УДК 371.033
В. Г. Сотник
Педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры учащихся
В статье рассматривается один из важнейших результатов образования -формирование экологической культуры учащихся. Раскрываются основные составляющие этого показателя, описывается модель и определяются педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры школьников.
Особое внимание уделяется экологическому проекту «Формирование экологической культуры учащихся на занятиях кружка по экологии», в котором организация деятельности школьников, основанная на технологии проектного обучения, предоставляет возможности реализации условий формирования экологической культуры. Определены основные этапы формирования экологической культуры. Выделены критерии оценки качества проектных работ, представлены уровневые показатели сформированности экологической культуры.
Подробно освещается педагогический эксперимент по реализации цели представленного проекта. Констатируется анализ результатов формирующего эксперимента, который подтверждает обоснованность созданного проекта.
The article is dedicated to one of the most important educational results -school students' ecological culture development. The model is described and pedagogical conditions are designed to provide development of school students' ecological culture.
The particular attention is given to the ecological project "Class of development of school students' ecological culture". The organization of students' activity is based on the educational project technology. The organization provides an opportunity to achieve conditions of ecological culture development. Main phases of ecological project are specified. Evaluation criteria of the project works is singled out. Phase rates of ecological culture completeness are specified.
Pedagogical experiment on implementation of represented project goals is highlighted in details.The analysis of results of main experiment confirming the validity of created project is stated.
Ключевые слова: экологическая культура, педагогические условия, проект, технология проектного обучения, кружковое движение.
Key words: ега^^ culture, pedagogical conditions, project, educational project technology, experimental class.
© Сотник В. Г., 2017
В настоящее время одной из основных задач государственной политики в области экологического развития выступает формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования. И.Н. Пономарева и др. определяют экологическую культуру как «важнейшую часть общей культуры, проявляющейся в духовной жизни и поступках. Это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите» [7].
Экологическая культура - это сложное понятие, имеющее множество компонентов. Проанализировав большое количество источников, мы выделили основные составляющие экологической культуры: экологические знания, творческая деятельность и эмоционально-ценностное отношение к проблеме взаимоотношений человека и природы.
Основой экологической культуры и морали должны стать любовь к природе, в которой мы живём, и следование главным принципам: «не навреди», а также «мыслить глобально, действовать локально» [11].
Согласно концепции федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), экологическая культура является одним из важнейших результатов образования, достижение которого планируется путем экологизации содержания традиционных школьных дисциплин, организации внеклассной и внеурочной деятельности [4; 9; 10].
Для решения этой проблемы нами был создан проект ««Формирование экологической культуры учащихся на занятиях кружка по экологии». Цель проекта заключается в формировании экологической культуры учащихся посредством реализации проектной деятельности на занятиях кружка по экологии.
Задачи проекта: разработать структурно-функциональную модель формирования экологической культуры учащихся, а также определить критерии и показатели ее эффективности; разработать и апробировать в педагогической практике технологию формирования экологической культуры.
По мнению Г.С. Цымбал, дифференцированный подход к изучению природы не позволяет сформулировать у учащихся целостное представление об окружающем их мире, месте и роли человека в нем, не способствует пониманию глобальных экологических проблем, вставших сегодня перед человечеством, комплексному подходу к их решению, что затрудняет выработку практических умений и соответственно формированию экологической культуры [12].
Проведя анализ литературных источников, мы выделили педагогические условия, обеспечивающие формирование экологической культуры учащихся: интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов, направленную на гармонизацию отношений общества и биосферы; вовлечение учащихся в практическую деятельность экологического характера; использование технологии проектного обучения.
Экология, в целом включающая биологическую (классическую), глобальную, социальную и экологию человека, является синтетической, мировоззренческой областью знаний, направленную на интеграцию естественно-научных и гуманитарных знаний. Исходя из этого, формировать экологическую культуру необходимо на многих школьных предметах.
