Научная статья на тему 'Сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов системы СПО в Челябинской области: перезагрузка'

Сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов системы СПО в Челябинской области: перезагрузка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая работа / методический актив / региональный методист / сопровождение методической работы / непрерывное профессиональное развитие педагогических работников / methodological work / methodological asset / regional methodologist / support of methodological work / continuous professional development of teaching staff

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Зинаида Александровна

В статье рассматривается непрерывное профессиональное развитие педагогов с учетом современных требований, акцент в которых сделан на построение единой федеральной системы научно-методического сопровождения (далее — ЕФС НМС) профессионального развития педагогических работников и ее интеграцию с региональной (далее — РС НМС). В федеральных документах определены новые субъекты научно-методического сопровождения педагогов, среди них — региональный методический актив, деятельность которого должна быть интегрирована в ранее действующую региональную методическую систему. Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов. Посредством теоретических методов проведен анализ нормативных документов, с помощью эмпирических изучался опыт региональных систем в части организации научно-методического сопровождения педагогов. В Челябинской области в 2023 г. создана РС НМС, являющаяся сегментом ЕФС НМС. Деятельность РС НМС направлена на обеспечение структурной и содержательной модернизации научно-методического сопровождения педагогических работников; внедрение механизмов сопровождения и поддержки профессионального развития педагогов; реализацию современных подходов к проектированию содержания дополнительных образовательных программ. Региональный методический актив представлен в структуре РС НМС как профессионально-общественное объединение педагогических работников системы образования Челябинской области (региональных методистов) и осуществляет деятельность по трем направлениям: – сопровождение реализации ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности образовательных программ; – сопровождение реализации ФГОС СПО в соответствии с укрупненными группами профессий и специальностей СПО; – сопровождение управленческой деятельности в профессиональных образовательных организациях. Программой поддержки региональных методистов выступают приоритетные направления методической работы и деятельность структурных подразделений Челябинского института развития профессионального образования по их реализации. Сложившаяся за более чем 20 лет практика работы областных методических объединений системы СПО Челябинской области интегрирована с современными подходами научно-методического сопровождения педагогических работников. Профессиональное развитие педагогов осуществляется путем совершенствования формального, неформального, информального образования через построение индивидуального образовательного маршрута с использованием ресурса «Цифровой кабинет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева Зинаида Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The supporting continuous professional development of teachers of the secondary vocation system in the Chelyabinsk region: reboot

The article examines the continuous professional development of teachers taking into account modern requirements, the emphasis of which is on the construction of a unified federal system of scientific and methodological support (hereinafter — UFS SMS) of professional development of teaching staff and its integration with the regional (hereinafter — RS NMS). Federal documents define new entities for scientific and methodological support of teachers, including the regional methodological asset, whose activities should be integrated into the previously existing regional methodological system. The study was conducted using theoretical and empirical methods. Theoretical methods were used to analyze regulatory documents, and empirical methods were used to study the experience of regional systems in organizing scientific and methodological support for teachers. In 2023, the Chelyabinsk Region created the RS NMS, which is a segment of the Unified Federal System of Scientific and Methodological Support. The activities of the RS NMS are aimed at ensuring structural and substantive modernization of scientific and methodological support for teaching staff; introducing mechanisms for supporting and supporting the professional development of teachers; implementing modern approaches to designing the content of additional educational programs. The regional methodological asset is presented in the structure of the RS NMS as a professional and public association of teaching staff of the education system of the Chelyabinsk region (regional methodologists) and carries out activities in three areas: – support for the implementation of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education, taking into account the professional focus of educational programs; – support for the implementation of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education in accordance with the enlarged groups of professions and specialties of Secondary Vocational Education; – support for management activities in professional educational organizations. The program for supporting regional methodologists is the priority areas of methodological work and the activities of the structural divisions of the Chelyabinsk Institute for the Development of Professional Education to implement them. The practice of regional methodological associations of the Secondary Vocational Education system of the Chelyabinsk region, which has developed over more than 20 years, is integrated with modern approaches to scientific and methodological support for teaching staff. Professional development of teachers is carried out by improving formal, non-formal, informal education through the construction of an individual educational route using the Digital Cabinet resource.

