии с ролью. В ролевой игре происходит «вхождение» в профессию при исполнении ролей механика, технолога, экономиста, решение профессиональных задач, и т. д.
Как показывает практика, использование активных форм и методов в экологическом образовании и воспита-
ния позволяет решать в учебно-воспитательном процессе ссуза три задачи:
- формировать личность студента в соответствии с основными принципами глобальной экологии;
-способствовать осознанию человеком бытия в биосфере, ноосфере;
- готовить студентов с высоким уровнем экологических знаний, имеющих качественно новые взгляды на природу.
Выдвижение первой задачи связано с тем, что повышение уровня экологической образованности зачастую не влияет на уровень экологического сознания, так как приобретенные знания могут и не использоваться в дальнейшей профессиональной деятельности. Рациональное содержание убеждений, образующих основу высокого экологического сознания, слито с социально-психологическим сторонами. Важно искоренять негативные качества личности (равнодушие, безответственность, пассивность и т.д.) и развивать позитивные (озабоченность происходящим в природе, сопереживание, эмоциональную отзывчивость и т.д.).
Вторая задача определяется тем, что для изменения пагубного состояния и оздоровления окружающей среды необходимы, в первую очередь, экологические знания. Специалисты среднего звена должны обладать углубленным уровнем экологических знаний, трансформирующихся с учетом новых тенденций и специфик развития современных производств. Система непрерывного экологического образования -фундамент для формирования этих знаний.
Третья задача обусловлена основной ролью, которая отводится педагогам в воспитании экологического сознания, формировании экологического мышления, обучении экологической грамотности и формировании экологической культуры в целом. Для достижения главной цели экологического образования и воспитания - формирования экологической культуры личности -необходимо, чтобы воспитательный и образовательный процесс в среднем профессиональном учебном заведении экологически ориентированный аспект. Педагогам необходимо целенаправленно развивать экологическую культуру, которая является важным качеством личности специалиста среднего звена и повышает его конкурентоспособность в условиях современной рыночной экономики.
Литература:
1. Рындак В.Г. Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность. Коллективная монография. ОГПУ., 2010. - 292с.
2. Горелов А.А. Экология// Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Мочалов Н.М., Сершенко И.В. Педагогические теории, системы, технологии обучения.//Учебно-методическое пособие. К., 2000. - 153с.
4. Линейко О. А. Экологическое сознание как цель и результат экологического образования// Высшее образование сегодня. М., 2008. №9.
5. Семушина Л.Г., Н.Г. Ярошенко. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001.