Ю.Л. Хотунцев считает, что различные направления экологии должны изучаться следующим образом:
«Биологическая экология - в предметах: окружающий мир, биология.
Глобальная экология - в предметах: биология, география.
Локальная экология - в предметах: география, краеведение, технология.
Социальная экология - в предметах: окружающий мир, география, технология, химия, история, обществознание, физика.
Экология человека - в предметах: биология, основы безопасности жизнедеятельности, технология, валеология, литература, изобразительное искусство, музыка» [11].
Согласно второму педагогическому условию использование технологии проектного обучения в процессе кружковой деятельности экологического характера направлено на формирование экологической культуры учащихся, так как данная деятельность способствует:
• формированию экологически ответственного поведения школьников;
• развитию и укреплению общих мировоззренческих представлений учащихся об окружающем мире;
• пониманию природы, как единого целого и диалектической взаимосвязи природы и общества;
• выработке практических умений и проектно-исследовательской деятельности;
• стимулированию творческой активности учеников.
В связи утверждением ФГОС второго поколения проектная и исследовательская деятельность учеников становится обязательным компонентом образовательной программы школы. Это обусловлено в большей степени тем, что данные виды деятельности способствуют формированию компетентностей, которые помогут выпускникам школ адаптироваться в социуме. Учащийся овладевает такими умениями, как самостоятельно планировать и реализовы-вать задуманное; мыслить логически и последовательно; доводить начатое дело до логического завершения; адекватно оценивать происходящие события; находить общий язык в коллективе; критически осмысливать данные, поступающие из средств массовой информации (СМИ).
Проект, по определению И.Н. Пономаревой, «это способ поэтапной организации и описания деятельности, осуществляемой в ограниченное время и с использованием ограниченного ресурса» [7].
По мнению некоторых исследователей, основными признаками проекта являются: отнесение проекта к будущему; ориентация проекта на желаемое состояние будущего; представление проекта как системы средств достижения будущего; начало и окончание работы по выполнению должного проекта; четко и ясно сформулированные критерии эффективности проекта [5].
Технология проектного обучения - оптимальный вариант деятельности для работы кружка, так как деятельность направлена в большинстве своём на формирование знаний не в процессе заучивания материала, а в процессе выражения себя через творчество, самостоятельность. В данном виде деятельности представлены широкие возможности для всех режимов работы: индивидуального, парного, группового и коллективного. В проектном обучении учащийся может выбирать с учётом своих возможностей и потребностей целый ряд способов усвоения содержания обучения.
Критериями сформированности проектно-исследовательской деятельности школьника являются такие умения, как ставить перед собой цель;
• планировать свою работу;
• проводить исследовательскую работу;
• анализировать, оформлять и докладывать результаты;
• объективно оценивать выполненную работу.
Л.А. Громова предлагает следующую диагностику сформированности проектной (исследовательской) деятельности школьников [1] (табл. 1).
Таблица 1
Диагностика сформированности проектной (исследовательской)
деятельности школьников
Компоненты сформированности проектной (исследовательской) деятельности школьников Степень сформированности
Самостоятельный выбор реальной цели исследования, самостоятельное планирование. Навыки экспериментальной работы, способность анализировать результаты, оформлять и представлять свою работу, объективно оценивать итоги своей работы Высокая
Отсутствие одного из компонентов (например, умение выбрать цель исследования или объективно оценить результаты) Средняя
Наличие одного-трёх компонентов (например, ученик способен работать с литературой, выбирать материал для реферата, умеет оформить и представить его) Низкая
Наличие одного, не полностью сформированного компонента (например, навыков работы с инструментами и материалами) или отсутствие всех компонентов Нулевая
Модель формирования экологической культуры учащихся нам представляется в следующем контексте: она имеет две составляющие - структурную и функциональную.
Структурная имеет целевой, методический, содержательный блоки, а также контроля и оценки результатов. Функциональная составляющая представлена инструментальным, мировоззренческим, коммуникативным и ценностно-ориентационным компонентами, которые связаны со структурными блоками.