Текст научной работы на тему «Сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов системы СПО в Челябинской области: перезагрузка»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 97-105. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):97-105. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.046.4

СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ СПО В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Зинаида Александровна Федосеева, fedoseeva.zinaida@mail.ru

Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается непрерывное профессиональное развитие педагогов с учетом современных требований, акцент в которых сделан на построение единой федеральной системы научно-методического сопровождения (далее — ЕФС НМС) профессионального развития педагогических работников и ее интеграцию с региональной (далее — РС НМС). В федеральных документах определены новые субъекты научно-методического сопровождения педагогов, среди них — региональный методический актив, деятельность которого должна быть интегрирована в ранее действующую региональную методическую систему. Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов. Посредством теоретических методов проведен анализ нормативных документов, с помощью эмпирических изучался опыт региональных систем в части организации научно-методического сопровождения педагогов.

В Челябинской области в 2023 г. создана РС НМС, являющаяся сегментом ЕФС НМС. Деятельность РС НМС направлена на обеспечение структурной и содержательной модернизации научно-методического сопровождения педагогических работников; внедрение механизмов сопровождения и поддержки профессионального развития педагогов; реализацию современных подходов к проектированию содержания дополнительных образовательных программ. Региональный методический актив представлен в структуре РС НМС как профессионально-общественное объединение педагогических работников системы образования Челябинской области (региональных методистов) и осуществляет деятельность по трем направлениям:

- сопровождение реализации ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности образовательных программ;

- сопровождение реализации ФГОС СПО в соответствии с укрупненными группами профессий и специальностей СПО;

- сопровождение управленческой деятельности в профессиональных образовательных организациях.

Программой поддержки региональных методистов выступают приоритетные направления методической работы и деятельность структурных подразделений Челябинского института развития профессионального образования по их реализации.

Сложившаяся за более чем 20 лет практика работы областных методических объединений системы СПО Челябинской области интегрирована с современными подходами научно-методического сопровождения педагогических работников.

Профессиональное развитие педагогов осуществляется путем совершенствования формального, неформального, информального образования через построение индивидуального образовательного маршрута с использованием ресурса «Цифровой кабинет».

Ключевые слова: методическая работа, методический актив, региональный методист, сопровождение методической работы, непрерывное профессиональное развитие педагогических работников

Для цитирования: Федосеева З. А. Сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов системы СПО в Челябинской области: перезагрузка // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 97-105.

© Федосеева З. А., 2024

Original article

THE SUPPORTING CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF THE SECONDARY VOCATION SYSTEM IN THE CHELYABINSK REGION: REBOOT

Zinaida A. Fedoseeva, fedoseeva.zinaida@mail.ru

Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article examines the continuous professional development of teachers taking into account modern requirements, the emphasis of which is on the construction of a unified federal system of scientific and methodological support (hereinafter — UFS SMS) of professional development of teaching staff and its integration with the regional (hereinafter — RS NMS). Federal documents define new entities for scientific and methodological support of teachers, including the regional methodological asset, whose activities should be integrated into the previously existing regional methodological system. The study was conducted using theoretical and empirical methods. Theoretical methods were used to analyze regulatory documents, and empirical methods were used to study the experience of regional systems in organizing scientific and methodological support for teachers. In 2023, the Chelyabinsk Region created the RS NMS, which is a segment of the Unified Federal System of Scientific and Methodological Support. The activities of the RS NMS are aimed at ensuring structural and substantive modernization of scientific and methodological support for teaching staff; introducing mechanisms for supporting and supporting the professional development of teachers; implementing modern approaches to designing the content of additional educational programs. The regional methodological asset is presented in the structure of the RS NMS as a professional and public association of teaching staff of the education system of the Chelyabinsk region (regional methodologists) and carries out activities in three areas:

- support for the implementation of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education, taking into account the professional focus of educational programs;

- support for the implementation of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education in accordance with the enlarged groups of professions and specialties of Secondary Vocational Education;

- support for management activities in professional educational organizations.

The program for supporting regional methodologists is the priority areas of methodological work and the activities of the structural divisions of the Chelyabinsk Institute for the Development of Professional Education to implement them.

The practice of regional methodological associations of the Secondary Vocational Education system of the Chelyabinsk region, which has developed over more than 20 years, is integrated with modern approaches to scientific and methodological support for teaching staff.

Professional development of teachers is carried out by improving formal, non-formal, informal education through the construction of an individual educational route using the Digital Cabinet resource.

Keywords: methodological work, methodological asset, regional methodologist, support of methodological work, continuous professional development of teaching staff

For citation: Fedoseeva ZA. The supporting continuous professional development of teachers of the secondary vocation system in the Chelyabinsk region: reboot. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):97-105. (In Russ.).

Введение

Методические службы в нашей стране действуют почти два столетия, и все эти годы сохраняется их основная миссия — оказание поддержки педагогическим кадрам в их профессиональном развитии.

Профессиональное развитие педагогических кадров и в настоящее время находится в центре внимания государственной образо-

вательной политики, что закреплено многими стратегическими документами и федеральными программами.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ интегрируются общие положения и нормы, регулирующие профессиональное развитие педагогов, определяется их право на профессиональную подготовку, а также регла-

ментируется порядок в отношении дополнительного профессионального образования1.

С целью решения задач повышения качества образования в национальном проекте «Образование» установлены приоритеты профессионального развития педагогических работников на протяжении всей профессиональной деятельности2.

Новым явлением стало построение ЕФС НМС профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров как важного аспекта перестройки системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в Российской Федерации.

Все большее внимание уделяется созданию для педагогов возможностей учиться у коллег, на своем рабочем месте в сотрудничестве с представителями профессиональных сообществ, поэтому активизируется процесс интеграции региональных методических служб с федеральными.

«Перезагрузка» методической службы началась в декабре 2020 г., когда распоряжением Минпросвещения России была утверждена Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с изменениями3.

Именно эти документы определили ориентиры и принципы дальнейшего развития методической службы в системе образования.

1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023; с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.06.2024).

2 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018) // ЮИС Легалакт : сайт. URL: https:// legalacts.ru/doc/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/ (дата обращения: 24.06.2024).

3 Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров : Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16 дека-

бря 2020 г № Р-174 // ЮИС Легалакт : сайт. URL: https:// legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-16122020-n-r-174-ob-utverzhdenii/?ysclid=lxwx5mb2 2w745667701 (дата обращения: 28.06.2024); О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 : Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 № Р-303 // ЮИС Легалакт : сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-15122022-n-r-303-o-vnesenii/

(дата обращения: 27.06.2024).

На круглом столе «Трансформация методической службы в условиях создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров», прошедшем 22 апреля 2022 г, министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил о необходимости возрождения единой методической службы, назвав главным приоритетом ее «сборку» в единую систему и налаживание реального взаимодействия между собой.

По-иному стало рассматриваться содержание термина «методическая служба», поскольку перед системой образования все чаще появляются современные и актуальные вызовы. Поэтому и методист — это не администратор или контролер, а мотивированный на развитие системы образования педагог высшей квалификационной категории, пользующийся уважением и авторитетом среди коллег, понимающий, какими способами можно перенести компетенции педагога в практическую плоскость [1].

На федеральном уровне принят ряд документов, регламентирующих обеспечение перехода к ЕФС НМС: основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ определяют национальную систему учительского роста; Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров4 и Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.5 указывают на то, что в государственной образовательной политике определена новая задача формирования единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

4 О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 : Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 № Р-303 // ЮИС Легалакт : сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-15122022-n-r-303-o-vnesenii/ (дата обращения: 27.06.2024).