Основной принцип построения проектной деятельности состоит в формировании системных экологических знаний, исследовательских умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, развитие его ценностно-ориентированной и мотивационной сферы, самостоятельности, коммуникативности, склонностей осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, что в конечном итоге должно способствовать формированию экологической культуры школьников [8]. План реализации созданного нами проекта, направленный на формирование экологической культуры школьников, представлен в следующем виде:
1. Анализ источников. На данном этапе была проведена работа по анализу научной литературы, учебных пособий, а также учтены мнения учёных-экологов, специалистов, преподавателей средних общеобразовательных школ по теме исследования.
2. Создание структурно-функциональной модели формирования экологической культуры.
3. Определение уровня экологической культуры школьников среднего звена (констатирующий эксперимент).
4. Организация работы кружка.
5. Определение основных этапов формирования экологической культуры (см. рисунок).
Рисунок. Схема-программа работы экологического кружка
6. Выстраивание алгоритма проектно-исследовательской деятельности учащихся согласно следующим этапам:
• первый этап - информационно-целевой предполагает активную творческую работу, практику в использовании различных информационных источников по проблеме исследования.
• второй этап - мотивационно-прогностический - предполагает выдвижение гипотезы исследования;
• третий этап - конструктивный - составление программы исследования.
• четвёртый этап - исследовательский - реализация конкретной программы исследования;
• пятый этап - моделирующий - создание целостной описательной модели проекта на базе частных моделей, представленных в четвёртом этапе;
• шестой этап - презентационный - выступление на конференции, презентация проекта исследовательской работы.
• седьмой этап - рефлексивный - на основании проведенного исследования учащиеся должны соотнести выводы с предположениями, сделанными на первом этапе; при необходимости скорректировать программу исследования и в связи с этим провести дополнительные необходимые исследования.
7. Выделение критериев оценки качества проектов.
8. Оценивание проектной работы по итогам деятельности экологического кружка.
9. Определение критериев и уровневых показателей сформиро-ванности экологической культуры учащихся.
10. Определение динамики сформированности экологической культуры учащихся на завершающем этапе эксперимента.
11. Статистическая обработка результатов.
Механизмы реализации проекта в рамках территории: апробация проекта на одной школе; реализация проекта в школах Ленинградской области; распространение опыта на федеральном уровне на базе школ РФ в рамках «кружкового движения».
Кадровое обеспечение проекта представлено педагогами по биологии, экологии, занимающихся с учащимися кружковой деятельностью в Ленинградской области, регионе и в перспективе России.
Основным критерием оценки эффективности проекта является уровень сформированности экологической культуры школьников. Для контроля данного показателя представлены критерии и уровне-вые показатели сформированности экологической культуры с помощью которых оценивается каждый этап самостоятельной проектной деятельности в рамках кружка. Успешность выполнения каждого из этапов связана с возможностью реализации следующих компонентов: мировоззренческого, ценностно-ориентационного, инструментального, коммуникативного, заданных объективной логикой процесса обучения (табл. 2) [6].
Таблица 2
Критерии и уровневые показатели сформированности экологической культуры
Компоненты Критерии Уровни
Высокий Средний Низкий
Мировоззренческий Интеллектуальный критерий: экологические, экономические, социальные знания Глубокие, осознанные, системные знания, выделение причинно- следственных связей, свободное оперирование знаниями Недостаточно глубокие и прочные знания, выделение второстепенных признаков причинно-следственных связей Поверхностные знания, фрагментарная осведомлённость, оперирование знаниями по образцу под руководством педагога
Ценностно- ориентацион- ный Аксиологический критерий: присвоение ценности жизни, природы, человека, здоровья, гармонии красоты Осознает тесную связь природы и человека, понимает и принимает экокультур-ные ценности, сотрудничество, понимает значимость поступков Доминирует осознание отношения как покровителя природы, сочетание экокультур-ных и прагматических ценностей, сотрудничество в форме «когнитивного соучастия» Осознание потребительского отношения к природе, прагматические ценностные ориентации, сотрудничество с объектами природы эпизодическое
Инструментальный Практический критерий: учебно-исследовательские, рефлексивно-оценочные и проектно-созидательные действия Творческий характер проявления действий, высокая степень самостоятельности Продуктивный характер проявления действий, средняя степень самостоятельности Репродуктивный характер проявления действий, низкая степень самостоятельности
Коммуникативный Отношения сотрудничества участников группы и учителя в процессе исследования Лёгкое налаживание отношения с коллективом и педагогом Стеснение и неловкость на первых занятиях в общении с преподавателем и сверстниками Полное отрицание общения с коллективом и педагогом
Также критерием оценки является увеличение численности участников проекта, заинтересованных в формировании экологической культуры.