5 Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р // Правительство России : официальный сайт. URL: https://www.smoladmin. ru/files/1014/rasp_prrf_22_01688.pdf (дата обращения: 28.06.2024).

Непрерывное развитие профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров рассматривается как образование взрослых, непрерывное профессиональное обучение, совокупности всех учебных действий, реализуемых человеком на протяжении всей жизни и направленных на совершенствование своих знаний, навыков, компетенций [2].

Реальным механизмом формирования эффективной системы непрерывного мастерства руководящих и педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» является переход на новые модели организации научно-методического сопровождения пе-дагогов1.

Все эти документы содержат единые подходы к созданию региональных систем научно-методического сопровождения и определяют новых субъектов научно-методического сопровождения педагогов (мы выделяем среди них региональный методический актив и региональных методистов), деятельность которых должна быть интегрирована в ранее действующую региональную методическую систему. Материалы и методы исследования Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов. Посредством теоретических методов определены проблема и цель статьи, проведен анализ нормативных документов, позволяющий определить задачи деятельности по научно-методическому сопровождению профессионального развития педагогов на современном этапе, изучены опыт региональных систем в вопросах организации научно-методического сопровождения методической деятельности педагогов и организация деятельности регионального методического актива. Эмпирические методы позволили систематизировать результаты работы методической службы системы СПО Челябинской области, выявить особенности направлений деятельности методического актива.

Результаты исследования и их обсуждения С целью развития научно-методического сопровождения педагогических работников в рамках реализации задач единой федераль-

1 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018) // Судебные нормативные акты РФ : сайт. URL: https://sudact.ru/law/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta/ (дата обращения: 24.06.2024).

ной системы научно-методического сопровождения в Челябинской области создана региональная система научно-методического сопровождения педагогов, являющаяся сегментом ЕФС НМС, призванной обеспечить взаимодействие ранее существующих субъектов научно-методического сопровождения педагогов и появившихся вновь.

Основная цель деятельности РС НМС педагогических работников и управленческих кадров в системе образования Челябинской области направлена на создание единых подходов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.

На рис. 1 представлена модель региональной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в системе образования Челябинской области2.

Задачи региональной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в системе образования Челябинской области направлены на обеспечение:

1) структурной и содержательной модернизации региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, отвечающей потребностям развития отрасли как сегмента единой федеральной системы;

2) внедрения действенных механизмов сопровождения и поддержки профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях национальной системы профессионального роста и непрерывного повышения профессионального мастерства;

3) реализации современных подходов к проектированию содержания дополнительных образовательных программ, применению инновационных образовательных технологий и методик.

Решение указанных задач предполагает не только изменение содержания и форм профессионального развития педагогических и управленческих кадров, но и смену методологии их

2 Об утверждении Положения о формировании и деятельности регионального методического актива в системе образования Челябинской области : Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 02/1090 от 24.04.2023. URL: https://minobr74.ru/activity/muko/system/ eduprof/post/273.

Структурная модель РС НМС Челябинской области

Министерство образования и науки Челябинской области

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования

к й

Н и |

и Н

ио О

Коллегия Министерства

Учебно-методическое объединение в системе общего образования

Областной совет по научно-методической

и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования

Координационный совет по оценке качества образования

Региональные образовательные организации дополнительного профессионального образования, центры, созданные в рамках федеральных проектов

Муниципальные организации

ГБУ ДПО ЧИРО — координатор РС НМС

Образовательные организации дополнительного _профессионального образования_

ГБУ ДПО ЧИРПО

ОГБУ ЧЦОПМКП

Методические службы

§ 8

Ьг О

ч и

Ь Й

с и

© и

а Б с

о О

ч

Образовательные организации

Образовательные организации профессионального образования

Общеобразовательные организации

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно- I педагогический университет — научно-методический центр сопровождения педагогических работников