Ресурсное обеспечение проекта предполагает материально-техническую базу школы (кабинет биологии, живой уголок, учебно-опытный участок, кабинет информатики, библиотека, компьютер, проектор, свободный доступ в Интернет, мультимедиа), кадровые ресурсы (администрация Оу, педагоги), программно-методические ресурсы (разработки ведения деятельности кружка по ФГОС, научно-методический инструментарий, презентации, конспекты и планы занятий), нормативно-правовые ресурсы (программа деятельности кружка, программа воспитательной работы, локальные акты).
Определив концепцию формирования экологической культуры учащихся, мы провели педагогический эксперимент, целью которого стало повышение уровня сформированности экологической культу-
ры учащихся на занятиях кружка «ЭКО-знайка» и его экспериментальная проверка. В педагогическом эксперименте участвовали учащиеся 7-А и 7-Б классов МБОУ Вырицкой СОШ №1.
На констатирующем этапе исследования, используя метод анкетирования, был определён уровень сформированности экологической культуры учащихся.
Воплощение планируемых результатов и поставленных задач реализовывалась с помощью проектной деятельности школьников. В рамках работы кружка школьникам были предложены следующие стандартные проекты:
• Влияние человека на экосистемы посёлка.
• Здоровье реки - здоровье человека.
• Экологическая агитация.
• Посёлок без свалок.
Основной формой занятий стал практикум с сопутствующей ему эвристической беседой. После завершения работы все учащиеся создали ряд экологических и природоохранных проектов и сдали в срок, определённый заранее.
Нами были выделены следующие критерии оценки качества проектно-исследовательских работ:
• соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы сути проблемы;
• определение программы исследования;
• выбор и обоснование использования в экспериментальной части исследования комплекса методов и методик, способствующих раскрытию сути проблемы;
• целостность исследования, которая проявляется во взаимном дополнении теоретической и экспериментальной его частей;
• моделирование (способы, формы);
• адекватность выводов по результатам исследований, формы презентации проекта, наглядность;
• обоснованность и современность использованного библиографического материала;
• перспективность исследования, наличие в работе материала, который может стать источником дальнейших исследований;
• срок выполнения работы;
• защита проекта.
Каждый критерий оценивался по 10-балльной шкале и в результате суммирования баллов определялся победитель:
высокий уровень - 80-100 баллов;
средний уровень - 50-79 баллов;
низкий уровень - 30-49 баллов.
Учащимся начислялись дополнительные баллы за креативность в выполнении проектных работ. Некоторые школьники представили творческие проекты, темы которых были выбраны самостоятельно, за что, соответственно, также были добавлены баллы.
Оценивание проектов проходило на последних занятиях кружка в ходе работы жюри, состоящего не только из педагогов смежных специальностей, но и старшеклассников. Победителем, набравшим наибольшее количество баллов - 93, стал проект «Замкнутая экосистема своими руками». В конце года проводился итоговый срез с целью проверки эффективности экспериментальной методики. Результаты завершающего этапа эксперимента показали динамику формирования экологической культуры.