Организации дошкольного образования

Образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей н направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»

Пр о ф ессн о на льны е (пед а гогн ческне) объединения и сообщества

Региональный методический актив

Региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организации дополнительного образования

Профессиональные образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 44.00.00 «Образование н педагогические науки»

Образовательные агломерации по эффективному управлению качеством образования

ФИП/РИП

Методические объединения, в том числе сетевые

Региональный информационный ресурс

Рис. 1. Модель региональной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в системе образования Челябинской области

научно-методического сопровождения на основе проявляющихся приоритетов.

Структура деятельности РС НМС применительно к системе профессионального образования включает в себя субъекты обеспечения деятельности (Коллегия, Областной совет по научно-методической деятельности в системе СПО, Координационный совет по оценке качества образования), объекты сопровождения деятельности (образовательные организации, выполняющие функции ДПО, профессиональные объединения и сообщества, выполняющие методические функции, — экспертное сообщество, РИП, сетевые методические объединения педагогов), и в 2023 г. с учетом рекомендаций федеральных нормативных документов был создан региональный методический актив1.

Региональный методический актив — это профессионально-общественное объединение педагогических работников и управленческих кадров системы образования Челябинской области, осуществляющее сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, оказывающее адресную методическую поддержку в разработке инди видуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающее и распространяющее информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, а также осуществляющее координационную и экспертную работу по учебным предметам, предметным областям, направлениям педагогической и управленческой деятельности2.

Функции регионального методического актива реализуются в «горизонтальном обучении» педагогических работников и управленческих кадров — обучении внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров, содействии устранению дефицита профессиональных (педагогических)

1 Об утверждении Положения о формировании и деятельности регионального методического актива в системе образования Челябинской области : Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 02/1090 от 24.04.2023. URL: https://minobr74.ru/activity/muko/system/ eduprof/post/273.

2 О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 : Распоряжение Минпросвещения России от 15.12.2022 № Р-303 // ЮИС Легалакт : сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-15122022-n-r-303-o-vnesenii/ (дата обращения: 27.06.2024).

компетенций и выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов как комплекса мероприятий, основанных на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования и учитывающих актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования [3].

Основная роль регионального методического актива заключается в оказании помощи педагогическим и руководящим работникам по реализации основных направлений методической работы.

Мы рассматриваем методический актив как профессиональное сообщество, состоящее из педагогов с высоким уровнем предметных и методических компетенций, способных к субъектной организации профессионально-педагогической деятельности. Методический актив представляет собой «методический ресурс» для региональной системы научно-методического сопровождения, а для системы образования он может рассматриваться с позиций человеческого капитала [4].

В системе среднего профессионального образования более 20 лет функционируют областные методические объединения, по сути, выполняющие функции, аналогичные вновь созданному региональному методическому активу.

В соответствии с этим важной задачей становится встраивание работы регионального методического актива в действующую систему научно-методического сопровождения педагогических и руководящих работников.

Методическая работа педагогических работников профессиональных образовательных организаций Челябинской области выстроена как процесс формального, неформального и ин-формального образования, представленного многообразием форм и направлений в содержании дополнительного профессионального образования.

Формальное образование базируется на традиционной системе повышения квалификации, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В основу неформального образования положена организация методической деятельности

педагогических работников посредством включения их в различные объединения. Инфор-мальное образование представляет собой самообразование с помощью научно-методических изданий, методических материалов, лучших педагогических практик и т. д. [2].

В современных исследованиях организация деятельности методического актива рассматривается по принципу распределенной системы методического сопровождения педагогов. Как отмечает Н. П. Эпова, «такая модель предполагает распределение полномочий между представителями актива, учителями-предметниками, которые выступают носителями методической культуры и транслируют ее в педагогическом сообществе» [5, с. 22].