Материалы статистической обработки данных педагогического эксперимента свидетельствуют, что различия между уровнями сформированности экологической культуры учащихся на начальном и на завершающем этапах исследования достоверны. Таким образом, анализ результатов формирующего эксперимента подтверждает обоснованность созданного нами проекта.
В перспективе запланировано развитие проекта в разных районах Ленинградской области.
Эффективными средствами формирования экологической культуры школьников оптимально могут стать природоохранные акции, конференции и экологические образовательные проекты как в рамках кружковой работы, так и помимо её. Следовательно, это может вылиться в кружковое движение на региональном, а также на федеральном уровне. На государственном уровне повышение экологической культуры населения соответствует приоритетным направлениям государственной политики России на ближайшую перспективу.
Список литературы
1. Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: метод. пособие. - М.: Вента-Граф, 2014. - 160 с.
2. Коршунов М.Ю. Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2009. - С. 91-99.
3. Коршунов М.Ю. Учебно-методический комплекс школьного курса «Географическое краеведение» как средство развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса [Текст]: на примере Бутурлинского района Нижегородской области // География и экология в школе XXI века. - 2012. -№ 1. - С. 77-79.
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. (в ред. на 01.09.2015).
5. Павлова М.Б., Питт Д., Гуревич М.И. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя. - М.: Вента-Граф, 2010. - 296 с.
6. Пересунько А.Н. Знаю. Ценю. Действую: учебно-методическое пособие по формированию экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития. - Оренбург: Пресса, 2012. - 50 с.
7. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
8. Сотник В.Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: дис ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - С. 109.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного (5-9 классы) общего образования от 17.12.2010 г. № 1897.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) (10-11 классы) общего образования от 21.06.2012 г.
11. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
12. Цымбал Г.С. Реализация принципа системности в построении и изучении курса «Мониторинг окружающей среды»: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 191 с.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 376 : 159.972
И. В. Литвиненко, М. Ю. Данилкина
Исследование зрительно-пространственных нарушений
и их коррекция при поврежденном психическом развитии
В статье представлены современные данные о механизме патогенеза формирования зрительно-пространственных нарушений при поврежденном психическом развитии. Оценка степени выраженности дефекта, исследование зрительно-пространственного восприятия и когнитивных функций проводилось посредством нейропсихологического метода. Определены этапы восстановительной коррекционной психолого-педагогической работы при нарушениях зрительно-пространственных представлений при поврежденном психическом развитии.
The article presents modern data on the mechanism of the pathogenesis of the formation of visual and spatial disturbances in damaged mental development. Evaluation of the severity of the defect, the study of visual-spatial perception and cognitive functions was carried out through a neuropsychological method. The stages of restorative corrective psychological and pedagogical work are determined for violations of visual-spatial representations in the case of damaged mental development.
Ключевые слова: поврежденное развитие, деменция, зрительно-пространственные нарушения, когнитивные нарушения, нейропсихологического тестирование, восстановительная работа, коррекционная психолого-педагогическая коррекция.
Key words: damaged development, dementia, visual-spatial disturbances, cognitive impairment, neuropsychological testing, rehabilitation work, correctional psycho-pedagogical correction.
Актуальность вопроса о диагностике, медицинской и психолого-педагогической помощи лицам с поврежденным психическим развитием продолжает оставаться неизменной, так как прогрессирование заболевания и развитие выраженных нарушений функций головного мозга приводит к трудовой и социальной дезадаптации пациентов [5].
Зрительные и зрительно-пространственные нарушения (ЗПН) наряду с комплексом других немоторных симптомов можно считать неблагоприятными в клинике поврежденного развития (С.Н. Иллариошкин, 2007; И.В. Литвиненко, М.М. Одинак, А.Г. Тру-фанов, 2007; М.Р. Нодель, Н.Н. Яхно, 2009.) [3; 8; 12]. Они проявляются как расстройства пространственного восприятия, изменение контрастной чувствительности и цветового зрения, ощущение «пес-
© Литвиненко И. В., Данилкина М. Ю., 2017
243