В исследовании отмечается, что управлять системой методического сопровождения можно при условии сотрудничества региональных методистов и созданных в субъектах Центров непрерывного профессионально-педагогического мастерства (далее — ЦНППМ).

Однако деятельность ЦНППМ не охватывает методическим сопровождением педагогов системы СПО Челябинской области, поскольку оно много лет обеспечивается через деятельность областных методических объединений, сформированных по укрупненным группам профессий и специальностей, циклам дисциплин общеобразовательной подготовки и категориям управленческой деятельности. Всего создано 19 таких сообществ. В состав областных методических объединений входят педагоги и управленцы — носители лучших практик в своем направлении. Сформированное таким образом сообщество педагогов по своей сути и выполняет функции регионального методического актива.

В соответствии с региональными документами состав регионального методического актива в системе среднего профессионального образования Челябинской области объединен в 3 группы, представителями которых стали 19 региональных методистов по следующим направлениям:

- сопровождение реализации ФГОС среднего общего образования с учетом профессиональной направленности образовательных программ;

- сопровождение реализации ФГОС среднего профессионального образования в соответствии с укрупненными группами профессий и специальностей СПО;

- сопровождение управленческой деятельности в профессиональных образовательных организациях СПО.

В функционал регионального методиста наряду с выявлением и распространением лучших практик педагогической деятельности входит оказание методической помощи педагогам, обучающиеся которых демонстрируют низкие образовательные результаты, оказание помощи в случае выявленных дефицитов.

Для каждой категории педагогических работников региональный методист с учетом запросов и потребностей педагогов организует методические мероприятия, направленные на ликвидацию дефицитов профессиональных компетенций, обеспечивает непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов по данным направлениям, т. е. составляет «дорожную карту» методического сопровождения педагогических работников и формирует индивидуальный образовательный маршрут.

Программой поддержки региональных методистов выступают приоритетные направления методической работы в системе профессионального образования Челябинской области, ежегодно утверждаемые приказом Министерства образования и науки Челябинской области, и деятельность структурных подразделений Челябинского института развития профессионального образования по реализации приоритетных направлений методической работы.

Проводимые в рамках методической деятельности мероприятия и авторские разработки педагогов — членов регионального методического актива, материалы, подготовленные сообществом, доступны для широкого практического использования и размещены на региональном электронном образовательном ресурсе «Виртуальный методический центр».

В рамках организации деятельности регионального методического актива на федеральном портале созданы цифровые кабинеты, оператором которых выступает Академия Минпросве-щения РФ.

Каждый региональный методист должен организовать работу с педагогами по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута через цифровой кабинет по развитию их профессионального мастерства, в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. На каждого регионального методиста возлагается ответственность по организации сопровождения одного педагога от каждой образовательной организации (в среднем это до 45 педагогических работников). Квота, установленная федеральными рекомендациями, составляет до 250 человек. Каждый педагог, входящий в состав регионального методического актива,

транслирует эту деятельность педагогам своей образовательной организации, т. е. по сути является проводником идей регионального уровня.

Таким образом, сложившаяся за более чем 20 лет практика работы областных методических объединений системы СПО Челябинской области может быть интегрирована с современными подходами научно-методического сопровождения педагогических и руководящих работников.

Заключение

Основным приоритетом государственной политики РФ в отношении профессионального развития педагогических кадров выступает создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров, которая включает в себя региональные сегменты.

Среди актуальных проблем, затрудняющих научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических кадров, отмечается отсутствие единого подхода к организации деятельности научно-методических служб по сопровождению педагогических работников на региональном уровне, что влечет за собой создание новых субъектов и механизмов их взаимодействия.

Установлено, что работа ЕФС НМС строится в соответствии со стоящими перед сферой образования приоритетными задачами; ориентацией и оперативным реагированием на про-

фессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования. Механизмом деятельности при этом выступает сетевое взаимодействие.

В качестве основных путей профессионального развития педагогических работников рассматривается совершенствование системы формального непрерывного профессионального образования; использование ресурсов неформального и информального непрерывного профессионального образования и построение на их основе индивидуальных образовательных маршрутов через взаимодействие в цифровом кабинете методиста.

Новым субъектом непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих кадров образования выступает методический актив.

Перспективным продолжением исследования будут задачи:

- по изучению процессов становления творческого потенциала региональных методистов;

- выявлению оптимальных стадий профессионального мастерства региональных методистов как профессиональной группы;

- созданию методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и группой.

Список источников

1. Возрождение методических служб: единая система и реальное взаимодействие // Время образования: журнал Государственного университета просвещения. 2022. 28 авг. URL: https:// vo.apkpro.ru/vyipuski/avgust-2022/vozrozhdenie-metodicheskix-sluzhb-edinaya-sistema-i-realnoe-vzaimodejstvie/ (дата обращения: 27.06.2024).

2. О системе непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования Челябинской области / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич, З. А. Федосеева. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 8. С. 72-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?ysclid=lxy7f9jrlw399835189& id=36333593 (дата обращения: 26.06.2024).

3. Золотарева А. В., Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Обеспечение единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: возможности и риски // Образование и наука. 2023. № 25 (9). С. 12-43. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3369 (дата обращения: 26.06.2024).

4. Куликова С. В., Кузибецкий А. Н., Гончарук О. В., Карпова О. С. Управление деятельностью муниципальных методических служб в условиях развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. 2023. № 10 (183). С. 16-23. URL: https://sciup.org/upravlenie-dejatelnostju-municipalnyh-metodicheskih-sluzhb-v-uslovijah-razvitija-148327483?ysclid=lxy7c3fyg120822345 (дата обращения: 28.06.2024).

5. Эпова Н. П. Региональный методический актив: подходы к формированию и обеспечению деятельности // Педагогический имидж. 2024. Т. 18, № 1. C. 104-122. DOI 10.32343/24095052-2024-18-1-104-122 (дата обращения: 24.06.2024).

References

1. Revival of methodological services: a unified system and real interaction. Vremja obrazovani-ja: zhurnal Gosudarstvennogo universiteta prosveshhenija = Time of education: journal of the State University of Education. 2022; 28 aug. URL: https://vo.apkpro.ru/vyipuski/avgust-2022/vozrozhdenie-metodicheskix-sluzhb-edinaya-sistema-i-realnoe-vzaimodejstvie/. (In Russ.).

2. Sichinsky EP, Stashkevich IR, Fedoseeva ZA. On the system of continuous professional development of employees of secondary vocational education of the Chelyabinsk region. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Gumanitarnye nauki = Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2018;(8):72-75. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?ysclid=lxy7f9jrlw399835189&id=36333593. (In Russ.).

3. Zolotareva AV, Bayborodova LV, Gruzdev MV, Kharisova IG. Ensuring the unity of the federal system of scientific and methodological support for the professional development of teaching staff: opportunities and risks. Obrazovanie i nauka = Education and Science. 2023;(25(9):12-43. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3369. (In Russ.).

4. Kulikova SV, Kuzibetsky AN, Goncharuk OV, Karpova OS. Management of the activities of municipal methodological services in the context of the development of a regional system of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. Series: Pedagogical Sciences. 2023;(10(183):16-23. URL: https://sciup.org/upravlenie-dejatelnostju-municipalnyh-metodicheskih-sluzhb-v-uslovijah-razvitija-148327483?ysclid=lxy7c3fyg120822345. (In Russ.).

5. Epova NP. Regional methodological asset: approaches to formation and support of activities. Pedagogicheskij imidzh = Pedagogical image. 2024;18(1):104-122. DOI 10.32343/2409-5052-202418-1-104-122. (In Russ.).

Информация об авторе

З. А. Федосеева — проректор по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author

Z. A. Fedoseeva — Vice-Rector for Academic and Methodological Work, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.06.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 28.06.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.